Связанные понятия
Чайная посуда — посуда для питья, заваривания и хранения чая. Набор чайной посуды, выдержанной в едином стиле, именуется сервизом.
Серви́з — набор чайной, столовой, кофейной посуды из подходящих друг к другу по стилю предметов. Сервиз рассчитывается на определенное количество персон, обычно от 6 до 16.
Ча́шка (устар. — чаша; польск. czaszka — череп) — сосуд небольшого объёма (прибл. 200 мл), имеющий форму полусферы (с возможными вариациями), к которой опционально присоединена кольцевидная «ручка» для держания. Сосуд используется для непосредственного питья горячих напитков. В некоторых культурах из чашек принято также есть, во многих странах Азии распространена чашка без ручки — пиала.
Таре́лка (от ср.-в.-нем. talier «тарелка», что от итал. tagliare и лат. taliāre «резать») — вид столовой посуды. Обычно круглой формы, служит для подачи пищи на стол. Тарелки появились значительно раньше ложек и ножей. Самые первые тарелки появились в эпоху неолита. Их лепили из глины и обжигали.
Ча́йник — небольшой закрытый сосуд с носиком, крышкой (как правило, хотя бывают и исключения — см. фото) и ручкой для подогревания и кипячения воды. Обычно чайники изготавливаются из металла.
Упоминания в литературе
Классическим русским
чайным сервизом является сервиз «Кобальтовая сетка» Ломоносовского фарфорового завода – его синий диагональный рисунок когда-то пришелся по вкусу императорскому двору. И со времен императора именно этот сервиз является визитной карточкой русского чаепития. Если выбирать другой сервиз, следует обратить внимание, что для русского чаепития наиболее приемлемо пользование чашки с волнистыми краями. Следуя русской традиции до конца, нужно подобрать сервиз с глубокими блюдцами, хотя, конечно, никто не будет в ресторане пить чай из блюдца.
«Завод не из крупных, имеет один горн, 105 человек рабочих и производит товара на 48 500 рублей в год, находится близ Риги. Г-ном Кузнецовым выставлены
чайный сервиз , умывальный прибор, вазы для цветов, свечи церковные и пр. Фарфор нам не понравился: он сероват, «фарфорец серенький», как говорят знатоки. А странно: около Риги можно пользоваться отличной глиной; нам говорят, что масса от того не совсем хороша, что завод употребляет частью глуховку, опять странно: да разве доставка глины из Черниговской губернии до Риги дешева и не обойдется ли глуховская дороже иностранного материала? Притом Гарднер употребляет ту же глуховскую глину, а какой у него отличный фарфор! За массой посмотрим внешность фарфора: общие формы недурны, многие со вкусом; но ничего нового в этих формах мы не заметили, а некоторые показались тяжелыми.
Связанные понятия (продолжение)
Подстака́нник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своём цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони. В России и СНГ подстаканники традиционно используются в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола (их использование значительно повышает устойчивость стаканов). Кроме того, подстаканники служат для отвода тепла, чтобы стаканы при наливании в них кипятка не лопались.
Пиа́ла ́ (от перс. پیاله ; др.-греч. πύελος — корыто, лохань) — небольшой сосуд, расширяющаяся кверху чашка без ручек, полусферической или усечённо-конической формы, используемых во многих культурах для сервировки пищи или напитков или для хранения продуктов. Известна со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Ранние пиалы сделаны из обычной гончарной глины.
[[Файл:Fermanagh cup makffm 13817.jpg thumb Чашка костяного фарфора, мастер керамики Томас Фрай (англ.).
Подробнее: Костяной фарфор
Кру́жка — посуда для хранения и употребления напитков, холодных или горячих (напр., молока, чая, кофе и т. п.), крупный толстостенный стеклянный или керамический (глиняный) стакан с ручкой на боковой поверхности . В общих чертах кружка имеет форму, приближающуюся к усечённому конусу или цилиндру, и варьирующуюся от одного производителя к другому.
Столо́вый прибо́р — инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей непосредственно за столом, изготавливается из пластмассы, дерева, алюминия, нержавеющей стали, мельхиора или столового серебра. Приборы из столового серебра и мельхиора применяют при сервировке столов на приёмах, банкетах и торжественных вечерах.
Подробнее: Столовые приборы
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Обеденный стол — стол, предназначенный для сервировки и приёма пищи, обычно рассчитанный на совместную трапезу для нескольких едоков.
Бокал (из франц. bocal или ит. boccale ) — тонкостенный стеклянный или хрустальный сосуд для напитков (чаще для вина или коктейлей).
Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая.
Табачный пузырёк (англ. snuff bottle), табачный флакончик — маленький флакон, предназначенный для хранения снаффа, нюхательного сухого табака. В его крышке (т.н. стоппере) была закреплена миниатюрная ложечка из слоновой кости, металла или дерева, с помощью которого извлекалась порция табака для употребления. Термин «snuff bottle» не имеет общепринятого перевода на русский язык. Является китайским аналогом европейской табакерки.
Чайный пакетик — маленький мешочек из специальной фильтровальной бумаги, в котором находится чай. Он используется для быстрого заваривания чая кипятком или горячей водой.
Бискви́т — керамическое изделие, подвергшееся только первичному (бисквитному) обжигу. Температура обжига бисквита обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета. Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, тяжёлое, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей...
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Миска — глубокая посуда в виде маленького таза. Может быть металлической, эмалированной, деревянной или глиняной.
Реймсское розовое печенье (фр. Biscuit rose de Reims) — лёгкое сухое печенье розового цвета, ароматизированное ванилью и посыпанное сахарной пудрой. Традиционно производится в Реймсе.
Керамика раку (яп. 楽焼 раку-яки) — тип японской керамики, традиционно используемой в японской чайной церемонии, в первую очередь, это чаши для чая. Для керамики раку характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга, — в результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду достают из печи раскалённой и кладут в специальные капсули, где позволяют изделиям остыть. В качестве покрытия используется чёрная или...
Кастрю́ля — ёмкость для варки на открытом огне или в духовом шкафу. Как правило, в отличие от горшка, обладает ручками и крышкой.
Посу́да — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий...
Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.
Птифур (фр. petit four «маленькая печь») — ассорти из разного маленького печенья (или пирожных), которое чаще готовится из одинакового теста, но отличается оформлением и добавками. Чаще птифур готовят из бисквитного и песочного теста, наполняя разными начинками и украшая кремом или глазурью. Эти мини-закуски, рассчитанные буквально на один укус, подаются в ассортименте в конце еды (к кофе, чаю, коктейлям).
Кусково́й са́хар — сахар в форме одинаковых по размеру кубов или параллелепипедов. Также известен как пилёный сахар (вопреки названию, обычно изготавливается прессованием, оттого и ещё одно название, прессованный сахар). Обычно применяется для подслащивания чая или других напитков.
Буфет (фр. buffet) — шкаф для хранения продуктов питания, столовой посуды и столовых приборов, состоящий из тумбы с распашными дверями и расположенными над ними выдвижными ящиками или без них, и шкафа с остекленными дверями или без них, установленного над этой тумбой на некоторой высоте так, что промежуток между ними (ниша) может использоваться для выкладки блюд на столешнице тумбы и их сервировки перед подачей на стол.. Низкий буфет называется сервантом.
Сервировка (от фр. service) — термин в кулинарии, который обозначает ряд связанных процессов при приёме пищи...
Стака́н — обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник.
Боге́мское стекло (бемское стекло) — дутое стекло, которое производится по старинным традициям в Чехии.
Чай с шариками (также жемчужный чай, пенистый чай) — пенистый чайный напиток, в который обычно добавлены «жемчужины» (кит. 珍珠) — шарики, сделанные из тапиоки (кит. 粉圓), также известные как «боба» (кит. 波霸). Большинство рецептов включают чайную основу, смешанную с фруктовым соком или молоком, иногда с добавлением льда.
Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой).
Брио́шь (фр. une brioche) — булочное изделие; сладкая булка из сдобного теста на пивных дрожжах с добавлением масла.
Вафельница — устройство для выпекания вафель. В современных вафельницах, которые изготавливаются как в бытовом, так и в промышленном варианте, нагрев производится посредством электрического тока, поэтому они могут также называться электровафельницами. Первоначально же нагрев вафельницы осуществлялся на открытом огне или в печи, и сама она представляла собой две чугунные плиты, соединённые петлей друг с другом, к каждой из которых была прикреплена ручка.
Сто́пка — небольшой стакан (серебряный), кружка, чарка, бокал; большей частью без ручки, без пережабины, прямая либо с развальцем или рюмка.
Рёмер (нем. Römer) — бокал для вина из цветного (как правило, зелёного или коричневого) стекла.
Китайская чайная культура — способы приготовления чая, используемая посуда и приборы, а также события, служащие поводом для чаепития в Китае.
Связанный , или цветущий чай (китайский: 香片工艺茶, или 开花茶) состоит из связки сушеных листьев чая, обернутых вокруг одного или нескольких сухих цветков. Основная масса таких чаёв — это зелёные, реже белые и чёрные (те, что в Китае называют красными). Использование зелёного неферментированного чая обусловлено тем, что таким чайным листьям гораздо проще придать требуемую форму, чем ломким и сухим ферментированного. Готовый напиток из связанного чая — это не только оригинальное сочетание чайного настоя...
Сби́тень (зби́тень) — старинный восточнославянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы.
«Прекрасная
шоколадница » (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
Бижуте́рия (от фр. bijouterie) — украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на «настоящие» ювелирные изделия, но её стоимость гораздо ниже.
Капучи́но (от итал. cappuccino — капуцин) — кофейный напиток итальянской кухни на основе эспрессо с добавлением в него подогретого вспененного молока.
Ковш , ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов.
Флёрдора́нж , флёр д’оранж (фр. fleur d’orange — «цветок апельсина») — белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые). Выражение заимствовано в русский язык из французского.
Мейсен — марка немецкого фарфора. Название произошло от саксонского города Майсена, где впервые в Европе стал производиться фарфор.
Бело-голубая керамика (кит. 青花) — керамические или фарфоровые изделия, выполненные в бело-голубой стилистике с кобальтовой росписью. Выполнение узоров на предметах с древних времён осуществлялось с помощью кисти, на данный момент используется множество специальных трафаретов для придания декора изделиям.
Пома́дная ма́сса (пома́дка) — уваренный сахаропаточный сироп, быстро охлаждённый до температуры 35-40° и размешанный на большой скорости в помадосбивальной машине. При сбивании в перенасыщенном сиропе происходит кристаллизация сахарозы. Готовый продукт состоит из мелких сахарных кристаллов и межкристалльного сиропа.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
В керамическом производстве селадо́н — особый тип глазури, а также специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета, который также называют селадоном. Этот тип керамических изделий был изобретён в древнем Китае, в частности, в провинции Чжэцзян.
Подробнее: Селадон (керамика)