Краткий справочник по обществознанию

Денис Алексеев, 2016

Все материалы отобраны с учетом экзаменационных требований и оптимально сгруппированы для облегчения поиска. Справочник удобен в работе: вы сможете отыскать необходимую информацию, используя различные варианты поиска в зависимости от того, какими исходными данными располагаете.

Оглавление

Из серии: Карманный справочник (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий справочник по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I

Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Человек — биосоциальное существо, с одной стороны, являющееся порождением природы, с другой стороны, эффективно функционирующее в особой среде — обществе, являющейся обособленной частью природы. Основные подходы к проблеме происхождения человека: религиозный, естественнонаучный, уфологический.

С биологической точки зрения человек — вид живых существ (homo sapiens — человек разумный), функционирующий подобно другим родственным видам (гоминидам). Он обладает системами органов, аналогичных органам других млекопитающих. В частности, животные, как и человек, обладают нервной системой и способны ощущать и воспринимать окружающую действительность.

С социальной точки зрения человек отчетливо противостоит животному миру:

Обладает абстрактным мышлением. Мышление — свойственный только человеку процесс отражения окружающего реального мира, позволяющий создавать адекватную картину реальности.

Обладает речью. Речь — реализация языка, который представляет собой сложную знаковую систему, позволяющую людям полноценно обмениваться информацией.

Способен к осмысленной творческой деятельности, тогда как животные подчиняются инстинктам. Инстинкт — набор реакций, составляющий основу поведения животных, которыми они реагируют на внешние или внутренние воздействия, являющийся врожденным и не требующий осмысления.

Человек изготавливает орудия труда различной степени сложности и активно пользуется ими. Животные способны пользоваться различными предметами для своих целей, но не могут их изготавливать. Чтобы стать полноценной личностью, человек проходит через длительный процесс воспитания в человеческой среде. Животные, чье поведение регулируется инстинктами, не нуждаются в воспитании в среде себе подобных. Процесс освоения человеком принятых в обществе норм носит название социализации (см. 3.13).

Человек — социальное существо. Он полноценно функционирует только в социальной среде — обществе (см. 1.9).

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — приведенные в систему взгляды и представления об окружающем мире.

Основные типы мировоззрения: житейское, религиозное, научное.

1.3. Виды знаний

Знание — отражение человеческого опыта в виде совокупности понятий и умений. Этот термин может характеризовать как опыт человечества в целом, так и его групп, а также отдельных индивидов. Также он может касаться опыта человечества вообще или опыта в отдельных сферах деятельности. Знание может быть коллективным (общим для всех членов социума) или личностным (учитывающим опыт только конкретного индивида). Основные виды знаний: житейское, традиционное, религиозное, художественное, донаучное, научное.

Научное знание построено на основе анализа опыта научными методами. Научное знание может быть эмпирическим, то есть основанным на экспериментально проверенных данных, и теоретическим, то есть основанным на идеях, гипотезах, не прошедших практической проверки.

Только научное знание может использоваться для прогнозирования.

В последнее время выделяются виды знания, противостоящие научному. Строго говоря, они не являются видами знания, поскольку не основаны на опыте и не проверены (а зачастую и непроверяемы) на практике:

Лженаучное «знание» внешне обладает признаками научного, однако сформировано с искажением или даже при игнорировании научных методов. Отличить лженаучное знание могут только представители экспертного сообщества, хорошо разбирающиеся в соответствующей дисциплине.

Вненаучное «знание» принципиально отрицает даже внешние признаки научного знания и сознательно ему противопоставлено. В отличие от традиционного и религиозного знания, вненаучное не основано ни на какой традиции. Иногда как отдельный тип знания выделяется интуиция — непосредственное постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина — соответствие знаний реальной действительности, существующее объективно помимо человека, иначе говоря — адекватное отражение реальности сознанием.

Истина может быть абсолютной (знание во всей его полноте, недоступное человеку) и относительной (знание, соответствующее текущему уровню науки).

С религиозной точки зрения абсолютная истина имеет божественное происхождение. Человек обречен вечно стремиться к ней и вечно не достигать ее. В то же время относительные истины открываются человеку в божественном откровении.

С научной точки зрения процесс познания истины идет постоянно, с накоплением опыта и осмыслением его в виде знаний.

Критерии истины — способы установления истинности знания и отличения истины от заблуждений. Для разных типов знания можно выделить соответствующие критерии истины: житейский, традиционный, религиозный, художественный, научный.

Научные критерии истины могут быть логическими (истинно все, что лишено внутренних противоречий) и эмпирическими (истинно все, что проверено экспериментальными данными, практикой). Таким образом, важнейшим критерием истины является практика. Практика — это осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретной цели.

1.5. Мышление и деятельность

Мышление — характерный для человека процесс отражения действительности, выражающийся в познании сути вещей и явлений и установлении закономерных связей между ними. Животные при отражении действительности ограничены только ощущением и восприятием. Мышление позволяет познавать объекты (и существующие между ними отношения), которые в силу своих физических характеристик не могут быть непосредственными объектами восприятия. Мышление связано с языком, служащим его инструментом.

Мышление носит личностный характер. Философское учение, отдающее приоритет в познании мышлению, носит название рационализм.

1.6. Потребности и интересы

Потребность — нужда человека в чем-либо, необходимом ему для полноценного существования.

Потребности могут быть биологические и социальные.

Если биологические потребности являются общими для всех людей, то социальные потребности могут различаться как у отдельных людей (в зависимости от их воспитания и культурного уровня), так и у разных социумов (в зависимости от различных социокультурных и экономических факторов). Потребность, приобретающую конкретную форму, называют желанием. Например, потребность в пище может принять форму желания съесть тарелку борща со сметаной.

В различных классификациях можно встретить упоминания о духовных, экзистенциальных, престижных и других потребностях. Духовные потребности обычно связывают с реализацией творческого начала в человеке, престижные потребности — с необходимостью утверждения своего положения в обществе, экзистенциальные потребности — с обеспечением безопасности своего существования. Очень распространена пирамида потребностей американского психолога А. Маслоу, считавшего, что после удовлетворения потребностей низшего уровня у человека актуализируются потребности более высокого порядка:

Особую форму потребностей составляют интересы. Интересы представляют собой осознанные потребности социального характера. Интересы могут быть как индивидуальными, так групповыми (общие для определенных коллективов и социальных групп) и общественными (общие для всего общества). С точки зрения направленности интересы могут быть политическими, экономическими, религиозными и т. п. Общность интересов может служить основой для объединения людей. Например, политическая партия может служить примером объединения людей с общими политическими интересами (см. 4.8). В то же время противоположные интересы, сталкиваясь, формируют общественные противоречия. Общественная деятельность человека в значительной степени связана с реализацией индивидуальных и групповых интересов, а также с противодействием реализации нежелательных для себя интересов других людей и групп. Так как интересы имеют подчеркнуто социальный характер, они, в отличие от потребностей, существующих также и у животных, присущи только человеку. Действия людей вызваны их потребностями и интересами.

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Одним из важнейших понятий, связанных исключительно с человеком, является свобода. Под свободой понимают возможность человека при принятии решений совершать сознательный выбор как вообще, так в каждой конкретной ситуации. Свобода обычно связывается с возможностью отстаивать свои интересы и реализовывать свои способности. Нередко под свободой понимают политическую свободу, являющуюся ее частным случаем. Свобода предполагает наличие одной или нескольких альтернатив, то есть различных путей решения той или иной задачи или проблемы. Свобода при принятии решений требует ответственности за последствия их реализации. Ответственность означает оценку последствий своих действий и соотнесение их с принятыми в обществе ценностями. Таким образом, добровольно принимаемые моральные нормы в определенной степени ограничивают свободу. В связи с этим можно слышать о социальной ответственности, означающей, что при принятии решений человек, сознательно ограничивая свою свободу, систематически учитывает интересы других людей, групп и общества в целом. Обычно понятие «социальная ответственность» применяется к людям и группам, обладающим в силу определенных социальных и экономических факторов большей свободой по отношению к другим. Это логично, так как чем больше у человека свободы, тем большая ответственность на него ложится. В то же время без свободы не может быть и ответственности.

Свобода является краеугольным понятием идеологии либерализма. С точки зрения ее сторонников, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Покушение на свободу других людей является злоупотреблением собственной свободой. Крайним случаем такого злоупотребления является преступление: совершая его, преступник, действуя в своих интересах или в интересах некоей группы, осознанно отказывается от принципов социальной ответственности. Противоположностью свободы является необходимость, то есть ситуация, при которой отсутствуют альтернативы и человек лишен свободы выбора решения. Некоторые религиозные и философские системы предполагают, что человек в действительности не обладает свободой воли и свобода сводится к сознательному принятию необходимости. Примером может служить марксистская философия, согласно которой свобода — это «познанная необходимость». В отношении к проблеме свободы и необходимости существуют два крайних подхода: детерминизм (фатализм) и индетерминизм (волюнтаризм).

Наиболее взвешенный подход предполагает рассматривать свободу и необходимость в диалектическом единстве.

1.8. Общество и природа

Общество, с одной стороны, является обособленной частью природы, с другой стороны, тесно с ней связано. Отсюда вытекают два определения природы. В узком смысле природа — это весь материальный мир за исключением общества, то есть среда обитания человека. В широком смысле природа — это весь мир во всей бесконечности его проявлений, то есть объект изучения науки.

И общество, и природа — это динамичные системы, представляющие собой часть материального мира. В настоящее время общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей. При этом природа оказывает влияние на общество, однако природные законы действуют в обществе в преломленном виде. Важным отличием общества от природы является то обстоятельство, что оно выступает как творец культуры. Общество развивается под воздействием действий человека, претерпевая, таким образом, действие субъективных факторов, а природа способна развиваться независимо от него. Взаимодействие общества и природы с течением времени претерпело серьезные изменения. Некогда природа являлась для человека источником питания. При этом негативное воздействие природных факторов создавало у человека ощущение собственной беспомощности перед ее силами, которое до сих пор не преодолено до конца (цунами, извержения вулканов, землетрясения, природные пожары). Но уже в древности началось ответное целенаправленное воздействие человека на природную среду (строительство оросительных каналов, вырубка лесов, распашка полей), с течением времени приобретавшее все более мощный характер. Хотя в современном мире баланс между обществом и природой нарушен, воздействие, которое оказывает общество на природу, может быть как негативным, так и позитивным. Среди наиболее известных экологических проблем — глобальное потепление, загрязнение окружающей среды промышленными выбросами.

В настоящее время на Земле доминирует антропогенный, то есть сформированный под влиянием человека, пейзаж (сельскохозяйственные угодья, парки). Возникло понятие дикая природа, означающее часть природы, на которую общество не влияет непосредственно. Однако сейчас человечество достигло такого уровня развития, что даже не затронутая им природа так или иначе подвергается воздействию общества (разрушение озонового слоя, обмеление рек). В связи с этим особое значение приобрела наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах — экология.

Исторически сформировались два взгляда на взаимодействие общества и природы. Один из них связан с противопоставлением общества как креативной, созидательной силы и природы как косной, грубой и инертной силы. Такой подход предполагает активное вмешательство человека в природу, подчинение и преобразование ее в интересах общества. Другой подход исходит из взаимодействия общества и природы как равных и взаимосвязанных элементов одного целого. Такой подход требует бережного, уважительного отношения к природе, грамотного, основанного на научной основе природопользования, создания заказников и национальных парков, защиты исчезающих видов животных и растений. В политическом спектре современных постиндустриальных государств видное место занимают движения «зеленых» — сторонников подобного подхода.

1.9. Системное строение общества: элементы и подсистемы

В отличие от животных, люди не могут существовать сами по себе. Динамическая система, в которой существует человечество, носит название общества. Общество возникает одновременно с человеком, человек и общество взаимно обусловлены. Следует различать общество в широком и узком смыслах. Общество в узком смысле может обозначать группу людей, объединенных общим интересом или задачей (общество автолюбителей), совокупность жителей какого-либо государства (российское общество) или человечество на определенном этапе его существования (средневековое общество). Общество в широком смысле — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Это же можно выразить другими словами: общество представляет собой совокупность общественных отношений. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, которые возникают внутри социальных групп или между ними. Важно понимать, что общество представляет собой способную к саморазвитию динамическую систему. Эпитет «динамическая» подразумевает, что оно постоянно изменяется, сохраняя при этом свои сущностные характеристики. «Система» в данном случае означает, что общество представляет собой сложное целое, не сводимое к сумме своих частей, причем свойства всей системы выходит за пределы отдельных элементов. Система состоит из отдельных многочисленных элементов (социальные институты, такие как семья, власть, образование, религия, производство, государство, общественные отношения) и подсистем, также имеющих сложное строение. Как и сами системы, все элементы и подсистемы, а также отношения между ними постоянно изменяются. Основные подсистемы — это четыре сферы общественной жизни: экономика, политика, духовная культура, социальные отношения.

Границы между четырьмя сферами общественной жизни условны. Каждая из них в определенной мере присутствует в остальных трех. Например, такое учреждение, как Академия наук, координирующее деятельность научных учреждений государства, относится к духовной сфере, в то же время как государственное учреждение оно принадлежит к политической сфере, как работодатель, заказчик и производитель услуг — к экономической сфере, как объединение людей, связанных общими интересами, — к социальной сфере. Все сферы общественной жизни взаимозависимы, равноценно важны и необходимы для жизни общества. Например, политические институты активно используют продукты духовного производства, в то же время политические решения влекут за собой социальные и экономические последствия. В определенные периоды одна из социальных сфер может приобрести преобладающее влияние на общество. Так, в настоящее время нередко можно услышать о доминировании экономики (см. 2.1).

1.10. Основные институты общества

Социальные институты (общественные институты) — исторически сложившиеся устойчивые элементы общественного устройства, принимающие на себя реализацию определенных социальных потребностей. Социальные институты тесно связаны с четырьмя основными сферами общественной жизни и классифицируются в соответствии с ними. Например, с экономикой связаны институты собственности, денег, с политикой — институты власти, армии, самоуправления, к социальным институтам относят семью, брак, здравоохранение, к институтам духовной сферы — религию, образование, средства массовой информации.

Каждый из общественных институтов вводит в соответствующую область общественной жизни систему статусов и социальных ролей (см. 3.12), принятие которых способствует стандартизации поведения людей в социально типичных ситуациях. При этом социальные роли не остаются неизменными. Так, в институте семьи роли матери и отца, исторически очень разные (мать — «хранительница очага», отец — «добытчик»), в XX веке в значительной степени сблизились, так что теперь можно говорить о роли родителя, отчетливо противостоящей роли ребенка.

Ролевые отношения, возникающие в рамках социальных институтов, регулируются нормами, часть из которых закреплена законодательно, а часть является так называемыми «неписаными правилами». Например, положение о неприкосновенности частной собственности закреплено в конституциях большинства государств мира, а норма, требующая уважения к пожилым людям, относится к «неписаным», но ее нарушение везде вызывает общественное осуждение, хотя и не влечет санкций со стороны государственной власти. В обществе естественным образом формируется иерархия социальных институтов. К важнейшим институтам, на которых базируется устойчивость общества, относятся власть, семья, религия, собственность, образование. Наряду с ними в каждой из четырех сфер существуют другие институты, например институты дошкольного, среднего, высшего и специального образования. В рамках института среднего образования можно выделить институт школы, внутри него — институты класса, родительского комитета, музыкального кружка и т. п.

Каждый социальный институт призван удовлетворять одну или несколько общественных потребностей. Например, институт высшего образования призван в первую очередь готовить высококлассных специалистов, институт вооруженных сил — защищать государство от внешних врагов. Неэффективное выполнение институтом своих функций ведет к частичной его замене теневым институтом. Так, при неэффективной работе полиции ее функции (поддержание порядка) в обществе могут исполнять созданные гражданами отряды охраны правопорядка или даже криминальные структуры.

Функции социальных институтов со временем могут меняться. Так, театр, выполнявший в XIX веке развлекательные и коммуникативные функции для всех жителей города вне зависимости от социального и имущественного положения, в настоящее время приобрел совершенно другой характер — посещение театра престижно для человека, претендующего на место в интеллектуальной элите, кроме того, наличие театра повышает статус города. Характер и соотношение социальных институтов определяют внешний облик и индивидуальные свойства общества. Реформы осуществляются через реорганизацию, упразднение и создание новых социальных институтов.

1.11. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Культура — одно из ключевых понятий обществознания. Понятие «культура» очень многозначно. На латыни это слово значит «обработка, возделывание». Некогда оно относилось к сельскому хозяйству и обозначало возделанное поле. Впоследствии его по аналогии стали применять к процессу воспитания человека. Понятие культуры противопоставлялось понятию природы — первое означало продукт осознанной человеческой деятельности, второе относилось к еще не обработанной, грубой материи (см. 1.8).

Сейчас понятие культуры связано с созидательной деятельностью общества. Как и во многих других понятиях, различают культуру в узком и широком смыслах. В широком смысле культура — это комплекс форм и результатов творческой деятельности общества, включающий в себя и духовные, и материальные ценности. В узком смысле — это процесс творческой деятельности общества, в ходе которого создаются духовные (а не материальные) ценности.

В отличие от понятия «общество», которое описывает отношения между людьми и их группами, понятие «культура» в широком смысле относится к образу жизни людей и результатам их созидательной деятельности. С этим понятием сближается термин «археологическая культура», означающий совокупность найденных на одной территории материальных памятников (предметов быта, жилищ, захоронений), относящихся к одной эпохе и обладающих схожими чертами. В связи с этим следует четко различать материальную и духовную культуру. Материальная культура относится ко всему тому, что связано с производственной деятельностью человека, и включает в себя как все созданные обществом физические объекты, так и весь опыт и все трудовые навыки людей, связанные с их производством.

Понятие духовной культуры сближается с определением культуры в узком смысле и относится к творческой деятельности общества в духовной сфере, включая в себя созданные им духовные ценности и все, что связано с их производством и применением. То же можно выразить короче: духовная культура — это производство в нематериальной сфере. Именно таким образом современное общество воспринимает культуру. Следует понимать, что произведения духовной сферы могут иметь (и преимущественно имеют) материальный носитель, например, диск с записью музыкального произведения или холст, на котором написана картина.

Принято различать традиционную, элитарную и массовую культуру. Под традиционной культурой понимают произведения, обычно с неизвестным авторством, имевшие широкое распространение в народной среде в доиндустриальном обществе. Характерными ее примерами являются героический эпос, обрядовые песни и танцы. Обычно традиционная культура связана с деревенским бытом, хотя отдельные ее элементы проникли и в города. В настоящее время ее проявлениями являются народные песни, анекдоты. Массовая культура, появившаяся с развитием средств массовой информации, является своеобразным заменителем традиционной культуры в современном обществе. К ее основным качествам относится тесная связь с рынком: массовая культура в значительной степени является коммерческим продуктом, отсюда ее тесная связь с рекламой. В связи с этим важнейшим требованием, выдвигаемым к ней, становится приемлемость для максимально широкой аудитории, в том числе неподготовленной, то есть простое и доступное содержание, что неизбежно влечет за собой снижение ее общего уровня. Отсюда вытекает также наднациональный характер массовой культуры. Характерными жанрами массовой культуры являются комиксы, «мыльные оперы», видеоклипы. Элитарная культура, наоборот, ориентирована на хорошо подготовленную аудиторию, на узкий круг знатоков, способных оценить произведения, которые характеризуются сложным содержанием и восприятие которых затруднительно для массовой аудитории. Так как ее произведения также являются коммерческим продуктом, небольшое количество потребителей компенсируется высокой ценой. Помимо настоящих ценителей, аудиторию элитарной культуры составляют представители элит (см. 4.7), для которых потребление подобной продукции служит подтверждением их высокого общественного статуса. Следует помнить, что элитарная культура не противостоит массовой, а в определенной степени дополняет ее. Более того, благодаря влиянию элитарной культуры уровень массовой культуры может повышаться.

С точки зрения распространенности можно выделить доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру. Доминирующая культура представляет собой совокупность культурных норм, принятых обществом в целом. Ее влияние распространяется на все социальные институты общества. Однако отдельным группам, не отрицающим доминирующую культуру, присущи собственные культурные нормы, дополняющие основную. Это так называемые субкультуры. Исторически они создавались национальными и религиозными меньшинствами, криминальными группами. С ростом структуризации общества количество субкультур возросло: стали возникать субкультуры профессиональные, досуговые, половозрастные. В последнее время наибольшую известность получили молодежные субкультуры, нередко отличающиеся вызывающим поведением (см. 3.3). Однако субкультуры редко создают полноценную альтернативу доминирующей культуре, так или иначе принимая часть ее ценностей. С отрицанием современных типов культуры выступает так называемая контркультура. Ее основными параметрами являются, с одной стороны, отрицание массовой культуры и принятых в обществе ценностей, с другой стороны, подчеркнуто некоммерческий характер, отличающий ее от массовой культуры. Произведения искусства, созданные в рамках контркультуры, зачастую ориентированы на выражение социального протеста. Наиболее известные проявления контркультуры — хиппи, панки, андеграунд.

1.12. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Одной из важнейших подсистем духовной культуры является наука. Наука — вид познавательной деятельности человека, имеющий целью производство (получение) и теоретическую систематизацию объективных знаний о природе и обществе. Словом «наука» называют также один из важнейших социальных институтов, состоящих из различных научных учреждений (научно-исследовательских институтов, научных центров) и специфических отношений между ними (научных конференций, круглых столов, защит диссертаций).

Также науками называют отдельные сферы знания (подсистемы науки), различающиеся между собой объектами изучения и методологией. Среди наиболее актуальных наук — физика (наука об устройстве материального мира), биология (наука о живой природе), психология (наука о поведении людей), социология (наука об обществе). Отдельные науки группируются в зависимости от того, что является предметом их изучения — природа или общество. Науки о природе обычно относят к естественным (физика, химия, биология, геология), науки об обществе и человеке — к гуманитарным (история, социология, политология, экономика). Иногда в отдельный блок выделяют технические науки (материаловедение, баллистика, агрономия), особое место в классификации занимает точная наука — математика.

В рамках каждой науки выделяют фундаментальные (ориентированные на выявление новых фактов и установление новых закономерностей) и прикладные (ориентированные на практическое применение результатов, достигнутых фундаментальными исследованиями) исследования. Например, в современном обществе наиболее востребованы прикладные исследования в сфере медицины, использующие фундаментальные достижения химии и биологии.

Научная деятельность подразумевает постановку проблемы, выдвижение гипотезы и ее экспериментальное доказательство (или опровержение). Научная работа характеризуется особым научным мышлением. Его критериями являются объективность (сознательный отказ от любого вненаучного знания, в том числе «авторитетных» мнений), рациональность (опора на разум, отсечение эмоций), системность (упорядочение информации по определенным признакам), проверяемость.

Наука выполняет в современном обществе ряд важных функций, среди которых объяснительная (разъяснение устройства мира и создание системы), культурно-мировоззренческая (формирование целостного научного мировоззрения), прогностическая (создание обоснованных прогнозов на будущее), социальная (участие в решении глобальных проблем современности) и производственная (расширение материально-технической базы общества). Характерно, что первые две функции до XIX века выполнял другой социальный институт — религия (см. 1.14). В индустриальном и особенно постиндустриальном обществе развитие науки характеризуется высокими темпами. Накопление научных знаний требует от ученых все большей специализации в своей сфере, так что энциклопедизм знаний, характерный для ученых в доиндустриальном обществе, является сейчас редкостью. Общество, игнорирующее науку и ее достижения, обречено на экономическое отставание. Более того, наука является одним из важнейших показателей развития общества, поэтому поддержка науки является одним из существенных направлений деятельности государства.

Важной проблемой современной науки является неоднозначность последствий научных открытий. Наиболее ярким примером этого является атомная энергия, с одной стороны, являющаяся наиболее дешевым и экологичным источником энергии, с другой стороны, в неумелых руках представляющая собой потенциальную угрозу обществу и природе. В связи с этим особую важность приобретает осознание учеными ответственности за результаты своей деятельности.

1.13. Образование, его значение для личности и общества

Образование — один из ключевых социальных институтов. Если в доиндустриальную эпоху образование было доступно немногим, то в наши дни человек, не имеющий образования, воспринимается как нечто диковинное. Образование представляет собой процесс усвоения человеком систематизированного опыта предыдущих поколений путем восприятия знаний, умений и навыков.

Получение образования является важным элементом формирования человеческой личности, помогает обретению профессиональных навыков, играет важную роль в процессе социализации, способствует развитию творческих способностей человека. Полученное образование повышает социальный статус человека и его самооценку, расширяет его кругозор, увеличивает круг знакомств, дает преимущества в карьерном росте. С точки зрения эффективного функционирования общества и государства необходимо увеличивать количество людей, получающих качественное образование. Среди функций образования можно выделить социальную (передача социального опыта и социализация личности), экономическую (передача профессионального опыта и формирование высококвалифицированных специалистов) и культурную (передача культурного опыта, развитие творческих способностей учащихся).

Образование начинается в семье, но в дальнейшем происходит в социальных институтах, специально предназначенных для этой цели: детских садах, школах, лицеях, училищах, университетах и т. п. Основным образовательным институтом является школа, которая единственная из всей линейки учебных заведений носит обязательный характер. Детский сад воспринимается многими как подготовка к школе, без которой можно обойтись, а образование после школы (среднее специальное или высшее) не обязательно.

Законодательство Российской Федерации видное место уделяет образованию. Ему, в частности, посвящена статья 43 действующей Конституции, которая гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Впервые закон упоминает самообразование — не завязанную на учебное заведение самостоятельную деятельность по приобретению знаний. Для самообразования все желающие могут воспользоваться сетью бесплатных библиотек или ресурсами Интернета. Следующая таблица дает представление об основных видах образования в Российской Федерации.

Особые учебные заведения предусмотрены для детей, лишившихся родителей, а также для детей, нуждающихся в коррекционном обучении.

По окончании девяти классов школьники вправе окончить обучение, получить диплом об основном общем образовании и продолжить обучение в системе начального или среднего профессионального образования. Образование в 10–11-х классах не является обязательным. Закончившие их получают полное общее образование и вправе поступать в высшее учебное заведение. Особенностью российской системы образования является допустимость поступления в высшие учебные заведения лиц, получивших среднее профессиональное образование.

Высшее образование с 2009 года перешло на новую систему в рамках так называемого Болонского процесса, имеющего целью сближение систем образования в государствах Европы. Базовое обучение в вузах теперь длится четыре года, после чего успешно завершившие его получают диплом бакалавра. Часть учащихся имеет возможность обучаться в течение еще двух лет для получения диплома магистра. Для желающих получить ученую степень кандидата наук по-прежнему есть возможность поступить в аспирантуру, а после нее — в докторантуру и стать доктором наук. К важнейшим тенденциям в современном образовании следует отнести его гуманизацию, подразумевающую отказ от уравнительного подхода к учащимся, учет их потребностей и интересов и, соответственно, разнообразие предоставляемых им образовательных услуг. Гуманизацию не следует путать с гуманитаризацией — также актуальной тенденцией к повышению роли гуманитарных дисциплин. Также нельзя не заметить тенденции к интернационализации образования (сближение образовательных систем разных государств), его компьютеризации (использование новых образовательных технологий и телекоммуникационных сетей), повышению доступности, приведшей к ликвидации неграмотности в мировом масштабе, росту продолжительности образования (для повышения качества специалистов) и его непрерывности (что позволяет работникам осваивать смежные или новые специальности).

1.14. Религия

Религия — особый вид мировоззрения, исходящий из реальности высших сверхъестественных сил, сотворивших и контролирующих мир, а также совокупность людей, объединенных сходными представлениями о сущности этих сил и способах взаимодействия с ними. В отличие от науки, опирающейся на рациональное постижение мира, религия ориентируется на мистическое откровение и нерациональную веру в сверхъестественное. Несмотря на падение ее роли в индустриальном и постиндустриальном обществе, религия продолжает оставаться одним из важнейших социальных институтов. Для понимания сущности религии уместно обратиться к этимологии этого слова: на латыни «религия» означает «связь» (подразумевается связь человека с высшими силами). Религии противостоит атеизм — система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование каких-либо сверхъестественных сил. Особым философским течением является агностицизм, исходящий из невозможности познать мир и, в частности, доказать существование или несуществование сверхъестественных сил.

В качестве архаичных форм религии ученые выделяют тотемизм (обожествление определенных видов животных, поклонение им), фетишизм (обожествление определенных предметов, поклонение им) и анимизм (вера в наличие души у всех животных и материальных объектов), с которыми связана магия (вера в возможность влиять на сверхъестественные силы при помощи особых ритуалов и духовных практик).

Слово «религия» используется также для обозначения устоявшихся, традиционно сложившихся общностей с особыми вероучением и культом. Вероучение — совокупность догматов (непреложных истин, не подлежащих критике), обязательных для всех последователей религии. Под культом понимают почитание сверхъестественных сил или их изображений, а также совокупность связанных с ним предметов и обрядов. Людей, участвующих в отправлении культа, называют служителями культа. Одним из элементов религии является ее организационная структура. В христианстве совокупность верующих и служителей культа называется «церковь», в исламе — «умма», в буддизме — «сангха».

По степени распространенности различают мировые и национальные религии. Мировые религии распространены на значительной территории и оказали (и оказывают до сих пор) огромное влияние на ход всемирной истории. К ним относят христианство, ислам и буддизм. Национальные религии, широко распространенные в прошлом, в настоящее время представлены лишь иудаизмом (религия евреев), индуизмом (религия индийцев), даосизмом (религия китайцев) и синтоизмом (религия японцев). Иногда иудаизм, христианство и ислам объединяют в группу авраамических религий (от имени Авраама, почитающегося во всех трех патриархом). Эти религии также называют монотеистическими (от греческих слов «моно» — «один» и «теос» — «бог»), так как они провозглашают единобожие — почитание Единственного Бога-Творца. В противоположность им, индуизм и основанный на нем буддизм объединяют под именем дхармических (от санскритского слова «дхарма» — «закон») религий. Их общей чертой является вера в перерождение всех живых существ после смерти в новом теле. Дхармические, как и многие другие религии, являются политеистическими (от греческих слов «поли» — «много» и «теос» — «бог»), то есть допускающими поклонение многим богам. Приверженцы монотеистических религий называют политеистов «язычниками».

Рис. 1. Современные религии

Большинство религий не едины, а делятся на направления, фактически имеющие статус отдельных религий. Основные направления в исламе — суннизм и шиизм, в буддизме — махаяна и тхеравада. В христианстве направления носят особое название — конфессии (вероисповедания). К важнейшим относятся католичество, православие и протестантизм; последний, в свою очередь, также делится на ряд конфессий (лютеранство, англиканство, баптизм и т. д.).

Исторически роль религии в жизни общества была чрезвычайно высока. Религия выполняла множество функций: объяснительную, мировоззренческую, культурную, интегративную, компенсаторную, легитимизирующую, коммуникативную.

В индустриальном обществе религия полностью или частично утратила большую часть своих функций. Процесс утраты религией ее позиций в обществе носит название секуляризации. В России секуляризация приняла особенно резкие формы в XX веке.

Отношение к религии в России XX века иллюстрирует таблица:

Согласно статье 28 действующей Конституции Российской Федерации, наше государство носит светский (нерелигиозный) характер, а исповедание или неисповедание религии является личным делом каждого гражданина: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». В преамбуле федерального закона N 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», отмечены также «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Фактически, в Российской Федерации четыре религии признаны «традиционными»: христианство (в форме православия), ислам (суннитский), буддизм и иудаизм.

Большинство граждан России позиционирует себя в качестве верующих, однако на практике лишь немногие реально участвуют в жизни религиозных общин. Характерным для современного российского общества является восприятие религии как части традиции того или иного народа, безотносительно действительного отношения к религии. Отсюда высказывания типа «я русский, следовательно, православный», «я татарин, следовательно, мусульманин» или «я калмык, следовательно, буддист».

1.15. Искусство

Искусство — особая форма отражения мира, основанная на эмоционально-чувственном восприятия мира и представления его в системе художественных образов. Искусством также называют деятельность в рамках этой формы отражения мира, направленную на создание эстетических ценностей (произведений искусства). Наиболее значимые сходства и отличия искусства и науки представлены в таблице:

Исторически искусство было тесно связано с религией, в значительной степени являясь способом донесения религиозных догматов до массы верующих. Для современного общества характерно восприятие искусства как самостоятельного социального института, имеющего собственные функции и средства выражения. С искусством тесно связана эстетика — учение о красивом и безобразном.

Формирование чувства прекрасного — одна из важнейших функций искусства (эстетическая). Другие его значимые функции: познавательная (получение нового знания о мире через художественные образы), воспитательная (формирование личности), гедонистическая (доставление радости и душевного комфорта), компенсаторная (восполнение недовольства реальной жизнью). Искусство реализуется в отдельных художественных произведениях, которые различаются по видовым, жанровым и стилистическим характеристикам. Основные виды искусства: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, кинематограф, цирк, фотоискусство, эстрада.

Современное искусство находится под значительным влиянием массовой культуры, вследствие чего среди наиболее «продвинутых» авторов возникает стремление избегать в своем творчестве даже намеков на него. Характерной чертой современного искусства является отсутствие ориентации на заказ и даже полное игнорирование потенциального клиента и зрителя. Автор определяет параметры своего произведения, исходя из потребностей собственного самовыражения, что приводит к полной или частичной утрате современным искусством эстетической функции. Среди характерных жанров современного искусства — перформанс (произведение составляют разовые действия художника в определенное время в определенном месте), инсталляция (объемная скульптурная композиция, смонтированная из материалов промышленного происхождения), граффити (художественная роспись стен с помощью аэрозольной краски).

1.16. Мораль

Мораль — это совокупность основанных на общественном мнении ценностей и поведенческих норм, определяющих поведение человека в обществе. Она регулирует отношения в обществе с позиций различения добра и зла. Добро — основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Зло — полная противоположность добру, то, против чего направлена мораль. Научная дисциплина, занимающаяся проблемами соотношения добра и зла, носит название этика.

Одна из важнейших проблем этики сводится к ответу на вопрос, существуют ли общечеловеческие ценности. Проблема состоит в отсутствии однозначных трактовок добра и зла в разных обществах.

Считается, что наиболее архаичные формы морали связаны с попыткой первых человеческих коллективов выработать комфортные и эффективные формы сосуществования. Одной из древнейших форм морали, существующей в архаичных обществах, является табуирование (то есть жесткий безусловный запрет, выраженный в религиозных терминах) определенных действий, являющихся нежелательными с точки зрения коллектива. В историческое время в большинстве обществ соблюдение общественных норм принадлежало обычаям и традициям, регламентировавшим действия людей в типичных ситуациях. Главным недостатком табу, обычаев и традиций является ограниченность ситуаций, которые они регламентируют. Эта проблема снимается с появлением моральных правил (образцов поведения человека в обществе, связанных с представлением о добре и зле), применимых к различным ситуациям. Их возникновение связано с мировыми религиями, в вероучении которых значительное место отводится проблеме добра и зла. Квинтэссенция морали, так называемое «золотое правило нравственности», требует не делать другим того, чего человек не хочет себе и, наоборот, поступать по отношению к другим так, как ему бы хотелось, чтобы поступали по отношению к нему самому.

Табу, обычаи и традиции не оставляют перед человеком выбора. В архаичных обществах даже вынужденное нарушение табу нередко приводило к смерти нарушителя от стресса. Исполнение или неисполнение моральных норм, напротив, зачастую не влечет за собой никаких санкций. Наоборот, возможны ситуации, когда заведомо аморальный поступок кажется выгодным, однако человек сознательно отказывается от его совершения, даже если рядом нет никого, кто вынес бы моральную оценку произошедшему. В таких ситуациях и проявляется совесть — высшая форма способности личности к моральному самоконтролю (см. также 3.9).

Мораль в определенном отношении сродни праву. Однако право вторично по отношению к морали и в ряде случаев устанавливает нормы и санкции, вытекающие из ее требований. Кроме того, источником права является государство, следящее за его соблюдением, а мораль устанавливается обществом и в большинстве случаев не имеет письменной фиксации. Нарушение норм морали, в отличие от нарушения норм права, не влечет за собой санкций со стороны государства. Однако в тех случаях, когда право не наказывает за совершение поступка, несовместимого с нормами общественной морали, виновный может иногда подвергнуться бойкоту — организованному систематическому игнорированию, равносильному изгнанию из общества (см. 5.1). К этической сфере относятся также такие понятия, как честь и достоинство. Оба они основаны на осознании человеком своего общественного значения и требовании признания этого значения со стороны общества. Разница между ними состоит в том, что достоинство основано на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а честь зависит от общественных заслуг того или иного человека.

1.17. Понятие общественного прогресса

Прогресс (на латыни «движение вперед») — одно из понятий, прочно вошедших в обиход современной цивилизации. Под общественным прогрессом понимают поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Идея прогресса возникла достаточно поздно, в XVIII веке, в кругу французских философов-просветителей. Суть идеи общественного прогресса — в постоянном совершенствовании человеческого общества, в неуклонном продвижении к новым достижениям. В древности актуальны были противоположные воззрения, изложенные, например, в мифах об утерянном золотом веке человечества, который последовательно сменяется худшими серебряным и железным веками. Так зародилось противоположное прогрессу понятие — регресс, то есть последовательное ухудшение, переход от более сложного к более простому. Классическим примером регресса может служить упадок Западной Европы, последовавший вслед за падением Римской империи в V веке. В дальневосточной традиции актуальна идея о цикличности течения времени, согласно которой общество периодически возвращается на уже пройденный путь. Существует и такое понятие, как стагнация, означающее статичное состояние, при котором отсутствует движение как вперед, так и назад. Именно так можно характеризовать состояние дел во многих обществах Африки.

Сторонники идеи прогресса указывают на такие произошедшие за три последних столетия позитивные перемены в жизни человечества, как гуманизация и демократизация в политической и социальной сферах, ликвидация рабства, создание основанной на равноправии системы международных отношений, нивелирование культурных и экономических различий, революционное улучшение в сфере медицины, повышение качества и увеличение срока жизни, революцию в научно-технической сфере и невероятный прорыв в области информационных технологий. Противники идеи прогресса требуют обратить внимание на истребительные мировые войны первой половины XX века и непрекращающиеся конфликты в разных частях света, на появление и реализацию идей национального и расового превосходства, приводящих к возникновению невиданной ранее практики геноцида, на сохранение социальных различий, на неравномерность экономического развития и явное отставание стран «третьего мира», на недоступность большинству населения Земли результатов многих достижений науки и технологии, на беспрецедентное загрязнение окружающей среды.

Таким образом, если прогресс в научно-технической сфере в течение последних столетий неоспорим, то в других сферах функционирования общества он не столь очевиден. Особенно это заметно на примере нашей страны. После событий 1917 года многие социальные институты российского общества испытали регресс (сельское хозяйство, религия, благотворительность), тогда как в сфере промышленного производства и прикладной науки налицо крупные достижения. Очевидно, что прогрессу в одних областях может одновременно соответствовать регресс в других и стагнация в третьих.

1.18. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Появление этой темы в курсе обществознания связано с тем, что в советское время доминировал марксистский формационный подход, отрицавший многовариантность общественного развития. Согласно Марксу, вся история человечества представляет собой последовательную смену социально-экономических формаций, отличающихся друг от друга способом производства и противостоящими классами. Когда противоречия между классами достигают критической массы, происходит социальная революция (качественный скачок в развитии общества), в результате которой происходит смена формаций. При этом все общества обязаны пройти все стадии без исключений, разница заключается только в скорости их прохождения. Таким образом, марксизм отрицал многовариантность общественного развития, а разницу между обществами объяснял задержками в развитии.

После крушения СССР и отказа от марксистского мировоззрения в обществе возникла потребность в более рациональном объяснении различий между обществами. Определенную популярность получил цивилизационный подход, предполагающий, что человечество состоит из ряда отдельных цивилизаций (западноевропейской, китайской, индийской, африканской, исламской), каждая из которых идет по собственному пути развития, не схожему с другими. С такой точки зрения марксистский формационный подход применим только к западноевропейской цивилизации, а у других цивилизаций — другие схемы развития, если понятия прогресса и развития вообще к ним применимы. В разных классификациях число и перечень цивилизаций существенно различаются.

В наши дни более актуален другой подход, отражающий современные глобалистические тенденции и в целом напоминающий марксистский. Он предполагает последовательное прохождение всеми обществами трех стадий, названных традиционным (доиндустраильным), индустриальным и постиндустриальным обществами, различающихся в первую очередь уровнем развития производительных сил.

Механизмами общественного развития являются реформы, революции и инновации. Реформы представляют собой изменения в общественной, политической и экономической сферах, проводящиеся государством. Если правительство медлит с проведением необходимых реформ, в обществе может произойти революция — насильственное свержение существующего правительства, после которого реализуются назревшие реформы. В отличие от реформ и революций, имеющих целью ликвидировать уже существующие проблемы, инновации направлены на недопущение самих проблем. Инновации представляют собой единичные новшества, внедрение которых повышает адаптационные качества изменяемого социального института. Своевременное и систематическое внедрение инноваций делает ненужным проведение реформ и тем более революции.

1.19. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Для постиндустриального общества характерны специфические процессы, получившие название глобализации. Под глобализацией понимают интеграцию и унификацию во всемирном масштабе во всех сферах деятельности человека, что стирает различия между обществами. Считается, что глобализация имеет как позитивные (повышение уровня жизни, рост эффективности экономики), так и негативные стороны. К отрицательным сторонам глобализации относятся явления, связанные с распространением единой массовой культуры и утратой культурного своеобразия отдельных обществ. Движение противников глобализации (само, кстати, приобретшее глобальный характер) носит название антиглобализм. Если ранее те или иные существенные проблемы (загрязнение окружающей среды, рост национализма) локализовались в отдельных государствах, теперь они приобрели всемирный характер. Более того, некоторые из них приобрели характер реальной угрозы существованию всего человечества. Таким образом, глобальные проблемы можно определить как негативные явления, угрожающие человечеству в целом и/или такие, ликвидировать которые можно только совместными усилиями всего человечества.

Их можно классифицировать по группам:

Парадокс в том, что, к ужасу глобалистов, для решения глобальных проблем требуется «глобализация усилий». Например, в целях минимизации выброса в атмосферу парниковых газов, разрушающих озоновый слой Земли, в 1997 году ведущие государства мира подписали так называемый Киотский протокол, наметивший путь решения проблемы через торговлю «квотами на загрязнение», вырученные от которых средства направляются на внедрение энергосберегающих технологий. На данный момент к Киотскому протоколу присоединилось подавляющее большинство государств мира, что позволяет с энтузиазмом смотреть на решение проблемы выброса парниковых газов.

Оглавление

Из серии: Карманный справочник (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий справочник по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я