Связанные понятия
Государственная монополия (фискальная монополия) — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация.
Карте́ль (фр. cartel «вызов на поединок» от cartello «объявление» < итал. carta «бумага» < лат. charta «бумага» < др.-греч. χάρτης «лист папируса») — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование...
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Упоминания в литературе
МОНОПОЛИЯ ЧИСТАЯ (англ. pure monopoly) – разновидность соперничества между товаропроизводителями за лучшие условия производства и реализации продукции. М. ч. характеризует рынок единственного продавца. Цена в каждом случае устанавливается по-разному. Так, государственная монополия может установить цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемое предприятие-монополист получает возможность самостоятельно устанавливать предельно высокие цены, качество продукции, объем сбыта и другие показатели своей деятельности. Отрицательные последствия М. ч. обнаруживаются в том, что у предприятия-монополиста нет нужных внешних стимулов к развитию, в частности, таких, как конкурентное давление, необходимость в обновлении производства, в улучшении качества продукции. Поэтому потребность в использовании маркетинга отсутствует. В связи с тем, что М. ч. ограничивает конкуренцию, государство проводит антимонопольную политику, включающую контроль за деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на данном рынке, использует меры, ограничивающие монополистические действия, осуществляет разукрупнение монополистических структур, создает необходимые условия для развития конкуренции.
Органами регулирования естественных
монополий могут применяться отдельные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование (ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»). Воздействие со стороны государства на цены при регулировании обычно носит косвенный (ограниченный) характер и осуществляется при помощи воздействия на изменения спроса и предложения. Государственное регулирование тарифов естественных монополий иногда заменяется рыночными механизмами регулирования (через применение соответствующих норм антимонопольного законодательства). Так, при установлении более высокой (низкой) цены на продукцию государство может уменьшить налоги, которые уплачивают покупатели (потребители) этой продукции для стимулирования именно этого вида производства, что в свою очередь может привести к повышению спроса на продукцию. С начала 2008 г. рост тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ резко увеличился, среднегодовой прирост на электроэнергию для населения составил 15,7 % на природный газ – 26,8 %, на услуги ЖКХ – 18,3 %. Этот прирост значительно выше, чем в предшествующие годы. Поэтому с начала 2008 г. государством был запланирован разворот цен в другую сторону, до этого момента они снижались, теперь будут повышаться. А поскольку это прямо коснется производителей, то это можно назвать вкладом в развитие инфляционных ожиданий.
Рынок чистой
монополии . В данном случае на рынке всего один продавец. Это могут быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из этих трех случаев ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение самых разных целей: например, устанавливать цены ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, или, напротив, намного выше себестоимости, с целью снижения данного товара.
Возможны также достижения побочной выгоды от свободной торговли благодаря тому, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает
монополию . Возросшая конкуренция зарубежных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества, повышать качество продукции, использовать новые методы производства и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента более дешевой и качественной продукции.
Растущая неравновесность информации, которой располагает производитель и высший менеджер по сравнению с покупателем и внешним инвестором, приводит к тому, что общественные издержки и цены определяются не кассовыми расходами фирмы, а максимальным эффектом, который может получить покупатель от использования ресурсов в наиболее благоприятной сфере, от других поставщиков. Новаторы на некоторое время создают технологическую
монополию , получают добавочную прибыль и вытесняют конкурентов с рынков сбыта и ресурсов [6].
Связанные понятия (продолжение)
Протекциони́зм (фр. protectionnisme, от лат. protection — защита, покровительство) — внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей.
Тамо́женная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и обеспечивается мерами государственного принуждения..
Подробнее: Таможенные пошлины
Договор мены (бартерный обмен, ба́ртер, мена) — вид гражданско-правового договора, при котором одна сторона берёт на себя обязательство передать другой стороне некоторое имущество против обязательства другой стороны передать первой имущество равной стоимости (с точки зрения сторон договора).
Подробнее: Бартер
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто...
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Фритредерство (англ. free trade «свободная торговля»), манчестерство (по названию школы) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Синдика́т (от фр. syndicat, «профсоюз» ← от лат. syndicus ← от др.-греч. σύνδικος, «защитник, заступник») — одна из форм объединения предприятий, преследующая цель устранения конкуренции и улучшения условий коммерческой деятельности в области определения цен, закупки сырья, сбыта продукции, сохраняющая при этом за членами синдиката производственную и юридическую самостоятельность. В XIX—XX веках синдикаты создавались с целью монополизации рынка. В настоящее время во многих странах мира приняты законы...
Капита́л (от лат. capitalis «главный, доминирующий, основной») — стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Предпринима́тельство , предпринимательская деятельность — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приводящие к систематическому получению прибыли, предпринимательством не...
Олигопо́лия (от др.-греч. ὀλίγος «малочисленный» + πωλέω «продаю», «торгую») — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ». Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия из двух участников носит название дуополии...
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Меркантилизм — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV—XVII веков, обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и так далее.
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Конкурентное, или антимонопольное, право — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира...
Рабо́чая си́ла (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в марксистской политической экономии — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Свобо́дный ры́нок — это рынок, свободный от любого постороннего вмешательства (включая правительственное регулирование). При этом функция государства на свободном рынке сводится к защите прав собственности и поддержанию контрактных обязательств. Также свободный рынок определяют как рынок, цены на котором устанавливаются свободно без постороннего вмешательства и прочих внешних факторов, исключительно на основании спроса и предложения.Основой свободного рынка является право любого производителя создавать...
Корпора́ция (от лат. corpus — тело): В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда. Средства производства и труд человека неразрывно связаны и взаимообусловлены. Средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками, физическими возможностями к труду и приводящие эти средства производства в действие, составляют производительные силы. Присвоение средств производства порождает особые общественные взаимоотношения между людьми — производственные отношения.
Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Неформальная экономика — сектор экономики, область человеческой деятельности, направленной на получение выгоды, основное регулирование в которой происходит при помощи доминирующих неформальных норм, может быть определена как вся экономическая деятельность, по разным причинам (неденежный оборот, высокие налоги, законодательные запреты и т. д.) не учитываемая официальной статистикой и не входящая в ВВП.Сам термин является примером «негативного» определения, то есть определения от противного, среди...
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция...
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Дерегуляция (от лат. regula — правило; англ. deregulation) — отмена или сокращение государственного регулирования в определенной сфере общественных отношений. Как правило, означает уменьшение государственного контроля над тем, как ведется бизнес в той или иной области, например, для стимулирования свободной конкуренции на рынках. Однако термин не следует путать с либерализацией. Либерализованный рынок хотя, как правило, и имеет в целом меньше регулирующих законных актов, тем не менее обычно законодательно...
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Земе́льная ре́нта — разновидность ренты, цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Эффе́кт масшта́ба (англ. Economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Импорт (от лат. importo – ввозить, привозить, вводить; от др.-греч. ἐμπορια ион. ἐμπορίη ἥ – товар, торговля (преимущ. внешняя), поездка по торговым делам) — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.
Обме́н в эконо́мике — движение товара от одного владельца к другому. Взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда..
Ре́нта — добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал; образование ренты обусловлено более благоприятными условиями, в которых один предприниматель находится перед другим, например, обрабатывает лучший участок земли, обладает привилегией и т. д. Ср. соч. Д. Рикардо, пер. Н. Зибера (1882).
Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства.
Спекуляция (от лат. specio) — взгляд * В общенаучном, философском значении — отвлечённое, умозрительное рассуждение в противоположность рассуждению об эмпирических фактах (см. Спекуляция (философия)).
Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это коммерческое юридическое лицо, которое...
Упоминания в литературе (продолжение)
Другой характерной особенностью данного периода времени является монопольный рынок. В определенный момент
монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка, поэтому либо вмешивается государство (антимонопольная политика), либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность, препятствуя падению покупательского спроса. В результате появляется маркетинговая концепция совершенствования производства, где основной недостаток – узость товарного ассортимента.
Применяя аналогию с Канадой, мы делаем несколько весьма важных допущений, а именно: (1) эффекты воздействия газовых цен аналогичны (в том числе количественно) эффектам воздействия нефтяных цен, (2) в российской и канадской экономике эти эффекты действуют одинаково. Предполагается также, что завышение цены на внутреннем рынке сопровождается аналогичным завышением цены на внешнем рынке, которое оказывает положительный «компенсирующий» эффект на ВВП. В применении к рассматриваемому случаю это означает, что переход к конкурентному ценообразованию на рынке газа в стране обусловил бы и соответствующее снижение экспортных цен на российский газ. Эта предпосылка представляется весьма сомнительной при условии сохранения экспортной
монополии , но используемая модель не позволяет разграничить эти эффекты.
Если отраслевая неопределенность подавляет инновации, то конкуренция их стимулирует. В отличие от отраслей, имеющих черты
монополии или олигополии, отрасли, испытывающие возрастание конкуренции и сокращение жизненного цикла продукции, требуют своевременных и эффективных инноваций. Эти факторы, отмечают Б. Оллред и К. Стенсма, наиболее сильно проявляются в глобальных отраслях, действуя в которых фирмы решают задачи глобальной интеграции и организации международных операций в целях достижения эффективности и ведения конкурентной борьбы на глобальном уровне. В этих случаях фирмы не защищены национальными или региональными барьерами и испытывают всю тяжесть неопределенности и интенсивной конкурентной борьбы. Напротив, в отраслях, где затраты на исследования и разработки привязаны к запросам конкретных рынков, давление факторов неопределенности и конкуренции не столь велико.
Необходимо отметить, что в трудах представителей классической школы основное внимание уделялось ценовой конкуренции. Дальнейшее развитие идей ценового регулирования экономики получили в работах Д. Риккардо, который построил модель совершенной конкуренции. Существенный вклад в развитие теории конкуренции внес Дж. С. Милль. Им было разработано уравнение международного спроса, выделены не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса. А. Маршалл развил основные положения классиков, более полно и последовательно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции. Однако следует заметить, что поскольку неоклассическая школа основывала свои выводы на совершенной конкуренции, которая в свою очередь является абстракцией, то в последующие годы она потеряла свое значение. Выход в свет работ «Теория монополистической конкуренции» (Э. Чемберлин, 1933) и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции. Дж. Робинсон и Э. Чемберлин в своих работах раскрыли характер ценообразования в условиях
монополий и возникновение неценовых форм конкуренции.
В современных рыночных условиях государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, работающий по своим законам, без государственного регулирования, остается только теорией. В реальности государство является активным участником рыночных отношений. Еще в период свободной конкуренции большая часть производительных сил вышла за рамки классического частного предпринимательства и государству приходилось брать на себя содержание больших социально-важных экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т. д. В условиях монополистической конкуренции при сложном, требующем вливаний огромных капиталов и энергоемком производстве сами
монополии заинтересовались в усилении регулирующей роли государства, в поддержке с его стороны, обеспечении с его помощью выхода на новые внутренние и внешние рынки. Рыночный механизм не в силах решить все трудности, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы и, в конечном счете, с общим экономическим ростом страны. Но есть и свои минусы, поскольку государство не всегда может вовремя реагировать на изменяющиеся условия, тем самым сдерживая производственные процессы.
В современной экономической литературе выявляются более сложные зависимости платежеспособного спроса на товары и услуги разного рода от доходов и определяются разные коэффициенты эластичности спроса от дохода. Устанавливается взаимосвязь эластичности спроса от дохода (эффект дохода) с эластичностью спроса от цены (эффект замещения). Так, принято считать, что положительный эффект дохода возникает в ситуации, когда рост доходов непосредственно ведет к повышению спроса на товары высокого качества и услуги до момента их насыщения. При этом эффект дохода может усилить эффект замещения. Но возможна ситуация, когда возникает отрицательный эффект дохода и он сильнее эффекта замещения. В таких случаях речь идет о товарах и услугах, отличающихся малоэластичностью или неэластичностью. Так, например, медицинские услуги и услуги отраслей естественных
монополий (коммунальные, транспортные, коммуникационные и т. д.) относятся к жизненно важным благам и спрос на них может не зависеть от изменения цен и доходов. Люди не могут отказаться от них ради потребления других благ.
2) Естественная
монополия . В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, транспорт и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля над ценой.
Охарактеризованный эффект повышения цен
монополией следует дополнить эффектом снижения спроса на другие товары, так как потребители монопольно поставляемого товара вынуждены экономить на их приобретении. Этот эффект делится на снижение цены и объема предложения этих товаров и зависит от эластичности спроса и предложения по цене на них. Причем влияние снижения цен на данные товары может сбалансировать эффект повышения цен монополией только в случае неэластичности предложения соответствующих товаров по цене. Это возможно, например, если потребители, сталкиваясь с повышением тарифов на газ и электроэнергию, снижают платежи за воду и тепло, от поставки которых невозможно отказаться. Они могут также переключиться с платных медицинских или образовательных услуг на бесплатные. Но снижение платежей населения ниже уровня самоокупаемости производства соответствующих товаров придется компенсировать государственными субсидиями, которые в этом случае на цены не влияют, а лишь следуют за снижением спроса.
Модель рынка чистой
монополии . В этом случае одно предприятие является единственным производителем и продавцом, существует контроль над ценами, вступление в такой рынок может быть блокировано. При такой модели специального механизма ценообразования не требуется.
Политика Банка России исходит из весьма примитивных представлений о линейной взаимосвязи денежной эмиссии и инфляции, игнорирующих сложные обратные связи, опосредующие превращение денег в товар в процессе расширенного воспроизводства. В количественной теории денег, из которой исходят руководители Банка России, процессу производства вообще нет места, также как и научно-техническому прогрессу,
монополиям , внешней конкуренции и другим факторам реальной экономики[19]. Эта многократно опровергнутая теория представляет из себя набор догматических утверждений, которые сводятся к обоснованию количественных ограничений на эмиссию денег как единственного способа снижения инфляции, которое, в свою очередь, объявляется единственной целью денежно-кредитной политики.
Большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиком и потребителями товарной массы. Следует иметь в виду, что рыночные ситуации типа
монополии , олигополии встречаются редко, поскольку разрушаются в результате конкуренции. Многие малые предприятия не выдерживают соперничества и быстро покидают рынки. Их место занимают энергичные конкуренты, которые преобразуются в средние, а иногда и большие фирмы.
10. Выдвинуты для дальнейшей проработки на уровне министерств и ведомств предложения по снижению темпов роста стоимости услуг естественных
монополий , в частности предложения по фиксированию темпов роста цен на монопольные услуги на уровне не более 2–5 % в год.
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами-аутсайдерами в их борьбе с
монополиями , для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции. Ценовые методы также используются для проникновения на рынки с новыми товарами и для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Факторы, вызывающие рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации,
монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффективность производства.
Фирма в неоклассической теории понимается как черный ящик, в котором ресурсы определенным образом трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции и той рыночной средой (рыночной структурой), которая формировала способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (совершенная конкуренция,
монополия , олигополия, монополистическая конкуренция).
В действительности происходят постоянные отклонения от желаемого устойчивого равновесия под воздействием различных факторов – как объективного, так и субъективного характера. К их числу относятся инерционность экономических процессов (неспособность экономики мгновенно реагировать на изменение рыночных условий), влияние
монополий и излишнее вмешательство государства, деятельность профсоюзов и др. Эти факторы препятствуют свободному перемещению ресурсов, осуществлению законов спроса и предложения и других неотъемлемых условий рынка.
На следующем этапе (XVII–XVIII вв.) появляются основы саморегулирования отношений участников рынка. Нередко самоорганизация была вызвана созданием неофициальных бирж, впоследствии переросших в организованный рынок[160]. Усложнение сделок приводит к появлению профессиональных участников рынка, дальнейшему развитию сделок с финансовыми инструментами, появлению правил торговли для субъектов[161], специализирующихся на совершении торговых операций, а затем и к государственной регламентации их деятельности, например, в Англии в конце XVII в., в Германии и Франции в XVIII в.[162] К XIX в. в некоторых странах появляется
монополия профессиональных участников на осуществление торгов[163].
1) чистую
монополию . Характеризуется такой ситуацией на рынке, когда одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, а границы фирмы и отрасли совпадают;
Первые 8 лет 1990-х гг. в России существовало несоответствие макро– и микроэкономической политики. Макроэкономические решения были направлены на достижение стабилизации для последующего экономического роста. Правительством РФ был зафиксирован в валютном «коридоре» обменный курс рубля и было ограничено кредитование субъектов экономики, несмотря на незавершенность налоговых реформ, дефицит консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, что скоро привело к нарастанию бюджетной задолженности и резкому росту государственных заимствований внутри страны и за рубежом. При этом задачи микроэкономической политики внятно не были обозначены, но в целом выявлялась государственная линия на сохранение системы социальной поддержки населения путем предоставления производственным компаниям субсидий, без их массового банкротства и ликвидации. С 1993 г. прямые бюджетные субсидии экономике были резко сокращены, но хозяйствующие субъекты все равно получали поддержку в виде скрытых субсидий, которые, в свою очередь, обрели форму масштабной кредиторской задолженности и неденежных расчетов по налогам и платежам за энергоресурсы. Энергетические
монополии , а также МПС стали «держателями» гигантской дебиторской задолженности, крупнейшими неплательщиками налогов, ключевыми участниками зачетных схем. В период 1994–1998 гг. закономерно наблюдался хронический недобор налогов и рост недоимки в бюджеты всех уровней. Скрытые субсидии (мягкие бюджетные ограничения) для всех производственных компаний и энергетических монополий, в частности, в форме недоимки, индивидуальных льгот, налоговых освобождений, зачетов, обходились государству очень дорого. Без скрытых субсидий бюджетный дефицит в 1996 г. снизился бы до 0,3 % ВВП, в 1997 г. сменился бы профицитом в 0,1 % ВВП, а в 1998 г. величина профицита достигла бы 4,5 % ВВП.[36]
Открытая экономика – это устранение государством
монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.
2. Несовершенная: этот вид появился в связи с образованием
монополий . И характеризуется концентрацией капитала, возникновением различных организационных форм предприятий, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического процесса.
Монополия – это государственное или частное предприятие, фирма или иное юридическое лицо, диктующее на рынке свои условия. Фирма-монополист самостоятельно устанавливает на рынке цены на товары и услуги, планирует функционирование рынка.
13. Для защиты социалистической экономики от стихии мирового капиталистического рынка, а также целенаправленных попыток Запада осуществить подрыв экономики СССР установлена государственная
монополия внешней торговли и государственная валютная монополия. Взят курс на экономическое развитие с опорой на внутренние ресурсы и возможности. При этом курсе внешнеэкономическим отношениям отводилась подчиненная роль. Впрочем, после того как был дан старт международной экономической интеграции, экономика СССР стала развиваться с учетом разделения труда в мировом социалистическом хозяйстве.
С 1993 г. прямые бюджетные субсидии экономике были резко сокращены, но хозяйствующие субъекты все равно получали поддержку в виде скрытых субсидий, которые, в свою очередь, обрели форму масштабной кредиторской задолженности и неденежных расчетов по налогам и платежам за энергоресурсы. Монопольные субъекты энергетики, а также МПС стали «держателями» гигантской дебиторской задолженности, крупнейшими неплательщиками налогов, ключевыми участниками зачетных (меновых) сделок. В период 1994–1998 гг. закономерно наблюдался хронический недобор налогов и рост недоимки в бюджеты всех уровней. Скрытые субсидии (мягкие правовые ограничения) для всех производственных компаний и энергетических
монополий , в частности в форме недоимки, индивидуальных льгот, налоговых освобождений, зачетов, обходились государству очень дорого. Без скрытых субсидий бюджетный дефицит в 1996 г. снизился бы до 0,3 % ВВП, в 1997 г. сменился бы профицитом в 0,1 % ВВП, а в 1998 г. величина профицита достигла бы 4,5 % ВВП.[35]
Характеристика различных типов рынков в зависимости от формы конкуренций приведена в табл. 2.1, где монополистическая конкуренция, олигополия и
монополия относятся к несовершенной конкуренции.
Также планируется упростить процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных
монополий .