Главной проблемой
социальной философии является проблема взаимоотношений человека и общества, формы их взаимозависимостей, развития личности в коллективе.
Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках
социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии.
Исследование спорта в фокусе основных проблем, конституирующих предмет
социальной философии, может быть очень широким и разнообразным, соотносимым с многоуровневой организацией самого философского знания.
С вершин новоприобретенного исторического знания оказалось возможным свысока, с сострадательным изумлением взглянуть на учение
социальной философии либерализма.
Поэтому
социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: альфрейный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Опираясь на конкретно-исторические реалии,
социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.
Но при этом
социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, явления, которые в нём происходят.
Распространённым приёмом является аппарат
социальной философии с её многовековой традицией и выверенной временем лексикой, которая отражает реальность и всё её проявления в современном мире.
Оперирование этими показателями позволяет наполнить содержанием те понятия, которые на уровне
социальной философии или социальной психологии не требуют такой детализации и конкретизации.
Современная
социальная философия, учитывая изменения, происходящие в обществе, по-новому осмысливает значение современной семьи, место молодёжи в социуме, проблемы школы и образования, национальные, экономические отношения и т. д.
Философия зачастую обходит стороной один из кардинальных вопросов
социальной философии: соотношение свободы и ответственности в деятельности субъекта в процессе исторической практики.
Исторический процесс, его направленность, цель и смысл, его субъекты и движущие силы, проблема необходимости и свободы, общественного прогресса и его критериев являются ещё одним важным аспектом проблематики
социальной философии, который в XVIII в. был представлен в качестве особой философской дисциплины – философии истории.
На мой взгляд, этих мыслителей объединяло ощущение того, что «либеральная»
социальная философия должна основываться на внутреннем, этическом понятии человеческой души и человеческого достоинства, а не на том, что они рассматривали как внешнее определение гражданских прав и обязанностей.
Общее мнение, разделяемое и американской политической наукой, и британской теорией международных отношений, и немецкой
социальной философией, состоит в том, что вестфальское соглашение выстроило европейский порядок на основе суверенных государств, придерживающихся нововременных принципов разрешения конфликтов и сотрудничества.
Положив в основу социологической мысли доктрину гармонии интересов, индивидуалистическая
социальная философия создала современную науку об обществе, доказывая при этом, что конфликта интересов, вокруг которого было столько стычек, в действительности нет.
У истоков
социальной философии стояли древнегреческие мыслители.
Другой источник относится к области
социальной философии – это манифестация усталости и фрустрации бывших левых.
Правда, подобная задача, по крайней мере частично, преступает границы строгой экономической науки в её принятом разделении на определённые специальные отрасли – здесь речь идёт о задачах
социальной философии.
Для меня это слово было и остаётся чем-то гораздо большим, нежели категорией
социальной философии.
Последующие годы, однако, показали, насколько различными – и несовместимыми – оказались пути развития соответствующих концепций
социальной философии.
Близка по содержанию к
социальной философии философия истории.
Политическая значимость фантазии – тема, в XX веке ставшая общим местом для западной
социальной философии.
Завершённость образа революции, созданного в рамках
социальной философии марксизма, определяется рядом факторов.
В отличие от понятий других общественных наук, фиксирующих лишь отдельные стороны и свойства социальной действительности, категории
социальной философии представляют собой ступени познания общественных процессов в целом, вследствие чего их роль в познании жизни людей особенно значима.
По существу философ провёл самую глубокую критику буржуазного общества на домарксистском этапе развития
социальной философии.
Но решить эту задачу
социальная философия сможет лишь в том случае, если не ограничится широким пониманием общества как социальной реальности вообще, но установит и иной, более узкий смысл этого термина, рассмотрит общество не только как надорганическую, но и как историческую реальность, не как социум вообще, но как конкретную форму социальности, отличную от иных её форм.
Широта кругозора
социальной философии позволяет ей, продолжая в будущее основные линии современного развития, наметить ту точку их схода, которая, даже не будучи достаточно ясно видима сама, создаёт более широкую, чем у социологии, перспективу изображения современности, и в большей мере упорядочить социальное пространство.
Такое представление с добавлением классового подхода лежало до конца 1980-х гг. в основе понимания политической революции как советской исторической наукой, так и отечественной
социальной философией [41].
Сосредоточившись на сущем – обществе как таковом,
социальная философия призвана исследовать природу общественных процессов в самом широком и глубинном смысле.
Главной целью
социальной философии всегда было осмысление ведущих тенденций исторического развития, определяющих судьбу общества и отдельного человека, нахождение немногих, но ключевых закономерностей, позволяющих за хаосом действительности увидеть и более того – творить контуры будущего.
Одной из важнейших проблем
социальной философии является исследование и раскрытие фундаментальных оснований общественной жизни.
Менее всего я собираюсь писать систему
социальной философии.
Понимание общества в рамках
социальной философии имеет свою специфику, определяемую её философским статусом.
Книга адресована студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям учебных курсов
социальной философии, политологии и культурологии, а также всем субъектам, вовлечённым в процесс глобализации и регионализации мира.
Можно сказать, что философия истории является частью
социальной философии.
Отличие
социальной философии от других социальных наук заключается в том, что её объектом выступает социальное вообще, социальное как одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нём, и выявление её соотношения и связи с иными сферами окружающей и охватывающей нас реальности.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что именно
социальная философия разрабатывает особые исследовательские установки: научные парадигмы, осознанные или неосознанные каноны мышления, ориентирующие исследователей на определённую картину социального мира и различные аналитические стратегии.
Назовём принципы
социальной философии, открывающие такую возможность.
Первый уровень, основой которого служит
социальная философия, включает теории наиболее высокой степени общности в структуре социологии.
К сожалению, до сих пор считается, что теория и практика социальной работы должны базироваться на методологических постулатах
социальной философии и теоретической социологии, социальной психологии и социальной педагогики.
Многие же другие учения незаслуженно оказались за полем зрения
социальной философии, что равным образом негативно сказывается и на состоянии частных наук, и на состоянии философии.
Однако изучение общества в этом направлении западноевропейской
социальной философией было продолжено.
Образ революции, принявший относительно законченные формы в рамках марксистской
социальной философии, стал действенным побудительным мотивом для многих миллионов, стал одной из основ тектонических сдвигов в мироустройстве в XX веке.
Учитывая близость и даже определённое единство проблемного поля
социальной философии и философии истории, мы рассмотрим представления философов в обеих отраслях философского знания, что позволит создать панорамную картину процесса развития обществознания.
Социальная реальность современного мира, ускорение процессов глобализации, вступление науки в новый, постнеклассический этап развития с его новой рациональностью гуманитарного антропоморфизма и телеономии с всё большей настойчивостью требуют от
социальной философии разработки методов исследования социума, способных создать ту необходимую призму всеобщего, которая бы максимально оптимизировала исследование законов общества, их специфики и повысила бы прогностические возможности современной социальной теории.
Социальная философия занимается изучением общества в его историческом развитии.
Социальная философия более абстрактна, её концепции отправляются не столько от конкретных эмпирических данных, сколько от совокупного, нерасчлененного опыта наблюдений над социальной жизнью.
Во-первых,
социальная философия исходит из понимания общества в единстве его прошлого, настоящего и будущего.
Социальная философия формирует представление не только о прошлом, но и о настоящем и будущем.