Связанные понятия
Иносла́вие (калька с греч. ἑτεροδοξία) — термин, принятый в русском православном богословии, а также в официальных внутренних документах Русской православной церкви для обозначения христианских культурообразующих течений (церквей), отличных от православия (не состоящих в церковном общении с сообществом православных церквей), но исповедующих Святую Троицу, Иисуса Христа как Сына Божия и сохраняющих хотя бы отчасти генеалогическую преемственность с ранней, неразделенной Церковью, как-то: Ассирийская...
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») — одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).
Воскре́сная шко́ла — христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых. Воскресная школа может носить функции самостоятельной организации местного религиозного объединения или формы служения какой-либо конкретной поместной христианской церкви. Название образовано от дня проведения занятий — так как обычно они проводятся по воскресеньям.
Богослуже́ние (лат. cultus divinius, celebratio liturgica) — внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах. Составляет существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях — в слове ли, в жертвах ли, или в других каких действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа...
Согла́сие (Соглас) — группа объединений верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности вероучительной и обрядовой практики. Обычно под согласием понимают крупное течение в старообрядчестве, в отличие от более мелких подразделений — толков, хотя эти слова могут употребляться как синонимы (практика речевого употребления этих слов как в старообрядческой среде, так и за её пределами крайне противоречива).
Упоминания в литературе
Можно утверждать, что община у евреев существовала всегда. Ее основы были заложены еще во времена Авраама, Исаака и Яакова. С принятием Торы на Синае еврейский народ и все, кто вышел с ним из Египта, стали огромной
религиозной общиной , и с тех пор евреи стали единственным народом, у которого национальность одновременно указывала на религиозную принадлежность. С потерей единой территории община осталась единственной структурой, вокруг которой объединялись евреи, и весь уклад их жизни определялся и регулировался руководством этой организации.
В социологической литературе давно закрепилось противопоставление «церкви» и «секты» как двух возможных вариантов формирования
религиозной общины . Членом «церкви» (т. е. традиционной религиозной организации, утвердившейся в обществе основной конфессией и т. д.) человек становится по факту рождения в определенной культурной традиции или семье. Таким образом, о человеке, родившемся в Англии, по умолчанию предполагают его принадлежность к Англиканской церкви, в Ирландии – к Католической, в Норвегии он считается потенциальным лютеранином, в России – православным. Это не означает, что процесс присоединения совершается автоматически127 – однако, как правило, выросший в стране христианской культуры человек не стоит перед неразрешимым выбором при поиске христианской церкви. Присоединение к церкви фактически не требует от человека экстраординарных усилий, часто для этого достаточно свободного желания и знакомства с основными постулатами веры.
О степени распространенности в Беларуси религиозной идентичности можно судить по таким данным: за период с 1998 по 2013 г. включительно количество
религиозных общин в Беларуси возросло с 765 до 3251, т. е. в 4,2 раза. В сентябре 2013 г. 78 % опрошенных утверждали, что их объединяет с жителями Беларуси религиозное вероисповедание, причем 41,5 % считают, что такое объединение действует в сильной степени. Осознают себя верующими в той или иной мере 67,5 % респондентов. Более трети из них (34,7 %) считают себя верующими вполне отчетливо. Относят себя к атеистам только, 11,2 % респондентов. Однако более или менее регулярно посещают храмы и принимают участие в религиозных обрядах (не менее одного – двух раз в месяц) только каждый пятый (20,1 %) из числа декларирующих свою принадлежность к религиозной вере. Их-то и следует причислять к когорте подлинно верующих граждан.
В условиях относительной религиозной терпимости, характерной для средневекового ислама, соседство мечетей, церквей и синагог в Кордове (Испания) и других городах эмирата стало вполне обыденным явлением. При этом каждая
религиозная община сохранила свой традиционный язык. В то же время переход в ислам, не будучи обязательным для последователей христианства и иудаизма, мог принести существенные выгоды. В связи с этим некоторые христиане и иудеи становились мусульманами, рассчитывая на социальные и экономические льготы. Что касается рабов, то они, приняв ислам, вообще становились свободными людьми.
Возникновение нового религиозного направления привело к расширению прав верующего, который получил возможность обращаться к Богу напрямую, минуя посредников. А это в свою очередь способствовало повышению его ответственности и усилению активности, как в религиозной жизни, так и в жизни мирской, содействуя экономическому подъему. Больше свободы получила и
религиозная община . В религиозной жизни она стала автономной, объединяясь с другими общинами лишь на федеративных началах.
Связанные понятия (продолжение)
Украинская реформаторская православная церковь (другие название — Российская православная обновленческая церковь Православная обновленческая архиепископия Киевская, Московская и всея Руси. Реформаторская православная церковь Христа Спасителя) — религиозная организация неканонического (альтернативного) православия с элементами обновленчества и харизматичности.
Поповцы — обобщённое название представителей старообрядческих согласий, имеющих священство. В конце XVII — первой половине XIX веков существовало в основном в виде беглопоповства.
Послуша́ние — обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре, какой-либо работы. Конкретное послушание зависит от уклада жизни монастыря; «постоянное» послушание похоже на мирскую должность (эконом, благочинный, келарь, регент, уставщик, просфорник, повар, трапезник, церковник, иконописец, швеи, золотошвеи, огородник, снабженец, гостиничный).
Рели́гия в Калинингра́дской о́бласти имеет особую специфику, связанную с уникальной историей региона, который до 1945 года был частью Германии, а затем, в 1946 году, согласно Потсдамскому соглашению, вошёл в состав РСФСР.
Воцерковле́ние — особый обряд в богослужебной практике исторических церквей (церк.-слав. «Чин воцерковления отрочати»), совершаемый в 40-й день после рождения младенца. Чин воцерковления включает благодарственные молитвы и предполагает благословение матери и младенца, вхождение их в ряды членов Церкви, если ребёнок уже был крещён. Пресвитер молится над матерью в притворе, прочитывает так называемые «очистительные» молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и участвовать в Евхаристии...
Церковнослужи́тель в православии — клирик, помогающий священнослужителям в совершении богослужения. Церковнослужители составляют так называемый низший клир. В настоящее время в Православии осталось только три степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин архиерейской хиротесии (в монастырях хиротесию совершает игумен)...
Дом моли́твы — название богослужебного сооружения (церкви) у евангельских христиан (баптистов, пятидесятников), адвентистов седьмого дня и некоторых других протестантских деноминаций в России. В настоящее время в том же значении чаще употребляется термин «церковь» или «церковное здание», а «дом молитвы» встречается чаще в провинции, чем в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.
Идиоритм , или особножи́тие, особножи́тельный монастырь (греч. μόναστήριον ιδιόρυθμον, букв. — особый, своеобразный; также идиорритма, идиоритми́ческий монастырь, особножи́тный монастырь, своежи́тие; иногда, обычно в России синодального периода — шта́тный монастырь) — особый вид православных монастырей в противоположность общежительным монастырям.
Послуша́ния , церко́вные послуша́ния — общие обязанности каждого христианина и персональные официальные должности в православных организациях.
Церковь евангельских христиан в духе апостолов (ЦЕХДА) — пятидесятническая община с центром в Санкт-Петербурге. Насчитывает 10 тысяч приверженцев, объединённых в 70 автономных общин. В различное время были известны как «единственники», «смородинцы», «иисусовцы», «единобожцы».
Старообря́дчество , или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.
Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
Единове́рие (другие самоназвания — «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Перекрещивание — в христианстве совершение таинства крещения лица, ранее крещёного. Существует несколько причин, по которым может возникнуть в этом необходимость. В ранней церкви перекрещивали еретиков для возвращения их к ортодоксальной вере. Перекрещивание совершается некоторыми деноминациями, не признающими предыдущее крещение. В случае значительных богословских разногласий перекрещивание может быть условием перехода из одной деноминации в другую. Некоторые церкви, признающие только сознательное...
Благослове́ние (калька с греч. εὐλογία) в религиозном смысле — славословия, которые человек возносит к Богу, воздавая ему хвалы за Его неизреченную благость («Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.»), или же пожелание успеха, счастья, долголетия в адрес другого человека. Является многозначным термином.
Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.
Подробнее: Уставщик
Ординация женщин — возведение женщин в духовный сан, с правом предстоять при богослужении и таинствах. Особо дискутируется в протестантских церквях, разделяя их приверженцев на либералов и консерваторов. Острота вопроса связана с тем, что в отличие от исторических церквей протестанты не считают себя связанными «традицией» и отстаивают право на самостоятельное толкование Священного Писания. Кроме того, ординация женщин рассматривается некоторыми как следствие протестантского учения о священстве всех...
Сравнительное или обличительное богословие занимается в основном критическим обозрением отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных инославных христианских обществ со времени окончания эпохи Вселенских соборов.Оно изучает, что представляют собой инославные исповедания и секты, в чём они расходятся с православным вероучением и как они обосновывают эти расхождения.В качестве самостоятельной дисциплины выделилось в XVIII веке. До начала XX века рассматривалось как часть...
Белокрини́цкая иера́рхия (Белокрини́цкое согла́сие) — наименование православной старообрядческой церкви, ведущей начало от митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи), перешедшего в 1846 году из Константинопольского патриархата в старообрядчество и основавшего её иерархию. Получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи (ныне Черновицкая область), ставшего архиерейской кафедрой митрополита Амвросия и его преемников. В русскоязычных источниках понятие...
Духо́вное образова́ние — профессиональная подготовка священнослужителей религиозных организаций, церковнослужителей, монахов, аскетов и специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям, а именно подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и т. п.
Правосла́вная це́рковь — вторая по числу приверженцев, после Католической, Христианская церковь в мире, численностью около 225—300 миллионов членов. Иногда называется также «Православной церковью византийской традиции» или «Восточной православной церковью».
Деномина́ция (от лат. denominátio — «переименова́ние»; англ. de-nominalist church; нем. Denominierung) — в религиоведении тип религиозной организации в христианстве. Специфической характеристикой деноминации является её промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом. Впервые понятие введено американским богословом Х. Р. Нибуром в книге «Социальные истоки деноминационализма» (англ. The social sources...
Восточные литургические обряды — литургические обряды в христианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся на Востоке христианского мира, в том числе на территории бывшей Восточной Римской империи (Византии).
Истори́ческие церкви — обобщающий термин для обозначения тех христианских церквей, которые сохранили Апостольское преемство (понимаемое как непрерывная цепочка архиерейских рукоположений со времён апостолов до наших дней) и в своём вероучении опираются как на Священное Писание, так и на Священное Предание.
Конфе́ссия (лат. confessio — испове́дание) или вероиспове́дание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии. Иногда отождествляется с термином деноминация.
Термин
глава ́ це́ркви употребляется не во всех конфессиях христианства, преимущественно в протестантизме.
Церко́вный бра́к (церко́вное бракосочета́ние, венча́ние) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в религиозной общине, согласно установленному порядку, в отличие от гражданского брака, заключённого в государственном учреждении. В исторических церквях брак является церковным таинством и, согласно церковному учению, в таинстве жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, для взаимного...
Возложение рук — древний библейский обряд, употреблявшийся при благословении младших лиц старшими, детей родителями: и т. д. Так, когда Иаков давал благословение своим внукам, сыновьям Иосифа, то возлагал на них свои руки (Быт. 48:15). Вместе с тем возложение рук служило символом передачи власти или известного полномочия от одного лица другому. Так, через возложение рук левитами и священниками предоставлялось право совершать священнослужение (Чис. 8:10). Обряд этот сохранил своё значение и в Новом...
Правосла́вные старости́льные це́ркви — христианские православные церкви, использующие в богослужении юлианский календарь. Название применяется к неканоническим православным юрисдикциям тех стран, где канонические православные церкви перешли на новоюлианский календарь, а отколовшиеся от них по «календарному вопросу» церкви считаются всеми поместными Православными церквами (в том числе и продолжающими служить по старому стилю) неканоническими и схизматическими. В тех странах (Россия, Сербия, Грузия...
Ординация женщин ы — посвящение женщин в звание духовного лица. Распространена не во всех мировых религиях.
Катехиза́ция (греч. Κατήχησις — поучение, наставление), также катехумена́т, или оглаше́ние — изучение основ христианской религии и вероучения человеком, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви. Эти знания, как правило, собраны в «катехизисы», «огласительные слова», «Символы веры» и сборники церковных канонов.
Чин (др.-греч. τάξις — порядок, устройство) — название в православных богослужебных книгах полного изложения или указания порядка всех изменяемых и неизменяемых молитв, назначенного для известного богослужения, с обозначением их взаимной последовательности. Например: «Чин боже́ственной литурги́и Васи́лиа Вели́каго», «Чин погребе́ния младе́нческаго», «Чин, егда́ случи́тся вско́ре вельми́ больно́му дать Прича́стие», «Чин благослове́ния илито́на». Чины или чинопоследования чаще всего излагаются в таких...
Затворники — первоначально: христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве. Случаи выхода их оттуда бывали крайне редки и обусловливались какими-нибудь весьма вескими причинами общественного или частного свойства.
Благочи́ние (благочиннический округ) — в Русской православной церкви часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.
Моленная — в России (особенно у старообрядцев) помещение для совершения богослужения, домашняя церковь. В царских хоромах моленная также называлась Крестовая комната.
Украинская лютеранская церковь (укр. Українська Лютеранська Церква — УЛЦ) — национальная лютеранская церковь Украины. Является членом Конфессиональной лютеранской конференции. Самые большие приходы (100—170 человек) находятся в Киеве, Тернополе и Кременце. С 2000 года УЛЦ возглавляет епископ Вячеслав Горпинчук.
Храм (от праслав. *chormъ > храмъ — «дом») — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали...
Синода́льный пери́од — общепринятый термин в периодизации истории Русской церкви, к которому обычно относят 1700—1917 годы: два десятилетия местоблюстительства митрополита Стефана Яворского (с 1700 по 1721 год) обычно рассматривают в рамках данного периода (Пётр Знаменский, Антон Карташёв, Игорь Смолич, протоиерей Владислав Цыпин), хотя Святейшего синода, бывшего высшим органом управления русской православной церковью в России с 1721 года, ещё не существовало.
И́стинно-правосла́вная це́рковь (сокращённо ИПЦ) — самоназвание (или часть самоназвания) ряда неканонических юрисдикций, исповедующих православие, но противопоставляющих себя православным церквям и не находящихся в евхаристическом общении с ними и, как правило, между собой.
Христиа́нская це́рковь (от др.-греч. Κυριακόν «Господне, Господу принадлежащее») — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христа» («Тело Христово»), «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения...
Лати́нская це́рковь (лат. Ecclesia Latina, также Западная церковь) — крупнейшая из автономных поместных церквей Sui Iuris Католической церкви, применяющая латинский литургический обряд. Совокупность 24 церквей Sui Iuris, к числу которых принадлежат также 23 восточнокатолические церкви, составляет Католическую церковь. Они отличаются друг от друга литургическими обрядами (обряды, облачения, песнопения, язык), молитвенными традициями, богословием, каноническим правом, и пасторством, но все они имеют...
Пе́вчий , или певе́ц (греч. ψάλτης, лат. cantor) — в христианстве степень низшего клирика, основная задача которого — петь на клиросе в хоре во время общественного богослужения христианские гимны, молитвы и псалмы.
Литурги́я (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» (например, Литургия часов).
За́падный обря́д в правосла́вии ; Правосла́вие за́падного обря́да — обряд, практикуемый каноническими православными общинами и группами, несущий в себе модифицированные формы исторических западных литургических обрядов. Существует в данных общинах с середины XX века в Русской Зарубежной Церкви, в Североамериканской Архиепископии Антиохийской Церкви и Франции.
Православные братства (Церковные братства) — форма добровольного объединения православных мирян при приходских или монастырских храмах. Целями объединений обычно является попечение о храме, защита интересов православия, а также благотворительная и просветительская деятельность. Первоначально братства возникли в XVI веке в Западной Руси (восточная часть Речи Посполитой, на территории современной Украины и Белоруссии).
Упоминания в литературе (продолжение)
Постановление ВЦИК и Совнаркома 1929 г. «О религиозных объединениях» предполагало, что община создается только верующими гражданами. Централизованная церковная организация возникает как объединение религиозных организаций. Ей не дано право учреждать местную религиозную организацию. Все
религиозные общины создают только верующие граждане. Такой же смысл сохраняет новое законодательство. Согласно ФЗ-125 от 1997 г., местная религиозная организация может быть создана только гражданами, проживающими в этой местности. Централизованная религиозная организация не может создавать местную религиозную организацию. Она может принять ее в структуру епархии, подтвердив вероучение и принадлежность Православию. Прием в структуру МП совершается в момент возникновения общины. Религиозная организация не выражает свое согласие на вступление. Она безоговорочно принимает типовой Устав РПЦ. Право вносить поправки, которое допускал Устав 1988 г., из нового Устава исключено. Чтобы зарегистрировать местную религиозную общину, требуется подтвердить, что она православная. Это делает МП в лице епископа данной области, если вновь созданная религиозная организация входит в ее состав.
В документе впервые на высоком межрелигиозном уровне была сделана попытка определить понятие «святое место», которое изложено следующим образом: «Святые места – это места религиозной значимости для определенных
религиозных общин . Они включают в себя (но не ограничиваются этим) места поклонения, кладбища и святыни, включая их близлежащие территории в случае, если они являются неотъемлемой частью данных мест. С точки зрения данного кодекса, святые места имеют строго обозначенные границы, определяемые каждым религиозным сообществом согласно традициям. Так же признается, что какое-либо святое место может иметь религиозное значение для более, чем одной религиозной группы. <…> Святые места должны быть сохранены для сегодняшнего и будущего поколений во всей полноте, неприкосновенности, с уважением к их репутации и неповторимости. Они должны быть сохранены не только в качестве объектов религиозного значения, но и в качестве объектов исторического и культурного наследия всего человечества и тех стран, на территории которых они находятся»[9].
Вместо того, чтобы заниматься основными вопросами традиционного богословия, строить доказательства в поддержку доктрин, анализировать логическую структуру различных религиозных понятий и защищать свою интерпретацию доктрин перед соперничающими интерпретациями, многие, если не большинство современных христианских теологов, сконцентрировались на исследовании того, каким образом религиозные понятия развиваются и меняются, каким образом они функционируют в
религиозных общинах , как религиозные идеи придают определенную форму религиозному опыту, и как христианские символы, практики и институты использовались и злоупотреблялись христианскими общинами в различных исторических и социальных обстоятельствах. Когда эти богословы обращают свое внимание на вопросы этики, они более всего обеспокоены тем, как предотвратить возможное злоупотребление христианскими символами, практиками и институтами в будущем, и как способствовать развитию тех аспектов христианской жизни, которые они считают позитивными и морально полезными, при этом в их рассуждениях часто отсутствует критическая оценка философской перспективы, определяющей их собственные моральные критерии. Многие верят, что претензия на обладание религиозным знанием или твердой уверенностью свидетельствует о греховном стремлении получить интеллектуальную власть над тем, что должно оставаться последней тайной.
Растет и пестрота подходов. В частности, в Германии, наряду с раздельным обучением школьников в большинстве земель, в Бремене практикуется совместное обучение религиозной истории, а также имеет место особый гамбургский подход, названный его разработчиками «Религиозное образование для всех»[64]. Согласно этому подходу школьники изучают разные религии вместе, и преподаватели разных вероисповеданий получают профессиональную подготовку тоже вместе, на университетской скамье. Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от бременского, гамбургский подход формально конфессиональный. Это подход, разработанный и курируемый Евангелической Церковью Германии при поддержке других
религиозных общин . Нам в Петербурге он представляется близким не только потому, что Гамбург – наш город-побратим, что, конечно, важно, но и потому, что наш город имеет уникальную историю и занимает особое место в культурном ландшафте России. У Петербурга богатые традиции межрелигиозной терпимости, а уровень межцерковного сотрудничества и партнерства на сегодняшний день не имеет аналогов внутри страны. Мы думаем, что, опираясь на этот опыт, Санкт-Петербург так же, как Гамбург в Германии, может предложить всей стране особую модель духовного воспитания, основанную на диалоге религий и мировоззрений. Движение, которое мы начали в нашем городе и которое, в частности, вылилось в проведение образовательного форума «Открытая школа XXI века», вдохновлено уже сложившимся видением. Постоянно действующий с прошлого года в нашей Академии семинар мы назвали «Духовно-нравственное образование: петербургский вектор», работа семинара началась с приглашения проф. В. Вайсе, возглавляющего религиозно-педагогическое отделение университета Гамбурга.
Обсуждение вопроса о границах религиозной свободы, о правах инославных христиан, старообрядцев и сектантов побудило представителей либерального и консервативного направлений российской общественной мысли сформулировать свои позиции относительно положения Русской православной церкви в системе институтов высшего государственного управления. Русская православная церковь являлась крупнейшей
религиозной общиной Российской империи, существование которой определялось своеобразным правовым статусом, сочетавшим элементы протестантской доктрины территориализма и государственной церковности с элементами традиционной, унаследованной от Византии симфонии[256].
Католицизма придерживается 26 % населения США. Главным образом это потомки католических стран Европы, а также испаноязычные эмигранты, приток которых из стран Латинской Америки особенно усилился в США в последнее время. Иудаизм исповедует около 2 % населения. Особенностью американского иудаизма является преобладание неортодоксальных модернистских форм иудаизма – реформизма, реконструкционизма и консерватизма. Из наиболее крупных
религиозных общин иудаистская – самая богатая и образованная.
Находясь под глубоким влиянием идеологии немецкого камерализма, императрица руководствовалась прежде всего рациональными мотивами, придерживаясь убеждения, что государственной поддержки достойно любое явление, так или иначе содействующее стабильности и доходам государства, и если религия соответствует этим требованиям, то следует дозволить ее исповедование. В эпоху Екатерины четкое отражение нашло еще одно характерное для российских властей стремление – реорганизовать разнообразные религии империи в упорядоченную структуру по образцу православной патриархии[214]. Как уже не раз отмечалось историками, «в политии, в которой даже господствующая религия была подчинена светским властям со времен Петра, любая конфессия без иерархической организации была немыслима»[215]. В дни работы созванной по инициативе императрицы Екатерины Уложенной комиссии религиозный представитель бурят-буддистов Дамба-Даржа Заягийн дважды удостаивался аудиенции у Екатерины и добился высочайшего признания за собой и своими потомками главенствующего положения в нарождающейся буддийской организации и титула Бандидо Хамбо-ламы. В данном случае политика властей совпала с желанием самих буддистов, также стремившихся сформировать каркас своей организационной структуры и нуждавшихся в поддержке властей. Усилия империи по централизации буддийских приходов вполне понятны: имперский центр ставил задачей организовать всех членов
религиозной общины под единым и контролируемым началом. В дальнейшем власти всегда стояли на страже эксклюзивного положения, утверждаемого высочайшим рескриптом Бандидо Хамбо-ламы.
«В теории Дар аль-ислам пребывает в состоянии войны с Дар аль-харб, поскольку конечной целью ислама является весь мир. Если границы Дар аль-харб удастся сократить, общественный порядок Pax Islamica вытеснит все прочие, и немусульманские общества либо станут частью исламского сообщества, либо признают его власть и обретут статус
религиозных общин , которым разрешено существовать, или автономных образований, поддерживающих с исламом договорные отношения».
Хотя в 70-е годы ушла из жизни большая часть представителей последнего поколения верующих, сформировавшегося до 1917 г., одновременно в
религиозные общины приходило новое, более молодое и образованное поколение, которое в условиях дискредитации официальной коммунистической идеологии все более активно стремилось к обретению иных мировоззренческих ориентиров. В подобных условиях, несмотря на сохранение прежних идеологических установок, собственно антирелигиозные акции постепенно сходили на нет.
Имея все это в виду, в настоящей работе меня интересуют, прежде всего, социальные и политические взгляды русских неоязычников, их идеология и их место в российском политическом ландшафте. При этом следует учитывать драматические изменения в политической жизни в течение последних двадцати лет – взлет необычной для России демократии в 1990-х гг. и ее сужение в первое десятилетие XXI в., а также резкий сдвиг к «патриотизму» во второй половине 1990-х г. Кроме того, свою роль играло введение властью санкций против экстремизма, что заставляло некоторые былые радикальные движения преобразоваться в
религиозные общины , а радикально настроенные общины – снижать градус своей ксенофобской риторики и уделять больше внимания «возрождению традиции». В данной работе речь пойдет, прежде всего, об истории неоязыческого движения в России, в контексте которой и будут обсуждаться указанные сюжеты. В этой истории большую роль сыграла научно-техническая интеллигенция, понесшая особые потери в период крушения советской индустрии, обеспечивавшей ее престижной работой и высокими заработками. Шок от резкого понижения своего статуса и падения уровня жизни обусловил радикализацию части интеллигенции, находившую свое выражение в выработке «патриотических идеологий», апеллировавших к Золотому веку и занимавшихся поиском «чужеродных врагов». Именно такие идеи составляли и до сих пор составляют стержень политизированного неоязычества.
В начале VII века на смену византийскому цезарепапизму2 пришла новая арабо-мусульманская власть, которая сохранила местные
религиозные общины , в силу веротерпимой политики по отношению к покровительствуемому местному христианскому и иудейскому населению (зимми/зиммиям). После установления своего владычества в Большой Сирии (Билад аш-Шам)3 Османы продолжили политику предшествовавших мусульманских властей, предпочитая поначалу особо не вмешиваться во внутрицерковную жизнь Антиохийского и Иерусалимского патриархатов. Вместе с тем с начала 1840-х гг., по окончании египетского правления в Билад аш-Шаме (1832–1840 гг.), по мере вовлечения европейских держав в дела сиро-палестинских диоцезов, османское правительство (Порта) стало проявлять больший интерес к внутрицерковным делам. Во второй половине XIX века Стамбул проводит курс, направленный на укрепление централизованного управления всеми провинциями империи, в том числе и арабскими. Соответственно Порта урезала властные прерогативы Вселенского патриарха в отношении Дамасского и Иерусалимского патриарших престолов. Объективные процессы этнической консолидации усиливали антагонизм между арабской паствой и греческим духовенством в Большой Сирии, стимулируя внутри рум миллети стремление к независимому от Константинопольского патриархата развитию.
На практике имеют место случаи применения к членам
религиозной общины психического или физического воздействия в целях совершения ими юридически значимых действий по распоряжению своим имуществом. О добровольности таких действий можно говорить лишь при достаточной информированности об их последствиях[5]. Согласно ст. 19 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, гражданин имеет право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние.[6]
Кто же вы, древние евреи, если не секта, не
религиозная община ?
Лейтмотивом второго тома (части) «Мустафад» является стремление Марджани объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа ОМДС, независимо от их сословно-этнической принадлежности (булгар, татар, мишарей, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар), а также по возможности (ре)исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края. Татарская нация (миллет) обозначала у Марджани самоназвание
религиозной общины , сложившейся в составе исторических тюркских государств на территории Европейской России и Сибири.