Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4

Борис Мирошин

В четвертой части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. Важнейшим событием1988 года стала XIX партийная коференция КПСС, наметившая пути демократизации советской политической системы. В это время автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, испытывал на себе давление партийного аппарата, вплоть до снятия с должности и исключения из партии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В Центральном Комитете КПСС. Об организаторской работе Курганской областной партийной организации по социальному развитию села

Курганская областная партийная организация в соответствии с требованиями XXVII съезда КПСС проводила работу по социальному развитию села. Удельный вес капитальных вложений в непроизводственную сферу по агропромышленному комплексу несколько увеличился. За два последних года были выполнены возросшие задания по строительству жилых домов, клубов, автомобильных дорог. Осуществлялись меры по расширению сети дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, предприятий торговли и службы быта. По этим направлениям были приняты целевые программы.

Вместе с тем в организаторской работе обкома, горкомов и райкомов КПСС по руководству социальным развитием села имелись серьезные недостатки. В их деятельности не было должного динамизма, настойчивости и деловитости, не все партийные комитеты прониклись ответственностью за полноту использования имевшихся резервов и возможностей для ускоренного социального переустройства села. Курганская деревня по своей обустроенности занимала одно из последних мест в Российской Федерации, только пятая часть сельского жилого фонда было обеспечена водопроводом, четвертая — центральным отоплением. Более 60 процентов центральных усадеб хозяйств не были соединены с районными центрами дорогами с твердым покрытием. Неудовлетворительно был организован быт на производстве, не был упорядочен режим труда, и в половине животноводческих ферм отсутствовало горячее питание, не было душевых, медицинских профилакториев. Уровень комплексной механизации во многих из них не превышал 50—60 процентов.

С отставанием развивалась материально-техническая база культуры и народного образования. Свыше тысячи учительских семей нуждались в улучшении жилищных условий. План строительства школ, клубов и медицинских учреждений длительное время не выполнялся.

Организации потребительской кооперация снижали товарооборот, не выполняли планы закупок сельскохозяйственных продуктов. Сельскому жителю предоставлялось бытовых услуг значительно меньше, чем городскому, не получали широкого распространения кооперативные формы обслуживания.

Решение вопросов социального развития села во многом сдерживалось слабой экономикой колхозов и совхозов. Темпы прироста валовой продукции за последние семь лет составили менее одного процента. За два года текущей пятилетки государству не было продано более одного миллиона тонн зерна, не были выполнены планы закупок картофеля, овощей, молока и шерсти. Шло сокращение поголовья скота в личных подворьях.

Большое отставание в переустройстве села служило основной причиной высокой миграции трудоспособного сельского населения, ухудшения его демографического состава.

Серьезные упущения в социальном развитии села были обусловлены недостатками в стиле и методах работы обкома КПСС, его бюро, горкомов и райкомов партии. Их деятельность была слабо повернута к людям, к живой организаторской работе непосредственно в трудовых коллективах. Не осуществлялся действенный контроль за реализацией решений партии, собственных постановлений. Недостаточно уделялось внимания учебе кадров, освоению опыта интенсивного ведения хозяйства, не повышалась ответственность за выполнение планов производства сельскохозяйственной продукции, высокую эффективность.

Обком КПСС не предъявлял должных требований к местным Советам народных депутатов, которые в переустройстве села занимали пассивную позицию. Облисполком недооценивал всей сложности нараставших здесь негативных процессов и не обеспечивал руководство на этом важнейшем участке работы. Созданный в области строительный потенциал использовался неудовлетворительно, мощности крупнопанельного домостроения, по производству кирпича и керамзита были задействованы наполовину. Объединение «Курганагропромстрой» не выполнял задания по вводу в эксплуатацию жилых домов для колхозов и совхозов. К строительству на селе ограниченно подключались подразделения Минуралсибстроя СССР, Минтрансстроя СССР. Доля работ для агропромышленного комплекса в их программе не превышала 8—10 процентов.

Госплан СССР, Мингазпром СССР, Минводхоз СССР, Минстройматериалов СССР, Минэнерго СССР, Совет Министров РСФСР не принимали необходимых мер по ускорению развития в сельской местности области газопроводных сетей, повышению надежности энергоснабжения, улучшению обеспечения населения питьевой водой, наращиванию мощностей по производству нерудных и стеновых материалов, более широкому подключению организаций Минуралсибстроя СССР и Минтрансстроя СССР к строительству объектов агропромышленного комплекса.

Центральный Комитет КПСС постановил:

Уровень организаторской работы Курганского обкома КПСС и облисполкома по руководству социальным развитием села признать неудовлетворительным. Отметить, что бюро обкома КПСС некритически оценивало фактическое положение дел в сельском хозяйстве, не замечало обострившихся за последние годы проблем, связанных с отставанием производства и переустройства села.

ЦК КПСС особо подчеркивал, что социальные факторы в настоящий период и решающей степени определяли активизацию трудовых коллективов, ускоренное развитие агропромышленного комплекса, весь ход перестройка на селе.

Потребовал от партийных комитетов и советских органов коренным образом изменить стиль и методы работы по социальному преобразованию деревни. Рассматривать создание нормальных условий для труда и быта сельских тружеников как задачу первостепенной важности, от решения которой в решающей степени зависело выполнение Продовольственной программы.

Обязал обком КПСС и облисполком решительно улучшить руководство сельским строительством, повысить его эффективность, обеспечить полное использование мощностей строительных организаций и предприятий, ускоренно наращивать производство местных материалов, настойчиво осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств.

Широко привлечь подрядные организации Минуралсибстроя СССР, Минтрансстроя СССР, Минэнерго СССР, Минводхоза СССР к строительству объектов жилищно-гражданского назначения, предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. Рассматривать улучшение капитального строительства в агропромышленном комплексе как ключевую задачу всех советских и хозяйственных органов.

Облисполкому, райисполкомам, сельским Советам народных депутатов, агропромышленному комитету осуществить крутой поворот к увеличению объемов индивидуального и кооперативного строительства жилых домов за счет средств населения и кредитов. Расширять сеть магазинов, увеличивать продажу и доставку населению строительных материалов, оказывать ему всемерную помощь в возведении домов с надворными постройками.

Отмечая слабо развитую сеть дорог с твердым покрытием и большие при этом хозяйственные и социальные потери, ЦК КПСС считал, что строительство автодорог должно было занимать ведущее место в переустройстве села, являться центральной задачей всей областной партийной организации.

Повысить роль и ответственность областного, городских, районных и сельских Советов народных депутатов за комплексность решения социальных вопросов на селе, качество застройки и высокий архитектурный облик всех населенных пунктов.

Обкому, горкомам и райкомам партии сосредоточить внимание партийных организаций, трудовых коллективов на преодолении отставания сельского хозяйства, повышении темпов роста производства продукции как в общественном, так и в личных подсобных хозяйствах, всемерном укреплении экономики колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса, рассматривая это как основу социального развития деревни и улучшения снабжения продуктами питания населения в ближайшее время.

В связи с серьезными недостатками в работе местных Советов по социальному развитию села рекомендовать Совету Министров РСФСР и Курганскому обкому КПСС рассмотреть вопрос об укреплении руководства исполкомом областного Совета народных депутатов.

Госплану СССР, Минуралсибстрою СССР, Мингазпрому СССР, Минэнерго СССР, Минводхозу СССР, Совету Министров РСФСР, Минавтодору РСФСР, Минстройматериалов РСФСР, Минжилкомхозу РСФСР, Роспотребсоюзу, другим министерствам и ведомствам в двухмесячный срок рассмотреть просьбы Курганского обкома КПСС и облисполкома по ускорению социального переустройства сел и деревень области.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я