Связанные понятия
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Корпора́ция (от лат. corpus — тело): В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.
Упоминания в литературе
Коммерческая направленность – важный признак
предпринимательства , позволяющий провести отграничение его от иной экономической и общественной деятельности. Но нельзя при определении предпринимательской деятельности основной упор делать на цели извлечения прибыли. Цивилизованный рынок нуждается в предпринимателях, которые стремятся к созданию устойчивого во всех отношениях собственного бизнеса, это имущественный комплекс, наделенный реальными материальными и нематериальными активами, организация производства и реализации готовой продукции (работ и услуг), кадровый состав, клиентская база, рынок сбыта и т. д.
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «
предпринимательство ». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
Вопреки существующему стереотипу некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в том числе заниматься социальным
предпринимательством как частным случаем бизнеса. Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к такой деятельности относятся «приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика». Впрочем, эта деятельность возможна лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых создана НКО, и при условии указания этой деятельности в учредительных документах. Иными словами, за НКО закрепляется специальная правоспособность, позволяющая им вести деятельность только в соответствии с законодательно определенными целями. При этом необходимо различать «чистое» предпринимательство без социальной цели, направленное на обеспечение финансовой устойчивости НКО и в конечном счете на достижение его уставных целей, и социальное предпринимательство, создающее разделяемую ценность в рамках отдельных проектов или юридических лиц.
С точки зрения банков, положительными моментами сотрудничества с малыми предприятиями являются достаточно небольшие сроки окупаемости ссуд, гибкость малого бизнеса, позволяющая реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также способность малых предприятий к внедрению новых технологий. Эти особенности малого бизнеса достаточно быстро были поняты западными кредитными организациями. Именно в силу этих причин малые предприятия за рубежом стали привлекательными для банковских структур клиентами. В середине XX в. работой с представителями малого
предпринимательства занимались в большинстве случаев мелкие кредитные организации. В настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Крупные банки сочли мелких предпринимателей перспективными клиентами. Эти кредитные организации стали создавать в своей структуре отделы, которые оказывают малому бизнесу различного рода услуги – от обслуживания счетов и осуществления расчетно-кассовых операций до предоставления квалифицированных консультаций в сфере финансов. Часть кредитных организаций взяла инициативу по оказанию помощи в сфере методологии в свои руки, тем самым приняв на себя часть функций государства, например, подобной деятельностью занимается английский банк Barclays Bank. Данная кредитная организация, сотрудничая с издательским домом Basil Blackwell, была в свое время занята изданием методических пособий, оказывающих помощь руководителям малых предприятий в организации и руководстве бизнесом. Ряд этих предписаний в свое время был издан на территории Российской Федерации.
В Казахстане эффективно функционирует АО «Фонд развития
предпринимательства «Даму», основное предназначение которого – стимулирование экономического роста субъектов малого предпринимательства, повышение эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса [20]. Следует отметить, что ранее фонд финансировал предпринимательские проекты напрямую, а впоследствии с целью минимизации невозвратных кредитов перешел к кредитованию через банки второго эшелона. Основная деятельность фонда направлена не только на распределение государственных ресурсов предпринимательским структурам, но и на содействие привлечению частного капитала для реализации инвестиционных проектов. Представляет интерес программа фонда «Даму-Комек», создающая условия для осуществления предпринимательской деятельности людей с ограниченными возможностями, оказывающая содействие в повышении уровня квалификации действующих инвалидов-предпринимателей посредством дистанционного бизнес-обучения. Программа «Бизнес-Советник» содержит учебные курсы по созданию собственного бизнеса и различным направлениям его развития. В рамках данной программы можно пройти на бесплатной основе тренинг – обучение «Экспресс-курс предпринимательства» по созданию и ведению собственного бизнеса, а также получить консультации экспертов, учебные пособия по ведению бизнеса, информационно-аналитические материалы и перечень готовых бизнес-планов по различным отраслям малого и среднего предпринимательства. При АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» работает Национальный Центр развития франчайзинга с целью увеличения уровня и количества франчайзинговых отношений в Республике Казахстан.
Связанные понятия (продолжение)
Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства. Понятия «фирма» и «предприятие» идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.
Недви́жимость — вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), размещающие капитал, с целью последующего получения прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично.
Финансирование (англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее цель «получение прибыли» в качестве своей основной деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Ме́неджмент (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д. Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука...
Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это коммерческое юридическое лицо, которое...
Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени ==
Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».
Прода́жа — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажа чаще всего является завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется всегда только в единственном числе.
Подробнее: Продажи
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Корпоративное управление (англ. corporate governance) — важное понятие, до сих пор не имеющее точного определения в русскоязычной литературе и толкуемое: как система...
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Страхова́ние — отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Капита́л (от лат. capitalis «главный, доминирующий, основной») — стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Бухга́лтерский учёт , арх. счетово́дство — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы) за заработную плату. Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором...
Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Ма́рке́тинг (от англ. marketing «рыночная деятельность») — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Более кратко, маркетинг — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В широком смысле предназначение маркетинга состоит в «определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей».
Международное сотрудничество (англ. international development) — добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной...
Подробнее: Субъекты хозяйствования
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует...
Корпорати́вное пра́во — подотрасль гражданского права, совокупность норм, регулирующих на основе частно-управленческих методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций (корпоративных форм юридических лиц).
Монопо́лия (от греч. μονο — один; πωλέω — продаю) — это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC...
Госуда́рственная со́бственность — имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности.
Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) — система экономических отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ.
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.
Защита прав потребителей (также консьюмеризм) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений...
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (ст. 129 ТК России), денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
Упоминания в литературе (продолжение)
Предприниматель, помимо желания получить максимально возможную прибыль, своей целью также ставит налаживание производственного процесса, постоянное возобновление производственных циклов. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо быстро реагировать на все, даже незначительные изменения на рынке, и следить за настроениями потребителя.
Предпринимательство – это не всякий бизнес, это особая форма хозяйствования, которой присуще все новое, в то время как бизнес – это деятельность в сфере производства товаров и услуг, распределения и реализации товаров и услуг без инноваций, без инициативы содействия применению новых научно-технических разработок. Таким образом из года в год производится один и тот же продукт, его сбыт осуществляется на тех же самых рынках, несмотря на то, что спрос падает, а интерес к продукту угасает, реализация происходит по классической установившейся схеме.
Второй вариант
предпринимательства в рыночной форме характеризуется его ориентацией на прибыль и накопление денежного капитала в качестве самоцели, а достижение общественно полезного результата выступает только в качестве средства для достижения такой целевой установки, причем далеко не во всех случаях. Дело в том, что высокая прибыль и быстрое накопление денежного капитала часто достигаются без создания общественно полезного результата, более того, часто посредством деятельности, носящий вредный для общества характер. Примером этого могут служить разного рода спекуляции, поставки на рынок товаров и услуг, удовлетворяющих также потребности людей, которые связаны с разрушением здоровья человека и его психики, в частности, речь идет о предпринимательстве в области игорного бизнеса, оказания так называемых «интимных услуг», производства и распространения некачественных или неопробированных лекарственных препаратов, даже наркотиков и т.д.
Итак, можно сделать вывод, что основой инновационной предпринимательской деятельности является существование и функционирование общественных отношений, возникающих по поводу производства, обмена, распределения, производственного потребления и введения в коммерческий оборот имущественных и неимущественных благ – научных и (или) научно-технических результатов) (инновационные отношения). Здесь важно оговориться, что инновационные предпринимательские отношения возникают лишь по поводу потребления средств производства и рабочей силы в процессе производства, результатом которого является готовая продукция, а не потребления в общем смысле, включающего в себя также потребление непроизводственное, использование материальных благ и услуг населением, учреждениями, организациями[50]. Как обоснованно отмечает О. И. Худокормова, данные отношения имеют как экономические, так и юридические признаки, неизбежно связанные с категориями субъекта, объекта, юридических прав и обязанностей[51]. Целью возникновения инновационных предпринимательских отношений является регулирование субъективных прав и юридических обязанностей субъектов
предпринимательства , участвующих в создании инноваций и внедрении полученных результатов в хозяйственный оборот (реализация инновационных проектов).
Финансовые услуги в той или иной форме проникают во все области деятельности человека. В современных условиях без использования финансовых услуг невозможно развитие производства, добывающей промышленности, транспорта, торговли, науки, здравоохранения, системы социального обеспечения. Благодаря использованию финансовых услуг осуществляется как финансирование частного
предпринимательства , так и реализация государственных программ. Используя финансовые услуги, граждане получают возможность, с одной стороны, сохранять и увеличивать свои накопления, превращаясь в инвесторов. С другой стороны, используя механизмы рынка финансовых услуг, люди имеют возможность брать кредиты для приобретения жилья, получения образования. Предприниматели благодаря привлечению инвестиций располагают возможностью развивать производство.
Данная модель
предпринимательства стала развиваться в России лишь с конца 1990-х гг. Сейчас на российском рынке уже успешно функционирует ряд международных франчайзинговых компаний: Baskin Robbins, English First, Carlo Pazolini, Kodak, Sbarro, Subway и др. Среди отечественных пионеров использования франчайзинговых схем ведения бизнеса можно выделить «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка» и др. По результатам исследования рынка франчайзинга в России, проведенного компанией Deloshop, в 2007 г. на отечественном рынке действовали около 600 франчайзеров, хотя, по оценкам специалистов, некоторые из этих компаний являются франчайзерами лишь на бумаге, так как не обладают необходимыми компетенциями и не в состоянии соблюдать соответствующие «правила игры» [Ассоциация франчайзинга]. В целом перспективы расширения франчайзинга в России представляются весьма благоприятными, в первую очередь в торговле и общественном питании.
Предпринимательство одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства.
Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, организационных, личностных и др.), связанных с созданием предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) при взаимоотношении друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т. п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства – основная, определяющая.
3) рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного
предпринимательства , многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. сочетание государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме предоставляется право самому решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции;
Обобщая, можно сказать, что смысл предпринимательской деятельности заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах. Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Движущим мотивом
предпринимательства , его целью является получение прибыли. Предпринимательская деятельность является неотъемлемым правом гражданина (для ее осуществления требуется не разрешение, а регистрация) и носит инициативный характер (предпринимателя не назначают, им становятся). Предпринимательство – это не одноразовый акт, а постоянное занятие, систематическая деятельность.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу закона об инвестиционных товариществах прошло не так много времени, и еще нет достаточной практики применения его норм, в том числе создания и практического функционирования инвестиционных товариществ, изучение положений законодательства в этой части позволит дать отдельные рекомендации, необходимые для грамотного построения отношений во вновь создаваемых инвестиционных проектах в рамках договоров о совместной деятельности. Кроме того, анализ новой разновидности простых товариществ создает возможность проследить эволюцию организационно-правовых форм
предпринимательства в рамках уже имеющихся научных исследований[17] и выявить их специфику в современных условиях гражданского оборота.
Финансовое оздоровление и восстановление платежеспособности как финансовая научная проблема еще не имеет такого широкого признания, которое получила, например, проблема несостоятельности должников – юридических лиц. Можно отметить довольно весомые результаты исследований конкурсных (ликвидационных) этапов в предпринимательской судьбе производственных компаний, чего совершенно нельзя сказать о досудебной, предконфликтной стороне финансового оздоровления для восстановления платежеспособности российских должников. Конечно, законодательство о несостоятельности объединяет весь передовой опыт отношений между субъектами хозяйственного оборота по вопросам урегулирования долга, поэтому в любом обществе принадлежит к числу наиболее часто обновляемых. Являясь важнейшей составной частью всего законодательства о
предпринимательстве , оно предопределяет эффективность товарно-денежных отношений. Вместе с тем кодифицированного правового акта о финансовом оздоровлении для восстановлении платежеспособности юридических лиц вне арбитражного процесса пока не существует, а фрагментарные нормативные положения и рекомендации отдельных специалистов требуют объединения в концептуально-методологическую систему.
• освобождение субъектов малого и среднего
предпринимательства от уплаты налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более пяти лет;
Рынок услуг служит инкубатором для
предпринимательства , поскольку именно здесь создаются наиболее благоприятные условия для бизнеса в силу большой скорости оборота капитала. Рынок услуг чаще всего представлен множеством малых по объему предприятий, способствующих занятию бизнесом значительному количеству экономически активных лиц, что ведет к формированию среднего класса, предотвращению экономического, социального, политического и иного давления.
От приведенной формы объединения производственно-коммерческого
предпринимательства с мелкими и средними фермами, выгоды, получаемые крупными предприятиями также очевидны. С помощью данной системы связей сельскохозяйственные корпорации устанавливают контроль над рынком с минимальными трансакционными затратами, поскольку франчайзы вкладывают в дело свой собственный капитал. Средства и усилия корпораций, таким образом, могут быть сконцентрированы по большей части на маркетинговой деятельности. Благодаря системе контрактов, крупный капитал получает возможность контролировать территориально раздробленные рынки сельскохозяйственных товаров при минимальных издержках в пространстве и времени [6].
Ни для кого не секрет, что эффективность крупного бизнеса обусловлена рядом причин: многие из крупных предприятий являются монополистами на своем рынке и, как правило, они работают в сферах, являющихся наиболее экономически выгодными, у них хорошие отношения с местными органами власти и т. д. Но начать сразу же заниматься крупным бизнесом не возможно, если только вы не олигарх и не планируете расширить бизнес за счет освоения новых рыночных ниш. Для ведения крупного бизнеса необходимы огромные финансовые, материальные и человеческие ресурсы. Для того чтобы увеличить размеры своего бизнеса до крупного
предпринимательства , нужно работать не покладая рук, рисковать, играть и выигрывать. При этом умелое манипулирование в бизнес-игре людьми, ресурсами, информацией приведет в конечном итоге к победе.
Следует выделить важнейшие глобальные общеэкономические, институциональные, коммуникационные и организационно-управленческие факторы, влияющие на трансформацию национальных и мировой систем хозяйствования на современном этапе – этапе глобальной информационно-сетевой экономики. Во-первых, глобализация системы мирохозяйственных связей, мировых сырьевых, товарных и финансово-валютных и фондовых рынков, рынка высококвалифицированной рабочей силы и др. Во-вторых, информационно-коммуникационная глобализация, осуществляемая на базе передовых ИКТ и обеспечивающая свободный доступ к мировым информационным, научным и образовательным ресурсам. В-третьих, виртуализация обмена информацией и деятельности отдельных граждан, общественных организаций, компаний, правительственных органов большинства государств мира. В-четвертых, стираются внешние территориальные границы отдельных государств и регионов, которые становятся виртуально проницаемы, а также становятся проницаемы национальные финансовые и налоговые системы. В-пятых, формируются различные виртуально-сетевые правительственные и неправительственные институты, социальные сети, самоорганизующиеся сетевые гражданские и бизнес-сообщества. В-шестых, резко возрастает роль информации как главного фактора производства и роль интеллектуальной собственности. В-седьмых, резко расширяются возможности получения доходов, связанных с инновационным
предпринимательством , электронной деятельностью и бизнесом в сети Интернет. В-восьмых, развиваются электронные, дистанционные формы занятости (электронное рабочее место, электронный офис, электронное предприятие, оффшорное программирование). В-девятых, возникают электронные формы регулирования экономической и общественной деятельностью, а также электронные формы управления и взаимодействия государства с населением. В-десятых, резко усиливается конкурентная борьба между отдельными странами и корпорациями и победа в острой конкурентной борьбе требует постоянных опережающих инноваций с целью поддержки постоянного технологического и информационного лидерства на глобальных рынках.
Предпринимательство , предпринимательская деятельность является основным видом самостоятельной хозяйственной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами, которые называются предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на получение прибыли путем наиболее эффективного использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства. Эти субъекты несут полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняются законодательству РФ.
Достижение общего блага является целью, ради которой структурируется публичная власть[38]. Указанное положение нашло свое отражение в Конституции Российской Федерации: целью государства в экономической сфере является благополучие и процветание России (преамбула), Российская Федерация – социальное государство, чья политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 7). Безусловно, указанные задачи предполагается решать посредством обеспечения свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции (ст. 8). В этом смысле государство обязано способствовать развитию рынка, предоставляя в определенных случаях благоприятные условия его участникам (налоговые льготы и иные преференции). Вместе с тем следует учитывать, что в ряде секторов частное
предпринимательство затруднено или невозможно по объективным причинам, а его стимулирование со стороны государства чисто экономическими методами неоправданно затратно или не дает надежного результата, обеспечивающего решение масштабной общественно значимой задачи. В подобной ситуации государству приходится непосредственно вмешиваться в социальные и экономические отношения, причем не только в виде их регулятора, но как непосредственного или опосредованного участника, действующего в целях поддержания и развития экономики. В этом аспекте Агентство является инструментом такого опосредованного участия государства в экономических отношениях.
Следовательно, можно сказать, что проблема развития инвестиционных процессов в не меньшей степени заключается в наличии расхождений между потребностями современной предпринимательской практики и имеющимися правовыми инструментами, задающими рамки правового регулирования. Причем это проявляется не только в отражении форм
предпринимательства , но и в нормативной институционализации диалога власти и бизнеса при реализации инновационных стратегий. Поэтому вполне справедливо говорят о том, что законодательство об инновациях должно содействовать созданию благоприятной среды для развития венчурного бизнеса и взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами[11].
Отношения, возникающие на основе договора франчайзинга, с каждым годом становятся все разнообразнее, бизнес и сфера
предпринимательства развиваются. На сегодняшний день они могут возникать при любой форме собственности франчайзера, о чем говорит опыт Британской государственной железнодорожной корпорации, которая по договору франчайзинга передает рельсы и станции «операторам». Договор с ними действует на протяжении 7 лет, после чего проводится тендер на передачу этих прав этому же или другим «операторам»[72]. Однако такого рода модели организации франчайзинговых сетей не могут быть внедрены в практику предпринимательской деятельности в нашей стране ввиду ограниченности субъектного состава договора коммерческой концессии по российскому законодательству.
По данным исследования консалтинговой компании Aon Hewitt, уровень вовлечённости персонала в дела фирмы (готовность прилагать дополнительные усилия для достижения реальных результатов) в России (60%) ниже, чем в развитых зарубежных странах (80%). Социальная ответственность бизнеса сводится к добровольно-принудительному финансированию государственных функций. Социальное
предпринимательство предполагает участие бизнеса в решении социальных проблем [61], расширение деятельности НКО, помогающих детям из неблагополучных семей, тяжелобольным, талантливой молодёжи, поддержанию межэтнического мира и согласия.
Важным условием для развития
предпринимательства в стране является наличие и развитость инфраструктуры, обеспечивающей выбранный вид бизнеса. Современный бизнес не может замыкаться сам на себе, ему необходимо соответствующее обеспечение, кооперация с другими производствами и организациями, другими словами, должна быть развитая инфраструктура предпринимательства. Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, отмечающих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии в одно целое. Элемент инфраструктуры – это специализированный вид деятельности, обслуживающий или создающий необходимые условия для работы предприятия в какой-либо сфере деятельности. Так, при реализации товаров могут быть использованы элементы:
Финансовое оздоровление и восстановление платежеспособности как научная правовая проблема еще не имеет такого широкого признания, которое получила, например, проблема несостоятельности должников – юридических лиц. Можно отметить довольно весомые результаты исследований конкурсных (ликвидационных) этапов в предпринимательской судьбе производственных компаний, чего совершенно нельзя сказать о досудебной, предконфликтной стороне финансового оздоровления российских должников для восстановления их платежеспособности. Конечно, законодательство о несостоятельности объединяет весь передовой опыт правоотношений между субъектами хозяйственного оборота по вопросам урегулирования долга, поэтому в любой правовой системе принадлежит к числу наиболее часто обновляемых. Являясь важнейшей составной частью всего законодательства о
предпринимательстве , оно предопределяет эффективность товарно-денежных отношений. Вместе с тем кодифицированного правового акта о финансовом оздоровлении юридических лиц для восстановления платежеспособности вне арбитражного процесса пока не существует, а фрагментарные нормативные положения и рекомендации отдельных специалистов требуют объединения в концептуально-методологическую систему.
Основное значение бизнес-планирования заключается в том, что его продукт (результат) – бизнес-план – является основным документом, на базе которого инвесторы и кредиторы предоставляют средства. Чтобы убедить кредитора в успехе начинания, нужно знакомить его с текущими и перспективными планами, изложенными на бумаге и снабженными всеми необходимыми расчетами. Это и составляет бизнес-план предприятия. Прежде всего он должен соответствовать требованиям, которые диктует Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства . Эти требования разработаны в соответствии с рекомендациями международных стандартов ЮНИДО – Организацией объединенных наций по промышленному развитию, которые принимаются и банковскими кредиторами. ЮНИДО разработала пакет юридических документов, финансовых расчетов, маркетинговых исследований, являющийся неофициальным международным стандартом.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (МТП) (англ. International Chamber of Commierce) – организация, основанная в 1919 г. и объединяющая торгово-промышленные палаты и предпринимательские организации более чем ста стран мира. Торгово-промышленные палаты – это способ организации цивилизованного
предпринимательства . В развитой рыночной экономике существуют определенные правила поведения. Частный собственник может поступать так, как он считает нужным, но в пределах, не наносящих ущерба другим. Но такие правила, говоря иными словами, кодекс культуры бизнеса, не складываются в одночасье. С 1 января 1993 г. Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) стала полноправным членом Международной торговой палаты (МТП). Согласно статусу «члена национального уровня» Россия, как член МТП, может участвовать в работе международных технических комиссий (по вопросам налогов, международных инвестиций, маркетинга, банковского дела, торговли, менеджмента, окружающей среды, интеллектуальной собственности и ряду других проблем), получать на льготных условиях большую часть публикаций, издаваемых МТП, принимать участие в конгрессах, конференциях и других мероприятиях, организуемых под ее эгидой. Штаб-квартира МТП расположена в Париже.
Последние данные указывают на то, что финансовое развитие сокращает неравенство доходов и снижает бедность, однако исследователи еще далеки от понимания, по каким каналам распространяется это влияние. Канал «финансы – рост» более понятен: доступ к финансам продемонстрировал значительные результаты во многих областях – от развития
предпринимательства и инноваций до лучшего распределения активов и роста предприятий. Но как финансы влияют на распределение доходов? Насколько важно прямое обеспечение финансами представителей бедных слоев населения? И что важнее: улучшение функционирования финансовой системы с целью расширения доступа к финансам существующих клиентов или расширение доступа для тех слоев населения, на данный момент слабо охваченных финансовыми услугами (включая и тех, кто не относится к малоимущим в развивающихся странах)?
10. Функция корпоративного
предпринимательства , которая означает, что для устойчивого рыночного функционирования кооперативно-интеграционное объединение должно занимать активную позицию (в рамках действующего законодательства) в освоении инновационных технологий, рыночном продвижении продукции, взаимодействии с партнерами и конкурентами, зарабатываемости средств и формировании доходов. Лишь активная предпринимательская деятельность компании и прежде всего управленческого звена (слаженной команды руководителей и специалистов) дает основание рассчитывать на общий успех хозяйственной деятельности.
Институциональная среда, в которой партнерство существует, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, оно создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом рациональное использование государственного капитала является необходимым условием удовлетворительной динамики как развитой, так и развивающейся рыночной экономики. С другой стороны, именно частное
предпринимательство отличает мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства.
Для проведения операционных изменений достаточно менеджера, назначенного администрацией с целью планирования, организации и контроля работ по проведению изменений. Стратегические изменения требуют лидера, способного объединить и вести участников сложного и непредсказуемого инновационного процесса. Только лидер может выдвигать далеко не очевидные (порой парадоксальные) и единственно возможные решения в тупиковых ситуациях, только ему в этих случаях могут поверить люди. Лидер способен выдвигать, поддерживать и развивать новые идеи и концепции их реализации, опираясь на возможности и потенциал сотрудников, на знания и предвидение состояния внешней среды. Помимо целей и подходов к их ресурсному обеспечению лидер определяет принцип построения структуры новой организации, ее ключевые позиции, на которые подбираются локальные лидеры, способные возглавить свой участок, работать в команде и продвигать дело в координации с другими подразделениями и исполнителями, сообразуясь с интересами организации в целом. Соответствующие руководители подбираются исключительно по деловым качествам, исходя из намеченной структурной схемы. Для успешной инновационной деятельности предприятие должно встроить
предпринимательство в свою систему и выявлять собственных сотрудников с предпринимательским потенциалом. Отсутствие команды высшего руководства – причина неудач многих организаций, особенно инновационных. При создании такой команды необходимо следующее:
1) по структуре (доле криминальной деятельности в совокупном объеме производства, развитости фиктивного
предпринимательства , активности мелкого подпольного бизнеса, ускользающего из-под финансового контроля государства, но играющего, тем не менее, значительную роль в насыщении рынка товарами или услугами);
Стратегия управления совместным
предпринимательством в Ставропольском крае по привлечению иностранных инвестиций позволила бы создать условия для роста региональной экономики на основе притока новейших технологий в приоритетные отрасли, прежде всего передовых отечественных технологий, позволяющих усилить конкурентные позиции российских товаропроизводителей на мировом рынке. Реализация стратегии управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае по привлечению зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и эффективной механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления края должны сформулировать систему льгот и преференций для иностранных инвесторов, закрепив их в законодательных актах Ставропольского края, а также создания совместных предприятий.
В свою очередь в рамках общей среды существенным фактором успешной реализации государственно-частного
предпринимательства служит не только наличие предсказуемой и устойчивой конъюнктуры рынка, но и стабильная нормативная база, регулирующая разные направления партнерских отношений государства и предпринимательских структур.
В целях создания условий для
предпринимательства в свободных экономических зонах, осуществления строительства объектов инфраструктуры и прочих сооружений на территориях, выделенных для СЭЗ, образован специальный Фонд организации и развития свободных экономических зон в структуре Центрального банка Турции. Средства Фонда формируются за счет оплаты лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью, 0,5 % налога на стоимость всех товаров, пересекающих границу СЭЗ, а также специальных выплат, оговоренных в контрактах, которые заключаются действующими в СЭЗ физическими или юридическими лицами [21].
II этап (вторая половина XIX в.). Здесь можно отметить новые методы корпоративного финансирования, которые способствовали образованию предпринимательских союзов. В данных союзах капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Серьезным стимулом развития
предпринимательства стала отмена крепостного права в 1861 г.