Мой ребенок – чемпион! Как стать правильным родителем ребенка-спортсмена

А. А. Гагаев, 2023

Ребенок талантлив в спорте, но не показывает высоких результатов на соревнованиях. Эта ситуация знакома многим родителям юных спортсменов. Но не стоит винить ребенка или тренера. Пора выслушать совет спортивного психолога, который знает, как из любителя сделать победителя! Андрей Гагаев – спортивный психолог с опытом более 15 лет, автор методик и тренингов, ведущих к победе – на множестве примеров из практики покажет, как психологические приемы помогают спортсменам обрести уверенность. Эта книга научит родителей правильно реагировать на проигрыши своего ребенка и познакомит с методами решения ключевых психологических проблем, мешающих побеждать. Также в книге вы найдете упражнения для развития необходимых в спорте базовых навыков и описания современных моделей и принципов в психологии спорта. Вооружайтесь знаниями из этой книги, чтобы однажды с гордостью сказать: «Мой ребенок – чемпион!»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой ребенок – чемпион! Как стать правильным родителем ребенка-спортсмена предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Методологические проблемы современной психологии спорта

На сегодняшний день выделяют три основные группы психологических проблем в психологии спорта, которые лежат в профессиональной компетенции спортивных психологов:

Первая группа — социально-психологические проблемы руководства, управления и организации спорта как социального явления. К изучению проблем этой группы, а они наиболее актуальны в современном спорте, психология спорта практически еще не приступала. Создание соответствующей системы знаний в психологии спорта — неотложная задача спортивных психологов.

Вторая группа проблем — психолого-педагогические проблемы подготовки спортсменов во всем ее объеме. Это психологические проблемы спорта, воспитания, обучения технике и тактике и проблемы педагогического руководства и управления подготовкой спортсменов. В решении этих проблем имеются лишь отдельные частные попытки психологов-исследователей и психологов-методистов. В целом же данная группа проблем остается практически малоисследованной. Между тем от их решения во многом зависит создание подлинно научной спортивной педагогики.

Третья группа проблем — собственно психологические проблемы самой научной дисциплины. Эти проблемы (разработка методического аппарата психологии спорта, методов психологического воздействия) в известной степени разработаны и разрабатываются. Но эффективность такого рода разработок крайне мала. Решение этих проблем будет эффективным в том случае, когда они (результаты их разработки) органически начнут включаться в решение социально-психологических и психолого-педагогических проблем спорта.

Три указанные группы проблем спортивной психологии при грамотном подходе призваны обеспечить профессиональную функцию данной дисциплины на современном и перспективном этапе ее развития.

Необходимо отметить еще одну группу проблемных вопросов, которые не позволяют развиваться спортивной психологии в полной мере. Данные вопросы были обозначены на основании проведенного мною опроса во время работы в «Центре спортивной подготовки» Нижегородской области. Опрос был проведен в 2015 году в 43 детско-юношеских спортивных школах г. Нижнего Новгорода, из них треть — школы олимпийского резерва.

На тот момент, полученные результаты свидетельствовали о том, что из общего числа спортивных заведений, не считая школ и секций, зарегистрированных в Нижегородской области, только 7 % регулярно привлекали на работу психолога, или имели в штате; 18,6 % отказались от услуг психолога, ввиду отсутствия результатов; 81,4 % не имели представления о деятельности психолога в спорте вообще, или имели неверное, из них 14 % считали, что деятельность психолога сводится к тестированию и организационным мероприятиям. Несмотря на перечисленные неутешительные данные, более 60 % респондентов считали, что работа с психологом могла бы пойти им на пользу. С тех пор по настоящий момент изменилось не многое. Да, спортивная психология стала более популярна, однако стратегически ничего не изменилось.

До сих пор существуют причины, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие психологии спорта. Первая из них — это отсутствие доверия к психологам у спортсменов и тренеров, что обусловлено отсутствием гарантий работы психолога. Рассмотрим простой пример консультирования «обычного человека», то есть не спортсмена. Как психолог узнает о том, что с человеком произошли изменения, и он решил свою проблему? Объективно — никак. Или со слов клиента, который говорит «помогло» или «не помогло», опираясь на собственную субъективную оценку происходящего, или по косвенным признакам поведения и физиологии клиента, которые зачастую могут стать отражением лишь некоторых проблемных паттернов. В случае работы со спортсменами — дело обстоит по-другому. Как правило, основной запрос по психологической работе, как у спортсменов, так и у тренеров, сводится к отсутствию результатов, выражаемых рейтинговыми очками и занятыми местами на соревнованиях, и желанием что-то с этим сделать.

Распространенный случай: проблема спортсмена в том, что на соревнованиях он не может показать того, что на тренировках. Если спортсмен способен показать результат, выражаемый в определенных секундах или чем-то еще, значит он должен на физическом уровне суметь его воспроизвести. Невозможность повторения того же самого на соревнованиях говорит о чисто психологической причине неудач. И в данном случае прямая задача психолога — сделать так, чтобы спортсмен начал выигрывать. Это очень серьезная обратная связь — она объективная. И сами спортсмены, и тренеры, опираясь на динамику результатов, могут «объективно» оценить работу психолога. Как ни странно, но однократной безрезультатной работы, как правило, бывает достаточно, чтобы сделать вывод о несостоятельности психологии как науки, и невозможности получить качественную помощь от какого бы то ни было психолога.

Вторая причина, безусловно, отрицательно влияющая на взаимодействие психологов и спортсменов, это неосведомленность последних о работе первых, и теориях современной психологии, в частности. Иными словами, очень часто спортсмены и тренеры даже не знают с чем можно обратиться к психологу за помощью. Как показывало мое небольшое исследование, во взглядах на работу психолога, пальму первенства несут «психологические тесты» и «конфликтология» — на этом фантазия респондентов заканчивается.

На самом деле, для понимания сути психологической работы в спорте, необходимо рассмотреть современные представления ряда наук и прикладных методик, и, в первую очередь, физики. Обратите внимание, что с древних времен модели психологии идут в очень тесной взаимосвязи с представлениями физики. Как показывают современные исследования, представление о материальной сущности нашей реальности и причинно-следственных связях, продиктованные, во многом, Ньютоном и Декартом, не до конца описывают действительное положение вещей. Сегодня мы все больше опираемся на понятия квантовой физики, в том числе на работы Дэвида Бома, «Принцип соответствия» Бора, «Принцип соотношения неопределенностей» Гейзенберга, и ряд других научных открытий. Они позволяют описать очень четкую взаимосвязь разума и материи. Если постараться изложить основные положения данных теорий, избегая сложных для обывателя физических терминов, то получается, что сознание порождает материю. Все, что с нами происходит — здоровье и болезни, победы и поражения, богатство и бедность — существуют в квантовом поле в виде потенциала вероятностей. Их бесчисленное множество, но в физическом мире, мы проявляем только те из них, которые позволяют проявить настройки нашей нейросети. Иначе говоря, то, во что мы верим, на что мы направляем свое внимание и реализуется.

Все было бы хорошо, если бы не одно НО — практически на 95 % человек живет бессознательно. И содержание бессознательного — наши представления о реальности и, основанные на них, программы поведения. Они, в большинстве своем, заложены в детстве под влиянием психотравм и родительского программирования. Проявляя те или иные паттерны поведения, мы действуем бессознательно, автоматически, основываясь на предыдущем опыте, который, очень часто, ограничивает нас. Таким образом, одна из основных задач специалиста в области психологии в работе со спортсменом, заключается в «изменениях настроек разума и тела» с целью формирования внутри и вокруг него реальности «победителя».

Таким образом, разработка и внедрение в работу со спортсменами объективно действенных методов, приводящих их к успеху — является одним из важных условий для повышения доверия тренеров и спортсменов к науке «спортивная психология» и непосредственно к самим спортивным психологам. Доверительное отношение будет способствовать расширению диапазона взаимодействия с психологами и лучшему пониманию их функциональных возможностей в спортивной психологии, в частности в оказании помощи спортсменам. В отдельных главах я еще буду возвращаться к этой проблеме.

Совершенствование процесса подготовки спортсменов высокого класса — многогранная и многоплановая задача. Она включает в себя ряд направлений, в числе которых: совершенствование технико-тактической подготовки, поиск новых путей повышения работоспособности спортсмена, питание спортсмена и другие. Тренеры, ученые, да и сами спортсмены находятся в постоянном поиске путей, которые бы обеспечили максимально возможный прирост спортивных результатов.

Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки — одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:

— изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;

— исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;

— развитие психопрофилактики, формирование приемов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

В последние десятилетия обозначились основные направления в спортивной психологии для поиска новых решений.

1. Социализация личности в спорте

Занятия спортом сопряжены с включенностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение: например, становится на путь профессионального спорта или готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спортом с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта. Не каждому спортсмену удается привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т. п.

Социальный статус разных видов спорта порой весьма неодинаков в мире, в данной стране или у представителей данной национальной культуры в связи с географическим и климатическим положением, уровнем развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий населения и т. п.

2. Коррекция динамики усталости

Коррекция динамики усталости в самом общем виде сводится к назначению щадящего режима нагрузок, поскольку нарастание утомления сопровождается повышенной чувствительностью, болезненным восприятием воздействий, ранее воспринимавшихся как нормальные или малозначимые.

В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы: смена деятельности, строгое соблюдение режима нагрузок и отдыха, внушение и самовнушение сна и сноподобных состояний, обучение спортсменов рациональным приемам отдыха при кратковременных паузах, предусмотренных регламентом соревнований, а также электроанальгезия, электронаркоз, специальные психологические техники самовоздействия.

3. Снятие избыточного психического напряжения

Снятие избыточного психического напряжения сопряжено со стратегией десенсибилизации, то есть снижения чувствительности, вызвавшим неадекватное психическое напряжение, а также с устранением объективных причин стрессового состояния. К числу явных проявлений избыточного психического напряжения относится «предстартовая лихорадка». Она может быть вызвана непосильностью задачи, поставленной перед спортсменом или командой, переоценкой собственных сил и возможностей, своеобразным «заражением» нервозностью другого спортсмена или команды и т. п.

Существует две принципиально различные ситуации, в которых необходимо снятие избыточного психического напряжения: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения по ходу соревнования.

В первом случае спортсмен может рассчитывать на помощь извне, а во втором чаще всего он должен полагаться на собственные возможности. Средства, которые используются для снятия предстартового избыточного психического напряжения, носят прежде всего стабилизирующий характер.

При возникновении избыточного психического напряжения в процессе соревнования основное место отводится средствам саморегуляции; эффект саморегуляции зависит от владения арсеналом ее приемов, адаптированных к условиям соревнований в конкретном виде спорта.

4. Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)

Состояние фрустрации — психическое состояние, вызываемое неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой для возникновения стойких негативных эмоций, а в сочетании с утомлением и стрессом представляет значительную опасность для психического здоровья спортсмена (не говоря уж об исходе соревнования).

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и самоубеждение.

Особое место в регуляции психических состояний спортсменов, на мой взгляд, занимают техники НЛП. Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью мысленных представлений и их сочетания с процессом мышления. Различают самоубеждение и самовнушение.

Самоубеждение — воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества.

Самовнушение — способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина.

С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. В качестве примера приведем общеизвестные достижения йогов в регуляции обмена веществ, работы сердца, температуры тела. В культуре и науке народов мира накоплены обширные сведения о саморегуляции.

5. Социальная адаптация личности спортсмена по завершению спортивной карьеры

Данной теме на данный момент посвящено еще немного исследований, хотя проблема является весьма актуальной и заслуживает особого внимания. Спортивная карьера скоротечна. Завершая выступления в «большом спорте» бывшие профессионалы вынуждены со сменой профессии включаться в новую, порой совершенно им неизвестную систему социальных отношений. Более того, эта категория индивидов находится в полном расцвете сил, полна жизненной энергии, составляет наиболее активную часть населения.

Спортсмены принадлежат к такой социальной общности, представители которой имеют высокий социальный статус, обладают высокими волевыми качествами, отменно подготовлены физически. Они привыкли достигать своей цели любой ценой: иногда не обращая внимания на угрозу здоровью, они умеют работать «до седьмого пота», но и ожидают (и получают) высокий гонорар за свой нелегкий труд.

Однако, как показывает практика, уход из спорта для человека, который весь свою жизнь посвятил любимому делу, сопровождается сильнейшим кризисом. Бывшие спортсмены, победители соревнований отмечают, что «теряется смысл жизни, понижается самооценка». Тело, которое требует постоянной нагрузки, перестает подчиняться. Жизнь переворачивается и замирает. Ценности, которые недавно были самыми главными, которые двигали к достижению цели и давали энергию жить, перестают существовать. Вместе с ними уходит ощущение существования себя. В этот момент, кажется, что нет выхода. Вопрос не дает покоя: «Куда я пойду? Кому я теперь нужен?»

Этап завершения спортивной карьеры каждым спортсменом переживается по-разному, поэтому разделим факторы, сопровождающие завершение спортивной карьеры на общие и индивидуальные.

К общим относятся:

— прекращение спортивной деятельности (тренировок и выступлений на соревнованиях);

— прекращение опеки со стороны федерации, спортивного клуба, тренеров, врачей.

К индивидуальным:

— разрыв профессиональных и дружеских связей с командой, тренером, руководством;

— психологический дискомфорт, вызванный отсутствием борьбы и побед, которые составляли главный смысл жизни спортсмена;

— психологический стресс, вызванный осознанием того, что знания в новой сфере деятельности ниже, чем былое спортивное мастерство;

— снижение доходов.

Эти факторы смягчаются, если спортсмен уходит из спорта постепенно, поэтапно снижая уровень спортивных результатов.

После ухода из большого спорта их устоявшаяся система интересов требует реализации. И если раньше успех и слава приходили порой за считанные минуты после очередного удачно проведенного нокаута или болевого приема, то очень велик соблазн так же быстро вернуть себе былой социальный статус участвуя в криминале. Таким образом, бывшие профессиональные спортсмены входят в состав группы риска наряду с бывшими представителями силовых структур.

Исследования ученого Шихвердиева С.Н. выявили известные основные направления и пути оптимизации процесса ресоциализации бывших спортсменов высокой квалификации, завершающих свою спортивную карьеру:

— комплексная подготовка спортсмена к смене вида деятельности, включающая в себя социально-психологическую, организационную, профессиональную и правовую помощь;

— формирование у них психологической установки на успешную социальную адаптацию;

— реальное сопровождение ресоциализации посредством социальной защиты и социальной поддержки в вопросах: переподготовки по новой специальности, решения бытовых и материальных проблем, социально-психологической адаптации и др.

Результаты канадских ученых D. Sinclair и T. Orlick показали, что спортсмены высокого класса, завершившие свою спортивную карьеру, нуждаются в:

а) финансовой помощи (89 %);

б) информации о возможностях получения работы или образования (82 %);

в) информации о том, как другие спортсмены того же уровня преодолели уход из спорта (76 %);

г) переструктурировании опыта и умений в соответствии с новой карьерой или интересом (74 %);

д) в практической помощи в поиске новой профессиональной карьеры и прогнозе профпригодности (74 %);

е) в психологической поддержке и внимании со стороны спортивных организаций, признании своих заслуг в развитии спорта (62 %).

В нашей стране данной проблемой практически не занимаются. Поэтому, по окончанию спортивной карьеры, спортсмен предоставлен сам себе. И уже заранее родители детей спортсменов должны иметь это в виду, уделяя особое внимание сочетанию спортивной и образовательной деятельности, чтобы, по завершению спортивного пути, легче было адаптироваться и найти свое место в жизни.

На этом закончим теоретическую часть. Надеюсь, она была для вас познавательной и не очень утомительной. Давайте перейдем к более практическим вопросам и упражнениям, которые помогут не только понять суть проблем, но и позволят кое-что решить самостоятельно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой ребенок – чемпион! Как стать правильным родителем ребенка-спортсмена предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я