Воскресная школа

  • Воскре́сная шко́ла — христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых. Воскресная школа может носить функции самостоятельной организации местного религиозного объединения или формы служения какой-либо конкретной поместной христианской церкви. Название образовано от дня проведения занятий — так как обычно они проводятся по воскресеньям.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Школа гра́моты, или грамма́тики, или граммати́ческая шко́ла (англ. grammar school) — в разных странах, ступень движения к грамотности и образованию, составная часть системы народного образования.
Сельские институты (тур. Köy Enstitüleri) — сеть первых государственных средних школ совместного обучения (мальчиков и девочек) в деревнях Турции, действующих в 1940—1954 гг. Название «институты» не причисляет данные заведения к высшим учебным заведениям. Система образования в Турции состоит из 3 основных этапов обучения. Первый этап — обучение в начальной школе, начиная с 7-летнего возраста в течение пяти лет. С 13 лет начинается второй этап, а именно прохождение средней школы. Данный этап составляет...
История народного образования в Англии может быть прослежена со времён заселения Англии англо-саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним в Кембридже. В царствование Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты (англ. grammar schools, в русском языке также называются...
Шатокуа — американское общественное движение по распространению образования среди взрослых жителей отдалённых сельских районов, существовавшее преимущественно в конце XIX — начале XX веков. Название движения связано с озером Шатокуа, где были проведены первые подобные занятия.
Народные университеты (дат. Folkehøjskolen) — в скандинавских странах и в Финляндии (части Российской империи) высшие народные училища, преследовавшие ту же задачу, что и University extension, но возникшие совершенно независимо и получившие особую организацию.

Упоминания в литературе

Однако, несмотря на предпринятые меры и расширение сети учебных заведений, значительная часть населения России оставалась неграмотной. Тогда по общественной инициативе появляется «совершенно оригинальный и новый тип учреждений» [220, с. 33] – воскресные школы, ставшие впоследствии уникальным явлением православной педагогической культуры. «В разных городах, – пишет Н. В. Чехов, – а отчасти и селах России в промежуток времени с 1857 по 60 год возникло по частной инициативе до 500 воскресных школ. Отличительной чертою их было – бесплатный и добровольный учительский труд, бесплатное помещение и новая педагогическая задача дать учащимся – взрослым и подросткам – не только элементы грамотности и математики, но и первоначальное общее развитие» [220, с. 33]. В воскресные школы учиться шли по желанию, обучение было бесплатным, а учительский персонал весьма разнородным: священники, дьяконы, врачи, студенты и т. д. Но со временем в существовании этих школ возникли проблемы, некоторые воскресные школы стали использоваться для пропаганды политических идей. В 1862 году школы закрыли, а в 1864 году они были разрешены вновь. Теперь они открываются при большинстве духовных семинарий, позже – появляются частные воскресные школы. 13 июля 1884 года выходят «Правила о церковно-приходских школах», где отдельным параграфом духовенству разрешалось открывать при церковно-приходских школах школы воскресные. Просуществовали воскресные школы вплоть до революции 1917 года.
После 1861 г. по общественной инициативе появляется и новый тип учреждений – воскресные школы, ставшие впоследствии уникальным явлением православной педагогической культуры. «В разных городах и селах России в промежуток времени с 1857 по 1860 г. возникло по частной инициативе до 500 воскресных школ. Отличительной чертою их были – бесплатный и добровольный учительский труд, бесплатное помещение и новая педагогическая задача дать учащимся – взрослым и подросткам – не только элементы грамотности и математики, но и первоначальное общее развитие [32, с. 33]. В воскресные школы учиться шли по желанию, обучение было бесплатным, а учительский персонал весьма разнородным: священники, дьяконы, врачи, студенты и т. д. Но в существовании школ стали возникать проблемы, некоторые воскресные школы стали использоваться для пропаганды политических идей. В 1862 г. школы закрыли, а в 1864 г. они были разрешены вновь. Теперь они открылись при большинстве духовных семинарий, позже появились частные воскресные школы. 13 июля 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», где отдельным параграфом духовенству разрешалось открывать при церковно-приходских школах школы воскресные. Просуществовали воскресные школы вплоть до революции 1917 г.
Социокультурная ситуация в стране начала резко изменяться к началу 60-х гг. XIX века. Если до 1861 г. государство почти полностью контролировало все сферы образования, то под влиянием общественно-педагогического движения стал складываться тип «общественной школы с общечеловеческим направлением»[174], отвергавший узкий сословно-прикладной характер школы. По единому учебному плану, согласно «Положению о начальных народных училищах» 1864 г., работали приходские и начальные училища, церковно-приходские училища, воскресные школы. Общественные учебные заведения – воскресные школы – были рассчитаны на всех желающих учиться.
В Англии в период Реформации (XVII–XVIII вв.) начали создавать благотворительные и воскресные школы для бедняков, а затем появились знаменитые грамматические школы, организованные по образцу городских школ и гимназий Германии.
Практика. Работа христианских психологов при церковных приходах и монастырях стала уже обычным явлением. Сначала преобладала частная инициатива: тот или иной психолог или психиатр получал благословение настоятеля на ведение психологических консультаций с прихожанами. В последние годы нарастает тенденция организационного оформления этой деятельности, создаются профильные психологические службы и центры. Один из первых таких центров возник по благословению известного московского протоиерея о. Георгия Бреева еще в 1998 г. Его возглавила директор воскресной школы, психолог-консультант Православного центра «Живоносный Источник» в Царицыне, кандидат психологических наук И.Н. Мошкова. В дальнейшем под ее руководством возникла некоммерческая организация «Семейное благо».

Связанные понятия (продолжение)

Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Пречистенские рабочие курсы — бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве, бесплатные общеобразовательные курсы для взрослых. Существовали с 1897 по 1919 год.
Женское образование — обширный термин, включающий в себя совокупность понятий и обсуждений, касающихся образования для женщин. Сюда можно отнести женские начальное, среднее и высшее образование, а также санитарное просвещение.
Фрёбелевские общества — общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фрёбеля.

Подробнее: Фрёбелевское общество
Бра́тские шко́лы — учебные заведения православных братств на территории современных Белоруссии и Украины в XVI—XVII веках.
Русская Высшая школа общественных наук — существовавшее в Париже в 1901—1905 годах учебное заведение, где прошли обучение многие российские политики оппозиционного направления.
Датская народная школа (дат. Folkeskole; от folke — народ и skole — школа) — тип общеобразовательных школ в Дании, объединяющий в себе дошкольное обучение (один год), начальное и первую ступень среднего школьного образования (девять либо десять лет обучения). Обучение бесплатное. После 9-го и 10-го классов проходят выпускные экзамены. Кроме Folkeskole в Дании существуют и другие модели получения школьного образования.
Однокомнатные школы были обычным явлением в сельских районах разных стран, в том числе Пруссии, Норвегии, Швеции, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве, Ирландии и Испании. В большинстве сельских и маленьких городских школах, все ученики собирались в одной комнате. Один учитель преподавал академические основы нескольким классам начального образования для мальчиков и девочек. Хотя во многих областях однокомнатных школ уже не осталось, они продолжают использоваться в развивающихся...

Подробнее: Однокомнатная школа
Демократическое образование — ответвление от гуманистического образования, в котором во главе угла ставятся демократические ценности. В демократических школах ребенку помогают осознать себя как независимую личность и узнать о правах человека на практике. С первых лет учёбы в средней школе (после завершения начальной) у ученика есть право ответственного выбора, что и как учить, и равенство между взрослыми и детьми.
Школа Рагби (или школа Регби, англ. Rugby School) — британская публичная школа, которая является главной достопримечательностью одноимённого города в графстве Уорикшир. В школе обучается около 830 мальчиков в возрасте от 11 до 18 лет. Также в школе обучаются и девочки.
Эдукацио́нная коми́ссия (Комиссия национальной эдукации, польск. Komisja Edukacji Narodowej, от лат. educatio «воспитание», полное название польск. „Komisja nad Edukacją Młodzi Szlacheckiej Dozór Mająca“) — руководящий орган системы просвещения в Речи Посполитой в 1773—1794 годах. Первое в Европе ведомство, по функциям аналогичное общегосударственному министерству просвещения. Создана 14 октября 1773 года по предложению короля Станислава Августа и по инициативе Гуго Коллонтая.
Гимназия имени святого Игнатия Лойолы — римско-католическая классическая гимназия в Амстердаме (Нидерланды), одна из 5 классических гимназий города.
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.

Подробнее: Церковно-приходская школа
Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Международный день слепых — всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Этот день отмечается ежегодно, 13 ноября.
«Осно́вы правосла́вной культу́ры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную практику (4-й-5-й классы средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти...
Гимна́зия (польск. gimnazjum, нем. Gymnasium — помещение для гимнастических упражнений, спортзал; через лат. gymnasium от др.-греч. γυμνάζω — «обнажаться, раздеваться; упражняться», далее из γυμνός «голый, нагой», далее из праиндоевр. *nogʷ- «нагой» (ассимиляция *nogʷno- > *gogʷno-) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимнасий встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых...
Ассоциация Салезианских Сотрудников (итал. Associazione Cooperatori Salesiani, ACS, член Салезианской семьи - общественная ассоциация, основанная св. Иоанном Боско 9 мая 1876 года в Турине (Италия). Замысел общественной организации, соединяющий мирян с монашествующими, появился у дона Боско в самом начале, в пору первого организованного им Оратория.

Подробнее: Салезианские сотрудники
Детский лагерь — организация отдыха детей и оздоровления, в которую направляются дети в период каникул или иной период, предусмотренный режимом функционирования организации.
Частные школы в англо-саксонской системе образования (англ. Public schools) — общеобразовательные школы, независимые учебные заведения, главной целью которых является подготовка по какой-либо специальности, а также подготовка к поступлению в высшие учебные заведения.
Дом трудолю́бия — возникшая в конце XIX века в России форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации путём предоставления оплачиваемой работы, пропитания и иногда жилья.
Международные Рождественские образовательные чтения — церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Проводится в Москве в начале года под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более пяти тысяч участников. Организатор — Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви.
Новгоро́дская духо́вная семина́рия — среднее духовное учебное заведение Новгородской епархии Русской православной церкви, существовавшее в 1740—1918 годах.
Система народного образования в СССР — система образования, существовавшая в Советском Союзе.
Де́тский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Обычно образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги.
Семейная школа (или нешкола) - это организация или общественное объединение, созданное родителями для образования и воспитания своих детей. Ученики семейных школ или нешкол, как правило, находятся на заочном или семейном обучении в государственных или частных школах. Инициаторами, организаторами и активными участниками всех процессов в нешколе (семейной школе) являются родители и приглашенные ими педагоги.
Це́рковь объедине́ния (кор. 통일교회, 統一敎會, Тхониль кёхве; англ. Unification Church; Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства — Церковь объединения) — новое религиозное движение (секта), основанное Мун Сон Мёном в 1954 году в Сеуле (Южная Корея). В течение следующих нескольких десятилетий Церковь объединения распространилась во многих странах мира и имеет от пяти до семи миллионов последователей.
Казённоко́штный — в XVII веке — первой половине XIX века название учащихся некоторых учебных заведений, обучавшихся и содержавшихся полностью за счёт государственных средств, на «казённый кошт» (в отличие от своекоштных).
Свя́то-Дими́триевское учи́лище сестёр милосе́рдия — государственное средне-специально образовательное учреждение Департамента здравоохранения Москвы. Единственное в России образовательное учреждение, готовящее сестёр милосердия. В училище функционирует музей истории общин сестёр милосердия.
Сурдопедаго́гика (лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).
Детские университеты (нем. Kinderuniversität) — мероприятия, которые с 2002 года проводятся в более чем 50 немецких университетах и университетах прикладных наук (нем. Fachhochschule) с целью в простой и понятной форме познакомить детей с разными научными областями. Основная задача — увлечь детей наукой, а также пробудить в самих университетах более глубокое понимание процесса передачи знаний. В то же время такие мероприятия служат рекламой для немецких вузов, поскольку развивают в детях интерес...

Подробнее: Детский университет
Путешествие братьев Демидовых по Европе (1750—1761 гг.) — гран-тур трех молодых российских дворян Александра Григорьевича, Павла Григорьевича и Петра Григорьевича Демидовых, сыновей Григория Акинфиевича Демидова, по Европе с целью завершения образования и приобретения новых знаний в различных отраслях. Путешествие продлилось в общей сложности 10 лет: с декабря 1750 по август 1761 гг.
Частная школа — негосударственное учебное заведение начального или среднего образования (школа), средства на содержание которого окупаются полностью или частично за счёт платы, взимаемой с учащихся (в отличие от государственных школ, финансируемых из взимаемых с населения налогов). Учредителями частных школ могут выступать как частные лица, так и органы местного самоуправления, религиозные организации, профсоюзы и некоммерческие объединения.
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Пе́рмская духо́вная семина́рия — высшее православное религиозное учебное заведение, образованное в 1800 году в Перми, закрыта в 1919 году, возрождена указом Священного Синода РПЦ 25 декабря 2009 года.
Архиерейские школы — училища, открытые согласно Духовному Регламенту Петра I 1721 года во всех епархиях Российской империи. Подчинялись школы епархиальному архиерею и содержались за счёт архиерейских домов и сборов с церковных и монастырских земель. Общее управление школами было отнесено к ведению епархиального архиерея и было включено в число дел епархиальной администрации.
Вже́сненский школьный бойкот — протест польских детей в городе Вжесня (польск. Września) на введение немецкого языка на уроке религии в старших классах городской католической школы. Этот протест продолжался с апреля 1901 по ноябрь 1902 и достиг своей кульминации 20 и 21 мая 1901, когда дело в городе дошло до беспорядков. Особенность и историческая значимость события состоит в том, что это было первое подобное сопротивление против германизации школы в польских районах Пруссии.
Национальный день грамотности — один из национальных праздников Доминиканской Республики, проводится ежегодно 13 января. В этот день проводятся различные семинары для работников сферы образования, а также праздничные мероприятия в школах и университетах.
Женский пансион (англ. finishing school, charm school) — частная женская школа, с усиленным обучением в сфере культурной и общественной деятельности. Название отражает то, что эта школа соответствует обычной школе и предназначена для завершения образования. Она может включать в себя интенсивный курс или обучение по однолетней программе.
Индейская школа-интернат, англ. Indian boarding school — тип школы, множество которых было основано в США в конце XIX — начале XX века с целью приобщения детей индейцев к образу жизни белых американцев.

Подробнее: Индейские школы-интернаты
Де́нь зна́ний (1 сентября) — государственный праздник, в СССР с 1984 года, введённый Указом Президиума Верховного Совета СССР № 373-11 от 15 июня 1984 года «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний». Также является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах, в частности, в России, на Украине и в Белоруссии.
Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа — ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Де́тская музыка́льная шко́ла — музыкальное учебное заведение, в котором дети школьного возраста в свободное от уроков в общеобразовательных школах время дополнительно получают начальные музыкальные знания и навыки. Подобные заведения могут существовать как независимые учреждения или же быть интегрированы в структуру основной школы. По данным на 2015 год, в России насчитывалось 3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями. Сокращение «ДМШ», в принципе, допустимо по отношению...

Упоминания в литературе (продолжение)

И на всех поприщах, к которым призываем был ревностный пастырь Промыслом Божиим, трудился он, не покладая рук. В Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви отца Философа справедливо называли душой, инициатором и руководителем всех разно образных начинаний. Председателю Общества приходилось соприкасаться со множеством учреждений, организаций и лиц – всюду его успели оценить и полюбить. Для многих начинаний находил о. Философ благодетелей и благоустроителей. Уже к 1897 году при храме Общества в честь Воскресения Христова у Варшавского вокзала был построен прекрасный трехэтажный каменный дом, где разместились церковно-приход-ская и воскресная школы, безплатная библиотека с читальным залом, миссионерские курсы, обширный зал для духовных бесед. При храме был многочисленный церковный народный хор, состоявший более чем из 100 человек. Подобный же хор был создан и при Троицком храме Общества на Стремянной улице.
В 1829 году Кук записал в своем дневнике, что за истекший год как миссионер проделал путь в 2692 мили, из которых 2106 миль – пешком. Очень скоро молодой проповедник завоевал симпатии всей округи. Местные жители стали все чаще приглашать его для консультаций по различным житейским вопросам. Чтобы заработать, он был вынужден заняться плотницким делом. Куку удалось снять небольшую мастерскую в соседнем с Лафборо городке Харбораф. На этот раз Томас переезжал на новое место не один – его сопровождала молодая жена, дочка фермера Мэриан Майсон, с которой Томас познакомился, когда преподавал в воскресной школе. Несмотря на изнурительный труд в мастерской и хлопоты, связанные с устройством на новом месте, Кук ухитрялся продолжать миссионерскую деятельность. Правда, бесплатно, зато с огромным моральным удовлетворением – он проповедовал борьбу с пьянством, считая зеленого змия поистине воплощением дьявола. Аудитории Кук собирал большие: пили тогда много.
С 1855 по 1862 гг. она училась в Смольном институте. Окончив его, Елизавета Николаевна продолжала общение со своими учителями – К.Д. Ушинским и В.И. Водовозовым (будущим мужем), влияние которых определило последующую ее педагогическую и литературную деятельность. Она помогала мужу в организации воскресной школы, участвовала в работе Санкт-Петербургского педагогического собрания и давала частные уроки.
Тем временем в современной молодому Н.А. Куну России приближалась давно назревавшая страшная революционная буря. Н.А. Кун не стоял в стороне от грядущих исторических событий. В 1904 г. он начал читать лекции в рабочих аудиториях, был одним из организаторов воскресной школы для рабочих, которая в том же 1904 г. была закрыта по распоряжению тверского губернатора. «Неблагонадежность», которую усмотрели в Куне еще московские власти, вполне подтверждалась поведением этого просветителя-интеллигента, и в начале декабря 1905 г. (в самое страшное революционное время) он был выслан по распоряжению губернатора из Твери. Учитывая, насколько близко этот город находился от Москвы, центра событий первой русской революции, власти «предложили» Н.А. Куну выехать за границу.
После окончания в 1872 г. духовной академии П.Ф.Каптерев, поскольку он не принял монашество или священнический сан, должен был шесть лет прослужить преподавателем в системе высших и средних духовных учебных заведений. Талантливый выпускник был избран Советом Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем философских учений (логики, психологии, дидактики, педагогики). Молодой преподаватель сразу же снискал уважение коллег и семинаристов. Ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Всех покоряли личность Каптерева, сила его интеллекта, обширность и глубина знаний, способность ясно их излагать.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я