Немецкая
идеалистическая философия вообще плохо различала действительность души от желательного для добропорядочного немца.
Представители
идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.
Таким образом, основатель
идеалистической философии является в этом пункте настоящим соматиком.
Попытки иррационалистического обоснования сверхъестественного источника религии преобладают и в современной
идеалистической философии, которая тесно смыкается с теологией.
Но диамат хорошо отвечает им, говоря, что эти утверждения позитивистов применимы в какой-то мере лишь к буржуазной
идеалистической философии, но не имеют никакого отношения к диамату.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стигматический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эти тенденции и привели, наконец, к рождению психологии как науки, которая была отнята естествоиспытателями у ослабевшей, утратившей связь с жизнью
идеалистической философии.
Это стало совершенно ясно, когда кризис разразился в эмпирической психологии во всём её объёме, с одной стороны, и в немецкой
идеалистической философии последних десятилетий – с другой.
Свою
идеалистическую философию махисты объявили «нейтральной», стоящей над противоположными лагерями в философии – материалистами и идеалистами.
Та основная проблема, которая в наше время приводит к возрождению
идеалистической философии, есть прежде всего проблема моральная, и соответственно с этим нам представлялось важным обратить особенное внимание на выяснение вопросов этических, допуская и здесь возможно большую широту взглядов.
Конечно, нельзя и переоценивать значение еды, как это делали некоторые мыслители, даже философы-материалисты, боровшиеся с реакционной
идеалистической философией.
Но наличие этих двух форм не исчерпывает всего многообразия различных вариантов
идеалистической философии.
Этого противоречия не разрешила и не могла разрешить немецкая
идеалистическая философия конца XVIII и начала XIX в. и не могла создать новых философских основ для психологии.
Достижения немецкой
идеалистической философии достаточно убоги по сравнению с работами их английских и французских современников.
Это не значит, что в наших глазах
идеалистическая философия есть некая вещь.
Но первые его публикации появились в журнале «Логос», одном из центров русской
идеалистической философии того времени.
Такая оценка души аль-Газали вполне обоснована сточки зрения
идеалистической философии на сущность религиозного мировоззрения.
Сторонники
идеалистической философии склонны сводить культуру исключительно к духовным явлениям, а культурную жизнь и деятельность человека – к существованию его в сфере идеальных отношений.
Потом очень долго любили германскую
идеалистическую философию.
С этой мыслью, правильно выражающей сущность
идеалистической философии и её общественное значение, мы встретимся впоследствии, когда будем говорить об отношении махизма к естествознанию.
Сам он является основателем
идеалистической философии.
Чем отличается
идеалистическая философия от религии?
Плеханов мне тоже говорил, что при моей независимой
идеалистической философии нельзя оставаться марксистом.
В этом ложь
идеалистической философии ценностей и идеального бытия.
Утверждать это – значило бы просто повторять
идеалистическую философию.
Эту враждебную науке
идеалистическую философию махисты пытались подкрепить новейшими открытиями естествознания, выдать за последнее слово науки.
Софизм
идеалистической философии состоит в том, что ощущение принимается не за связь сознания с внешним миром, а за перегородку, стену, отделяющую сознание от внешнего мира, – не за образ соответствующего ощущению внешнего явления, а за «единственно сущее».
Как ученик, я искал руководства у своих новых учителей, преподавателей
идеалистической философии, и полагал, что они действительно приобщат меня к общефилософскому знанию, к последним достижениям в области мысли, к определённому, стройному и цельному миросозерцанию, – словом, отдадут мне лучшее, что имеют сами, поделятся и со мной, и с моим другом, и с другими неопытными студентами теми выводами, которые сделаны ими для самих себя из долголетнего изучения философии.
Важным в контексте наших изысканий является то обстоятельство, что согласно данной концепции вышеназванные объективации духа, т. е. народ и искусство, оказываются тесно взаимосвязанными, т. к. согласно немецкой
идеалистической философии искусство, в том числе и литература, является выражением индивидуальности народа.
Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснён
идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к её анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.
Легко понять, что такая «наука», отказывающаяся от рассмотрения психических процессов как продуктов объективного развития, не ставящая вопросов об их происхождении и объективных механизмах, не могла существовать и в течение длительного времени оставалась своеобразным разделом
идеалистической философии, не включаясь в круг подлинных наук.
Донаучная психология, которая развивалась в ранней
идеалистической философии, считала психику одним из первичных свойств человека и рассматривала сознание как непосредственное проявление «духовной жизни».
Связанный с религиозными сектами (орфиков) Платон в ряде своих диалогов (особенно в «Федоне», в «Государстве» и др.) развивает идеалистическое учение о душе в классической для всей последующей
идеалистической философии форме.
Здесь появилось новое поколение активистов, под влиянием западной романтики и
идеалистической философии прославлявшее «героический исторический подвиг».
Всякая
идеалистическая философия избегает этих противоречий и может удовлетворить требования практического разума только путём абстрагирования и философских абстракций.
Этими утверждениями
идеалистическая философия, как и идеалистическая психология, порывает как с естественными науками, так и с научной психологией, делая резкие различия между обеими формами познания и принципиально относясь к сложным формам познавательной деятельности иначе, чем к элементарным.
Но в силу своего иррационального характера
идеалистическая философия не может претендовать на статус научности, её скорее следует отнести к паранаучным системам.
Безусловно, что в отличие от религии
идеалистическая философия по форме напоминает науку, она стремится к обоснованию своих положений, но в целом она ненаучна, не имеет объективного основания, т. е. не отвечает одному из основных законов логики – закону достаточного основания.
Главным объектом внимания
идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни.
Они возомнили, что теперь уже не действуют объективные экономические законы, что теперь законы пишут они сами, и это, по сути дела, привело их в лагерь
идеалистической философий, привело их к авантюризму в хозяйственной политике.
Чтобы с чистой совестью заниматься физиологией, нужно считать, что органы чувств не суть явления в смысле
идеалистической философии: как таковые, они ведь не могли бы быть причинами!
Более того, оценка роли
идеалистической философии также ошибочна в отношении отсутствия реалистического подхода к действительности.
В-третьих,
идеалистическая философия зачастую затрагивает целый ряд крайне глубоких вопросов, а также может ухватиться за слабости материалистической философии в некоторых вопросах, что очень благоприятствует углублению и развитию материализма.
Теперь не только это заблуждение, но и первичное заблуждение, на котором оно основано, первичное заблуждение превращения приоритета в генезисе идеи или концепции в приоритет объекта, мыслимого этой идеей или концепцией как реального агента в порядке реальной обусловленности, без отчётливого доказательства его реальности в этом характере, – заблуждение, лежащее в основе всех так называемых
идеалистических философий, – которое разоблачается и, можно надеяться, исключается анализом книги I, к которому я обращаюсь.
В стране возрождается
идеалистическая философия.
Упор современного искусствоведения, зародившегося в конце XVIII века и испытавшего сильное влияние
идеалистической философии, на автономии объекта искусства неотделим от представления о художнике как одиноком гении, чьё творчество отображается и оценивается в монографиях и каталогах.
Но вскоре окончательно определилось, что символисты не есть эстетически нейтральные последователи
идеалистической философии…
Наиболее популярными в буржуазной науке уголовного права, тщетно пытавшейся на основе метафизики и
идеалистической философии решить проблему причинности, являются две теории: теория необходимых условий и адекватная теория.
Для ссыльных социал-демократов, воспринимавших марксизм целиком – во всех его ипостасях – попытка соединить социальные выводы марксизма с
идеалистической философией казалась невозможным кощунством или… признаком болезни.
Очевидно, что наступление материализма на
идеалистическую философию вело к полному отстранению от метафизики и тем самым провоцировало сомнение в правомерности как этического, так и эмоционально-психологического измерения человека.
Завершая свою статью, критик уделяет отдельное внимание вопросу «формализма», который он называет «явлением чисто
идеалистической философии».