Нарушение
закона тождества может привести также к тому, что свойства одного объекта могут быть приписаны совершенно другому, не обладающему ими.
Предпосылкой выполнимости
закона тождества является возможность различия и отождествления тех объектов, о которых идёт речь в процессе размышления, что не всегда выполняется на практике в силу изменчивости этих объектов.
Поэтому
закон тождества имеет значение не только в логике, но и носит всеобщий характер.
Из
закона тождества следует, что нельзя отождествлять различные мысли, а тождественные мысли нельзя принимать за нетождественные.
Одним из законов мышления выступает
закон тождества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пугачёвский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому
закон тождества всегда предполагает некоторую идеализацию действительного характера тех объектов, о которых идёт речь при рассуждении, и может быть применён только к таким формам мысли, которые допускают точные определения и спецификацию.
Наиболее тесная взаимосвязь прослеживается с философией(в части методологических проблем познания), с формальной логикой (в части использования в доказывании выявленных формальной логикой закономерностей организации мышления, например
законов тождества, достаточного основания, исключённого третьего и т. д.), с диалектической логикой (изучающей законы и формы отражения в мышлении процессов, происходящих в реальной действительности, организацию конкретных мыслительных процессов и операций).
Мы уже встречались с ней в предыдущей главе – это нарушение базового логического
закона тождества.
На первый взгляд содержащееся в
законе тождества требование представляется предельно простым.
Когда человек называет белое чёрным, а чёрное белым, такой человек ещё нарушает
закон тождества – любое понятие должно употребляться в только в одном и том же значении в ходе рассуждений.
Часто настаивают на том, что и сам
закон тождества невозможно реализовать в вещах, в которых содержится только его основание, источник и причина.
Логический
закон тождества требует, чтобы с понятием всегда связывалось то же значение.
Точно также ныне некоторые учёные представляют
закон тождества, считая его необходимым и объективным законом теоретического мышления.
С позиций формальной логики – да, означает: первый закон классической (формальной) логики –
закон тождества гласит, что «А» равно «А».
Если не работает
закон тождества, то не имеют смысла законы противоречия и исключённого третьего: они оборачиваются бессмыслицей, беспредельность которой исследовали софисты.
Эти примеры подтверждают
закон тождества противоположностей.
Если это всё то же сознание, верное
закону тождества, противоречие увлекает его к безумию.
Только с позиций формальной логики, первый, основополагающий закон которой –
закон тождества безапелляционно гласит: «А» равно «А» – всегда и везде, везде и во всём, отныне и во веки веков, – наивность содержательно однородна.
Формально-логический
закон тождества, гласящий: «А = А» – не-абсолютен.
Фактически, подобное утверждение игнорирует
закон тождества – понятие используется в различных значениях и в различных объёмах, используется произвольно, без какого-либо рефлексивного обоснования.
Содержательную бедность и смысловую несостоятельность
законов тождества и противоречия аристотелевской логики, которые пытается снять гегелевская диалектика понятия, здесь заменяет платоновская диалектика «одного» и «иного», бытия и небытия.
Закон тождества применяется повсеместно.
Закон тождества здесь работает автоматически, безукоризненно и точно.
Таковы, например, знаменитые
законы тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания и т. д., умозаключения и т. д.
В соответствии с
законом тождества объём и содержание понятия в течение данного рассуждения должны оставаться неизменными.
Переход от целостности как чистой интуиции к пространственной развёртке и, далее, к явной, дискурсивной записи
законов тождества, противоречия и исключённого третьего – это шаги, этапы, стадии вызревания осмысленности.
Закон тождества определяет постоянство смысловых значений понятий в конкретном рассуждении.
Оба этих закона являются одним единым законом, так как обе противоположности равнозначны, а как раз
закон тождества отвечает за выбор и фиксацию одного из вариантов пары в рассуждении.
Закон тождества гарантирует, что вещи не меняют свою сущность в процессе рассуждения.
То, что изменение во времени влечёт за собой противоречие, также ложно, поскольку
закон тождества применим только к вневременным отношениям или к субъекту в один и тот же момент времени.
Но точно так же, как я не могу представить себя или кого-либо другого сознательным и в то же время не сознательным в течение некоторого времени, я не могу представить себя или других мыслящими и в то же время не мыслящими так, как это сформулировано логиками в виде
законов тождества, противоречия и исключённого среднего.
Известен
закон тождества: a есть a, а не b или не a, красный есть красный, а не зелёный или не красный.
И ради этого он исключает из внешних вещей любой аналог, который бы соответствовал
закону тождества, существующего в мышлении и явился бы его прообразом.
Вещи воздействуют на нас и при помощи нашего ума, в нём же вызывают
закон тождества, хотя сами они лишены его.
Определённо ничем, потому что, в действительности,
закон тождества придаёт предметам относительную прочность, твёрдость и постоянство.
Современные исследователи по формальной логике надеются в рассмотрении
закона тождества избавиться от изучения внешней действительности, считая, что этот закон является абстрактным законом абстрактного мышления, а не конкретного бытия.
Они подчиняются «метафизическому» или материальному
закону тождества.
Напротив, если у последнего много живого и материалистического в истолковании логики, например, в признании
законов тождества и противоречия законами вещей, то неопозитивисты пошли назад от материализма к идеализму.
Не удивительно, что устанавливаемый им
закон тождества тесно связан с понятием сущности.
Сущность есть начало постоянства и определённости, и то же самое выражает
закон тождества.
Это вытекает из понимания содержания
закона тождества: в одно время, в одном отношении истинными не могут быть два суждения о предмете, если одно из них что-нибудь утверждает о нём, а второе это же отрицает.
Но я вижу, что и оранжевый только успевает блеснуть, а значит совсем не существует, страшно –
закон тождества нарушен…
Суть
закона тождества заключается в том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает, то они не могут быть одновременно истинными.
Но ведь
закон тождества мышления и бытия изучают в вузах.
Более сложный и неочевидный тип нарушения
закона тождества – подмена тезиса.
Когда философ утверждает «это есть то», он менее всего уповает на соблюдение логических
законов тождества и правил силлогистики: подразумеваемого здесь много больше прямо утверждаемого, свёрнутые смыслы гораздо важнее явных значений.
Софисты, доказывая что угодно, чаще всего искусно подменяли понятия, то есть нарушали
закон тождества.
Наиболее частым нарушением
закона тождества является подмена понятий и тезиса.
Ведь без знания основного закона логики –
закона тождества невозможно будет сделать никакого вывода, суждения, умозаключения.
Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения понятие было тождественным самому себе, то есть иметь одно значение.