Дети могут все!

Олег Раин

Книга детского писателя Олега Раина «Дети могут все» продолжает начатую ранее серию «Все дети – Гении». В ней автор также рассуждает о проблемах воспитания детей, о промахах и находках современной педагогики, о несправедливо забытых новациях, на множественных примерах доказывая, что человеческий талант – вовсе не физическая аномалия и не роковое отклонение, а счастливая и замечательная норма. Книга адресована родителям, педагогам и всем неравнодушным читателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети могут все! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1 Наши неизбежные ошибки

«Если вам посчастливилось сохранить в себе душу ребенка, тогда самое лучшее в вашей жизни еще впереди».

Софи Лорен

Как шутят иные «мудрецы», лучший способ совладать с проблемами детей — это не заводить их вовсе. Отнесем данное изречение к советам законченных пессимистов. Более того, посочувствуем им, поскольку дети — та самая гиря, что нередко уравновешивает наши разболтанные чаши весов, что в самом буквальном смысле слова делает нас вечными и легче легкого напоминает о той поре, когда ощущение счастья могло начинаться с самого утра — просто так, беспричинно и потому особенно остро.

Так уж получается, что дети нередко олицетворяют собой нашу не реализованную мечту, отсюда и первая конфликтная вилка, распутье с отсутствующими указателями. С одной стороны мы любим их и желаем им счастья — их собственного, данного правом рождения. С другой мы желаем счастья и себе — уже опосредованно через судьбы детей, того самого, что живой нитью проходит через все их радости, достижения и успехи. И далеко не факт, что эти два пожелания по жизни будут совпадать и идти рука об руку. Счастье в нашем понимании может существенно розниться с их счастьем, и в итоге — конфликты, страдания и неизбежные ошибки.

Собственно, это нам и следует стоически признать: как ни печально, но родители просто обречены на ошибки. Не скажу, что это нормально, но это естественно. Коль скоро ошибки совершают в самых продвинутых педагогических учреждениях, не следует удивляться и ошибкам в семье. Ни один самый мудрый и совершенный человек не проживает жизнь без ошибок, а уж в науке воспитания без них обойтись просто невозможно. Однако истинная мудрость в том и заключается, что одних ошибки учат, других нет. Кем-то ошибки воспринимают как урок и свидетельство истины, другими — как досадный просчет, как помеха и откровенное несчастье. Соответственно и реакция у людей чрезвычайно разная: первые делают выводы и в итоге позитив обретенного опыта преобладает над негативом промаха, вторые не извлекают из происшедшего ничего кроме негатива, испытывая злость, бешенство и обиду на судьбу. А ведь еще Конфуций утверждал: «Если мы ненавидим, значит, нас победили». И это действительно так: негодуя, ругаясь, лихорадочно отыскивая виноватых, мы, в сущности, констатируем собственное поражение. И если ошибки совершаются в воспитании, то жертвами (да и виноватыми) становятся, конечно, и наши дети. Да, можно досадовать, рычать, горько сетовать, но результатом ошибки является в первую очередь не наше испорченное настроение, а рана нанесенная ребенку. А потому делаем для себя выводы. Итак:

Никто не застрахован от ошибок! Результат можно и нужно исправлять, а если не исправлять, то корректировать, минимизируя потери и смягчая психологические травмы.

Каким образом? Самым простым и доступным. Прежде всего — ушат холодной воды на гудящую голову, на кипящие нервы. Свои, разумеется. А уж после этого попробовать спокойно рассудить, что же именно произошло, стоило ли так распаляться и главное — постараться поставить себя на место ребенка, взглянуть его глазами на себя — взрослого, «все на свете знающего и делающего, без сомнения, правильно». И это действительно так: для маленьких детей мы — хозяева и боги. Нам ВЕРЯТ, и это накладывает воистину космические обязательства. Ребенок сделал что-то не так, получил выволочку, но задним числом вы поняли, что погорячились. Ну, правда, не стоила та случайно разбитая тарелка, поцарапанная столешница или испачканная рубашка столь грозной отповеди, шлепков и затрещин. Сто раз не стоила! Поскольку в основе подобных проступков кроется не желание напакостить, а маленький исследовательский подвиг, пусть неумелая, но инициатива. И смотрите, как переворачивает всё наш незамысловатый анализ! Вместо виноватого ребенок становится естествоиспытателем в новом для себя мире, почти героем. А что делаете вы? Сначала по запальчивости наказываете его, потом угрюмо молчите, осознав свой промах. Но это не промах, это без малого должностное преступление, и счастье, что ребенок этого не понимает. Кредит его доверия к родителям в первые годы воистину огромен. И, принимая любые наказания как должное, он продолжает нам верить, продолжает прощать. Так уж они устроены — наши маленькие ангелы — спокойные и гиперактивные, говорливые и бессловесные, веселые и серьезные.

Никто не обещал нам покоя, когда мы заводили семью, а потому смиритесь и умудрено надевайте на шею положенный природой хомут. Подойдите к вашему чаду, присядьте рядом, обнимите и спокойно разъясните, что же все-таки случилось. Разбилась тарелка, сломался упавший телефон, пролитый кофе залил принесенный с работы доклад, а ядовитого цвета маркер с обоев уже не смыть… Да, неприятно, но не катастрофично. Переживем, и в следующий раз будем чуть умнее, чуть осторожнее. И на самом деле, он — молодец, которым вы гордитесь. А за первоначальную выволочку вам стыдно. Поскольку вы ошиблись и погорячились. Это не формализованное извинение, это беседа и диалог. Ребенок, возможно, поймет лишь кроху из того, что вы скажете, но эта кроха будет самая важная. Это будет бальзам, который целительным образом заживит его рану, вновь сделав вас друзьями и союзниками. И посему

Никогда не стесняйтесь извиняться перед детьми! В любом возрасте, в любой ситуации…

В сознании ребенка виноватых в подобных ситуациях не должно быть. Почему? Да потому что очень уж это опасная привычка — находить «стрелочников» и «козлов отпущения». И складывается эта привычка в самом раннем возрасте. Однако «не суди, да не судим будешь» — и говорились эти слова именно для таких вот немудреных историй. Ведь суть не в том, что сначала провинился он, а потом — вы, суть в том, что нельзя искать крайних. Все, что от нас требуется, это вновь терпеливо выстроить мостик любви, а недавнюю «трагедию» превратить в нечто полезное и поучительное для вас обоих. Помните:

Ребенок слышит не слова и не смысл, он слышит мелодию вашего настроения, эмоциональные волны, которые от вас исходят.

В этом и только в этом кроется настоящий смысл покаянной речи взрослого. И ваше прощение — это прежде всего беседа, в которой нуждаетесь вы оба.

До сих пор помню, как наша директор на глазах всей школы обняла девятиклассника, обвиненного до этого в не самом благовидном проступке. Твердо, но вежливо ученик доказал свою невиновность, и у директора хватило мудрости, чтобы не разыгрывать оскорбленную невинность. Директор не стала защищать честь мундира и доказывать, что взрослые никогда не ошибаются. Расчувствовавшись и открыто признав свое заблуждение, она из неправедного прокурора, одномоментно превратилась для всех нас в нормального человека способного на добрые и отважные поступки. Выиграла ли она в наших глазах? Безусловно! Иначе и быть не могло.

Человек, умеющий признавать собственную неправоту, достоин уважения. Велик тот педагог, что способен попросить прощения у ученика…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети могут все! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я