История истины

Виктор Дмитриев

Все религии рассказывают об истине.В данной книге раскрывается эволюционный путь развития истинного знания на протяжении всей истории человечества.Объясняется, что общего у Индуизма, Буддизма, Даосизма, Иудаизма, Христианства и Ислама.Показывается что различия религий обусловлены историческим контекстом их появления, а также почему мировые религии не противоречат научным знаниям, а, наоборот, помогают их систематизировать.Ведь истина – это адекватное описание реальности!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Зов приключений

В жизни достаточно прочесть одну книгу,

но чтобы понять какую, надо прочесть тысячи.

Вечерело. Встретились однажды брат с сестрой. Ей ближе вопросы гуманитарных наук, а он больше интересуется физикой, химией и другими техническим знаниями. Их отец оставил им свои записи обо всем на свете, которые они стали вместе читать и обсуждать.

1. Истина

— Сестра, каждую отдельную мысль отец раскрывает с различных сторон. Сначала отец задает вопросы, определяет некоторое явление. Затем формулирует общие положения, ищет причины явления. Далее описывает воплощение этих идей, как следствие. Всё начинается с введения — определения понятия — предмета исследования. Через введение отец раскрывает краткое содержание всех своих дальнейших записей.

Что такое истина? Для чего используется это понятие? Зачастую для оценки чего-либо я использую понятие «правильно», а также в противовес ему — «неправильно» или «ложно». Иногда я использую пару: «истина» и «ложь». Зачем нужно два разных понятия для обозначения противоположности ложности? Видимо есть некоторая разница между «правдой» и «истиной». Иногда я слышу, что правда у каждого своя, а вот истина универсальна. Кто-то также утверждает, что опыт — критерий истинности. Например, закон всемирного тяготения. Он правдив или истинен? То, что все тела притягиваются друг к другу, демонстрируется наблюдениями, что говорит о правильности закона. А что с истинностью? Универсальность использования закона всемирного тяготения ограничена средними размерами материи. При предельно малых уровнях масс и на предельно больших скоростях формулировка этого закона меняется. При этом меняется не суть закона, а его описание и использование. Закон универсален, но в известном виде он представлен лишь одной конкретной интерпретацией. Можно ли тогда этот закон в общепринятой формулировке отнести к истине? Я знаю множество других правдивых законов, описывающих поведение физических объектов. Относятся они к истине?

Представлена ли истина в действительности сама по себе? Есть ли смысл задавать вопрос — истинно ли происходящее в реальности? Кто-то истиной называет мысль, если она соответствует предмету. Получается, что истина является описанием наблюдаемой реальности. Однако не всякое описание истинно, может быть и неверное описание. Среди возможных описаний именно соответствующее наблюдаемому является истинным, однако может быть и несоответствующее описание, тогда оно должно являться ложным. Я по наблюдениям могу сформулировать описание, а затем могу проверить, соответствует ли сформулированное действительности. Описание должно пройти проверку не по первоначальному наблюдению, а по другим наблюдениям, схожим или связанным с изначальным.

На любой аспект действительности я смотрю, как на совокупность явлений. Представлению действительности в виде множества различных предметов должно соответствовать множество правдивых утверждений. Я могу каждое конкретное явление рассматривать, как частное среди общей закономерности, но также явление может быть составным целым, тогда я его описание представлю, как комбинацию частных случаев нескольких общих закономерностей. Формулировка общей закономерности приводит к правдивому утверждению. Далее на основе этих правдивых утверждений я могу прогнозировать развитие других явлений и направление изменения других предметов, если в их основе лежат эти же общие закономерности.

Всё многообразие явлений и предметов действительности я описываю через их позиционирование в пространстве и времени, что и позволяет определять множественность предметов, а также отделять их друг от друга. Сочетание пространства и времени в описании явлений позволяет мне определять закономерности, как взаимосвязь предметов в динамике. Большинство общих закономерностей определяется, как описание движения или изменения предметов. А выделение предмета я могу осуществить, когда нечто наблюдаемое остается неизменным в течении какого-то интервала времени.

Среди всего многообразия явлений действительности я наблюдаю закономерности динамики, которые называются эволюцией предметов действительности. Я замечаю, что у предметов различных масштабов и состоящих из различных элементов наблюдаются схожие общие закономерности, схожая эволюция.

С одной стороны, наблюдение действительности позволяют сформулировать общие закономерности динамики предметов. А с другой, всё многообразие предметов действительности подчиняется этим общим закономерностям. Находясь в середине этого процесса взаимного отражения, я задаюсь вопросом — что первично, а что вторично в этой паре? Что исходно определяет особенности наблюдаемой действительности и закономерностей?

— После постановки вопросов следуют общие рассуждения отца.

Истина — это совокупность утверждений. Все утверждения, составляющие истину, взаимосвязаны, сосуществуют вместе и образуют единую систему, из которой нельзя выбросить какие-то утверждения или заменить их другими. Истинные утверждения не являются результатом выбора, они являются незыблемой данностью, никак не изменяются с течением времени и с изменением расположения в пространстве. Истинные утверждения, в том числе, определяют сами понятия времени и пространства. Каждое истинное утверждение раскрывает определенный аспект действительности. Истинные утверждения являются достаточно общими, то есть универсальными. Частные утверждения вытекают из общих утверждений, таким же образом из истинных утверждений появляются правдивые утверждения. Четкой границы перехода истинного утверждения в правдивое нет, поскольку они составляют единую систему. Критерием условной границы между истинной и правдой является субъективное понимание и возможность использования определенного набора утверждений. Правдивые утверждения являются частными случаями общих истинных утверждений. Такие частные случаи являются однородными, поэтому конкретный мыслящий субъект сам определяет границу, где он может использовать непосредственно частное правдивое утверждение, а где может использовать общее истинное утверждение, из которого затем в каждой конкретной ситуации выводить частный случай — правдивое утверждение. Правдивые утверждения являются результатом обобщения конкретных наблюдений, а истинные утверждения — результатом обобщения правдивых утверждений. Для перехода от правдивого утверждения к истинному ищется более общая формулировка, которая более универсальна. Опыт, как конкретное наблюдение, является критерием правдивости, а истинность — это обобщение правдивости.

Истина — абстрактное отражение действительности, обобщенное описание наблюдаемых явлений. Каждое истинное утверждение однозначно. Для каждого истинного утверждения можно сформулировать противоположное утверждение. Каждое истинное утверждение можно перефразировать в вопрос, на который можно будет дать однозначный ответ — да или нет. Все истинные утверждения находятся в соответствии друг с другом, то есть нет никакой пары истинных утверждений с противоречием, как присутствием неоднозначности. Различные аспекты действительности находятся в соответствии друг с другом, следовательно, и описания различных аспектов должны также соответствовать друг другу. Обобщенный опыт, как соответствие соответствующих соответствий, является истиной, а про каждое истинное утверждение можно спросить — соответствует ли оно действительности и другим истинным утверждениям? И получить однозначный ответ — да, соответствует.

Истина — совокупность утверждений о сущностях. Сущность — то, что можно проверить на существование. Про сущность можно спросить — может ли она существовать гипотетически, и получить однозначный ответ — да. Сущности, как предметы и явления действительности могут быть проверены через наблюдение, абстрактные сущности могут быть проверены через соответствие истинным утверждениям. Все сущности можно представить множествами, то есть любую сущность можно считать составной. Множество — это сочетание единого целого с одной стороны и совокупности частей целого с другой. Истинные утверждения описывают взаимосвязи сущностей через понятие множества, когда совокупность некоторых сущностей мыслится единой. Сочетание нескольких сущностей в единое определяет взаимосвязь между сущностями, что позволяет строить причинно — следственные связи между сущностями. Общие истинные утверждения являются причиной, а следствием являются частные правдивые утверждения, и далее конкретные явления. Каждая сущность является целым, то есть состоит из частей, а также является частью чего-то более общего. При этом сущность является единым целым, что отражается в возможности обозначить сущности конкретным понятием, назвать сущность, дать ей имя.

Истина — совокупность утверждений, описывающих в полной мере всю действительность. Полнота обеспечивается через определение пространства и времени действительности. Пространство и время являются абстракцией, средством учесть все возможные явления действительности. Пространство и время — часть механизма описания явлений и предметов действительности, при этом ни пространство, ни время сами по себе не являются ни явлениями, ни предметами действительности, то есть не могут быть наблюдаемы, в том числе и отдельными своими частями или свойствами. Комбинация в правдивых утверждениях характеристик пространства и времени является интерпретацией описания динамики предметов и явлений действительности. Для формулирования конкретного правдивого утверждения необходимо ограничить описываемое явление, так как неограниченный учет всех взаимосвязей конкретного явления приведет к необходимости учета всех истинных утверждений разом. Установление границ описания конкретного явления обеспечивается определением ракурса наблюдения. Определение ракурса задается через фокус и масштаб пространства и времени наблюдения. При этом фокус задает внешние границы ракурса, то есть ограничивает область пространства и времени, а масштаб отвечает за точность описания. Через смену ракурса может осуществляться переход между интерпретациями любого предмета, как целого. Рассмотрение предмета, как составного целого, является его количественной характеристикой, а как единого целого, качественной. В условиях динамических изменений определение того или иного предмета зависит от его устойчивости, то есть постоянства определяющих предмет характеристик во времени.

Истина — совокупность утверждений, полностью описывающих все возможные варианты сочетаний общих сущностей, упомянутых в самих истинных утверждениях. Так как в основе сочетания сущностей в утверждениях лежит понятие множества, то полнота сочетаний обеспечивается за счет изменчивости множественных представлений. Частное в общем, можно рассматривать с точки зрения количественной изменчивости и качественной. Изменчивость целого можно рассматривать с точки зрения его частей, а также с точки зрения целого в целом и целого в общем. Любая закономерность динамики, наблюдаемой в действительности, будучи составной, может быть разложена на множество обобщенных истинных закономерностей динамики.

Истина — самосогласованная совокупность утверждений. Совокупность истинных утверждений является отражением всей действительности, а сама истина является абстракцией. Со стороны действительности именно наблюдения определяют истинные утверждения. Со стороны же истины, её утверждения определяют законы физики, которым подчиняется действительность. Определить истинные утверждения без наблюдения действительности невозможно, а сама действительность не может быть наблюдаема без подчинения истинным закономерностям. Действительность и абстракция сосуществуют только вместе. С точки зрения описания не принципиально, что именно описывается, реальные явления или абстрактные понятия, составляющие истину. Истина в целом также является сущностью и подчиняется сама же себе.

— А теперь то, как эти идеи отражались в людской истории.

Появление человечества в лице его представителей — людей, как элементов материи, находящихся в движении, выразилось в возможности осуществления деятельности отдельными индивидами. Эта деятельность направлена на изменение окружающей материи или на сопротивление изменениям, оказываемой этой окружающей материей на людей. Человек, как и любой объект, обладающий самостоятельной динамикой, может выбирать направление конкретных действий. В таких условиях ключевой становится способность правильно оценить направление изменений окружающей действительности и осуществить правильный выбор направления собственных действий. Конкретные ситуации, с которыми сталкивается индивид, являются частными случаями, и могут требовать реакции индивида, основанной на знании общих закономерностей. Запоминание индивидом конкретной ситуации не имеет смысла, так как ситуация уже случилась, а запоминание общей закономерности поможет в дальнейшем предсказать развитие схожей ситуации и дать возможность субъекту предпринять действия по использованию изменений в выгодном себе направлении. Накопление и обобщение знаний об окружающей реальности составляет основу деятельности человечества. На протяжении всей истории человечества накопленные знания приобретали различные формы и передавались из поколения в поколения. Обобщение этих знаний отражается в понятии истины, как квинтэссенции знаний о реальности.

Человеческое мышление является механизмом, который отвечает за обработку и сохранение накопленных знаний об окружающей реальности. Этот механизм находится между органами наблюдения явлений реальности и органами, осуществляющими действия индивида. Мышление присуще не только человеческому виду, однако только у человека есть способность сложной структуризации знаний и возможность передачи этих обобщенных знаний между индивидами. Эта особенность выражается в появлении и развитии человеческой речи и формировании языковой системы. Появился язык через формирование понятий — слов, обозначающих конкретные предметы и явления наблюдаемой реальности. Использование различных слов позволило разграничить предметы и явления, закрепить за каждым конкретным предметом реальности своё понятие, однозначно определяемое именно этот конкретный предмет. Обобщение предметов и явлений привело к появлению общих понятий, а также группировку понятий. Дальнейшее обобщение привело к формированию крупных языковых обобщений — частей речи, где каждая группа понятий обозначала, например, название предметов или некоторое действие. Наблюдение составных явлений привело к необходимости формирования единой фиксированной последовательности понятий — предложения. Это позволило формулировать цельные утверждения, которые отражали конкретное явление реальности. Такое утверждение позволяло однозначно определять, соответствует утверждение наблюдаемой реальности или нет. Группы людей мигрировали по поверхности планеты. Отдаляясь от других групп, люди сталкивались с новыми природными явлениями, для которых необходимо было придумывать новые понятия, к тому же с течением времени уже устоявшиеся понятия претерпевали изменения, что в итоге привело к многообразию различающихся языков как по набору слов, так и структурно.

На ранних этапах развития человечества, осознавая себя субъектом действий, люди пытались описать окружающую реальность с той же позиции субъектности. Разделяя наблюдаемые явления на составные части, человек выделял субъекта действий — того, кто оказывает воздействие напрямую или опосредовано, и объекты действий — то, что изменяется под действием субъекта. Обобщение конкретных явлений шло по всевозможным направлениям, механизмам, видам и типам действий. Одним из ключевых моментов в описании происходящих событий было определение причинно-следственных связей явлений. Накопление знаний и их структурирование с течением времени обобщалось до цельных систем организации реальности, что отразилось в истории человечества через формирование духовных культов.

Рост человеческой популяции и рост накопленных знаний приводил к усложнению общественных отношений и росту многообразия деятельностей. Расширялись размеры связанного единой популяцией пространства, а создание сложных артефактов расширяло интервал связанного времени. В обобщенные знания о реальности необходимо было включать более масштабные по протяженности и продолжительности процессы. В человеческом сознании усиливалось понятие историчности происходящих событий. В трансформации обобщенных знаний конкретных человеческих популяций количество переходило в качество, что привело к формированию более сложной картины отражения реальности. Кроме описания реальности в комплексную картину включались поведенческие принципы в обществе. Как в человеческой деятельности происходило разделение труда, так и единообразие поведенческих принципов распадалось на различные группы в зависимости от текущих условий. При этом различные текущие условия жизни зачастую давали основание для формирования кардинально различающихся поведенческих принципов. Суммарная картина, включающая основы описания реальности, историческое развитие человеческой общности и принципы общественного поведения, сформировала понятие религии. При этом в обществе начиналась осуществляться деятельность не только по передаче знаний новым поколениям, но и по поддержанию постоянства общепринятой в конкретном обществе картины мира.

Эволюционное развитие человеческого общества в различных регионах Земли, а также взаимодействие различных объединений с высоким уровнем развития общественных отношений, приводило к накоплению исторических знаний о динамике изменений в самом обществе. Это приводило к попыткам осмысления и объединения обобщенных знаний о динамике окружающей реальности и обобщенных знаний о динамике общественных отношений. Стал происходить переход к формированию обобщенного научного знания, более структурированного и опирающегося на строгие критерии проверки. В наиболее развитых регионах религии также претерпевали эволюционные изменения, и производились попытки трансформации религии в соответствии с изменениями общественных отношений. При дальнейших эволюционных изменениях уже обновленные религии проходили процесс закрепления, через обретение неизменной формы. Эта канонизация каждой религии отдаляла её единую форму картины мира от совокупности научных знаний, которые разрозненно обновлялись под влиянием новых открытий и новых научных теорий, каждая из которых описывала лишь определенный ограниченный аспект реальности. В итоге указанные процессы приводят к формулированию истины, как объединению в единую совокупность утверждений основных религий в их исторической перспективе и суммарных научных знаний по всем аспектам реальности.

Всю свою историю человечество волновали вопросы, как устроена окружающая реальность. С обретением знаний об отдельных аспектах реальности, люди начинали задаваться глубинными вопросами — почему реальность устроена именно так, что лежит в основе именно так устроенной реальности, существуют ли другие реальности, устроенные иным образом? В поисках ответов на эти вопросы, человечество пыталось сформулировать единую совокупность утверждений, адекватно отражающих реальность во всем её многообразии. Именно эта совокупность утверждений называется истиной, описывающей всё сущее. Поэтому истину можно назвать утверждениями о сущностях, а использование научного метода описания позволяет называть истину — наукой о сущностях. Реальность — это физические, материальные сущности, а отражение реальности — абстрактные сущности. Существование реальных сущностей проверяется опытом, а существование абстрактных сущностей проверяется соответствием истинным утверждениям, которые в итоге опираются на всё тот же реальный опыт. Существование пары — реальность и абстракция в сознании людей присутствует на протяжении всей истории человечества, а одним из основных вопросов всегда было установление причинно-следственной связи этих двух миров — что первично материальное или идеальное? Через прослеживание трансформации описания истины на исторической перспективе лежит ключ к получению ответов на все основные вопросы об устройстве бытия.

— Даёт ли понимание истины ответы на все вопросы обо всех явлениях реальности?

— Нет, брат. Разнообразие реальных явлений настолько велико, а их конкретное воплощение в предметах и событиях еще более огромно, что ни одно человеческое сознание не способно вместить в себя такой объем знаний. Истина — это инструмент познания, правильная мировоззренческая картина действительности. Зная истину можно понять и описать любое явление и связать его с другими явлениями реальности.

2. Мышление

— Когда определен предмет исследования, необходимо начать раскрывать детали. Сестра, ты бы с чего начинала?

— С поиска источника возникновения этого самого предмета. Так и отец обращается к исследованию происхождения сути понятия истины.

Где следует искать раскрытие содержания истины после того как я обозначил смысл этого понятия? Истина — это описание, а в основании любого описание лежит некоторая система — язык, на котором это описание формулируется. Чтобы понять содержания истины следует начать с описания инструмента этого описания.

Источником возникновения языка является мышление. Язык состоит из отдельных слов, структурно объединённых в суждения. В основе появления слов лежит наблюдение, как входная точка поступления информации в мышление. Результатом деятельности мышления являются мои действия, как носителя мышления, включающие новые и преобразованные слова, а также структурированные по-иному суждения. Это может быть также новой входящей информацией в тот же или другой процесс мышления. Таким образом, создается круг мышления. Повторение прохождения круга мышления снова и снова позволяет осуществлять сложные преобразования суждений, что и составляет комплексный процесс мышления.

Могу ли я всякое суждение считать осмысленным? Будет ли полезным утверждение — «Завтра будет дождь или не будет»? Возможно, только однозначные суждения имеют смысл. Такие суждения позволяют построить противоположное суждение, и сформулировать вопрос, ответом на который будет одно и только одно из двух суждений.

Соединяя противоположные суждения, я не получаю осмысленного утверждения, однако оно несёт в себе информацию. Из упомянутого примера, хотя я и не могу сказать, какая именно завтра будет погода, однако понимаю, что зонт, скорее всего, с собой взять нужно.

— Далее следуют общие рассуждения.

Истина — это отражение связывания различающегося, описание того, как именно связывается что-то, что различно. Если нет различий, то нельзя описывать и связь, а если нет связи, то нет смысла в отражении. Истина — признак мышления, связующий наблюдение и последующее действие, приводящее к возникновению различий. Деятельность мышления называется рассуждением. Если деятельность мышления не приводит ни к каким изменениям, то смысла в таких рассуждениях нет. Изначально на входе в мышление находится наблюдение реального явления, а в итоге на выходе — действие носителя мышления в той же реальности. Рассуждения, отражающие реальность в реальность, должны быть адекватными, поэтому мы стремимся научиться мыслить правильно.

Действие мышления приводит к изменению, то есть мы проходим от наблюдения явления через осознание, на основе которого далее совершается действие носителем мышления. Это приводит к возникновению следующего явления, отличного от изначально наблюдаемого. Мышление связывает явление и следующее явление или преобразует явление в следствие.

Простейшее изменение — это замена на противоположность. Нечто, что имеет только два возможных состояния, может меняться только между двумя этими состояниями. Эти два состояния являются противоположными друг другу.

Мышление противопоставляет следствие явлению, а также может в обратном направлении противопоставить явление следствию, чтобы понять, что изменение произошло. И явление, и следствие наблюдаются относительно своей же противоположности.

— А теперь очередь гуманитарной части рассуждений отца.

Наблюдая явления, человек, как носитель мышления, не испытывает потребности в создании языковой системы, если ему необходимо только совершать индивидуальные действия. Когда возникает необходимость, чтобы действия совершали другие люди, происходит разделение на индивида наблюдающего и индивида действующего. Их мышление условно раздваивается. Тогда возникает необходимость коммуникации между сознаниями двух индивидов. Так возникает знаковая система обмена информацией. Человек, имея возможность передачи звуков, сформировал такую коммуникативную систему в виде разговорной речи. Многообразие явлений и их составной характер привел к делению явлений на составные части. Со стороны речи таким частями стали наборы звуков, которые и составляют смысловые элементы языка — слова. От рождения люди не владеют никаким из языков. Возможность коммуницировать с другими людьми приобретается с обучением тому естественному языку, на котором говорит окружающее общество. Начальным этапом этого обучения является запоминание слов языка. Слово в языке изначально появляется от того, что какой-то индивид стал формировать новое название попавшемуся наблюдаемому предмету или явлению. Далее автор нового слова рассказывает о нём окружающим людям, и так это слово закрепляется в общем словаре. Со временем, сменами поколений и миграциями народов слова претерпевают изменения, как в части звучания, так зачастую меняются и сами значения слов. Коммуникация в обществе сохраняется, если общающиеся придают одинаковый смысл словам их общего словаря. В основе каждого естественного языка лежит совокупность слов — словарь. В лингвистике изучение формирования слов относится к разделу семантики, а раздел этимологии изучает происхождению слов.

Перевод наблюдаемых явлений в словарь мышлением требует вычленения и обобщения элементов каждого явления. Обозначение каждого нового предмета и явления новым уникальным словом не позволяет выработать реакцию людей на схожие явления. Каждое новое наблюдаемое явление или предмет наблюдатель пытается отнести уже к известным ему, то есть для такого явления уже присутствует слово в словаре. Составные явления и предметы мышление может обозначить не одним словом, а совокупностью слов, где каждое слово соответствует определенной части явления. Разложение явления на составляющие, а затем обобщение составляющих приводит к категоризации слов в части речи, например, существительные обозначают предметы, а глаголы — действия. Слова, относящиеся к различным частям речи, могут не отличаться по строению друг от друга, однако с течением времени может происходить эволюция языка, которая приводит к формированию особенностей, свойственных определенной части речи. Так появляются составные слова, с приставками, суффиксами и окончаниями. В лингвистике такие преобразования относятся к разделу морфологии.

Необходимость переходить от наблюдений к действиям приводит к тому, что сами по себе описания явлений не имеют пользы без формирования утверждений, как описания взаимосвязей предметов и явлений. Также для описания явлений могут использоваться вопросы, как конструкции для описания конкретного явления или предмета через предварительное уточнение ракурса наблюдения. Для формирования утверждений и вопросов слова соединяются в предложения. В лингвистике раздел, изучающий такие конструкции, называется синтаксисом.

Изучение того языка, на котором происходит само мышление, по совокупности разделов лингвистики, позволяет раскрыть структуру любого естественного языка. А сравнительный анализ различных естественных языков позволяет узнать все возможные этапы эволюции естественного языка в пространстве регионов проживания людей и времени существования человеческой популяции за счёт различной скорости и направления внутренних изменений каждого отдельного языка. Всё это в совокупности позволяет понять инструмент, лежащий в описании мышлением реальности, что в дальнейшем позволит понять устройство реальности, так как носители мышления — они же авторы языков, являются частью реальности, а устройство мышления является частью общих процессов, которым подчиняется реальность.

3. Сущность

— Описав источник возникновения истины, куда бы ты, сестра, направила дальнейшие поиски?

— Как только обозначен источник возникновения истины, следующим шагом необходимо описать составные элементы этого источника и их взаимосвязи. Так и отец переходит к изучению основных элементов, из которого строится истина и ее источник в самом общем виде — из сущностей. От изначального единичного понятия истины отец переходит к множеству составляющих элементов.

За описанием любых предметов и явлений стоит тот, кто дает предметам названия и объединяет слова в утверждения, описывающие явления. Сами предметы и явления существуют без наблюдателя, однако только я, как наблюдатель, даю описание этим предметам и явлениям. Любое описание субъективно, и за любым описанием стоит субъект — тот, кто описывает.

Я начинаю с простейшего деления на противоположности: да и нет, наблюдаемое и наблюдатель, объект и субъект. Далее я делю каждую из противоположностей, как, например, всё наблюдаемое я делю на различные предметы. Так я прихожу к принципу описания всего через множества.

В понятии множества я соединяю единое и составное. То, что я могу смотреть на одно и то же явление, как на единое или же как на совокупность, отражает различные взгляды одного наблюдателя. Или взгляды с позиций разных наблюдателей. Объединять в множество я также могу различными способами. Одно дело, когда общее состоит из частных, другое, когда целое состоит из частей.

Когда я строю комплексные суждения, то опираюсь на причинно-следственные связи явлений. Через поиск правильных причин я определяю правильные следствия. Когда я смотрю на связь от причин к следствиям с точки зрения множеств, то это соответствует направлению от общего к частному, а причины составного целого лежат в его частях.

С точки зрения принципа множественности любой предмет или явление, то есть любую сущность, я могу считать составным целым, то есть любая сущность, по сути, — множество.

— Далее следуют общие рассуждения отца.

Тот, кто перешёл от наблюдаемого к последующему, знает, что было явлением, а что следствием. Однако для стороннего наблюдателя в простейшем случае обе противоположности равнозначны, так как причина и наблюдаемого и следствия общая. Сам сторонний наблюдатель может выбрать, что из пары будет первичным, а что противоположностью.

В реальных наблюдениях явлений множество, а сами наблюдаемые явления составные. Все сложные явления могут быть представлены комбинацией множества более простых явлений. Таким образом, в основе описания любого явления может лежать совокупность описаний через пары противоположностей. Словно двоичная система, лежащая в основе компьютерных вычислений и всего многообразия возникающих цифровых объектов, которые во всех деталях могут передавать многообразие объектов реальности — фотографии, звуковые и видео изображения.

Самым обобщенным абстрактным понятием является понятие сущности. Сущность — это то, что может принципиально существовать, то есть то, что можно проверить на существование и получить однозначный ответ — существует или нет? Про что нельзя принципиально выяснить, существует или нет — не является сущностью. В основе понятия сущности лежит определение пары противоположностей и выбор одного варианта из этой пары. На принципе двузначности или бивалентности строится классическая логика, которая является основным инструментом научного описания реальности последние несколько тысячелетий человеческой истории.

Центральным элементом классической логики являются три закона. Закон тождества определяет постоянство смысловых значений понятий в конкретном рассуждении. Закон противоречия говорит, что суждение о двух противоположностях не могут быть истинны одновременно. Закон исключенного третьего говорит, что суждение о двух противоположностях не могут быть одновременно ложными. Закон противоречия и закон исключенного третьего, по сути, определяют пару противоположностей и что две составляющие этой пары противоположны друг другу в обе стороны. Оба этих закона являются одним единым законом, так как обе противоположности равнозначны, а как раз закон тождества отвечает за выбор и фиксацию одного из вариантов пары в рассуждении. Не сущность подчиняется трем законам логики, а три закона логики являются определением самого понятия сущности. То, что не подчиняется трем законам логики — не является сущностью.

Неотъемлемой особенность сущности является то, что наряду с сущностью её противоположность также является сущностью. В рамках рассуждений любая сущность может быть всегда описана парой противоположностей. Также любая сущность может быть описана, как противоположность своей противоположности.

Абстрактное понятие сущности может служить обобщением всех понятий вроде объекты, предметы, явления, события и вообще всё, к чему можно построить принципиально существующую противоположность. Из указанных понятий можно выстроить вложенную последовательность конкретизации. Объект — синоним сущности, но условно чуть менее абстрактный, предмет — это объект действительности, явление — это предмет во взаимосвязи с другими предметами, а событие — это конкретное воплощение явления. Понятие сущности является универсальной отправной точкой истины — исходным и самым общим элементом, который лежит в основе построения всех утверждений истины.

На первый взгляд логика определяет суждения, а не сами объекты. Однако сам вопрос существования объектов действительности неразрывен с определением внешнего к этим объектам наблюдателя. Только с позиции наблюдателя, пусть и полностью абстрактного, вопросы существования сущностей имеют смысл. Поэтому сущность любого объекта равнозначна суждению о существовании этого объекта. Это сопоставление упрощает логические рассуждения. Такое соответствие справедливо и для всех частных случаев объекта — предмета, явления, события.

— Почему именно сущность выбирается исходным элементом истины?

— Понятия: предмет, явление, событие ограничиваются областью своего применения — реальностью, а для объекта мы зачастую используем его отрицание — понятие субъекта. Понятие же сущности обладает максимально абстрактным, общим смыслом. Объединением всех сущностей является всё сущее, то есть вообще всё то, с чем мы можем встретиться. При этом отрицанием сущности является несуществующее — то, чего нет.

— Однако, если несуществующего нет, то это может лишь значить, что мы его просто не видим здесь и сейчас, и никогда до этого с ним не соприкасались.

— Поэтому за понятием существования не может лежать реальное наблюдение или любое другое соприкосновение. А критерием существования может служить принципиальная возможность существования. Для определения такого критерия под сущностью понимается наиболее наглядное обобщенное понятие — принципиальная возможность существования, на которое накладывается единственное простое ограничение — соответствие законам классической логики. Такое определение является максимально широким, и включает в себя всё, о чем можно внятно рассуждать.

— Теперь отец переходит к отражению этих идей на примере людской истории.

Наблюдаемое культурное разнообразие человечества является следствием процессов миграции людских масс по континентам на протяжении тысячелетий. В основе многообразия особенностей мышления, присущих людским объединениям различных регионов, лежат как условия окружающей среды: географические, климатические, биологические, так и накопленные знания от предыдущих поколений. При этом предшественники часть своих знаний сформировали еще до миграции в текущие регионы проживания. Об этом зачастую говорит присутствие в том или ином языке понятий, никак не связанных с текущим регионом проживания конкретной общности. Также зачастую сложность и эволюционная изменчивость языка определенной локальной популяции свидетельствует о его наследии от предшествующего, более развитого общества. В знаниях определенной локальной популяции также зачастую присутствуют элементы общего описания мира, такие как мифы и ритуалы, сложность которых не позволяет их отнести к локальному происхождению. А схожесть мифов между различными регионами суши говорит об их едином происхождении, наряду с единым происхождением языков. Разнообразие мифологических и ритуальных особенностей позволяет классифицировать различные культуры, объединяя их в общие мировоззренческие концепции, среди которых можно выделить: аниматизм, анимизм, политеизм, монотеизм, атеизм. Ключевым элементом классификации является описание наблюдаемой реальности через деление на материальные предметы и духовное начало, что и привело к возникновению духовных культов, как основы описания реальности.

По аналогии с осознанием себя субъектом человек описывает все события реальности через субъектно-объектные отношения, то есть динамика любого явления рассматривается через деление на две составляющие: активного субъекта, обладающего волей, замыслом, и принимающего решение по действию; и пассивного объекта, на которого оказывается воздействие. Схожесть духовных культов различных регионов мира позволяют выделить общие группы элементов, возникающие во всех достаточно долго и широко развивающихся человеческих популяциях. К таким группам относятся: особенности захоронения, поклонения, инициации, жертвоприношения. Для получения некоторого желаемого результата, человек обращается к духовной составляющей, как к субъекту действия. В основе субъектно-объектных отношений лежит классификация участников: кто действует, на что действует и как осуществляется действие. Субъекты действия делятся на личные и групповые. То, куда направленно действие, может быть сгруппировано по направлениям, таким как: здоровье, война, охота, сельское хозяйство, климат. Само духовное действие может осуществляться непосредственно самим человеком или с помощью привлечения посредника, в том числе другого человека, например, шамана.

Духовные действия также классифицируются по видам действий. Сами действия делятся на активные действия, то есть когда человек желает, чтобы что-то произошло. Другим видом действия может быть, напротив, желание, чтобы что-то не произошло. Третьим вариантом является вопрос — что именно произойдет в интересующей человека ситуации — гадание. Уточняющей классификацией видов действий является то, куда действие направлено. К этой группе относятся: прямое направление действия, защитное, чтобы некоторое явление не оказало влияния на объект, и исправление, когда нежелательное действие произошло и необходимо вернуть предыдущее состояние объекта. Также уточнением вида действия является время, когда действие должно происходить. В этих случаях уточняется, должно ли действие произойти сразу или будет отсрочено.

Еще одной классификацией действий является типизация, то есть каким способом осуществляется взаимодействие с миром субъектов. К типам по способам действий относится материальный, когда присутствует участие вспомогательных материальных объектов. Альтернативой является словесный способ, отражающийся, например, в произнесении заклинаний. То, как осуществляется взаимодействие с миром субъектов, также относится к типизации. Сюда включаются четыре возможных способа. Контактный способ, когда осуществляется непосредственный контакт с объектом. Парциальный, когда для осуществления действия достаточно взаимодействия с частью объекта или предмета, часто контактировавшего с объектом. Инициальный способ, когда одноразовое взаимодействие с миром субъектов ведет к закреплению связи и дальнейшему множественному действию субъекта. Имитационный способ — это когда побуждение субъекта на действие чем-то замещается, например, рисованием изображения.

Основные классификации субъектно-объектных отношений замыкает инструментарий действий. Сюда относится определение человеком субъекта — то, где человек взаимодействует с субъектом, а также как и почему можно взаимодействовать с субъектом. К группе определения субъекта относится: воплощение субъекта в предметах материального мира, конкретных особях животного и растительного мира или в определенных биологических видах. Однако может и отсутствовать необходимость воплощения, тогда контакт человека с субъектом может быть доступен везде. Группировка по способу возможности взаимодействия человека с субъектом содержит: приказ, когда субъект подчиняется человеку; просьбу, когда сам субъект решает, выполнять ли действие, которое от него хочет человек. В эту группу также можно отнести магию, хотя она не является способом взаимодействия с субъектом, а по форме представляет собой научное знание только не прошедшее проверку на научные критерии обоснованности, так как возникновение понятия магии происходило еще до формулировки самой методологии научного познания.

4. Вопрос — утверждение

— Сестра, определив элементы, составляющие предмет исследования, куда бы ты дальше обратила свой взор?

— Как только сформулированы свойства составных элементов в простейшем виде, необходимо начать собирать из этих элементов сложносоставные конструкции, позиционировать их в пространстве и времени. Так и отец переходит от статичной совокупности элементов к динамичной картине.

Мышление — это процесс, то есть изменение взаимных отношений сущностей во времени. Когда мышлением я формулирую описание наблюдаемых явлений, я представляю действительность также процессом изменений предметов во времени. Для выделения конкретных предметов мне нужна такая характеристика, как пространство, тогда свойством предметов, позволяющим обособить один предмет от другого, будет позиционирование. Соединение характеристик пространства и времени позволяет мне определить динамику взаимоотношений. Изменение позиционных характеристик предметов я называю движением.

Для формирования определенных суждений, я, как наблюдатель, смотрю на ограниченную часть предметов и явлений. Я сам выбираю, какие предметы описывать. Зачастую мой выбор определяется пространственной связностью предметов, поскольку в этом случае явления могут быть взаимосвязаны наглядными причинно-следственными связями. Любой предмет может являться составным и его части также могут являться составными и так далее. Однако зачастую мне нет необходимости опускаться сильно вглубь в самые мелкие части, так что я ограничиваю своё описание определенным размером, а дальше считаю предметы условно неделимыми.

В множественном представлении любого предмета, когда я смотрю со стороны совокупности, я называю это количеством, так как для меня целый предмет с определенного ракурса — это сумма однородных частей, вроде массы в килограммах или размер в метрах. Когда же я смотрю на предмет, как на единое целое, то называю это качеством. При этом, когда опускаюсь в детали, то есть перехожу от составного предмета к какой-то его части, то уже эта часть становится качеством, а взгляд на неё, как на составную — количеством. От килограммов я перехожу к граммам, а от метров к сантиметрам. Так я могу выстраивать вложенную последовательность качеств и количеств.

Недостаточно разово определить наблюдаемый объект в рассуждениях. Мышление — это процесс, при котором происходят как изменения в суждениях, так и поступают всё новые и новые наблюдения. Для меня, как мыслящего наблюдателя, с течением времени объект должен продолжать наблюдаться и определяться, то есть продолжать существовать. Только то, что остается неизменным с течением времени, я могу определить, как объект. Для меня объектом может являться только то, что устойчиво, то есть сохраняет постоянство некоторых своих характеристик с течением времени наблюдения.

— Далее следует часть общих рассуждений.

Истинное мышление должно оперировать сущностями. Понятия, используемые мышлением, должны удовлетворять определению сущности. Из комбинации понятий создаются утверждения, которые сами также должны удовлетворять определению сущности. Совокупность утверждений или рассуждение является отражением мышления. Наряду с утверждениями в рассуждениях могут присутствовать вопросы.

Рассмотрим для примера составное утверждение — «Маша мыла раму». К этому утверждению можно сформулировать вопросы: кто?, что?, где?, когда? Комбинациями этих вопросов и ответов к ним можно передать исходное утверждение, а также дополнить его.

Так как любое утверждение — сущность, мы можем построить противоположное утверждение, однако каким оно будет? «Не Маша мыла раму.», «Маша не мыла раму.», «Маша мыла не раму.», «Не Маша не мыла не раму.» А вопрос «Когда происходило действие?» вообще никак не определен в наших рассуждениях.

Отдельное утверждение в рассуждениях хотя и может правильно отражать реальное явление, однако может при этом не нести никакой пользы для понимания наблюдаемого явления без дополнительных уточнений и рассуждений. Расширение рассуждений вопросами и построениями противоположностей позволяют правильно понять явление и перейти к правильным следствиям. Например, для определенного явления можно искать к понятию «красное» противоположность. «Селедка» — это будет «не красное», но приблизит ли эта информация нас к пониманию явления? Для прояснения картины в рассуждениях необходимо всегда учитывать контекст.

— А теперь настает очередь воплощения этих идей в истории человечества.

Древние духовные культы сохраняются до сих пор в отдаленных обособленных регионах планеты. Однако в некоторых регионах технологический прогресс и рост популяции вёл к росту и усложнению знаний об окружающей реальности, в том числе происходило и усложнение общественных отношений. Людям было недостаточно знаний о сиюминутных явлениях. Переход к сельскому хозяйству, постройка постоянных жилищ требовали знаний явлений, распространяющихся на большие территории и большие интервалы времени. Это привело к необходимости создания концепции исторического знания, что вело к поиску описания событий глобального масштаба, как в пространстве, так и во времени. Расширение горизонта охвата событий и явлений позволило наблюдать не только ситуацию в моменте, но и сравнивать различные картины восприятия реальности между группами людей. Географическое расширение среды обитания давало возможность соприкасаться различным обществам, живущим по соседству, а временной горизонт позволял наблюдать изменения внутри общества. Растущее разнообразие общественных явлений привело к делению знаний на группы: окружающий нечеловеческий мир, человек, общественные отношения, эволюция этноса.

С расширением многообразия явлений, в основном в части общественных отношений, наиболее остро вставали вопросы поведения индивида в обществе. Это привело к появлению поведенческих моделей индивидов. Разделение труда и появление устоявшихся групп специализаций вело к различным поведенческим моделям у различных групп людей. К тому же определенные условия жизни требовали своей поведенческой модели, например, правильные действия индивида в случаях мирной жизни и войны могли существенно отличаться. Основное деление поведенческих принципов происходило по размеру пространственных и временных интервалов. Формулировались основы поведения, которые подкреплялись целеполаганием для различных масштабов. Определялись принципы жизни для сиюминутных взаимоотношений в обществе, то есть тактики поведения. Также производились попытки определить смысл всей жизни конкретного индивида, то есть задать стратегию жизни человека. Наиболее сложной была часть оперативного искусства, то есть установление принципов поведения в зависимости от конкретной ситуации.

Для устойчивого функционирования общества массовому сознанию требовались ответы на основные вопросы: как возникла реальность, как появился человек, как трансформировалось общество, чем отличаются одни общества от других, как вести себя человеку, куда ведёт трансформация общества и чем она закончится, однажды начавшись? В различных культурах форма изложения ответов на ключевые вопросы различалась. Сначала эти знания передавались из поколений в поколения устно в виде мифов. Иногда словесная передача знаний дополнялась нарисованными изображениями или в виде артефактов, вроде статуэток. А появление письменности более пяти тысяч лет назад позволило сохранять знания в форме текста, что позволяет сейчас узнать некоторые детали восприятия реальности древними поколениями людей. Обобщение основных вех, которые должны присутствовать в знаниях человеческого общества, позволяет сформировать набор основных событий, так или иначе находящих отражение в культуре различных обществ, достигших этого этапа развития. В основе картины описания реальности лежит возникновение и основа устройства Вселенной, как всей действительности. Появление человека, а также ключевые моменты жизни человечества являются следующим элементом, составляющим общую картину мира. Среди вех истории человечества выделяются: обретение человеком сознания, отличного от животного; появление речи; рождение общества; рождение этноса, то есть общества, обладающего истинным знанием. Во многих культурах присутствует описание завершающего события — «Конца света», как финальной вехи эволюционного развития этноса.

Описание основных вех истории Вселенной, человека и общества дополнялось смыслом жизни и смерти человека, а также тактикой, стратегией и оперативным искусством поведения человека. Всё это формировало совокупную мировоззренческую картину индивида, которая называется религией или религиозно-философским учением. Наследие ранних культов включалось в религии, но зачастую претерпевало существенные изменения. Необходимость сохранения общества в устойчивом состоянии со сменой поколений и под влиянием внешних и внутренних факторов приводило к возникновению механизмов поддержания обществом единой картины мира в неизменном состоянии. Общество под влиянием религии трансформировалось в этнос. Для этого зачастую возникали отдельные группы людей в обществе, чья специализация деятельности была направлена на поддержание устоев. Сами религиозные устои приобретали форму законодательства, а за обеспечение исполнения законов отвечал репрессивный аппарат. Так происходил переход общества к форме государства. С этого перехода история человечества приходит к периоду истории государств. Среди которых для понимания истории истины важны ранние государства Шумеров, Ассирии, цивилизации Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, Майя. А также индоевропейская общность, которая не имела единого образования на раннем этапе развития государств, однако оказала существенное влияние на все регионы Евразии.

5. Контекст

— Сестра, перейдя от единичного к множественному, и от статичного к динамичному, что бы ты стала описывать далее?

— После выяснения всех аспектов, характеризующих составные элементы, необходимо описать динамику появления всевозможных комбинаций и всевозможных взаимосвязей сущностей, составляющих предмет исследования. Так и отец переходит к наблюдению и описанию всего многообразия проявлений сущностей в динамике — эволюции предметов.

Когда я смотрю на всё разнообразие динамики предметов действительности, то представляю это как взаимопревращение множества предметов в пространстве и времени. Выделяя каждый раз некоторое подмножество наблюдаемых явлений, я могу описать эту динамику, как составные количественные и качественные изменения. Фокусируясь на отдельных предметах, я могу в итоге любое явление описать как совокупность простейших изменений. Этот набор простейших изменений составляет основу всех сложных эволюционных изменений, которые наблюдаются в действительности.

Явления в биологии наиболее наглядно демонстрируют простейшие принципы поведения предметов действительности, которые я могу сопоставить с отношениями между типами множеств. К таким общим шаблонам поведения относятся: рост, борьба за существование или приспособляемость, изоляция, размножение через наследуемость, наследственная изменчивость. Все эти шаблоны отражаются комбинациями соотношений общего, частного и целого.

— Далее следует часть общих рассуждений.

Контекст рассуждений определяет то направление, в котором ведутся рассуждения. Как велико многообразие явлений, также может быть велико и многообразие контекстов.

Построение противоположностей к утверждениям или постановка вопросов в конкретном рассуждении опираются на контекст, поэтому все утверждения задаются в зафиксированном контексте.

При описании любого явления есть то, что изменяется на противоположность, и есть то, что остается неизменным. Любая пара явление-следствие содержит часть общего, а часть различного. Если бы общего не было, то это бы свидетельствовало об отсутствии какой бы либо связи между явлением и следствием. Это общее постоянное — есть контекст или основание явления и следствия. Контекст включает в себя и явление, и следствие, которые имеют различие в рамках их единого контекста. Он же в свою очередь объединяет в себе явление и следствие, не уточняя одно из частных значение того, что отличает явление от следствия.

В контексте, как основании явления и следствия, лежат причины этой пары явлений. По сути, сам контекст является причиной явления и следствия. Для понимания явления, в том числе и следующей из явления противоположности, необходимо понимать их контекст.

Сам контекст может быть описан утверждениями, то есть контекст также является сущностью. Так как каждой сущности можно построить противоположность, то и к контексту можно построить противоположность. Так мы приходим к более общему контексту. Многократно используя такие построения, мы можем создать иерархию вложенных контекстов.

Формулирование правильных утверждений в рассуждениях всегда должно опираться на контекст, который явно может и не упоминаться в рассуждениях, однако всегда подразумевается. С опорой на контекст строятся вопросы и противоположности утверждений. Это отражено в четвертом законе или принципе классической логики — достаточности основания. Всегда должны быть приведены достаточные основания для того, чтобы считать достоверным суждение, опирающееся на эти основания. Последовательность оснований оснований должна вести в итоге к опоре на какое-то проверяемое основание. С точки зрения определения сущности, как пары противоположностей, этот закон логики можно было бы назвать принципом выбора основания, то есть фиксации контекста.

— А теперь настает очередь исторической части рассуждений.

Ранние государственные образования можно географически сгруппировать в три макрорегиона, расположенные в Азии и прилегающих территориях, так как именно в этой части суши наблюдалось полное эволюционное развитие религий. Основой для такого деления служит общность и схожесть религиозных концепций. Регион Ближнего востока включает в себя две древнейшие цивилизации: Шумеры и Египет, а также образования на территории Плодородного полумесяца и Аравийского полуострова, которые возникали и ощущали на себе влияние этих государств, что значительно позже превратилось в огромную Ассирийскую империю, охватывающую практически весь регион. Второй регион — Индия, третий Китай. По сохранившейся письменности Шумеров, Аккада, Египтян, Вавилона и Ассирии хорошо прослеживается единое основание мифологии происхождения мира и человека, которое в исходном виде было сформулировано раньше появления первых государств. О едином первичном источнике также свидетельствует мифология индоевропейской общности, которая наиболее хорошо сохранилась в древнегерманских эпосах и древнегреческой мифологии. Появление индоевропейцев севернее Каспийского моря датируется шестью тысячелетиями назад. В мифологии индоевропейцев содержатся элементы, родственные исходному источнику религий ранних ближневосточных государств. Наиболее ярким примером единого источника являются схожие мифы о Всемирном потопе, широко присутствующие во всех регионах мира, включая Дальний восток и Америку, что вынуждает датировать происхождение этого сюжета до разделения общности и миграции части людей в отдаленные от центра Евразии регионы, вроде Америки или Океании. Всё это свидетельствует о том, что основные мировоззренческие вехи истории мира и человека исходно формулировались до разделения гипотетического ностратического языка десятки тысячелетий назад.

Переход от политеистических религий Ближнего востока и индоевропейцев к новому типу религии, наследниками которой являются все современные широко распространенные религиозно-философские учения, происходил вследствие миграции индоевропейцев на юг и их соприкосновение с восточными окраинами Ассирии. На стыке двух сформированных мировоззренческих концепций возникла первая монотеистическая религия — Зороастризм, где появилась концепция истины, как вершины знания. Этот этап, случившийся более трех тысячелетий назад, можно считать моментом перехода человечества к совершеннолетию. С этого начинаются активные попытки детально сформулировать истину. Можно сказать, что человечество перешло к научному методу познания реальности, хотя само понятие научности еще не появилось. Взросление человечества в этот период времени можно считать моментом появления человеческой этики с определением понятий добра и зла. Эти понятия являются абстрактными и относительными, однако можно считать, что соответствие людских действий правильному направлению течения эволюционных изменений является добром. После формулировки элементов концепции истины происходит разделение развития истинных религий на три ветки, каждая из которых будет развиваться независимо, хотя в дальнейшем и будут взаимные проникновения. Западная ветка уходит в ареал обитания семитских народов, из которого формируется Иудаизм, Христианство и Ислам. Южная ветка с дальнейшей миграцией индоевропейцев уходит в Индию, где соприкасается с местными древними культами. Так формируется Брахманизм, Буддизм и Индуизм. Восточная ветка через будущий Шелковый путь доходит до Китая, где далее оказывает влияние на формирование китайской философии, в том числе Конфуцианство и Даосизм, а затем на мировоззрение времен императорского Китая.

Наряду с горизонтальным — пространственным делением религиозно-философских учений можно выделить и вертикальное — временное деление. Первой стадией трансформации религии истины является формулирование религии социума, где основным компонентом является межличностные отношения, свод законов, норм и правил поведения в обществе. К таким религиям относятся Иудаизм на западе Азии, Брахманизм, как развитие Вед, на юге и Конфуцианство на востоке.

С течением времени фиксация религиозных догм приводит к увеличивающемуся несоответствию эволюционного развития технологий и общества с одной стороны и архаичной картины мира с другой. Это является следствием появления ересей, как необходимости трансформировать религию, привести её в соответствие. Так на западе появляется Христианство в изначальной, ранней форме гносеологического Христианства, влияние на которое оказывает развитие Древней Греции и затем Древнего Рима. Становление греческой цивилизации с рассветом наук, в том числе философии, происходит без ограничений истинного религиозного знания, которым древние греки не владели. На юге Азии трансформация архаичной формы религии происходит с появлением Буддизма, а на востоке в переосмыслении традиционного Конфуцианства участвует множество философов, однако к истинным знаниям в полной мере можно отнести только Даосизм.

Следующей стадией эволюции религии является канонизация, то есть обновленный процесс формирования устоев и догм, однако он уже отчасти учитывает особенности предшествующей эволюции и старается сгладить многие проблемы. Так на западе Христианство трансформируется в каноничную, церковную форму, возвращая многие архаичные элементы из Иудаизма. Основная зона распространения Христианства сместилась на северо-запад Ближнего востока и далее в Европу, что приводит к возникновению на Аравийском полуострове новой религии, которая также является наследником Иудаизма и раннего Христианства — Ислама. На юге Буддизм вытесняется на север и восток из Индии, а также распространяется на всю Юго-восточную Азию. На место вытесненного Буддизма в Индии приходит Индуизм, как потомок Брахманизма и Упанишад — поздней, философской части веданты — эпоса индоевропейских мигрантов с севера. Еще до проникновения в Китай Буддизма этап канонизации составляет переосмысление Конфуцианства с включением в него элементов Даосизма и в итоге формирования мировоззренческой системы императорского Китая.

Кажущееся различие мировых религий вызвано столетиями обособленных эволюционных трансформаций каждой религии под влиянием эволюционных технологических и общественных изменений. Однако все истинные религии имеют единый источник происхождения, и в их основе лежит единая истина, что позволяет сопоставить особенности религиозно-философских учений. Это сравнение даёт понимание, как единый смысл отражается в каждой из истинных религий, что схоже с тем как это произошло при возникновении прообраза истинных религиозно-философских учений, когда индоевропейская общность соприкоснулась с цивилизациями Ближнего востока.

6. Трехчастность

— Сестра, изучив со всех сторон предмет исследования, чем бы ты завершила описание?

— Рассмотрев всё многообразие частей, составляющих предмет исследования, необходимо в полной мере удостовериться, что не осталось непроверенных белых пятен в существующих явлениях. Так и отец направляется к целостному пониманию сути предмета исследования — к истине.

Мой путь к пониманию истины лежит в полноте описания всех предметов действительности. Любое явление, где бы и когда оно не происходило, должно бы понятно для меня. Также я должен понимать, как любые два явления взаимосвязаны, поэтому кроме описания каждого конкретного явления, я должен понимать причинно-следственные связи всех явлений. Начиная с наблюдения какого-то явления, я должен понимать, какими рассуждениями мне двигаться к поискам причин этого явления, а также какие явления следуют из наблюдаемого. Тогда для меня будет понятно, как устроена действительность.

Формулирование истины я осуществляю по наблюдениям действительности, и потому сама совокупность истинных суждений соответствует действительности. Более того, истинные суждения могут быть применены к себе же, как совокупности абстрактных сущностей. Однако реальность является частным случаем относительно общих истинных суждений, то есть могут быть другие реальности, которые также описываются теми же истинными суждениями. А могут ли быть такие действительности, которым будут соответствовать другие истинные суждения?

Существует ли причина, создавшая действительность, в которой я нахожусь? Существует ли причина, выбравшая такие истинные суждения, которые определяют мою действительность?

— Далее следует часть общих рассуждений.

Для полноценного представления каждая сущность описывается не только парой противоположностей, но и основанием, по которому эта противоположность строится. Основание связывает не только противоположные явления, но также является связующим звеном явлений с другими явлениями, что при многократном обобщении оснований может обеспечить связность любых предметов и явлений.

Определение сущности 4-мя законами классической логики — это описание сущности тремя элементами: сущность, противоположность и их общее основание. В конкретных рассуждениях любая сущность может быть представлена в упрощенном виде: либо лишь одним понятием, либо лишь парой противоположностей, либо понятием и основанием. Однако это лишь частично опускаемый контекст рассуждений, который всегда можно уточнить, определив сущность, используя все три элемента, добавив к собственно сущности её противоположность и их общее основание. В этом уточнении, переходе к трехчастной сути любой сущности, достройки до полноты описания, лежит ключ к полноценному пониманию любой сущности и всего сущего.

— А теперь то, как это воплощалось в людской истории.

Вопрос существования двух миров: материального и идеального никогда не подвергался сомнению во всей истории человечества. Суть функционирования человеческого сознания — это обобщение наблюдений реальности, где частное — это непосредственно предметы материального мира, а общее — абстрактные закономерности и взаимосвязи материальных предметов. До появления основного вопроса философии — что первично: материальное или идеальное, раннее человечество отчетливо осознавало себя неотъемлемой частью окружающей реальности. Более интересным на протяжении истории человечества был вопрос о границах субъектности и объектности. При практически полном отсутствии упорядоченных знаний человек воспринимал мир субъектно, с единым или множеством духов, а себя человек воспринимал больше объектом этой реальности. С накоплением знаний об устройстве реальности, человечество, с одной стороны, переводило часть явлений из субъективных в объективные, а с другой, эти знания, переходившие в технологические навыки, позволяли всё больше трансформировать предметы реальности. Сам человек из объекта природы всё больше становился субъектом. Именно воплощение способности людей менять реальность породило основной вопрос философии — что первично материя или дух? В ранних духовных культах и религиях духи и боги не были полностью всесильными, то есть часто выступали в роли объектов. Некоторые истинные религии, хоть и придают субъектный статус высшему началу, однако сама суть этих религий содержит набор неизменных правил поведения, которые являются объективными закономерностями.

Насколько бы человек не обладал знаниями о реальности, он может воплотить только то, что может существовать в этой реальности. Нарушить закономерности, лежащие в основе реальности, человек неспособен. Субъектность человека выражается в каждый момент времени в выборе одного из возможных вариантов для воплощения в реальности. Сознание, мышление абстрактно и не ограничено необходимостью реального воплощения предметов. То, что может теоретически существовать в реальности, больше, чем то, что существует, существовало или будет существовать. Идеальный мир шире, чем мир материальный. Тот набор утверждений, что лежит в основе абстрактной мыслительной деятельности, шире, чем реальность. Однако сама мыслительная деятельность возникает в объекте реальности — человеке. Так и получается замкнутый круг материального, влияющего на идеальное, и идеальное, влияющее на материальное.

Вопрос первичности материального или идеального не имеет смысла, так как они взаимозамкнуты друг на друга. Оба этих мира являются результатом выбора какого-то варианта из возможных. Ключевым становится вопрос их общего основания — первопричины. Все истинные религиозно-философские учения отвечают на этот вопрос, а существенная разница между религиями вытекает из этого самого описания первопричины. Познание истины позволяет в полной мере понять это единое начало всего сущего.

— На этом заканчивается вводная часть записей отца.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я