Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4

Борис Мирошин

В четвертой части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. Важнейшим событием1988 года стала XIX партийная коференция КПСС, наметившая пути демократизации советской политической системы. В это время автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, испытывал на себе давление партийного аппарата, вплоть до снятия с должности и исключения из партии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пленум ЦК КПСС. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению

На рассмотрение Пленума внесен вопрос «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению». С докладом по этому вопросу выступил член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Е. К. Лигачев.

С большой речью на Пленуме выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев.

На Пленуме рассмотрены организационные вопросы. Пленум избрал т. Маслюкова Ю. Д. кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.

Маслюков

Разумовский

Бакланов

Пленум избрал секретаря ЦК КПСС т. Разумовского Г. П. кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.

Пленум избрал секретарем ЦК КПСС т. Бакланова О. Д.

Пленум освободил т. Ельцина Б. Н. от обязанностей кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС.

Пленум перевел из кандидатов в члены ЦК КПСС т. т. Болдина В. И. — заведующего Общим отделом ЦК КПСС, Геллерт Н. В. — механизатора совхоза имени Амангельды, Казахская ССР, Мироненко В. И. — первого секретаря ЦК ВЛКСМ.

Постановление Пленума Центрального Комитет КПСС от 18 февраля 1988 года. О ХОДЕ ПЕРЕСТРОЙКИ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ЗАДАЧАХ ПАРТИИ ПО ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза подчеркнул, что перестройка общеобразовательной и профессиональной школы, высшего и среднего специального образования занимала особое место в комплексе задач, которые решались партией на современном историческим этапе.

Цель осуществляемых преобразований состояла в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и воспитание молодежи, подготовки и повышения квалификации кадров, создать тем самым необходимые условия для ускорения социально-экономического и духовного прогресса советского общества, решения задач, поставленных XXVII съездом КПСС.

I

1.Пленум Центрального Комитета КПСС отмечал, что ходе перестройки системы народного образования усилилось внимание партийных, советских и хозяйственных органов, общественных организаций к проблемам средней и высшей школы. Происходили некоторые позитивные изменения в содержании образования, в трудовом воспитании учащихся. Развивалась подготовка рабочих широкого профиля в системе профессионально-технического образования. Нарастал процесс объединении сил высшей школы, науки и производства. Возросли ассигнования на народное образование.

2. Вместе с тем Центральный Комитет КПСС считал, что глубина и темпы преобразований в средней и высшей школе не отвечали потребностям общества на новом этапе перестройки. На таких важных направлениях, как совершенствование методов обучения и воспитания, техническая оснащенность, управление учебно-воспитательным процессом, подготовка педагога, подвижки были пока незначительны. Не получал должного распространения передовой педагогический опыт.

Разработанные до апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС установки реформы не были подкреплены мерами по демократизации системы народного образования. В ее осуществление по-настоящему не включились педагоги, родители, широкие круги общественности, трудовые коллективы, в ходе реформы деятельность учебных заведений ориентировалась на удовлетворение потребностей в трудовых ресурсах экстенсивно развивавшегося народного хозяйства. Возникли проблемы и сложности в практике совмещения общеобразовательной подготовки с профессиональной и в школе, и в системе профессионально-технического образования.

Недостаточна была организаторская работа по проведению реформы. Минпрос СССР, Госпрофобр СССР, а также органы народного образования на местах проявляли пассивность, неповоротливость в решении назревших проблей развития образования. Помощь учителям зачастую сводился к общим установкам, мелочной регламентации. Слабо разворачивал работу по перестройке высшей и средней специальной школы Минвуз СССР. Не уделяли необходимого внимания решению вопросов народного образования партийные комитеты, советские и хозяйственные органы на местах. Медленно преодолевался остаточный подход к нуждам образования, учебных заведений со стороны многих отраслевых министерств и ведомств.

3. Центральный Комитет КПСС выдвигал перед партийными, государственными органами, общественными организациями задачу обеспечить перелом в перестройке народного образования в соответствии с решениями XXVII съезда партии, положениями Программы КПСС. Как один из решающих факторов экономического и социального прогресса, могучее средство сохранения, развития и передачи от поколения к поколению накопленных человечеством духовных богатств образование должно было быть приоритетным в государственной политике.

Пленум ЦК КПСС исходил из того, что решающей фигурой перестройки всей системы образования являлся учитель, преподаватель. От его знаний, педагогического мастерства, активной, убежденной, страстной позиции в решающей степени зависел успех намеченных преобразований. Долг партийных и советских органов — в корне, решительно, без проволочек и колебаний изменить отношение к учителю, избавить его от мелочной опеки, разгрузить от чуждых преподавательскому труду обязанностей, поддерживать творческий, новаторский поиск, максимально высвобождать время для главного — обучения в воспитания учащихся.

II

1. Пленум Центрального Комитета КПСС признавал целесообразным внести изменения в установки реформы образования, имея в виду:

формирование и реализацию концепции всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, всестороннего развития личности;

масштабное техническое переоснащение общеобразовательной, профессиональной и высшей школы, применение, начиная с тринадцатой пятилетки, в планировании развития народного образования научно обоснованных нормативов;

устранение ведомственных перегородок и проведение на деле единой государственной политики в области народного образования, прочное взаимодействие всех типов учебных заведений, научных и производственных коллективов;

всемерную демократизацию народного образования, повышение самостоятельности и ответственности коллективов учебных заведений;

преобразование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, коренное улучшение научно-исследовательской работы в области народного образования.

В профессиональной и средней специальной школе развивать подготовку рабочих и специалистов преимущественно на базе среднего образования, сохранив возможность для молодежи получать профессиональное образование после окончания неполной средней школы. В общеобразовательной школе обучение рабочим профессиям осуществлять по желанию учащихся и родителей по мере создания необходимых условий.

2. Переход ко всеобщему среднему образованию молодежи радикально изменил социальную роль общеобразовательной школы в обществе, резко повысил ее ответственность за эффективность обучения и воспитания, выдвинул требование — наполнить современным содержанием ленинские принципы социалистической школы как школы единой, трудовой, политехнической.

ЦК КПСС придавал принципиальное значение тому, чтобы наша школа, являясь единой, давала всем своим выпускникам полноценное среднее образование и открывала перед ними равные возможности. Единство целей и задач образования должно было органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания.

Следовало уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии с их запросами и склонностями. Развивать сеть специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов.

Школа была призвана способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений, давать им разнообразные трудовые навыки. Труд учащихся должен был быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости.

Необходимо было последовательно углублять политехнизацию школы, давать основные представления о новых технологиях, современные экономические, правовые, экологические знания, обеспечивать постоянное соответствие уровня среднего образования требованиям научно-технического и духовного прогресса. Следовало ускорить создание разветвленной государственной службы профессиональной ориентации молодежи, важным звеном которой должна была выступать общеобразовательная школа.

Общеобразовательная, трудовая, общекультурная и нравственная подготовка в школе была призвана помочь молодым людям осознанно, с учетом потребностей общества выбирать профессию, сферу труда, пути продолжения образования, деятельно участвовать в общественно-политической жизни.

3. Важнейшим условней ускорения социально-экономического развития являлись обеспечение высокого качества профессиональной и общеобразовательной подготовки рабочих кадров, рост политического и гражданского сознания молодого пополнения рабочего класса. На решении этой важной задачи необходимо было сконцентрировать внимание системы профессионально-технического образования, учебно-производственной сети отраслей народного хозяйства. Следовало и дальше развивать профессионально-технические училища при базовых предприятиях, а также межотраслевые специализированные училища, способные готовить квалифицированных рабочих по сложным и интегрированным профессиям. Всемерно расширять практику подготовки и переподготовки рабочих кадров по договорам с объединениями и предприятиями. Усилить государственный контроль за качеством подготовки рабочих кадров во всех формах профессионального обучения.

4. Партийные, государственные и хозяйственные органы, общественные организации были обязаны наращивать усилия по перестройке высшей и средней специальной школы. Пленум Центрального Комитета КПСС подчеркивал, что намеченная программа преобразований должна была осуществляться комплексно. Задачи коренного повышения качества подготовки специалистов, их рационального использования в народном хозяйстве, дальнейшего развития научных исследований необходимо было решать на основе укрепления связей высшей школы с производством, с практикой. В этих целях:

формировать гибкую систему подготовка кадров, обеспечивающую своевременное удовлетворение потребностей общества в специалистах различного профиля и отвечающую требованиям научно-технического прогресса, радикальной реформы экономики, демократизация и развития самоуправления. Поднять качество подготовки специалистов во всех учебных заведениях, укреплять, а при необходимости преобразовывать слабые в кадровом и материально-техническом отношении вузы в филиалы ведущих университетов и институтов;

энергично внедрять эффективные формы интеграции высшего образования с производством и наукой, совершенствовать организационно-экономический механизм взаимодействия высшей школы с отраслями народного хозяйства;

создавать совместные учебно-научно-производственные комплексы вузов и предприятий, научно-исследовательские институты и лаборатории двойного подчинения (академий наук и Минвуза). Развивать договорные отношении вузов с предприятиями и объединениями, предусмотрев возможность направления выпускников на работу по прямым договорам вузов с предприятиями;

обеспечить существенное увеличение вклада ученых высшей школы в разработку проблем общегосударственной значимости. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Минвузом СССР и Академией наук СССР при разработке концепции экономического и социального развития СССР на период 1991—2005 годов предусмотреть увеличение доли государственных ассигнований на развитие научных исследований в высшей школе.

Минвузу СССР, отраслевым министерствам и ведомствам предстояло вывести на качественно новый уровень среднюю специальную школу, своевременно вносить изменения в структуру и содержание подготовки кадров, в формы организации учебно-воспитательного процесса. Следовало полнее ориентировать деятельность этих учебных заведений на подготовку организаторов первичных трудовых коллективов, специалистов по новейшим направлениям техники и технологии.

5. Пленум ЦК КПСС обязывал министерства и ведомства, партийные организации уделить особое внимание реализации разработанных Политбюро ЦК КПСС мер по созданию государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Необходимо было завершить формирование соответствующей сети учебных заведений, максимально используя возможности высшей и средней специальной школы, профессионально-технических училищ, всемерно развивая различные формы массового производственного обучения.

6. Поручить Совету Министров СССР с учетом обсуждения на Пленуме ЦК КПСС внести предложения об изменениях и дополнениях в ранее принятые документы по реформе общеобразовательной и профессиональной школы, перестройке высшего и среднего специального образования.

III

1. Пленум Центрального Комитета КПСС выдвигал в качестве практической задачи осуществление стратегической установки XXVII съезда КПСС о создании в стране системы непрерывного образования, охватывающей все звенья воспитания и образования — дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательную и профессионально-техническую школу, высшие и средние специальные учебные заведения, систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Внутренней потребностью, повседневным делом каждого человека, неотъемлемой составной частью советского образа жизни должно было стать самообразование.

Важно было предоставить каждому человеку возможность постоянного пополнения знаний через разнообразные формы обучения, в том числе экстернат, систему политической и экономической учебы, народные университеты, различные курсы, лектории. В этих целях необходимо было активнее использовать средства массовой информации, в особенности телевидение и книгоиздательское дело. Стремление к овладению знаниями, духовному росту должно было широко поощряться, получать общественное, государственное признание.

2. Решающей предпосылкой ускорения перестройки средней и высшей школы являлось более полное воплощение ленинских принципов организации школьного дела, создание современной демократической структуры управления народным образованием.

В этих целях требовалось широкое развертывание самоуправленческих начал, предоставление учебным заведениям самостоятельности, необходимых для этого полномочий, повышение их ответственности за высокое качество обучения и воспитания молодого поколения. В школах и профессионально-технических училищах целесообразно было создать общественные органы — советы, в которых наряду с педагогическими работниками должны были быть широко представлены учащиеся, трудовые коллективы, общественные организации, родители. Развивать коллегиальные, демократические формы в управлении высшими и средними специальными учебными заведениями. Последовательно осуществлять принцип выборности и отчетности руководителей учебных заведений и их основных подразделений.

Считать целесообразным создание государственно-общественных органов управления образованием при Советах народных депутатов в районах и городах — советов по народному образованию, избираемых на конференциях. Их забота — поддерживать и распространять передовой опыт обучения и воспитания, развивать педагогический всеобуч, принимать меры для улучшения материального обеспечения учебных заведений.

Следовало усиливать взаимодействие всех звеньев народного образования, вести линию на создание условий для объединения их органов управления.

В научном обеспечении перестройки народного образования повысить роль и ответственность Академии педагогических наук СССР, провести ее реорганизацию, придав ей межведомственный характер, сосредоточив усилия ученых на комплексной разработке актуальных проблем формирования личности, непрерывного образования, коммунистического воспитания.

3. Пленум Центрального Комитета КПСС подчеркивал необходимость осуществить крупные меры по укреплению материально-технической базы народного образования, ее технической реконструкции.

Увеличить средства, направляемые на его развитие, с тем чтобы обеспечить полное удовлетворение потребностей в детских дошкольных учреждениях; переход в школах в основном на односменные занятия; создание необходимых условий для плодотворной работы педагогических вузов, институтов усовершенствования учителей; формирование в каждом районе и городе комплекса внешкольных учреждений; существенное укрепление материальной базы высшей, средней специальной и профессиональной школы; улучшение социально-бытовых условий преподавателей, студентов и учащихся. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик определить конкретные сроки решения этих задач по каждой республике и региону.

Осуществить широкомасштабные меры по техническому перевооружению учебных заведений. Предусмотреть разработку и расширение производства современных, отвечающих мировому уровню технических средств обучения, учебного и учебно-научного оборудования, приборов, детских игрушек как в системе народного образования, так и в отраслях народного хозяйства, ускорить разработку современных проектов учебно-воспитательных заведений и обеспечить в сжатые сроки переход на строительство их по этим проектам.

Необходимо было коренным образом улучшить дело подготовки и издания учебников и учебных пособий, педагогической литературы. В полной мере обеспечить потребности в них учащихся, учителей, родителей, организовать дополнительный выпуск учебников для свободной продажи.

IV

1. Важнейшей задачей партийных, советских, общественных организаций, педагогических коллективов Пленум Центрального Комитета КПСС считал усиление коммунистического воспитания учащейся молодежи, формирование ее сознания в духе перестройки.

Непреходящая задача — вырабатывать у молодежи диалектическое мышление, формировать у студентов и учащихся «цельное революционное миросозерцание» (В. И. Ленин), основываясь на единстве теоретической и практической деятельности партии по обновлению всех сфер жизни общества. Глубоко и доступно показывать богатство идей, содержащихся в решениях и материалах XXVII съезда партии, Пленумов ЦК КПСС, в докладе тов. Горбачева М. С. «Октябрь и перестройка: революция продолжается», его речи на настоящем Пленуме. Убедительно показывать преемственность поколений, разъяснять неразрывную связь происходящих в стране преобразований с героическими свершениями партии и народа, правдиво, с чувством ответственности раскрывать великое прошлое нашего народа, воспитывать у молодых людей стремление умножить исторический опыт борцов за социализм.

Вся практика преподавания обществоведческих дисциплин должна была вырабатывать способность к самостоятельным суждениям, помогать учащимся осознанно усваивать научные выводы, отражающие диалектику жизни. Воспитывать у молодежи высокую идейность, научно-материалистические взгляды, умение с четких классовых позиций оценивать общественные явления.

2. Школа была призвана всей своей деятельностью культивировать трудовой образ жизни, повышать престиж и воспитательную роль главного труда учащихся и студентов — учебы. Надо было утверждать в каждом учебном заведении атмосферу упорного учебного труда, заинтересованного, творческого, ответственного отношения к овладеваю знаниями. Наряду с повышением требовательности всячески усиливать стимулы к отличной учебе, поощрять участие молодежи в научном и научно-техническом творчестве, разнообразить формы этой работы. ЦК КПСС считал недопустимым отвлечение в учебное время студентов и учащихся на различные работы и мероприятия, не связанные с учебным процессом.

3. Необходимо было на практике учить молодежь жить и действовать в условиях углубляющейся демократии. В этих целях создавать в учебных заведениях все условия для открытости и гласности, взаимоуважения и сотрудничества учителей и учащихся, профессоров и студентов; прививать учащимся и студентам самостоятельность, открывать широкий простор их полезной инициативе и творчеству. Воспитывать общую, политическую и правовую культуру, — культуру социалистического демократизма, добиваться глубокого понимания молодежью конституционных прав и обязанностей гражданина СССР. Организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

4. Требовалось существенно усилить патриотическое и интернациональное воспитание юношества. Прививать с детства чувство сопричастности с традициями и ценностями Советской Родины, с великой историей нашей многонациональной страны, осознание священного долга быть верными защитниками своего Отечества. Вся атмосфера в учебных заведениях должна была быть проникнута духом интернационализма, дружбы и братства советских народов.

Следует активно развивать национально-русское двуязычие, коренным образом улучшить изучение и преподавание языков народов СССР, русского языка, добровольно принятого советскими людьми в качестве средства межнационального общения, расширять в школах практику совместного обучения на русском и родном языках. Поощрять изучение местного национального языка молодежью других национальностей. В вопросе о языке обучения были недопустимы никакие привилегии или ограничения, администрирование.

5. Усилить внимание к формированию коммунистической нравственности, атеистическому воспитанию подрастающего поколения. Необходимо было воспитывать у молодежи высокие духовные запросы и эстетические вкусы, потребность в физическом совершенствовании.

В целях усиления эстетического воспитания детей, девушек и юношей, привития им стойкого иммунитета к бездуховности, влиянию буржуазной «массовой культуры» необходимо было основательно знакомить их с лучшими достижениями мировой и отечественной культуры, всемерно развивать художественное творчество, умело и настойчиво пропагандировать подлинно народное искусство. Эту заботу вместе со школой должны были взять на себя комсомол, профсоюзы, творческие союзы, Министерство культуры СССР, Госкино СССР, Гостелерадио СССР.

Для широкого привлечения молодежи к физической культуре и спорту укреплять и эффективнее использовать независимо от ведомственной принадлежности имевшуюся базу учебных заведений, спортивных обществ, предприятий, улучшать подготовку физкультурных кадров, объединив в этих целях усилия органов народного образования, Госкомспорта СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Одной из неотложных задач ЦК КПСС считал всемерное обогащение воспитательной работы во внеучебное время, по месту жительства. Главное здесь — привлечь каждого ребенка, подростка, молодого человека к занятиям по интересам, наполнить их свободное время техническим и художественным творчеством, спортом, туризмом. Уделять постоянное внимание самодеятельным объединениям молодежи, содействовать общественно полезной направленности их деятельности, удовлетворению здоровых интересов и запросов юношества.

6. Партийные, советские, общественные организации, трудовые коллективы, общество в целом были призваны усилить заботу о формировании прочной, нравственно здоровой, духовно богатой семьи, заботу о женщине-матери, о детстве как будущем страны. Необходимо было повышать ответственность родителей за воспитание детей, подготовку их к жизни и труду. Углублять взаимодействие семьи, школы, трудовых коллективов.

Особого внимания требовала система дошкольного воспитания как важнейшая ступень становления личности, во многом определяющая ее последующее развитие.

7. Пленум ЦК КПСС обязывал ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы, райкомы партии решительно повысить уровень политического руководства сферой образования и воспитания детей и молодежи, глубоко вникать в содержание работы учебных заведений, компетентно, по-деловому решать возникающие проблемы. В осуществлении перестройки средней и высшей школы, в мобилизации усилий учительско-преподавательского корпуса, а также учащихся и студентов за повышение качества обучения и воспитания должна была быть усилена роль первичных партийных организаций учебных заведений, проявлена забота об их укреплении.

Районные и городские комитеты партии, учитывая малочисленность партийных организаций школ, училищ, техникумов, обязаны были обеспечить рост партийного влияния в жизни их коллективов не только силами учителей-партийцев, но и коммунистов-родителей, парторганизаций базовых предприятий, работников райкомов и горкомов партии.

Необходимо было коренным образом улучшить подготовку учительских кадров, отбирать на учебу в педагогические учебные заведения лучших представителей молодежи, обладающих склонностью работать с детьми, видящих в этом свое призвание. Расширявшаяся практика выборов руководителей учебных заведений, аттестация педагогических кадров повышали ответственность партийных комитетов за выдвижение на педагогическую работу достойных работников, обладавших необходимыми политическими, деловыми и нравственными качествами.

Вся идеологическая работа партии должна была активно способствовать успешной перестройке средней и высшей школы, развертыванию системы непрерывного образования как важнейшего звена целостного процесса формирования личности советского человека.

8. Повышение образования и культуры народа — первейшая забота Советской власти, ее органов в центре и на местах. Пленум подчеркивал, что Советы народных депутатов, опираясь на широкую общественность, должны были выступать организаторами всей работы по обеспечению всеобщего среднего образования молодежи, ее профессиональной ориентации и подготовки, трудоустройства, укреплению и развитию материальной базы учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений, укомплектованию их кадрами, улучшению условий труда, быта, отдыха педагогов.

9. В перестройке образования, развитии у молодежи стремления к знаниям, профессиональному мастерству, в формировании у нее коммунистической нравственности, высокого гражданского долга служения Родине должен был видеть важнейшее направление своей деятельности Ленинский комсомол. Работу комсомольских организаций надо было нацелить на всемерное развитие творческих задатков у молодежи, ответственного отношения к делу, удовлетворение ее разнообразных интересов и запросов, против потребительства и иждивенчества.

Необходимо было обновить содержание пионерской работы, сделать ее привлекательной для детей и полезной для их развития. Призвать общественность, деятелей литературы и искусства на активную работу с пионерскими коллективами. Повисать уровень идейной и профессиональной подготовки пионерских вожатых.

10. Полнокровная жизнь учебных заведений, успешное решение многообразных задач обучения и воспитания молодежи были немыслимы без заинтересованного отношения широкой общественности, всех ее организаций. Улучшение условий труда, быта и отдыха учителей, преподавателей, воспитателей, учащихся в студентов — первейшая забота профсоюзов. Всяческой поддержки заслуживала их инициатива по укреплению материальной базы художественного творчества, оздоровительно-спортивной работы. В сфере образования и воспитания, где обеспечивалась непрерывная связь поколений советского народа, где решались многие задача укрепления морально-политического единства общества, имелись большие возможности для приложения сил организаций ветеранов войны и труда, Всесоюзного общества «Знание», Союза научных и инженерных обществ, а также обществ рационализаторов и изобретателей, ДОСААФ, творческих союзов, Советского фонда культуры в других. Особую роль во всей этой многогранной работе должны были играть Советский детский фонд имена В. И. Ленина и женские советы.

11. Ответственные задачи в связи с углублением реформы народного образованна возлагались на средства массовой информации. Телевидение и радио, печать были призваны компетентно и достоверно освещать жизнь школы, сложный процесс образования и воспитания. Важно было повысить роль средств массовой информации в раскрытии позитивных сдвигов и трудностей в перестройке образования, в возвышении престижа профессии педагога, его нелегкого, почетного труда, в искоренении консерватизма, догматизма в организации и управлении сферой народного образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я