Предложения со словосочетанием «жили родовым строем»

Печенеги жили родовым строем, занимались скотоводством и совершали опустошительные набеги на окрестные земли.
Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище.
Древние славяне жили родовым строем, то есть все они были кровными родственниками.
Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем.

Неточные совпадения

Родовой строй представляет собой общество, основанное на первобытном равенстве, тогда как система удзикабанэ является, по существу, классовой системой и представляет собой рабовладельческое общество, возникшее на развалинах родового строя.
Публичная власть родового строя имела демократическую основу и характеризовалась следующими чертами.
Среди них много бородатых старцев, которые при родовом строе они почитались особо, как родоначальники большой семьи.
Итак, каковы же, по учению марксизма, отличительные черты государства, разбившие рамки родового строя и подорвавшие крепость его учреждений?
На высших ступенях первобытно-общинного строя родовые и племенные союзы неоднократно создавали весьма высокие формы общественной организации.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное длинный в отрывке:

Но ведь длинный путь может показаться коротким и лёгким, а короткий, наоборот, длинным и тяжким.

В прямом
смысле
В переносном
смысле
Это устойчивое
выражение
Это другое
прилагательное
Не
знаю

Показывает, что рост производительности труда и разделение труда привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов (4, с.
Древнехеттский период характеризуется господством родового строя (XVIII — XVI вв.
Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государства.
Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».
Разумеется, не из семейств, не из родов или по крайней мере с привнесением к семейному или родовому началу другого, которое оказало могущественное влияние на общественный строй, условило его дальнейшее развитие.
У славянских переселенцев был родовой строй.
Наличие их не разрушало патриархального родового строя.
Младенец, рождаясь, причиняет организму матери тяжкие муки, а здесь рождается новый строй из старого, и, разумеется, весь организм страны потрясён ужасающими родовыми муками, которые ощущаются крестьянством и рабочим классом во всей стране.
Это чувство исстари базировалось на родовых отношениях, на родовом строе и родовом, неписаном праве наших предков.
К началу нашей эры родовой строй кельтов постепенно стал принимать формы государственной организации.
Эти племена находились на стадии разложения родового строя и начала формирования классового общества.
Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов.
Но органы родового строя уже начали постепенно утрачивать свои характерные черты.
Государство как форма организации сообщества людей, согласно марксизму возникает в процессе разложения родового строя как результат разделения общественного труда, появления частной собственности и раскола общества на группы или классы с несовпадающими интересами.
Родовой строй оказался бессильным устоять перед лицом новых экономических и социальных явлений, развившихся в его недрах.
Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач.
Государство могло образоваться только тогда, когда распался родовой строй, когда на смену родовым отношениям пришли классы со своими противоречивыми интересами и сложными взаимными отношениями.
Эти принципы, заложенные ещё традициями родового строя, долгое время существовали в форме естественного порядка, не отменяемого частной волей.
Преступность, вероятно, существовала и в доклассовом обществе, но первое юридическое оформление получила в эпоху разложения родового строя.
Однако для многих из них, весьма динамично развивавшихся как в экономическом, так и в политическом отношении, раннегреческие тирании сыграли важнейшую роль, способствуя ликвидации остатков родовых привилегий знати и становлению полисного строя.
Решающей причиной подобного стала потребность в более оперативном реагировании на постоянно обновляющиеся общественные отношения, тем более, что многие из них были неизвестны родовому строю.
Для содержания этой публичной власти необходимы налоги, которые были совершенно неизвестны родовому строю... Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, органы власти путём исключительных законов достигают особого положения в обществе.
Но вызванные ей изменения завершили процесс ломки основ родового строя.
До сих пор не имеется более или менее единой точки зрения на сущность монгольского родового строя.
Были окончательно ликвидированы остатки родового строя и созданы основы для концентрации частной собственности.
Наоборот, родовой строй стал возможен благодаря инцесту.
Короче говоря, при генезисе этого народа смешались расы и культуры, родовой строй и феодализм, но сложность состава не нарушала этнической монолитности, что проявилось в столкновениях с англичанами, а позднее с ирландцами.
Неудивительно, что наш летописец, всегда вообще конкретный, умеющий передавать подробности изображаемых им событий, решительно теряет эти свои свойства, переходя к характеристике родового строя.
Родовая воля в каждом победила личность, и потому каждый добровольно подчиняется общему приговору как велению объективного разума; власть и подданство совпадают: возникает демократический строй, самоуправление.
В ходе работы над этой книгой мне не раз приходилось сталкиваться с разного рода фактами, противоречащими теориям родового строя, разработанным европейскими историками.
Необходимо помнить, что рабство в восточнославянском обществе, будучи укладом, играло довольно скромную социальную роль и основ родового строя не подрывало.
По каким признакам государство отличается от общественной власти родового строя?
Судебные органы содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам.
Это тоже совсем не похоже на родовой строй.
Нормы поведения в обществе, внутренняя жизнь определялись обычным правом с большим влиянием норм родового строя (присяга, соприсяжничество, кровная месть).
Здесь отображено в основном дофеодальное общество с остатками родового строя.
Таким образом, первоначальной формой общения (после тотемистического союза) был родовой строй, и уж дальнейшее развитие его приводит к власти вождя, признанного несколькими родами.
Особенно важно, что в эпоху родового строя источник отмечает отсутствие родовых прозваний, тогда как для поздней исторической эпохи он ясно констатирует полное торжество родовых взаимоотношений (см.
Для них общество во всех частях света развивается от примитивной, родовой экономики к рабовладельческой монархии, которая затем сменяется феодализмом, основанным на крепостном строе и затем, на более позднем этапе, капитализмом.
В гомеровском обществе были сильны пережитки родового строя.
Строя такую семью и заботливо очищая её от остатков языческого родового союза, христианская церковь имела для того бытовой материал, заготовленный ещё в языческую пору, между прочим, в браке с приданым.
Здесь самое время перейти к тем важным категориям монгольских обычаев, которые выходили за рамки сугубо родовых отношений, — точнее, были верным показателем того, что в XII веке монгольский родовой строй находился уже в процессе разложения.
Бахрушина, христианство боролось с остатками родового строя, стремилось ликвидировать элементы рабского труда.
Какие изменения в общественном строе обусловили замену публичной власти родового строя государством?
Примирительное право периода родового строя первоначально вообще не знало таких правовых возможностей.
Крещение новгородцев сопровождалось массовым кровопролитием, репрессиями, кроме того, христианские нововведения долго не приживались в обществе: славяне называли детей старыми именами, церковный брак не был обязательным, кое-где довольно долго сохранялись пережитки родового строя (многожёнство, кровная месть).
Этот документ показывает, как обстояли дела в основном в дофеодальном обществе после начала распада родового строя.
Для того чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить три вопроса: 1) какой была публичная власть, предшествующая государству; 2) в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством; 3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.
Но ещё сохранялись такие основы родового строя, как совместное владение угодьями (нутук), жертвоприношения предкам, кровная месть и связанные с нею усобицы, причём всё это входило в компетенцию не отдельного лица, а рода в целом.
Согласно этой теории вопрос о причинах образования государства есть вопрос об условиях, в силу которых органы родового строя утратили свою социальную крепость и сменились государственными учреждениями.
Но ослабление родовых связей должно было иметь свои причины тем более потому, что наряду с указанными явлениями мы наблюдаем институты и обычаи, бесспорно относящиеся к родовому строю.
При родовом строе, подчёркивал он, существовала группа родственников, и задача права была проста — сохранение мира между воюющими группами.
Под их давлением он провёл реформы, направленные на окончательное уничтожение остатков родового строя.
Но в одном вопросе мнения большинства историков совпадают: человечество начало своё существование с примитивного первобытного строя, характеризующегося родовыми отношениями, элементарным уровнем выживания, беззащитностью человека перед природой.
Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода.
Специфика и количество родовых категорий в конкретном языке и даёт нам представление о грамматическом строе данного языка.
Со времён окончания родового строя на всех исторических этапах государство являлось существенной необходимостью.
Высказывания основоположников марксизма о характере общества на стадии родового и племенного строя целиком применимы к хуннам III века до н. э.
Трубецкой рассматривали происхождение государства исключительно с правовой точки зрения, как «юридическое олицетворение нации» (признаки государства, отличающие его от догосударственных форм социальной организации; отличие государственной власти от общественной власти родового строя; государственная власть как особая разновидность социальной власти).
Смена публичной власти родового строя государством произошла не по желанию отдельных лиц, в результате договора или же насилия, а в результате серьёзных изменений в экономической сфере общества.
Как один из способов регуляции социальной жизни мораль формируется при выходе общества из родового строя, когда индивидуум приобретает определённую личную независимость и освобождается от родовых уз.
Иными словами, не стоит впадать в крайности — видеть в родовом строе воплощение добра и справедливости или же видеть в нём одни лишь гнусности и безобразие.
Рассматривать эти распри как разложение родового строя было бы нелогично, так как именно в них и проявилась родовая сущность хуннского общества, что особенно ясно покажут дальнейшие события.
Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
У славян долго складывалась государственность в силу того, что она медленно, без внешних сильных импульсов вырастала из древнего родового и общинного строя.
К периоду распада родового строя земледелие, скотоводство, гончарное дело достигли уже высокого уровня.
В общественном строе франков большую роль играли ещё родовые связи.
Оно формируется путём, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой — введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.
Родовой строй начал разлагаться, возникает патриархальная парная семья.
Первый тип рабства существовал практически у всех народов на этапе разложения родового строя.
Материальные предпосылки становления учёта — распад родового строя, появление семьи и частной собственности.
Таким образом, государство является необходимым итогом развития родового строя, его производительных сил, приведших к накоплению богатства, переходу от общественной собственности к частной и расслоению общества на бедных и богатых.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство появляется непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
О земледелии как хозяйственной основе жизни древнеславянского общества говорит и славянский календарь, возникший ещё в родовом строе во время господства огневой подсечной системы земледелия.
Выделим признаки, отличающие государство от общественной власти родового строя.
Некогда сарматские племена подвергались разложению родового строя.
Сыграв свою решающую роль в борьбе с консервативной родовой знатью, раннегреческая тирания расчистила дорогу для утверждения полисного строя и к началу V века до н.
Ни полицейских, ни тюрем родовой строй не знал.
Важнейшим источником для изучения истории германских племён являются так называемые варварские правды — судебники, представляющие собой запись старинных, сложившихся ещё при родовом строе, германских обычаев, до тех пор хранившихся в устной традиции.
Я имею в виду, прежде всего, родовой строй.
Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность.
До сих пор не существует по-настоящему полной и точной, лишённой внутренних противоречий теории, которая объясняла бы сущность родового строя монголов.
Показательно, что как в первом, так и в последнем случае (когда становление феодальных отношений шло либо преимущественно на основе разложения родового строя, либо на основе эволюции позднеантичного общества) генезис феодализма проходил медленнее, чем в условиях «паритетных» отношений местного и пришлого населения.
Родовой строй не мог возникнуть ранее того, как запрет инцеста стал нормой жизни, безусловно соблюдаемый большей частью сородичей добровольно, без какого-либо принуждения.
Наличие таких делений, так же как и фратрий при родовом строе, не подрывает этнического единства.
Здесь, конечно, можно задать вопрос: неужели летописец для этой цели не мог непосредственно наблюдать родовой строй у более отсталых славянских и неславянских племён, ему современных?
У славян существовал родовой, а не общинный строй... Появление дружин варягов подрывало родовой строй, хотя они и «сами оказались под их влиянием».
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.
Сакральное анимистической эпохи отличается от сакрального периода упадка родового строя и тем более от священного исторических религий.
При родовом строе принадлежность человека к роду определялась его кровным родством либо актом усыновления, принятым общим собранием рода.
Простой верховный военачальник превращался в настоящего монарха, а народное достояние — в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Ясно, что условия подсечного земледелия не соответствовали этим новым орудиям производства, как не соответствовал родовой строй новой общественной формации.
Если организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением, то в условиях расслоения общества для управления общественными делами создаётся особая организация не только публичной, но и политической власти, специального аппарата, состоящего из служащих, профессионально осуществляющих управление, ориентированное на интересы определённого класса или социальной группы.
Он не отказался (да и вряд ли мог) от исконного родового строя хуннов, но поставил его в такие рамки, что тот стал работать не на ослабление, а на усиление государства.
Это и создало предпосылки для длительного сохранения в спартанском государстве ряда пережитков родового строя.
Во-вторых, и это самое главное, запрет инцеста не изобретение родового строя.
Ко времени записи «Салической правды» в общественном строе франков большую роль играли ещё родовые связи.
Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землёй, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю.
Главная трудность заключается в том, что монгольский «обок» был очень многоплановым понятием, включавшим в себя элементы и родового, и неродового строя.
Энгельс, указывая на своеобразие родового строя: «Население в высшей степени редко; оно гуще только в месте жительства племени; вокруг этого места лежит широким поясом прежде всего территория для охоты, а затем нейтральная полоса леса, отделяющая племя от других племён и служащая ему защитой» 28.
Какие признаки были характерны общественной власти родового строя?
Как в классовом обществе могут существовать персистентные этносы, так и при родовом строе происходят перегруппировки особей, благодаря чему возникают новые племенные союзы или военно-демократические объединения.
Мне кажется, что правильнее всего будет ответить на этот вопрос так: конечно, мог, если бы считал это для себя необходимым, но едва ли бы сумел, потому что наблюдать родовой строй совсем не так легко, как это кажется; нам стоит только заглянуть в наблюдения наших этнографов, изучавших, например, Сибирь XIX в., чтобы убедиться в этом.
Происхождение родового порядка княжеского владения объясняют влиянием частного туземного быта на политический строй земли: пришлые варяжские князья усвоили господствовавшие среди восточных славян родовые понятия и отношения и по ним устроили свой порядок управления страной.
Таким образом, этот обычай прямо соотносится с родовым строем.
Таким образом, родовой строй прекратил своё существование вследствие разделения труда расколом общества на классы.
Ещё во времена разложения родового строя высказывались идеи о разделении общества на высшие и низшие слои.
Пережитки родового строя в отношениях собственности и судопроизводстве: суд по гетериям, родственники-наследники, положение дочерей-наследниц и другие.
Из данного определения следует, во-первых, что законодатель решил не связываться с категорией общественных отношений и перешёл к менее определённым понятиям строя и правопорядка; во-вторых, в законе сохраняется категория общественной опасности, которая связывается с действием или бездействием; в-третьих, отсутствует термин «деяние», законодатель обходится без родового понятия, обозначающего действие и бездействие; в-четвёртых, много внимания законодатель уделяет политическим клише (выступление от имени рабочих и крестьян — и это на фоне кровавого подавления многочисленных крестьянских восстаний, восстания кронштадтских моряков и т.
Поэтому прежние японские историки часто смешивали систему удзикабанэ с родовым строем.
Согласно материалистическому пониманию истории человеческого общества формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй.
После перехода от первобытного стада к родовому строю, например, возникла необходимость в регулировании семейных отношений, хотя бы потому, что в состав рода всё активнее включались не только родственники.
Чем дальше развивался этот процесс и сопровождавшее его нарождение и развитие частной собственности, тем слабее становились родовые, кровные узы и тем настойчивее была необходимость в таких учреждениях, которые должны были поддерживать и защищать юную частнохозяйственную организацию производства и покоящуюся на ней частную собственность от пережитков родового строя, не знающего ни частной собственности, ни общественных мер к её защите.
Эта смена мировоззрения сопоставляется с переходом от матриархата к патриархальному родовому строю.
Энгельс прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, анализирует процесс разложения родового строя и его экономические причины.
Переход к патриархату. Предпосылки перехода от родового строя к семье.
За многие века существования человеческих сообществ от родового строя до появления и оформления ряда могущественных государств менялся способ добывания средств к жизни: от присвоения готовых продуктов природы до сложнейших по составу и структуре хозяйств, требовавших применения рациональных подходов в управлении, в том числе выделения и выполнения ряда управленческих функций, разработки и совершенствования методов эффективного воздействия на индивидуума, группы людей, большие коллективы и организации.
Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода.
Анализ родовых категорий в языке даст нам представление о грамматическом строе данного языка и даёт нам возможность классифицировать слова как части речи (элементы, из которых языковое сознание формирует ситуации).
Оно характерно для эпох и распада родового строя и формирования начальной государственности.
Итак, установив наличие родового строя у хуннов, мы должны определить в нём место военных вождей.
Революция есть родовые муки нового общественного строя.
Первая теория касается появления обычного права в период распада родового строя и формирования частнособственнических тенденций.
Общинная собственность родового строя перестала существовать; 2) моногамная семья создала условия для расслоения общества на бедных и богатых.
Именно в родовом строе изгнание за пределы рода было страшнее смерти.
Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племён, учащение вооружённых столкновений, обречение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.
Естественным результатом эволюции родового строя было отпочкование новых родовых общин, что привело к возникновению более крупных и сложных социальных образований — братств (фратрий) и племён.
Хозяйственный учёт возник примерно 6000 лет назад в связи с распадом родового строя и появлением частной собственности.
На политические представления людей того времени сильное влияние оказывало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя.
Англы и саксы находились на стадии развития разрушения родовых связей, поэтому развитие феодальных отношений у них шло путём внутренней эволюции разлагающегося первобытно-общинного строя.
Родовому строю они не были известны.

Значение слова «жить»

Значение слова «родовой»

  • РОДОВО́Й[1], -а́я, -о́е. 1. Относящийся к роду (в 1, 2, 4 и 7 знач.). Родовой строй. Родовой быт. Родовые связи. Родовые и видовые понятия. Родовые окончания прилагательных. □ [Гончаров] хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение. Добролюбов, Что такое обломовщина? Буревестники — родовое название птиц из отряда плавающих. Зенкович, Путешествие в Южный океан и вокруг света. (Малый академический словарь, МАС)

    Смотреть все значения слова РОДОВОЙ

Значение слова «строй»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «жить»

«Жить» — фильм Акиры Куросавы, 1952 год.

Все значения слова «жить»

Значение слова «родовой»

РОДОВО́Й[1], -а́я, -о́е. 1. Относящийся к роду (в 1, 2, 4 и 7 знач.). Родовой строй. Родовой быт. Родовые связи. Родовые и видовые понятия. Родовые окончания прилагательных. □ [Гончаров] хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение. Добролюбов, Что такое обломовщина? Буревестники — родовое название птиц из отряда плавающих. Зенкович, Путешествие в Южный океан и вокруг света.

Все значения слова «родовой»

Значение слова «строй»

Строй, в военном деле: способ расстановки военнослужащих формирований, вооружения и военной техники (войск и сил);

Все значения слова «строй»

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я