Немецкая
классическая философия подчёркивает активность духа, рассматривая его как деятельность самосознания.
Классическая философия ставила перед собой задачи освободительного характера, выступая против религиозного, военного и аристократического правления, подавлявших разум и человека как носителя разума.
Рассмотрим ещё несколько примеров из сфер
классической философии.
Переход от французского материализма к немецкой
классической философии имеет двойственную природу.
Когда немецкая
классическая философия достигла в своём развитии гегельянской, она покорила вершину идеалистического диалектического метода.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: богдыханский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как европейская, так и современная китайская
классическая философия продолжают развивать учение о символах (в том числе о числах), что сказывается на оценке восприятия и познания мира.
Он посмеивался над напыщенным миром
классической философии, где «обычно много пустословия».
Немецкая
классическая философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором противоречие «природы» и «культуры» неизбежно на пути к синтезу.
Конечно же, во многих отношениях
классическая философия и её подразделы сделали несомненные успехи, но единая система, обобщающая, взаимно увязывающая весь комплекс философских знаний в гармоничную целостность научного знания отсутствует, что, конечно же, в значительной степени является источником неточностей и ошибок.
Действительно, как выразить новое знание через старое, т. е. новые понятия хаос и порядок, развитые в науке (И.Пригожин, Г.Хакен), выразить через категории
классической философии (Аристотель, И.Кант, Г.Гегель)?
Можно сказать, что типология “классика-неклассика-постнеклассика” действительно, а не декларативно эксплицирует парадигмальные уровни знания в генетическом единстве, когда идеи
классической философии могут неожиданно дать новую эвристику для философии постнеклассической.
История
классической философии (как топологического объекта, как монады) это исторический процесс постепенной подготовки философии к будущей трансформации философии из её исходно естественно-историческивозникшей модификации в последующую противоестественную(постмодернистскую) модификацию философии.
Особое место следует уделить качественной новизне, которая была внесена в содержание философского сознания представителями немецкой
классической философии конца XVIII – начала XIX веков, а также марксистской философией.
Особый интерес безусловно лежит в сфере изучения основных философских проблем в русской
классической философии второй половины XIX – начала XX веков, а также современной западной философии XX века.
Самым непримиримым противником
классической философии является постмодернизм, который выражает глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, утраты веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности.
В итоге мы получаем фундаментальную связку понятий
классической философии: сущность = истинное бытие = мышление на одном полюсе и тело = материя = явление – на другом.
Во-первых, обойти традиционную проблематику не удаётся ни одному направлению неклассической философии, поскольку все они так или иначе используют понятия и принципы
классической философии, в том числе основных её разделов: онтологии, гносеологии и аксиологии.
Но это представление, как ни странно, может подтолкнуть исследователя, отвергающего традиции
классической философии, к попаданию в объятия плохой философии.
Мне, существу организованному и стремящемуся к планированию, человеку, выросшему в среде, стимулирующей развитие прагматизма и практичности, с эго всячески (и, боюсь, чересчур) возраставшему в результате изучения
классической философии и склонному к прочтению любого события в рациональном ключе, жизнь неожиданно продемонстрировала, что всё связано между собой и неподвластно чьему-либо контролю.
Европейская
классическая философия определяла норму через идеальное, совершенное, абстрактное.
Наглядным примером тому служит марксистская философия, которая, с одной стороны, развивала общую рационалистическую ориентацию
классической философии, её веру в человека и его разум, тогда как с другой – разрабатывала совершенно новую концепцию бытия и познания, общества и человека.
Главное отличие всех её школ и направлений – острая критика основных принципов и положений
классической философии.
Все существовавшие в истории философские концепции человека охватывали, как правило, одну какую-либо его сторону: либо человек есть природа в духе
классической философии истории, либо сознание, в понимании всех идеалистических теорий, либо решающей оказывается его связь с обществом в стиле современных социально-философских концепций, либо его отношение к (Божественной) природе и другому (общение) в религиозно-этическом ключе.
Значение постнеклассической философиисостоит в том, что она ориентирует всю область социально-гуманитарного знания на иные по сравнению с
классической философией представления о рациональности.
Положение начинает меняться тогда, когда критике подвергается познавательный статус традиционной
классической философии, причём, это надо особо иметь в виду, критика исходит из того, что традиционная философия, т. н. метафизика – с этого момента последний термин приобретает отрицательный смысл, – не удовлетворяет тем строгим научным критериям рациональности познавательной деятельности, которые можно выявить на основе анализа «точной» науки – математики и математического естествознания.
Ещё раз подчеркнём, что, по существу, это весьма последовательная и радикальная попытка реализации гносеологических установок
классической философии.
Если бы мы имели в виду
классическую философию, то говорили бы о «классицизме» во многих культурах, поскольку каждая цивилизация, каждый народ имели свой классический, высокий период, «золотой век».
Свобода в интерпретации
классической философии модерна, конечно, не является тождественной опыту свободы в рамках традиционного общества, чьи высокие практики культуры и социальный порядок выстраиваются под доминирующим влиянием восточно-христианской религиозной традиции.
Культурология не только учитывает социально-историческую заданность всякого знания, как это частично и избирательно делали
классическая философия и наука, не сумевшие окончательно оторваться от берега метафизического онтологизма и зашедшие в тупик всё возрастающей рефлексии.
Стало быть, перед лицом
классической философии логос надлежит считать формально и конститутивно чувствующим логосом.
Сегодня, с дистанции более чем двухсот лет, можно уверенно сказать, что аналитика возвышенного была результатом и выражением кризиса
классической философии и эстетики.
Поэтому
классическую философию можно считать бессрочной гарантией качества мысли, и если вы действительно хотите мудрости, то идите за нею туда, где мудрость выстояла вопреки меняющемуся времени и вопреки завистливой ненависти неудачников.
Ибо в исследованиях, которые на первое место ставят идеологию, меня смущает то, что в них всегда предполагается данным человеческий субъект, образец которого нам дала
классическая философия и который будто бынаделен сознанием, которым-то и завладевает приходящая власть.
Субъект в немецкой
классической философии всегда тождествен и самодостаточен в своей субъективности, а объект всегда тождествен и самодостаточен в своей объективности.
Это критика прежних спекулятивных умозрительных построений
классической философии искусства.
Произошедшая в рамках эпистемологии добродетелей смена фокусировки с вопроса «Что такое знание?» на «Как возможно достичь эпистемических благ?» сближает её и с
классической философией науки, и с проблематикой гуманитарной экспертизы научно-технических инициатив.
Человеческая природа в
классической философии воспринимается как универсальная, постижимая, обладающая набором стойких особенностей.
– Чудес – с точки зрения
классической философии – в природе не существует.
Персонализм акцентирует внимание не на познающем истину субъекте
классической философии, а на человеческой личности во всей полноте её, утверждаемой только путём свободного волеизъявления.
Немецкая
классическая философия обнаружила субъекта, отличающегося от объекта и созидающего его.
Спекулятивные диалектические методы немецкой
классической философии наделили объект свойствами пассивности и негативности и сделали субъект, представленный духом, позитивным, активным и самосозидающим началом.
Хотя в представлении о свободе в немецкой
классической философии преломлялись требования немецкой буржуазии, но всё-таки оно ограничивалось сферой мышления.
Ещё одним фактором, который нельзя не упомянуть, стало фактическое исчезновение из европейской интеллектуальной культуры всего массива
классической философии как минимум с конца VI – начала VII в.
Немецкая
классическая философия внесла существенный вклад в понимание рефлексии.
В более поздних работах то же отношение к философии проявляется в предсказании, что рабочий класс будет единственным законным наследником
классической философии.
Моя мысль такова: чтобы выжить в культуре ускорения и научиться твёрдо стоять на ногах, следует обратиться к
классической философии стоицизма, в которой ценятся самоконтроль, покой ума, достоинство, чувство долга и осознание конечности жизни.
Увлекается
классической философией, оперой и живописью, выступает куратором образовательного проекта «Древнегреческие танагрские статуэтки».
Но подобный взгляд на
классическую философию привязал бы нас к конкретному времени, к конкретной исторической эпохе.
Но рекламировать
классическую философию дело не столь уж сложное, потому что эта философия плохого товара не держит.
Так давайте же обратимся к шедеврам
классической философии XVIII столетия!