Связанные понятия
Общественный интерес — интерес сообщества или усреднённого («репрезентативного») представителя этого сообщества, связанный с обеспечением его благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития.
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. Сутью недобросовестной конкуренции является нарушение законов и неписаных правил. Недобросовестная конкуренция является нарушением статьи 34, п.2 Конституции РФ («Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»).
Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Конкурентное, или антимонопольное, право — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира...
Общественность — это одно или несколько физических или юридических лиц, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и за её пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т. п.). К общественности не относятся лица или организации, которые формально отвечают за принятие решений, направленных на получение какого-то результата.
Упоминания в литературе
В силу ст. 45 Закона РФ «О
защите прав потребителей » общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе, в частности, проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иного видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Необходимо отметить некоторую особенность, состоящую в том, что вышеизложенные общественные отношения не могут регулироваться постановлениями Правительства, указами Президента, актами иных органов исполнительной власти. Однако это не является запретом правотворческой инициативы Правительства РФ – это своего рода ограничение. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О
защите прав потребителей » Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг), а также имеет право устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) потребителям. Все постановления Правительства до введения ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» действуют и применяются только в той части, которая не противоречит ГК РФ и названному Закону.
Осенью 1988 г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о
защите прав потребителей , которая заключалась в принятии Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, а вот защите их прав был посвящен всего один раздел. Весной 1991 г. (22 мая) был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, – Закон СССР «О защите прав потребителей». Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.
В тех случаях, когда под видом предварительного договора с гражданином-потребителем был заключен основной договор (внесена оплата, выполнена часть работ и т. д.), к отношениям сторон подлежат применению положения соответствующей главы Закона РФ «О
защите прав потребителей » (главы второй о продаже товаров либо главы третьей о выполнении работ и оказании услуг). В иных случаях к отношениям сторон предварительного договора могут применяться общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»: о праве потребителя на информацию, об альтернативной подсудности для исков о защите прав потребителя, о компенсации морального вреда и т. д.
Примечательно, что работа как объект гражданских прав, определение которой можно найти, например, в приказе Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур № 160 от 20.05.1998 г., изданном в разъяснение положений Федерального закона «О
защите прав потребителей », понимается как деятельность исполнителя, материальные результаты которой передаются гражданам-потребителям для удовлетворения их личных бытовых нужд, т. е. как раз предусматривается наличие материального результата. Напротив же, услуга согласно этому нормативному акту представляет собой совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд и не предусматривает результата деятельности исполнителя услуги в качестве своего элемента. Подобное «деятельностное» определение понятия «услуга» мы находим также в Федеральных законах «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13.10.1995 г. (статья 2), «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117-ФЗ от 23.06.1999 г. (статья 3).
Связанные понятия (продолжение)
Международно-правовое регулирование труда — регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
Международное сотрудничество (англ. international development) — добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.
Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Подробнее: Общественные блага
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной...
Подробнее: Субъекты хозяйствования
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы) за заработную плату. Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором...
Политика в управлении — это система принципов для принятия решений и достижения оптимальных результатов. Политика направляет действие на достижение генеральных целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях.
Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.
Предпринимательское право — комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.
Права ребёнка — это права человека (согласно Конвенции о правах ребёнка и российскому закону, это лица, не достигшие 18 лет).
Медицинское право — отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.
Госуда́рственная услу́га — деятельность, предоставляемая Правительством России, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий...
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права и гражданского права.
Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать...
Государственная (публичная) политика — принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям. Основаниями государственной (публичной) политики являются конституционные законы и правила, толкование законов и правовое регулирование.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Экономи́ческая свобо́да — термин, используемый в экономических и политических дебатах. Как и в случае неоднозначности философского определения термина свобода, существуют множество определений термина экономическая свобода, однако не существует универсальной, принимаемой всеми концепции. Довольно часто используется подход к экономической свободе, пришедший из либертарианской традиции, опирающийся на концепции свободного рынка и частной собственности.
Предпринима́тельство , предпринимательская деятельность — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приводящие к систематическому получению прибыли, предпринимательством не...
Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации. В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей...
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Этический кодекс или моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.
Лобби́зм (англ. lobbyism от lobby, «кулуары») — вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (или не принять) нужное решение. Кроме того, лоббизм может также осуществляться на уровне межгосударственных образований — например, в органах...
Внутренняя политика — область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) внутри страны.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Свобода информации — понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая...
Экономика преступления и наказания - раздел экономической теории, рассматривающий преступника как рационального индивида. В данном разделе экономики рассматриваются преступления, связанные не с психологическими мотивами или отклонениями, а с осознанным выбором индивида, сравнившего преимущества разных профессий и выбравшего криминальную карьеру. Такое представление позволяет строить математические модели, в основе которых лежит рациональное поведение преступника.
Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.
Подробнее: Саморегулируемая организация
Борьба́ с престу́пностью — это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности (путём воздействия на её детерминанты) и пресечении преступлений, применении мер ответственности к преступникам.
Акт Шермана (англ. Sherman Act) — первый антитрестовский (антимонопольный) закон США, провозгласивший преступлением препятствование свободе торговли созданием треста (монополии) и вступление в сговор с такой целью. Акт обязывал федеральных прокуроров преследовать такие преступные объединения и устанавливал наказание в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет. Акт Шермана действует, в существенной части, по сей день, включен в федеральный Кодекс Соединённых Штатов (часть 15, параграфы...
Трудовой кодекс — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде; является одним из основных источников трудового права. В большинстве случаев «трудовыми кодексами» называются не специально разработанные своды норм, а механически объединённые законы и правительственные постановления, принятые в разное время.
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов.
Нало́говая деклара́ция — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период времени доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.
Экономическая безопасность – это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.. Из-за сложности названия и совпадении названий деятельности, соответствующих служб, предназначения...
Упоминания в литературе (продолжение)
В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и о
защите прав потребителей . В частности, в соответствии со ст. 38 Закона РФ «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе утверждать правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).
7. Кроме норм, регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля над торговой деятельностью, отечественным законодательством и нормативными правовыми актами предусмотрена система государственного контроля безопасности товаров. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» под безопасностью товаров следует понимать такое их состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Согласно п. 5 ст. 7 Закона о
защите прав потребителей в обязанности изготовителя и продавца товара входит обеспечение права потребителя на безопасность. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель или продавец обязаны незамедлительно приостановить его производство или реализацию до устранения причин вреда, а в необходимых случаях – принять меры по изъятию его из оборота и отзыву его с рынка товаров. Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель обязан снять такой товар с производства. При невыполнении изготовителем или продавцом этой обязанности снятие товара с производства, изъятие его из товарного оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль качества и безопасности товаров. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем или продавцом в полном объеме.
Дискуссионным остается вопрос о том, распространяются ли на отношения по потребительскому кредитованию нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О
защите прав потребителей »[5] (далее – Закон о защите прав потребителей). Пункт 2 ст. 10 указанного Закона предусматривает, что при предоставлении кредита информация об услугах, оказываемых потребителю, обязательно должна содержать сведения о размере кредита, полной сумме задолженности, подлежащей выплате потребителем, и графике ее погашения. Таким образом, в Законе о защите прав потребителей сформулирована норма, которая непосредственно распространяется на отношения по потребительскому кредитованию. Вместе с тем этой нормой регламентируются только информационные аспекты указанных правоотношений, их содержательная сторона во многом остается вне рамок законодательного регулирования. Существующая ситуация обуславливает наличие ряда проблем правового характера, без решения которых дальнейшее полноценное развитие потребительского кредитования затруднительно.
В основном положения Закона № 87-ФЗ были ориентированы на практику защиты имущественных интересов экспедитора. При этом права клиента значительно ущемлялись. В этом случае законодатель, формулируя отдельные положения, несознательно отступил от принципа паритетного права на охрану интересов в условиях равного (предпринимательского) статуса сторон. Между тем, такое соотношение может быть определено необходимостью повышенной защиты одной из сторон в силу ее особого статуса. Например, такой принцип находит отражение в Законе «О
защите прав потребителей », нормы которого направлены на защиту граждан-потребителей. Однако, исходя из предпринимательского характера договора, стороны которого в основном выступают как субъекты хозяйственной деятельности и в силу положений ГК РФ несут повышенную ответственность (риски) за результаты своей деятельности, нельзя признать такой дисбаланс разумным и соответствующим имущественному обороту.
15. Статья 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О
защите прав потребителей » регламентирует условия, размер компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Просвещение потребителей – это задача государства в области регулирования правоотношений с участием потребителя. Доступность информации в сфере
защиты прав потребителей обеспечивается путем включения соответствующих требований в общеобразовательные и профессиональные программы, организации системы информации потребителей. На практике подобные действия могут выражаться в создании новых и поддержке существующих обществ по защите прав потребителей, куда со своими вопросами может обратиться каждый желающий и получить интересующую его информацию. Кроме того, возможны организация выпуска специальной литературы за государственный счет, включение вопросов по защите прав потребителей в государственные программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, соответствующих курсов подготовки общеобразовательных учреждений, проведение конкурсов по основам потребительских знаний среди молодежи, организация различных акций.
Безопасность транзакций. Применение блокчейн-технологий при подтверждении юридически значимых обстоятельств и фактов в /Соотношениях потребует модернизации законодательства о
защите прав потребителей , в частности, при оказании регистрационных, учетных, аудиторских и нотариальных услуг. По мере распространения блокчейн-решений услуги данного рода будут оказываться как государством, так и частными игроками нового рынка[199].
Государственное регулирование реализовывается путем создания законодательной базы и формирования органов исполнительной власти, которые непосредственно будут осуществлять контроль в сфере рекламы. Главная цель – недопущение недостоверной или заведомо ложной рекламы в целях
защиты прав потребителей . Этот факт является первостепенным. Основной документ, который регулирует отношения в сфере рекламы, – это новый Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г.
Из всего вышесказанного следует, что государство не случайно предъявляет особые требования к юридическим лицам, которые занимаются туристской деятельностью. С чем это связано? Почему недостаточно тех требований, которые предъявляются к юридическим лицам с общей правоспособностью? Почему в правоотношениях с туристом недостаточно применить лишь Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О
защите прав потребителей »[40] с целью защиты прав и законных интересов последнего?
Давайте ответим на очень простой, но важный вопрос: являетесь ли вы потребителем и распространяются ли на вас правила, зафиксированные в Законе «О
защите прав потребителей »? Итак, потребитель – это гражданин, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Право потребителей на просвещение в области
защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
В этой связи хотелось бы отметить одно важное специфическое свойство, присущее гражданско-правовым нормам. В большинстве из них заложена возможность корреляции с нормами других ветвей права, включаемых в комплексное законодательство, что крайне необходимо для обеспечения совместимости различных норм в составе одного и того же нормативного акта. Так, в Законе о
защите прав потребителей (ст. 14) гражданско-правовая норма об имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги), скоординирована в своем применении с административными нормами о полномочиях федерального органа исполнительной власти, содержащимися в ст. 40 того же комплексного Закона.
Природа указанных правоотношений носит частноправовой характер. Поэтому Закон № 196-ФЗ является актом гражданского законодательства, т. е. принятым на основании и в соответствии с Гражданским кодексом РФ и в этой связи не должен ему противоречить. Между тем, Закон № 196-ФЗ выполняет роль специального нормативного акта, которым определяются особенности применения общих положений гражданского законодательства в указанной сфере и при «конкуренции» норм должен иметь приоритет по отношению к ГК РФ. Следовательно, нормы ГК РФ о займе, залоге и хранении применяются в органичном сочетании с правовым регулированием, содержащемся в Законе № 196-ФЗ. Кроме того, комплексный характер правоприменения при регулировании отношений, возникающих из деятельности ломбардов, определяется иными гражданскими законами, например Законами «О залоге», «О
защите прав потребителей ».
Нет единства мнений и в регламентации ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. В п. 8 письма Роспотребнадзора «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением
защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» указано, что при рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав потребителей в сфере туристских услуг, необходимо учитывать особенности транспортного законодательства. Поскольку согласно транспортному законодательству ответственность за перевозку всегда несет перевозчик, эта транспортная услуга не включается туроператорами в состав туристского продукта[6].
Положения Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 93/13/ЕЕС от 5 апреля 1993 г. «О потребительском кредите»[33], которая в целях обеспечения
защиты прав потребителей гарантирует им прозрачность условий договоров о предоставлении кредитов, направляемых на приобретение потребительских товаров, также не были включены в Директиву 2000/12/ЕС. Директива 93/13/ЕЕС устанавливает правила защиты интересов потребителя как наиболее уязвимой стороны в кредитном договоре.
Эмпирической основой исследования послужила судебная практика (материалы 105 дел) по спорам, возникающим из договоров оказания туристских услуг, опубликованная в печати и проанализированная автором; правоприменительная практика территориальных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека (обзоры по 72 субъектам Российской Федерации), а также материалы претензионной практики, используемой туристическими агентствами в работе с потребителями.
В настоящее время, как минимум, две страны в мире (Чили и Нидерланды) приняли законы, по которым запрещается фильтрация или установление дифференцированного тарифообложения трафика в сети в зависимости от применяемого пользователем приложения или сервиса, а в Норвегии соответствующий принцип положен в основу трехстороннего соглашения между Министерством по вопросам телекоммуникаций, интернет-провайдерами и национальным обществом
защиты прав потребителей .
Такой подход предопределил бы отказ от понятия социальных услуг как таковых и связанных с ними понятий «организация социальной сферы», «минимальные социальные стандарты» и т. п. как излишних и ставящих получателей социальных услуг в заведомо неравное положение с потребителями тех же самых услуг, оказываемых за деньги. Гарантированный Конституцией РФ и иными федеральными законами минимум социальных прав реализовался бы не через специальную систему особых «социальных услуг», предоставляемых гражданину бесплатно или по льготным ценам, а посредством предоставления обычных услуг соответствующего вида по рыночным ценам за счет государства и бизнеса всеми субъектами, предоставляющими эти услуги. При этом качество соответствующих услуг соответствовало бы рыночным, а не «минимальным социальным» стандартам. Кроме того, ни у кого не возникало бы вопросов с распространением на соответствующие отношения законодательства о
защите прав потребителей : услуга предоставлялась бы не бесплатно, а по рыночным ценам, и гражданин, получивший некачественную услугу, имел бы те же гарантии защиты, которые предоставляются потребителям, заплатившим за соответствующую услугу рыночную цену.
1) Закон РФ «О
защите прав потребителей ». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; регламентирует получение информации о товарах и об их изготовителях; определяет механизм реализации этих прав;
1) Закон РФ «О
защите прав потребителей ». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров и т. д.;
1) в области гражданского права должны быть отражены аспекты, не урегулированные в ГК РФ; прописаны моменты, связанные с взаимодействием страховщиков по сострахованию, взаимному страхованию, перестрахованию; вопросы, связанные с
защитой прав потребителей страховых услуг;
9. Отметим также еще одно – принципиальное – положение, которое Федеральным законом от 21.12.2013 № 363-ФЗ внесено в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О
защите прав потребителей » и ст. 24 которого дополнена п. 6 следующего содержания: «В случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа)». Указанная норма «дополняет» ранее действующую (п. 5): «В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита». Целесообразно обратить внимание, что приведенные нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» включены в ст. 24, которая, как это видно из ее наименования «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества», регламентирует права потребителя в соответствующих случаях, т. е. при денежных расчетах с продавцом товара ненадлежащего качества при его (товара) возврате.
Среди федеральных законов выделяют: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О
защите прав потребителей », Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ;