Связанные понятия
Воротни́к — деталь одежды, впервые появившаяся в XIII веке как узкая полоска в вырезе, которая в XIV-XV веках постепенно трансформировалась в воротник-стойку, характерный для мужских плащей и жакетов и выполненный из меха или бархата.
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Позуме́нт (галу́н) — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.Хотя слово по своему происхождению (фр. posament, passamenterie) должно бы было означать всякого рода басонное изделие, но обыкновенно принято называть так преимущественно золотой или серебряный басон. Под басоном вообще разумеется плетёное изделие (шнур, тесьма (аграмант), бахрома, синель, кисти и пр), идущее на украшение одежды, мебели, драпировок и пр. Главным материалом...
Манжета (манжет, часто во множественном числе — манжеты, от фр. manchette — «рукавчик») — деталь одежды для оформления конечной части рукавов или брючин (штанин).
Пу́говица — в широком смысле — небольшой предмет, выполненный из твердого материала, с отверстиями или ушком для крепления (преимущественно, способом пришивания) на одежде, обуви и предметах личного обихода (например, сумках). В более узком варианте — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей (пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание).
Упоминания в литературе
В татарском костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев,
тесьмы и других. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканый узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов.
Таким швом удобно соединять детали с фигурным обрезом, выполненным, например, ножницами «зигзаг», а также настрачивать
тесьму или отделочные полоски кожи, которые могут быть в цвет основной детали или, наоборот, контрастными.
Куртки отличаются длиной и спортивным стилем. Их шьют прямого или полуприлегающего силуэтов. Низ курток оформляют притачным поясом, эластичной
тесьмой или продернутым шнуром. Застежка может быть на пуговицах, кнопках и "молнии". Их шьют из хлопковых, полушерстяных, синтетических тканей, дублированных материалов, искусственных и натуральных кож.
Внутренние карманы выполняют на деталях внутренней части изделия – с листочками (из основной или подкладочной ткани); с обтачками из основной ткани, окантованными подкладочной тканью или
тесьмой ; на полочках, подбортах и в швах (соединения подкладки изделия с подбортом (в женских изделиях); в швах соединения подкладки с горловиной (в куртках для размещения притачанного на определенном участке горловины капюшона).
Но изысканное украшение совсем необязательно должно быть ювелирным. Бисер, стразы, бусинки, стеклярус, кусочки и шнуровки из кожи, меха, всевозможных тканей, дерева, металла, пластмассы, искусственных и живых цветов, кораллов, вулканического стекла, застывших в янтаре насекомых, ракушки, клыки животных,
тесьма , люрекс – вот Ваше поле деятельности, если Вы собираетесь заняться изготовлением украшений. Любой из вышеперечисленных материалов Вы можете приобрести в специализированных магазинах. Также Вам могут потребоваться специальный клей, крепкие нитки, кожа, дерево, металл, специальные инструменты – составляющие этого набора зависят от Ваших умений. Если Вы обладаете фантазией и креативны, то можете пробовать себя в качестве мастера по изготовлению украшений. А чтобы подтолкнуть свою фантазию в нужном направлении, можно периодически покупать пособия типа «Умелые ручки», а также каталоги украшений. Также Вы можете воспользоваться идеями заказчиков. Расспросите их о том, каким они представляют себе свое будущее украшение.
Связанные понятия (продолжение)
Рука́в — деталь одежды, покрывающая всю руку или часть руки. Может быть коротким (как на футболках), средним (например, покрывать руку до запястья) и длинным (смирительная рубашка).
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Ремень — элемент одежды, представляющий собой длинную кожаную, тканую, или составную металлическую ленту, снабженную металлической или (реже) пластиковой застежкой (пряжкой) с передней стороны.
Рубашка (также верхняя сорочка или классическая сорочка) — вид мужской одежды, относится к верхнему нательному белью. Исторически рубашка относится именно к мужскому белью, однако с 1960-х годов может носиться самостоятельно, не покрываясь иной одеждой.
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.
Фа́ртук (от нем. Vortuch польск. fartuch) (или передник, запон, иногда подол) — Предназначен для защиты одежды от грязи при кухонных работах. Придуман в 1208 году.
Креп (фр. crêpe; от лат. crispus — шероховатый, волнистый) — группа тканей, главным образом шёлковых, вырабатываемых из нитей с очень большой (креповой) круткой, а также в некоторых случаях специальными (креповыми) переплетениями.
Кант , Кантик (через польск. kant от нем. Kante, также выпушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву) — элемент или аксессуар одежды в виде цветного шнура или узкой полоски цветной материи по краю одежды (оторочка) или по шву.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уто́к выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
Жакет (фр. jaquette — куртка) — разновидность короткой верхней, в основном, женской одежды из трикотажа или шерстяной ткани. Имеет длинные или укороченные рукава. Жакет напоминает пальто, но в отличие от него шьётся из более лёгкой ткани и имеет малую длину. Может быть однобортным, двубортным или на молнии, с воротником или без. Традиционные жакеты имеют приталенный по фигуре силуэт, но существуют различные вариации и более свободного кроя.
Шарф — длинный кусок материи, используемый человеком в утилитарных, эстетических, религиозных и других целях. Шарф носится вокруг шеи или талии для тепла.
Блузка (от фр. Blouson — куртка) — женская лёгкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застёгивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо, оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка — неотъемлемый элемент строгого делового стиля. Обычно блузки носят вместе с юбками.
Камзо́л (фр. camisole — кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов, надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян). Камзол делался из сукна, шёлка, бархата, украшался вышивкой, галуном, пуговицами. Камзолом в национальном костюме башкир, татар (тат. камзул), казахов (каз. қамзол) и киргизов (кирг. кемсел...
Жилет (фр. gilet), костюмный жилет — мужская или женская верхняя одежда без рукавов. В классическом варианте надевается под пиджак. Составная часть классического мужского костюма — «тройки».
Уто́к — поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Ю́бка (фр. jupe) — предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки. Также юбка — нижняя часть женского платья от талии до подола. Юбка часто противопоставляется различным видам брюк на основании того, что она не закрывает промежности.
Ге́тры (фр. guêtre) — род тёплых чулок, надеваемых поверх некоторой обуви, также застёгивающаяся накладка короткого (на щиколотке) накладного голенища.
Ша́пка (фр. chape от лат. cappa — головной убор) — традиционный головной убор русского и других национальных костюмов.
Подтя́жки (также помочи) — тканевые, либо кожаные ленты, предназначенные для поддержания брюк на уровне талии. Перекидываются через плечи и застёгиваются на поясе брюк. Традиционный вариант — под пуговицы, однако сейчас выпускается в ограниченном количестве и чаще делается на заказ. В продаже выставлены в основном варианты на металлических клипсах. Третий вариант подтяжек — кожаные на карабинах.
Жабо ́ (фр. jabot — «птичий зоб») — отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника. Впервые появилось в европейском костюме в XVII веке как деталь мужского костюма необычайных размеров, пышности и белизны и было богато украшалось кружевами. Практически исчезло из мужской одежды во второй половине XIX века. В женской и детской моде жабо сохраняется поныне.
Кофта — предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди.
Обшлаг (от нем. Aufschlag) — отворот на рукаве мужской одежды. Термин используется обычно при описании военной формы.
Пальто ́ (англ. overcoat, фр. paletot) — разновидность мужского и женского верхнего платья для прохладной и холодной погоды. Традиционно длинное и шьётся из шерстяного сукна, в современности популярны также полупальто, которые как правило немногим длиннее пиджака. Для пошива помимо традиционной шерсти могут использоваться твид, драп, кашемир, креп, букле, хлопчатобумажные ткани. Тип ткани и подкладки влияет на сезонность пальто. Оно может быть однобортным или двубортным. Однобортные пальто имеют от...
Рукави́цы , ва́режки (вязаные рукавицы) — предметы одежды для кистей рук, в которых есть два отделения: одно для большого пальца, другое — для всех остальных.
Кальсо́ны (фр. caleçon «кальсоны» от итал. саlzoni «штаны») — мужское нательное бельё, представляющее собой длинные (или укороченные, с манжетом под коленом) исподние штаны. Носятся под брюками для создания благоприятных условий, сохранения тепла, защиты тела от ветра и холода, предохранения верхней одежды от выделений организма. Традиционно мужской вид одежды, но в современности существуют и женские модели.
Брю́ки (нидерл. broek), штаны́ (заимствовано из тюркских языков), или портки́ (др.-рус. пърты) — предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть туловища и обе ноги по отдельности с помощью штанин.
Пиджа́к (от англ. pea-jacket, в свою очередь от нидерл. pijjekker (pij — разновидность грубой ткани и jekker — куртка)) — часть костюма — верхняя одежда с открытым отложным воротником и застёгивающимися на пуговицы полами. Служит верхней частью классического мужского костюма.
Флане́ль — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом-ворсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170—257 г/м². Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной.
Чулки ́ — вид одежды для нижней части ног. Обычно сделаны из текстиля. В прошлом использовались как женщинами, так и мужчинами. В современной моде — предмет преимущественно женской одежды, хотя на рынке присутствуют и мужские модели.
Плащ : 1. Историческая одежда, представляющая собой накидку из шерстяного сукна, часто с капюшоном, предназначенную для защиты от холода и непогоды.
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Чепе́ц , чепчик — женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.
Габарди́н (фр. gabardine) — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60—70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
Плюма́ж (фр. plumage «оперение» от plume «перо») — украшение в виде перяной опушки на головном уборе из перьев типа веера.
Ку́ртка — короткое верхнее изделие (одежда), наглухо застёгивающееся. Иногда противопоставляется пальто, как длиннополой зимней и/или демисезонной верхней одежде, а также мужскому пиджаку и женскому жакету, как верхней одежде в холодную погоду.
Гама́ши (фр. gamache) — вязаные или сшитые из плотного толстого материала чехлы со штрипками, закрывающие щиколотки. Удлиненный вариант называется штиблеты и доходит до колен. Гамаши и штиблеты служили заменой онуч.
Кисея ́ (тур. käsi — «раскроенная материя», каз. kasa — «вид ткани») — чрезвычайно легкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (ср. Газовые ткани), у которой нити основы попарно обвивают нити утка, взаимно перекрещиваясь между собой, тогда как уточные лежат отдельно и совершенно прямо. Назначается главным образом для дамского туалета, а также идет на драпировки, занавесы и т. п.
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Епанча ́ (др.-русск. япанча́, япончи́ца, от тур. япунча, тюрк. япынджа) — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.
Тюль (фр. tulle, от названия французского города Тюль, Tulle) — лёгкая прозрачная сетчатая гладкая или узорчатая ткань (хлопчатобумажная, полушёлковая и др.).
Упоминания в литературе (продолжение)
Пуговицы, бусины и другие дополнительные материалы нужны для декорирования изделий. В ход идут
тесьма , ленты (атлас, органза и т. д.), кружево, люверсы, кнопки, молнии, нашивки и другие элементы.
Кашпо для горшка можно сшить из любых материалов, которые пригодны для декорирования и оформления одежды, а также текстиля, оставшегося от пошива штор. В дело можно смело пустить пуговицы, пряжки от ремней, всевозможные кружева, банты, бисер и бусины. Кашпо из ткани можно отделать
тесьмой , вышивкой, аппликациями из фетра или украсить красивой лентой, живописно повязав ее вокруг горшка и завязав эффектным бантом. Иногда достаточно сшить чехол на кашпо из ткани в горох, мелкую клетку или продольную полоску и обвязать ярким бантом – предмет интерьера в стиле ретро готов (рис. 9).
С поделками из соленого теста хорошо сочетаются различные натуральные материалы: веточки, мох, семена, ягоды, соломка, сухоцветы, колосья, ракушки, камешки и т. д. Кроме того, изделие можно украсить кружевом, мешковиной, бусинами, нитками, пряжей. Для оформления фона можно взять кусочки ткани или цветной бумаги, а края самого изделия легко оформить
тесьмой . Но необходимо помнить о том, что первостепенную роль играет изделие из соленого теста, а остальное должно только дополнять его, поэтому постарайтесь не перегружать работу лишними деталями.
Традиция украшать чехлы (наволочки) для подушек
тесьмой , шнуром, бантами, кистями, помпонами, вышивкой, аппликацией возникла в древности. С течением времени это искусство развивалось и в настоящее время достигло совершенства.
Основной инструмент в искусстве вышивания – иглы. Они бывают разной длины и толщины. Иголки определяют по номерам – от 1 до 12. Для работы могут потребоваться сразу несколько разных иголок, поэтому лучше иметь набор швейных и штопальных иголок. В нем есть тонкие иголки (№ 0 и 1). Их применяют при вышивании бисером и стеклярусом. Тонкие иголки (№ 2 и 3) используют при работе с тонкими тканями. На льняных тканях вышивают средними иголками (№ 3–5). Толстые иголки с большим ушком (№ 6—12) необходимы при работе с плотными тканями и при вышивании
тесьмой , ирисом, синтетическими нитками.
Упаковка для алкогольных напитков остается традиционно строгой и респектабельной – это, как правило, коробки-тубусы из многослойного картона. Но появился и более демократичный вариант – чехол из текстиля, например из той же мешковины, с яркой
тесьмой . Он может быть выполнен в стиле кантри либо стилизован под японские мотивы.
4. Конструктивно-декоративные линии – это декоративно оформленные линии для создания данного силуэта. Линии могут оформляться шнуром, вышивкой,
тесьмой и т. д.
Дополнительными материалами при вышивании могут служить ленты, шнур,
тесьма , кусочки кожи, кружева и многое другое. Все названные материалы следует распороть, рассортировать, выстирать и прогладить. Также для работы порой требуются бисер, пайетки, бусины, стеклярус, декоративные пуговицы и т. п.
3) дополнительные приспособления, вроде карманов,
тесьмы под коньком для подвески ламп и сушки вещей, полог, выполненный из тонкой сетки, прикрывающий вход в жаркую погоду, дополнительный второй вход для удобства туристов и т. п.;
Согласно определению Н.И. Лебедевой, «ткачеством называется такой способ получения материи или
тесьмы , при котором имеются налицо два признака:
Швом «через край» прикрепляют
тесьму , чтобы зафиксировать нужную линию. Для ускорения работы это можно делать прямой машинной строчкой.
В классическом жакете карманы могут быть отделаны кантом или
тесьмой , а также опять-таки могут быть украшены пуговицами.
Готовые плетенки украшают также различными тканями, декоративной
тесьмой и лентами, бисером, бусинками, пайетками, кружевом и даже мелкими пуговицами оригинальной формы. Такой декор придает плетеной поделке изысканность и неповторимость.
Самые красивые узлы с выразительной фактурой получаются из нитей с круглым сечением. Вот почему из плоской
тесьмы те же узлы выглядят иначе и менее интересно.
Во-вторых, это ленты, кружево, шнур и
тесьма . Со вкусом подобранные, они украсят любое изделие. Платьице принцессы, сделанное из теста, приобретет еще более роскошный вид благодаря кружевному воротнику и манжетам или полоске кружева, пущенной по подолу. Медальон-сердечко оживит кокетливый бантик из узкой атласной ленты. Елочная игрушка заиграет, украшенная яркой тесьмой.
Для поделок вам необходимо подготовить природные материалы, которые можно собирать в течение всего года. А может быть, вы вернулись из экзотических стран с коллекцией ракушек, камушков, удивительных растений, плодов. Они также будут интересны для творческих работ. И конечно же, самый простой способ запастись поделочными материалами – это купить их. В цветочных магазинах, в магазинах зоотоваров можно купить сегодня все, что угодно. В общем, чем разнообразнее будут собранные природные материалы, тем легче и удобнее будет с ними работать. Кроме того, многие природные материалы гармонично сочетаются с бисером, бусинками, стразами,
тесьмой .
● если большое количество деталей подвергается сборке склеиванием, необходимо сделать шероховатыми контактные поверхности, промыть их ацетоном, а затем склеить либо специальным клеем, либо
тесьмой , пропитанной полиэфирной смолой.
Природные материалы могут также гармонично сочетаться с бисером, бусинками, стразами,
тесьмой …
– крышки от обувных коробок, круглые коробочки из-под плавленого сыра, цветная бумага, двухсторонняя цветная бумага, журнальная бумага, гофрированная бумага, цветные салфетки, белая калька, яичная скорлупа, ткани,
тесьма , мулине, шерстяные нитки, фантики от конфет, пенопласт, фольга, крупы, мелкие камни, вата, засушенные листья, соломинки для коктейлей, баночки из-под йогурта «Растишка», листы альбомной бумаги, цветной картон, простые карандаши, фломастеры, хорошие ножницы с тупыми концами, клей ПВА, клеенка-подкладка и тряпочка.