В нём содержатся дефиниции более пятидесяти понятий; закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды,
оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Параллельно в рамках российского природоохранительного законодательства существовала и развивалась государственная экологическая экспертиза, уже накопившая к моменту введения понятия
оценки воздействия на окружающую среду определённый опыт и обладавшая возможностями влияния на принимаемые экономические решения.
Временная инструкция о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчётов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов.
Однако, поскольку введение
оценки воздействия на окружающую среду осуществлялось в сложившейся системе планирования и проектирования, без замены элементов системы планирования природоохранной деятельности, первоначально оно воспринималось только как параллельный несвязанный процесс.
Вслед за ландшафтным планированием важной темой сотрудничества стали экологическая экспертиза и
оценка воздействия на окружающую среду.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: энклитический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Принцип избежания:в случае проектов, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, необходимо использовать систему
оценки воздействия на окружающую среду.
Внедрению идеологии
оценки воздействия на окружающую среду в практику природопользования способствовало принятое положение о финансировании строительства объекта только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Институциональные действия (обращения в суды, референдумы, участие в
оценке воздействия на окружающую среду и пр.) основаны на формах участия, закреплённых в законодательстве, в то время как внеинституциональные действия не являются законодательно регламентированными формами участия общественности (митинги, лоббирование и пр.).
Разработан методологический подход к проведению эколого-криминологической экспертизы и криминологической
оценки воздействия на окружающую среду с помощью геоинформационных криминологических технологий.
Определяя содержание документации по экологическому обоснованию, «Указания» подробно излагают требования к
оценке воздействия на окружающую среду.
Итак, понятие «
оценка воздействия на окружающую среду» было введено в российскую природоохранную практику как отдельное самостоятельное направление.
Первоначально многие проектировщики отождествляли новый принцип учёта экологического фактора проектирования –
оценки воздействия на окружающую среду – со старым принципом проектирования – охраной окружающей среды.
Большие проблемы при осуществлении криминологической и криминалистической
оценки воздействия на окружающую среду возникают при определении аварийных и нелегальных сбросов опасных веществ в морских акваэкосистемах (акваториях); особые сложности возникают здесь при проведении следственных мероприятий.
Так,
оценка воздействия на окружающую среду – это особая деятельность по выявлению, анализу и учёту последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; по результатам такой оценки принимается решение о возможности или невозможности осуществления соответствующей деятельности, в зависимости от того, каким по характеру и масштабу будет воздействие этой деятельности на состояние окружающей среды.
По сути происходило формирование базы для создания основ разработки предпроектной и проектной документации, в том числе для разработки разделов «
Оценка воздействия на окружающую среду» и «Охрана окружающей среды» и для формирования окончательного решения по намечаемой деятельности на основании проведённой оценки.
Социальная экология (экология человека – human ecology, или экология человеческого бытия) разрабатывает научные основы жизнедеятельности и управления социально-экологическими системами, нормы и правила природопользования, охраны труда и здоровья населения, санитарии и гигиены,
оценки воздействия на окружающую среду, регламент экологических экспертиз, практические руководства, инженерно-технологические решения.
Это положение является важным для понимания необходимости рассмотрения при проведении
оценки воздействия на окружающую среду альтернатив как технологических решений, так и места размещения объекта.
После того, как в конце 1980-х гг. в практику разработки проектной документации было предложено ввести методологию
оценки воздействия на окружающую среду, в начале 1990-х гг. была разработана целая группа ведомственных нормативных документов, определявших принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду, а также основные этапы и процедурные требования.
Организации различаются и тематически, по направлению деятельности (ядерная безопасность, химическое производство, проблема переработки мусора, охрана животных,
оценка воздействия на окружающую среду).
Причина возникновения подобной ситуации, по мнению ряда экспертов, состояла в первоначальном курсе на разъединение, а не объединение в единую систему «принятия решений» двух её элементов –
оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы.
Этим же целям служит комплексная
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке и обосновании проекта строительства.
Таким образом, к концу 1980-х гг. был введён инструмент подготовки решения (
оценка воздействия на окружающую среду) и одновременно существовал механизм влияния на экологические компоненты решения (государственная экологическая экспертиза).
Однако буквальное толкование этого принципа также приводит к заключению, что
оценка воздействия на окружающую среду должна предшествовать началу любой человеческой деятельности, что нецелесообразно и невыполнимо.
Оно служит юридическим критерием оценки современности соответствующего проекта (предприятия, электростанции, автомобиля, самолёта), по которому проводится
оценка воздействия на окружающую среду в рамках государственной экологической экспертизы и принимается решение.