Связанные понятия
Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности) и потребительских товаров: добычей сырья, топлива, производством энергии, обработкой материалов и продуктов, произведённых в промышленности или в сельском хозяйстве.
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Натура́льное хозя́йство — самодостаточный тип хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Всё необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке. Натуральное хозяйство противоположно товарному производству.
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Ремесло ́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.
Упоминания в литературе
Если перейти от розничной
торговли к оптовой, то аналогом городского рынка послужат ярмарки, которые также организовывались периодически в заранее определенных местах, часто под открытым небом, чтобы под неусыпным контролем властей удовлетворять развивающиеся потребности дистанционной торговли. Более институционализированной формой оптовой торговли стали товарные и фондовые биржи, предложившие для осуществления сделок уже не периодически определяемые, а постоянные места с развитой складской и прочей инфраструктурой (см. табл. 1).
Особую роль во внешнеэкономической деятельности российских организаций играют торгово-посреднические фирмы или дома. Торговый дом – это тип внешнеторговой организации, осуществляющий экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг. Основными функциями торговых домов являются: организация сети специализированных предприятий и фирменных магазинов по розничной
торговле товарами; оказание различных услуг в сфере бытового обслуживания, общественного питания, отдыха т. п.; развитие новых услуг (интеллектуальных, по обучению кадров и др.); создание предприятий (в том числе и совместных) по производству товаров, техническому обслуживанию и ремонту таких изделий; осуществление закупки товаров за счет собственных средств, а также на условиях комиссии (консигнации), организация аукционной, комиссионной и посылочной торговли, продажи товаров по каталогам, других современных форм торговли; выполнение посреднических услуг предприятиям; строительство жилых домов, других объектов социального и культурно-бытового назначения; выполнение других работ и услуг, связанных с их основной деятельностью.
Россия уже вступила на путь цивилизованной организации
торговли – постепенно устраняются открытые вещевые рынки, не являющиеся капитальными застройками, открываются новые торговые точки для торговли уже легальным товаром. С развитием интернет-продаж и повышением благосостояния населения активно развиваются крупные сети продаж одежды по низким ценам – крупные оптовики, закупающие крупные партии одежды контейнерами, вытесняют челночников, для которых таможенные пошлины являются блокирующими для бизнеса. Ликвидация вещевых рынков в Москве, таких как «Черкизовский», «Лужники», повышает интерес бизнесменов к организации стоковой торговли (торговля излишками сезонных коллекций по сниженным ценам), а также способствует появлению новых сетей по продаже одежды и аксессуаров в российских регионах и странах СНГ. Это совершенно естественный процесс, свидетельствующий о развитии торгового бизнеса в соответствии с современными требованиями.
Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников, т. е. с точки зрения классификации основных методов международной
торговли , независимых от производителей и потребителей товаров торговых компаний, организаций и лиц, являющихся резидентами отечества компании, производящей экспортный товар. Особенно велика роль торговых посредников при сбыте стандартного промышленного оборудования, стандартизируемого промышленного сырья и конечных потребительских товаров. Кроме того, использование посредников и, следовательно, косвенных методов международной торговли часто служит предварительным этапом активных действий для интернационализирующихся компаний перед их переходом к прямому экспорту. Интерес для будущих менеджеров-логистов из отделов внешнеэкономической деятельности может представить западная типология экспортных торговых компаний (табл. 2.2).
Что же такое
торговля ? Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст) торговля – это «вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную. По определению того же Государственного стандарта оптовой торговлей является «торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием», а розничной торговлей соответственно называется «торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП (ОК 004-93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17) в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.
Связанные понятия (продолжение)
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Предпринима́тельство , предпринимательская деятельность — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приводящие к систематическому получению прибыли, предпринимательством не...
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы.
Ро́зничная торго́вля , розница или рете́йл (от англ. retail — «розничный, в розницу») — продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Субъектом розничной торговли является продавец.
Договор мены (бартерный обмен, ба́ртер, мена) — вид гражданско-правового договора, при котором одна сторона берёт на себя обязательство передать другой стороне некоторое имущество против обязательства другой стороны передать первой имущество равной стоимости (с точки зрения сторон договора).
Подробнее: Бартер
Обме́н в эконо́мике — движение товара от одного владельца к другому. Взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда..
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Разделе́ние труда ́ (англ. division of labour) — исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности в общем для всех дел, сопровождающийся обособлением, видоизменением, закреплением отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».
Монопо́лия (от греч. μονο — один; πωλέω — продаю) — это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Рабо́чая си́ла (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в марксистской политической экономии — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Обрабатывающая промышленность — отрасль промышленности, в качестве сырья в которой используются продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.). Обрабатывающая промышленность производит как средства производства, так и предметы потребления.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
Тури́зм или туристские поездки — выезды (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок менее года с любой главной целью, кроме трудоустройства.
Кооператив — основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.
Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Импорт (от лат. importo – ввозить, привозить, вводить; от др.-греч. ἐμπορια ион. ἐμπορίη ἥ – товар, торговля (преимущ. внешняя), поездка по торговым делам) — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.
Де́ньги — эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счётам.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Тексти́льная промы́шленность — группа отраслей лёгкой промышленности, занятых переработкой растительных (хлопок, лён, пенька, кенаф, джут, рами), животных (шерсть , шёлк коконов шелкопряда), искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани.
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Промышленное производство (заводское производство, фабричное производство; англ. manufacturing) — производство товаров с использованием машин, инструментов и привлечением рабочей силы. Термин наиболее широко применяется для процесса преобразования сырья в готовую продукцию под воздействием механической, термической, химической или иной обработки. Обычно промышленное производство ориентировано на создание большого количества одинаковой продукции (носит массовый характер). Но это могут быть и уникальные...
Недви́жимость — вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым.
Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени ==
Сырьё или сыро́й материа́л — предмет труда, претерпевший незначительное воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки. Сырьё является в первую очередь продуктом добывающей промышленности и сельского хозяйства. Сырьём иногда также могут считаться отходы промышленности, применяемые для выпуска продукции (вторичное сырьё), а также искусственное сырьё (пластмассы, заменители кожи), производимое в промышленности как замена натуральному.
Это
торговля , в рамках которой товарами обмениваются только в определённой стране. Разделена такая торговля на две категории - оптовая и розничная. Оптовая торговля связана с покупкой товаров у производителей или дилеров в большом кол-ве и продажа в небольшом кол-ве для тех, кто может купить в розницу.
Швейная промышленность — отрасль лёгкой промышленности, производящая одежду и другие швейные изделия бытового и технического назначения из тканей, трикотажных полотен, искусственной и натуральной кожи и меха, новых конструкционных материалов, а также разнообразных отделочных материалов и фурнитуры.
Рыболо́вство — деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных законом случаях по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Экспорт , как понятие, происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны или государства.
Животново́дство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Научной основой животноводства является зоотехния.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Государственная монополия (фискальная монополия) — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация.
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Агра́рное о́бщество (аграрная экономика) — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции. В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно...
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Наёмный работник — человек (физическое лицо), нанятый для выполнения работ на предприятии.
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Се́льское хозя́йство — отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд экономически активного населения (ЭАН).
Упоминания в литературе (продолжение)
Осуществление розничной
торговли через торговые автоматы, продающие готовые продукты (шоколад, газированные напитки и др.)с, читается стационарной торговой сетью без торгового зала. Соответственно в этом случае организация – владелец автоматов должна уплачивать ЕНВД по розничной торговле, определяя базовую доходность с каждого торгового места (торгового автомата) (абз. 15 ст. 346.27 НК РФ, см. также Письмо Минфина РФ от 23.02.2008 г. № 03-11-04/3/86). Напомним, что осуществление торговли через автоматы, изготавливающие продукты (чай, кофе), до 01.01.2009 г. должно было облагаться ЕНВД как оказание услуг объектом общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей (с использованием физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя»), см. Письмо Минфина РФ от 28.03.2008 г. № 03-1102/35. С 01.01.2009 г. в гл. 26.3 Кодекса внесены изменения, согласно которым реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях гл. 26.3 Кодекса к розничной торговле. Таким образом, любой торговый автомат независимо от того, какой товар или продукция через него реализуется, с 01.01.2009 г. относится к объекту розничной торговли.
Основная особенность функционирования торговых организаций состоит в том, что в их хозяйственной деятельности сочетаются операции производственного характера (например, закупка, хранение, фасовка, упаковка и т. д.) и операции непроизводственного характера, которые связаны со сменой форм собственности, т. е. непосредственно с продажей продукции. При этом торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой
торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов. В сфере торговли не создаются дополнительные потребительские стоимости. Просто стоимость товара увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда на операции производственного характера и реализацию товаров. Также в отличие от других отраслей экономики выручка от продажи товаров поступает, как правило, в налично-денежной форме, что предполагает ведение контроля за правильным ее использованием.
Торгово-закупочные организации (базы) создаются и располагаются в тех регионах, где имеется достаточно большое количество производителей, вырабатывающих металлохозяйственные, галантерейные товары, культтовары. Причем эти товары в значительной мере предназначены для реализации в других регионах страны. Объекты
торговли выполняют роль выходных организаций (баз) по отношению к этой продукции. Основная их задача – накопление ресурсов товаров, производимых многочисленными изготовителями, комплектование необходимых партий товаров для оптовых и розничных организаций, оптовая продажа.
БИРЖА РЕАЛЬНОГО ТОВАРА – первоначальная форма товарной биржи, где сделки заключаются с наличными партиями товара. На Б. р. т. биржевая
торговля устанавливает связь между производителем и потребителем или экспортером; экспортером и потребителем. В настоящее время такие биржи сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения или создаются в развивающихся странах для защиты национальных интересов при экспорте важнейших для этих стран товаров. Активно действующие Б. р. т. остались в основном в Индии, Индонезии, Малайзии. Б. р. т. в развитых странах занимаются преимущественно информационной деятельностью и разработкой типовых контрактов. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка Б. р. т. могут играть заметную роль. Так, большие обороты были в середине 70-х – начале 80-х годов на нефтяной бирже в Лондоне.
1. Настоящий Закон определяет оптовую
торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данная дефиниция построена на противопоставлении оптовой торговли торговле розничной. Основным критериальным признаком данного отличия является цель приобретения товаров. Это определение страдает определенным внутренним противоречием, ибо невозможно представить себе продажу товаров для их дальнейшего использования. Товары продаются с целью извлечения прибыли, а не для дальнейшего их использования. В любом случае основным отличием оптовой торговли от противопоставляемой ей розничной торговли является цель приобретения и продажи товаров хозяйствующими субъектами товарных рынков.
В более широком смысле
торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, «купля-продажа» товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.
Из очерченной таким образом задачи
торговли вытекало и научное определение её понятия: «Торговля есть обмен продуктами между отдельными членами мирового хозяйства, организованный по законам хозяйственной целесообразности. Он осуществляется посредством перемещения собственности (купля и продажа), перемены места (транспорт) и образования запасов (склады) продуктов, вырабатываемых для удовлетворения чужих потребностей. Запасы и потребности встречаются на рынке в виде предложения и спроса, которые образуют цены. Поэтому торговля, как орган мирового рынка, участвует в образовании цен».
Розничная
торговля (англ. retail, ритейл) – продажа товаров конечному потребителю (частному лицу). В отличие от оптовой торговли товар, купленный в системе розничной торговли, не подлежит дальнейшей перепродаже (согласно действующему законодательству, пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации), а предназначен для непосредственного использования.
Розничная и оптовая
торговля , является по своей сути предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров конечным потребителям для личного, домашнего или коллективного пользования. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя.
Рынок товаров и услуг включает в себя большое количество особых рынков купли-продажи соответствующих товаров (их достаточно много), а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи (центры купли-продажи, оформления этих сделок) по надлежащим товарам, организации розничной и оптовой
торговли , маркетинговые и посреднические организации.
Начнем с момента приобретения товара, его приемки на склад розничного торгового предприятия. Документальное оформление поступления товаров в торговые организации производится в соответствии с Методическими рекомендациями по учету, оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях
торговли (утв. Письмом Роскомторга № 1-794/32-5 от 10.07.1996). При этом торговые организации для учета поступления товаров могут использовать унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25.12.1998, либо разработать и утвердить собственные. Кроме того, торговым организациям также разрешено в соответствии с выбранной системой учетной документации применять для учета хозяйственных операций формы документов из Альбома форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании, утвержденного Приказом Минторга РСФСР № 229 от 28.11.1988.
Торговая деятельность мировой цивилизации насчитывает тысячи лет. Но 1960-е гг. XX в. называют торговой революцией, поскольку в этот период произошло резкое увеличение объемов продаж и сбыта товаров. Изменились методы организации производства, появились маркетинг, анализ сбыта и снабжения. Появились крупные оптовые продавцы, которые, преследуя собственную выгоду, создали условия для влияния интересов потребителей на развитие производства, на улучшение качества товаров, для расширения их ассортимента. Торговая революция потребовала мощного правового обеспечения. Торговое право стало быстро развиваться, прежние торговые кодексы – обновляться. В 1994 г. страны Европейского союза приняли Общеевропейский кодекс частного права. Первая часть Кодекса, которая называется «Принципы европейского договорного права» является Торговым кодексом ЕС. В США в 1960-е гг. XX в. был принят «Единообразный торговый кодекс». В Великобритании в 1970-е гг. XX в. был принят целый перечень законов торгового права. (Закон о справедливой
торговле , Закон о недобросовестных договорных условиях, Закон о купле и продаже и т. д.). Были созданы различные международные организации: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Понятие «розничная
торговля » для целей обложения единым налогом на вмененный доход определено в ст. 346.27 НК РФ следующим образом: «розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6–10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания».
Что же касается розничной цены, то это цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Следовательно, розничная
торговля независимо от количества приобретаемого товара и формы оплаты – это продажа товаров потребителям для личного, не связанного с коммерческой деятельностью использования. Договор розничной купли-продажи, как правило, не заключается в письменной форме, если он не имеет каких-либо особых условий, и сам по себе факт приобретения товара потребителем является подтверждением того, что договор купли-продажи заключен и его условия устраивают обе стороны. Есть, разумеется, и здесь ряд нюансов, которые мы не будем рассматривать в этой книге, поскольку тема эта очень емкая и заслуживает особого внимания. Все особенности договоров розничной купли-продажи (дистанционной, продажи по образцам, комиссионной и т. д.) очень внятно и четко отражены в российском законодательстве, главным образом в Гражданском и Налоговом кодексах РФ, а также в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Тендерные комитеты выполняют всю организационную и техническую работу по проведению торгов. В их состав обычно включаются авторитетные и квалифицированные эксперты по техническим и коммерческим вопросам, а также представители местной администрации. Оферентами могут быть как отдельные поставщики или подрядчики, так и консорциумы – союзы юридически и хозяйственно обособленных компаний, создаваемые в целях кооперирования для производства и сбыта товаров, а также предоставления подрядных и иных услуг. Основной задачей консорциума является повышение конкурентоспособности производимых и сбываемых на рынке товаров, работ и услуг. С точки зрения современной организации и техники внешней
торговли международные торги представляют собой одну из разновидностей сделки с использованием механизма предложения и акцепта. Но в отличие от обычных двусторонних сделок проведение международных торгов включает, по меньшей мере, четыре этапа, на каждом из которых происходит составление или подписание соответствующих документов.
Воздействие на процесс реализации товаров осуществляется также через расширение или ограничение правоспособности участников торгового оборота. Делается это главным образом посредством лицензирования отдельных видов деятельности на основании Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензированию отдельных видов деятельности». Так, предусматривается лицензирование оптовой
торговли табачными изделиями и минеральной водой, распространения пиротехнических изделий, медицинской техники, контрольно-кассовых машин и др.
Главный ориентир деятельности предприятия – рынок, его потребности, динамика и емкость. С рынком предприятие связано как со стороны производства и сбыта собственной продукции, так и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и др. В прошлом рынком считалось место розничной
торговли под открытым небом или в торговых рядах. Это понятие как частный случай сохранилось и сейчас, но главное содержание указанного понятия в настоящее время резко изменилось.
Торговая посредническая деятельность отличается от других разновидностей этой предпринимательской деятельности тем, что приобретает право собственности на товар, с которым работает. Самая многочисленная часть представляет розничную
торговлю (продукция перепродается конечному потребителю) и оптовую (крайне редко имеет дело с конечным покупателем).
Свободные цены на продукцию устанавливаются (с учетом НДС) изготовителями продукции по согласованию (на равноправной основе) с розничными и другими предприятиями, реализующими продукцию населению, внерыночными потребителями, а также с посредниками (включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые предприятия и организации). Если у потребителя отсутствует возможность в выборе другого поставщика такой продукции, окончательное решение по уровню цен и их применению принимают государственные органы по установлению и регулированию цен (тарифов). На мировом рынке применяется множественная разновидность цен, так, один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Наиболее обобщающим выражением цены, используемой в международных сделках, является понятие мировых цен, под которыми понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в основных центрах мировой
торговли . Проведение переговоров о цене участники торговой сделки начинают с базисной цены, основу которой составляет цена, которая публикуется в справочниках (справочная цена) и прейскурантах (прейскурантная).
Подтверждением тенденции к глобализации РТС является начало в июле 2013 г. переговоров между Соединенными Штатами и Евросоюзом о создании трансатлантической зоны свободной
торговли (ТАЗСТ), призванной помочь европейскому и американскому бизнесу добиться успеха в глобальной конкуренции. В настоящее время на США и ЕС приходится половина мирового производства, объем их взаимной торговли товарами и услугами достигает почти 1 трлн долл. в год. Для Евросоюза США – главный рынок сбыта, а также третий по значению поставщик импортных товаров, для США Евросоюз – партнер номер один и как потребитель, и как поставщик разнообразной продукции. Соглашение о ЗСТ, как ожидается, позволит предпринимателям обоих регионов заметно снизить затраты, связанные с осуществлением торговых операций.
С каждым годом франчайзинговые отношения получают все более широкое распространение и все чаще используются российскими предпринимателями (участниками торгового оборота). Итак, аналогом российского договора коммерческой концессии как системы организации хозяйственных связей в зарубежном законодательстве выступает франчайзинг, который упрощенно можно охарактеризовать как способ коммерческой деятельности, при которой компания, владеющая правами на известную торговую марку и добившаяся успехов в данной сфере, предоставляет предпринимателю право на производство продукции,
торговлю товарами или оказание услуг под ее торговой маркой на определенной территории на срок и на условиях, которые установлены договором.
Достаточно активно происходила дифференцация экономического анализа в сфере товарного обращения. Существовал анализ собственно торговых предприятий, реализующих товары народного потребления, и анализ предприятий и организаций материально-технического снабжения, реализующих средства производства. Анализ торговых предприятий государственной
торговли отделился от анализа предприятий потребительской кооперации, так как последние являются многоотраслевыми хозяйственными образованиями, охватывающими торговлю, заготовки, производство, транспорт, рыболовный промысел и др. Выделился анализ продажи аптечных товаров, обособился анализ хозяйственной деятельности внешнеторговых объединений.
По итогам 2003 г. в структуре российского ВВП производство товаров достигло 45 %, остальное составили услуги. Наибольший удельный вес в производстве у промышленности – 31 %, у сельского хозяйства и строительства – чуть менее 7 %. Услуги, в свою очередь, подразделяются на рыночные (47 % ВВП) и нерыночные (до 8 %). В рыночных услугах основное значение имеют
торговля (оптовая, розничная, внешняя, внутренняя) – 24 %, а также транспорт и связь – до 9 %. Соответствующим был вклад и в прирост ВВП за 1999–2002 гг.: промышленность – 37 %; рыночные услуги – 40 % (в них торговля – 23 %). Вклад в прирост ВВП за 1999–2002 гг. со стороны финансового сектора составил 0,8 %, информационного обслуживания – 0,14 %, а от операций с недвижимостью – 3,9 %.[24]
По итогам 2003 г. в структуре российского ВВП производство товаров достигло 45 %, остальное составили услуги. Наибольший удельный вес в производстве – у промышленности – 31 %, у сельского хозяйства и у строительства чуть менее 7 %. Услуги, в свою очередь, подразделяются на рыночные (47 % ВВП) и нерыночные – до 8 %. В рыночных услугах основное значение имеют
торговля (оптовая, розничная, внешняя, внутренняя) – 24 %, а также транспорт и связь – до 9 %. Соответствующим был вклад и в прирост ВВП за 1999–2002 гг.: промышленность – 37 %; рыночные услуги – 40 % (в них торговля – 23 %). Вклад в прирост ВВП за 1999–2002 гг. со стороны финансового сектора составил 0,8 %; информационного обслуживания – 0,14 %, а от операций с недвижимостью – 3,9 %.[24]
Коммерческое право выделено в отдельную учебную дисциплину для удобства его изучения. Ведь законодательство о
торговле достаточно обширно и требует отдельного исследования. Следует отметить, что Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511, предусматривает раздел 090.100.000 «Торговля». Данный раздел включает в себя, в частности, такие позиции, как управление в сфере торговли, регулирование цен, оптовая торговля, применение контрольно-кассовых машин, хранение товаров, торговые и складские помещения и др.
При осуществлении розничной
торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется – разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81, в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.2003 № 421, от 27.03.2007 № 185, от 04.10.2012 № 1007)
Ярмарки способствуют активизации конкуренции, помогают воздействию рынка на производителей в направлении совершенствования товаров, организуют непосредственный плодотворный контакт между всеми участниками коммерческой рыночной деятельности. Они также создают благоприятные условия для продвижения к потребителю новых видов продукции, развития передовых технологий и методов
торговли . Для управления ярмаркой создаются рабочие органы – дирекция, договорная и информационно-справочная службы, арбитраж.
Законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме должны создаваться товарные биржи. Большинство товарных бирж создавались в России в форме акционерных обществ, т. е. коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, хотя это не совсем соответствует основным задачам биржевой
торговли . Биржи можно считать специальными субъектами предпринимательской деятельности. Они лишь содействуют торговым операциям, обеспечивают встречу продавца и покупателя в определенном месте. Сами по себе биржи участия в торговле не принимают. Поэтому за рубежом биржи, как правило, являются некоммерческими организациями.
Потребительский рынок в большей степени развит в крупных городах, являющихся региональными центрами, что объясняется концентрацией в них товаропотоков и высоким спросом на товары и услуги. Это подтверждает ситуация, сложившаяся в Вологодской области, где сконцентрировано около 33 % оборота розничной
торговли и общественного питания и 44 % оборота бытовых услуг (рис. 1.4).
Аналогичная ситуация в США и в сфере снабжения. Снабженческо-сбытовые фирмы представляют собой крупные промышленные монополии с собственной дилерской сетью. Также важное место в агробизнесе США занимает
торговля продовольственными товарами, где наблюдается быстрое развитие торговли.
1) торговых посредников – организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой
торговли , проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;
Чаще всего предприятие осуществляет сбыт обуви через магазины с оплатой после реализации, заключая договоры с
торговлей с указанием сроков поступления средств на счета производителя. Приведены расчеты поступления денежного потока по результатам работы предприятия за год (табл.1).
МАГАЗИН ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ – предприятие
торговли , осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и непродовольственных товаров широкого спроса.
Розничная
торговля (ритейл) – это комплекс видов деятельности по реализации товаров и/или услуг конечным потребителям для их личного использования или применения в домашнем хозяйстве.
В этой связи отметим, что организованные торги, представляют собой торги, которые проводят организаторы
торговли , в качестве которых прежде всего выступают биржи (на рынке ценных бумаг организацией торговли вправе заниматься и внебиржевые организаторы торговли). Таким образом, финансовые инструменты, валюта и товары, о которых идет речь в ч. 2 ст. 1 Закона № 224-ФЗ, фактически являются биржевым активом. Это существенно сужает круг отношений, которые попадают под действие Закона № 224-ФЗ.
Следовательно, торговать телефонными картами, оставаясь на «вмененке», нельзя. Поэтому если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, попадающую под налогообложение ЕНВД, занимаясь розничной
торговлей различными товарами, а также продает карточки экспресс-оплаты сотовых и интернет-услуг, то у такого налогоплательщика получается два вида деятельности, по которым необходимо вести раздельный учет. При этом один вид деятельности (розничная торговля) попадает под налогообложение ЕНВД, а другой (получение предоплаты за услуги телефонной связи) облагаться ЕНВД не может.