Немецкая
классическая философия подчёркивает активность духа, рассматривая его как деятельность самосознания.
Классическая философия ставила перед собой задачи освободительного характера, выступая против религиозного, военного и аристократического правления, подавлявших разум и человека как носителя разума.
Рассмотрим ещё несколько примеров из сфер
классической философии.
Переход от французского материализма к немецкой
классической философии имеет двойственную природу.
Когда немецкая
классическая философия достигла в своём развитии гегельянской, она покорила вершину идеалистического диалектического метода.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: штифтовой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это критика прежних спекулятивных умозрительных построений
классической философии искусства.
Так, современная конфликтология, используя эти идеи
классической философии, тёк или иначе придерживается двух основных концепции человеческой природы.
Как европейская, так и современная китайская
классическая философия продолжают развивать учение о символах (в том числе о числах), что сказывается на оценке восприятия и познания мира.
Он посмеивался над напыщенным миром
классической философии, где «обычно много пустословия».
Немецкая
классическая философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором противоречие «природы» и «культуры» неизбежно на пути к синтезу.
Конечно же, во многих отношениях
классическая философия и её подразделы сделали несомненные успехи, но единая система, обобщающая, взаимно увязывающая весь комплекс философских знаний в гармоничную целостность научного знания отсутствует, что, конечно же, в значительной степени является источником неточностей и ошибок.
Действительно, как выразить новое знание через старое, т. е. новые понятия хаос и порядок, развитые в науке (И.Пригожин, Г.Хакен), выразить через категории
классической философии (Аристотель, И.Кант, Г.Гегель)?
Человеческая природа в
классической философии воспринимается как универсальная, постижимая, обладающая набором стойких особенностей.
Это соответствовало общей когнитивной установке
классической философии – отыскать за множеством различий известное тождество.
Сегодня, с дистанции более чем двухсот лет, можно уверенно сказать, что аналитика возвышенного была результатом и выражением кризиса
классической философии и эстетики.
Значение постнеклассической философиисостоит в том, что она ориентирует всю область социально-гуманитарного знания на иные по сравнению с
классической философией представления о рациональности.
История
классической философии (как топологического объекта, как монады) это исторический процесс постепенной подготовки философии к будущей трансформации философии из её исходно естественно-историческивозникшей модификации в последующую противоестественную(постмодернистскую) модификацию философии.
Особый интерес безусловно лежит в сфере изучения основных философских проблем в русской
классической философии второй половины XIX – начала XX веков, а также современной западной философии XX века.
Особое место следует уделить качественной новизне, которая была внесена в содержание философского сознания представителями немецкой
классической философии конца XVIII – начала XIX веков, а также марксистской философией.
Во-первых, обойти традиционную проблематику не удаётся ни одному направлению неклассической философии, поскольку все они так или иначе используют понятия и принципы
классической философии, в том числе основных её разделов: онтологии, гносеологии и аксиологии.
Самым непримиримым противником
классической философии является постмодернизм, который выражает глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, утраты веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности.
Европейская
классическая философия определяла норму через идеальное, совершенное, абстрактное.
Наглядным примером тому служит марксистская философия, которая, с одной стороны, развивала общую рационалистическую ориентацию
классической философии, её веру в человека и его разум, тогда как с другой – разрабатывала совершенно новую концепцию бытия и познания, общества и человека.
Но это представление, как ни странно, может подтолкнуть исследователя, отвергающего традиции
классической философии, к попаданию в объятия плохой философии.
Главное отличие всех её школ и направлений – острая критика основных принципов и положений
классической философии.
Положение начинает меняться тогда, когда критике подвергается познавательный статус традиционной
классической философии, причём, это надо особо иметь в виду, критика исходит из того, что традиционная философия, т. н. метафизика – с этого момента последний термин приобретает отрицательный смысл, – не удовлетворяет тем строгим научным критериям рациональности познавательной деятельности, которые можно выявить на основе анализа «точной» науки – математики и математического естествознания.
Если бы мы имели в виду
классическую философию, то говорили бы о «классицизме» во многих культурах, поскольку каждая цивилизация, каждый народ имели свой классический, высокий период, «золотой век».
Культурология не только учитывает социально-историческую заданность всякого знания, как это частично и избирательно делали
классическая философия и наука, не сумевшие окончательно оторваться от берега метафизического онтологизма и зашедшие в тупик всё возрастающей рефлексии.
Стало быть, перед лицом
классической философии логос надлежит считать формально и конститутивно чувствующим логосом.
Поэтому
классическую философию можно считать бессрочной гарантией качества мысли, и если вы действительно хотите мудрости, то идите за нею туда, где мудрость выстояла вопреки меняющемуся времени и вопреки завистливой ненависти неудачников.
Ибо в исследованиях, которые на первое место ставят идеологию, меня смущает то, что в них всегда предполагается данным человеческий субъект, образец которого нам дала
классическая философия и который будто бынаделен сознанием, которым-то и завладевает приходящая власть.
Субъект в немецкой
классической философии всегда тождествен и самодостаточен в своей субъективности, а объект всегда тождествен и самодостаточен в своей объективности.
Можно сказать, что типология “классика-неклассика-постнеклассика” действительно, а не декларативно эксплицирует парадигмальные уровни знания в генетическом единстве, когда идеи
классической философии могут неожиданно дать новую эвристику для философии постнеклассической.
Мне, существу организованному и стремящемуся к планированию, человеку, выросшему в среде, стимулирующей развитие прагматизма и практичности, с эго всячески (и, боюсь, чересчур) возраставшему в результате изучения
классической философии и склонному к прочтению любого события в рациональном ключе, жизнь неожиданно продемонстрировала, что всё связано между собой и неподвластно чьему-либо контролю.
Произошедшая в рамках эпистемологии добродетелей смена фокусировки с вопроса «Что такое знание?» на «Как возможно достичь эпистемических благ?» сближает её и с
классической философией науки, и с проблематикой гуманитарной экспертизы научно-технических инициатив.
Важно отметить, что постмодерн стремится расширить способы освоения действительности за счёт иррационального, трансцендентального, мифологического – «Иного» по отношению к рациональному познанию
классической философии картезианского типа, господствовавшей в европейской гуманитаристике с XVII века.
Это тем более важно, что сложившиеся вокруг немецкой
классической философии ещё в советские времена стереотипы и штампы и сегодня продолжают воспроизводиться уже в новейших учебных пособиях.
– Чудес – с точки зрения
классической философии – в природе не существует.
Персонализм акцентирует внимание не на познающем истину субъекте
классической философии, а на человеческой личности во всей полноте её, утверждаемой только путём свободного волеизъявления.
Немецкая
классическая философия обнаружила субъекта, отличающегося от объекта и созидающего его.
Спекулятивные диалектические методы немецкой
классической философии наделили объект свойствами пассивности и негативности и сделали субъект, представленный духом, позитивным, активным и самосозидающим началом.
Хотя в представлении о свободе в немецкой
классической философии преломлялись требования немецкой буржуазии, но всё-таки оно ограничивалось сферой мышления.
Ещё одним фактором, который нельзя не упомянуть, стало фактическое исчезновение из европейской интеллектуальной культуры всего массива
классической философии как минимум с конца VI – начала VII в.
Немецкая
классическая философия внесла существенный вклад в понимание рефлексии.
Все существовавшие в истории философские концепции человека охватывали, как правило, одну какую-либо его сторону: либо человек есть природа в духе
классической философии истории, либо сознание, в понимании всех идеалистических теорий, либо решающей оказывается его связь с обществом в стиле современных социально-философских концепций, либо его отношение к (Божественной) природе и другому (общение) в религиозно-этическом ключе.
Спекулятивные рассуждения
классической философии, выпадение из поля зрения рационализма проблемы индивидуального бытия личности, неспособность его сторонников постичь и описать повседневный мир стали причиной колоссального духовного напряжения в обществе, вызвавшего мощный выброс интеллектуальной энергии, продукты которого образовали целое созвездие взглядов на природу и содержание иррациональных феноменов.
Моя мысль такова: чтобы выжить в культуре ускорения и научиться твёрдо стоять на ногах, следует обратиться к
классической философии стоицизма, в которой ценятся самоконтроль, покой ума, достоинство, чувство долга и осознание конечности жизни.
На этот вопрос
классическая философия отвечала однозначно: да, существует…