Связанные понятия
Бело-голубая керамика (кит. 青花) — керамические или фарфоровые изделия, выполненные в бело-голубой стилистике с кобальтовой росписью. Выполнение узоров на предметах с древних времён осуществлялось с помощью кисти, на данный момент используется множество специальных трафаретов для придания декора изделиям.
Гончарство и фарфор в Корее — совокупность техник, приёмов и изделий из керамики и фарфора в Корее, которые прошли долгую историю развития в разные эпохи корейской истории.
Подробнее: Корейская керамика
Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая.
Японский фарфор — фарфоровые изделия, производящиеся в Японии. Производство фарфора началось в Японии поздно по сравнению с соседними Китаем и Кореей — в XVII веке. Важнейшую роль на раннем этапе сыграли несколько сотен корейских гончаров, привезённых на остров Кюсю местным князем. В первой половине XVII века японский фарфор пережил период массового экспорта в Европу и Азию.
Шликер (нем. Schlicker) — используемая в производстве фарфора кашеообразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером.
Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит...
Керамика раку (яп. 楽焼 раку-яки) — тип японской керамики, традиционно используемой в японской чайной церемонии, в первую очередь, это чаши для чая. Для керамики раку характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга, — в результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду достают из печи раскалённой и кладут в специальные капсули, где позволяют изделиям остыть. В качестве покрытия используется чёрная или...
Японская керамика — одна из старейших в мире, наиболее ранние образцы датированы началом периода Дзёмон (15 000 — 11 800 годами до н. э.). Другая особенность японской керамики — необычайная развитость, вызванная широким распространением чайной церемонии. Значительная часть керамических изделий Японии характеризуется нестандартным и «естественным» внешним видом, в том числе намеренно оставленными «дефектами» поверхности, потёками, трещинами и пузырями глазури, следами пальцев и так далее, выражая...
[[Файл:Fermanagh cup makffm 13817.jpg thumb Чашка костяного фарфора, мастер керамики Томас Фрай (англ.).
Подробнее: Костяной фарфор
Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой.
Какиэмон (яп. 柿右衛門様式 какиэмон ё:сики) — стиль японского фарфора, изготавливаемый гончарной династией Сакаида с начала XVII века. Какиэмон был настолько популярен, что этим словом зачастую называли весь японский фарфор.
Би (кит. 璧, пиньинь: bì) — древнекитайские дисковидные артефакты, сделанные из нефрита. Самые ранние би относятся к периоду неолита, в частности к периоду Лянчжу (3400-2250 гг. до н. э.). Позднейшие образцы датируются в основном периодами династий Шан, Чжоу и Хань. Диски би были самыми распространёнными чжоускими культовыми предметами из нефрита. Их также изготавливали из стекла.
Чайная посуда — посуда для питья, заваривания и хранения чая. Набор чайной посуды, выдержанной в едином стиле, именуется сервизом.
Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.
Подробнее: Культура Кореи
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Тушь китайская (墨 mò) — краска для каллиграфии и рисования, одна из четырех драгоценностей рабочего кабинета. Имеет множество отличий от туши, производимой на Западе.
Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
Табачный пузырёк (англ. snuff bottle), табачный флакончик — маленький флакон, предназначенный для хранения снаффа, нюхательного сухого табака. В его крышке (т.н. стоппере) была закреплена миниатюрная ложечка из слоновой кости, металла или дерева, с помощью которого извлекалась порция табака для употребления. Термин «snuff bottle» не имеет общепринятого перевода на русский язык. Является китайским аналогом европейской табакерки.
Люстр (от фр. lustre — глянец, блеск, лат. lustro — освещаю) — красители для росписи керамики, придающие изделиям металлический или перламутровый блеск различных оттенков.
Литьё по выплавляемым моделям — один из способов литья, известный с глубокой древности. Он применяется для изготовления деталей высокой точности и сложной конфигурации, невыполнимых другими методами литья (например, лопатки турбин и т. п.)
Жад — общее название минералов жадеита и нефрита. Название происходит от исп. piedra de ijada — «поясничный камень» и было дано испанцами при покорении Америки в связи с приписываемыми камню свойствами талисмана, якобы излечивающего почечные болезни.
Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
При создании
китайской каллиграфии знаки китайского письма обычно изображаются в соответствии с правилами одного из пяти наиболее известных стилей. Они развивались вместе с китайским языком.
Чайный сервиз — набор чайной посуды из подходящих друг к другу элементов, обычно фарфоровых или серебряных. Сервиз включает заварной чайник, сахарницу, чашки и блюдца. В некоторые сервизы входят молочник, поднос для чая, изредка полоскательница, блюдце для лимона, кувшин для горячей воды, чайница, в XVIII веке недолгой популярностью пользовалось также специальное блюдце для ложек (англ. spoon boat). Иногда набор включает также кофейник и может использоваться для питья кофе. Таким образом, различные...
Чернение зубов — сохраняющаяся у некоторых народов Юго-Восточной Азии, Индии (у гуджаратцев), Южной Америки, Нигерии и Марокко практика, заключающаяся в нанесении краски на зубы. Чернение зубов практикуется также в Японии, там оно именуется охагуро. Производится в эстетических и статусных целях, охагуро даёт ещё и утилитарный эффект.
Фигурки слонов в стиле какиэмон — пара фигурок слонов из японского фарфора XVII века, хранящаяся в Британском музее. Вошли в собрание в составе коллекции, подаренной музею сэром Гарри Гарнером.
Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.
Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается...
Эпиграфика в Китае — традиционное направление исторических исследований в Китае и других странах Восточной Азии.
Глиногипс (ганч, гажа, арзык, тюрк. ganch) — вяжущий материал, искусственная или (редко) природная смесь гипса (от 30% до 60% двуводного сернокислого кальция CaSO4•2H2O) и от 40% до 70% мелких частиц глины ( гажа, примеси кварца и кальцита, землистый гипс) или лесса (ганч, арзык). Строительный глиногипс - это продукт, который получают в результате обжига гипсового мергеля при температуре 160—250° и последующего измельчения его в порошок. В состав строительного глиногипса (кроме гипса и глины) входит...
Китайская живопись , как вид изобразительного искусства, и одна из немногих живых восточных традиций живописи, зародилась в древнем Китае, и непрерывно эволюционирует со времен неолита и до сегодняшнего дня.
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.
Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны...
Керамика майя — технология и изделия из глины, существовавшие в государствах майя в разные периоды их существования цивилизации. Претерпела частичное влияния Теотиуакана и тольтеков.
О́бжиг — тепловая обработка материалов или изделий с целью изменения (стабилизации) их фазового и химического состава и / или повышения прочности и кажущейся плотности, снижения пористости.
Древнекитайская ритуальная утварь — в Китае эп. неолита и позднее: посуда, музыкальные инструменты, аксессуары, выступавшие признаком статуса их обладателя, известные по археологическим находкам и ранним описаниям. Использовались в религиозных и политических ритуалах, включавших в себя жертвоприношения силам природы и предкам, дворцовые застолья, гостевые ритуалы, похоронные и проч. обряды. Изготавливались из камня, глины, бронзы, пород ценного дерева, лака.
Жадеи́т (фр. jadéite, от jade — нефрит) — минерал зелёного цвета из группы щелочных моноклинных пироксенов спутанно-волокнистой структуры, силикат натрия и алюминия. Своё название получил от жада. Внешне жадеит очень похож на нефрит (в торговой номенклатуре нередко оба этих минерала идут под общим названием «жад»), однако встречается реже нефрита и ценится выше (в особенности это касается так называемого «империала» — изумрудно-зелёной полупрозрачной или прозрачной разновидности жадеита, однородной...
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Блаудрук (нем. Blaudruck) — процесс сине-красного окрашивания в чане с использованием индиго, применяемый к натуральным материалам: таким как льняные, хлопчатобумажные или шелковые ткани. Аналогичный термин использовался в XVIII веке и для обозначения сине-белого фарфора. Немецкая комиссия по делам ЮНЕСКО в декабре 2016 года включила процесс в каталог Общенационального нематериального культурного наследия.
Гага́т (от греч. γαγάτης, англ.: Jet (lignite), — разновидность каменного угля (из группы «бурых углей»), осадочная горная порода, легко поддающийся обработке и полировке поделочный камень. Известен также под названиями чёрный янтарь, чёрная яшма или гишер.
Бискви́т — керамическое изделие, подвергшееся только первичному (бисквитному) обжигу. Температура обжига бисквита обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета. Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, тяжёлое, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей...
Килим — тканый гладкий двусторонний ковёр ручной работы. Основа любого ковра также называется килимом.
Фотокерамика — изделия из керамики, металлокерамики с долговечным изображением людей, пейзажей, образов, картин, изображений с качеством, близким к фотографическому.
История стекла охватывает примерно 5,5 тыс. лет. В настоящее время считается, что родиной стекла является Древний Египет.
Корейская живопись — один из корейских видов искусств, характеризующийся разнообразием жанров и стилей.
Гравировка камня («гравировка» нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — вид обработки камня, при которой на камне посредством гравировки формируется изображение (орнамент, текст, узор, портрет).
Гэ (кит.: 戈; пиньинь: gē; система Палладия: гэ, иногда неправильно переводится как «алебарда») — один из видов колюще-рубящего древкового оружия, которое использовалось в Китае с эпохи династии Шан (1600 — 1046 гг. до н.э.) и по крайней мере до династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Гэ состоит из кинжалообразного лезвия из нефрита (культовый), бронзы, а позднее из железа, прикреплённого под прямым углом к деревянной рукоятке. Такой способ крепления делает это оружие похожим на косу или ледоруб...
Чжуаньшу (кит. трад. 篆書, упр. 篆书, пиньинь: zhuànshū), «иероглифы печати», появился в VIII—III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь, а затем в Восточной Чжоу в Цинь и распространялся в те регионы, которые Цинь завоёвывало. Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.