Очень важным периодом для развития
речи ребёнка являются три первых года.
По особенностям развития связной
речи ребёнка можно также судить и о степени познания им всех лексико-грамматических закономерностей родного языка.
Поэтому, чтобы
речь ребёнка развивалась, необходимо удовлетворять вполне потребность маленького человека в общении.
Неблагоприятное влияние на формирование
речи ребёнка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей.
Итак, на втором году жизни в
речи ребёнка раннего возраста происходит ряд изменений, о которых желательно иметь представление как родителям, так и педагогам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переконструирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Рассуждая о речевом развитии ребёнка, необходимо вспомнить также и об эгоцентрической
речи детей.
Постепенно звукоподражаний в
речи ребёнка становится всё меньше, а фразы становятся развёрнутыми.
К 3–4 годам
речь ребёнка уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.
Логопед сделает диагностику всех сторон
речи ребёнка, при необходимости назначит дополнительные обследования и составит план коррекционных занятий.
Именно с помощью
речи ребёнок усваивает систему ценностей, которая определяет его поведение в течение всей жизни.
На 6–7-м году жизни происходит совершенствование диалогической и монологической
речи ребёнка.
К четырём годам совершенствуется
речь ребёнка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. Грамматически правильно построены фразы.
Помните! Учить буквам ребёнка стоит только после запуска устной речи. Абстрактная символика букв не поможет разговорной
речи ребёнка.
Однако задолго до овладения
речью ребёнок уже прекрасно владеет способностью общаться с окружающими на языке эмоций.
На втором году жизни
речь ребёнка продолжает совершенствоваться, становясь более и более понятной не только для близких ему людей, но и для посторонних.
Как слышит и как понимает
речь ребёнок с кохлеарным имплантом?
Важно понимать, что развитие
речи ребёнка зависит от того, как ведёт себя близкий взрослый, как активно он общается с малышом.
Затем следует второй период – от 1года 10 месяцев до 3-х лет – период усвоения грамматической структуры предложения, во время которого в
речи ребёнка формируются всевозможные простые и сложные предложения.
Однако у детей 1,5–2,5 лет существуют, по-видимому, более простые формы произвольного поведения, так как внутренняя
речь ребёнка ещё недостаточно созрела, а произвольные действия осуществляются.
Когда я консультировала родителей двухлеток, наше внимание было сосредоточено на принципах включения устной
речи ребёнка.
Я постараюсь не только дать вам игровые приёмы для активизации
речи ребёнка, но и объяснить механизмы формирования речи.
Не стоит надеяться на помощь извне – очень много для развития
речи ребёнка можно сделать в семье посредством речевого общения и организации речевых занятий в домашних условиях.
На данном материале легко развивать
речь ребёнка: отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, восстанавливать и исправлять тексты, готовить пересказ по вопросам, чётко произносить предложенные скороговорки, подбирать подходящее слово в стихотворение, где перепутаны слова.
Необходимость обогащения
речи детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой подтверждают и результаты опроса воспитателей и студентов – будущих педагогов дошкольного образования, которые подчёркивают её значимость для эмоционального развития и нравственного воспитания ребёнка.
К годовалому возрасту в
речи детей появляются первые слова.
Вопросы обогащения
речи детей словами, выражающими чувства, эмоции и отношения, требуют дальнейшей разработки, поскольку имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приёмы, направленные на формирование умений адекватно использовать эмоционально-оценочную лексику в практике речевого общения с взрослыми и сверстниками.
Если особенности
речи детей второй группы известны и работу по расширению словаря ведут и учителя и логопеды, то над развитием образной сферы, расширением и уточнением зрительных и зрительно-пространственных представлений работают единицы специалистов.
Будет учить рассматривать картинки и сравнивать реалистично изображённых животных между собой, введёт в активную
речь детей новые слова, будет побуждать их к диалогу, подводить к обобщению: «мама есть у каждого малыша»; закрепит это обобщение в игровых сюжетах («семья животных», «уход человека за семьёй животных»).
Воспитатель обогащает
речь детей новыми словами (весна, мимоза) и словосочетаниями (пришла весна, цветы мимозы, мамин праздник и др.).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной
речи детей.
Период автономной
речи ребёнка (слова ребёнка характеризуются максимальной степенью обобщённости, включая в себя смысл предложения).
Выбранные нами для рассмотрения методы и технологии психолингвистического исследования содержат те предметно-методические знания, которые составляют основу подготовки специалиста, занимающегося формированием и коррекцией
речи детей и взрослых.
Степень понимания
речи ребёнком определяется прежде всего тем, в каком возрасте он потерял слух: до или после овладения речью.
Отработав правильную постановку звука на занятиях, в повседневной
речи ребёнок может продолжать допускать ошибки в уже отработанном звуке.
Причинные связи в
речи ребёнка обычно отсутствуют, связь «потому что» или «вследствие того» заменяется союзом «и» или аналогичным по значению словом – «я пошёл гулять, потом пошёл дождь, потом я промок».
Только совокупное влияние всех заданий и упражнений активизирует
речь ребёнка, «растормаживает» её, побуждает ребёнка повторять звуки, слоги, слова, предложения.
Уточнять и активизировать в
речи детей названия разнообразных предметов.
Аудиоматериалы:записи
речи детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, аудиозаписи исполнения различных произведений для детей мастерами художественного слова.
Анализ психологической структуры усвоения орфографии учениками начальных классов, а также учёт закономерностей развития
речи детей позволяют выделить психологические предпосылки, обусловливающие овладение орфографическими навыками.
Например, для развития
речи ребёнка очень важна моторика.
Авторы не видят смысла в долгих и пространных объяснениях возможных причин и негативных факторов, которые оказали «тормозящее» влияние на становление экспрессивной
речи ребёнка.
От дыхания зависит начало
речи ребёнка.
Сначала поверив авторам этой книги «на слово», а затем проверив их выводы собственными данными (спонтанная
речь детей и многочисленные эксперименты), я надолго увлеклась сопоставлением речи так называемых референциальных и экспрессивных детей.
Развитие связной
речи ребёнка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.
Также задачи развития
речи детей решаются и в других образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Такова, к сожалению, общая тенденция в изучении
речи детей – не только в работах, посвящённых социолингвистическим проблемам, связанным с детской речью.
Одним из нетрадиционных приемов по развитию моторики и
речи ребенка служат игры с шариками и камешками марблс, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов и психологов.
При помощи
речи ребёнок выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания.
Для развития
речи ребёнка обязательно нужно разговаривать с ним и слушать его ответы.
Негативными факторами для развития
речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребёнка.