Педагогика начального образования. Учебник для вузов

Коллектив авторов, 2017

Учебник написан преподавателями кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А. И. Герцена. В учебнике представлены основные вехи истории развития начального образования в России и за рубежом, описаны научные и общеметодические достижения в области современной теории и практики педагогики начального образования, впервые содержательно раскрыты базовые компоненты системы начального образования. Новая структура учебника, проблемный характер изложения материала, значительный объем вопросов позволяют студенту активно включаться в процесс педагогического самообразования, предложенные задания формируют его как субъекта профессиональной деятельности. Учебник предназначен для студентов педагогических вузов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «начальное образование». Содержание учебника соответствует требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и ФГОС начального общего образования. Рекомендовано Ученым советом Института детства Российского государственного-педагогического университета им. А. И. Герцена. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1. История начального образования
Из серии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика начального образования. Учебник для вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1

История начального образования

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

М. Сервантес

1.1. История начального образования за рубежом

Становление системы образования и выделение в ней ступени начального было достаточно долгим процессом. В качестве педагогической идеи впервые мысль о разделении процесса образования на преемственные этапы принадлежит древнегреческому философу Платону (427–347 до н. э.). В трудах философов и общественных деятелей последовавшего за Античностью Средневековья вопросы начального образования не поднимались, а на практике были лишь некоторые попытки разделения общей системы образования на периоды.

Следующая серьезная попытка выделить и описать особенности начального образования в теории принадлежит великому чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Созданная им модель образования наряду с материнской школой (до 6 лет), латинской, или гимназией (от 12 до 18 лет), и академией (от 18 до 24 лет) включала элементарную, или школу родного языка (612 лет). Такие школы должны были находиться в каждом поселении, то есть быть общедоступными, так как их главная задача — воспитание «разумного гражданина». В них могли обучаться мальчики и девочки, дети богатых и бедных.

В элементарной школе происходило развитие соответствующих возрасту особенностей. «В школе родного языка будут упражняться больше внутренние чувства, сила воображения и память с их исполнительными органами — рукой и языком — путем чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взвешивания, запоминания различного материала и пр.», — писал Я. А. Коменский.[3] Целью школы становится обучение «тому, пользование чем простиралось бы на всю их (детей. — Примеч. авт.) жизнь».[4] В систему подготовки учеников элементарной школы входило:

• умение читать;

• умение писать;

• умение считать;

• умение измерять;

• умение петь;

• знание гимнов и псалмов;

• знание истории;

• знание о политическом и экономическом положении;

• знание об истории сотворения, падения и искупления мира;

• знание основ космографии;

• ремесленные приемы.

Именно Я. А. Коменский теоретически обосновал и распространил классно-урочную форму организации обучения, при которой учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс на весь период школьного обучения, основной единицей занятий является урок, посвященный одному учебному предмету, теме, класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Школу Я. А. Коменский воспринимал как мастерскую, в которой «юные души воспитываются к добродетели», при этом небрежность в обучении и пренебрежение учебными обязанностями строго наказывались.

Для каждого года обучения Я. А. Коменский стремился создать отдельный учебник. Методическую «копилку» учителей он обогатил различными учебными пособиями, например книгой «Мир чувственных вещей в картинках», которая отвечала главному принципу обучения в начальной школе — принципу наглядности. Принципиально важным для того времени было и требование Я. А. Коменского проводить уроки на родном языке.

Значительные изменения произошли в начальном образовании в период Нового времени. В XVII в. в Европе не хватало учебных заведений, уровень образованности был невысок. В 1642 г. был написан «Готский школьный устав», ставший основой для программ элементарных школ Германии. В соответствии с ним планировалось обучение в низших, средних и старших классах. В первых двух обучались по катехизису (краткому изложению христианского вероучения в форме вопросов и ответов) родному языку, счету и церковному пению, в старшем классе добавляли изучение обычаев, начал естествознания, местной географии. В низший класс принимали детей с 5 лет, учились они, пока не сдадут экзамены, но не более чем до 14 лет. Но профессиональных преподавателей в школах не хватало. Лишь в конце XVII в. во Франции была организована подготовка учителей при семинарии Св. Шарля, которая могла подготовить не более 20–30 учителей ежегодно.

В это время формируется противоборство между школами, организуемыми религиозными общинами, и обычными школами. Церковь, заботясь о сохранении своего контроля над населением, старалась организовать обучение в начальных школах, активно включая в него религиозное содержание. Однако и количество светских начальных школ постоянно росло, грамотного населения становилось больше. Первоначально содержание образования в таких школах было скупым (античные языки, литература), но постепенно стало дополняться предметами естественно-научного цикла.

На фоне других учебных заведений того времени выделяется школа филантропина — учреждение, организованное И. Б. Базедовым в Дессау (Германия) в 1774 г. Иоганн Бернард Базедов (1729–1790), считавший себя прямым последователем французского просветителя, автора теории естественного воспитания Жана-Жака Руссо, был основоположником направления детской сентиментально-нравоучительной литературы. Его главный труд «Элементарная книга» представлял собой учебник нового типа, напоминавший учебные книги Я. А. Коменского. Свой замысел, основанный на принципе «Природа! Школа! Жизнь!», И. Б. Базедов реализовал в филантропине — школе интернатного типа, в которую принимали детей разных сословий от 6 до 18 лет. Курс обучения должен был ликвидировать существующий отрыв школы от жизни. В учебный план были включены немецкий, французский, латинский и греческий языки, философия, рисование, музыка, мораль, математика, естествознание, история, верховая езда, ручной труд. Методы обучения способствовали развитию самостоятельности обучающихся, уроки проходили на природе, часто проводились игры, прогулки, экскурсии, изучение предметов и явлений реальной действительности в естественных условиях. Отсутствовали наказания за недостаточные успехи в учебных занятиях, педагоги заботились, чтобы ученики не переутомлялись.

«В филантропине И. Базедова применялась оригинальная система поощрений и наказаний. В качестве награды использовались так называемые “поощрительные точки”, которые ставились на особой доске против фамилии воспитанника. Воспитанники, получившие определенное количество таких точек, награждались каким-либо знаком отличия (за образцовое поведение выдавался орден) или лакомым блюдом. В последнем случае награжденный должен был приглашать к своему столу наиболее близких товарищей, которые должны были разделить с ним удовольствие. Это делалось для того, чтобы у ребенка не развивались эгоистические чувства. Высшей формой награды для наиболее взрослых воспитанников считалось предоставление возможности присутствовать в комнате директора филантропина и на заседаниях педагогического совета, а иногда даже принимать участие в обсуждении тех или иных вопросов. Наказания за какие-либо проступки нравственного порядка были нескольких видов: уменьшение количества поощрительных точек, помещение в пустую комнату, когда в соседней играют товарищи. Если учесть, что тогда в школах были распространены самые разнообразные телесные наказания, все формы взысканий, применявшихся в филантропине, несомненно, являлись более гуманными».[5]

Значительные изменения в начальном образовании произошли во Франции, где в 1792 г. на Учредительном собрании обсуждался проект Ж. А. Кондорсе (1743–1794), в рамках которого впервые в государственной системе образования выделялась первичная (начальная) школа с четырехлетним курсом для мальчиков и девочек для мест, где население свыше 400 человек. Хотя проект Ж. А. Кондорсе не был принят, Учредительное собрание поддержало демократические идеи, и начальная школа с этого момента стала во Франции бесплатной. В дальнейшем подход Ж. А. Кондорсе развивали Шенье, Ромм (проект преемственной системы образования), Лепелетье («дома национального воспитания») и др.

В XVII в. во Франции также существовали малые школы — подтип колледжа, — которые были учреждены группой педагогов, получившей наименование «кружок Пор-Рояля». Они давали элементарное (овладение письмом, счетом, географией и начальными знаниями о религии), общее и частично высшее образование. Они отличались небольшими классами, отсутствием оценок и акцентом на развитии рассудочного мышления воспитанников.

В июне 1793 г. по инициативе якобинцев был принят текст «Декларации прав», что повлекло за собой очередную реорганизацию начальной школы — она стала полностью светской: вместо уроков по катехизису ввели «уроки революции». Но в июне 1795 г. после поражения Французской революции в условиях государственного банкротства был утвержден проект Дону, в соответствии с которым начальных школ стало мало и на три четверти они становятся платными — оплачивались семьями учеников.

В Англии в период Реформации (XVII–XVIII вв.) начали создавать благотворительные и воскресные школы для бедняков, а затем появились знаменитые грамматические школы, организованные по образцу городских школ и гимназий Германии.

Значительный вклад в развитие теории и практики начальной школы в этот период внес швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827). Именно он разрабатывал идею развивающего обучения. И. Г. Песталоцци был уверен, что образование должно развивать внутренние, стремящиеся к раскрытию силы ребенка: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, а рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».[6] Свой метод умственного, физического и нравственного развития ребенка он выстроил в теорию элементарного образования.

Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо о природосообразности воспитания и обучения, он предложил развивать ребенка по системе упражнений, построенных на принципе от элемента — к целому. При этом важную роль играли наглядность обучения и правильная организация первоначальных наблюдений ребенка. Простейшими элементами, выражающими общие, основные для всех предметов свойства и являющимися исходными элементами в обучении, И. Г. Песталоцци считал число, форму и слово. Эта система позволяла ребенку переходить от таких элементов, как звук и слог, к конструкциям речи, от прямой линии (простейшей формы) к изучению геометрии, к рисованию и письму, а также к счету.

Задачами элементарного нравственного образования И. Г. Песталоцци считал развитие моральных чувств, выработку нравственных навыков, формирование нравственного сознания и убеждений через развитие простейшего элемента — чувства любви к матери.

Считая, что простейшими элементами физического воспитания должны стать упражнения суставов, И. Г. Песталоцци разработал домашний и школьный элементарный комплекс гимнастики.

Педагог также подчеркивал необходимость изучения детской психологии для выстраивания осознанного детьми образовательного процесса.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) продолжил развитие идеи элементарного метода обучения и реализации принципа наглядности в начальном образовании, обогатив развивающее обучение принципом культуросообразности, то есть идеей воспитания и образования ребенка в соответствии с культурными условиями его развития, традициями и историей народа, соответствующими потребностями времени. Организовать деятельность педагогов в начальной школе также помогала описанная им возрастная периодизация, в которой были выделены три этапа: первый (от 0 до 9 лет), второй (от 9 до 14 лет), третий (свыше 14 лет). Поскольку на первом этапе у ребенка развивается чувственное восприятие, то в качестве методов следует использовать игру, сказки, рассказы и приключения. На следующем этапе происходит накопление в памяти фактов за счет практических знаний с использованием метода индукции, а затем при использовании дедукции развивается рассудочная деятельность и формируются характер и нравственные убеждения.

А. Дистервег впервые сформулировал принцип самодеятельности ребенка, то есть поддержки педагогом активности и инициативности личности ученика в процессе обучения и воспитания, необходимых для его дальнейшего самоопределения в жизни. Очень современно звучат его слова о необходимости поддержки школьной мотивации: «Многие из них (детей. — Примеч. авт.) приходят в школу с живым желанием учиться. Постепенно оно ослабевает; бодрая самодеятельность переходит в пассивность. Ум еще воспринимает, но уже не усваивает и, наконец, изнуряется. Во многих отношениях остается желательным педагогический гомеопат, человек, учащий нас давать умственные приемы в такой дозе, в какой они действуют наиболее успешно и при какой незначительное количество вызывает сильнейшее действие. Надо гораздо сильнее опасаться закормить учеников, чем ослабить их недостатком пищи. Педагогическая диетика и поваренное искусство — очень важные искусства. Им еще многое предстоит сделать. Но никто не действует так пагубно, как деспотический учитель, не считающийся с естественным развитием человека, не уважающий этого развития. Так же пагубно действует учитель безыдейный, полный самомнения, критиканствующий. Он решается — и даже видит в этом геройство — раскритиковать перед учениками все великое, прекрасное, возвышенное в истории и литературе, приучает и учеников к критиканству, конечно, по данной, им навязанной мерке и тем разрушает их веру и идеалы. Подобный учитель убивает благородную человеческую природу».[7]

Требование всеобщего обязательного начального обучения, выдвинутое идеологами Просвещения и Французской революции, в XIX в. разделялось политиками и общественными деятелями Западной Европы и США. Распространение начальных школ в Европе привело к значительному росту грамотности населения (до 70–80 %). Этот период связан с поиском содержания образования для общеобразовательных школ, обеспечением равных прав на образование, обсуждением роли церкви в организации образования, изменением содержания начального образования в сторону практико-ориентированности. К сожалению, в этот период связи между начальной школой и последующими ступенями образования было уделено мало внимания.

Ранее всего обязательное бесплатное обучение законодательно было провозглашено в Пруссии (1794), затем в США (середина 1850-х), позже в Англии (1870) и во Франции (1880).

Конец XIX — начало XX в. — время открытия первых экспериментальных школ, реализующих идеи реформаторской педагогики. В начальном образовании это «Школа для жизни» Овида Декроли в Бельгии, школа Саммерхилл А. Нейла и демократические школы Б. Рассела в Англии, экспериментальные школы Лейпцига и школа им. Лихтварка в Германии, лабораторная школа, основанная Д. Дьюи в Чикаго, и др. Внимание к психологии ребенка, его индивидуальным особенностям, создание условий для проявления самостоятельности в учебной деятельности, поддержка прагматичности получаемого образования стали основными педагогическими идеями представителей зарождавшейся гуманистической педагогики, наиболее ярко проявившей себя уже во второй половине XX в. В 1911 г. в Нью-Йорке даже было учреждено Бюро педагогических экспериментов, целью которого было распространение опыта инноваций. Остановимся лишь на некоторых интересных экспериментальных разработках.

Фергопская органическая школа Мариетты Джонсон (1864–1938) в США, названная так в соответствии с выдвинутым ею методом (органическим), предполагала следование за естественным ростом ребенка, то есть начало обучения в соответствии с потребностью обратиться к книге как источнику нового знания (8–9 лет). Ребенка вовлекали в изучение письма, чтения, арифметики, используя его естественное стремление к познанию, например изучение счета в игре. Дети на начальном этапе обучения не сидели за партами, постоянно общались и выполняли групповые задания.

Французский педагог — инспектор начальных школ Роже Кузине (1881–1973) на практике реализовывал новый метод «свободной работы группами», которые получали задание на неделю, распределяли обязанности между собой, а потом излагали добытый материал на карточках-фишках, имитировали изучаемую деятельность, разыгрывали пьески на исторические сюжеты. Такой подход позволял, по мнению автора, учитывать «нелогичность» детского мышления и создавал пространство для самостоятельного детского творчества.

Французский педагог Селестен Френе (1896–1966), известный идеей самостоятельного знакомства ребенка с миром, описал возрастную периодизацию, выделив период с 7 до 14 лет — начальная школа, в которой через труд и общение с природой осуществляются развитие и образование ребенка. Предложенные им «свободные тексты» — письменные работы детей о своем опыте и впечатлениях, затем напечатанные самими детьми в школьной типографии, школьная газета, которая обсуждалась каждую неделю на школьном совете и имела рубрики «Я критикую», «Я хочу», «Я сделал», карточки-фишки, на которых младшие школьники отвечали на поставленные вопросы, изучив справочники, словари и другую литературу, планы на день, неделю, месяц, составляемые и обсуждаемые учениками, школьный кооператив и другие приемы — создавали демократичный, плодотворный, семейный характер отношений в школе. Этот опыт был настолько популярен, что в 1927 г. по этой системе во Франции уже работали 25 начальных школ.

Интересен опыт Петера Петерсона (1884–1952), который получил название «Йена-плана» и распространился на 50 школ Германии. Организация экспериментального учебно-воспитательного процесса в школе, называемой воспитательной общиной, базировалась на единстве обучения и воспитания, личностной направленности педагогического процесса, обучении без принуждения, включающем свободу выбора учителями и учащимися форм и средств обучения, педагогизации окружающей среды, сотрудничестве учеников, учителей и родителей. Класс был заменен группой, в которой все члены обучались и отвечали совместно, учились самооценке, были равноправны при решении вопросов школьного порядка.

Универсальные целевые ориентиры П. Петерсон формулировал в виде групп ведущих личностных качеств учеников — когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных или каких-то иных, на которые учитель обращал особое внимание в процессе обучения (прообраз УУД современной начальной школы. — Примеч. авт.). Группы личностных качеств, соответствующих специфике изучаемых наук или областей бытия, выражались, как правило, в виде определенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, способов деятельности и других параметров, отвечающих изучаемой дисциплине.[8] Важное место в организации обучения занимало использование диалогов, игровых форм и методов обучения. Созданная П. Петерсоном единая четырехлетняя начальная школа для всех социальных слоев строилась как трудовая община и была важнейшим средством развития гражданственности, нравственности, художественного и самодеятельного творчества.

На протяжении 1920–1930-х гг. в европейских системах государственного школьного образования произошли существенные изменения. В образовательную практику пришел новый метод — метод тестов. Его использование позволило строить обучение более дифференцированно, отделяя слабообучаемых детей в специальные группы. В школах Англии по закону 1921 г. дети обучались в школе с 5 лет, а по окончании (в 11 лет) могли поступить в центральные классы с индустриальным или коммерческим уклоном, являющиеся дополнительным начальным образованием. Значительным разнообразием отличались школы в Германии. Во Франции существовала система массового бесплатного начального образования (для детей 6–13 лет), к которой также примыкали дополнительные школы или курсы (по 2–3 года), а также платные подготовительные классы при средних учебных заведениях. В программу начальных школ того времени вводились такие практико-ориентированные предметы, как бухгалтерия, стенография и др.

Во второй половине XX в. вопросы модернизации школ, в том числе и начальных, входят в круг политически значимых государственных интересов. В противовес этим стремлениям появляется идея строить учебно-воспитательный процесс исходя из потребностей личности ребенка, а не для социализации и воспитания его как гражданина. Постепенно оформляется концепция гуманистической педагогики, основанной на психологических теориях А. Комбса, А. Маслоу, Р. Мэя, К. Рожерса, В. Франкла и др. Центральным понятием гуманистической педагогики становится «открытое обучение», предполагающее создание условий для самореализации каждого ребенка.

Американский психолог Карл Роджерс (1902–1987) считал, что каждый человек обладает огромными ресурсами для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, и задача педагога — помочь ему эти ресурсы раскрыть. После написания монографии «Свобода учиться» в 1970-х гг. К. Роджерс и его коллеги предпринимают серию широкомасштабных экспериментов, целью которых было существенное изменение отдельных региональных образовательных систем в США. Перестройка традиционной практики обучения и воспитания в рамках человекоцентрированного подхода осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: создание психологического климата доверия между учителями и учащимися, обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, актуализация мотивационных ресурсов учения, развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению, помощь учителям и учащимся в личностном развитии. К. Роджерс различает два типа учения: бессмысленное (принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение значений) и осмысленное (свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта). Основная задача учителя — стимулирование и инициирование (фасилитация) осмысленного учения.

В поисках путей поддержки самостоятельности ребенка в 1960–1980-х гг. в начальном образовании появляются открытые школы. В них во второй половине дня организуется различная деятельность, удовлетворяющая познавательные потребности детей, ученики здесь постоянно общаются с педагогами, они включены в разнообразные социальные практики. Для получения высоких результатов все дети разбиты на группы — «сильные», «средние» и «слабые». Примерами таких школ является школа Э. Лоу в Англии, в которой не было уроков, а ученики с учителем сами планировали образовательный процесс, основной формой обучения являлся «способ открытий».

Во Франции в 1970–1980-х гг. был проведен масштабный эксперимент в начальном образовании по реализации принципов обучения открытых школ, в которых учебная деятельность планировалась педагогом совместно с учащимися и реализовывалась с учетом времени и сил учеников.

В некоторых школах пробуют ввести вертикальные группировки обучающихся (когда в группе оказываются дети разных возрастов и где старшие помогают младшим, то есть при этом начальная школа как самостоятельная структура (уровень) исчезает).

В 1989 г. в Нью-Йорке выходит в свет книга М. Гриндера «Исправление школьного конвейера», в которой проработавший в школе около 20 лет педагог выступает с критикой единого подхода к построению процесса обучения детей. М. Гриндер разрабатывает классификацию стилей научения и описывает техники адаптации учителя к ученику.

Споры представителей старой и новой школы постепенно свелись к идее использования как традиционных, так и нетрадиционных концепций в процессе модернизации образования. Хотя некоторые представители этого направления даже отрицали саму необходимость сохранения школы как института образования (И. Иллич, П. Барнлеи).

В этот же период в школу, в том числе в начальную, началось внедрение электронно-вычислительного оборудования. Опыты исследовательской лаборатории Стенфордского университета (Филадельфия) в этом направлении дали прекрасные плоды: с использованием ЭВМ дети обучались чтению вдвое быстрее, а ученики, отстающие в начальной школе в обучении, стали успешными.

В конце XX в. все большее внимание вызывают вопросы образования одаренных детей и, напротив, детей с трудностями в умственном и физическом развитии. В этот же период появляется новое направление — компенсирующее обучение, позволяющее преодолеть трудности неуспевающих. В связи с этим начинается ранняя подготовка детей к школе не только в специально организованных группах, но и с помощью средств массовой информации (телепрограммы для детей), уменьшается количество детей в классах, организуется связь с родителями для правильной помощи ученикам, создаются временные классы адаптации, развивается система психологической службы в образовании.

На рубеже столетий появляется альтернативное образование для тех, кто не намерен учиться по традиционным программам. Например, в г. Эплтоне начальное обучение поделили на трехгодичный и двухгодичный циклы, упразднив классы. Ученик мог обгонять или отставать в процессе обучения других, главное было уложиться в срок. Во Франции даже появляются так называемые дикие школы, в которых обучают детей сами родители вместе с учителями, в Америке некоторые штаты укорачивают, а другие удлиняют учебный год.

Таким образом, развитие начального образования за рубежом связано с развитием принципов демократизации (идея бесплатной обязательной начальной школы для всех слоев населения, мальчиков и девочек), вариативности (разные программы с учетом различных условий образования, поиск новых эффективных путей обучения и воспитания), индивидуализации (стремление выстроить удобный и продуктивный маршрут образования для каждого ребенка), свободы (право учителя, родителей и ученика выбирать свой путь и результат образования), компьютеризации образования. Классно-урочная система, созданная Я. А. Коменским, постоянно подвергается критике и после экспериментов снова возрождается, но неизменным остается отношение к ученику как центру образования, его образованности как результату и цели его личностных задач и задач общества в целом.

1.2. История начального образования в России

Система начального обучения на Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики (в семье, мастерами грамоты и т. д.).

В Древней Руси первые попытки организации начального образования для детей связаны с инициативной деятельностью православной церкви. Первые монастырские школы, решающие задачи начального образования, появляются на Руси в IX–XI вв. Однако количество школ и качество преподавания в них не удовлетворяло растущей потребности в подготовке грамотных людей. Поэтому в XII в. появляются мастера грамоты («начетчики», «книжники», «учительные людские повестники»), которые предлагали состоятельному сословию образовательные услуги. За плату они обучали мальчиков чтению, письму и счету у себя в «грамотных избах» или в домах родителей. Первоначальное обучение на Руси начиналось в возрасте 7 лет и продолжалось около двух лет. Изучали азбуку, затем слоги, параллельно с чтением изучалось письмо, счет до 100 или 1000, пение, заучивались молитвы и псалмы. Учиться было тяжело, так как читать учились буквослагательным методом: первый год — названия букв (аз, буки, веди и т. д.), второй год — слоги (сначала 260 двухбуквенных, потом 160 трехбуквенных, 130 четырехбуквенных слогов и так до шестибуквенных), третий — собственно читать (вначале по складам, то есть с называнием букв каждого слога и произнесением каждого слога в отдельности, читать слова с титлами (сокращениями), рукописный текст (слова писались слитно), читать нараспев). Известны буквари того времени, созданные Иваном Федоровым (1574), Василием Бурцевым (1634), два букваря иеромонаха Чудовского монастыря Кариона Истомина (1694, 1696).

Высшее духовенство отрицательно относилось к подготовке светских учителей и даже культивировало пренебрежительное отношение к труду педагогов, называя их латынниками, еретиками, служителями сатаны.[9] Стоит отметить, что вплоть до XVII в. все учителя были мужчинами.

В XIV–XVI вв. центром подъема русской государственности становится Великий Новгород. Именно Псковские и Новгородские земли становятся центром просвещения и возрождения книжной культуры как наименее пострадавшие от монгольского влияния.

В начале XVIII в. в рамках реформ Петра Великого активно развивается система государственного образования: появляется система государственных начальных учебных заведений, дававших как общее, так и специальное образование.

В 1701 г. в Москве открылась Школа математических и навигацких наук. Занятия в подготовительных классах начинались с изучения основ российской грамоты и счета.

В 1714 г. во многих губерниях России открылись цифирные школы — начальные учебные заведения, ориентированные на освоение элементарных математических знаний (прототип современных начальных школ). Они предназначались для обязательного обучения детей дворян, чиновников, духовенства в возрасте от 10 до 15 лет. Программа этих школ состояла из последовательного обучения счету, арифметике, основам геометрии, грамоте; учащиеся обеспечивались учебными пособиями, а учителям выплачивалось жалованье. Цифирные школы выпускали подготовленные технические кадры для развивающегося производства. К сожалению, после смерти Петра созданная им школьная система пришла в упадок.

Чтобы удовлетворить запросы развивающегося городского сословия, укрепить армию и флот грамотными солдатами, создаются также гарнизонные (1698) и адмиралтейские школы (1719). Все они были светскими. К 1718 г. были открыты 42 цифирных училища. В соответствии с Указом от 28 ноября 1717 г. и «Адмиралтейским регламентом» от 1722 г. вводилось обучение «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастеров», которых предписывалось учить русской грамоте и цифири. Также была организована широкая сеть школ для подготовки духовенства. Обучение в школах велось на русском языке. Особое внимание было уделено совершенствованию русской азбуки — в практику внедряли «Букварь» Федора Поликарпова, азбуку, помещенную в книге «Юности честное зерцало», пособие Феофана Прокоповича «Первое учение отрокам». В букварях того времени наряду с распространенным буквослагательным методом стали появляться элементы звукового. В учебниках отражались передовые педагогические идеи того времени — сознательное усвоение материала. Среди учебников того времени особое место занимал учебник Л. Ф. Магницкого «Арифметика сиречь наука числительная».

В этот период продолжается развитие начального образования: Василий Никитич Татищев (1686–1750) отстаивает идею открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола (5–10 лет обучение грамоте, затем ремеслам), Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) создает первую грамматику на русском языке. Иван Тихонович Посошков (1652–1726) и В. Н. Татищев высказывают идею о необходимости подготовки педагогов как важном условии экономического роста страны, позднее эту идею поддержат М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин.

В семьях богатых людей стало модно приглашать гувернеров и гувернанток, домашних учителей и гофмейстеров, но отношение к ним было пренебрежительное.

В 1764 г. при содействии Иван Ивановича Бецкого (1704–1795) был открыт Смольный институт благородных девиц, куда принимались девочки дворянского происхождения с 6 лет. В последующие годы контингент слушательниц увеличивался за счет добавления девушек из других сословных слоев.

В 1786 г. вышел «Устав народных училищ», в котором впервые подробно освещались требования к учителям первого и второго классов, однако условия жизни и труда учителей оставались тяжелыми.

В конце XVIII в. по приглашению Екатерины II изменениями в начальном образовании занимался Ф. И. Янкович де Мириево. Он работал в комиссии об учреждении народных училищ: малых (с двухлетним курсом) и главных (с пятилетним курсом обучения). Главные народные училища состояли из 4 классов. Первые два класса соответствовали курсу малого народного училища. В 1-м классе изучались чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2-м классе — катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3-м классе — повторение катехизиса, арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание; 4-й класс имел два отделения, обучение длилось соответственно два года. В 4-й классе изучались история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1-го класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения («Способ учения»).

В каждом училище было до шести учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры, учитель истории — учителем географии и естественных наук. Во главе училища стоял директор или смотритель.

Российская система образования развивалась как демократическая. В главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учета знаний учеников, использовалась классно-урочная система. В уездных и заштатных городах и в губернских городах, где недостаточно было одного главного училища, создавались малые народные училища. Обучение в малых народных училищах было бесплатным, но книги и пособия ученики приобретали за свой счет, малоимущим помогало государство. В каждом училище было по два учителя. Во главе училища стоял директор или смотритель. Свидетельство об окончании малых народных училищ не выдавалось.

В XIX в. российское государство вновь перестраивает образовательную систему, в том числе и начальное образование, делая его более доступным. В 1804 г. после публикации «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам» система народного образования стала включать в себя:

• приходские училища (1 год обучения);

• уездные училища (2 года);

• гимназии в губерниях (4 года);

• университеты (5–7 лет).

Приходские училища открывались в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Это давало реальную возможность все большему числу детей получить образование. Училища имели две цели: подготовить к продолжению обучения (в уездном училище) и дать детям общеобразовательные знания — Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики. Важным гуманистическим достоинством училищ было предоставление равных возможностей учиться мальчикам и девочкам. Способ обучения в приходских училищах мог быть обыкновенный и по методу Ланкастера (открытому в Великобритании в 1798 г. и предполагающему обучение учителем старшего ученика, а затем под руководством учителя обучение старшим младших).

Уездные училища готовили учащихся не только к продолжению образования в гимназиях, но и к разнообразной практической деятельности, стремились создать условия для успешной социализации детей. В учебном плане было множество предметов — от Закона Божьего до рисования. Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учителей и учащихся: по 6–7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными министерством учебниками.

В дальнейшем развитие системы начального образования связано с появлением разнообразных министерских, земских и частных начальных школ, которые объявлялись открытыми для всех социальных групп.

Постепенно развивается женское начальное образование: его появление связано с обучением в киевском Андреевском монастыре, где дочь князя Всеволода Александровича Анна учила девиц чтению, пению, письму и грамоте, затем через домашнее образование девочек из дворянских семей во времена Петра Первого, а уже в XVIII в. для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, в которых их учили языкам, счету, письму, рисованию и соответствующе воспитывали.

Реформы 1860-х гг. не могли не коснуться народного образования. В связи с этим были выдвинуты два важных проекта, касающихся начального образования:

• «Положение о мерах к распространению образования среди сельского населения», предполагавшее введение бесплатного всеобщего и обязательного начального образования (но за счет самого населения);

• «Проект общего плана народных училищ» (1861).

В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», введен «Устав гимназий и прогимназий». Учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Цель классических гимназий, в отличие от реальных, — дать общее образование, необходимое для поступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. Также существовали прогимназии — начальная ступень гимназии. Педагогические советы при учреждениях получают большие права: они самостоятельно могут утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

По «Положению о начальных народных училищах» 1897 г. различались три типа начальной народной школы:

министерская начальная народная школа, предназначенная для сельской местности и разделенная на одноклассные (срок обучения 3 года) и двуклассные (срок обучения 5 лет) школы;

церковно-приходская, призванная утверждать в народе православное учение христианской веры и сообщать первоначальные знания;

национальная начальная школа, находящаяся в каждом национальном крае, разделенная на казенные одногодичные школы и образцовые училища.

В XIX в. большой вклад в развитие начального образования внесло общественно-педагогическое движение 1960-х гг., и в частности педагогическая деятельность и гуманистические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1870). В числе главных задач отечественной школы К. Д. Ушинский определил формирование национального самосознания, овладение родным языком, подготовку молодежи к полноценной трудовой жизнедеятельности в демократическом, гуманном обществе.

Учебные книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» включали важные нововведения, способствовавшие осознанному и глубокому усвоению языка и развитию личности ребенка. До 1917 г. книга «Родное слово» переиздавалась около 150 раз! Ушинский хочет, чтобы учителя донесли ценность родного языка до ребенка, показали его красоту, относились к нему бережно, так как, изучая язык, ребенок познает мир, приобщается к культурным ценностям. Константин Дмитриевич был абсолютно убежден, что в начальной школе основным учебным предметом является родной язык.

К. Д. Ушинский является автором звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению, который, в отличие от буквослагательного (применявшегося более 400 лет в России и отбивавшего желание учиться), позволил быстрее и легче обучать ребенка, развивать его мышление и речь, погружать в тайны родного языка. Обучение чтению строилось в три этапа: 1) наглядное обучение; 2) подготовительные упражнения в письме; 3) звуковые упражнения, готовящие к чтению. Сначала дети знакомились с гласными, а потом с согласными звуками, далее учились определять их в словах и лишь затем переходили к чтению.

Большое значение для начальной школы имела разработанная Константином Дмитриевичем теория обучения — дидактика, опиравшаяся на открытые к тому времени физиологические и психологические законы развития человека. К. Д. Ушинский различает учение пассивное (посредством преподавания) и активное (посредством собственного опыта). От сознательности и степени самостоятельности ученика, которые развивает учитель, зависит результат образования. Условиями такого преподавания (дидактическими принципами в современном понимании) К. Д. Ушинский называет:

• своевременность;

• постепенность;

• органичность;

• постоянство, твердость усвоения;

• ясность;

• самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости;

• нравственность;

• полезность.

К. Д. Ушинский много пишет о мотивации учения, выступает против принуждения, но считает ошибкой заменять его игрой, так как учение — это труд и оно должно оставаться трудом. Главная задача учителя — это воспитать у ребенка жажду к умственному труду, несмотря на всю его сложность. «…обязанность первоначального обучения — учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса».[10] По мысли К. Д. Ушинского, сочетание аналитического метода с синтетическим, то есть движение в процессе обучения от наблюдения, сравнения к обобщению и выводам, решает задачу развития самостоятельного мышления школьника, развивает его память и внимание.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что начальное обучение должно быть по преимуществу развивающим и строиться на простом и доступном детям материале. Главная задача — «приучить ученика к отчетливости и основательности в понимании»,[11] то есть развить логическое мышление. Для этого необходимо «приучить дитя по возможности долго и сильно сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете».[12] Отсюда основу начального обучения составляет специально подготовленная педагогом наглядность.

К. Д. Ушинскому принадлежит идея о необходимости специальной подготовки учителей и разработка методики обучения конкретным предметам именно на ступени начального образования. «…чем меньше возраст учеников, над образованием которых трудится воспитатель, тем больше требуется от него педагогических знаний, и это требование не возрастает, а уменьшается по мере возраста ученика. У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить томы…»[13] Изучив теорию и практику обучения, К. Д. Ушинский приходит к выводу, что начальная школа — это фундамент дальнейшего образования и развития человека.

Созданная К. Д. Ушинским педагогическая антропология во многом определила последующую гуманистическую направленность российского образования.

Целая плеяда педагогов — последователей К. Д. Ушинского связывает свою педагогическую теорию и практику с начальным образованием.

Николай Александрович Корф (1834–1883) настаивал на том, что народная школа должна дать общее начальное образование, «необходимое всякому человеку, на какую дорогу его бы ни бросила судьба». Барон Н. А. Корф является автором учебных книг и пособий для учителей начальной школы («Руководство к обучению грамоте», «Русская начальная школа», «Наш друг» и др.).

«Руководство к обучению грамоте» было составлено им первоначально для обучения его старшей дочери. К. Д. Ушинский высоко оценил значение этой маленькой книжечки ценой в 10 копеек: «Ваше руководство к обучению грамоте имеет чисто практическую цель, и потому вы из самой практики могли убедиться, что оно составлено очень хорошо… Цель звуковой методы — чисто практическая, и если эта цель достигается, то все сказано». «Руководство» в первые двенадцать лет выдержало семь изданий, разойдясь в количестве 70 тысяч экземпляров.[14] Вся выручка от продажи «Руководства» была передана бароном на развитие народных школ Александровского уезда.

По глубокому убеждению Н. А. Корфа, школа должна не только обучать, но и воспитывать, развивать природные силы ребенка. Осваивая сформулированный К. Д. Ушинским принцип наглядности, Н. А. Корф даже выделяет отдельный предмет — наглядное обучение — и связывает его с обучением родному языку. Основной метод обучения, по его мнению, — развивающий, то есть возбуждающий мышление и самодеятельность.

Н. А. Корф уделяет внимание педагогическому мастерству учителя. Особое место в его деятельности должна занимать поддержка дисциплины в классе, основанная на любви и ласке.

Василий Иванович Водовозов (1825–1886) вместе с К. Д. Ушинским, В. Я. Стоюниным и Д. Д. Семеновым был одним из первых членов Петербургского педагогического собрания, работал в Смольном институте, руководил педагогическими курсами в Костроме, Оренбурге. В 1873 г. вышла его книга «Русская азбука для детей» и пособие «Предметы обучения в народной школе», а в 1878 г. — «Книга для первоначального чтения». Задачу народной начальной школы он видел в подготовке учащихся к самостоятельному труду и жизни. Русскому языку В. И. Водовозов отводил центральное место в содержании начального образования и предложил даже ввести отдельный предмет — изустные беседы, позволяющий развить детскую речь и мышление. Главными методами обучения в начальной школе он считал наблюдения и выводы, а в качестве основных принципов рассматривал наглядность и последовательность: «Последовательный метод восхождения от частного к общему, от наблюдения к выводу должен быть проведен во всех предметах элементарного обучения… Учась последовательно, дети незаметно усваивают самый метод изучения, а это и есть первое, главное, самое необходимое из всех приобретенных знаний».[15]

В. И. Водовозов отмечал важность выстраивания гуманистических отношений между учителем и детьми, способствующих поддержке классной дисциплины и повышению качества обучения.

Николай Федорович Бунаков (1826–1888) в Вологодском уездном училище и в Воронежской военной гимназии организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения, много руководил учительскими съездами и курсами. Задачей школы Н. Ф. Бунаков считал содействие «всестороннему и гармоническому развитию всего человека, сообразно его природе, как организма растущего, живущего, чувствующего, желающего, мыслящего и способного к бесконечному самоусовершенствованию, саморазвитию, самообразованию».[16]

Важным средством нравственного воспитания в школе Н. Ф. Бунаков считал школьные порядки — «тот склад школьной жизни, который иногда устанавливается непоколебимо прочно, стоит сам собой часто в таких случаях, когда никто за ним не смотрит, никто не заботится, а в детскую натуру въедается так глубоко, что школьники нередко переносят его и в свою домашнюю обстановку». Главнейшее воспитательное средство, по мысли Н. Ф. Бунакова, — это обучение, содействующее развитию способности к самообучению и самоусовершенствованию.

После отстранения от организационно-педагогической деятельности из-за «неблагонадежности» он переезжает из Воронежа в село Петино, где открывает на свои средства начальное народное училище. Обучение в школе продолжалось три года. Н. Ф. Бунаков разработал методику и содержание начального образования, кроме счета, письма и чтения включил в него знания о природе, сведения по географии, истории и литературе, светское пение, огородничество и садоводство. Но главное значение в школе имели уроки родного языка. После обучения грамоте ученики читали книги Н. Ф. Бунакова «Азбука и уроки чтения», «Книжка-первинка», а затем переходили к художественным и научно-популярным статьям из книги «В школе и дома». При их составлении Н. Ф. Бунаков исходил из того, что для детей народа необходимо содержательное, правдивое и в то же время занимательное чтение, которое должно укреплять мысли детей, развивать их любознательность, а также способствовать воспитанию у них лучших нравственных качеств. К примеру, в издании книги «В школе и дома» (1883–1885) учебный материал был разделен на два отдела: в первом — произведения художественной литературы и народного творчества, предназначенные для упражнения учащихся в чтении, для рассказа и заучивания: рассказы русских писателей А. С. Пушкина («Буран» из «Капитанской дочки»), Л. Н. Толстого (отрывок из «Севастопольских рассказов»), Н. В. Гоголя («Смерть Тараса» из повести «Тарас Бульба»), И. С. Тургенева («Муму», «Бирюк»), лучшие рассказы из «Детского мира» К. Д. Ушинского и других книг для чтения, рассказы менее известных писателей — Аксакова, Григоровича и других, а также рассказы из жизни животных, например «Бодливая корова», «Лисица», «Волки», «История двух медведей» и др.; во втором отделе в художественной форме давалось описание природы родного края («Полесье»), жизни растений («Яблони»), описывались жизнь и быт населения различных областей, картины исторического прошлого русского народа («Козьма Захарьевич Минин-Сухорук» А. Н. Островского).

Заслуга Н. Ф. Бунакова в том, что он определил дидактические основы начального образования:

• принцип наглядности (изначально даже предлагал специальные уроки наглядного обучения);

• принцип последовательности;

• принцип систематичности;

• концентрическое распределение содержания;

• опору на личный интерес учащихся;

• эвристический метод обучения и катехизическую (разговорную) форму.

Н. Ф. Бунаков впервые в русской школе разработал методику объяснительного чтения (чтение — беседа — отчет о прочитанном) как часть общей методики начального обучения.

Н. Ф. Бунаков также предложил методику работы учителя с несколькими классами, эффективную для обучения в сельской школе.

Дмитрий Иванович Тихомиров (1844–1915) свою педагогическую деятельность осуществлял в основном в начальной школе. Им был организован «Учебный магазин начальных школ», который издавал около тысячи наименований книг тиражом более 15 млн экземпляров.

В содержание начального образования Д. И. Тихомиров включал природоведение, «человековедение», историю, географию, художественную литературу, но объединяющим предметом должен был стать родной язык. Д. И. Тихомиров также поддерживал идею наглядности, последовательности, самодеятельности в обучении. «Учитель ставит его (ребенка. — Примеч. авт.) в такое положение, что дает ему возможность дойти до открытия какой-либо мысли, до всестороннего ее понимания и усвоения».[17] Этому способствует правильно построенная система вопросов учителя: «Каждый вопрос, предлагаемый учителем ученикам, должен иметь точную и определенную цель: в беседе не должно быть ни одного лишнего вопроса, ни одного такого, который можно было бы выпустить… Каждый вопрос учителя представляет собой задачу. Задача эта должна быть настолько легка, чтобы ученик в состоянии был разрешить ее, и настолько трудна, чтобы решение это потребовало от него известного напряжения ума».[18] «Только когда большинство класса решит вопрос, учитель называет фамилию ученика, который должен дать ответ на предложенный вопрос, но это все-таки не снимает с остальных обязанности следить за занятиями: иногда учитель, не дав знать ответившему, верен или нет его ответ, обращается к другому, третьему ученику за решением того же вопроса, иногда заставляет другого ученика исправить, доказать, подкрепить, разъяснить ответ первого и проч. <…> Он (учитель. — Примеч. авт.) ведет свои занятия таким образом, что мало-помалу отстраняет свою помощь, давая больше простору самостоятельному наблюдению детей, приучая их к самостоятельному умственному труду».[19]

Руководство «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» — основной труд Д. И. Тихомирова, результат его многолетней педагогической деятельности. «Тихомировский метод» объяснительного чтения отличает разработка преимущественно логической стороны в занятиях классным чтением, установка в большей мере на развитие самостоятельности учащихся.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924) также ратовал за всеобщее начальное образование, о чем доказательно с использованием статистики сообщал в работе «Всеобщее начальное обучение». Василий Порфирьевич вел экспериментальную работу в начальной школе, совершенствуя методику преподавания. Особенно много внимания В. П. Вахтеров уделял обучению чтению, подробно описывая методику обучения в предисловиях к разным изданиям «Мира в рассказах для детей». В. П. Вахтеров — автор книг для первоначального обучения. Его «Русский букварь» выдержал более 120 изданий.

Книга «Предметный метод обучения» описывает активный метод наглядного обучения. «Ученик приучается не принимать на веру чужих описаний и исследований, он становится сам лицом к лицу с изучаемым явлением, он сам смотрит, щупает, поднимает, нюхает, весит, измеряет». «Опыт показал, что наилучшие результаты дали наблюдение и опыт в начале и словесное описание его результатов в конце».[20] Вахтеров не просто описывает преимущество метода, но и экспериментально доказывает его действенность: «В моих руках 200 записок, собранных в обеих школах. В первой обучение природоведению велось по классной книжке… в другой применялось наглядное обучение. И как мы видим, характер преподавания резко отразился на интересах детей».

Примечательно, что предметный метод может быть использован не только при обучении, но и в воспитании детей. «Самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания являются хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания… но на ребенка действует не только пример одного учителя или учительницы. На него, и едва ли не более, действуют примеры всех школьных товарищей, весь склад, вся атмосфера школьной жизни».[21]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1. История начального образования
Из серии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика начального образования. Учебник для вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. — М.: Просвещение, 1982. С. 440.

4

Указ. соч.

5

Орлова А. П., Зинькова Н. К., Тетерина В. В. История педагогики: этюды о знаменитых школах. От начала Нового времени до конца XIX века: методические рекомендации. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. С. 26.

6

Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1981. С. 213.

7

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.

8

Богатырева И. Ю. Содержание и формы учебно-воспитательной работы экспериментальной модели «Йена-план-школа»: Из опыта экспериментальных школ Германии первой трети XX века: Автореф. дис.… канд. пед. наук 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. — Пятигорск, 2006.

9

Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. — М.: Педагогика, 1979.

10

Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. Т. 7. Руководство к преподаванию по «Родному слову». — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. С. 156.

11

Там же. Т. 5. Предисловие к 1-му изд. «Детского мира». — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. С. 76.

12

Там же. Т. 1. Человек как предмет воспитания. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. С. 417.

13

Там же. С. 180.

14

Песковский М. Л. Барон Николай Корф. Его жизнь и общественная деятельность. Биографический очерк М. Л. Песковского. — М.: Директ-Медиа, 2014.

15

Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. С. Аранский / Под ред. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.

16

Бунаков Н. Ф. Школьное дело. — СПб., 1875.

17

Тихомиров Д. И. Обучение в народной школе // Народная школа — М., 1872. № 1.

18

Там же.

19

Там же.

20

Вахтеров В. П. Предметный метод обучения. — М., 1918.

21

Там же. С. 272–273.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я