Связанные понятия
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
Ру́стовка (также ру́стика, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную...
Подробнее: Рустика
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Упоминания в литературе
Цоколь (стереобат), на котором возвышаются колоны и стены собора, кирпичный. Нынешняя его высота составляет в разных местах около 1–1,5 м, если считать от уровня культурного слоя, т. е. от асфальтового покрытия окружающей территории. Вертикальные стенки цоколя покрыты двумя рядами блоков серого сердобольского гранита. Часть внешней стены западного проезда облицована плитами розового «морского» гранита. Нижний ряд блоков цоколя в вертикальной стенке сейчас частично затоплен под асфальт. Ещё ниже кладка выполнена из розового «морского» гранита.
Сайдинг этого вида с успехом может быть использован и для отделки всего дома. С учетом небольшой толщины панелей его удобно применять для облицовки
цоколя уже существующих зданий, когда нужно минимизировать несовпадение плоскостей цоколя и основного фасада. Живописный внешний вид и малый вес материала позволяют использовать его не только для облицовки фасада самого здания, но и его отдельных элементов (пристроенных труб, башен, переходов, кровельных фонарей, надстраиваемых этажей).
Если назначение египетских моделей греко-римского периода в основном остается неизвестным, то их ценность для истории архитектуры несомненна. Можно выделить три группы: домики круглые или квадратные в плане с конической кровлей, большой дверью и окнами из циновок. Другие модели оформлены похожим образом в виде квадратной в плане эдикулы с большими дверями, увенчанными карнизом в виде горлышка. Отверстия могут принимать форму окон с импостами и с решетками. Небольшой павильон занимает угол верхней террасы и может иметь тот же тип отверстия. Наконец, еще одни модели представляют собой различные башни и дома в несколько этажей, от 4 до 5: к двери, увенчанной карнизом, ведет лестница, которая поднимается от самого
цоколя . Этажи обозначены серией проемов различных типов: окна с циновкой или с импостом и решеткой, отдушинами с решетками и простые люкарны. Гравированный декор фасадов воспроизводит иногда тип жилых домов и амбаров прошлой эпохи, построенных из сырцового кирпича на фундаменте и укрепленных деревянными стяжками и тягами. Существуют еще модели колонн, капителей и косяков дверей, скорее скульпторов, чем архитекторов.
Главный фасад здания с аккуратной башней выходит на Малую Неву и развёрнут по отношению к Стрелке так, чтобы создавалась некоторая симметрия с Кунсткамерой – вторым здесь зданием с башней. Классическая по стилю постройка выделена по главному фасаду высоким портиком с ионическими колоннами, опирающимися на выступ первого этажа, решённого зодчим как
цоколь и выделенного рустовкой. Полуциркульные оконные проёмы дополнительно выделяют первый этаж здания. Тимпан (пространство внутри портика) украшен сложным рельефом. Портик Таможни венчают медные скульптуры богов Меркурия, Нептуна и Цереры. Само здание завершено куполом на высоком барабане с прямоугольными окнами.
Другой угловой дом № 2/10, также четырехэтажный, на высоких подвалах.
Цоколь дома выложен из путиловской плитки, фасад дома обработан крупным рустом и разнообразен декоративными вставками в виде женских головок и причудливого орнамента. Между окнами 2-го и 3-го этажей архитектор поместил пилястры, особенно выделяются полуциркульные, «a la renessans» окна 3-го этажа, верхние этажи подчеркнуты тягами. Фасад здания исказили надстройки: приставные чугунные крыльца ресторана «Х/О» и туристической фирма «Оазис».
Связанные понятия (продолжение)
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Ризали́т или резалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.
Штукатурка (итал. stuccatura, от stucco «гипс, известь, алебастр») — отделочный слой, образованный затвердевшей строительной смесью, а также сама эта смесь.
Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано...
Подробнее: Балясина (архитектура)
Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта.
Лопа́тка (лизе́на, лизерна) — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, котoрая располагается между соседними лопатками, носит название прясла.
Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko «балка») в архитектуре — разновидность террасы: площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Современные модели выступают из плоскости стены фасада здания в виде огражденной площадки. Бывают, как правило, открытыми и неотапливаемыми, хотя встречаются закрытые и остекленные варианты, и даже утеплённые.
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
Филёнка (от нем. Füllung — начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную...
Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд...
Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης, от др.-греч. στῦλος — «столб, подпора, колонна» + др.-греч. βᾰτίς — «шиповатый скат») — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.
Раскрепованный ордер , раскреповка — способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна (пилястра) вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене. Был широко распространен в Древнем Риме.
Канелю́ра, каннелю́ра (от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Подробнее: Каннелюра
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Замко́вый камень (иногда просто замо́к) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя...
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Сандрик — декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей. Иногда используется в интерьере.
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет»), или дóрмер — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.
Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Характерной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.
Перекры́тие — горизонтальная внутренняя несущая и ограждающая конструкция в здании, разделяющая его по высоте на этажи. Не считая классификации по материалу, перекрытия различают по назначению на цокольные, междуэтажные и чердачные и по форме — на плоские и сводчатые.
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).
Нали́чник и — декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой — резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.
Ба́за — основание, нижняя часть колонны, пилястры. В ордерной архитектуре база — обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны в портике опирается непосредственно на опорную плиту (стилобат), в аркаде, при относительно широком просвете между колоннами — на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала — к телу колонны).
Тяга (также поясок) — архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа. Тяги используются для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей. При штукатурных работах тягами называют любые профилированные полосы из штукатурного раствора, сделанные с помощью протягивания шаблонов по прямой или криволинейной траектории.
Шири́нка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками.
Упоминания в литературе (продолжение)
Рис. 1.7. Деревянная ограда с опорными столбами и
цоколем из искусственного камня под облицовку дома
1. Кладку (или заливку при монолитной конструкции) цокольной части стены останавливают на проектной отметке, на которой, согласно проекту, предусмотрена горизонтальная гидроизоляция. Если в проекте это не предусмотрено, следует остановить возведение
цоколя на уровне, который расположен на 10 – 20 см ниже низа будущего перекрытия первого этажа.
Низкий первый этаж выложен из рустованного (грубо обработанного) камня и служит
цоколем для двухэтажного строения. Фасад украшает портик из шести колонн.
Ограда любой конструкции обычно состоит из основания и обрешетки. В качестве основания служат различного рода фундаменты,
цоколи , столбы или несущий каркас из проволоки, рамок и т. д. Для заполнения обрешетки используют хворост, жерди, доски, рейки, кирпич, металлическую сетку и т. п. Выбор материалов, используемых для строительства ограды, зависит от местности. В средней полосе России чаще всего можно встретить ограды, выполненные полностью из дерева, на юге ограды сооружают из природного камня, кирпича, шлакоблоков и ракушечника.
Для придания большей прочности забору прогоны можно установить на каменный или кирпичный
цоколь , который должен иметь 30–50 см в высоту и ширину. Во время строительства цоколя через каждые 6–9 м следует заложить опорные столбы из того же материала. Помимо них, через промежутки длиной 2–3 м вмуровываются дополнительные деревянные или железные столбы.
Обычно для одноэтажных домов устраивают столбчатые фундаменты с кирпичным
цоколем , а для двух– и трехэтажных домов – ленточные.
Храм представляет собой башню, на фасаде которой первоначально в нише была установлена гигантская статуя Будды. После перестройки были возведены четыре небольшие башенки по углам
цоколя , подобные большой башне. Высота этого величественного монументального здания составляет 55 м. Его отличают удивительно гармоничные пропорции.
При устройстве высоких оград укладку
цоколя из блоков каменных пород производят на заранее выполненный фундамент.
Как и в других крупных сооружениях 60–70-х годов XVIII века, первый этаж здания Академии играет роль
цоколя , а два верхних парадных этажа объединены колоннами и пилястрами. В постройках усадебного типа главный вход обязательно должен быть расположен внутри парадного двора, а в Академии этот вход сделан в середине центрального фасада. Здесь над цокольным этажом поднят четырехколонный портик, между колоннами которого поставлены скульптуры Геркулеса и Флоры. Вся эта часть фасада выдвинута вперед и увенчана куполом.
Не рекомендуется устраивать фундамент из силикатного кирпича, так как, находясь в грунте, он подвергается разрушению. Чтобы не происходило замачивания и отсыревания стен, фундамент выводят на 20–30 см выше уровня земли. Эта часть фундамента называется
цоколем . Цокольная часть стены, как наиболее увлажняемая, должна выполняться из атмосферо– и морозостойкого материала. В цоколе располагают горизонтальную гидроизоляцию стен.
Мраморизованные известняки. С конца XVIII в. в Санкт-Петербург поступает мраморизованный известняк из Прибалтики. Сначала его добывали под Ревелем (Таллином), в окрестностях хутора Васалемма, на острове Эзель (Сааремаа); камень так и назывался – ревельским, васалеммским, эзельским известняком. С середины XIX в. стали разрабатывать известняк у мызы Кирна вблизи Ревеля, его называли кирновским камнем. Из него высечены, например, капители, колонны, вазы на фасаде Нового Эрмитажа и
цоколь его портика. Из васалеммского известняка выполнены, в частности, сложные архитектурные детали фасада дома на Малой Морской улице, 14. Много известняка шло на изготовление ступеней, балюстрад, тротуарных плит.
Кирпичный фундамент. В некоторых случаях устанавливают кирпичный фундамент из оставшегося материала после кладки
цоколя при строительстве дома или гаража. Любой из видов фундамента достаточно надежен для последующей установки теплицы, так как главное при кладке – сделать плотное основание, не пропускающее холодный воздух и приподнять сооружение для изоляции от соприкосновения с почвой.
Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина Феодора Черниговских наверняка затерялась бы среди зданий какой-нибудь из центральных улиц Замоскворечья. Но здесь, в крошечном и уютном Черниговском переулке, она на своем месте. Выполненная в стиле «русского узорочья», церковь имеет несколько малоповторимых особенностей. Первое, что бросается в глаза, – это контраст тонких, вытянутых барабанов глав и специально увеличенных кокошников и развитый антаблемент со сложным узорчатым рисунком. Многие элементы храма сохранились с конца XVII века: нижний ряд пластичных кокошников, парные колонки по углам четверика, южный и северный порталы, колончатые наличники окон с килевидными кокошниками. На сводах и стенах уцелели элементы росписи первой половины XVIII века. Необычно низкая и широкая, как будто приплюснутая к земле трапезная равна по площади основной части храма. В церкви Михаила и Феодора Черниговских необычно мало окон: в четверике их всего два, а в трапезной – четыре. Отсутствие должного освещения еще больше уменьшает внутренний объем храма. Притвор церкви был когда-то первым ярусом колокольни. Сейчас внутри него можно увидеть своды первой половины XVIII века. Фасады притвора украшены спаренными пилястрами на углах. В ограде вдоль Черниговского переулка сохранился белокаменный
цоколь XVIII века и кирпичные столы с решеткой XIX века.
Первый венец выравнивают либо с помощью подкладных пластин, либо устройством разновысокого
цоколя . Это делается в связи с тем, что продольные и поперечные стены будут смещены друг относительно друга по высоте на половину диаметра бревна. Стены обычно сразу собирают на фундаменте. Углы первого венца соединяют «в полдерева», остальные – либо на коренных шипах, либо на шпонах. Кроме того, все бревна в углах укрепляют железными скобами, а в длину – нагелями. При рубке углов «в обло» от края чашки до торца бревна оставляют около 30 см, т. е. на два таких остатка теряется около полуметра. Для увеличения влагонепроницаемости сруб можно обшить досками или даже сделать облицовку кирпичом.
Царскосельский вокзал представлял собой вытянутое прямоугольное здание в два этажа, с высоким
цоколем и рядами окон. В центре находился вход, защищенный большим металлическим навесом от дождя. Крытый перрон находился с противоположной стороны. После смены собственника дороги началось строительство новых путей до Витебска и Одессы, что потребовало реконструкции станции и в Петербурге. Тогда решили соорудить абсолютно новый комплекс, проектирование которого выполнил академик С.А. Бржозовский, при участии инженера С.И. Минаша (отделка). Новый вокзал стал одним из тех первых столичных общественных зданий в стиле модерн, где зодчий мастерски обыгрывает классические архитектурные мотивы. Здание не просто богато декорировано, но и имеет сложное объемно-пространственное решение. Высотными доминантами прилегающей площади служат часовая башня и большой четырехгранный купол над главным вестибюлем вокзала. Вход внутрь организован с Загородного проспекта в виде массивного ризалита и украшен рельефными гербами Санкт-Петербурга и Витебска; выход с поезда выведен в боковые части комплекса – в сторону улицы Введенского канала и Подъездного переулка. Мраморная, с чугунными перилами парадная лестница из вестибюля ведет на второй этаж в Главный зал под куполом. Внутренняя отделка вестибюля, зала и некоторых помещений выполнена в стиле модерн и являет собой выдающийся пример использования этого направления. В создании живописных панно принимали участие художники С.И. Дудин, Н.С. Самокиш, Е.П. Самокиш-Судковская и В.И. Быстренин.
Гранит – магматическая горная порода, отличающаяся своими исключительными строительными и декоративными качествами. У гранита большие фактурные возможности: при зеркальной полировке на свету проявляется радужная игра вкраплений слюды. В качестве строительного материала его часто используют для облицовки
цоколей зданий, изготовления всевозможных обелисков, колонн и других архитектурных деталей. Некоторые мраморы и граниты, имеющие красивый рисунок, могут быть после распиловки блока на плиты подобраны на плоскости стены в виде мозаичного рисунка.
Широко раскинувшиеся пандусы (от франц. pente douce – «пологий склон») подъезда невольно обращали взгляд на основу ансамбля, коим служило здание дворца, в то время как церковь имела второстепенное значение, играя роль, подобную парковому павильону. Пандусы появились в русской архитектуре во времена раннего классицизма. В то время так называлась наклонная площадка, предназначенная для удобного въезда экипажа к парадному входу, расположенному над
цоколем здания; в редких случаях она заменяла лестницы.
Цоколем называют верхнюю часть любого фундамента высотой 50–70 см. Делают его из бетона, кирпича или камня, то есть материалов, обладающих морозостойкостью и стойкостью к различным погодным условиям. Цоколь оштукатуривают раствором из цемента и песка в соотношении 1 : 3.
Аналогичные изменения произошли и с портиком на Большой Дмитровке. Вместо тяжелых дорических колонн, стоявших на невысоком
цоколе , появились шесть легких коринфских, также поднявшихся на уровень второго этажа. В отличие от старого новый портик меньше выступал за общую линию фасада, что являлось благом для оживленной улицы.
При этом стены погреба могут одновременно выполнять роль фундамента (или его части) наземной постройки (в данном случае летней кухни). Затем, после того как снята опалубка, бетон следует оштукатурить с обеих сторон цементно-песчаным раствором (в отношении 1 : 2) и загладить стальной кельмой. Толщина штукатурного слоя должна быть около 1–2 см. В завершение работ на верхнюю часть стен, которые служат
цоколем летней кухни, необходимо положить листы рубероида (в два слоя). Делается это для обеспечения дополнительной гидроизоляции.
Квадратная в плане комната и сейчас обита малиновым штофом.
Цоколь стен выделен золоченым карнизом и филенками в золотом обрамлении. Карниз с лентой пальметт и растительного орнамента оформляет переход к потолку, центральная часть которого украшена плафоном «Венчание Ариадны Бахусом», воссозданным художниками-реставраторами по эскизу С. Торелли. Тронная Марии Федоровны была открыта после реставрации в 1990 году, как и самый значительный зал дворца – Белый.
Стены погреба делают монолитными из плотного бетона толщиной 20–30 см с арматурой из стальной проволоки или прутков. Они могут одновременно служить фундаментом или частью его для наземной постройки – летней кухни. После снятия опалубки монолитный бетон оштукатуривают с обеих сторон цементно-песчаным раствором в соотношении 1:2 и заглаживают стальной кельмой. Толщина слоя штукатурки – 2 см. На верхней части стен, которые служат
цоколем летней кухни, кладут рубероид в два слоя.
Керамические кирпичи и камни применяют при кладке наружных и внутренних стен и прочих конструкций, а также для изготовления стеновых панелей и блоков. Допускается также использование этих материалов при устройстве фундаментов и
цоколей зданий. Изготавливаются они из легко-плавких глин с добавками или без них. Кирпичи бывают обычными (65 х 120 х 250 мм), утолщенными (80 х 120 х 250 мм) и модульными (138 х 138 х 288 мм). Толщина камня равна толщине двух кирпичей (включая растворный шов). Камни делятся на обычные (138 х 120 х 250 мм), укрупненные (138 х 250 х 250 мм), модульные (138 х 138 х 288 мм) и с горизонтальным расположением пустот (120 х 250 х 250 мм). Кирпичи бывают полнотелыми или пустотелыми, камни – только пустотелыми.
В бесподвальных зданиях первый слой горизонтальной гидроизоляции укладывают между фундаментом и
цоколем , второй – на 10–15 см ниже перекрытия в пределах цокольной стены. Изолируемые конструкции предохраняют от воздействия грунтовых и поверхностных вод в течение всего периода выполнения гидроизоляционных работ. В этот момент уровень грунтовых вод должен быть на 40–50 см ниже горизонтальной изоляции, и его следует поддерживать таким до полного окончания гидроизоляционных работ.
В Жуковке хозяева одного особняка в стиле классицизма решили сохранить только внешнее сходство с историческим прототипом. Портик с колоннадой, высокие окна и гранитный
цоколь вполне заслуживают бронзовой доски с надписью «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Однако интерьеры отнюдь не музейные, уютные комнаты скорее напоминают гостиничные апартаменты современного пятизвездного отеля.
Процесс продавливания через форму (экструдирование) позволяет задавать плитке достаточно сложную геометрическую конфигурацию. Такая плитка может использоваться как при создании оригинальных дизайнерских решений, так и для отделки соединительных элементов, уголков, водостоков,
цоколей . Отличные технические характеристики клинкера позволяют применять его и для облицовки полов как внутри помещений, так и снаружи, в том числе и на промышленных объектах.
Процесс «продавливания» через форму (экструдирование) позволяет задавать плитке достаточно сложную геометрическую конфигурацию. Такая плитка может использоваться как при создании оригинальных дизайнерских решений, так и для отделки соединительных элементов, уголков, водостоков,
цоколей . Отличные технические характеристики клинкера позволяют применять его и для облицовки полов как внутри помещений, так и снаружи, в том числе и на промышленных объектах.
● кладку из природных камней правильной формы (пиленых или тесаных). Она имеет высокую прочность, стойкость против выветривания и замораживания, малую истираемость, декоративность. Обработанные природные камни твердых пород из-за высокой стоимости и трудоемкости обработки в основном применяют для облицовки
цоколей и других частей монументальных общественных зданий;
Последнее десятилетие (1995–2005 гг.) в России отмечено заметным увеличением количества индивидуальных домов, построенных из деревянных элементов: бревен (отесанных), бруса, досок (толщиной 40–60 мм) и сборных деревянных щитов заводского изготовления. Причем во многих богатых лесом районах нашей страны в последние 5 лет (2000–2005 гг.) отмечается своеобразный бум деревянного зодчества. И это не случайно. Россия с давних пор славилась мастерами деревянного зодчества (в частности, всему миру известен российский шедевр – музей-монастырь Кижи, выполненный целиком из дерева). В упомянутых выше лесных и расположенных рядом с ними лесостепных районах России в настоящее время многие акционерные предприятия наладили производство по изготовлению сборных изделий для постройки индивидуальных домов, предназначенных как для постоянного проживания, так и для временного пребывания (т. е. дачи, садовых домиков, туалетов, беседок, сараев, бань и т. д.). Сборные изделия из древесины (хвойных и твердых лиственных пород) для создания конструктивных элементов различного функционального назначения легко соединяются не только между собой, но с другими строительными материалами – кирпичом, бетоном (особенно при закладке фундаментов и
цоколя из монолитного шлакокерамзитоопилкобетона).
Прежде всего необходимо сказать об атмосферных осадках. Наибольший вред наносит косой дождь с вет ром, при котором вода проникает сквозь пористую структуру поверхности, малейшие щели, трещины, недостаточно плотные швы и т. д. Сильнее всего страдают углы и верхняя часть постройки. Разрушать стены могут также неисправная система водосточных труб (вертикальные швы на трубах (они должны отстоять от стены, как минимум, на 30 мм) надо располагать на противоположной от стены стороне); поверхностные воды, увлажняющие
цоколь и нижнюю часть стен.
•
цоколь (фундамент) нельзя назвать обязательным элементом. Он предназначен для того, чтобы поднять каркас теплицы над землей. Качественная теплица обязана быть настолько прочной, насколько это возможно, поэтому для конструкции, на которую возлагаются большие надежды, следует позаботиться хотя бы о кирпичной кладке;