Учебное пособие для студентов неюридических специальностей. Может быть использовано старшеклассниками, абитуриентами и всеми изучающими предметы «правоведение», «право», «основы государства и права». – Издание 4-ое переработанное и дополненное. РЕКОМЕНДОВАНО УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение. основы государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 1. Основы теории государства и права
Глава 1. Происхождение государства и права
1. Общество как система
1.1. Термины «Страна», «государство» и «общество»
Эти слова, имея в чем-то созвучное значение и будучи почти синонимичными по смыслу, часто смешиваются в обыденном сознании, что не позволяет ими достаточно четко оперировать. Чтобы разграничить термины «страна, государство и общество», дадим им определения, выяснив, какие понятия конкретно они обозначают. В «узком смысле слова» данные термины означают разные вещи.
Страна — понятие географическое и обозначает определенную территорию (например, горная страна, восточная страна). Общество — понятие, обозначающее население, проживающее в данной стране (например, русское общество, английское общество). Государство — понятие политическое и обозначает особый аппарат управления обществом и страной (например, развитое, демократическое).
Однако, имея и более широкое толкование, эти слова сближаются по смыслу, обогащая палитру используемых выражений. Так, страна обозначает политическое, национальное, социальное и культурное государственно-организованное сообщество и может использоваться как синоним термину государство, но с более культурно-историческим и географическим акцентом.
Общество — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. А также, общность самих людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Главная черта общества в том, что оно представляет собой систему разумных существ и их отношений между собой, т.е. особый, самостоятельный социальный организм. (Например: первобытное, феодальное общество, общество начала ХХ в. и т. п.).
Рис. 1 Общество
1.2. Взгляды Платона и Аристотеля на общество
Люди издавна пытались объяснить возникновение общества, его существование и развитие. На ранней стадии общественного развития основными способами понимания мира была мифология (фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, выраженное в устном творчестве). Античные философы Платон и Аристотель исходной точкой своего представления об идеальном обществе берут миф о «золотом веке» человечества без войн и неравенства.
Платон (428/427 — 348/347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист. Идея, — считал он, — это первооснова всего сущего, а реальные предметы являются лишь материальным воплощением вечной идеи. Платон пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде. Такое совместное поселение он называл государством (полисом).
Государство обеспечивает защиту населения и своих территорий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Для того, чтобы общество (по Платону — государство) стало справедливым, необходимо, чтобы им руководили одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные лица. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи: защиты людей, их обеспечения материальными благами, создание условий для их творческой деятельности и духовного развития. Каждый должен занимать место в обществе в соответствии со свойственными ему чертами характера.
По мнению Платона, не государство существует ради человека, а человек живет ради государства. Платон разделил людей на три группы, первая из которых возглавляет идеальную модель государства. Это те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Это философы — мудрецы. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Вторая группа должна была обладать сильной волей, мужеством, храбростью. Это воины — стражи. Они призваны заботиться о безопасности государства. К третьей группе Платон относит крестьян и ремесленников, которые должны быть трудолюбивыми и терпеливыми. Они производят необходимые материальные блага. В представлениях Платона еще слиты понятия общества и государства.
Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н.э.) выделял наряду с государством еще семью и селение как особые типы общения. Но и у него государство стоит над всем. Аристотель не отрицал частной собственности и считал, что опорой государства должны быть средние слои населения. Крайне бедным он не доверял. Очень богатых подозревал в нечестности. Будучи человеком своего времени, Аристотель не признавал рабов не только гражданами государства, но и людьми, считая их только говорящими орудиями, способными лишь только выполнять волю хозяев. Основной задачей государства Аристотель считал недопущение чрезмерного роста политической власти одной личности.
Аристотель создал первую в истории типологию государств, разделив их на три формы и шесть видов. Каждая форма существует в двух видах: правильном и неправильном. Как считал Аристотель, в эпоху первобытных хаотических людских отношений, постепенно выделилась одна личность, подчинившая себе остальных. Правитель — монарх уничтожил вражду между людьми и царствовал в интересах всего общества. Однако, с поколениями, монархия (власть одного) начинает вырождаться в тиранию. Цари используют государственную власть в своекорыстных целях, все более противопоставляя себя подданным. И тогда группа «лучших людей» (аристократов) свергает тирана и начинает править в интересах всех граждан. Но и аристократия (власть немногих лучших) коррумпируется, наследники «лучших», чаще всего являются таковыми лишь по имени, да по богатству. Так аристократия, начиная использовать власть только в целях своего слоя, превращается в свою противоположность — олигархию.
Ненавистная народу (демосу) олигархия свергается и наступает эра демократии (власти народа). Но и в этой системе болтуны занимают место умных, а корыстные — справедливых. Безответственные демагоги1 разжигают низменные страсти. Процветает преступность и безответственность. Торжествует антипод демократии — власть толпы (охлократия). Народ становится чернью, толпой обуздать которую может лишь сильная личность, опирающаяся на своих соратников, — монарх.
Цикл замыкается, история повторяется вновь.
Древние римские философы Полибий (201—120 гг. до н.э.) теоретически и Цицерон (106—43 гг. до н.э.) практически попытались связать воедино все раскрытые Аристотелем формы государств, желая тем самым добиться баланса различных общественных сил.
Демократия осуществлялась через народное собрание и его лидеров — народных трибунов. «Лучшие люди» Рима заседали в Сенате — вместилище законов. Сенаторами были представители самого аристократического сословия Рима. И наконец, «власть одного» была вручена императору. Став принцепсом (первым среди равных), он стал монархом. Время расцвета данной системы — время могущества древнего Рима. Но выродилась и эта система. Действуя «кнутом и пряником» императоры купили плебс (народ) и запугали Сенат. Император Гай Калигула ввел в Сенат своего коня, и сенаторы безропотно приняли четвероногого в свои ряды…
1.3. Материалистическое понимание вопроса. Развитие общества как естественно-исторический процесс
Современная оценка общества как материального объекта подразумевает, прежде всего, его обособленность от другой части материального мира — природы. Во-первых, в отличие от природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Во-вторых, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры, которая как бы надстраивается над природой естественной. Говоря об обособленности общества, нельзя понимать ее как противопоставление природе. Несмотря на все различия общественных и природных объектов, их развитие происходит по одним и тем же законам материалистической диалектики: новые прогрессивные, более сложные формы сменяют, отжившие своё, простые «организмы».
Общественная жизнь не стоит на месте, а находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы их различны: в истории были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, со временем же темпы изменений стали нарастать. Постепенно возникло понимание того, что эти изменения не хаотичны. Зародилась идея общественного прогресса. Накапливая в себе эволюционным путем количественные изменения, общество вдруг довольно резко (в историческом масштабе) революционно обновляется, качественно изменяясь.
Марксистская философия считает критерием общественного прогресса производственные отношения, а мерилом его выступает степень развития производительных сил. Неогегельянцы (современные последователи немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831 гг.) во главу угла ставят прогресс свободы. Другой популярной в последнее время стала неокантианская (в духе немецкого философа И. Канта, 1724—1804 гг.) идея, что критерий прогресса — развитие разума, а мерилом его выступает нравственность. Совершенствование моральных норм, развитие общественной нравственности, утверждение добра и справедливости лежат в основе совершенствования жизни современного общества.
2. Виды общественного устройства
2.1. Община
Являясь обособленным материальным объектом, общество развивается, изменяя свой облик, качественно преобразуя тип взаимоотношений между людьми. История знает общества, в которых отдельный человек как бы растворяется в коллективе, не осознавая своих личных интересов. Такие общества сплачивает, как правило, внешняя опасность (природные условия, набеги завоевателей и др.). Люди связаны между собой круговой 2порукой, их жизнь регламентируется многочисленными предписаниями, запретами, традициями. И, хотя в таком обществе все равны, все и одинаково бесправны, с точки зрения отсутствия у людей каких бы то ни было личных прав и свобод.
Такой тип общественных отношений называется общинным. Общинная психология — это прежде всего, психология коллективизма и взаимовыручки, но вместе с тем, она агрессивна по отношению к новациям, лицам обладающим конкурентным складом ума, признающим ценность свободы выбора, действия, мысли.
2.2. Корпорация
Существуют также общества, построенные по типу корпорации — относительно замкнутой и обособленной группы, — это ремесленные цехи, классы, сословия, ступени в чиновной иерархии и т. п.
Внутри каждой корпорации уже четко прослеживается неравенство, между членами группы идет конкуренция за более высокое положение. Интересы отдельных людей подчинены интересам данной группы, которая, в свою очередь, обеспечивает поддержку каждому из ее членов. Этот тип общественных отношений обеспечивает большую свободу отдельной личности. Он формирует корпоративное сознание, в основе которого лежат принципы отношения к человеку, в соответствии с местом, которое он занимает в данной группе, а также в соответствии с местом самой группы во всей системе общественных отношений.
2.3. Гражданское общество
В процессе борьбы с властью формируется гражданское общество, в центре которого находится суверенная (самостоятельная и автономная) личность. Поведение человека всецело определяется его собственными интересами, на него же ложится и вся полнота ответственности за свои действия. Такая личность обладает разнообразными правами и свободами, прежде всего, «неотчуждаемыми» — на жизнь, свободу и собственность. Ценность человека определяется его личностными качествами, защита его достоинства является показателем социального прогресса, важнейшим достижением цивилизации.
(Более подробно о гражданском обществе см. в соотв. теме).
3. Основные теории происхождения государства и права
То, что государство и право существовали не изначально и образовались в результате каких-то событий было ясно всегда. Но как именно это произошло? Каждое время выдвигало собственное объяснение. Условно говоря, исторически сложилось несколько основных теорий происхождения государства и права.
3.1. Патриархальная теория
Древнегреческий философ Аристотель, русский революционер-народник Н. К. Михайловский и западный ученый Д. Мердок в разное время выдвигали мысль, что государство — это продукт естественного развития. И в этом отношении оно подобно таким естественным человеческим ячейкам как семья и поселение. Именно из патриархальной семьи как из первоначальной ячейки общества, произошли все другие общественные институты, включая государство. Естественными правовыми отношениями между властью и подданными в патриархальном государстве являются отношение отца к своему многочисленному семейству, включающее в себя заботу правителя о народе и искреннюю любовь народа к своему благодетелю2.
3.2. Теологическая теория
По мысли основоположника теологической теории средневекового монаха Фомы Аквинского (Аквината) (1225—1274 гг.) процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. Деятельность монарха схожа с активностью бога. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а следовательно, всегда благое и доброе. Вечный закон, для Аквината, заключен в боге, тождествен ему и существует сам по себе.
Взгляд на государство и право как на божественный дар, происхождение которого сверхъестественно продолжает сохраняться в определенных кругах общественной мысли и до сих пор, выдвигая таких серьезных теоретиков как Ж. Маритен и Д. Эйве.
3.3. Теория «общественного договора»
оказала серьезнейшее воздействие на всю дальнейшую политико-правовую мысль. Сторонники этой теории считали, что государство и право возникают в результате сознательно заключенного между людьми договора. С их точки зрения государству предшествует полная анархия и «война всех против всех» (Т. Гоббс) или (Дж. Локк) «естественное состояние» — неограниченная личная свобода. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства для обеспечения своей безопасности, охраны собственности и др. личных прав, порядка и справедливости.
Первые представления о договорном происхождении государства возникли еще в античной древности (древнегреческий философ Эпикур). Развернутую форму теория общественного договора получила в трудах французского философа Ж. Ж. Руссо. Следует сказать, что «общественный договор» большинством теоретиков не рассматривался как реальный, исторический факт, а лишь как логическая предпосылка для построения цепи выводов. Данная теория имела горячих поклонников и в России (А. Н. Радищев).
3.4. Органическая теория
также имеет серьезные доводы в свою пользу. Их приводил один из ведущих представителей политической мысли англичанин Г. Спенсер (1820—1903). Основой его учения является аналогия государства с биологическим организмом. Представители этой школы А. Шеффле, П. Лилиенфельд считали, что отношения в обществе между его структурными частями и целым являются постоянными и, в принципе, неизменными как в живом организме. Развитие государства: его рост, зрелость, упадок, разложение, гибель — также аналогично биологическому. Пожалуй, к несомненным достижениям данной теории надо отнести взгляд на государство как на систему, не исчерпывающуюся содержанием своих составляющих (правительства, классов и пр.).
3.5. Теории насилия
Одним из ее основателей и ведущим представителем был австрийский социолог Л. Гумплович (1838—1909). Он и его последователи причину происхождения и главную основу политической власти и государства видели в завоевании, насилии, порабощении. Немецкий философ Е. Дюринг связывал появление общественных классов с насилием одной части общества над другой (внутреннее насилие). Сам Гумплович и любимый ученик К. Маркса К. Каутский считали решающей причиной неравенства и государства внешнее насилие, т.е. порабощение слабых племен сильными.
Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение сил, грубое превосходство, борьба, войны, опустошение, словом, насилие — «вот родители и повивальная бабка государства» (Гумплович). Причиной возникновения права Л. Гумплович также считал насилие: «Сила идет впереди права». Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право.
Серьезное превосходство данной теории над предыдущими заключалось в том, что государство и право исследовались не как формальные теоретические структуры, а как факты социальной действительности в связи с другими явлениями, с широким использованием общей социологии, этнографии, истории, антропологии.
3.6. Психологическая теория
Основателем и наиболее ярким представителем этого направления был русский правовед Л. И. Петражицкий (1867—1931). Он видел причину государства в стремлении людей к единению, и деятельности «сильной» личности. Образование государства — двойственный эмоциональный акт: волевое начало сильной личности и осознание массами своей зависимости от власти, а также психологической необходимости разграничения их интересов.
Право Петражицкий трактовал как элемент психики индивида, сводил его к чувствам и эмоциям, таким как чувство обязанности или представление о правомочии, т.е. представление субъекта, пользующегося правом требовать исполнения обязанностей. Интересной особенностью данной теории является разведение таких понятий как право и закон. Л. И. Петражицкий формулирует законодательство как официальное право, которое подлежит применению государственной властью и поддерживается с ее стороны. Неофициальное, интуитивное право не зависит от экономики, социальной структуры государства, а является человеческой эмоцией.
3.7. Националистические и расистские концепции
Со второй половины ХIХ в. наряду с демократическими и либеральными идеями в заметной мере усиливаются и развиваются и различные расистские и националистические «теории». Широкое распространение получают воззрения, согласно которым определяющая роль в возникновении и развитии государства и права отводится борьбе различных рас (А. Гобино, Ф. Гиддингс и др.)
Вводятся такие факторы политико-правового развития как естественный отбор высшей расы, расы господ. Особенно при этом превозносятся расовые достоинства тевтонов — североевропейцев (Х. Чемберлен, Л. Вольтман). Низшим расам, призвание которых лишь угнетение и подневольный труд, отказывается в способности создавать передовые формы и типы государства.
Надо сказать, что термин «раса» каждый из перечисленных теоретиков понимал по-своему, толкуя его скорее как социально-политическую, нежели национально-этническую категорию. Утверждалось, что сильная раса — это раса господ, особая порода властвующих, а слабая раса — жизненно угнетенные, подневольные.
3.8. Теория организующей роли
Оригинальной и малознакомой выглядит теория возникновения государства и права, которая не имеет даже собственного закрепившегося названия. Условно ее можно назвать теорией организующей роли. Суть ее в том, что государство (а значит, и право) возникло там, где была необходимость организации тяжелых и длительных работ с участием больших масс людей. Государство здесь изначально выступает как организующий и систематизирующий общество аппарат.
Как ни парадоксально звучит подобная идея, ей все же нельзя отказать в определенной логике, если вспомнить раннюю историю государств Месопотамии, долины Нила, Индии. Грандиозные по масштабу ирригационные, оборонительные, культовые сооружения не могли возникнуть при неразвитой общественной организации.
3.9. Марксистская теория происхождения государства
наиболее полно отражена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы, классовым антагонизмом. Суть данной теории выражается словами: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
4. Переход от общественного самоуправления к государственному управлению
4.1. Регулирование отношений в первобытном обществе
Государство не извечно и не вечно. Было время, когда общество обходилось без государства. Возможно, будет общество, не нуждающееся в государстве как особом аппарате управления, системе политической власти.
40—25 тыс. лет назад завершилась биологическая эволюция человека. Сформировался неоантроп — человек современного вида. С этого времени в жизни человека как биосоциального существа социальные факторы все более начинают превалировать над биологическими. Первой формой общности (организации) людей было первобытное стадо (праобщина). Люди вели бродячий образ жизни, объединяясь в небольшие и изолированные группы под руководством вожаков. Вожаки выделялись естественным путем, будучи самыми сильными и сообразительными. Социальная организация и регуляция существовали в простейших формах (неупорядоченные половые связи, неокрепший коллективизм и т.п.).
Дальнейшее совершенствование производительных сил (орудий труда и самого человека) на рубеже верхнего и нижнего палеолита подготовило почву для упорядочения хозяйственной деятельности первобытных коллективов. Развиваются производственные и брачные связи между праобщинами. С введением экзогамии (запрещения брачных отношений внутри кровнородственных объединений) происходят глубокие изменения в социальной организации.
Возникает родовая система. Род — первобытная кровнородственная община, имеющая уже и совместную собственность и мифологию и общность духовной жизни. Родовая община была первой специфически человеческой (т.е. присущей только человеку) и чрезвычайно устойчивой формой организации. Первоначально она выступала как раннеродовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов), а затем как развитая община производителей (земледельцев и скотоводов).
В родовой общине не было власти, обособленной от родового коллектива. Все вопросы повседневной жизни решались на собраниях общины, где принимали участие все ее взрослые члены. Наибольшим авторитетом в роду пользовался старейшина (самый старший, опытный ее член). Постепенно растет роль и авторитет вождя — предводителя рода. С ростом численности рода вождей начинают избирать, т.к. количество кандидатур увеличивается, а кровавая конкуренция вожаков для рода становится невыгодной.
Так специфически человеческий социальный порядок организации начинает вытеснять естественные, природные инстинкты. В родовых общинах на базе культов, обрядов и традиций сложились несложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов рода. Будучи одновременно нормальными, религиозными, они получили название мононорм. Естественным результатом эволюции родового строя было отпочкование новых родовых общин, что привело к возникновению более крупных и сложных социальных образований — братств (фратрий) и племен.
Племя — объединение родов и фратрий на основе общности диалекта, самоназвания, обычаев, культа, территории и способов самоорганизации. Постепенно складываются и органы племенного самоуправления. Прежде всего, это племенной совет (чаще Совет старейшин, иногда совет вождей всех входящих в племя родов). Соплеменники избирали военного вождя племени. В развитых племенных обществах появляются также вожди мирного времени (у североамериканских индейцев, например). Часто эту роль играет жрец — верховный отправитель культа и хранитель традиций.
По мере развития производящего хозяйства и усложнения внутриплеменной организации центр тяжести в родоплеменном самоуправлении смещается на племенной уровень, подрывая значимость родовой демократии. Племенные нормы приобретают все большее значение в регулировании внутриродовых процессов.
4.2. Возникновение государства и права. Современная трактовка
С развитием производящего хозяйства: выделением скотоводства (10—12 тыс. лет назад), отделением ремесла от земледелия, усовершенствования орудий труда и способов хозяйственного воспроизводства — матриархат (материнский род) сменяется патриархатом (отцовским родом). Мужчина начинает играть доминирующую роль. Увеличивается производительность труда. Создается возможность производства, удерживания и сохранения части продукта (излишков), т.е. частная собственность. Все это приводит к расколу общества на семьи. В первую очередь, в семье, а не в роду концентрируется и сохраняется собственность, которая наиболее быстро и легко пополняется за счет присвоения результатов чужого труда.
Возможность присвоения прибавочного продукта привела к тому, что эпизодические столкновения между племенами сменяются все более частыми набегами, крупными миграциями, в ходе которых захватываются чужие земли, скот, иные богатства. Пленников уже не принимают в состав рода (или убивают), а все чаще превращают в рабов. Естественная тенденция наследственности управленческих, жреческих и иных функций (вследствие генетического наследования черт родителя) вытесняется узурпацией со стороны богатой верхушки племени. В новых условиях, характеризующихся ростом частной собственности и формированием социального неравенства, «война и организация для войны становятся регулярными функциями народной жизни» (Ф. Энгельс).
Грабительские войны, равно как и потребность защиты от них, приводят к образованию крупных объединений — союзов племен и к формированию военной демократии как высшей формы общественного самоуправления. Сводится к минимуму или сходит на нет значение Совета старейшин. Военный вождь, ранее игравший важную, но лишь эпизодическую роль, становится постоянным и непременным предводителем и руководителем всего общества. Военная верхушка все более связывает свое положение не с общиной, а с вождем. Поголовное вооружение общинников все чаще заменяется выделением особого слоя воинов-профессионалов. Складывается своеобразное «разделение труда» — свободная община кормит и содержит особую военную организацию — дружину, которая обороняет общину от набегов и доставляет ей прибавочный продукт в результате успешных войн. При этом, естественно, большая часть славы, чести, а главное — добычи достается вождю и ЕГО (!) дружине.
По способу получения дохода, по месту в хозяйственной организации вождь с дружиной занимают особое, выделенное положение в обществе. Происходит раскол общества на классы: класс воинов-дружинников во главе с вождем и класс свободных общинников-производителей (при существовании рабства, которое все еще не вырастает из состояния патриархального, домашнего).
По мере дальнейшего углубления имущественного и социального неравенства, усложнения общественной жизни военная и иерархическая верхушка обособляется от общества, выделяется из него, функционируя уже как политическая организация — государство.
Теперь не община определяет положение и содержание военно-племенной верхушки, а вождь, опираясь на свою военную силу и экономическую мощь, навязывает свою волю общине. Обособившись от общества, став над ним, государство должно было использовать принципиально новые формы социальной регуляции, выражавшие его волю. Важнейшей формой, регламентирующей поведение людей в обществе, распавшемся на классы, стало право (свод общеобязательных норм, выражающих волю государства и поддержанных его силой).
Разумеется, право базировалось на устоявшихся родоплеменных обычаях и порядках, но оно приобретало несомненно новое качество. Вводя новые запреты и предписания, право закрепляло привилегии экономически и политически господствующих слоев, функционирование эксплуататорских порядков. Сохраняя свои качества общесоциального регулятора, право выступало в виде особой классовой, политико-властной системы.
Контрольные вопросы
Что представляет собой общество?
Какие теории происхождения государства вы знаете?
В чем суть договорной теории происхождения государства?
Договорная теория происхождения государства.
Психологическая теория происхождения государства.
Патриархальная теория происхождения государства.
Марксистская теория происхождения государства.
Теологическая теория происхождения государства.
Глава 2. Власть и политика
I. Политика как общественное явление
Считается, что политика включает в себя все формы социальной активности, направленной на производство и распределение материальных ресурсов. Однако эта слишком общая формулировка мало что объясняет и практически не позволяет оперировать термином. Для удобства, будем пользоваться более четкими определениями.
Политика (греч. ро1itike — искусство управления государством) — это особый вид человеческой деятельности, связанный с организацией взаимоотношений между странами, народами, государствами, классами, партиями и др. социальными группами, в основе которых лежит главный вопрос по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.
Как сфера общественной жизни политика включает в себя также политические идеи и соответствующие им учреждения, она представляет собой особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами и отношениями, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, обеспечить реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Таким образом, в политике можно выделить различные стороны (аспекты):
1. Институативную (государство, партии, учреждения, организации).
2. Регулятивную (право, закон, традиции).
3. Функциональную (методы и формы осуществления).
4. Идеологическую (политическое сознание, политическая культура).
Назначение политики, ее функции:
1. Организационная — политика служит всеобщей организационной базой общества.
2. Регулятивная — осуществление конкретных действий, регулирующих и контролирующих жизнь отдельных людей, их групп, наций, народов, стран.
3. Коммуникативная. Политические интересы — это основа для общения в партиях, движениях, на собраниях, митингах и т. п.
4. Интегративная, то есть сплачивающая, консолидирующая людей, группы, слои общества на основе общих идей, ценностей.
5. Воспитательная, то есть вносящая в поведение, внутренний мир человека изменения.
Основополагающими категориями политической теории являются власть и государство, которые будут подробно рассмотрены ниже. Помимо них важным компонентом политической сферы являются политические отношения, т.е. отношения между различными социальными силами и институтами.
Политические отношения — это часть общественных отношений, где проявляются социальные интересы классов, наций, социальных групп, отдельных личностей. Это система организации социальных связей между общностями и индивидами. Развиваясь в определенной политико-культурной сфере, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями, которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются политическими науками.
II. Власть как социально-политическое явление
Власть — в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия.
Признаками власти являются то, что она имеет:
— волевой характер;
— определенное отношение зависимости;
— возникает в отношениях между людьми, т.е. не может быть односторонней.
Анализ видов, форм и методов власти позволяет построить ее достаточно четкую классификацию (типологию), которая важна для оценки облика власти и ее роли в обществе.
Виды власти по различным основаниям:
1. Институционная: государственная, власть ведомства, партийная и т. п.
2. По области функционирования: политическая, экономическая, идеологическая, семейная, клановая, корпоративная.
3. По объему прерогатив: центральная, местная, международного сообщества.
4. По субъекту: королевская, президентская, коллегиальная, народная, классовая, парламентская.
5. По структуре субъекта: единоличная диктатура, олигархическая.
6. По социальному типу: феодальная, буржуазная, пролетарская и т. п.
Выделяются также различные формы власти:
1. Господство — преобладающее, подавляющее влияние, обладание всей полнотой власти.
2. Руководство — направляющая деятельность.
3. Организация — придание порядка, планомерности дисциплины.
4. Контроль — проверка, а также наблюдение с целью проверки.
Политическая власть — центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики, выражающееся в способности и возможности одного общественного слоя управлять другими.
В обществе политическая власть выполняет следующие функции:
1. Управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка.
2. Поддержание целостности единого общества.
3. Обеспечение функционирования определенных экономических отношений в обществе.
4. Проведение в жизнь определенной социальной политики.
Существуют также три принципиальных способа организации политической власти:
— Централизм — система управления, характерная строго «вертикальным устройством», т.е. абсолютным подчинением низших органов власти перед высшими и отсутствием у нижестоящих органов власти собственных неотъемлемых полномочий и инициативы.
— Демократический централизм представляет собой сочетание «вертикального и горизонтального» устройства власти, наличие у нижестоящих органов власти собственной сферы ответственности, независимой от центра, а также механизма разрешения конфликтов между различными уровнями власти, обычно в пользу вышестоящих центральных органов.
— Самоуправление — приоритет и преимущество местного уровня власти перед более высокими уровнями власти. Обычно представлен принципом «делегирования полномочий» снизу вверх в интересах местных сообществ. В обычной политической практике применяются различные, конкретные сочетания всех трех принципов организации политической власти.
III. Политическая система общества
Политическая система общества — это социальный механизм, посредством которого осуществляется власть общества. Политическая система — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политических организаций общества, подчиненных определенному кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческими традициями и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система власти включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих оформление власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия неформальных политических течений.
Политическая система представляет собой одну из частей-подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, духовной; образующими ее общественные ресурсы наряду с природными (демографическими, пространственно-территориальными) и внешнеполитическим окружением.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, характером политического режима, стабильностью или конфликтностью социально-политических отношений, исторической и национальной традицией уклада политической жизни, степенью активности населения, развитостью гражданских отношений и др.
Элементами (компонентами) политической системы являются:
1. Население (точнее его управляемая часть).
2. Должностные лица (уполномоченные управлять).
3. Территория (имеющая определенные границы).
4. Политический режим, т.е. совокупность конституционно-правовых принципов, политических процессов, норм и основных ценностей, которые так или иначе регулируют жизнь общества.
5. Центральный аппарат государственной власти.
6. Средства массовой информации.
7. Ассоциации (партии, профсоюзы, массовые общественные организации).
8. Учреждения (школа, театр, армия и т.д.).
9. Нелегальные (теневые) структуры неполитического характера.
IV. Политическое лидерство
Уникальным феноменом политической и общественной жизни является политическое лидерство, вопрос о котором является, пожалуй, самым неразработанным. В разное время вопрос соотношения вождя и массы, «героя и толпы» решался и преподносился по-разному. Теория «героев» как движущей силы истории (Т. Карлейль, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), находится в постоянной конкуренции с идеей «определяющей роли масс в истории» (Г. Лебон, В. И. Ленин).
Марксистская концепция того, что «личность становится исторической лишь тогда, когда она выражает интересы масс» оказалась очередной мертвой догмой, под которую услужливо подгонялись факты. Разноречивы, разноплановы и, порой, малостыкуемы и современные типологии политического лидерства. В наиболее приближенном виде их можно представить так.
Лидер (от англ. 1еаder — ведущий) — определяется как лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленный на удовлетворение интересов данного сообщества.
Тип лидера определяется:
во-первых, характером самого лидера,
во-вторых, свойствами его приверженцев,
в-третьих, способами взаимосвязи между лидером и его приверженцами,
в-четвертых, официальным статусом обеих сторон,
в-пятых, конкретной ситуацией.
Наиболее знакомым выглядит разделение лидерства на
формальное (в силу официального юридического положения индивида) и неформальное (в силу личных способностей индивида).
Очень распространенной в последнее время является классификация политического лидерства, предложенная М. Вебером.
1. Традиционный лидер, чья власть держится на неписанных законах традиций, обычаев, культуры, догосударственных политических отношения.
2. Рациональный (или легитимный), т.е. находящийся на принятых в государстве порядках и законах, разумных суждениях и
3. Харизматический (эмоционально-волевой) — харизматический авторитет не связан нормами и правилами. Он объясняется особым характером веры в исключительные, чудесные качества вождя (необыкновенная отвага, дар пророчества, магические способности). Причем, решающее значение здесь имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей.
В отечественной политологии распространено деление лидеров на:
1. Авторитарных, доминирующих в коллективе, деформирующих волю и инициативу подчиненных.
2. Демократических, умеющих сохранять свое лидирующее положение в равноправном сотрудничестве и конкуренции с подчиненными.
3. Либеральных, всецело передоверяющих свои функции и свою ответственность подчиненным, теряющих нити реального управления.
Примитивно, хотя и внешне привлекательно выглядит типология В. Парето. Например, «лидер—лиса», везде ищущий обходные маневры (М. С. Горбачев) и «лидер—лев», идущий напролом, демонстрируя пробивную силу (Б. Ельцин).
М. Г. Бернс выделяет среди лидеров: преобразователей, формулирующих концепции и дельцов, концентрирующихся на конкретных деталях.
Среди типологий, основанных на противоположностях есть также делящие лидеров на: революционеров и реформаторов, на идеологов и организаторов, универсальных и ситуативных.
Интересной выглядит классификация лидеров по выполняемой ими роли.
1. Знаменосец — лидер, определяющий темпы, формы и методы деятельности.
2. Служитель — лидер-выразитель интересов группы.
3. Торговец — лидер, способный убедить в правоте своей программы и привлечь сторонников на свою строну.
4. Пожарный — лидер, проявляющий свои исключительные качества лишь в неординарных, практических ситуациях.
Контрольные вопросы
Раскройте понятие «власть».
Что представляет собой политическая власть?
Власть, ее разновидности и назначение в обществе.
Основные черты общественной власти в первобытном обществе.
Глава 3. Государство
1. Понятие «государство»
1.1. Определение термина «государство»
Термин «государство» употребляется в «узком» и «широком» значении этого слова. В «узком смысле слова» государство — это аппарат управления обществом и страной, и близко по смыслу к понятиям «правительство», «государственный аппарат».
В «широком смысле слова» государство — это организованное в видимой корпорации население, занимающее определенный пространственно-временной отрезок. В данном случае, определение как бы обнимает понятия страны и общества, подчеркивает определенное единство территории, населения и общественной власти.
Одним из самых удачных определений рассматриваемого понятия является следующее: Государство есть общественная, публичная власть, которая не совпадает непосредственно с населением, занимающим определенную территорию, служащая орудием управления обществом.
Государство — это основной институт политической системы классового общества; организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.
Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство также представляет собой официальное устройство общества. Оно важнейший субъект международных отношений, а с точки зрения экономики, крупнейший агент производства, ведущий менеджер и влиятельнейшая монополия. Государство выступает как механизм властвования, организация для управления обществом и его важнейший представитель.
Рис. 2 Государство
1.2. Признаки государства
1) Возникновение и наличие особой публичной власти (не совпадающей непосредственно с населением), которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения, т.е. профессиональный аппарат управления, наделенный властными полномочиями.
2) Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны, а также его независимость и самостоятельность вовне. А также наличие реальных исполняемых и обеспеченных полномочий.
3) Территориально-политическая организация населения, занимающая место кровнородственных связей. Характеризуется распространением власти государства на всех людей, находящихся на территории данного государства.
4) Наличие права. Государство — единственная организация, которая осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.
5) Регулярный сбор средств с населения для содержания власти, куда входят подати, налоги, пошлины и т. п.
К признакам государства порой добавляют и такие, как: единый язык общения, символика (герб, флаг, гимн), единая оборонная и внешняя политика, валюта, информационная, энергетическая система и др.
1.3. Функции государства
Будучи орудием осуществления интересов и воли господствующего социального слоя, государство, в то же время, оказывает воздействие на все общество в целом, берет на себя решение общих вопросов, принимает меры к воссозданию таких условий, которые делают общество способным существовать как цельный социальный организм.
Основные направления деятельности государства — его функции подразделяются на
Внешние: взаимоотношения с другими государствами, оборона и национальная безопасность.
Внутренние, куда входят: политическое регулирование общественных отношений, сохранение порядка и стабильности системы, обеспечивающие воспроизводство и развитие общественных структур. Речь идет о соблюдении законности, прав и свобод граждан, защите форм собственности, охране окружающей среды и т. д. Внутренние функции обычно иерархически разделяют на три уровня.
Первый — это уровень фундаментальных (базовых, основных) функций, куда входят регулятивная — функция определения основного направления развития страны и общества, создание основных механизмов его функционирования (социалистическое строительство, построение демократии, модернизация и т.п.) и охранительная — функция по обеспечению нормального протекания общественных процессов (обеспечение выполнения тех норм, которые заложены государством в качестве базовых).
Второй (отраслевой) — это уровень функций управления. Государство управляет основными сферами (отраслями) жизнедеятельности общества такими как экономика, финансы, образование, здравоохранение и пр.
Третий уровень — это социальные функции, которые государство взяло на себя относительно недавно. Ранее функции обеспечения инвалидов, престарелых, детей, многодетных и др. осуществлялись общественными институтами и в первую очередь семьей.
1.4. Исторические типы государства и правовых отношений
1. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются республиканские и монархические формы правления, демократические и деспотические режимы. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существует членение на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан — членов общества, которые делятся, в свою очередь, на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, скульпторы, поэты и т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме это деление на патрициев и плебеев) и рабов и др. полусвободные категории, не входившие в общество, не имевшие ни гражданских, ни политических прав.
Две функции государства различаются четко. Это, во-первых, устройство «общих дел» свободных и, во-вторых, господство по отношению к порабощенным. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах.
2. В Средние века и в начало Нового времени сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и поданные (народ) — собственность монарха (государевы люди). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов в иерархическую лестницу.
Доминирует абсолютистская форма правления. И на Западе и на Востоке сохраняются формы неэкономического принуждения. Государство довлеет над обществом, как и дисциплина страха. Начиная уже с XIII в. в Европе начинаются процессы концентрации и централизации власти, а также объединения (собирания) территорий. Отношения личной зависимости вытесняются служебными. Политическое единство на религиозной основе заменяется государственным строительством на экономической и социальной базе.
3. В то время как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства; стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти, а также сохранением у многих народов еще догосударственных форм, в Европе завершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран.
XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями и т. п. Среди исторических особенностей этого периода: формирование личности нового типа, образование общества суверенного народа, высвобождающегося из-под гнета государства, становящегося участником политического процесса и вступающим в договорные (конституционные) отношения с властью. Формируются идеи гражданского развития (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Кант), просвещенного абсолютизма (Вольтер, В. Гумбольдт) правового государства (Д. Дидро, И. Кант, Г. В. Гегель).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение. основы государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других