Связанные понятия
Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается...
Хруста́ль (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24 % окиси свинца (PbO) (или окиси бария (BaO)). Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»). Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления. Добавка оксида свинца также увеличивает пластические свойства стекла и, соответственно, возможности по его обработке — огранке, резьбе и т. п. Огранка хрусталя...
Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая.
Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Бижуте́рия (от фр. bijouterie) — украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на «настоящие» ювелирные изделия, но её стоимость гораздо ниже.
Упоминания в литературе
Фарфор и стеклянную посуду объединяет не только их предназначение. Общее у них также следующее: и то и другое изготавливается из материала, добываемого в земле; у обоих спекание происходит при очень высоких температурах – чтобы получить холодную, спокойную, ясную всем красоту. Общность фарфоровой и стеклянной посуде придает и мастерство, которое вкладывается и в то, ив другое.
1.
Фарфор (особым образом обожженная белая глина) является самым лучшим, прочным и дорогим материалом. Он практически не поглощает воду, поэтому не лопается при резких перепадах температур. Фарфоровая вещь примерно втрое дороже аналогичной вещи, выполненной из терракота.
Краски на водной основе для керамики,
фарфора , металла и стекла имеют яркие, насыщенные цвета, экономны в расходе, образуют равномерную глянцевую поверхность. Покрывными красками для стекла и керамики на водной основе можно расписывать керамические и различные пластиковые изделия. Они быстро сохнут, устойчивы к воде и свету, не требуют фиксации обжигом. При их использовании легко получить новые цвета, поскольку краски хорошо перемешиваются между собой, сохраняя чистоту тона. Кроме того, они отличаются тем, что ими легко расписывать предметы, находящиеся даже в вертикальном положении.
Самый необходимый предмет, используемый во время чаепития. Ассортимент чашек велик. На сегодняшний день самыми распространенными материалами для их изготовления остаются керамика и
фарфор .
Перенесите себя в тёплые страны, используя насыщенный голубой цвет неба и моря в сочетании с яркими оттенками, характерными для греческих рыбачьих деревушек и Карибских островов, или с лазурью, которую можно увидеть в Средиземноморье. Любые обычные вещи в вашем доме также могут стать более яркими в синих тонах: попробуйте клетчатые или льняные ткани, стеклянные аптечные пузырьки, изделия из бристольского стекла или керамику, китайский
фарфор , расписанный ивами, фаянсовую плитку, веджвудские яшмовые изделия или полосатую корнуэльскую керамику. Естественные земляные пигменты давали первым дизайнерам широкий диапазон красных, коричневых, охровых, серых и зелёных оттенков, однако синих тонов не было среди них. Это означает, что данный цвет поздно появился в домашних интерьерах. Яркие, теплые тона синего могли быть получены по высокой цене из экзотического и дорогого минерала – ляпис-лазури. Однако это было так дорого, что его использование строго ограничивалось, главным образом, сферой изящных искусств. Там его использовали, например, для создания сияющих оттенков одежд Богоматери.
Связанные понятия (продолжение)
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно...
Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой.
Мейсен — марка немецкого фарфора. Название произошло от саксонского города Майсена, где впервые в Европе стал производиться фарфор.
Посу́да — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий...
Серви́з — набор чайной, столовой, кофейной посуды из подходящих друг к другу по стилю предметов. Сервиз рассчитывается на определенное количество персон, обычно от 6 до 16.
Бискви́т — керамическое изделие, подвергшееся только первичному (бисквитному) обжигу. Температура обжига бисквита обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета. Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, тяжёлое, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей...
Ме́бель (фр. meuble, от лат. mobile) — совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека.
Папье́-маше ́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Стекло ́ — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Структурно-аморфно, изотропно; все виды стёкол при формировании преобразуются в агрегатном состоянии — от чрезвычайной вязкости жидкого до так называемого стеклообразного — в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты). Температура варки стёкол, от +300 до +2500 °C, определяется компонентами...
Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
Обо́и — вид строительных отделочных материалов для облицовки стен и потолков внутри помещений. Представляют собой полотно, свёрнутое в рулон. Основные размеры полотна: ширина — 0,53, 0,70, 1,06 м, длина — 10 и 25м. Основные виды обоев: бумажные, виниловые на бумажной и флизелиновой основах.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления...
Шликер (нем. Schlicker) — используемая в производстве фарфора кашеообразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером.
Слоновая кость — драгоценный материал для выделки предметов роскоши, обычно из бивней слонов. Хорошо обрабатывается резцом и полируется. В настоящее время слоновая кость в основном используется для изготовления мелких резных изделий и украшений.
Перламу́тр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.
Стеклоделие (Стекловарение) — одна из древнейших технологий в материальной культуре, но сравнительно молодая отрасль промышленности. Основное сырьё при получении наиболее употребимых видов стекла — кремнезём. Варка стекла в настоящее время производится по нескольким методам, но общими для них являются достаточно строгие технологические параметры, основными из которых являются условия высокой чистоты производства и управляемый высокотемпературный режим, подразумевающие наличие соответствующего оборудования...
Ювели́рное изде́лие — изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.
Ювели́р — обобщающее название специалистов по изготовлению и ремонту ювелирных украшений.
[[Файл:Fermanagh cup makffm 13817.jpg thumb Чашка костяного фарфора, мастер керамики Томас Фрай (англ.).
Подробнее: Костяной фарфор
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.
Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.
Гонча́рное произво́дство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.
Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.
Камея — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа.
Боге́мское стекло (бемское стекло) — дутое стекло, которое производится по старинным традициям в Чехии.
Шамот (фр. chamotte) — огнеупорная глина, каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и доведённая до некоторой степени спекания. Данное наименование применяется также в отношении других исходных материалов, используемых для производства огнеупоров, обожжённых до окускования смешанных с глиной порошков и стабилизации свойств материала.
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Сувени́р (фр. souvenir «воспоминание, память») — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее.
Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел).
Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит...
Плаке́та (плакет, плакетка от фр. plaquette — дощечка) — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения. Изготовление плакет началось в эпоху Возрождения.
Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
Гли́птика (от др.-греч. γλύφω «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Данный термин преимущественно употребляется в применении к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее древних искусств, известных человечеству.
Упоминания в литературе (продолжение)
Керамическая посуда делится на фарфоровую, майоликовую, гончарную и фаянсовую. Фарфоровая посуда отличается необыкновенной легкостью, повышенной прочностью. Изделия из фаянса имеют меньшую прочность и термическую устойчивость. Посуда как из
фарфора , так и из фаянса долго сохраняет тепло, не разрушается от действия пищевых кислот и щелочей. Столовые, чайные и кофейные сервизы с великолепной росписью являются украшением праздничного стола.
Порой можно было подумать, что
фарфор родился не в Китае, а в Японии; что, переняв грубый примитивизм гончарен Кёмидзу, китайцы развили затем это искусство до классического совершенства. Создавая фарфор – белый, как нефрит, тонкий, как бумага, блестящий, как зеркало, звонкий, как цимбалы, – китайские керамисты сумели добиться от невзрачной глины, казалось бы, чуждых ей качеств. Нельзя было не поражаться совершенству формы, которого добивались мастера Цзиндэ при обработке необожженного черепка. Качество его перед обжигом проверяли каплей воды: если, сбежав по внутренней стенке вазы, вода проступала снаружи ровной темной полоской – обточка сделана безукоризненно. Китайские мастера были непримиримы к каким бы то ни было отклонениям от идеально правильных форм. Малейшую деформацию при обжиге они считали браком, говоря, что ваза в этом случае «потеряла тень». Подобно резьбе по слоновой кости, производившей впечатление тончайших кружев, или шелковым вышивкам, напоминавшим размашистые картины кистью, произведения мастеров Цзиндэ утверждали мысль о всевластии художника над материалом.
Для создания вокруг рисунка характерного для рисунков по
фарфору дымчатого фона на стекло после приклеивания картинки кистью следует нанести несколько капель краски близко к контуру рисунка, после чего растушевать губкой. Оттенок создаваемого дымчатого фона подбирается из близких к самому рисунку цветов: зеленый для дымчатости вокруг листьев, розоватый, желтый или голубой для фона около цветов. Закрепляется созданная композиция несколькими слоями акрилового лака. Вместо художественной росписи на последнем этапе можно использовать мозаику, например, наклеить яичную скорлупу для создания эффекта кракле вокруг рисунка, можно использовать различные аппликации из бисера, бусин, песка, небольших камей, для создания бутылок или фужеров в этностиле дополнить технику декупажа аппликациями из ткани.
Плетеные изделия были настолько популярны, что мотивы и отдельные элементы техники плетения имитировали в
фарфоре , а также использовали изображение корзин или отдельных плетеных полос в композициях архитектурного декора. Перекрестное плетение, применяемое при изготовлении изделий из лозы, в принципе послужило основой для возникновения техники ткачества.
Популярностью пользуется японский стиль – сдержанный минимализм, строгие лаконичные формы. Цветовая гамма – светлая, белая, бежевая, молочная, кремовая; мебель – невысокая и прямая, выдержана в светлых тонах, ее поверхность – гладкая, лакированная, из ценных пород древесины и благородных тканей, также в основном кремовых и белых оттенков. Тарелки из
фарфора , напоминающие лепестки цветков, изящные картины японской художественной школы, металлический подсвечник со специальным стеклом, увеличивающим пламя свечи, мини-водопад из натурального камня, деревянные часы с отделкой из рогожи в форме пагоды, ароматические лампы из белоснежного фарфора с рельефным узором и свечами внутри, бонсай и икебаны, вещи из бамбука, покрывала и постельное белье с иероглифами или характерными национальными рисунками, посуда для суши, циновки, веера, но главное – японская раздвижная стенка-ширма.
Фарфоровая масса приготовляется из каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и различных добавок. Раньше в состав
фарфора включали белую глуховскую глину из Черниговской области.
Газовые рожки были медными и отличались типом горелки, каковых насчитывалось четыре: горелки с открытым пламенем, аграндовы горелки, регенеративные горелки и, с середины 1890-х годов, горелки накаливания. Наиболее простыми и самыми распространенными во времена Шерлока Холмса были горелки с открытым пламенем. Обычно они были изготовлены из
фарфора и имели два круглых сопла под углом 90° друг другу, образующих пламя в форме рыбьего хвоста. Значительно реже, как наименее экономичные, встречались разрезные горелки, пламя которых, проходя через узкую щель в фарфоровом наконечнике, принимало форму крыла летучей мыши. Чтобы пламя было полноразмерное и без мерцания, газ следовало открывать полностью, так как иначе он плохо сгорал. Горелки «рыбий хвост» как дешевые, простые и способные обеспечить очень хорошее сгорание газа использовались в небольших комнатах. Лучшими считались горелки, изготовленные фирмой Сагга из Вестминстера, которые продавали все уважающие себя поставщики газа. Пламя давало гораздо более яркий и устойчивый свет, когда вырывалось из сопла горелки горизонтально, а лепесток получаемого языка пламени лежал в вертикальной плоскости, чем тогда, когда оно горело вертикально в стеклянном шаре, все время мерцая и утомляя этим глаза. Потребляла обычная горелка «рыбий хвост» от трех до четырех кубических футов газа в час и давала свет от шести до девяти свечей.