Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4

Борис Мирошин

В четвертой части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. Важнейшим событием1988 года стала XIX партийная коференция КПСС, наметившая пути демократизации советской политической системы. В это время автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, испытывал на себе давление партийного аппарата, вплоть до снятия с должности и исключения из партии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В ЦК КПСС и Совете Министров СССР. О мерах по ускорению развития жилищной кооперации

Центральный Комитат КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по ускорению развития жилищной кооперации».

В постановлении было отмечено, что привлечение на добровольных началах средств граждан к финансированию жилищного строительства позволит ускорить решение поставленной XXVII съездом партии задачи обеспечения к 2000 году каждой советской семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом, будет способствовать закреплению кадров, формированию бережного отношения к собственности, более полному сбалансированию растущих денежных доходов и расходов населения, усилению заинтересованности работников в повышении производительности труда и увеличении заработной платы.

Сложившееся в стране положение с развитием жилищно-строительной кооперации не отвечало возможностям и запросам населения.

Многие Советы Министров союзных республик, Госплан СССР, Госстрой СССР, строительные и другие министерства и ведомства, местные партийные, советские и хозяйственные органы недооценивали социально-политическую значимость жилищно-строительной кооперации, ориентировались на сооружение жилых домов главным образом за счет государственных средств. В результате миллионы граждан вынуждены были годами стоять в очереди для вступления в жилищно-строительные кооперативы. Планы строительства кооперативных домов систематически не выполнялись. Его масштабы за последние 20 лет практически не увеличились. Вопросы организации жилищно-строительных кооперативов, отвода участков, разработки проектно-сметной документации из-за формально-бюрократического подхода растягивались на длительное время. Строительные организации не были заинтересованы в возведении кооперативных домов, сооружали и сдавали их в эксплуатацию со значительным превышением нормативных сроков. Предприятия, объединения и организации слабо использовали предоставленные им возможности по оказанию помощи работникам, вступившим в жилищно-строительные кооперативы, в строительстве для них домов, обустройстве застраиваемой территории.

Действующее законодательство по вопросам кооперативного жилищного строительства содержало необоснованные ограничения и сдерживало его развитие. Существовавшая система планирования и финансирования не обеспечивала необходимой заинтересованности местных органов в расширении этого вида строительства жилых домов.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым существенно повысить роль жилищной кооперации как одного из главных направлений расширения жилищного строительства и удовлетворения растущих потребностей населения в жилье. Исходя из этого, ЦК компартий союзных республик, краевые и областные комитеты партии, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов, министерства и ведомства СССР, предприятия, объединения и организации, все партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские организации были обязаны решительно изменить отношение к кооперативному жилищному строительству и повысить его долю в общем объеме строительства жилья в стране к концу тринадцатой пятилетки не менее чем в 2—3 раза. Всемерно поддерживать активность молодежи в развитии жилищной кооперация.

В дополнение к существовавшим жилищно-строительным кооперативам была определена новая форма участия граждан собственными средствами в улучшении своих жилищных условий — жилищные кооперативы, создаваемые на добровольных началах для приобретения (покупки) у предприятий, объединений, организаций и исполкомов местных Советов народных депутатов новых или капитально отремонтированных домов и их последующей эксплуатации.

Жилищно-строительным кооперативам также предоставлялось право приобретать (покупать) подлежащие капитальному ремонту и реконструкции жилые дома, осуществлять их ремонт и последующую эксплуатацию.

В целях максимального упрощения вопросов организации и функционирования кооперативов было дано поручение Госплану СССР, Госстрою СССР и Министерству финансов СССР разработать с участием Жилсоцбанка СССР, Сберегательного банка СССР, Государственного комитета СССР по статистике, ВЦСПС и Советов Министров союзных республик и утвердить до 1 октября 1988 года порядок планирования и финансирования строительства и продажи кооперативных жилых домов.

Для создания материальной заинтересованности исполкомов местных Советов народных депутатов им было разрешено устанавливать в пределах до 15 процентов надбавки к стоимости кооперативных домов, расположенных в наиболее удобных для проживания микрорайонах и местах. Было предусмотрено также, что сумма первоначального взноса и ежемесячного погашения стоимости квартир членами жилищных кооперативов засчитывалась в выполнение заданий по оказанию платных услуг населению, установленных соответствующим предприятиям и местным органам, при которых созданы эти кооперативы.

В соответствии с принципом социальной справедливости был определен перечень лиц, имевших право на вступление в кооперативы, и среда них категории граждан, пользующихся льготами. Преимущество на вступление в кооператив получали граждане, состоявшие на учете для улучшения жилищных условий, и прежде всего передовики производства, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и приравненные к ним лица, военнослужащие сверхсрочное службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные с действительной военной службы по возрасту или по состоянию здоровья, и приравненные к ним лица, а также ветераны труда и граждане, передающие предприятиям и исполкомам местных Советов народных депутатов занимаемые ими жилые помещения в государственном и общественном жилищном фонде.

Для обеспечения широким слоям населения доступности покупки кооперативных квартир были предусмотрены льготные условия финансирования и кредитования жилищных кооперативов. Их члены за счет собственных средств оплачивали не менее 25 процентов стоимости приобретенной квартиры, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на Дальнем Востоке, в Сибири, Казахской ССР, шахтерских поселках и сельской местности — не менее 20 процентов. Оставшаяся часть стоимости квартир погашалась в течение 25 лет. Помимо этого для уплаты первоначального взноса они получали возможность оформить в Сберегательном банке СССР кредит в размере до 5 тыс. рублей с погашением в течение 10 лет.

В целях дальнейшего развития кооперативного жилищного строительства было рекомендовано предприятиям, объединениям, колхозам и иным кооперативным и общественным организациям шире использовать средства фондов экономического стимулирования. Им было предложено оказывать своим работникам безвозмездную финансовую помощь в погашении стоимости кооперативного жилья в размере от 10 до 50 процентов задолженности за приобретенную квартиру в зависимости от стажа работы и отношения к труду. В отдельных случаях по решениям трудовых коллективов такая помощь в погашении задолженности по кредиту могла осуществляться в больших размерах.

Было установлено, что исполкомы местных Советов народных депутатов в таком же порядке и размерах могли оказывать финансовую помощь на приобретение кооперативного жилья работникам учреждений и организаций просвещения, здравоохранения и других учреждений и организаций непроизводственной сферы, состоящих на бюджете, а также инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, семьям погибших военнослужащих и приравненным к ним лицам, стоящим в исполкомах на учете для улучшения жилищных условий.

При недостатке собственных средств предприятия и организации, а также исполкомы местных Советов народных депутатов получали возможность воспользоваться для строительства жилых домов с их последующей продажей жилищным кооперативам банковским кредитом в размере до 50 процентов сметной стоимости домов. Им было рекомендовано финансировать часть расходов, связанных с подготовкой и инженерным обустройством площадок для строительства кооперативных жилых домов.

Для улучшения жилищных условий граждан, приехавших из других регионов страны и проработавших не менее 10 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было дано поручение Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов оказывать всемерную помощь в организации жилищно-строительных и жилищных кооперативов для указанных лиц, обеспечивать рациональное распределение таких кооперативов по подведомственной территории с учетом особенностей социально-демографической обстановки в различных районах и городах. При этом исходить из того, что они могли создаваться во всех населенных пунктах, кроме столиц союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, Московской области и курортных районов союзного и республиканского значения.

Была поставлена задача в короткие сроки принять действенные меры к устранению серьезных недостатков в проектировании и строительстве кооперативных жилых домов и в том числе обеспечить разработку и широкое использование прогрессивных проектов домов, отличающихся высоким уровнем архитектурно-планировочных решений и меньшей стоимостью строительства. Предусматривать в проектах по просьбе кооперативов и за их счет сооружение встроенных в дома гаражей, спортивных, культурно-бытовых и хозяйственных помещений. Стоимость строительства кооперативных жилых домов должна определяться на основе проектов и смет по ценам и нормам, установленным для государственного жилищного строительства.

Госстрою СССР, строительным министерствам и Советам Министров союзных республик было поручено завершить в оставшиеся годы двенадцатой пятилетки перевод домостроительных комбинатов, заводов по производству железобетонных изделий и деревообрабатывающих предприятий на выпуск конструкций и деталей по новым типовым проектам с усовершенствованной планировкой квартир.

Было намечено для более полного удовлетворения потребностей населения и рационального использования применяемых при отделке квартир материалов значительно расширить практику выполнения работ по улучшенной отделке и оборудованию кооперативных жилых домов и квартир по заказам и за счет средств членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Для выполнения этих работ имелось в виду активно использовать, в частности, строительные кооперативы и кооперативы по бытовому обслуживанию населения.

Органам государственного архитектурно-строительного контроля, а также государственным приемочным комиссиям было поручено активизировать работу по строгому соблюдению стандартов, норм и правил проектирования, строительства и сдачи жилых домов в эксплуатацию, с тем чтобы полностью исключить факты приемки домов с недоделками. Строительные организации обязывались за свой счет устранять допущенные по их вине дефекты, обнаруженные в течение двухгодичного гарантийного срока со дня приемки кооперативных жилых домов в эксплуатацию.

Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов было рекомендовано обеспечивать строительство кооперативных домов, как правило, в районах массовой жилой застройки, имеющих дороги и магистральные инженерные коммуникация и расположенных наиболее близко к предприятиям и организациям, работники которых составляют большую часть членов соответствующего кооператива. Оказывать всемерную помощь вновь организуемым жилищным и жилищно-строительным кооперативам, а также действующим кооперативам в обеспечении надлежащей эксплуатации и ремонта кооперативных домов.

В целях дальнейшего развития строительства жилых домов хозяйственным способом предприятиям и организациям строительной индустрии и промышленности строительных материалов было предложено расширить практику поставки на договорных условиях предприятиям и объединениям, ведущим жилищное строительство таким способом, строительных материалов, конструкций и изделий, предоставления им в аренду строительных машин, выполнения механизированных и других видов работ.

Было предоставлено право предприятиям, объединениям и организациям, осуществляющим строительство жилых домов хозяйственным способом, самостоятельно устанавливать сроки разработки и выдачи проектно-сметной документации в зависимости от конкретных условий производства работ.

Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли было поручено систематически освещать в телевизионных и радиопередачах и печати передовой опыт трудовых коллективов по развитию кооперативного жилищного строительства, широко информировать население о преимуществах этого вида жилищного строительства, условиях и льготах, предоставляемых членам жилищных кооперативов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я