К году многие дети начинают разговаривать и понимать
речь взрослых на слух.
Дети адекватно воспринимают
речь взрослого, учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине.
Большую часть из них ребёнок слышит из устной
речи взрослого, который через художественное слово поддерживает интерес детей, обогащает представления, активизирует воображение ребёнка.
Развитие речи детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ребёнок невольно усваивает неряшливую манеру
речи взрослых.
Один из ранних этапов развития речи ребёнка, переходный к овладению
речью взрослых, называется детской автономной речью.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вдеться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хотя поначалу у них ещё не возникает стойкого ощущения, что ребёнок не понимает обращённую контекстную
речь взрослого.
При разговоре с маленьким ребёнком следует соблюдать правила – это помогает сделать
речь взрослого понятной для малыша, а также активизировать собственную речь ребёнка.
Когда в
речи взрослого человека появляются фразы а-ля: «Вот молодёжь нынче пошла», «То ли дело мы», «Я-то в советские времена о-о-о».
Вместе с тем, многие трудности ребёнка в понимании
речи взрослых и, особенно в овладении чтением и письмом, зависят от того, насколько он овладел умениями – вычленять языковые явления как самостоятельные, употребления, не связанные с контекстом.
Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании детьми
речи взрослых.
У детей слабо выражено стремление подражать
речи взрослого: интонационной, ритмической, звукопроизносительной её стороне.
Услышав
речь взрослого мужа, никто не посмел отказать ему.
Дети с предпочтением второй стратегии легко копируют
речь взрослых, передавая слоговую структуру слов и интонацию фраз.
Ласковый тон, правильная
речь взрослого (без антропоморфизма, то есть очеловечивания) – это пример для ребёнка в его будущем взаимодействии с природой.
Поскольку они справляются и с повторением незнакомых слов (Доброва 2009), они более точно передают и грамматические элементы
речи взрослых, которые могут нести или не нести для них грамматическое значение.
Ощупывая и произнося изолированные звуки, ребёнок ясно обнаруживает дефекты произношения,происходящие или от неполного развития органов речи, от неправильного повторения звуков, или же от подражания дурной
речи взрослых.
Свойство маленьких детей схватывать из
речи взрослых отдельные слова не по смыслу, а по звукам, поразившим их слух, – знает каждый человек, наблюдающий маленьких детей, а также по воспоминаниям своего собственного раннего детства.
Медленная
речь взрослого даёт возможность малышу «переработать» услышанное.
В разговорной
речи взрослых, беседующих между собой или с ребёнком, используется в среднем порядка 5000 слов.
Нужно строить общение так, чтобы
речь взрослого постепенно усложнялась, а речь ребёнка совершенствовалась.
Несмотря на краткость текста, в книжке-картинке всё равно содержится больше редких слов, чем в обыденной
речи взрослого и ребёнка.
Внешняя речь ребёнка с течением времени превращается во внутреннюю
речь взрослого, окружающая действительность отображается на внутреннем плане в виде образов.
Дети наблюдают за взрослыми и начинают повторять: ритуалы, манеры поведения, тембр речи (в случае с малышами – подражание громкости звука
речи взрослых).
С помощью этого микрофона ребёнок лучше и отчётливей слышит свою собственную речь и со временем сможет корректировать её, подстраивая под образец
речи взрослого; так действует обратная слухо-речевая связь.
Речь взрослого важнее любого методического пособия.
Хотя
речь взрослого насыщена словами, обозначающими свойства предметов, не нужно требовать от ребёнка их называния.
Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная
речь взрослого.
С целью преодоления ситуационности
речи взрослые должны общаться с детьми не только по поводу наглядной ситуации, но и беседовать о том, что они не воспринимают в данный момент (о том, что было вчера, будет завтра, и пр.).
Если раньше о понимании ребёнком
речи взрослого приходилось судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит названную взрослым игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Характер восприятия значительно изменяется под влиянием
речи взрослого.
Эмоциональная
речь взрослого может вызывать улыбку.
Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ по причине сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной
речи взрослого.
В этом и только в этом кроется настоящий смысл покаянной
речи взрослого. И ваше прощение – это прежде всего беседа, в которой нуждаетесь вы оба.
На глазах кристально-чистые детские слёзы, в голове мысли и сто раз перечитанная
речь взрослым: а что же произошло; зачем полез сам и испачкался; почему плачешь и т.д.
Простые объяснения в этом возрасте ещё мало помогают, важна именно
речь взрослого, включённая в ситуацию совместного действия.
Ведь дети рождаются, не зная языка родителей, а учатся говорить на нём, слушая и перенимая
речь взрослых.
Нас буквально вынуждают постоянно не чувствовать себя – сидеть ровно на протяжении длительного времени, даже если нам этого не хочется, слушать чужие, не всегда умные
речи взрослых и буквально вдалбливается нам то понимание, что учитель или взрослый всегда прав.
До войны мне было 2,5 года и по воспоминаниям мамы я так хорошо говорила по-украински, что поправляла
речь взрослых, но в 4года к её удивлению я уже не знала ни слова из прежней речи.
В четыре месяца активно воспринимает ласковую
речь взрослых.
Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребёнка, но и более полному осознанию им содержания
речи взрослого, формированию умения выражать своё отношение к предмету разговора.
Как лексикон, так и грамматикон складываются сначала именно в процессе восприятия
речи взрослых носителей языка, а только затем, заняв определённое место в формирующейся языковой системе ребёнка, могут использоваться и при её порождении.
Рассуждая о соотношении подражания и творчества при усвоении языка, он блестяще продемонстрировал, как нерасторжимо слито одно и другое, показал, как велика речевая одарённость ребёнка, способного на основании анализа
речи взрослых осваивать языковые модели и правила.
Основное звено в создании этого механизма – формирующееся на основе анализа
речи взрослых умение вычленять в составе словоформ значащие части, чувствовать функции словообразовательных и словоизменительных аффиксов и правила их употребления.
Речевые инновации – неизбежные спутники его продвижения на этом пути, они свидетельствуют о том, что он не просто перенимает, а именно самостоятельно конструирует свою собственную языковую систему, добывая из
речи взрослых языковые единицы и правила их использования и образования.
На данном этапе развития науки оказываются необычайно важны не разрозненные факты речи разных детей, но материал, полученный в результате case studies, – тщательно зафиксированная в течение ряда лет речевая продукция отдельных детей, а также сведения о том, как ребёнок воспринимает речь других людей, как развивается его языковая рефлексия, каковы особенности
речи взрослых, которую он слышит, и многое, многое другое.
Даже речь её –
речь взрослого образованного человека, а не молодёжный сленг – всякие словечки проскакивали лишь изредка, – была странной и никак не вязалась с обликом этого существа.
Кроме того, детские уловки и ухищрения нередко строятся на манипуляциях самим языком. Излюбленный приёмчик – буквальный перевод
речи взрослых.
Вначале ребёнок улыбается, слушая
речь взрослых.
Во втором полугодии в лепете появляются интонации, мелодический рисунок и звукосочетания, что в фонетическом плане напоминает
речь взрослых, – экспрессивный жаргон (фр. jargon – характерная речь какой-либо социальной или профессиональной группы людей; то же что арго, сленг).