Связанные понятия
Рубашка (также верхняя сорочка или классическая сорочка) — вид мужской одежды, относится к верхнему нательному белью. Исторически рубашка относится именно к мужскому белью, однако с 1960-х годов может носиться самостоятельно, не покрываясь иной одеждой.
Плáтье — предмет женского гардероба, обязательно с достаточно длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног.
Подробнее: Платье
Кофта — предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди.
Блузка (от фр. Blouson — куртка) — женская лёгкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застёгивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо, оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка — неотъемлемый элемент строгого делового стиля. Обычно блузки носят вместе с юбками.
Жилет (фр. gilet), костюмный жилет — мужская или женская верхняя одежда без рукавов. В классическом варианте надевается под пиджак. Составная часть классического мужского костюма — «тройки».
Упоминания в литературе
Поэтому было необходимо носить под прозрачной
юбкой другую. Те, кто имел право носить шендет – короткую царскую одежду, – носили ее в качестве нижней юбки[81]. Одновременно с этим нарядом из двух юбок, который стал началом новой эпохи в истории египетской одежды, появилась первая одежда для верхней части тела. Один из тех правителей нома Зайца, которые были похоронены в Эль-Берше, носил – как видно на иллюстрации ниже – плащ наподобие мантильи, скрепленный на груди. На другом рисунке этот же князь появляется в совершенно необычном наряде: он закутан с головы до ног в узкую одежду, явно полосатую, – похоже, что ее носили старики во времена Среднего царства[82].
В нач. XX в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом его верхняя часть (буй) все больше подгонялась к фигуре, а подол (итак) становился пышным. Национальный вариант моды, в частности, представлял кысмалы күлмәк (платье с безрукавкой – кысма). Это платье имеет несколько завышенную линию талии и удлиненное заднее полотнище
юбки , вроде небольшого шлейфа. Женская верхняя одежда с цельной приталенной спинкой так же разнообразна. Ее шили длинными или короткими (до колен), с короткими рукавами или вовсе без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха,«встык».
В 70-е годы XIX столетия стремление подчеркнуть верхнюю часть ног – бедра и ягодицы – привело к появлению такого странного, с точки зрения современного человека, украшения, как турнюр – жесткий каркас, который прикрепляли сзади, ниже талии. На этом каркасе держалась
юбка со множеством складок. Чем больше по размеру был турнюр, тем красивее считался наряд женщины. Такие платья открывали ноги до щиколотки и мягкими линиями очерчивали фигуру женщины. Поэтому стройность, изящество ног и красивая форма колен стали весьма актуальны для красавиц той поры.
Стремление женщин подчеркнуть свои природные прелести часто приводило к почти карикатурному выделению тех или иных особенностей фигуры. Так, в XIX веке начали носить турнюр – собирать складки нижней
юбки сзади или прикреплять под юбку каркас, придающий ей пышность. На взгляд современного человека, этот элемент костюма не очень-то красив, а между тем наши прапрабабки считали неприличным выйти из своей комнаты без этого «украшения». А в конце XVIII века в моду вошла большая грудь, и те женщины, которые были лишены этого достоинства, носили подкладной бюст, который делали из воска или кожи. Чтобы такой бюст выглядел более естественно, под ним устанавливалась специальная пружина, позволяющая ему подниматься и опускаться при вдохе и выдохе.
Костюм, недешевый и хорошо скроенный, – своего рода вложение в ваше будущее. Классический костюм в деловом стиле на протяжении нескольких лет смотрится превосходно. Его части можно легко комбинировать с
юбками и жакетами от других костюмов. Костюм должен сидеть свободно. Строгость ему придают небольшие плечики. Брючный костюм, как уже говорилось, одевать на каждодневную работу в офис не стоит. А вот юбки – расклешенные, прямые, плиссированные – конечно же, в классическом стиле, – подойдут и для будничных трудовых дней, и для встреч, и для разнообразных мероприятий. Застежка на юбке должна быть сзади или сбоку, но никак не с кнопками спереди. Юбка не должна стеснять движений, подниматься, когда вы садитесь. При покупке обратите внимание, не образовались ли спереди складки – если это произошло, размер не ваш, попросите следующий. При этом не забывайте о необходимой строгости своего образа, а значит, и юбки – как по части длины, так и по силуэту. Помните, что длина юбки в классическом стиле не превышает ладони выше колена. Слишком широкие юбки придают вам непрофессиональный вид. Вообще, юбка должна быть больше в длину, чем в ширину. К тому же, прямые узкие юбки хорошо смотрятся, но длина их не должна превышать 1,5–2 см выше колена. Однако длина ниже середины голени делает вас крупнее. Если вы довольно полная женщина, не стоит надевать юбку в форме трапеции – это еще больше полнит, как и тугая талия. Подбирайте юбку в зависимости от обуви и стиля, которого вы придерживаетесь, но не забывайте об особенностях своей фигуры. Например, думая о размере юбки, лучше взять ее ширину на 2 см больше ширины бёдер.
Связанные понятия (продолжение)
Жакет (фр. jaquette — куртка) — разновидность короткой верхней, в основном, женской одежды из трикотажа или шерстяной ткани. Имеет длинные или укороченные рукава. Жакет напоминает пальто, но в отличие от него шьётся из более лёгкой ткани и имеет малую длину. Может быть однобортным, двубортным или на молнии, с воротником или без. Традиционные жакеты имеют приталенный по фигуре силуэт, но существуют различные вариации и более свободного кроя.
Брю́ки (нидерл. broek), штаны́ (заимствовано из тюркских языков), или портки́ (др.-рус. пърты) — предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть туловища и обе ноги по отдельности с помощью штанин.
Ку́ртка — короткое верхнее изделие (одежда), наглухо застёгивающееся. Иногда противопоставляется пальто, как длиннополой зимней и/или демисезонной верхней одежде, а также мужскому пиджаку и женскому жакету, как верхней одежде в холодную погоду.
Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.
Воротни́к — деталь одежды, впервые появившаяся в XIII веке как узкая полоска в вырезе, которая в XIV-XV веках постепенно трансформировалась в воротник-стойку, характерный для мужских плащей и жакетов и выполненный из меха или бархата.
Пиджа́к (от англ. pea-jacket, в свою очередь от нидерл. pijjekker (pij — разновидность грубой ткани и jekker — куртка)) — часть костюма — верхняя одежда с открытым отложным воротником и застёгивающимися на пуговицы полами. Служит верхней частью классического мужского костюма.
Рука́в — деталь одежды, покрывающая всю руку или часть руки. Может быть коротким (как на футболках), средним (например, покрывать руку до запястья) и длинным (смирительная рубашка).
Чепе́ц , чепчик — женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.
Сви́тер (англ. sweater от to sweat «потеть») мн.ч. сви́теры, допустимо свитера́ — предмет вязаной одежды для верхней части тела без застёжек, с длинными рукавами и характерным высоким двух- или трёхслойным воротником, облегающим шею. Свитер вяжется из толстой или средней толщины шерстяной или полушерстяной пряжи на спицах или крючком, реже на вязальных машинах. Возможен различный тип вязки, для ворота и манжет применяется «резинка» всех видов. Широкое распространение получил декор на лицевой части...
Шо́рты (англ. shorts от англ. short — «короткий») — разновидность укороченной одежды для ног.
Нижняя одежда (нижнее бельё, исподнее) — одежда, надеваемая непосредственно на тело человека и предназначенная для создания благоприятных гигиенических условий.
Кальсо́ны (фр. caleçon «кальсоны» от итал. саlzoni «штаны») — мужское нательное бельё, представляющее собой длинные (или укороченные, с манжетом под коленом) исподние штаны. Носятся под брюками для создания благоприятных условий, сохранения тепла, защиты тела от ветра и холода, предохранения верхней одежды от выделений организма. Традиционно мужской вид одежды, но в современности существуют и женские модели.
Пальто ́ (англ. overcoat, фр. paletot) — разновидность мужского и женского верхнего платья для прохладной и холодной погоды. Традиционно длинное и шьётся из шерстяного сукна, в современности популярны также полупальто, которые как правило немногим длиннее пиджака. Для пошива помимо традиционной шерсти могут использоваться твид, драп, кашемир, креп, букле, хлопчатобумажные ткани. Тип ткани и подкладки влияет на сезонность пальто. Оно может быть однобортным или двубортным. Однобортные пальто имеют от...
Манжета (манжет, часто во множественном числе — манжеты, от фр. manchette — «рукавчик») — деталь одежды для оформления конечной части рукавов или брючин (штанин).
Хала́т (араб. خِلْعة и перс. خلعت) — домашняя или рабочая (у многих народов Азии — верхняя) длиннополая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу, обычно из хлопчатобумажной ткани.
Ге́тры (фр. guêtre) — род тёплых чулок, надеваемых поверх некоторой обуви, также застёгивающаяся накладка короткого (на щиколотке) накладного голенища.
Подтя́жки (также помочи) — тканевые, либо кожаные ленты, предназначенные для поддержания брюк на уровне талии. Перекидываются через плечи и застёгиваются на поясе брюк. Традиционный вариант — под пуговицы, однако сейчас выпускается в ограниченном количестве и чаще делается на заказ. В продаже выставлены в основном варианты на металлических клипсах. Третий вариант подтяжек — кожаные на карабинах.
Тесьма ́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Чулки ́ — вид одежды для нижней части ног. Обычно сделаны из текстиля. В прошлом использовались как женщинами, так и мужчинами. В современной моде — предмет преимущественно женской одежды, хотя на рынке присутствуют и мужские модели.
Пу́говица — в широком смысле — небольшой предмет, выполненный из твердого материала, с отверстиями или ушком для крепления (преимущественно, способом пришивания) на одежде, обуви и предметах личного обихода (например, сумках). В более узком варианте — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей (пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание).
Га́лстук (нем. Halstuch, буквально шейный платок), иногда галстух (устар. или ирон.) — особым образом сшитая полоска ткани, завязанная вокруг шеи. Используется как украшение, аксессуар.
Камзо́л (фр. camisole — кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов, надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян). Камзол делался из сукна, шёлка, бархата, украшался вышивкой, галуном, пуговицами. Камзолом в национальном костюме башкир, татар (тат. камзул), казахов (каз. қамзол) и киргизов (кирг. кемсел...
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Шарф — длинный кусок материи, используемый человеком в утилитарных, эстетических, религиозных и других целях. Шарф носится вокруг шеи или талии для тепла.
Сандалии (греч. σανδάλιον, мн. ч. σανδάλια) — открытая лёгкая обувь, подошва которой (часто без каблуков), закрепляется на ноге ремешками или верёвками. Следует отличать от сандалет, имеющих закрытый носок и задник.
Гама́ши (фр. gamache) — вязаные или сшитые из плотного толстого материала чехлы со штрипками, закрывающие щиколотки. Удлиненный вариант называется штиблеты и доходит до колен. Гамаши и штиблеты служили заменой онуч.
Носки ́ — вид нательного белья, короткий чулок, не доходящий до колена. Слово «носок» во многих германский языках (например, в английском, датском) происходит от названия специальной обуви «сокк» (лат. soccus) для актёров комедии в Древнем Риме.
Плащ : 1. Историческая одежда, представляющая собой накидку из шерстяного сукна, часто с капюшоном, предназначенную для защиты от холода и непогоды.
Жабо ́ (фр. jabot — «птичий зоб») — отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника. Впервые появилось в европейском костюме в XVII веке как деталь мужского костюма необычайных размеров, пышности и белизны и было богато украшалось кружевами. Практически исчезло из мужской одежды во второй половине XIX века. В женской и детской моде жабо сохраняется поныне.
Шаровары (шальвары) (араб. سِرْوَال (sirwāl); перс. شلوار (šalvâr); курд. شهواڵ (shawal); урду شلوار (shalwâr); тур. şalvar; азерб. şalvar; каз. шалбар (şalbar); бенг. সালোয়ার (shalwar)) — штаны, очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени. В русском языке персидское слово شلوار «шальвар» (šalvâr) «штаны» является тюркизмом, заимствованием через тюркские языки. Форма шаровары происходит от уподобления начального л конечному р в исконной форме заимствования шальвары...
Фа́ртук (от нем. Vortuch польск. fartuch) (или передник, запон, иногда подол) — Предназначен для защиты одежды от грязи при кухонных работах. Придуман в 1208 году.
Лоси́ны или англ. ле́ггинсы (англ. leggings от leg — нога), дольчики (от фирмы-производителя Dolci Calze) — разновидность штанов обтягивающего фасона.
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Боти́нки — обувь, защищающая голеностопный сустав, в отличие от полусапожек имеет систему фиксации ноги в виде шнурков или ремней, чаще мужская, чем женская. Классические ботинки изготовлены из кожи и завязываются шнурками. Однако возможны вариации формы, материала и способа завязывания. В современных ботинках часто используется застёжка-молния вместо шнурков (или вместе с ними). Кроме того, у некоторых ботинок (например челси) шнуровки нет вообще, а вместо неё используются две резиновые вставки...
Набедренная повязка — предмет одежды, прикрывающий гениталии и иногда ягодицы. Является древнейшим и простейшим по конструкции предметом одежды. Распространён у множества народов по всему миру, преимущественно проживающих в тропическом и субтропическом регионах.
Убор головной — термин, включающий как способы собственно причёски, так и способы убранства и покрытия головы.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Каблук — деталь обуви в виде вертикальной подставки, приподнимающей пятку выше уровня носка. Каблук на обуви появился в позднем Средневековье. В русском языке слово «каблук» впервые отмечено в письменных источниках в 1509 году; вероятно, заимствовано из тюркского kabluk, которое происходит от араб. kab — «пята, пятка».
Корсет (фр. corset) — предмет одежды в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре изящной осанки и стройной талии. Как правило, на спине корсет фиксирует шнуровка, впереди — застёжка на крючках или на пуговицах.
Ша́пка (фр. chape от лат. cappa — головной убор) — традиционный головной убор русского и других национальных костюмов.
Декольте ́ (фр. Décolleté, «с отсечённой шеей, без шеи») — глубокий вырез в женской одежде, частично открывающий плечи и/или грудь с эстетическими и эротическими целями.
Флане́ль — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом-ворсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170—257 г/м². Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Бри́джи (англ. breeches или britches) — брюки особого покроя, у которых нижние половинки отрезаны по линии колена и плотно охватывают икры ног ниже колен, на бёдрах их делают очень широкими, оттопыривающимися в стороны. Бриджами также называют короткие брюки чуть ниже колен с манжетами, плотно охватывающими ноги. Исторически (в XVI—XVIII вв.) часть стандартного западноевропейского мужского костюма, также известная как кюлоты; в более поздние времена носились с высокими, длинными сапогами и использовались...
Упоминания в литературе (продолжение)
Узкая куртка древнего крестьянина со временем стала шире и преобразовалась в просторную блузу с капюшоном cuccu-llus, которая сейчас является важным компонентом рабочего костюма. Галльские простолюдинки носили такие же блузы, но вместо штанов надевали длинные
юбки . Германцы южных земель отработали технику прядения льна и окрашивания. Мужская и женская одежда шилась главным образом из полотна. Обычай украшать край платья цветными кромками сохранялся до раннего Средневековья.
Коко Шанель обвиняли в сотрудничестве с нацистами, что отразилось на её послевоенной карьере. В 1954 году она возвращается в мир высокой моды. Первый показ провалился, но Шанель нашла силы продолжить работу, несмотря на солидный возраст. Ее возмущали модели К. Диора, вернувшего корсеты. Шанель предлагает моду для всех, она создает своеобразную униформу – костюмы на все случаи жизни, созданные по законам функционализма. Шанель вовремя предложила свой стиль, так как в середине 1950-х уже чувствовалась усталость от «Нью Лук». Шанель предложила не новый силуэт, а новый подход к одежде – удобные и продуманные костюмы для деловых, самостоятельных женщин, желающих быть элегантными в любой ситуации. Удобный твид, клеевые прокладки, держащие форму жакета, эластичная подкладка на
юбке , цепочка внизу жакета, делающая силуэт прямым. Длина у юбки – чуть ниже колена, так как для Коко Шанель колени были самой некрасивой частью женского тела, жакет – универсальной длины до середины бедра, без воротника.
Дублет был основным средством защиты туловища на протяжении всего XIV века, хотя уже в 1350 году в ходу были стальные нагрудники; эти нагрудники делали из одной цельной пластины; часто одновременно надевали и защитную пластину для спины. Сведения по внешнему виду и конструкции такого снаряжения мы черпаем, главным образом, из скульптурных изображений рыцарей того времени, но в Мюнхене есть настоящий нагрудник, изготовленный около 1390 года (см. рис. 16). Этот панцирь прикрывает туловище от шеи до пояса и, как старый добрый дублет, покрыт тканью (красный бархат на грубом полотне). Эта ткань спускается ниже пояса и переходит в короткую
юбку , к внутренней поверхности которой приклепаны пять полукруглых железных полос, перекрывающихся, подобно чешуе, верхними частями. Эта защита сделана в стиле прежнего дублета, но она более эффективна, так как полукруглые петли переходят на боковые части юбки и закрывают, таким образом, не только перед. Эту юбку назвали накидкой или набрюшником и использовали ее все время, пока в военном деле применялись доспехи.
2. Бальное платье. Их еще называют пышными платьями. Такие платья часто бывают раздельными и состоят из корсета и
юбки . Также к такому типу часто могут принадлежать платья-трансформеры – верхняя пышная юбка снимается, оставляя более короткую юбку и корсет. Корсет, как правило, пышно декорирован различными элементами и держится за счет шнуровки на спине. Пышное бальное платье может доставить много неудобств при передвижениях. Померяв первое такое платье, я почувствовала себя куклой, на которую надели сто юбочек и я только и могу, сидеть на мягких подушках и махать всем ручкой. Таким было мое ощущение, ваше может быть совершенно иным. Не все платья такого фасона могут быть чрезмерно пышными и декорированными, сегодня существует множество других вариантов, более облегченных. Не забывайте об особенностях своей фигуры, корсет выигрышно подчеркнет красивую грудь и сможет скрыть небольшой животик, но при этом может визуально увеличить плечи и сделать руки полнее. Девушкам с неярко выраженными бедрами пышная юбка поможет создать гармоничный силуэт в форме песочных часиков. Также бальное платье отлично подойдет обладательницам высокого роста, которые хотят казаться немного ниже. Такие кукольные наряды для своих торжеств выбрали Виктория Бекхэм, Сальма Хайек, Джоанна Гарсия, Аврил Лавин, Джессика Симпсон и даже принцесса Диана.
Похоже, ее любимой одеждой было новое популярное, облегающее фигуру платье. Это была труба из легкого льна, державшаяся на одной лямке, перекинутой через плечо. Ей также нравились модные наряды с длинной
юбкой из льна такого тонкого переплетения, что он был прозрачен, как вуаль. Такое одеяние завязывалось под грудью, облегало и сияло, открывая все линии тела. Юбки могли иметь складки или украшались драпировками. Поскольку появление в обнаженном или почти обнаженном виде было обычным явлением, то полупрозрачное платье было единственной одеждой, которую она носила. Она могла и вообще не носить платья. Нагота продолжала оставаться естественным состоянием, даже для взрослых египтян, в стране, над которой Атон практически ежедневно протягивал свои горящие руки.
Возврат к поклонению женским ножкам начался в эпоху Возрождения. После XVIII века, особо красивой частью женских ног стали считаться бедра. Вот почему возникли кринолины – специальные каркасы, закрепляющиеся на талии. Несколько
юбок надетых поверх кринолина, подчеркивали красоту бедер и открывали мужскому взгляду изящные стройные щиколотки.
Костюм является фундаментом женского гардероба, идеальной одеждой на каждый день и на все сезоны. Твидовый, льняной или шерстяной, единственное требование – он должен быть безупречно скроен, причем самый тонкий момент – рукава и пройма. Выбирайте костюмы, соответствующие длительной модной тенденции, которая меняет длины, объемы и линии. Всплески моды сосредоточены на деталях. Костюм – строгая одежда, тем не менее его можно украшать. Костюм из вышитого шелка в сочетании с длинной
юбкой будет идеальным нарядом для официальных вечерних приемов. Дневной шерстяной костюм не сочетается с такой нарядной обувью, как атласные лодочки. Шляпа всегда будет изысканным дополнением для дневного времени и зимой и летом, особенно с добавлением светлых перчаток из лайки, светлой блузы, с простыми серьгами и жемчужным ожерельем.
Позднее кринолины сменились
юбками с турнюрами, а последние – длинными узкими юбками. Очень медленно, мелкими робкими шагами женская мода подходила к тому моменту, когда стало возможным ношение штанов – исконной принадлежности сильной половины человечества.
То же самое можно сказать и о кильте. На самом деле – это мужская
юбка , национальная одежда шотландских горцев. Эта юбка изготавливается непременно их шерстяной ткани в яркую клетку (шотландки). Раньше цвета клетки обозначали цвета того или иного клана Шотландии, к которому принадлежал человек, носящий кильт. Юбка сзади и по бокам укладывалась складками, спереди имелся запах, который нередко украшался бахромой. Юбка была без пуговиц, а запах застегивался крупной декоративной английской булавкой.
Тем не менее портных никто и не думал воспринимать как настоящих художников, и творения их рук так и оставались безымянными. Правда, их зажимали тесные рамки корпоративных законов, вкупе представлявших собой негибкую и устаревшую систему. Сам крой тоже следовало выполнять по незыблемым правилам, существовавшим как для помпезных, богато украшенных мужских камзолов, так и для женских платьев с корсажами на китовом усе и твердыми каркасами для
юбок в основе.
К этому типу можно отнести фигуры, имеющие более массивную нижнюю часть, поэтому, подбирая одежду, следует сделать акцент на верхней части. Обладательницам таких фигур рекомендуем носить модели с подплечиками и крайне внимательно отнестись к выбору
юбок и брюк. Брюки не должны быть прилегающими. Юбки следует выбирать длиной до колен и свободными в бедрах.
Эффектный жакет "болеро" станет отличным дополнением к длинному безрукавному платью прямого силуэта. Хорошо будет смотреться и платье с длинной, узкой, а поверх нее короткой пышкой
юбкой . Однако идеальным вариантом для хрупкой девушки невысокого роста является платье в стиле ампир. Этот стиль несет в себе следы античности. Талия приподнята под грудь, от нее начинается шейный вырез, как правило квадратный; юбка длинная, по щиколотку, Низ легкий, струящийся. Рукава у лифа делаются в виде буфа, ниже – узкие. Никаких рюшей, только тонкая изящная вышивка на верхней части платья. Поверх такого наряда при необходимости можно надеть короткую шубку.
– Вы имеете в виду летник? Здесь еще интересней. Это верхняя женская одежда. Да-да, именно верхняя, потому что носилась поверх многочисленных нижних рубах и
юбок . Прямой покрой с боковыми клиньями. Колоколообразные рукава, сшитые от проймы до локтя, заканчиваются остроугольными полотнищами. Вот эти треугольные куски ткани в рукавах назывались вошвами. Они, как правило, украшались вышивкой и жемчугом. Жемчуг, как видите, частично опал, но вышивка сохранилась. И снова мы видим шелк и золотно-серебряные нити. Стало быть – начало шестнадцатого века. Ткань, из которой сшит летник, мною определена без особого труда. Это венецианская, так называемая «двуличная» камка. Надеюсь, вы заметили, как играет на матовом фоне атласный чешуйчатый орнамент…
Петсофская статуэтка стилизована (как большинство созданий эгейского искусства), кажется, даже несколько утрирована. Костюм состоит из широчайшей
юбки , на металлических или костяных обручах, и баски, с далеко отогнутым назад воротником a la Marie Stuart и с декольте, оставляющим обнаженной всю грудь. По талии перекинут широкий пояс, обернутый два раза и спереди спадающий длинным концом, с бантом внизу, почти до уровня щиколотки. По юбке идут полосы другого цвета, накладки другой материи, образующие «елочки», расходящиеся от трех вертикальных, параллельных полос.
Понева, панева, понька – древнейший вид женской одежды. Причем этот вид, под другими названиями, имелся, пожалуй, у всех славянских народов; например, у украинок это плахта. Это поясная одежда, надевавшаяся поверх рубахи. Иногда поневу называют
юбкой , но это неверно: юбка в русской деревне называлась подолом. Понева представляла собой три куска специально вытканного сукна, сшитые лишь частично. Наиболее распространена была понева-растополка: боковые точи были сшиты только с задней стороны, а спереди шва не было и видна была рубаха. Мало того, такую поневу нередко носили «с подтыком»: частично заворачивая ее вверх, свободные углы затыкали за кушак, сзади укладывая ткань пышным «кульком»; иногда за кушак затыкался только один угол. Понева была короче рубахи, оставляя на виду подол, орнаментированный вышивкой и мелкой аппликацией, а подоткнутая понева позволяла видеть все украшение рубахи. Коегде употреблялась поневаразнополка: одно боковое полотнище было короче других. Понева была яркой одеждой: по черному, синему, реже красному фону были вытканы разного размера или формы квадраты или прямоугольники, иногда орнаментированные внутри.
Одежда египтян была простой: при работе надевали один небольшой передник, набедренную повязку или короткую
юбку . Более торжественной одеждой для мужчин была юбка особого покроя чуть ниже колен и узкая рубашка с короткими рукавами. Женщин носили плотно облегавшие тело платья на одной или двух лямках. Женщины пользовались косметикой и украшали себя узорами из хны. Идеалом красоты считалась стройная египтянка с длинной шелковистой косой, черными глазами и узкими бедрами. Особым шиком, который демонстрировал принадлежность к знатному роду, были тонкие кисти рук и изящные ноги. Быт египтян был чужд излишеств.
Иной стиль жизни отражается и в костюме. Наряду с традиционной, возможно чуть усложненной формой хитона и пеплоса, снабженных большим количеством складок (Рис. 2.71), появляется костюм специально для танцев (Рис. 2.72). Это ярко иллюстрируют терракотовые статуэтки из Танагры. Танагра это город на востоке Беотии в Центральной Греции.
Юбка с оборками говорит о том, что многообразие жизни людей этой эпохи, их связь с обширными регионами, прилегающими к Греции, знакомство с традициями других народов наложило отпечаток и на культуру эллинов. Одежда танцующей женщины и ее движения, иными словами характер танца явно не столь строго гармоничны, как прежде. Они отмечены живостью и весельем. Вообще ощущение радости бытия присуще этой эпохе. Костюм потерял признаки соподчиненности фигуре человека и приобрел качества удобства, сопровождаемые активным декоративным элементом в виде большой оборки.
Говоря об основных тенденциях моды конца XIX в., следует иметь в виду, что после Всемирной выставки в Париже на смену «историзму» пришел стиль модерн. Бальные платья начала XX в. являются одной из многочисленных граней этого изящного стиля. Силуэт их определял особой конструкции корсет, придававший фигуре S-образный изгиб, подчеркиваемый лифом с напуском и
юбкой , плотно облегающей бедра и веером распускающейся к полу. В этом силуэте нашел выражение эстетический идеал стиля модерн с его тяготением к волнистым формам и текучим линиям. Шили эти платья из мягких, пластичных, струящихся тканей светлых пастельных тонов: дымчатого, серебристо-серого, палевого и т. д. Часто использовался принцип многослойности: шифон, газ и тюль, положенные на атлас или парчу, приглушали блеск этих тканей, заставляя мерцать их в зависимости от освещения, создавая особый декоративный эффект. Подлинным воплощением стиля является и декор костюмов. Он многообразен по решению: вышивка блестками, бисером и синелью с характерным для модерна использованием в орнаменте стилизованных растительных мотивов. Широко использовались кружева122.
Суркоат (surcoat). К концу норманнского периода
юбка туники, носимой под доспехом, начала показываться из-под нижнего края хауберка и стала постепенно удлиняться. К 1190 году она уже достигала колен. 800 лет назад мода менялась так же быстро, как и сейчас, и очень скоро туника доставала уже до щиколоток. Неожиданно ситуация изменилась, ношение туники под кольчугой прекратилось, под ней остался только гамбезон, а тунику стали надевать поверх доспеха – как накидку. Это лишенное рукавов одеяние получило название суркоат (котта). Для удобства верховой езды одеяние имело разрезы спереди и сзади и временами доходило до пят.
После того как королева облачалась в сорочку, на ней зашнуровывали корсет, усиленный китовым усом, затем нижнюю
юбку , а затем чулки. В 1561 г. Элис Монтэгю, «главная шелковница» королевы, подарила Елизавете первую пару вязаных шелковых чулок. Елизавета обрадовалась и попросила миссис Монтэгю прислать ей еще: «Мне очень нравятся шелковые чулки; они приятные, тонкие и нежные. Поэтому я больше не буду носить полотняных чулок».[106] После чулок на Елизавету надевали тяжелые платья из бархата или атласа, которые закалывались булавками. Каждое платье было покрыто ярдами золотого плетения и мириадами крошечных драгоценных камней; платья расшивали рыбками, цветами, птицами и листьями. Процесс одевания был медленным и кропотливым; во время облачения у Елизаветы хватало времени для неспешной беседы со своими дамами. Цвет, покрой и стиль королевских платьев менялся в разные годы правления Елизаветы и отражал моды Франции, Испании или Италии. Часто Елизавета намеренно следовала тому или иному стилю, когда добивалась политического альянса с той или иной страной. По большим государственным праздникам она носила тяжелые мантии, подбитые горностаем, а зимой выходила в меховых шубах и муфтах на лебяжьем пуху.
Широкие бедра. Вам необходимо визуально увеличить ваши плечи, чтобы привести тело в равновесие. Горизонтальные линии на верхней половине туловища, светлые и яркие цвета блузок и рубашек помогут добиться этого. Убедитесь, что ваша одежда снабжена подплечниками. Темные цвета и вертикальные линии ниже талии помогут отвлечь внимание от бедер. Избегайте широких объемных маек и рубашек, которые заканчиваются на линии бедер, привлекая внимание к вашим проблемным местам. Носите тонкие
юбки со складками впереди и сзади, а не по бокам; удлиненную, сужающуюся к низу юбку и куртки, которые доходят до самой полной части бедер, с четкой талией, или куртки, которые заканчиваются на линии талии.
При мысли о мушках сразу приходят в голову Мария-Антуанетта и бальные платья с пышными
юбками , но такие клочки или лоскутки ткани использовались и раньше. Есть свидетельства, что женщины Древнего Рима, чтобы скрыть воспаления на коже, наклеивали на лицо подобие пластыря – splenia. Но по-настоящему популярны мушки стали только в конце XVI века. Наравне с уже известными нам отбеливающими пастами, которые служили для маскировки пигментации, неровного цвета кожи, шрамов и оспин, зажиточные дамы использовали лоскутки черного шелка, бархата, атласа или тафты. С их помощью скрывали изъяны и оттеняли ее фарфоровую бледность. Всплеск популярности мушек именно в этот период не случаен: в Европе бушевала оспа, у многих после болезни оставались шрамы или пустулы. В отсутствие фотошопа женщинам оставалось только задействовать мушки. Лоскутки вырезались самых разных форм – и круглые, и в форме сердца – и приклеивались поверх дефектов кожи. Кроме того, местоположение мушки могло символизировать разные послания внешнему миру: кусочек ткани на правой щеке означал, что дама замужем, на левой щеке – что она обручена. Мушка около рта означала, что сердце дамы свободно, а если она украшала уголок глаза, то дама была чьей-то любовницей. В Англии восемнадцатого века ношение мушек приняло и политический окрас: сторонники вигов и сторонники тори носили эти украшения на разных сторонах лица.
10 рельефных панно составляют три самостоятельные композиционные группы. Центральное место рельефа 1 занимает стилизованное изображение пещеры, наподобие тех, что будут повторены несколько веков спустя на крышке знаменитого саркофага из Паленке. Внутри пещеры на невысоком сиденье-троне с орнаментом из плавно закручивающихся ракушечных завитков сидит божественный предок по имени Мам. На нем архаическая
юбка , короткая накидка, на голове сложный головной убор, в ухе традиционная круглая подвеска, на ногах браслеты. В руках он держит ритуальную полосу, на которой изображены два связанных между собой завитка-лабиринта – признак и символ Бога Улитки. О том, что Бог Улитка считался главой фратрии, нам стало известно после прочтения надписей на сосудах майя.
И напротив, женщины, стремившиеся к самоутверждению, искусственно расширяли свои плечи, и это в относительно недавнем прошлом происходило несколько раз. Данная тенденция отчетливо прослеживается в одежде эмансипированной женщины 90-х годов XIX века. Она выражала свою претензию на равенство с мужчиной «равенством плеч». Историки моды писали по этому поводу: «Небольшие буфы в плечах сначала превратились в эполеты, затем в нечто, напоминавшее небольшие мешочки, а к 1895 году на женских плечах уже колыхались большие шары». Эти широкоплечие женщины конкурировали с мужчинами, получая университетские дипломы, устраиваясь на работу, занимаясь спортом, то есть делая все то, что прежде было им недоступно. Тем не менее под мужскими блузами и пиджаками они продолжали носить корсеты. О нижних
юбках и говорить нечего.
COLOR-БЛОКИНГ – еще один любимый стилистами прием, в названии которого скрыта его формула. Вы берете вещи ярких, так называемых блочных, цветов – например, ярко-желтый, синий, красный, и соединяете в одном наряде. Если вы продвинутый модный юзер, можете хоть десять цветов сочетать друг с другом. Начинающим пользователям я бы посоветовал остановиться на трех – три контрастных цвета в одном наряде будут смотреться более чем уместно. Главное, помнить: для создания color-блокинга мы используем вещи с минимумом деталей и декора, максимально простые. Если это
юбка – то цельная, без рисунка, пуговиц и накладных карманов. Если это топ – на нем не должно быть вышивки или бахромы. Обувь – яркие лодочки или кеды. Помните, эти вещи уже ярких цветов – им не нужно быть яркими по дизайну. И вообще, чем проще вещи, тем легче сочетать их друг с другом.
Консервативный стиль поможет вам подчеркнуть классический костюм, сшитый с учетом строгих правил. Сочетание классического костюма с хорошими манерами поведения будет высоко оценено, особенно при первой встрече, причем эта оценка распространится на личность в целом. Этому стилю присущ лаконичный контраст между костюмом и сорочкой. Аксессуары должы быть комплектные и находиться в гармонии с костюмом. Для женщин подойдут хорошие золотые или серебряные часы, серьги классической формы. Макияж легкий, но не всегда обязателен, если, конечно, в этот день нет совещаний или встреч с клинетами. Обувь на среднем или низком каблуке,
юбка длиной до уровня колена. Мужчинам – никаких аксессуаров, кроме хороших часов, обручального кольца и подходящих запонок.
Консервативный стиль вам поможет подчеркнуть классический костюм, сшитый с учетом строгих правил. Сочетание классического костюма с хорошими манерами поведения будет высоко оценено, особенно при первой встрече, причем эта оценка распространится на личность в целом. Этому стилю присущ лаконичный контраст между костюмом и блузкой. Аксессуары должы быть комплектные и находиться в гармонии с костюмом. Для женщин подойдут хорошие золотые или серебряные часы, серьги классической формы. Макияж легкий, но не всегда обязателен, если конечно в этот день нет совещаний или встреч с клиентами. Обувь на среднем или низком каблуке,
юбка длиной до уровня колена.
Юбки и платья. Подбирать текстуру тканей нужно в зависимости от длины изделия. Стройнят лёгкие юбки длины «макси» из струящихся тканей и юбки с боковыми разрезами. Однотонная мини-юбка и правильно подобранная обувь позволять получить несколько дополнительных сантиметров к визуальному восприятию ваших ножек. Вещи средней длины стоит носить осторожно, ведь они могут как подчеркнуть стройность ног, так и укоротить их еще больше (например, юбки с массивными накладными карманами). Накладные карманы зрительно укорачивают ноги.
Дамы в начале существования монастыря одевались по своему выбору и желанию. А затем по собственной доброй воле ввели реформы, о чем ниже следует. Они носили алые или красные чулки, которые заходили на три пальца выше колена – кайма была из вышивки или прошивками. Подвязки были цвета рукавчиков и охватывали колено сверху и снизу. Башмаки, бальные ботинки и туфли – яркого лилового или красного бархата. Сверх рубашки надевали корсет из шелкового камлота, поверх которого надевали кринолин из белой, красной, серой или каштанового цвета тафты, сверху –
юбку из серебряной, с золотыми прошивками тафты в рубчиках, или, по желанию и в соответствии с погодой, из атласа, из шелка, дама, или оранжевого, коричневого, зеленого, пепельного, синего, желтого, светло-желтого, красного, кирпичного, белого бархата, из парчи золотой и серебряной, с канителью и вышивкой, ответственно праздникам. Далее, смотря по сезону, плащи из того материала или сукна и т. д.
Нельзя закончить разговор о столь сложной проблеме, как кельтская одежда, не упомянув о замечательной декорированной керамике из Шопрона в Венгрии. Она относится к VII веку и иллюстрирует некоторые аспекты повседневной жизни и одежды гальштатской эпохи. Женщины носят приталенные колоколовидные
юбки (трапеции). Юбки богато орнаментированы и украшены то ли колокольчиками, то ли бусинками. Женщины заняты прядением и тканьем. Эти изображения дают нам небольшие, но захватывающие подробности жизни в тот доисторический период кельтской истории (рис. 15).
У мальчиков брюки и куртку заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Форма моего детства отличалась удивительным разнообразием. Было два варианта платьев. Прямое, как мешок, и отрезное, с
юбкой в складку. Бретели фартуков с крылышками и без. Крылышки, в свою очередь, могли быть обычными и плиссированными. Впрочем, плиссированные крылышки считались дефицитом. К платью полагалось пришивать белый воротничок и манжеты, тоже разнообразные, простые и кружевные. Выглядело это вполне симпатично, во всяком случае, лучше, чем любая другая одежда, доступная ребенку из средней советской семьи.
Русская мода XVIII столетия – с фижмами, париками, сурмлеными бровями – словно была создана для наших императриц. На выставке, в частности, были представлены два платья Екатерины Великой, прекрасно доносящие до нас представление о комплекции царицы. Уникальным является и другое платье XVIII столетия – из шелка кирпичного цвета на стеганой
юбке , которое было выставлено в парижском музее. Платье это, ранее находившееся в собрании барона Штиглица, – редкий пример русского рококо. Среди других вещей XVIII века отметим полосатое вышитое платье семьи князей Юсуповых, придворные костюмы, а также два умилительных детских бархатных кафтанчика, сшитых в Санкт-Петербурге для будущего императора Александра I, любимого внука Екатерины Великой.
Девушки проворно достали порядка десятка платьев, аккуратно разложив их на диване, креслах и даже столе. В первую секунду у Амилес даже в глазах зарябило от обилия красок, но потом пришла ярость. Она еле сдержала первый порыв хорошенько проучить зарвавшуюся женщину, спокойно продолжая рассматривать наряды. Ни одно из них даже близко не подходило не то что для королевского ужина, но и вообще для выхода в свет. Первое – ненавистного коричневого цвета – было скроено и пошито так, что и монашки Сейта посчитали бы этот наряд чрезмерно закрытым и чопорным. Воротник стойкой под горло, широкая шестислойная
юбка , верхняя часть тоже то ли двойная, то ли тройная, двуслойные рукава, и поверх еще и верхнее платье. Жуть! Второе, напротив, подошло бы девочке-подростку, гуляющей в саду родного парка. Лес назвала бы его скорее летним сарафаном, чем платьем. Третье оказалось просто ядовитого розового цвета, буквально режущего глаза. Четвертое, голубое в инфантильный беленький цветочек, было настолько обшито бантиками и рюшками, что самого платья под ними было практически не разглядеть. Еще одно, напротив, было слишком шикарным, со стоящим воротничком из серебряной проволоки, обшитое бриллиантами и рубинами. Шестое оказалось королевского пурпурного цвета, который запрещалось носить всем остальным. Седьмое было пошито из серого муслина, да и выглядело не просто дешевым, а нищенским. Зато следующее заставило брови Лес удивленно скользнуть вверх. Алое, с черными кружевами и кокетливыми сеточками в глубоких разрезах и декольте. Такое вполне можно было бы надеть перед мужчиной, направляясь в постель. Еще два – грязно-рыжее и молочно-сероватое – Амилеста даже разглядывать не стала. Итак, было все понятно.
Чтобы правильно определить места расположения фасонных линий и их размер на заинтересовавшей вас модели, а затем перенести их на выкройку, надо знать расположение конструктивных линий и их натуральную величину: длины плеча, горловины, линий груди, талии, бедер, низа, середины спинки, переда, а также положение боковых швов, форму проймы. Следует определить, между какими конструктивными линиями и какую часть занимает фасонная линия или деталь на модели. Можно зрительно определить, что, например, длина кокетки составляет четверть длины переда до линии талии и что она имеет прямую форму, а ширина планки застежки равна трети или половине ширины горловины (2,3–3,5 см) и петли застежки расположены посередине вдоль планки. Это значит, что к середине переда нужно прибавить на заход застежки (полузанос) величину, равную половине ширины планки. Можно также зрительно определить высоту стойки воротника (3 см) и его форму по отлетной части (прямые концы), место расположения кармана и его форму. Кроме того, определить, какой формы и длины рукава,
юбка и т. д. Затем все фасонные линии необходимо нанести на выкройку и отложить на ней в сантиметрах необходимые параметры.