Цивилизация России: зарождение и развитие

Р. П. Толмачева, 2009

В учебном пособии анализируются зарождение, становление и развитие Российской цивилизации, смена форм государственного устройства, этапы социально-экономического прогрессирования, взаимоотношения с другими странами и народами. Характеризуются причины и последствия четырех цивилизационных кризисов в стране за прошедшие века. Высказано авторское мнение о некоторых неразгаданных загадках в истории цивилизации России. Рекомендуется для изучения истории России, экономической истории и нового учебного курса по истории цивилизации России (для бакалавров и магистров). Может быть использовано для изучения курса по культурологии и истории государства и права России. Материалы книги представляют интерес для всех интересующихся не только историей, но и современным развитием цивилизации России как составной части мировой цивилизации. Книга издана в авторской редакции

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цивилизация России: зарождение и развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Генезис древнерусской цивилизации (древнейшее время — 1240 г.)

Глава 1. Восточные славяне на заре цивилизации

(VI–VIII вв.)

Пролог. Европа в доисторический период: флора, фауна, первобытные люди

Когда появились первые люди на Земле — вопрос спорный до сих пор. В мировой литературе в последнее время высказывается версия о том, что за миллионы лет на нашей планете сменилось от двух до пяти цивилизаций. Вопрос нуждается в изучении представителями разных наук: геологии, археологии, географии, истории, антропологии, астрономии, этнографии, лингвистики и т. д.

Проанализировав работы известных ученых России и зарубежных специалистов, предлагаем следующую периодизацию зарождения жизни на Земле. На наш взгляд, она выдержала проверку временем и совпадает с датировкой, приводимой в исследованиях последних лет разными авторами.

Нижний, или ранний, плейстоцен (палеолит) развивался на Земле в хронологических рамках между 2,5 млн лет — 700 тыс. лет. Средний плейстоцен можно датировать цифровыми показателями от 700 до 125 (120) тыс. лет тому назад. Началом позднего (верхнего) плейстоцена (палеолита) на нашей планете считается период от 125 (120) до 35–40 тыс. лет назад. Затем наступила эра мезолита (средний каменный век) и неолита — нового каменного века, завершившегося (около 10 тыс. лет назад) аграрной неолитической революцией.

Флора и фауна видоизменялись в межледниковые периоды. Ученые России считают, что на территории Центральной Европы произошло 6–7 оледенений, в европейской части России — 6. К основным центрам оледенения в Европе относят Скандинавию, где толща ледника доходила до 3 км; Новую Землю; Северный Урал.

В среднем плейстоцене ледники покрыли Европу до северных границ Карпатских гор. На Русской (Восточно-Европейской) равнине ледник спускался по долинам рек Днепра и Дона на юг. К концу каменного века ледник остался лишь в Скандинавии.

До сих пор не только в Скандинавии, но и на Кольском полуострове и несколько дальше к югу встречается много валунов, которые ледник «тащил» за собой, спускаясь с возвышенностей. Сохранились и глубокие борозды от крупных валунов.

Четвертичный длительный ледниковый период специалисты называют также мезозойской эрой. Ему предшествовал третичный, или палеозойский, период. Многие ученые его началом называют время от 50 млн лет тому назад. Существует версия, что в третичную эпоху климат на нашей планете был тропическим. Значительные изменения за миллионы лет претерпела конфигурация Земли. К примеру: Средиземное море соединяло Атлантический океан с Индийским. Современные геологи подтверждают, что в очень давние времена не было отдельно континентов Африки, Америки, Австралии. Они отделились позже от Евроазиатской земной поверхности.

Благодаря теплому климату накануне последнего длительного «нашествия» ледников в центре Европы произрастали пальмы, магнолии и мирты, обитали носороги и обезьяны.

Интересно отметить, что на рубеже третичного и четвертичного периодов Скандинавия соединялась через Испанию с Северной Америкой. Между Британскими островами и Европейским материком существовало сухопутное сообщение. Соединенными были Малая Азия и Балканы. Средиземное и Черное моря выглядели внутренними озерами, не существовали проливы Босфор и Дарданеллы. Балтийское и Белое моря являлись единым морским бассейном.

До начала широкомасштабного оледенения в Северной Европе произрастали темнохвойные таежные леса: ели, пихты, сосны, а также березы и ольха. Похолодание усилилось в среднем палеолите. По соседству с ледниками находилась зона тундры, несколько дальше — холодная степь с мхами, карликовыми березами и ивами. Во времена последнего (вюрмского) оледенения тундра и холодные степи распространились до Пиренеев, Альпийских и Кавказских гор.

В связи с последним похолоданием млекопитающие приспосабливались к холодному климату. Выживали животные более крупных размеров, со значительной жировой прослойкой и густой шерстью. К таковым относились шерстистые мамонты и носороги. Раньше первобытных людей пещеры для обитания «освоили» пещерный лев и пещерный медведь!

Самый поздний (верхний) плейстоцен характеризуется обитанием так называемых тундровых животных. Хотя за многие века они превратились в холодностойких представителей фауны, все же стремились к более теплому климату, поэтому доходили до Крыма. Можно предположить, что эти животные не столько массово передвигались к теплу, сколько спасались от уже бурно тающих льдов. Позже представители выживших популяций мигрировали обратно к северным широтам. «Домой» потянуло…

Когда и где появились первые люди? По существующему в мировой научной литературе мнению, человекоподобные особи — гоминиды очень отдалены были по сути не только от homo sapiens, но и от неандертальцев. В течение прошедших 100 лет учеными на Западе и в России высказывалось мнение о роли Африки в генезисе человечества и истории заселения Европы. Комплексное изучение этого вопроса долгие годы сдерживалось наличием на африканском континенте (с XVI в.) колоний и полуколоний стран Запада. Научные исследования в Африке активизировались во второй половине XX в. (Кения и др.).

Архантропы — homo ereckus (человек прямоходящий) были первыми на пути в 2 млн лет к современному человеку (первая половина нижнего палеолита). Артефакты пребывания гоминидов на европейской территории, относящиеся к нижнему палеолиту, найдены в ряде мест Франции и на территории бывшей Югославии (пещера Шандалья). Там обнаружены примитивные орудия из гальки, зуб гоминида, обожженные кости носорога, кабанов и др. Но вряд ли эти предшественники современного человека уже умели добывать огонь. Видимо, использовали то, что «упало с неба» в виде молний. О местопребывании гоминидов на территории современной Франции и Чехии уже в самом конце нижнего плейстоцена, на грани перехода к среднему периоду (мустье), свидетельствуют следующие артефакты: обнаружены каменные орудия, ножи из костей, кострища, лагерные стоянки. Прояснились и особенности фауны, которыми характеризуется период 700-тысячелетней давности: водились в то время в Европе мамонты, бизоны, олени и лошади. Мамонты вскоре (в среднем палеолите) исчезнут навсегда, видимо, из-за резкого похолодания.

Артефакты из мест пребывания древнего человека на территории современной Венгрии (370 тыс. лет назад) дают представление о крупных стойбищах, в них галичное производство орудий труда и охоты достигло вершин. Немногочисленные находки в Европе подтверждают наличие там более холодного климата по сравнению с Африкой, особенно в те времена. Очень малочисленной была и популяция древних людей. Прохладный климат побуждал к началу передвижения древних миграционных потоков. Вектор направлен был, видимо, на юг Европы.

Морфологические характеристики древних людей: двуногие особи, объем мозга у которых достигал предположительно 800-1000 куб. см; плоский черепной свод, слегка выпуклый лоб, большие надглазные валики; форма черепа и строение лицевого скелета у них свидетельствовали о наличии черт, схожих с обезьянами.

На рубеже среднего и верхнего (позднего) палеолита (около 120 тыс. лет назад) более широко распространились неандертальцы, которых иногда называют палеантропами. Их обычно описывают так: особи низкорослые или среднего роста, сильные, с большими головами. Объем мозга был меньше, чем у современных аборигенов Амазонки, Австралии, ряда островов Океании.

Появление и развитие членораздельной речи задерживал выдвинутый вперед подбородок.

Неандертальцы ходили прямо, но их колени были всегда согнуты. Занимались собирательством и рыбной ловлей. Стремясь освоить охоту на крупного зверя, объединялись в группы, что вело к организации родовой общины, очень важной составляющей генезиса мировой цивилизации. Название они получили от местечка Неандерталь (Германия). По мнению американского ученого Нормана Дэвиса, ширококостных неандертальцев с короткими конечностями можно считать специфическим европейским вариантом, приспособленным к условиям оледенения. Они пользовались орудиями из кремня, знали секрет добывания огня, хоронили своих покойников. Охотились организованно. Исчезли около 35 тыс. лет назад в очередной межледниковый период. Некоторое время рядом с ними жили новые иммигранты из Африки и Средней Азии [21, с. 50]. На территории бывшего СССР их стоянки были обнаружены в бассейне реки Десны, верховьях Оки, в Среднем Поволжье, т. е. вплоть до Волги.

При смене среднего палеолита верхним, или поздним, 40–35 тыс. лет назад появились кроманьонцы. Свое название получили от г. Кромы (Франция), где впервые была обнаружена их стоянка. В научном мире считается, что кроманьонцы — родоначальники современных рас. Их облик, по выводам археологов и антропологов, совершенно не напоминает неандертальцев. Причина исчезновения последних не известна. По-видимому, повлияли климатические, зоогеографические и прочие изменения.

Последнее оледенение сошло на нет почти 10 тыс. лет назад. Климат в Европе в это время был холодным, но не сухим. По-прежнему родовые общины имели базовый лагерь, откуда группами уходили на коллективную охоту. В таких лагерях находилось примерно до 22 жилищ каркасного типа, покрытых шкурами животных. Временные стоянки состояли из двух-трех жилищ.

Жили парными семьями. Во главе рода находился старейшина. Простым было разделение труда: мужчины охотились, женщины занимались собирательством. Совершались ритуальные церемонии. Развивалось изобразительное искусство в виде наскальных рисунков.

Средиземноморский человек сформировался около 10 тыс. лет назад.

Итак, многотысячный круг времени замкнулся: от homo ereckus — человека прямоходящего эволюционное развитие подошло к homo sapiens — человеку разумному. Произошло это между средним палеолитом старокаменного века и неолитом, т. е. новокаменным веком.

На смену человеку разумному пришел homo sapiens sapiens — современный человек.

1.1. Предшественники восточных славян на территории России

Известный российский ученый Н. И. Павленко с коллективом авторов [28] считают, что именно в позднем палеолите, когда проживали кроманьонцы, завершилась биологическая эволюция человека. К тому же люди начали разговаривать… Одновременно происходил генезис социальных и общественных отношений — родового строя и родовой общины. Кроманьонцы проживали и на территории современной Сибири и Дальнего Востока; изготавливали различные каменные и костяные орудия. Поклонялись родовым культам, в том числе прародительнице рода. Найдено немало скульптурок женщин, относящихся к тому времени. В этом усматривается тесная связь искусства позднего палеолита с древней религией идолопоклонства. Наскальные рисунки в Каповой пещере (Башкирия) также наглядно свидетельствуют о проведении в те времена ритуальных обрядов. Изображая сцены охоты, люди просили богов помочь им добыть пищу.

Тогда еще не было в обиходе изделий из керамики и металла, не изобрели колесо. Окончательно «человек разумный» сформировался, предположительно, в эпоху неолита.

Аграрная неолитическая революция началась после последнего оледенения на Ближнем Востоке, примерно в VIII тыс. до н. э. Климат там благоприятствовал переходу от присваивающего типа хозяйства (охота, рыбная ловля и собирательство) к производящему типу (земледелие и скотоводство). Происходило это постепенно, с одновременным развитием ремесла (обработка камня, кости и дерева). Возникает и меновая торговля.

Медь научились выплавлять в V–IV тыс. до н. э. Бронзолитейное производство утвердилось в этом регионе в III–II тыс. до н. э., а в I тыс. до н. э. наступил «железный век».

Был изобретен гончарный круг, занимались ткачеством.

Родовые общины перешли на сезонно-оседлый образ жизни. Затем людские сообщества разделились на земледельческие общины и пастушеские племена. Земледельцы были заинтересованы в возведении городов — для защиты от набегов кочевников.

Аграрная неолитическая революция стала первой в ряду мировых революций в производительных силах, сыграла основополагающую роль в становлении цивилизации на Земле. В IV–III тыс. до н. э. бурно развивались древнейшие очаги цивилизации: Месопотамия, Египет, Индия, Китай.

На территории будущей России все эти процессы проходили замедленно, в основном, из-за суровых климатических условий. Так, «железный век» наступил здесь лишь в I тыс. н. э., медленно проходила колонизация (освоение) территорий людьми. Их популяции были малочисленными.

Больше известно из арабо-греко-римских источников второй половины I тыс. до н. э. и первой половины I тыс. н. э., а также материалов археологических раскопок XX в. о жизни в Северном Причерноморье. По этим землям веками передвигались огромные людские миграционные потоки со всех четырех сторон света. Частыми были набеги пришельцев из Великой Степи. Заинтересовались регионом и германские племена.

На северном берегу Черного моря в VII–VI вв. до н. э. в процессе Великой греческой мирной колонизации были возведены города-полисы: Ольвия (устье Буга), Херсонес (Корсунь) в окрестностях Севастополя, Пантикапей (Керчь) и др. Привнесена была в эти места культура греков, активизировались торговые отношения.

По мнению многих исследователей, аборигенами тех мест были скифы (их прародина неизвестна). Проживали они и на других территориях. В Крыму и прилегающих к нему районах греки покупали у скифов хлеб и рыбу. Торговля была меновой, так как скифы денег не знали. За продукты греки отдавали им ткани, оливковое масло и вино. В Боспорском царстве, образованном в VI–IV вв. до н. э., мирно уживались греки и скифы. Не очень далеко располагались древние славяне, не разделившиеся еще на три ветви. Разговаривали они на древнеславянском языке.

Славяне были благожелательны к другим народам, при общении с соседями заимствовали отдельные слова и понятия. Например, от скифов к ним перешли слова «хорошо» (слав. «добро»), «топор» (слав. «секира»), «собака» (слав. «пес»). Конечно, добрые отношения не складывались с племенами, которые стремились их завоевать.

Скифы подразделялись на царских, живших на Левобережье Днепра и в его низовье; скифов-кочевников (Правобережье Днепра); скифов-пахарей на среднем Днепре. В VI в. до н. э. на базе их племенного союза организовалось Скифское царство со столицей вблизи Симферополя. В этом сообществе сформировалась военная и жреческая аристократия, земледельцы и скотоводы были свободными общинниками, использовали, правда, редко, рабов. По мнению Геродота, они занимали большую территорию от Дона на востоке до устья Дуная и Нижнего Днепра на западе. В целом их царство просуществовало около 300 лет. Но у скифов так и не проявились основные цивилизационные признаки: наличие письменности и связанных с ней писаных законов. Обычным (устным) правом легитимность государства и его высшей власти нельзя доказать. Точнее будет назвать их царство объединением родственных племен с формой правления типа военной демократии.

Скифов, а позже сарматов и другие кочующие с места на место племена, по нашему мнению, нельзя считать прародителями славян. Тем более, что о подобных кровно-родственных связях даже намеков нет у Геродота и иных известнейших авторов эпохи Древнего мира. И совершенно различным был менталитет народов.

Причерноморье и Крым, исходя из приемлемых для жизни природных и климатических условий, привлекали внимание многих племен из Азии, частично из Европы. Но эти общности, накатываясь волнами, нередко исчезали навсегда с лица земли. К ним относят киммерийцев, которые в VIII–VII вв. до н. э. жили некоторое время в тех местах до скифов. Потесненные скифами, они перебрались во Фракию, дальнейшая их судьба неизвестна.

После 300-летнего пребывания в Северном Причерноморье скифов в конце III в. до н. э. на эту территорию передвинулись сарматы. Они расселились от Карпат, Вислы, Дуная до Дона и Волги, частично Южного Урала. Артефакты свидетельствуют о проживании их в тех краях тоже почти 300 лет. Во II — начале III в. н. э. сарматов с использованием военной силы сменили готы. Они передвинулись с Балтики, заняв земли от Дона до Карпат и Нижнего Дуная. Самый сильный из их вождей Германарих подчинил даже на некоторое время часть славянских племен.

Великое переселение народов ознаменовалось в IV в. н. э. нашествием гуннов. В Восточную Европу они попадали, пройдя между Уральским хребтом и Каспийским морем. Вдоль южной гряды Уральских гор до сих пор можно увидеть курганы с захоронениями сарматов и гуннов, видимо, более знатных, чем простые воины (юг современной Башкирии).

Гунны разбили готов во главе со 100-летним Германарихом; они молниеносно передвигались по Восточной Европе, нападали на Западную и Восточную Римские империи. Но уже в 453 г. н. э. их союз распался после смерти грозного вождя Аттилы.

Авары появились в бассейне Дуная в VI в. н. э., под их власть временно попали часть славян, их южная ветвь.

И, наконец, в VII–VIII вв. н. э. кочевники хазары образовали Хазарский каганат, который продержался до X в., пока не был разгромлен русичами. Хазары тоже навсегда исчезли с карты мира, хотя занимали перед этим значительную по размерам территорию от Кавказа до Волги и Среднего Днепра.

* * *

От краткого определения местоположения предшественников славян перейдем к характеристике их этногенеза[4].

1.2. Этногенез восточных славян и генезис их языка

Этногенез — это многовековой процесс зарождения и дальнейшего формирования народности, преобразование ее в нацию. Схематично данный процесс можно представить так: от археологических культур праславян к объединению общеславянского этноса (древние славяне) к выделению из него восточнославянских, западных и южных славян образование древнерусской народности разделение на русскую, белорусскую и украинскую народности формирование русской нации (отдельно белорусской и украинской).

Мнения в научной литературе о жизни и деятельности праславян и месте их пребывания расходятся, но целый ряд авторов начальным периодом их появления на исторической арене называют середину I тыс. до н. э.

Летописец Нестор в «Повести временных лет» пишет, что славянский род происходит от младшего сына Ноя — Иофета, т. е. исходя из этой мифологической версии, славяне уже жили и после Всемирного потопа. Некоторые современные историки предполагают, что праславяне входили в состав Западной Римской империи, видимо, около IV–V вв. н. э. (провинция Норик, территория современной Австрии), которая находилась между верховьями Дуная и Дравы.

Изучение вопроса о прародине славян тесно увязывается с этногенезом славян и формированием восточнославянских племен, с становлением древнерусской народности и генезисом древнерусского языка.

Язык (разговорная речь) относится к главным составляющим в характеристике того или иного этноса.

Индоевропейские языки начали формироваться, по мнению известных специалистов, в XIII–VII тыс. до н. э., т. е. в эпоху мезолита-неолита. Предположительно эти люди появились в XIII–XII вв. до н. э. с юго-востока и медленно передвигались на север Восточной и Центральной Европы. Такое мнение высказал в литературе 60–70-х гг. прошлого века профессор В. В. Мавродин. Но еще на рубеже XIX–XX вв. немало российских (в том числе П. Н. Милюков) [48] и западных европейских ученых писали о векторе продвижения индоевропейцев из Центральной Европы в Азию. При этом не уточнялась прародина индоевропейцев.

Коллектив авторов во главе с членом-корреспондентом РАН А. Н. Сахаровым поддерживает точку зрения тех ученых, которые считают прародиной индоевропейцев часть регионов Юго-Восточной и Центральной Европы. К ним, в частности, относят Балканский полуостров, Предгорье Карпат, юг современной территории России и Украины. Оттуда началось продвижение индоевропейцев к Северной Индии и т. д. [29, т. I, с. 18], предполагают историки.

Свое мнение о прародине представителей индоевропейской языковой группы высказали недавно петербургские ученые С. Г. Кляшторный и Т. И. Султанов. По их версии, с учетом добытых артефактов в археологических экспедициях, на базе ямной, срубной, фатьяновской археологических культур и сформировалась данная языковая семья в конце V — начале IV тыс. до н. э. на территории между Дунаем, Волгой и Рейном. Такое мнение еще раньше высказал известный историк и языковед Н. М. Дьяконов (1982). Предположительно в III тыс. до н. э. начался распад и расселение данной общности. Она распространилась южнее и восточнее своей первой прародины.

Через Кавказ и Подунавье началась их миграция на восток [36, с. 16–17]. Но остается открытым вопрос о разделении индоевропейской языковой группы на общности: славянскую, германскую, романскую, иранскую, североиндийскую, а также о времени подобного разделения.

Непросто современным исследователям разобраться в вопросе о судьбе древнеславянской группы как составной части индоевропейцев. Откуда бы ни пришли на земли будущей России эти племена — с востока или с запада, они действительно там проживали: в Северном Причерноморье, Приднепровье, Приладожье и других общеизвестных местах. Данный факт не вызывает никакого сомнения.

Добровольные мигранты еще первой волны переселения народов до Рождества Христова (с IV в. до н. э.) занимались присваивающим хозяйством — охотой и рыболовством. Постепенно распространялось и собирательство. От него люди переходили к доместикации — одомашнивали растения и животных. Кроме древних славян, с Урала и Зауралья к западу (к Русской равнине) двигались также группы охотников и рыбаков с финно-угорской и палеоазиатской (древнеазиатской) речью. По-видимому, уже в I тыс. до н. э. и образовался древнеславянский язык как родоначальник восточнославянского и современных славянских языков: русского, белорусского и украинского.

Отдельные людские группы объединялись в род. Много понятий из того периода вошли не только в древнеславянский язык, но позднее в древнерусский и современный русский: род, племя, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, сноха, свекровь, золовка, деверь и т. д. В общеславянском языке единого этноса были слова жито, просо, мак, репа, морковь, лен (что подчеркивало их занятие земледелием).

Интересен дошедший до нас славянский аграрный словарь с названиями разных месяцев: серпень (жнивень) — август, вересень — сентябрь; жовтень (желтые листья) — октябрь; листопад — ноябрь; грудки (в комья земля смерзается) — декабрь и др.

Изучая древние языки, непросто точно определить место жительства прародителей. Но о многом можно догадаться, анализируя древний словарный запас, в том числе восточных славян. В этом языке нет слов о горном ландшафте. Действительно, на Русской (Восточно-Европейской) равнине не было горных хребтов. Горой тогда называли «холм с лесом», чаще — более высокий берег реки. Нет данных о степном ландшафте и это тоже верно. Вполне вероятно, речь могла идти лишь о лесостепи. Под морем в те далекие времена подразумевали озеро или болото. Это и понятно — ведь моря находились на северо-западе и юге бескрайней Русской равнины, далеко к югу — Черное, к северу — Балтийское море. Но зато часто упоминались такие слова, как лес, болото, озеро, луг, бор, дубрава. Таким образом, древние славяне, составная часть которых стала через некоторое время независимыми племенами восточных славян, проживали вдали от гор и морей, в лесистой, кое-где болотистой, местности. Там росли береза, дуб, ясень, липа, верба, ива, ель, сосна, брусника, клюква; гнездились и летали коростень, соловей, горлица, чайка (чибис), дропа (дрофа) и др. Все эти слова из древнеславянского перешли в восточнославянский, затем древнерусский и русский языки. Такой же путь проделали названия рыб: хариус, сиг, судак, семга, салака, килька, треска и т. д. Разница заключалась в следующем: древнеславянский язык, как уже говорилось, относится к индоевропейской языковой группе, также, соответственно, к этой группе примыкали восточнославянский, древнерусский и русский языки. А названия перечисленных рыб перешли, видимо, сразу в восточнославянский или древнерусский языки от народов финно-угорской языковой группы, с северо-запада страны.

Таким образом, следует вывод: славяне расселялись в Полесье, в междуречье западного Буга и Днестра (с востока на запад) и с севера на юг от Припяти до верховьев Днестра и лесостепной полосы. Подтверждает эту версию и топонимика тех мест, сохранились названия рек и местечек: Вепрь, Десна, Бобр, Березина, Ельня и др.

Какие племена проживали во времени, близком к созданию их союзов? Древних славян, не разделившихся еще на восточных и других, часто называли венетами (венеды). Древнегреческие авторы Гесиод, Геродот и Софокл и древнеримский — Корнелий говорили энеты, индва (VII–I вв. до н. э.).

Плиний Старший в «Естественной истории», Тацит в книге «Германия», Птоломей в книге «География»[5] поведали о венедах, что они жили к северу от Карпат по р. Вистуле (Висла) и берегам Венедского залива (Балтийское море). Их соседями являлись германцы и фенны (финны), сарматы, даки. После ознакомления с этими работами еще в Средние века за славянами закрепилось название «венеды». Называли славян и антами. Когда в литературе речь идет о восточных славянах, нередко о них пишут — «анты», а о западных — «венеды» («венеты»).

Двигаясь на запад и юг, славяне неминуемо должны были столкнуться с Византией. Поэтому о них упоминал своих трудах и Павел Диакон, историк из Византии. Он отмечал, что все древние славяне имели одинаковые законы (обычное право), нравы, верования, язык.

Исследователи более позднего периода, в Средние века, отмечали, что жили славяне в объединениях племен (союзах) вблизи рек и озер, в небольших жилищах. Все вопросы решали совместно. Отличались скромностью, добродушием, гостеприимством и храбростью. Были у них и рабы, но лишь из пленных, которых через некоторое время отпускали на волю.

Имена некоторых славянских вождей упоминаются в мифологии: Боз (Бож), Межамир, Гостомысл, Идар, Кий. Все мужчины считались воинами, которые разделялись на старших и молодежь.

Жили в народоправстве, т. е. обсуждали важные вопросы на общих собраниях. Все это можно отнести к структуре «военной демократии», но подтверждений этой версии в литературе не встречается.

Отмечается в разных источниках длительная борьба славян с готами. В I в. н. э. славяне перебрались с низовьев Вислы через Полесье в Причерноморье. В IV в. н. э. нанесли значительный урон войску готов.

Славяне участвовали в Великом переселении народов (IV–VII н. э.), перешли Дунай, заселили Балканы, вышли к Рейну, Днепру, Дону, Оке, на северо-западе к Ладожскому озеру, Неве. Иначе говоря, заняли огромную территорию, до которой так и не дошли древние греки, римляне и Византия. В походах и процессе миграции они контактировали со многими народами: финно-уграми, балтами, дакийцами, кельтами и др.

Таким образом, примерно в VI в. н. э. славянская держава (условно) стала важным фактором всемирной истории. О славянах многие знали, с ними общались. Но в те времена империи быстро создавались и так же быстро распадались. У славян не было сильной власти, нет достоверных данных о письменности и законах. Это были аморфные, временные объединения племен. Отдаляясь от земли предков, они стали все больше обособляться. Возможно, тогда и начался процесс разделения на восточных, западных, южных славян. По мнению лингвистов, формируется восточно-славянский язык. Появляются звуки «ч» и «ж» вместо древних «ti» и «di» («свеча», «межа» вместо svetia, media). В отличие от западных славян, поляков и чехов в языке восточных славян замечается полногласие. К примеру, говорили «ворона» вместо «врона» и т. п. Постепенно восточных славян стали звать «анты» от тюркского слова «ант» (союзник). Дело в том, что, воюя временами с Византией и другими государствами, славяне нередко заключали союзы с тюркоязычными народами.

Славянское население состояло в подавляющем большинстве из людей европеоидного антропологического типа. Это были светловолосые высокие люди со светлой окраской радужины глаз (серые, голубые).

Кроме древних иностранных источников, трудов лингвистов и специалистов по топономике, накопилось много артефактов у археологов, антропологов, этнографов. Археологи изучили все более или менее крупные памятники эпохи бронзы и «железного века»: черняховскую, зарубенецкую, лужицкую, комаровскую, чернолесскую культуры. Но до сих пор не доказано, что эти культуры восточнославянские, они не вписываются отчетливо в культуру славян IX–X вв., т. е. во время государственного строительства и появления письменных источников.

Известный специалист по славянской культуре догосударственного периода И. И. Ляпушкин утверждал в своих работах 40–60-х гг. прошлого века, что единообразно выглядят все археологические культуры славян от Днепра до Болгарии, Румынии, Чехословакии. Видимо, имеется в виду тот временной период, когда славяне еще не разделились на восточных, западных и южных. В V–VIII вв., пишет автор, проживали они на склонах пойменных террас, т. е. вблизи рек. Многие жилища выглядели как полуземлянки, но с каменными или из глины печами. Имелись и хозяйственные пристройки.

П. Н. Третьяков, наоборот, ставил под сомнение однородность славянской культуры тех веков. На Днепре и Волге жили не только славяне, но и финно-угры и балты. Спор этих ученых не совсем понятен. Судя по ареалу расселения людских сообществ, И. И. Ляпушкин, по-видимому, имел в виду в основном южных славян и частично их соседей — восточных славян. П. Н. Третьяков пишет о территории Русской равнины, где славяне мирно уживались с представителями финно-угорских и балтийских культур. Они в IX–X вв. входят в состав Древнерусского государства, часть из них ассимилировалась со славянами, но большинство этносов сформировались позднее в народности мари, мордва, вотяки (удмурты), продолжая жить в рамках Руси-России.

Археологи при изучении жизни каких-то отдельных восточнославянских племен, находят при раскопках артефакты, относящиеся к соседним племенам (среди полян — артефакты вятичей и дреговичей и т. п.). И этому не стоит удивляться, ведь Русь изначально развивалась как многонациональное государство. И мирное сосуществование предков явилось залогом совместной жизни и труда в будущем.

На основании длительных исследований ученые советского периода выработали консенсус: древнерусская народность соответствует этнической общности времен Киевской (Древней) Руси IX–XI вв. Сложилась она в результате объединения племенных союзов (протогосударств) и населения отдельных племен восточных славян. Так возник единый восточнославянский мир, включавший в себя и соседние этносы-народности[6].

Русская народность, белорусская и украинская выделились из древнерусской в XIV в. Это и понятно. Именно в XIV в. русичи стали «подниматься с колен». Накануне Куликовской битвы с татаро-монголами формировалось национальное самосознание. В воспитании патриотизма огромную роль сыграла православная церковь.

А в XV–XVI вв. с образованием централизованных государств три славянские народности развились в нации: русскую, белорусскую и украинскую.

Итак, русская народность выделилась из древнерусской, но прародителями ее были восточнославянские племена, входившие в состав Древнерусского государства: словене ильменские и новгородские, кривичи, радимичи, северяне и, по мнению В. В. Мавродина, полочане и волыняне. Основой белорусской народности стали дреговичи, или «болотные люди». Поляне составили основу украинской народности.

Генетически, через века, с разделением древнерусской народности этнос древлян тоже, видимо, частично, вошел в украинскую народность. Возможно, подобное произошло у кривичей и радимичей, не очень далеко проживавших от полян и дреговичей.

Представители русской народности территориально располагались от Пскова и Новгорода до Нижнего Новгорода на Волге и от Поморья до Дикого поля (степи с пришельцами с Востока). В XIII–XIV вв. русские проживали уже в центре Восточно-Европейской (Русской равнины) и на ее западе. Крупнейшими и значительными их городами стали Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Ростов Великий, Тверь, Москва, а также давно известный Смоленск. Все большую роль играли Углич, Дмитров и многие другие.

Белорусы расселялись в Подвинье и Полесье, украинцы — от Закарпатья до Левобережья Днепра, а также от Припяти до степей Поднепровья и Поднестровья.

Итак, единым этническим предком для всех трех ветвей славян оставалась древнерусская народность. Именно в ее рамках сплотились все проживающие на русских землях в противостоянии с Ордой, сохранился генотип трех будущих наций. В этом заключается всемирно-историческая роль древнерусской народности.

В века зарождения Древней Руси с карты мира исчезли хазары. Также безвозвратно исчезли даки, проживавшие до IX в. на территории современной Румынии. Список этот можно продолжать до бесконечности. Славяне выжили…

Интересно отметить, что образованию русской народности некоторое время предшествовали этнические объединения по территориям (землям): псковичи, новгородцы, рязанцы, москвичи, нижегородцы и т. д.

Во времена существования Древней Руси развивались письменность и литература. Некоторые ученые России XX в. считают, что за основу древнерусского языка был взят язык племени полян. Это и понятно, ведь именно на месте их проживания был воздвигнут Киев. Но этот язык вобрал в себя основное из языка всех славян, а также их соседей-неславян.

В Древней Руси было два литературных языка. Первый — старославянский — он на долгое время остался языком церковных служб. Его еще называют древним церковнославянским, в основе которого, по мнению лингвистов, находился македонский диалект болгарского языка. Большинство литературных русских памятников XI–XIII вв. написаны на этом языке. Второй — древнерусский литературный язык. На нем составлялись договоры русичей с Византией, написаны Русская Правда, сочинения Владимира Мономаха, многочисленные наказы и грамоты великих князей. Считается, что в его основу был положен народный разговорный язык.

Остается невыясненным один из главных вопросов: откуда пошли названия «Русь», «Россия», «русский». К примеру: название страны Аргентины происходит от слова argentum (серебро), образовалось оно, по-видимому, в период завоеваний Южной Америки португальцами и испанцами, основавшими серебряные рудники в ряде мест того континента. Название народности «ногайцы» ведет начало от имени хана Ногая.

Есть мнение, что термин «русы» в переводе с древнефинского языка означает «шведы». Но эта версия нуждается в проверке. Тем более, что о шведах в те годы писали «свеи».

Вполне возможно, что в последующем обнаружатся какие-то новые источники, появятся в научном мире новые версии. Но одно обстоятельство нужно иметь в виду: за тысячи лет мирового цивилизационного развития много воды утекло. Огромное количество зарождающихся этносов канули в лету. Прошло два Великих переселения народов — в I тыс. до н. э. (Рождества Христова) и после, в IV–VI вв. н. э. Распространенным был процесс ассимиляции, многие общности гибли от агрессии пришельцев, природных катаклизмов и проч. Но мировая цивилизация, постепенно самоутвердившаяся после последнего Великого оледенения и состоявшейся затем аграрной неолитической революции, живет и развивается. Живут и развиваются русские, белорусы и украинцы.

1.3. Хозяйство и быт восточных славян, социальные отношения

Освоение восточными славянами (индоевропейская языковая группа) и племенами угро-финнской языковой группы (меря, весь, чудь, мурома и др.) Восточно-Европейской (Русской) равнины явилось основой для становления и развития российской государственности. Процесс колонизации будущей территории России проходил медленнее, чем в Западной и Южной Европе. Особенности эти в определенной степени объясняются во многом поздним заселением Восточной Европы людьми homo sapiens из-за длительного таяния льдов — результата последнего оледенения. Это отставание прослеживалось на протяжении долгого времени.

До создания государства восточные славяне жили родовым строем. Род — это коллектив кровных родственников, объединенный общими хозяйственными интересами и коллективной собственностью на средства, орудия производства, угодья, жилища. Собственность семьи образуется при распаде родоплеменной общины и зарождения (условно) частной собственности. В южных районах проживания восточных славян родовая община еще в V–VI вв. трансформировалась в соседскую — вервь, т. е. веревкой проводили обмер общинных земель. На северо-западе, в районе Старой Ладоги и Новгорода в VII–VIII вв. образовалась территориальная община — мир. Находившаяся в собственности общины земля делилась на участки и переходила в условную собственность семей. К IX в. активизировалась и социальная дифференциация внутри общины: укреплялась роль старейшины и жрецов — волхвов. Родовые общины входили в состав различных племен, они объединялись в союзы. Союзы племен, как и в других местах, возглавляли князья (Гостомысл в Приладожье и др.). Это была уже другая социальная организация в предгосударственный период. Управление племенем или союзом племен проходило на основе обычного, или устного, права.

В литературе XIX в. высказывалось мнение, что у славян было руническое письмо. О нем упоминали в связи с существованием так называемого Моравского коридора — варианта торгового «янтарного пути» между берегами Балтики и Моравией, также Силезией. Учитывая географию этого пути и описание его учеными из Чехии (Прага), приходим к выводу, что речь идет о западных славянах, еще точнее — о древних славянах-венедах. В скандинавских источниках этот феномен называли Venda Runir — венедские руны [48, с. 230–232].

Остается невыясненным вопрос: найдены ли где-либо артефакты — руническое письмо восточных славян? Еще один вопрос: была ли у восточных славян племенная организация типа военной демократии? Вполне возможно, что и не было, по времени не успевали ее создать, так как с VIII в. развивалась Северная конфедерация племен протогосударство государство.

Но народное вече действовало в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

Распад родоплеменной общины помог, как и повсюду, созданию государства. Но о ранней феодализации не могло быть и речи. Должно было «родиться» государство и вместе с ним — система управления, а также более или менее четко выделиться социальные слои общества.

Большинство населения тогда состояло из смердов — свободных общинников. Земельные участки общины находились в их условном владении. Таким образом, хозяйство смердов на Руси не напоминало аллод франкского типа. В коллективной собственности общин оставались луга, выгоны, леса, водные угодья.

Как выглядело хозяйство смерда? В его состав входило небольшое жилище, часто типа землянки или полуземлянки. Это свидетельствовало о низком уровне материальной жизни и отсутствии навыков в строительстве жилых помещений. К жилищу примыкала клеть для скота: коровы, двух-трех овец, кур. Лошадей в начальный период Руси было очень мало. Для обработки земли люди использовали часто соху-суковатку, реже — сделанную из дерева соху с кремневым наконечником. Наконечники могли быть медными или железными (самодельные или полученные при меновой торговле). Повсеместно распространялся деревянный плуг — рало. Урожаи получали низкие, как и повсюду в Европе. В лучшем случае это было «сам-два», т. е. собирали вдвое больше, чем сеяли.

Восточнославянские племена и их соседи использовали достижения аграрной неолитической революции: занимались подсечно-огневым земледелием, разводили в хозяйстве уже прирученных животных и одомашненных птиц. Но несмотря на усвоенные давно навыки ведения производящего типа хозяйства не забывали и о присваивающем. Дело в том, что в хозяйстве почти не было рабочего скота, на Руси это еще долго будет проблемой. Поэтому обрабатывались в общем небольшие площади земли. Чтобы обеспечить семью пропитанием, не только смерды, но и представители иных социальных слоев охотились на лося, оленя, которых было много в те времена в Европе, зубра, тура, кабана, медведя и зайца, а также уток, гусей, куропаток. В итоге получали не только мясо, но и шкуры и перья для выделки их и использования в домашнем хозяйстве.

Для меновой торговли предлагали меха куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, белок. Для охоты использовали луки со стрелами, ловушки и сети для отлавливания птиц и мелких зверей. Птиц ловили и с помощью «перевесов» — больших сетей, натягиваемых высоко над землей.

Рыбная ловля также занимала значительное место в хозяйстве. Археологи на раскопках поселений находят крючки, остроги, грузила, поплавки и костные останки щук, сомов, лещей, осетров. Когда-то реки России изобиловали рыбой! Рыбу ловили неводом, бреднем, на крючок. Устраивали своеобразные сооружения для облегчения рыбной ловли в виде «заколов» или «ез» (перегородки в разных местах реки).

Существовало лесное бортничество — добывание меда диких пчел.

Специалисты по аграрной истории Древней Руси Б. Д. Греков, П. Н. Третьяков и др. писали в своих работах, что подобные черты сельскохозяйственного производства были характерны на протяжении нескольких столетий после возникновения государства. Несомненно, изменялись в какой-то степени типы хозяйствования, улучшались орудия труда, иной становилась социальная структура общества, видоизменялась административная система и т. д. Но русичам пригодился опыт хозяйствования прошлых веков.

Итоги. Протогосударственные образования: Северная и Южная Русь — генезис Российской цивилизации

Зарождение и эволюционное развитие Древнерусского государства можно рассматривать, сравнивая происходившее с подобными процессами в других странах. Но при этом необходимо учитывать конкретную обстановку того времени. До создания в IX в. государства с центром в Киеве на территории будущей Древней Руси функционировало, по разным подсчетам, около 7-15 союзов племен. Но это не были объединения обязательно разных племен. Предположительно, были объединения и однотипных племенных сообществ. Примером служит Южный союз полян в районе Киева, что подтверждается археологами. Но он наверняка включал в себя еще другие восточнославянские племена: древлян, дреговичей, северян и др.

Больше артефактов и письменных источников имеется о Северной конфедерации (союзе) племен, хотя это название тоже является условным. Речь идет о Старой Ладоге и Великом Новгороде. Там в последние десятилетия активизировались раскопки археологов России и Норвегии. Как установлено, по берегам Ильменского, Ладожского и других озер и рек, на территории Великого Новгорода и его окрестностей проживали словены ильменские и новгородские, а также мери, весь, чудь и иные объединения финно-угорской языковой группы. Не очень далеко от них находились северяне, кривичи и еще ряд восточнославянских племен индоевропейской языковой группы[7].

В исландских викингских сагах обозначенный район Северной Руси называют Russia, Yardariki («страна городов»), Risoland («страна великанов») [15]. Иными словами, о Северной Руси в конце VIII — начале IX в. писали как о состоявшемся государстве (об обязательном наличии важнейших цивилизационных признаков тогда и речи не было).

Ни о каком Киевском раннефеодальном государстве VIII–IX вв. говорить не приходится, если подходить к этому с точки зрения научных стереотипов. Несколько веков еще пройдет до создания и укрепления феодальной системы на Руси. А до появления шурина Рюрика — Олега в Киеве царило «межвременье». Легенды описывают кратко славянскую страну во главе с Кием и его родственниками, которая существовала в районе Киева, видимо в VII–VIII вв. или несколько позже. Это и был племенной Южный союз полян, названный так в современной литературе. Предания и туманные намеки в косвенных источниках дают понять о разгроме этого союза Хазарским каганатом в IX в. Вряд ли это соответствует истине, ведь предполагаемым посланникам Рюрика — Аскольду (Оскольду) и Диру с небольшой дружиной легко удалось изгнать хазар из Киева, а Хазарский каганат в середине IX в. находился на пике своей военной и торговой славы.

Что из себя в то время представляла Северная Русь?

Обратимся к исландским викингским сагам. В книге Г. В. Глазыриной «Исландские викингские саги о Северной Руси: тексты, перевод, комментарии» присутствуют переведенные с древнеисландского «Сага о Хальвдане Эйстейнссоне» и «Сага о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвссоне». Здесь же публикуются фрагменты из других саг. Для характеристики описываемого региона используем и данные топонимики[8]. Анализируются также работы археологов, лингвистов и других ученых, отечественных и зарубежных.

Речь идет о событиях, происходивших в VII–XII вв. в Юго-Восточном Приладожье с центром в Ладоге, Юго-Западном Приладожье — на месте дальнейшего расселения карелов и Русском Севере, обозначенном в сагах топонимом «Бьярмаланд». Регион находится в бассейне озер Ладожского, Ильменского, Чудского и ряда рек.

Известный ученый Г. В. Глазырина считает, что именно на территории Юго-Восточного Приладожья в IX в. было организовано «предгосударственное» [15, с. 33] объединение местных племен: новгородских и ильменских словен, псковских кривичей, чудь и мери. Можно назвать эту конфедерацию Северным союзом племен, но определяем данное объединение, используя юридический термин, как протогосударственное. Его создание можно отнести к более раннему времени — VIII в. Норвежская исследовательница А. Стальсберг доказала на артефактах, что в VIII–IX вв. восточнославянские племена ассимилировали там ряд угро-финнских обществ.

Вместе с пришельцами из Скандинавии все, по мнению археологов, проживали в условиях скорее мирных, чем враждебных. Активно занимались ремеслом и торговлей.

Кроме ойконимов, обозначающих Русь, в сагах перечисляются старинные города Древней Руси: Kaenugaror (Киев), Moramar (Муром), Raostofa (Ростов), Sursdalr (Суздаль), Smalizka (Смоленск), Aldejgjuborg (Ладога), Holmgaror (Новгород) [15]. А границей между Европой и Азией в те времена считался Tanais (Дон).

С учетом материалов археолога, профессора А. Н. Кирпичникова [32, с. 339–361], можно заключить, что Старая Ладога была первым «окном» в Европу вначале для Северного союза восточнославянских и угро-финнских племен, а позднее для Древней Руси.

Этот город-порт находился на пересечении Балто-Онежского и Балто-Днепровского торговых путей и имел выход в Балтийское море. Археологи даже называют эти два пути «трансконтинентальными», т. е. имеющими значение как для Европы, так и для Азии. При этом учитывается, что через Старую Ладогу можно было торговать со странами Скандинавии и Западной Европы с одной стороны, а с другой — с Византией и странами Азии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цивилизация России: зарождение и развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Термин «этногенез» образован из двух слов: этнос — этническая культура, т. е. совокупность людей с общей культурой и говорящих на одном языке, и генезис — от лат. genus (род). В общем можно расшифровать понятие как «зарождение этнической общности».

5

Из названных работ в последние десятилетия в России переиздана лишь книга Тацита «Германия». Содержание остальных кратко излагается в трудах других авторов эпохи Древнего мира.

6

Согласимся с академиком В. В. Мавродиным, поддержавшим на этот счет мнение академика Б. А. Рыбакова. См: Мавродин В. В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. — М.: Высшая школа, 1971; Рыбаков Б. А. К вопросу об образовании древнерусской народности. Тезисы докладов. — М., 1951. В них приводятся версии П. Н. Третьякова и И. И. Ляпушкина.

7

Понятие «индоарии» вышло из употребления как среди ученых, так и в обыденной жизни из-за жестокой дискриминации его в период фашистской Германии.

8

Топонимика — наука о жизни народов с учетом данных о названиях рек, озер, гор, различных поселений.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я