Четвёртый этап
развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.
Цель данной статьи – рассмотреть разные грани феномена постмодернизма, представить основные постмодернистские концепции и очертить перспективы
развития психологии в постмодернистском контексте.
История
развития психологии как науки свидетельствует о том, что знание о предметной области психологии непосредственно связано с естественно-научными, социальными и техническими науками.
Человеческое бытие является неотъемлемой частью мира человека, а психология человеческого бытия – логичным продолжением и
развитием психологии субъекта.
Поэтому изучение умственной работы полководца имеет, по мнению автора, не только практический, но и научный интерес, является одним из оснований
развития психологии мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: канцерогенез — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
До сих пор существуют причины, которые оказывают неблагоприятное влияние на
развитие психологии спорта.
На практике современный уровень
развития психологии вряд ли позволяет провести исчерпывающий анализ этих факторов.
Интенсивное
развитие психологии сделало возможным появление смежных областей знания на стыках с другими науками.
Таким образом, разносторонний анализ аффордансов может внести существенный вклад в формирование и
развитие психологии возможного.
На определённых этапах
развития психологии можно проследить тенденции к упрощению сложного поведения, и это – ранний пример данного явления.
Потребность обращения к другим наукам является результатом внутренних закономерностей
развития психологии и тем самым характеризует её современный этап и состояние.
Если раньше (в 1930–40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то теперь (в 1950-е г.) в работах «Бытие и сознание», «Принципы и пути
развития психологии» оно соотносится с понятием детерминизма.
Отказ от господствовавшего в эмпирической психологии метафизического образа мышления, его преодоление есть необходимое условие дальнейшего
развития психологии; вместе с тем это не обозначает собой отрицания её реальных научных завоеваний.
Темп
развития психологии личности станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности – проблему «Я».
Причина не решаемости проблем своеобразия «живой» психики – в тенденциях
развития психологии, в её специфической истории.
Проведённый авторами анализ книг и периодических изданий (психологических и непсихологических), рассмотрение основных направлений
развития психологии военного времени, позволил выявить ряд важных моментов.
Организационно этому донаучному периоду
развития психологии соответствовал монастырский период психиатрии, когда государство, не имея психиатрических больниц и врачей-психиатров, возлагало на монастыри призрение психически больных («бесных», «безумных», слабых умом, слабоумных), наряду с другими убогими людьми («хромцы», «слепцы» и др.).
Такая версия не поддерживается последующим
развитием психологии.
Движение системы «теория – эксперимент – практика» является необходимым условием
развития психологии, обеспечивающим непрерывное расширение объёма совокупного знания, смену его форм и типов.
Его книга «Многообразие религиозного опыта» оказала значительное влияние на
развитие психологии религии.
Дальнейшее историческое
развитие психологии как самостоятельной науки было во многом связано с отвоёвыванием у философии вышележащих уровней психологического знания: от простых ощущений к целостным видам восприятия, от механической памяти к опосредствованной, от элементарных мыслительных операций к сложным моделям интеллекта и, наконец, от исследования отдельных поведенческих актов к комплексным, системным проблемам личности.
Им была разработана также первая программа
развития психологии как экспериментальной дисциплины, выдвинута и глубоко обоснована идея объективного изучения внутреннего мира человека [16; 37].
Признано, что невозможно
развитие психологии как частной науки, без определения общего понятия человека.
Блонский призывал к реформированию науки, доказывал, что прогресс в
развитии психологии связан прежде всего с освоением ею марксизма: «Научная психология ориентируется на марксизм» [там же, с. 34].
Парадоксальность, противоречивость и трагичность его судьбы заключалась в том, что его идеи, с одной стороны, опережали уровень философско-психологического мышления эпохи, были недостаточно поняты во всей своей глубине, с другой стороны, они внедрялись им и его трудами, организационной и педагогической деятельностью в бытие современной ему психологической науки, воспринимались и реализовывались психологами как «общенародное» знание, служили
развитию психологии как науки в целом.
Значительное, хотя и не решающее, влияние на
развитие психологии могут оказать религия (особенно по линии практического опыта), искусство и литература, которые несут целостный взгляд на человека, а по глубине раскрытия внутреннего мира личности и способам воздействия на него существенно опережают академическую науку и строящуюся на её основе общественную практику.
Он связал эти процессы с деятельностью мозга и тела человека в целом, задав тем самым серьёзный вектор
развития психологии как научной дисциплины.
Поскольку конкретные исследования 50 лет, изложенные в данной монографии, являются развитием дифференциальной психофизиологии для фиксации законов зарождения и
развития психологии целостной индивидуальности, я посчитала необходимым уже в предисловии к книге ответить на вопрос, поставленные в названии главы.
Здесь также следует сказать, что за несколько лет своего
развития психология сильно изменилась.
На этом втором этапе
развития психологии мотивации, который можно назвать антропологическим, психология мотивации фактически совпадает с психологией личности.
В ходе
развития психологии как науки на первых порах ученые-лексикографы, а позднее и психологи начали изучать определённые свойства человеческой психики, в частности, эмоции.
Огромное значение для формирования новой научной картины мира имело также бурное
развитие психологии, психоанализа и лингвистики.
Тем не менее естественнонаучная методология придала мощные импульсы
развитию психологии в качестве эмпирической науки.
Фактически эта книга содержит поэтому информацию не об одном отдельном виде мотивации, а об основной линии
развития психологии мотивации с 1940-х годов и по сегодняшний день.
Уже на ранних этапах
развития психологии учёные говорили о том, что рациональное мышление не отвечает за многие наши действия.
Это может быть связано не только с общим
развитием психологии и психиатрии, но и с тем, что меняется сам человек.
Отмеченные тенденции
развития психологии особенно отчётливо прослеживаются в психологии субъекта и формирующейся на её основе психологии человеческого бытия.
Современный этап
развития психологии профессиональной деятельности характеризуется значительным возрастанием объёма исследований в этой области, расширением круга научных проблем, требующих изучения, внедрением в эту область психологии других научных направлений психологии, а также инженерии, математики, кибернетики и т. д.
Следовательно, культурно-историческая психология должна изучать процесс
развития психологии, рассматриваемой как исторически определённый уровень развития психики человека, его творческих сил и способностей в единстве с создаваемыми им материальными и духовными ценностями, обеспечивающими жизнь человека.
В приложениях даются методики оценки безопасного поведения человека, приводятся сведения об учёных, которые внесли значительный вклад в
развитие психологии здоровья.
Оба эти сигнала являлись совместной разработкой симмов и фаннов, проводившейся изначально в мирных целях, для нового витка
развития психологии и лечения психических расстройств.
Вот такой будет динамика
развития психологии как профессии.
В плане
развития психологии подход этот тоже многообещающий – сулит открытия, которые многим из сегодняшних психологов показались бы фантастическими.
В-третьих, не только назвать, но и попытаться на конкретно-психологическом уровне исследовать те «точки роста», которые характеризуют наиболее острые проблемы и перспективные направления
развития психологии понимания.
Думается, под «духовностью», с учётом исторического происхождения и развития этого слова-термина и отражаемых им понятий, следует понимать, – на основе
развития психологии и этики, именно морально-нравственное содержание сознания человека, имеющее большое значение в обществе, в национальной общине и современной корпорации.
Эта тенденция выражает как внутреннюю логику
развития психологии, так и то обстоятельство, что в современном обществе трудно найти социальную, экономическую или политическую проблему, которая не имела бы ярко выраженный психологический компонент.
На протяжении последних десятилетий благодаря
развитию психологии эго, а также успехам в сфере детской психиатрии, когнитивной психологии и изучении поведения животных (этологии) эта теоретическая позиция претерпела серьёзные изменения.
Психотерапевтические методы воздействия, собственно, и положили начало
развития психологии как науки.
А что было главным в предыдущем
развитии психологии, кроме участия в подготовке к революции?
На современном этапе
развития психологии наблюдается всплеск интереса к проблеме сознания, поискам его детерминант и критериев.