При изучении
истории философии становится очевидным, что все философские доктрины принимают в качестве своего предмета аргументы, разъясняющие суть мироздания и составляющие теоретическую систему этих доктрин.
Немалая часть
истории философии была связана с поклонением языковой функции.
Стоит ли отмечать, что сама реконструкция философских идей того или иного мыслителя осуществляется на уровне достаточно посредственного учебника
истории философии.
Не имевшему опыта философствования не стоит заниматься
историей философии.
В
истории философии сложилось несколько моделей гносеологических отношений субъекта и объекта.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полузатопленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Затем преподавание
истории философии сделалось профессией и обязательным предметом.
Отрывок, в котором он это делает, является предельно сжатым и тёмным даже по аристотелевским стандартам, но его значение для последующей
истории философии чрезвычайно велико.
Его имя должно быть названо наряду с теми пятью-шестью именами, которые знаменуют собой основные этапы понимания платонизма во всемирной
истории философии вообще…
В современной философии, как и во всей предшествующей
истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой.
Это бытие находится за гранью постижения через чувства, и потому в
истории философии понятия онтологии и метафизики часто отождествлялись.
Будучи на IV курсе, был избран на кафедру
истории философии, которую затем занимал с осени того же 1908 года в качестве и[сполняющего] д[олжность] доцента, а с 1911 – э[кстра]о[рдинарного] проф[ессора], по защите на степень магистра диссертации «О духовной истине».
Недостаточность образования в этой и практически во всех остальных областях особенно очевидна в сегодняшнем поколении богословов, несмотря на то что они имели счастье изучать
историю философии, пусть даже в течение одного месяца, немецкий и французский языки чуть меньше, теорию литературы – целый год; последний предмет преподавал один добрейший монах, который понимает в литературе столько же, сколько в вязании.
Тем не менее, очевидно что для ясного понимания того, чем философия является и должна являться сегодня, необходимо понимать также и то, чем она являлась прежде, поскольку в
истории философии можно найти множество альтернатив сегодняшним философским методам.
Но если для всякого культурного человека знакомство с
историей философии является скорее не обязательным, а всего лишь желательным – насколько позволяют его занятия, склад ума и специальность, – то студентам–философам знать историю своего предмета, как говорится, сам бог велел.
Изучение
истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра-(пред-) философии.
Существует опасение, что изучение
истории философии может развить в человеке скептический склад ума, и оно совершенно справедливо, однако следует помнить, что сам факт постоянной смены философских систем вовсе ещё не доказывает, что все они были ошибочными.
Профессиональная философия отказывается от современной проблематики знания и от «теории познания», ограничиваясь знанием абсолютным, или притязающим на абсолютное, то есть знанием
истории философии и наук.
Как только цивилизованное человечество научилось осознавать себя в окружающем мире, так сразу появилась потребность теоретически определить систему отношения «универсум – человек», поэтому
история философии представлена как базовыми направлениями – материализмом и идеализмом, так и их разнообразными школами и течениями.
Неплохо было бы написать историю
истории философии.
Неоплатонизм в
истории философии представляет собой эпоху эпистрофе´, опыт возвращения.
Зато учат
истории философии, вставили это в образовательные программы в обязательном порядке!
Дошедшие до нашего времени философские произведения в их хронологии по сути и составляют объективную
историю философии.
Среди проблем
истории философии можно выделить прежде всего проблему периодизации всемирного историко-философского процесса и его типологизации.
С этой точки зрения
история философии связана с поисками ценностно-смысловых ориентаций.
Мы исходим, далее, из того взгляда, что мы в
истории философии имеем дело с самой философией.
Преподают
историю философии, но непосредственно философствовать не обучают.
В
истории философии встречались попытки противопоставить её обыденному сознанию, однако в действительности их единство неоспоримо.
Можно думать, что
история философии должна рассматривать все эти мысли.
Отношение этой системы к мессианскому – это один из важнейших моментов
истории философии.
Таким образом, изучение
истории философии позволяет высветить различные взгляды на важнейшие философские вопросы и проследить динамику их развития.
Сочинение это, заключающее в себе, кроме собственно энциклопедии права, ещё
историю философии права и историю положительного права, имело несомненно весьма значительное воспитательное значение для русского общества, предложив ему такую массу разнообразных сведений, какую не вмещала вся предшествовавшая русская юридическая литература, вместе взятая.
В нём не только нет этих опасностей для философствования, но и то, что такое изложение
истории философии учит философствовать, является не выведением из философствования, а практическим руководством к нему.
Таким образом, эта книга по новой
истории философии является началом, и следует признать, что все её темы открыты для обсуждения.
Обратившись к краткому курсу
истории философии, который также был написан с позиции «марксовой» философии, я пришёл к выводу, что следует почитать самому первоисточники, если представится возможность их достать.
И в то же время
история философии показывает нам: любая предложенная истина характеризуется своей одномоментностью, со временем становится неактуальной и требует дальнейшего развития либо модификации.
Несмотря на предметный разрыв и самостоятельное самоопределение, методологическое самосознание
истории философии начнёт развиваться только вслед за методологическим самосознанием истории, в общем поле рефлексии.
Диссертации, научные исследования в области
истории философии, содержащей настоящий кладезь мудрости, становились большой редкостью, явное преимущество имела социальная философия.
Основная цель
истории философии заключается в том, чтобы представить философские концепции и доктрины в их историческом развитии, а также дать представление о философах, которые их создали, и о философских школах, к которым они принадлежали.
Именно
история философии стремится выявить общие закономерности исторического процесса, ответить на вопросы, почему история тех или иных стран развивается именно так, а не иначе, построить методологические модели исторического знания.
Как уже подчёркивалось в обзоре общего хода
истории философии (с. 9 выше), к середине V века произошло радикальное изменение характера философских изысканий.
Несмотря на неразрешимость дилеммы «субъективного/объективного» по отношению с историческому и историко-философскому методу, этот период словно бы даёт
истории философии успокоение: многочисленные методологические работы, герменевтическая волна позволяют ей не только занять прочное место в философии, но и наладить отношения с другими гуманитарными науками, только теперь в качестве отдельной отрасли с собственной методологией.
Подобно тому, как история мира делится на три основных периода появлением христианства и церковной реформацией, так и в
истории философии философские системы, возникшие без влияния христианских идей, и те, которые развились под влиянием идей, пробужденных реформацией, отличаются от тех, которые находятся между ними, поскольку ни о тех, ни о других нельзя сказать, что они одинаковы.
Но тем, кто лучше знает
историю философии, это известно.
Ещё менее его заметки будут похожи на «целую
историю философии», которая требовалась, по его словам, для того, чтобы «размотать тонкие нежные нити мысли, крепко связанные неумолимой логикой жизни» (РО: 148).
Наиболее полные библиографические указания можно найти в «Очерке
истории философии» Ибервега, причём эти указания постепенно пополняются в ряде последовательных изданий (9 изд. 1903 г.).
Эта великая концепция
истории философии как саморазвития человеческого всеобщего духа, краткая рекапитуляция которой появляется в мышлении индивидуального духа, всегда останется одной из самых гениальных и поучительных мыслей, но она не будет в полной мере соответствовать современному веку в своём осуществлении, если не будет дополнена с вышеописанной точки зрения.
Прилагая «догмат христианский как меру истинности философских построений», автор прочитывает
историю философии как историю ересей.
Это приводит к тому, что в
истории философия часто подменяется не-философией и выполняет подчинённую функцию в контексте науки, религии, политики, экономики, обслуживая их интересы.
Субъективная
история философии возникает ещё в древности.
При сравнении современной господствующей философии с другими моментами в общей
истории философии приходит в голову немало аналогий, – чаще других повторяется теперь сравнение её со схоластикой.