Стало не модным и даже зазорным ссылаться на какие-либо положения
марксистской философии, включая и те, которые выдержали проверку временем и опытом научных исследований.
В этом смысле
марксистская философия является онтологией человеческого существования или онтологией социальной практики.
Партийность
марксистской философии, её связь с интересами рабочего класса, с политикой наиболее отчётливо обнаруживается в учении о законах общественного развития.
Иначе говоря, одним из основных вопросов
марксистской философии было приведение материализма в соответствие с идеями гуманизма, а её базовым принципом – отторжение и борьба против метафизики.
В
марксистской философии принципы практической деятельности и субъективности, индивидуальности внутренне едины.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ребойлер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, диалектический материализм стал важнейшей характеристикой
марксистской философии.
Возникла задача сознательно положить в основу психологической науки
марксистскую философию.
Создание
марксистской философии – блистательный рассвет в истории идейных воззрений человечества, который радикально изменил как основной вопрос и функции философии, так и образ мышления в этой области знаний.
Появление
марксистской философии – неизбежный результат развития общества в середине XIX века.
Марксистская философия создавалась для изменения практической деятельности существующего мира, поэтому всё её содержание повествует об этой деятельности.
По сути,
марксистская философия трактует смысл существования через бытие человека, осознаёт и постигает отношения человека с миром через призму такого способа существования человека, как практическая деятельность.
Все руководители придерживались марксистско-ленинского мировоззрения, представлявшего собой вариант
марксистской философии XIX столетия, адаптированный к русскому ленинизму XX века.
Так, философы идеалистического лагеря, оценивая
марксистскую философию идентифицировали её с вульгарным материализмом в науке и коммунизмом в политике.
Так, представители
марксистской философии чаще всего сводили её к науке о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
Хотя в принятом официальной
марксистской философией понятии отражения и подчеркивался, и раскрывался его «незеркальный» характер, но отражённое всё же оставалось производным, вторичным по отношению к объективному воздействию.
Третья – его отношение к советской
марксистской философии, разорвавшей на «лоскуты» теорию познания, теории общества и природы.
На первый взгляд в труде «Человек и мир» (как и в «Бытии и сознании») мы видим традиционную для
марксистской философии критику предшествовавших философских систем.
Примером может служить
марксистская философия, согласно которой свобода – это «познанная необходимость».
Я чувствую, конечно, что он очень несовершенен, – я слишком многословен, слишком углубляюсь в не очень важные детали, часто повторяюсь и привожу слишком длинные цитаты из учебника
марксистской философии и других своих источников.
Во-первых, это был шаг, который, согласно внутренней логике
марксистской философии, знаменовал изменение экономической формации, а значит, приближал человечество к коммунизму.
Завершается эпоха монопольного господства
марксистской философии, что означает отказ от априорных и универсальных теорий и методов научного познания и ставит перед необходимостью методологического переосмысления научных достижений прошлого, а также разработки перспективных стратегических линий развития науки.
Трудности, переживаемые современной российской психологией, вызваны, как представляется, в первую очередь общественно-историческими факторами: преобразованиями в области экономической и социально-политической жизни, сменой системы общественной ценностей, изменением научной политики государства, кризисом
марксистской философии, состоящим в отказе от гносеологического монизма и утверждении принципа научного плюрализма, недостаточностью социальной, идеологической и материальной поддержки науки.
Конечно, мы ни на секунду не отступим от нашей
марксистской философии истории, мы знаем, что всякая личность, в том числе и личность монарха, закономерна, ей не принадлежит определять, социологически говоря, ход событий, но мы всё-таки вряд ли предполагали всё то количество глупости, подлости, которое наделали на своих тронах эти господа.
В
марксистской философии диалектического материализма приход революции определялся историческими законами; революции были неизбежным следствием созревания экономических сил.
Марксистская философия может и должна использоваться в научном познании, но не как единственное, а как одно из философско-методологических оснований развития научного познания, что имеет как логическое, так и историческое обоснование.
Курьёз усугублялся тем, что догматически выстроенная
марксистская философия («диамат-истмат»), так кичившаяся своей научностью, вопиющим образом не соответствовала как раз образцу науки, заданному «Капиталом».
Эти результаты, а впоследствии и более грандиозные общественные противоречия, послужили основной причиной создания нового материализма и сформировали историческую среду, в которой естественным образом и возникла
марксистская философия.
Принято полагать, что фундаментальный принцип современной западной философии – отвержение метафизики, а отличие
марксистской философии от остальных современных философских доктрин (или её превосходство над ними) – в том, что марксизм по-прежнему несёт в себе истинный облик метафизики.
Коммунистические идеологи утверждают, что «партийность
марксистской философии включает в себя научность как необходимый момент».
Но ничего нового, по сравнению с курсами
марксистской философии и политэкономии, в него добавить уже было нельзя, и дело свелось к пережёвыванию всех прежних положений из работ классиков марксизма и документов партийных съездов.
Механизм этой трансформации – интериоризация – связан с традиционным для
марксистской философии делением психики на первичное интерпсихическое (межиндивидуальное) и вторичное интрапсихическое (внутрииндивидуальное).
Во-первых, это запросы общественной практики к психологическому знанию, а во-вторых, потребности самой психологической науки, занятой в первые послереволюционные годы поском новых методологических оснований в русле
марксистской философии.
При общем подходе в рамках
марксистской философии, включая и гносеологическую часть, был совершён переход к практике, была изменена гносеологическая теория и создана новая практико-гносеологическая парадигма.
Правление союза организовало политшколу, где еженедельно читались лекции по основам
марксистской философии, политэкономии, истории социалистических учений и профсоюзному движению.
Идеи
марксистской философии творчески осмысливались учёными и выступали в качестве конструктивных общеметодологических оснований развития разных отраслей психологии, в том числе истории психологии.
В контексте
марксистской философии место, занимаемое человеком в рамках технически организованного процесса производства, оказывается важнее, чем внешний вид и анатомия человеческого тела.
Напротив, в свете
марксистской философии сущность религии социальна, потому что марксисты трактуют религию и религиозный опыт как продукт человеческой фантазии и специфических социально-экономических условий.
Хладнокровная и ни в коей мере не убедительная
марксистская философия – мол, они сидят в своих траншеях и стреляют.
Современная практика и прогресс человеческой цивилизации настоятельно требуют от нас принятия кардинальных мер для определения истинных признаков
марксистской философии.
Марксистская философия представляет собой совершенно новую концепцию и методологию научного мировоззрения и является квинтэссенцией материалистической, политической и духовной культуры эпохи.
Его историческое значение состоит в дальнейшем развитии
марксистской философии, в ответе на коренные философские вопросы, вставшие в тот период перед партией, в философском обобщении новейших достижений естествознания.
Классическая
марксистская философия определяет себя схоже с определением мной субстратологии, называя себя наукой о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
Поэтому в содержании многих идейных компонентов
марксистской философии имеются рациональные и пригодные для использования наукой идеи.
Марксистская философия считает критерием общественного прогресса производственные отношения, а мерилом его выступает степень развития производительных сил.
Марксистская философия определяет развитие культурно-исторического процесса согласно такому критерию, как способ производства, разделяя его на первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации [94].
Приоритет перед культурой с этой точки зрения на разных стадиях формирования
марксистской философии имели: экономика, социальный уклад общества, классовая борьба, вообще политика и даже идеология, сама входящая в культуру как составная часть.
Систематизируя качества, присущие человеку, представители
марксистской философии разделяли их на природные (биологические) и социальные.
Автор этой книги имеет определённый опыт системного изложения и интерпретации
марксистской философии социального развития [Левяш, 1973, 1999].
Но, борясь против марксистского метода в науке, считая
марксистскую философию ненаучной, мы боролись и против мероприятий советской власти в этой области, считая гибельным для науки стремление советской власти подвести под науку марксистский фундамент.
Ошибки, допущенные им и другими, указывают лишь на большие трудности, возникавшие на этом пути из-за недостаточного ещё овладения советскими психологами
марксистской философией.