В четвертой части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. Важнейшим событием1988 года стала XIX партийная коференция КПСС, наметившая пути демократизации советской политической системы. В это время автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, испытывал на себе давление партийного аппарата, вплоть до снятия с должности и исключения из партии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Об итогах выполнения Государственного плана экономического и социального развития СССР в 1987 году
I. Общеэкономические показатели развития народного хозяйства
Трудящиеся Советского Союза, выполняя решения XXVII съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС, обеспечили в год 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции дальнейший рост общественного производства и его эффективности. Повысилось народное благосостояние. Последовательно осуществлялась радикальная экономическая реформа, внедрялся новый хозяйственный механизм. В соответствии с намеченными темпами возросли объем продукции и производительность труда в промышленности. Устойчиво работали топливно-энергетический и металлургический комплексы. Ускорилось обновление продукции машиностроения. Наращивались объемы производства продукции животноводства в агропромышленном комплексе. В капитальном строительстве возросла доля средств, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства. Впервые за многие годы весь прирост производства был обеспечен за счет роста производительности труда без увеличения численности работников, занятых в отраслях материального производства. Последовательно реализовывалась активная социальная политика. Были достигнуты или превышены задания, намеченные пятилетним планом на 1987 год, по росту заработной платы рабочих и служащих, оплаты труда колхозников, общественных фондов потребления, строительству жилья.
В то же время в отдельных отраслях народного хозяйства не удалось преодолеть допущенное отставание от намеченных заданий, не был обеспечен стабильный и устойчивый рост производства. Медленными темпами внедрялись в народное хозяйство достижения науки и техники. Все еще значительно было число предприятий в промышленности, не выполнявших обязательства по договорам. Финансовое состояние многих предприятий и организации оставалось напряженным. Не произошло в истекшем году коренного улучшения в работе машиностроения, легкой промышленности, особенно по повышению качества изделий. Не в полной мере удовлетворялся спрос населения на товары и услуги.
Произведенный национальный доход составил около 600 миллиардов рублей (в фактических ценах). Меньшие темпы его роста по сравнению с планом были вызваны невыполнением заданий по экономии материальных затрат, отставанием роста продукции сельского хозяйства, снижением поступлений от внешней торговли и сокращением выпуска алкогольных напитков. Валовой национальный продукт, исчисленный по методологии ООН и характеризующий общую сумму доходов всех предприятий, организаций и населения как в производственной, так и в непроизводственной сфере, а также амортизационные отчисления, возрос по сравнении с предыдущим годом на 3,3 процента. Продукция промышленности возросла по сравнению с предыдущим годом на 32 миллиарда рублей и превысила 870 миллиардов рублей. Продукции сельского хозяйства получено на 220,1 миллиарда рублей, что на 18,8 миллиарда рублей, или на 9,3 процента больше, чем в среднем за год в одиннадцатой пятилетке. Увеличилась прибыль в народном хозяйстве. Снизилась себестоимость продукции промышленности, строительно-монтажных работ. Однако отдельные министерства и ведомства не обеспечили выполнение заданий по снижению себестоимости. Около четверти производственных объединений и предприятий в промышленности, подрядных строительно-монтажных организаций не выполнили план по финансовым результатам. Доля убыточных промышленных предприятий составила около 13 процентов. Внешнеторговый оборот составил 128 миллиардов рублей, в том числе экспорт — 67, импорт — 61 миллиард рублей. По сравнению с 1986 годом физический объем внешней торговли увеличился на один процент. На его динамику неблагоприятное воздействие оказывало продолжавшееся снижение мировых цен — в 1987 году на 3 процента. В результате в текущих ценах объем внешней торговли сократился за год на 2,2 процента. Доля министерств и ведомств, которым было предоставлено право прямого выхода на мировой рынок, в общем объеме экспорта была равна 12 процентам, а импорта — 28 процентам. Ведущее место занимала торговля с социалистическими государствами, в основном со странами — членами СЭВ, доля которых составила 62 процента. Объем торговли с капиталистическими странами сократился главным образом из-за уменьшения импорта из развитых капиталистических стран. Советский Союз оказывал экономическое и техническое содействие зарубежным странам в строительстве, расширении и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов, в проведении геологоразведочных работ, в развитии образования и здравоохранения. Большинство министерств и ведомств СССР увеличило объем поставок продукции для экспорта. Устанавливались прямые связи с предприятиями и организациями других стран.
Было зарегистрировано 23 совместных предприятия и 14 международных объединений и организаций с предприятиями и организациями зарубежных стран на территории СССР. Осуществлялись взаимные поставки продукции по соглашениям о специализации и кооперировании производства между СССР и странами — членами СЭВ, Югославией.
II. Интенсификация общественного производства
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Проводились исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технического прогресса. Увеличились расходы на науку из государственного бюджета, средств министерств, объединений и предприятий. За год было зарегистрировано 17 открытий, отражающих крупные достижения в области химии, физики, медицины, механики и других наук. Было создано более 3 тысяч образцов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации, 322 системы автоматизированного проектирования. Развивались прогрессивные формы интеграции науки и производства. В народном хозяйстве функционировало около 500 научно-производственных объединений, 23 межотраслевых научно-технических комплекса, одной из главных задач которых являлось сокращение сроков разработки и внедрения новой техники. Приступили к работе более 70 хозрасчетных центров научно-технического творчества молодежи. Проводилась подготовка к переводу на полный хозяйственный расчет и самофинансирование научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций.
Численность научных и научно-педагогических кадров превысила 1,5 миллиона человек, из них почти половина была занята в области технических наук. В высших учебных заведениях была сосредоточена третья часть научного потенциала.
Продолжало отставать развитие опытно-экспериментальной базы научных и конструкторских организаций. Не был обеспечен ввод в действие ряда таких объектов Минэлектротехпромом СССР, Минсельхозмашем СССР. Недостаточны были масштабы освоения новшеств, созданных в ходе реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран — членов СЭВ. Не соблюдались плановые сроки разработки отдельных важнейших видов техники, предусмотренные в целевых научно-технических программах межотраслевого характера. План по развитию науки и техники не выполнили Минуглепром СССР, Минчермет СССР, Минстанкопром СССР.
Совершенствовался производственный аппарат отраслей народного хозяйства. Были введены в действие основные фонды стоимостью 190,9 миллиарда рублей, в том числе производственные—134,7 миллиарда рублей. Удельный вес вновь введенных производственных фондов в их общем объеме на конец 1987 года составил 7,4 процента. На техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий было использовано 43,5 миллиарда рублей государственных капитальных вложений, или на 7 процентов больше, чем в предыдущем году. Капитальные вложения на эти цели освоены на 103 процента. Из их общего объема более половины составили средства фондов предприятий и организаций.
В 1987 году в промышленности было установлено 300 гибких производственных систем различного технологического назначения, 16 тысяч металлорежущих станков с числовым программным управлением, более 300 роторных и роторно-конвейерных линий, 11 тысяч промышленных роботов. На комплексную механизацию и автоматизацию было переведено 6 тысяч участков, цехов, производств.
Производство высокоэффективной продукции машиностроения возросло более чем на 10 процентов. Увеличился выпуск прогрессивного оборудования, в том числе кузнечно-прессовых машин с числовым программным управлением — в 1,9 раза, роторных и роторно-конвейерных линий для машиностроения и металлообработки — в 1,5 раза, средств вычислительной техники для научных исследований — в 1,2 раза, кранов с гидравлическим приводом грузоподъемностью 16 тонн — почти в 1,2 раза.
Освоено и было начато производство более 4 тысяч новых видов продукции. Изготовлен не имеющий аналогов конвертер с комбинированной продувкой емкостью до 370 тонн; налажен серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производства, дизельного автомобиля ЗИЛ-4331 грузоподъемностью 6 тонн,
переднеприводного автомобиля малого класса ВАЗ-2109.
Выпущена крупная промышленная партия комбайна «Дон-ротор».
Получены новые виды полимерных мембран для отраслей агропромышленного комплекса, биотехнологии, медицины, производства особо чистых химических веществ для микропроцессорной и электронной техники.
Был выполнен план по добыче угля механизированными комплексами и нефти за счет применения современных методов повышения нефтеотдачи пластов. Доля добычи угля прогрессивным открытым способом на разрезах в общей добыче составила 42,6 процента, производства электроэнергии атомными электростанциями во всей выработке электроэнергии — 11,2 процента. Удельный вес кислородно-конвертерной и электростали в объеме выплавки стали достиг 47 процентов. Не было реализовано задание по разливке стали непрерывным способом. Были введены в действие машины непрерывного литья заготовок на 350 тысяч тонн против 1,3 миллиона тонн по плану.
Увеличился удельный вес отдельных эффективных видов продукции, в том числе синтетических волокон и нитей в объеме производства химических волокон и нитей — до 59,6 процента, автомобильных шин радиальной конструкции в выпуске автомобильных шин — до 34,9 процента, газетной бумаги пониженной массоемкости в общем производстве газетной бумаги — до 37,4 процента.
Имели место случаи длительных сроков освоения высокоэффективной продукции по закупленным лицензиям на предприятиях Минхимпрома СССР и Миннефтехимпрома СССР.
В агропромышленном комплексе в 1987 году по интенсивным технологиям возделывались 31 процент зерновых культур, 82 процента сахарной свеклы, 54 процента подсолнечника. Урожайность на этих площадях была выше, чем в среднем по стране: зерновых культур на 38 процентов, подсолнечника на 16 процентов. За два года текущей пятилетки посевы озимых культур, возделываемые по интенсивным технологиям, были увеличены на 7,7 миллиона гектаров, или в 2,4 раза.
Увеличились объемы применения технологий с использованием вторичного сырья, в том числе производство различных форм растительного пищевого белка из продуктов переработки семян масличных культур, промышленной переработки обезжиренного молока, пахты и молочной сыворотки.
В строительстве дальнейшее распространение получили прогрессивные способы возведения сооружений из монолитного железобетона, комплектно-блочный метод монтажа оборудования и конструкций. Наращивался выпуск железобетонных трехслойных панелей наружных стен с гибкими связями и с теплоизоляцией из эффективных материалов, сборных здании (модулей) из легких металлических конструкций. Расширялось применение суперпластификаторов бетонных смесей, что позволяло экономить цемент.
Не выполнялись планы производства отдельных видов продукции, повышающих индустриализацию строительства, его эффективность и качество.
Медленно осуществлялся перевод транспорта на современные технические средства. Удельный вес электрической тяги в общем грузообороте железнодорожного транспорта возрос по сравнению с предыдущим годом на 0,9 пункта и составил 62,4 процента. Доля газотопливных автомобилей в общем грузообороте автомобильного транспорта не превышал 3 процентов.
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ.
Государственная приемка повысила требовательность к соблюдению технологической дисциплины и качеству продукции. Из-за несоответствия нормативно-технической документации только после доработки и повторного предъявления было принято продукции на 13 миллиардов рублей. Было окончательно забраковано продукции на 53 миллиона рублей. Предприятия и объединения промышленности не выполнили план выпуска продукции высшей категории качества. От промышленных предприятий продолжало поступать в торговлю значительное количество изделий неудовлетворительного качества.
Оптовыми организациями минторгов союзных республик в течение года браковалось 7—9 процентов швейных, трикотажных изделий и обуви. Неоднократно браковалось большое количество продукции Бакинской обувной фабрики №2, Ленинаканской трикотажной фабрики, Цхинвальской фабрики бельевого трикотажа, Бельцкой и Дубоссарской швейных фабрик, Кутаисского имени Кирова, Бакинского детской одежды и Ленинаканского имени Чкалова производственных швейных объединений. Значительный объем продукции низкого качества поставлялся сельскохозяйственными предприятиями. В 1987 году в торговую сеть поступило нестандартных и бракованных картофеля, плодов и ягод, капусты, бахчевых культур, репчатого лука 10—17 процентов, помидоров — 26 процентов, винограда — 29 процентов. В поставках для легкой промышленности высока была доля низкокачественного сырья (хлопка, льна, шелка-сырца, шерсти и др.).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Продолжался переход на многосменный режим работы. Высвобождавшиеся в результате повышения сменности работы производственные площади использовались для размещения нового прогрессивного оборудования, увеличения выпуска товаров народного потребления.
В истекшем году не произошло улучшения в использовании производственного потенциала вновь введенных и реконструированных мощностей. По-прежнему две трети вводимых объектов допускали отставание в освоении проектных мощностей, на каждом втором — своевременно не достигался проектный уровень производительности труда. В среднем мощности важнейших объектов, введенных и реконструированных в последние два года, были загружены только на 81 процент. Неудовлетворительно осваивались новые мощности на предприятиях Закавказья и Молдавской ССР, где средний уровень освоения не превышал 60 процентов, Средней Азии и Казахской ССР — соответственно 74—75 процентов. По состоянию на 1 декабря 1987 года менее чем на четверть были освоены введенные в 1986 году мощности в объединении «Чимкентшина» Миннефтехимпрома СССР, на Чаренцаванском (Армянская ССР) заводе автопогрузчиков Минавтопрома СССР, прядильно-ткацкой фабрике в Мангите Минлегпрома Узбекской ССР, Курском химико-фармацевтическом заводе Минмедбиопрома СССР, на заводе железобетонных изделий №4 в Комсомольске-на-Амуре Минвостокстроя СССР. В результате допущенного отставания в освоении и использовании мощностей только по обследованным объектам в 1987 году было недополучено продукции на сумму более 1,3 миллиарда рублей.
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
В народном хозяйстве было сэкономлено более 16 миллионов тонн топливно-энергетических ресурсов (в условном исчислении), 2,1 миллиона тони проката черных металлов, 8 миллионов кубических метров лесоматериалов, использовано около 145 миллионов гигакалорий вторичных тепловых ресурсов. Выполнены установленные задания по экономии топливно-энергетических ресурсов. Прирост потребности народного хозяйства в них на 43 процента был обеспечен за счет экономии, а прирост потребности машиностроительного комплекса в прокате черных металлов — почти полностью. Вместе с тем не были выполнены задания по снижению норм расхода топливно-энергетических ресурсов предприятиями Минтяжмаша СССР, Минстанкопрома СССР, Минстройдормаша СССР; проката черных металлов — предприятиями Минхиммаша СССР, Минэлектротехпрома СССР.
Увеличилось использование макулатуры, изношенных шин, фосфогипса и других видов вторичного сырья в народном хозяйстве.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Среднегодовая численность рабочих, служащих и колхозников, занятых в народном хозяйстве, составила 131,3 миллиона человек. Более 30 процентов работающих — молодежь в возрасте до 30 лет, 7 процентов — лица пенсионного возраста. Средний возраст рабочих и служащих 38 лет. Более половины работающих имели стаж работы на данном предприятии не менее 5 лет.
Расширялся процесс демократизации в управлении производством. В промышленности трудовыми коллективами было избрано на руководящие должности более 30 тысяч работников, в строительстве — около 6 тысяч.
Получили развитие межотраслевые научно-технические комплексы, инженерные центры, государственные производственные объединения, агропромышленные комбинаты (фирмы). Ускоренными темпами развивалась кооперативная и индивидуальная деятельность. Численность работавших в кооперативах к концу года составила около 150 тысяч человек (против 15 тысяч человек в начале года).
Весь прирост рабочей силы был направлен в сферу обслуживания населения. В производственных отраслях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие) имело место абсолютное высвобождение работающих с предприятий и из организаций.
За счет повышения производительности общественного труда была обеспечена экономия труда 2,4 миллиона человек.
Вместе с тем в ряде отраслей народного хозяйства произошло увеличение потерь рабочего времени, отвлечений трудящихся от основной деятельности, в том числе на сельскохозяйственные работы.
Дальнейшее распространение получила бригадная организация труда. В настоящее время ею было охвачено 80 процентов рабочих основной деятельности в промышленности и строительстве.
Однако удельный вес наиболее эффективных ее форм — хозрасчетных — еще был невелик: в промышленности — одна треть общего числа бригад, в строительстве — около половины.
Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве, составила 35 миллионов человек. Профессионально-техническими училищами было подготовлено 2,6 миллиона квалифицированных рабочих. Непосредственно на производстве было обучено новым и вторым профессиям, а также переподготовлено около 7 миллионов человек.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
В соответствии с решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС осуществлялись мероприятия по коренной перестройке управления экономикой. В истекшем году в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования работали 2,5 тысячи объединений и предприятий промышленности. Выполнение плана реализации продукции с учетом договорных обязательств по этим предприятиям составило 98,7 процента и было выше, чем в целом по промышленности. Предприятия, работавшие в условиях самофинансирования, рациональнее использовали трудовые ресурсы, обеспечивая повышение производительности труда при сокращении численности работающих. В целом на них более высокими темпами шло снижение затрат на производство. Вместе с тем преимущества нового механизма хозяйствования в полной мере реализовать не удалось. Большое число предприятий, работавших в новых условиях, не выполнило обязательства перед потребителями в полном объеме. В целом по промышленным предприятиям, работавшим в условиях полного хозяйственного расчета, было недополучено около 400 миллионов рублей накоплений. Не было выполнено задание по вводу в действие основных фондов. Узким местом оставалось материально-техническое обеспечение.
Осуществлялось дальнейшее совершенствование экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны. В целях повышения эффективности производства, развития творческой инициативы трудящихся и дальнейшего расширения демократических форм управления предприятиями и организациями агропромышленного комплекса было создано 49 агропромышленных комбинатов («Кубань» Краснодарского края, «Раменский» Московской области и другие), 14 агрофирм («Адажи» в Латвийской ССР, «Прут» в Украинской ССР, «Пандиверс» в Эстонской ССР и другие) и 19 агропромышленных объединений («Новомосковское» Тульской области, «Усть-Лабинское» Краснодарского края, «Саранское» Мордовской АССР в другие). Внедрялись коллективный подряд и другие прогрессивные формы организации и оплаты труда, велась работа по переводу хозяйств, предприятий и организаций агропромышленного комплекса на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
В строительно-монтажных организациях осуществлялась подготовка к работе в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования; завершался перевод организаций министерств и ведомств строительного комплекса на коллективный подряд. Было создано 133 проектно-промышленно-строительных объединений.
В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования в 1987 году работали морские пароходства Минморфлота СССР, предприятия Минбыта Белорусской ССР.
III. Развитие материального производства
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
План реализации продукции с учетом поставок был выполнен на 98,3 процента. Нарушения договорной дисциплины допустили 23 процента объединений и предприятий (в 1986 году — 27 процентов).
Производство промышленной продукции возросло на 3,8 процента. Прирост производительности труда составил 4,1 процента. Увеличилась прибыль, снижена себестоимость промышленной продукции.
Предприятия топливно-энергетического комплекса добыли дополнительно к установленным заданиям 16 миллионов тонн угля, более 7 миллионов тонн нефти, включая газовый конденсат, и 15 миллиардов кубических метров газа. Производство электроэнергии возросло на 66 миллиардов киловатт-часов. Около половины прироста было обеспечено за счет увеличения выработки на атомных и гидроэлектростанциях.
Предприятиями металлургического комплекса был выполнен план производства основных видов продукции черной и цветной металлургии. Впервые за последние годы удалось увеличить производство проката, труб и метизов практически без увеличения добычи железной руды, производства чугуна и кокса.
Вместе с тем не был обеспечен выпуск продукции в заданном сортаменте и, прежде всего, высокоэффективных видов. Из 25 видов такой продукции годовой план выполнен только по 6. Систематически не выполнялись плановые задания по производству электростали, литой заготовки с машин непрерывного литья, холоднокатаного листа, листовой нержавеющей холоднокатаной стали, сортовой холоднотянутой стали, высокоточных труб нефтяного сортамента и ряда других.
Невыполнение плана в заданном сортаменте не позволило обеспечить выполнение договорных обязательств. Выполнение плана реализации продукции с учетом поставок составило 98,4 процента.
В машиностроительном комплексе осуществлялись мероприятия по совершенствованию структуры и ассортимента продукции, освоению и расширению выпуска высокоэффективных изделий. За счет наращивания производства этих изделий было получено около 30 процентов общего прироста продукции комплекса.
Вместе с тем прирост продукции в целом по комплексу составил 4,6 процента, что в 1,3 раза ниже предусмотренного годовым планом. Не были выполнены задания по производству важнейших видов машиностроительной продукции. В Минстанкопроме СССР значительно отставал от плана выпуск металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, в Минэлектротехпроме СССР — крупных электромашин, электродвигателей переменного тока, в Минавтопроме СССР — подшипников. Минхиммашем СССР была допущена большая задолженность по производству химического оборудования, Минтяжмашем СССР — прокатного оборудования, машин непрерывного литья заготовок. Не обеспечен в запланированном объеме выпуск оборудования для легкой и пищевой промышленности, железнодорожного транспорта. Минприбором СССР не выполнены задания по выпуску медицинской техники и запасных частей к ней. По производству прогрессивных высокоэффективных видов продукции не выполнено более двух третей общего числа заданий, установленных на год.
Увеличился выпуск ряда видов прогрессивной высокоэффективной продукции: полипропилена, полистирола, стеклопластиков и изделий из них, синтетических волокон и нитей, шин радиальной конструкции, большеформатной фанеры, тарного картона.
Не были достигнуты запланированные объемы производства синтетических смол и пластических масс, сырьевых химических продуктов (синтетического аммиака, серной кислоты, каустической соды). Допущено отставание в выполнении плановых заданий по производству деловой древесины и пиломатериалов, а также цементно-стружечных и древесностружечных плит, эффективно заменяющих деловые сортименты.
Невыполнение плана производства ряда видов продукции предприятиями химико-лесного комплекса отрицательно сказывалось на выполнении договорных обязательств. В частности, предприятиями Минлесбумпрома СССР недопоставлено продукции против обязательств на 870 миллионов рублей, Минхимпрома СССР — на 469 миллионов рублей. Предприятиям легкой промышленности недопоставлено 9,3 тысячи тонн химических волокон и нитей.
Промышленностью строительного комплекса не были обеспечены потребности народного хозяйства в ряде строительных материалов. Не достигнут запланированный уровень производства сборных железобетонных конструкций и изделий, в том числе панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения; строительного кирпича, мягких кровельных материалов и изола, оконного стекла. Не выполнены задания по выпуску отдельных видов эффективных строительных материалов, в частности, экструзионных асбестоцементных панелей, сборных зданий (модулей) из легких металлических конструкций.
В 1987 году товаров народного потребления (без алкогольных напитков) было произведено на 327 миллиардов рублей. По сравнению с 1986 годом их выпуск увеличился на 5,5 процента. Но в наращивании производства товаров для населения было допущено отставание от заданий, предусмотренных Комплексной программой развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. Это было связало с невыполнением плановых заданий по выпуску непродовольственных товаров, особенно бытовой техники. По сравнению с годовым планом недодано 336 тысяч радиоприемных устройств, 723 тысячи телевизоров (из пах 561 тысяча — цветного изображения), 592 тысяча магнитофонов.
Предприятиями Минлегпрома СССР меньше установленных заданий было выпущено шелковых и льняных тканей, трикотажных изделий, обуви, отдельных изделий детского ассортимента, товаров для занятий спортом. Потребителям недопоставлено продукции по сравнению с заключенными предприятиями договорами на один миллиард рублей. С договорными обязательствами не справились 434 предприятия министерства.
Опережающими темпами на предприятиях легкой промышленности росло производство особо модных трикотажных, швейных, чулочно-носочных изделий, некоторых видов обуви, но доля их в общем выпуске товаров была еще незначительна и составляла 2—8 процентов.
Общий объем продукции агропромышленного комплекса составил более 460 миллиардов рублей и возрос по сравнению с 1986 годом на 1,8 процента. Продукция сельского хозяйства увеличилась на 0,2 процента; товарная продукция перерабатывающих отраслей — на 3,5 процента. Производительность труда в общественном сельском хозяйстве возросла на 2,5 процента; в перерабатывающих отраслях — на 3,9 процента.
Вместе с тем снижение объемов производства и закупок ряда культур привели к тому, что по сравнению с предыдущим годом прибыль колхозов и совхозов по всем видам деятельности сократилась на 1,6 миллиарда рублей и составила 23 миллиарда рублей. Число убыточных хозяйств увеличилось с 6,5 тысячи в 1986 году до 7,2 тысяча в 1987 году. Рентабельность сельскохозяйственного производства снизилась с 19 до 18 процентов.
В 1987 году было достигнуто увеличение производства зерна, сахарной свеклы (фабричной), подсолнечника.
Возросла урожайность зерновых культур, в целом по стране она составила 18,3 центнера с гектара, в том числе в Белорусской ССР — 33,9, Украинской ССР — 32,2, Киргизской ССР — 34,7, Литовской ССР—31,7, Эстонской ССР—32,3 центнера с гектара. Ниже уровня 1986 года урожайность зерновых культур была в хозяйствах Оренбургской, Курганской, Омской, Куйбышевской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и ряда других областей страны. Кукурузы на зерно собрано 14,8 миллиона тонн, проса — 3,9 миллиона тони, гречихи — 1,3 миллиона тонн, риса — 2,7 миллиона тонн, что больше, чем в 1986 году.
Допустили отставание по сравнению с предыдущим годом по производству зерна хозяйства РСФСР, Казахской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР; сахарной свеклы — Литовской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, Армянской ССР.
В большинстве регионов страны меньше, чем в предыдущем году, было собрано картофеля, овощей, плодов и ягод, винограда.
В сельском хозяйстве продолжали иметь место серьезные недостатки в использовании мелиорированных земель, техники и других средств производства. В ряде хозяйств медленно внедрялись прогрессивные методы возделывания сельскохозяйственных культур. Под урожай 1988 года меньше, чем намечалось, было посеяно озимых культур, возделываемых по интенсивным технологиям, ими было занято 17,2 миллиона гектаров. Колхозы и совхозы в основном были обеспечены семенами яровых культур, однако значительная часть их еще не была доведена до посевных кондиций.
Отдельные производственные объединения и заводы Минсельхозмаша СССР, Минавтопрома СССР несвоевременно поставляли запасные части, что сдерживало ремонт техники.
План закупок зерновых культур был выполнен хозяйствами Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР и Эстонской ССР, 38 областей РСФСР, 11 областей Казахской ССР. Больше предыдущего года закуплено ржи, проса, гречихи, кукурузы, ячменя и зернобобовых культур.
В общественных хозяйствах производство мяса возросло на 6 процентов, молока — на 2, яиц — на 4 процента. Средний удой молока от одной коровы повысился на 72 килограмма, или на 3 процента. Производство продуктов животноводства по сравнению с 1986 годом увеличилось во всех союзных республиках, кроме Армянской ССР и Таджикской ССР, где было допущено снижение производства молока. Вместе с тем продолжала сохраняться тенденция сокращения производства животноводческой продукции и поголовья скота в личных подсобных хозяйствах населения.
В колхозах и совхозах отдельных союзных республик (РСФСР, Украинская ССР, Казахская ССР, Молдавская ССР) в истекшем году был допущен значительный падеж скота. Большие потери мясных ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях допускались из-за продажи скота пониженных весовых кондиций. Высок был удельный вес такого скота в общем объеме закупок в РСФСР, Украинской ССР, Киргизской ССР.
Сельскохозяйственные предприятия на начало года были обеспечены кормами на 20 процентов больше, чем на начало 1987 года. Вместе с тем на животноводческих фермах не использовались по различным причинам большое число имевшихся кормоцехов и кормокухонь.
По сравнению с предыдущим годом сократили продажу молока Таджикская ССР и Армянская ССР, шерсти — РСФСР и Молдавская ССР.
Все союзные республики, кроме РСФСР, выполнили план поставок продуктов животноводства в общесоюзный фонд. По РСФСР недовыполнен план по мясопродуктам. Увеличение производства продуктов животноводства позволило довести в 1987 году среднедушевое потребление молочных продуктов до 343 килограммов и яиц до 270 штук, или до уровня, предусмотренного Продовольственной программой СССР на 1990 год.
Производство водки и ликеро-водочной продукции по сравнению с 1986 годом было сокращено на 16 процентов. Предприятиями Госагропрома СССР недопоставлено продукции потребителям на 1,3 миллиарда рублей (план выполнен на 98,8 процента), в том числе Госагропромом РСФСР — на 544, Украинской ССР — на 312, Узбекской ССР — на 145, Молдавской ССР — на 117 миллионов рублей.
Больше, чем было предусмотрено планом, поставлено хлопкоуборочных и свеклоуборочных машин, тракторных плугов, меньше — тракторов и большинства видов сельскохозяйственных машин, в основном из-за отказов потребителей. Поставлено 27,4 миллиона тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ), или на 0,9 миллиона тонн больше по сравнению с предыдущим годом, химических кормовых добавок — 1,1 миллиона тонн, или на 28 тысяч тонн больше; план поставки минеральных удобрений и химических кормовых добавок был выполнен.
Был начат переход к оптовой торговле товарами производственно-технического назначения. Капитальные вложения на развитие агропромышленного комплекса, включая отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства, составили 63 миллиарда рублей, или 141 процент установленного лимита. Из этих средств на развитие сельского хозяйства был направлен 51 миллиард рублей, в перерабатывающие отрасли — 4,5 миллиарда рублей, в отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства, — 4 миллиарда рублей.
Были построены животноводческие помещения, механизированные фермы и комплексы для содержания скота на 5,6 миллиона мест, птицы — на 7,8 миллиона мест, силосные и сенажные сооружения емкостью 14 миллионов кубических метров, сенохранилища — на 5,5 миллиона тонн единовременного хранения. Введены в действие хранилища для картофеля, овощей и фруктов на 1,9 миллиона тонн единовременного хранения. Не обеспечили выполнение заданий по вводу этих объектов Тульская, Волгоградская, Курская, Пермская, Львовская и некоторые другие области.
В эксплуатацию были приняты 1,2 миллиона гектаров орошаемых и осушенных земель, проведены культуртехнические работы на сельскохозяйственных угодьях, не требующих осушения, на площади 1,6 миллиона гектаров.
Вошли в строй новые мощности по производству сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, минеральных удобрений и кормовых добавок. В перерабатывающих отраслях были введены в действие 136 объектов с мощностями номенклатуры государственного плана. Среди них мощности по производству мяса, цельномолочной продукции, сахара, плодоовощных консервов, а также рыбообрабатывающие предприятия, элеваторы, комбикормовые и мельничные предприятия.
В лесах государственного значения были проведены лесовосстановительные работы на площади 2,2 миллиона гектаров. Из общего объема лесовосстановления посадка и посев леса составили около одного миллиона гектаров. Были осуществлены работы по созданию защитных лесных насаждений на оврагах, балках, песках и пастбищных землях колхозов и совхозов на площади 120 тысяч гектаров.
Осуществлялись меры по перестройке инвестиционной политики, повышению эффективности работы строительного комплекса. По сравнению с 1986 годом количество сооружаемых производственных строек сократилось на 11 процентов. В общем объеме государственных капитальных вложений доля затрат, финансируемых за счет собственных средств предприятий и организаций, составила 18 процентов против 3,1 процента в 1986 году. Значительно возрос объем инвестиций в машиностроительный комплекс. В основном был преодолен остаточный подход к строительству объектов социальной сферы. Введено в действие основных фондов на 9,2 миллиарда рублей больше, чем в 1986 году. Капитальные вложения за счет всех источников финансирования составили 203,5 миллиарда рублей. Задания по вводу в действие основных фондов и освоению капитальных вложений государственными предприятиями и организациями были выполнены соответственно на 92 и 97 процентов. Были сданы в эксплуатацию 1044 объекта с мощностями номенклатуры государственного плана, или 71 процент от числа предусмотренных на год.
В топливно-энергетическом комплексе были введены мощности турбинных электростанций на 11,2 миллиона киловатт: в строй действующих вступила Хмельницкая АЭС, введены турбины на Балаковской, Запорожской и Игналинской АЭС, Сургутской ГРЭС №2, Тюменской ТЭЦ №2, Таш-Кумырской ГЭС в Киргизской ССР. Были приняты мощности по добыче 27,1 миллиона тонн угля, в том числе на разрезах «Березовский» №1 (I очередь) в
Хмельницкая АЭС
Игналинская АЭС
Красноярском крае, «Восточный» в Павлодарской области, «Шубаркольский» в Карагандинской области.
Разрез «Березовский»
Сдана в эксплуатацию линейная часть магистральных газопроводов общей протяженностью 11,9 тысяч километров, в том числе около 3 тысяч километров на газопроводе Ямбург — Западная граница СССР.
Вместе с тем из 235 объектов не было введено 74, в их числе турбины на Загорской ГАЭС, Новосибирской ТЭЦ №5, Кемеровской ГРЭС, мощности по добыче угля на шахте «Ургал» в Хабаровском крае.
В металлургической комплексе были сданы в эксплуатацию мощности по добыче 3,3 миллиона тонн железной руды, по производству из нее концентрата — на 1,4 миллиона тона, выпуску стали — на 3 миллиона тонн, проката черных металлов — на 1,4 миллиона тонн, стальных труб — на 564 тысячи тонн. Среди них крупные мощности по производству стали на Череповецком металлургическом комбинате в Вологодской области, по добыче железной руды и производству из нее концентрата на Лебединском горно-обогатительном комбинате в Белгородской области, стальных труб на Волжском трубном заводе в Волгоградской области. Из предусмотренных на год 127 объектов не была введена третья часть, в том числе мощности по производству стали на Дальневосточном металлургическом заводе в Комсомольске-на-Амуре,
Дальневосточный металлургический завод, г. Комсомольск-на-Амуре.
кокса на Днепродзержинском коксохимическом заводе в Днепропетровской области, по переработке металлолома на заводах «Вторчермет» в Харькове и Московской области.
В машиностроительном комплексе были увеличены мощности по производству паровых турбин на Харьковском турбинном заводе,
Харьковский турбинный завод
металлорежущих станков на Алма-Атинском станкостроительном заводе, кабельных изделий на заводе «Камкабель» в Перми, тракторных прицепов на Джанкойском машиностроительном заводе в Крымской области. Из 200 объектов не была обеспечена сдача в эксплуатацию 34, среди них мощности по производству силовых полупроводниковых приборов на заводе в Аштараке Армянской ССР, кузнечно-прессовых машин на Нелидовском заводе гидравлических прессов в Калининской области, грузовых автомобилей на Ульяновском автомобильном заводе.
В химико-лесном комплексе были сданы в эксплуатацию мощности по Производству 450 тысяч тонн синтетического аммиака, 22 тысяч тонн химических волокон и нитей, 51 тысячи тонн синтетических смол и пластических масс, 258 тысяч тонн бумаги. В числе введенных мощности по производству синтетического аммиака в Кемеровском производственном объединении «Азот», химического волокна в производственном объединении «Полимир» в Витебской области. Из 100 объектов не введено 44. Не сданы в эксплуатацию мощности по производству эпоксидных смол в Ленинградском научно-производственном объединении «Пигмент», синтетического аммиака на Россошанском химическом заводе в Воронежской области, серной кислоты на Балаковском химическом заводе в Саратовской области и суперфосфатном заводе в Сумгаите Азербайджанской ССР и другие.
В строительном комплексе возросли мощности по производству цемента, асбестоцементных труб и муфт, керамических облицовочных плиток, стальных строительных конструкций, сборных железобетонных конструкций и изделий. Не было введено 26 объектов из 94, предусмотренных на год. На Каспском цементном заводе в Грузинской ССР не были сданы в эксплуатацию мощности по производству цемента, на заводах керамических стеновых материалов в Шахтах Ростовской области и Евпраксино Астраханской области — по производству кирпича.
В легкой промышленности введены в действие мощности по производству верхнего и бельевого трикотажа, готовых тканей, швейных изделий и обуви. Вместе с тем план по вводу в действие мощностей не был выполнен. Из 110 объектов, предусмотренных к вводу, в строй вступило 88.
Была расширена транспортная сеть страны. Построено более 600 километров новых железнодорожных линий, вторых путей, около 26 тысяч километров автомобильных дорог с твердым покрытием.
Во всех народнохозяйственных комплексах продолжало иметь место строительство предприятий и объектов по проектам, технико-экономические показатели которых не отвечали современным требованиям. Сроки строительства превышали нормативные.
Объем подрядных работ, выполненный строительно-монтажными организациями, возрос на 5 процентов, по организациям строительного комплекса — на 6 процентов, производительность труда — соответственно на 6,0 и 7,8 процента. Весь прирост объема работ был получен за счет роста производительности труда.
Вместе с тем перестройка в строительстве осуществлялась еще медленно. План подрядных работ в целом по строительным организациям был выполнен на 99,8 процента. Из 31 министерства и ведомства строительного комплекса с планом подрядных работ справились только 12. Около 40 процентов строительно-монтажных организаций не выполнили план по объему подрядных работ, почти каждая третья — по росту производительности труда.
Строительные министерства не приняли мер по концентрации материально-технических и трудовых ресурсов на пусковых объектах. Выполнение задания по подрядным работам на таких объектах составило 99 процентов и не обеспечено почти всеми строительными министерствами.
Всеми видами транспорта общего пользования было отправлено грузов более 13 миллиардов тонн, план перевыполнен на 1,4 процента. Среднее расстояние перевозки тонны груза всеми видами транспорта осталось на уровне 1986 года и составило 613 километров, на железнодорожном транспорте — 945 километров. Все виды транспорта справились с заданиями по производительности труда работников на перевозках. На морском транспорте план по этому показателю перевыполнен на 8,5 процента, по сравнению с 1986 годом производительность труда возросла на 9,7 процента, на железнодорожном транспорте — соответственно на 7,6 и 6,8, в гражданской авиации — на 3,1 и 3,8 процента.
Пассажирооборот всех видов транспорта возрос на 2,5 процента и достиг 1.084 миллиардов пассажиро-километров. На транспорте общего пользования продолжало иметь место большое количество аварий. На железнодорожном транспорте увеличилось по сравнению с 1986 годом число крушений и аварий поездов.
Железнодорожным транспортом выполнен общий план отправления грузов, в том числе каменного угля, нефти и нефтепродуктов, руды, черных металлов, цемента, минеральных удобрений, зерна и продуктов перемола и других грузов. Вместе с тем меньше, чем предусмотрено планом, перевезено торфа и торфяной продукции, флюсов, металлических конструкций, лесных грузов, огнеупоров, гранулированных шлаков, скоропортящихся продовольственных грузов. Значительны потери грузов при их перевозке.
Из 32 железных дорог с заданием по отправлению грузов не справились 9, в том числе Куйбышевская, Приволжская, Западно-Сибирская, Закавказская, Горьковская.
Ухудшились показатели использования грузовых вагонов. Оборот вагона по сравнению с 1986 годом замедлен на 5 часов. На подъездных путях многих предприятий — грузоотправителей в грузополучателей допускались сверхнормативные простои вагонов, их повреждения. Среднее время простоя вагона на подъездных путях и станциях по вине предприятия превысило за год норму на 0,7 часа, или на 10 процентов, в том числе предприятий Минприбора СССР — на 82 процента, Минторга СССР — на 71, Центросоюза — на 70, Минюгстроя СССР — на 50, Миннефтепрома СССР — на 48 процентов. Без отклонения от расписания прибыло только 85 процентов пассажирских поездов (без пригородных).
На морском транспорте задание по перевозкам грузов в заграничном плавании реализовано на 101 процент, но не достигнут плановый уровень отправления грузов в каботажном плавании, из 16 пароходств с заданиями не справились 6. Речным транспортом выполнен план отправления грузов и по стране, и всеми союзными республиками.
Не был выполнен план транспортировки грузов в прямом железнодорожно-речном сообщении. Меньше задания и уровня предыдущего года перевезено пассажиров.
Гражданская авиация перевыполнила план по отправлению пассажиров на 4 процента, по авиационно-химическим работам в сельском и лесном хозяйствах — на 6 процентов. Каждый пятый самолет прибыл в пункт назначения с отклонением от расписания.
На автомобильном транспорте с заданием по перевозке грузов не справились минавтотрансы Молдавской ССР, Туркменской ССР и Узбекской ССР. Доходы от перевозок пассажиров автобусами общего пользования и легковыми такси возросла по сравнению с 1986 годом на 3 процента и составила 8,1 миллиарда рублей.
Ухудшилось использование грузовых автомобилей: возросли удельный вес простоев исправных машин и доля пробега без груза, сократилась производительность автомобилей на тонну грузоподъемности.
Газопроводами Мингазпрома СССР было подано товарного газа на 0,7 процента выше задания.
На городском электрическом транспорте перевозки пассажиров возросли на 3 процента, перевезено 25 миллиардов человек.
В 1987 году были введены новые участки метрополитена в Москве, Ленинграде, Горьком, Новосибирске, Куйбышеве, Ташкенте. Открыто троллейбусное сообщение в Антраците (Ворошиловградская область) в Бухаре. Увеличилась длина линий скоростного трамвая, им перевезено 166 миллионов пассажиров.
Метро в Новосибирске
Предприятия связи выполнили план доходов от основной деятельности, по сравнению с 1986 годом услуги связи возросли на 6 процентов. Отрасль справилась с заданием по увеличению числа основных телефонных аппаратов на городских и сельских телефонных сетях.
Метро в Ташкенте
IV. Социальное развитие и повышение уровня жизни народа
Численность населения на начало 1988 года составила 284,5 миллиона человек. В 1986—1987 годах в стране отмечался более высокий прирост населения — почта 2,9 миллиона человек в среднем за год против 2,4 миллиона в 1981 — 1985 годах. Под влиянием происходивших в стране позитивных изменений, обеспечения приоритетного развития социальной сферы, расширения ее материальной базы, осуществления мер по укреплению семьи улучшалась демографическая ситуация. Существенно снизалась смертность населения. В 1986 и 1987 годах в среднем умерло на 200 тысяч человек меньше, чем в 1984 году.
Средняя продолжительность предстоящей жизни возросла почти на 2 года и составляет в настоящее время 69,6 года. В истекшем году родилось 5,6 миллиона детей против 4,9 миллиона в 1980 году.
ОПЛАТА ТРУДА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве составила 201 рубль против 196 рублей в 1986 году. Значительно выше (300 рублей и более) уровень оплаты труда квалифицированных сталеваров, кузнецов, токарей, операторов по добыче нефти и газа, операторов по подземному ремонту скважин, машинистов бульдозеров и экскаваторов, горнорабочих, забойщиков и других. Среднемесячная оплата труда колхозников увеличилась со 163 рублей до 167 рублей.
Осуществлены мероприятия, предусмотренные планом на 1987 год, по повышению заработной платы. Повсеместно завершено повышение заработной платы учителям в другим работникам народного образования, предусмотренное Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В результате заработная плата учителей начальных классов выросла на 53 процента, учителей средних и старших классов — на 33 процента, преподавателей средних специальных и профессионально-технических учебных заведений — на 25 процентов. Расширены льготы по оплате труда работников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Продолжается поэтапное повышение заработной платы работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения. Введены надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в южных районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Тувинской АССР.
Установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не были введены ранее, на Урале и в производственных отраслях северных и восточных районов Казахской ССР.
Для повышения заинтересованности рабочих и служащих в переходе на многосменный режим наряду с выплатами за работу в ночное время введены доплаты за работу в вечернюю смену на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, расширены возможности морального поощрения. Повышены доплаты за работу в ночное время работникам предприятий хлебопекарной и макаронной промышленности.
В производственных отраслях народного хозяйства осуществлялось повышение заработной платы за счет средств, заработанных трудовыми коллективами. По учету на 1 января 1988 года на новые условия оплаты труда было переведено 26 миллионов человек, или 37 процентов общей численности рабочих и служащих, подлежащих переводу в текущей пятилетке.
Население получило из общественных фондов потребления выплат и льгот на сумму 162,5 миллиарда рублей, что на 7,5 миллиарда рублей больше, чем в 1986 году. С учетом этих выплат и льгот заработная плата рабочих и служащих составила 287 рублей, оплата труда колхозников от общественного хозяйства колхозов — 248 рублей в месяц.
Повышены размеры пособий инвалидам с детства, установлены дополнительные льготы участникам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих, отменено взимание с молодоженов налога на малосемейных граждан в течение первого года с момента регистрации брака. Продолжалось увеличение пенсий рабочим, служащим и их семьям, назначенных десять и более лет назад.
Осуществлялись меры по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Повышался уровень материальных и жилищно-бытовых условий ряда категорий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, аспирантов.
Увеличена продолжительность оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком до 14 дней. Погашались облигации Государственных внутренних займов. Трудящиеся увеличили свои вклады в сберегательные кассы на 24 миллиарда рублей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ
Потребление населением материальных благ и услуг увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 3,3 процента. Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли составил 341,1 миллиарда рублей и возрос по сравнению с 1986 годом (в фактических ценах) на 9,2 миллиарда рублей. Однако денежные доходы населения увеличивались быстрее товарооборота и фонда потребления, вследствие чего возрос неудовлетворенный спрос. В целом по стране план товарооборота не выполнен по общему объему на 12,6 миллиарда рублей. Выполнение плановых заданий обеспечено Белорусской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР и Эстонской ССР.
Осуществлялось сокращение производства и реализации алкогольных напитков. Их было продано на 13 процентов меньше, чем в 1986 году. Заметно улучшилась структура розничного товарооборота. Реализация продуктов питания и непродовольственных товаров увеличилась на 3,1 процента.
Меры по реализации Продовольственной программы позволили нормализовать торговлю многими продуктами литания — растительными жирами, макаронными изделиями, хлебом, цельномолочной продукцией, яйцами. Однако ассортимент их не всегда отвечал запросам населения.
Несмотря на увеличение реализации мясных и молочных продуктов, не удалось преодолеть напряжение в обеспечении населения мясом и животным маслом. В ряде районов страны продажа их регламентировалась. В то же время еще не везде использовались возможности нового порядка планирования, позволяющего за счет наращивания производства обеспечить прибавку продукции для местного снабжения.
Неудовлетворительное положение складывалось с обеспечением населения картофелем и плодоовощной продукцией, ассортимент и качество их зачастую не соответствовали спросу населения. Не развернута должным образом торговля этой продукцией на рынках колхозами, совхозами и потребительской кооперацией. Продолжает удерживаться высокий уровень цен рыночной торговли.
На основе Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг осуществлялись меры по увеличению выпуска, улучшению ассортимента и повышению качества изделий и услуг для населения.
Вместе с тем не в полной мере удовлетворяется спрос населения на многие виды одежды, трикотажных изделий, не ослабевает острый дефицит обуви в торговле. Положение осложняется несбалансированностью в спросе и предложении товаров по их ассортименту и качеству. В торговле накопилось на 1,4 миллиарда рублей неходовых и залежалых товаров устаревших фасонов, моделей, конструкций.
Торговыми организациями не принималось должных мер по расширению продажи товаров за счет вовлечения ресурсов из внутренних резервов. Неудовлетворительно развивалось общественное питание, комиссионная торговля непродовольственными товарами, особенно продукцией, изготовленной в порядке индивидуальной трудовой деятельности.
Больше стало поступать в торговлю лес лесных и строительных материалов. По сравнению с 1986 годом продажа их увеличилась в 1,2 раза. Однако спрос населения удовлетворялся не в полной мере, особенно на местные строительные материалы. Установленное на 1987 год задание по продаже их населению выполнено на 49 процентов, а в РСФСР — на 26, Казахской ССР — на 36 процентов.
Крайне слабо организована продажа деловых отходов производства, некондиционных изделий, годовое задание по их реализации выполнено наполовину. Продажу этой продукции осуществляли немногим более 2 тысяч магазинов, из них лишь около 600 — специализированных.
Объем платных услуг, предоставленных населению, составил 53,6 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 1986 годом на 8,1 процента. План выполнен на 95,2 процента. С заданиями не справились РСФСР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР. Не обеспечено выполнение планов реализации платных услуг населению предприятиями и организациями 41 министерства и ведомства из 47, которым установлено государственное задание по развитию таких услуг.
Не преодолены сложившиеся диспропорции в удовлетворении потребностей населения в различных видах платных услуг. Три четверти всего их объема приходилось на бытовое, жилищно-коммунальное и транспортное обслуживание.
Не получила должного развития сфера платных услуг на предприятиях, подавляющую часть их составляли услуги традиционного характера. Крайне мало оказывалось по месту работы услуг физической культуры и спорта, клубных и культурно-просветительных учреждений. Объем реализации бытовых услуг составил 12,1 миллиарда рублей и возрос по сравнению с 1986 годом на 12,3 процента. План выполнен на 101,1 процента. Вместе с тем не обеспечено выполнение плана Узбекской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР.
По-прежнему население испытывало трудности в получении отдельных видов бытовых услуг (ремонте жилищ, мебели, сложной бытовой техники, автомобилей, швейных, трикотажных изделий и других). Многочисленны нарекания населения на длительные сроки и некачественное исполнение заказов. На низком уровне находится бытовое обслуживание сельских жителей. Несмотря на то, что предприятия службы быта более года работают в новых условиях хозяйствования, еще слабо внедрялись хозрасчет, бригадный подряд, договорная система и другие формы организации и оплаты труда.
Существенным дополнением к государственной системе удовлетворения запросов населения в товарах и услугах призваны стать кооперативные и индивидуальные формы трудовой деятельности.
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Последовательно осуществлялась программа по обеспечению каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом. За счет всех источников финансирования построено 2,3 миллиона новых благоустроенных квартир общей площадью 129,7 миллиона квадратных метров. Жилищные условия улучшили свыше 11 миллионов человек. План строительства жилья в целом перевыполнен.
Вместе с тем не обеспечено выполнение годового задания по вводу в действие жилых домов за счет государственных капитальных вложений Минчерметом СССР, Минэлектротехпромом СССР, Минприбором СССР, Минудобрений СССР, Минлегпромом СССР и рядом других министерств и ведомств, а также Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР и Армянской ССР.
Жилищный фонд страны составил 4,3 миллиарда квадратных метров общей площади. В среднем на одного жителя приходилось 15,2 квадратных метра общей площади, в том числе 10,3 квадратных метра жилой. Вместе с тем в 1987 году в исполкомах Советов народных депутатов, на предприятиях и в организациях в городах и поселках городского типа было зарегистрировано и состояло на учете для улучшения жилищных условий около 13 миллионов семей и одиночек.
Капитально отремонтировано более одного миллиона квартир общей площадью 61 миллион квадратных метров. При этом были модернизированы, включая реконструкцию за счет средств капитального ремонта, около 100 тысяч квартир общей площадью 5,5 миллиона квадратных метров, что позволило улучшить жилищные условия свыше 300 тысяч человек.
Ряд министерств (Минхимпром СССР, Минэлектротехпром СССР, Минстройматериалов СССР и другие) не выполнил установленные задания по капитальному ремонту жилищного фонда и по ликвидации ветхого и аварийного жилья. В целом по стране находилось в эксплуатации свыше 70 миллионов квадратных метров общей площади жилищ с предельной степенью износа (ветхого) и аварийного (3 процента государственного, общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов) с числом проживающих около 7 миллионов человек.
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Различными видами обучения было охвачено около 110 миллионов человек. В соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы осуществлялся прием в школу детей в возрасте шести лет. В 1987/88 учебном году по программе первого класса обучалось 42 процента детей шестилетнего возраста, из них 0,6 миллиона — в дошкольных учреждениях. В Грузинской ССР, Литовской ССР и Белорусской ССР в основном осуществлен переход к обучению детей с шестилетнего возраста. В 1987 году среднее образование подучили 4 миллиона юношей в девушек. В постоянных дошкольных учреждениях воспитывалось 17 миллионов, или 58 процентов, детей соответствующего возраста. При этом 1,2 миллиона детей находилось в дошкольных учреждениях сверх установленных санитарных норм и 1,5 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные учреждения.
За счет всех источников финансирования сданы в эксплуатацию общеобразовательные школы на 1,5 миллиона ученических мест, профессионально-технические учебные заведения — на 137 тысяч ученических мест, дошкольные учреждения — на 678 тысяч мест. По сравнению с 1986 годом ввод в действие общеобразовательных школ увеличился на 18 процентов, профтехучилищ — на 61, дошкольных учреждений — на 7 процентов. Однако план ввода в действие выполнен только по общеобразовательным школам. По профтехучилищам не обеспечено выполнение заданий Минэнерго СССР, Минсельхозмашем СССР, Миннефтегазстроем СССР и другими, а также в РСФСР, Грузинской ССР, Таджикской ССР и Эстонской ССР; дошкольным учреждениям — Минприбором СССР, Минстройдормашем СССР; в РСФСР, Грузинской ССР, Молдавской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР.
Высшие учебные заведения подготовили 0,8 миллиона, средние специальные учебные заведения — 1,3 миллиона специалистов.
Средние специальные учебные заведения приняли в 1987 году 1,5 миллиона учащихся, или на 0,2 процента больше, чем в 1986 году. Прием в высшие учебные заведения по сравнению с предыдущим годом сократился на один процент и составил 1,1 миллиона человек.
В 1987 году издано более 2 миллиардов экземпляров книг и брошюр.
Культурно-просветительную работу среди населения проводили 134 тысячи массовых библиотек с книжным фондом свыше 2 миллиардов экземпляров, 138 тысяч клубных учреждений на 28 миллионов мест, 153 тысячи киноустановок, более 2 тысяч музеев и 0,6 тысячи профессиональных театров. Число посещений киносеансов за год составило около 4 миллиардов, или в среднем на одного жителя 14. Все еще имеется ряд крупных сельских населенных пунктов, где в течение года не демонстрировались кинофильмы.
Клубов и домов культуры за счет всех источников финансирования построено на 396 тысяч мест. План значительно недовыполнен. Не введено ни одного клубного учреждения Минсельхозмашем СССР, Минэнерго СССР, Миннефтепромом СССР.
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
Медицинскую помощь населению оказывали 1,2 миллиона врачей и 3,3 миллиона лиц среднего медицинского персонала; на одного врача приходилось 230 жителей, на одну медсестру (фельдшера и других) — 86. Возросла сеть больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений. Сдано в эксплуатацию больниц на 75 тысяч коек. План ввода в действие их не выполнен. Серьезное отставание допустили Минудобрений СССР, Мингазпром СССР, Минчермет СССР, а также РСФСР, Грузинская ССР, Молдавская ССР, Армянская ССР.
Выполнен план ввода амбулаторно-поликлинических учреждений; их построено на 207 тысяч посещений в смену. Снизилась заболеваемость гриппом и острыми инфекциями верхних дыхательных путей, туберкулезом, сократилось числе травм в быту. Но несмотря на снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, экономические потери вследствие болезней, травм, а также ухода за больными детьми значительны. По этим причинам каждый работающий в среднем 9 дней за год не являлся на работу. В целом по народному хозяйству потери составили свыше одного миллиарда рабочих дней.
Потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи удовлетворялся не полностью. Существенно отставал уровень медицинского обслуживания сельского населения. В серьезном укреплении нуждалась материально-техническая база медицинских учреждений.
Затраты на охрану труда за год увеличились на 7 процентов, составив 6,3 миллиарда рублей (50 рублей в среднем на одного работающего), но уровень травматизма на производстве снижается медленно.
Продолжалось развитие сети санаториев и учреждений отдыха. Общая численность лечившихся в отдыхавших в них составила 69 миллионов человек, из них 42 миллиона — на туристских маршрутах и базах. Вместе с тем потребности населения в организованном отдыхе обеспечивались не в полной мере, недостаточно развивалась сеть специализированных санаториев, медленно осваивались курорты местного значения. Расширилась сеть спортивных сооружений. В то же время обеспеченность ими, а также спортивным инвентарем и оборудованием недостаточна. Внедрение физической культуры в повседневный быт населения осуществлялось неудовлетворительно. Только треть занятого населения систематически занимается физкультурой и спортом.
Значительное влияние на сокращение травматизма и смертности оказала борьба с пьянством и алкоголизмом. Смертность трудоспособного населения уменьшилась по сравнению с 1984 годом на 20 процентов, а смертность мужчин этого возраста от несчастных случаев — на 37 процентов. Тем не менее уровень смертности трудоспособного населении продолжал оставаться высоким.
Детская смертность в 1987 году была на уровне 1986 года — 25 детей в возрасте до года на 1.000 родившихся (в 1985 году—26 детей). Существующий уровень детской смертности все еще высок, что в значительной степени связано с серьезными недостатками в организации медицинской помощи женщинам и детям.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Осуществлялась работа по снижению загрязнения атмосферного воздуха и водоемов, более рациональному использованию земельных, водных, лесных, минеральных ресурсов, а также охране и восстановлению животного мира. Усилен контроль за осуществлением дополнительных мер по улучшению охраны окружающей среды в районах озер Байкал и Ладожское. Прекращена реализация ряда проектов, не соответствующих современным экологическим требованиям, в частности, строительство Даугавпилсской ГЭС, проектирование фосфоритного рудника в Эстонской ССР.
Выбросы вредных веществ в воздушный бассейн от стационарных источников уменьшились на 2 миллиона тонн. В результате эксплуатации имевшихся и ввода новых систем оборотного и повторного использования воды экономия водозабора превысила по размеру среднегодовой сток Волги. Организован ряд новых заповедников и других охраняемых территорий. Общая сумма затрат на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (включая расходы на ведение лесного хозяйства) составила более 10 миллиардов рублей, в том числе 2,6 миллиарда рублей государственных капитальных вложений.
Вместе с тем практически не улучшалось положение с охраной атмосферного воздуха в ряде городов страны с напряженной экологической ситуацией, в частности, в Джамбуле, Душанбе, Могилеве, Тольятти.
В результате срыва заданий по вводу в действие водоохранных сооружений не прекращен сброс загрязненных сточных вод по производственным канализациям Сакского химического завода Минхимпрома СССР (Крымская область), Кольчугинского завода по обработке цветных металлов Минцветмета СССР (Владимирская область), производственного объединения «Грознефтеоргсинтез» Миннефтехимпрома СССР и ряда других предприятий; не выполнен план по вводу комплекса коммунальных очистных сооружений в Баку.
На отдельных предприятиях Минцветмета СССР, Мингазпрома СССР, Минхимпрома СССР, Минэлектротехпрома СССР, МПС СССР и некоторых других министерств допущены залповые выбросы вредных веществ в атмосферу, а на предприятиях Минчермета СССР, Минэнерго СССР, минжилкомхозов Украинской ССР и РСФСР, Минуглепрома СССР и других — аварийные сбросы загрязненных сточных вод.
В связи с нарушениями природоохранительного законодательства приостанавливалась работа отдельных производств на предприятиях Минмедбиопрома СССР, Минудобрений СССР, Минхимпрома СССР, Минэлектротехпрома СССР, Мингазпрома СССР и других. В частичное возмещение нанесенного ущерба на предприятия налагались экономические санкции; руководители многих организаций были оштрафованы.
Государственный комитет СССР по статистике
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других