Связанные понятия
Табуре́т (разг. табуре́тка, фр. tabouret — «круглая подушечка для иголок», уменьш. от старофр. tabour (>tambour) — «барабан». В русском заимствовано через нем. Taburétt) — мебельное изделие для сидения одного человека без спинки и подлокотников.
Дива́н — мягкое мебельное изделие со спинкой, предназначенное для сидения нескольких человек.
Комо́д (фр. commode — «удобный») — тумба с несколькими выдвижными ящиками, преимущественно расположенными один над другим.
Стул — мебель, предназначенная для сидения одного человека, со спинкой и сиденьем с подлокотниками или без них.
Ме́бель (фр. meuble, от лат. mobile) — совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека.
Упоминания в литературе
Форма японской мебели отличалась простотой и была практически лишена профилей и пластичных поверхностей. Поскольку основные действия японцы совершали, сидя на корточках, то в мебели для сидения практически не нуждались. Правда, представители богатых сословий пользовались
креслами , похожими на современные складные стулья с подставкой для ног в виде скамеечки.
В современном мире для придания нужного стиля помещению просто используется мебель с ножками в виде лап (или копыт), причем передние и задние ножки мебели должны соответствовать по форме передним и задним лапам животного. Утверждают, что египтяне первыми придумали у
кресел подлокотники и спинки, которые также изготавливали в виде голов зверей и покрывали золотом (рис. 5.4). Сейчас появились магазины, в которых можно купить подобную мебель. Можно заказать ее по Интернету, а можно заказать ее изготовление резчикам по дереву, а затем просто покрыть позолотой.
Чарльз Фредерик Ворт представлял собой тип модельера-тирана, великолепного коммерсанта, попавшего в идеальный город в нужное время. До него большинство портных были женщинами, и появление Ворта стало настоящей сенсацией. По характеру своих работ Ворт был пассеистом[11]. С большим усердием он собирал гравюры моды XVII–XVIII веков, образцы тканей и впоследствии построил на честно заработанные средства особняк в предместье Парижа, где испробовал себя и в качестве создателя интерьеров. Модельер провозглашал драпировочно-обивочный стиль: портьеры с ламбрекенами, козетками, оттоманками;
кресла на двоих «дозадо»; круглые диваны «пате» под кринолины и канапе «сиамские близнецы»; изогнутые банкетки тет-а-тет; драпированные и украшенные помпонами пуфики и «андискреты» – сложные, похожие на медуз, кресла на троих гостей; модная мягкая мебель «капитоне», типичная для середины и второй половины XIX века.
Кресла с набитыми тростником сиденьями были удобными и недорогими, но часто имели существенный недостаток – они скрипели. К тому же классу принадлежали так называемые стулья-дерби, у которых не было подлокотников, и которые, если их не снабжали тростниковыми подушками в подражание креслам, изготавливались из деревянных планок. Если их снабжали подушкой и обивали ситцем или камвольным репсом, они превращались в наиболее удобные (с точки зрения современников) мягкие кресла для дам, в которых те могли работать или читать. Для обивки стульев использовали шерстяной репс, хотя лучшим для этой цели считался утрехтский плюш, который, однако, в Англии не был особенно популярен.
Стулья с высокими резными спинками, на которые королей-варваров усаживают создатели псевдоисторических фильмов, появились в эпоху Возрождения, а современники графов Пфирт довольствовались гораздо более примитивной мебелью. Вполне возможно, что на пирах их гости сидели на чурбаках, тогда как они сами устраивались на деревянной скамье с приставным задником, задрапированным тканью. Подушки им подкладывали под спину для удобства, а под ноги – для солидности. Среди крайне простой мебели выделялось так называемое
кресло хозяина. Выполненное из резного дерева, на высоких ножках, со спинкой и подлокотниками, оно было самой красивой вещью в доме.
Связанные понятия (продолжение)
Стол — мебельное изделие, имеющее приподнятую горизонтальную или наклонную поверхность, предназначенную для размещения на ней предметов и (или) для выполнения работ, принятия пищи, игр, рисования, обучения и другой деятельности.
Резная мебель — это мебель с элементами резьбы, выполненная из камня, кости, ганча, терракоты, лака и древесины различных пород, с использованием разных мебельных стилей.
Кушетка — мебельное изделие для лежания одного человека с головной спинкой и/или подголовником или без них. В быту кушетка представляет собой одноместную кровать с головной спинкой.
Шкаф (устар. шкапъ) — мебельное изделие (преимущественно с дверками, с ящиками или без них) для хранения предметов различного функционального назначения.
Што́ры — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных занавесей из тканевых материалов.
Скамья ́ (также скаме́йка, в Лаврентьевской летописи — скамиа, от др.-греч. σκάμνον и лат. scamnum) — мебельное изделие с узким, обыкновенно длинным сиденьем для нескольких человек, разновидностью скамьи является лавка. В современной терминологии это мебель с высотой сиденья, равной или большей его глубины. Использоваться может как в помещении, так и на улице, быть со спинкой и без. Скамьёй или скамейкой называется также невысокая подставка под ноги.
Витри́на в контексте понятия «торговля» рассматривается в нескольких смыслах. Витриной могут называть остекленную часть экстерьера здания магазина, торгового комплекса или музея, которая дает возможность видеть со стороны улицы экспозицию товара внутри помещения. Второе значение витрины относится к сфере торгового оборудования. В данном смысле, витрина представляет собой полностью или частично остекленный шкаф со средней высотой 2,1 м, предназначенный для демонстрации продукции потенциальному покупателю...
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
«Бюро ́» — (франц. bureau, нем. büro от лат. burra) — письменный стол с выдвижной крышкой, полками и ящиками для бумаги.
Обеденный стол — стол, предназначенный для сервировки и приёма пищи, обычно рассчитанный на совместную трапезу для нескольких едоков.
Буфет (фр. buffet) — шкаф для хранения продуктов питания, столовой посуды и столовых приборов, состоящий из тумбы с распашными дверями и расположенными над ними выдвижными ящиками или без них, и шкафа с остекленными дверями или без них, установленного над этой тумбой на некоторой высоте так, что промежуток между ними (ниша) может использоваться для выкладки блюд на столешнице тумбы и их сервировки перед подачей на стол.. Низкий буфет называется сервантом.
Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Крова́ть (от греч. κράββατος ) — мебельное изделие, предназначенное для сна при расположении человека лёжа. Кровать обычно располагается в спальне, где она составляет основу данной функциональной зоны жилища.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.
Секрете́р (фр. secretaire) — предмет мебели, тип небольшого шкафа, с ящиками и полками для хранения бумаг, в некоторых случаях имеющий выдвигающуюся или откидывающуюся доску, которая заменяет письменный стол. По структуре секретер близок к бюро. Термин «секретер» применяется ко многим типам мебели, объединенным подобной функцией.
Ширма (от нем. Schirm «защита») — элемент интерьера, небольшая портативная перегородка, отделяющая часть комнаты, например для переодевания. Первые перегородки-ширмы появились в Китае.
Абажу́р (фр. abat-jour буквально «приглушитель света») — составная часть светильника; широко используется в дизайне интерьеров, художественном оформлении помещений.
Паркет — вид деревянного покрытия. В зависимости от типа исполнения паркетин различают: штучный паркет, щитовой и наборный.
Софа (от араб. صف) — широкий диван, в котором спинка и подлокотники имеют одну высоту. В Европе софа известна с XVII века, куда она пришла с Востока (Османская империя). Софа обыкновенно ставилась в аристократических гостиных и предназначалась для дневного отдыха в положении сидя. Каркас софы изготовлялся из ценных пород дерева (кедр, лиственница), обивка делалась из шёлка или кожи, а съёмные (мебельные) подушки для большей жёсткости набивались овечьей шерстью или конским волосом.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Фурниту́ра (англ. furniture, фр. fourniture, от фр. fournir — доставлять, снабжать, нем. Beschlag) — вспомогательные части и детали, необходимые для изготовления некоего цельного предмета. Фурнитура может быть...
Инта́рсия (от итал. intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву.
Мягкая мебель — собирательное название комфортабельных мебельных изделий для сидения и лежания, имеющих мягкий элемент. К мягкой мебели относятся: диваны-кровати, диваны, кресла-кровати, кресла для отдыха, кушетки, тахты, скамьи, банкетки.
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Потолок — нижняя часть ограждающей конструкции, ограничивающей помещение сверху. Потолок может быть непосредственно нижней частью перекрытия или покрытия, либо подвесным — образованным особыми конструктивными элементами.
Доска ́ — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Доски изготовляются из брёвен или брусьев. Используются в строительстве, в мебельной промышленности, в производстве тары и др.
Драпировка — в скульптуре и живописи — туники, тоги, плащи и другие широкие, свободные виды одежды, в которые художник облекает изображённые человеческие фигуры, и вообще ткани, представляемые в картинах, статуях и рельефах.
Алько́в (араб. الْقُبَّة — «шатёр» или «маленькая комната») — углубление, ниша в комнате или другом помещении. Преимущественно служит спальней, является местом расположения внутриквартирной лестницы, в парадном зале — место для бесед.
Шпон — древесный материал, представляющий собой тонкие листы древесины толщиной от 0,1 до 10 мм, который, обычно, клеится на панели (обычно деревянные или ДВП) при производстве мебели, дверей, полов и пр. Слово «шпон» переводится с немецкого языка как «щепа» (späne m pl).
Обо́и — вид строительных отделочных материалов для облицовки стен и потолков внутри помещений. Представляют собой полотно, свёрнутое в рулон. Основные размеры полотна: ширина — 0,53, 0,70, 1,06 м, длина — 10 и 25м. Основные виды обоев: бумажные, виниловые на бумажной и флизелиновой основах.
Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников...
Ковролин (ковровое покрытие) — мягкое напольное покрытие, предназначенное для настила на всё помещение целиком.
Скатерть (диал. столешник; др.-слав. *дъскатьрть предположительно из двух частей: дъска (стол) и «търть» (вытертое, чистое), т.е. буквально «чистый стол») — специальное изделие (обычно текстильное или вязаное), которым накрывается стол. Скатерть выполняет несколько функций...
Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных. Встречается на монетах и медалях, главным образом в конце XVIII века, например, на пфеннигах Людвига...
Постельное бельё — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает один пододеяльник, одну простыню и две наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраца, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Матра́c, или матра́ц — мягкое ложе для кровати с жёстким каркасом или без него; мягкая стёганая подстилка. Этимологический словарь трактует значение слова как «тюфяк; ложе, подстилка для сна, набитая волосом, шерстью, мочалом и прочее». Может быть набитым, пружинным и другим, для обеспечения требуемой жёсткости и комфортабельности.
Посу́да — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий...
Вешалка (также плечики) — приспособление для хранения одежды в подвешенном состоянии.
Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.
Верста́к (от нем. Werkstatt — мастерская) — рабочий стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и других материалов. Верстаки часто оборудованы различными приспособлениями (например, упорами, тисками) и ящиками для хранения инструмента и материалов. По видам работ различают столярные верстаки для обработки деревянных изделий и слесарные — для обработки изделий из металла.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Бра (фр. bras — рука) — художественно исполненный светильник, прикреплённый к стене. Бра получили широкое распространение с XVII века и являются частью декоративного убранства помещения, а также используются для освещения и подсветки домов снаружи.
Упоминания в литературе (продолжение)
Используя единый способ, строители старались разнообразить формы, делая арки круглыми, овальными или стрельчатыми, как в палатах госпиталя Санта-Креу. Теперь в старых корпусах стоят не кровати, а столы и полки с книгами, поскольку больница уже давно уступила место Национальной библиотеке. Архитектор Пере Льобет употребил вышеописанный прием, проектируя Зал ста – главное помещение ратуши, где надлежало разместить 100
кресел для муниципальных чиновников. Советники смогли оценить прекрасную работу зодчего на первом же заседании, состоявшемся 17 августа 1373 года. Элегантный вид интерьеру придавали большие окна, арочные входы с резными дубовыми створками дверей, черные круги светильников, свисавших с высокого потолка на длинных цепях. Передняя стена, вдоль которой стояли роскошные готические кресла с высокими спинками, была украшена вырезанной по камню символикой королевства.
В начале 3– го тысячелетия до н. э. отмечается расцвет техники периода ранней цивилизации. Техника изготовления в различных видах ремесла достигает совершенства. Создаются новые формы и виды предметов быта и орудий труда. В наше время мы пользуемся многими из них, их форма стала традиционной, например, стол, стул,
кресло , посуда, кирпичи, секеры, шкатулки, долото, нож, сито, бритва, сверло, напильник, бруски, весы, пила, иглы, фанера, веревка, жестяные трубы и т. д. Большинство из перечисленных предметов было известно и раньше, однако формы этих предметов не были технически совершенны.
Не стоит устанавливать в гостиной кровати. Лучше всего в таком многофунк-циональном пространстве использовать различные раскладные конструкции. Разработано много вариантов удобных
кресел -кроватей. Всем нам известны традиционные диван-кровати. В настоящее время художники-конструкторы все чаще отдают предпочтение новым конструкциям кресел-кроватей. Они занимают меньше места, удобны в эксплуатации и допускают различные интерпретации. Например, в нижней части под сидением кресел иногда устраиваются выдвижные ящики для постельного белья. Такое компактное раскладное ложе можно удобно встроить в нишу корпусных мебельных изделий. Решенное как спальная зона в общей комнате, оно легко и быстро превращается в зону отдыха. Быстрота и легкость обеспечиваются наличием передвижного кресла и журнального стола. Здесь уместно напомнить о балконной двери. Открываясь внутрь, балконная дверь занимает часть пространства, которую необходимо оставить свободной от предметов меблировки. Открытая дверь не должна мешать свободному проходу к предметам мебели.
Кровати в знатных домах были частью репрезентативной внутренней архитектуры. Хэм-Хаус, расположенный в одном из предместий Лондона, можно считать одним из самых продуманных архитектурных и декоративных ансамблей Англии. В 1650 году в зале, где собирались после обеда гости, стояла большая кровать и мебельный гарнитур, состоявший из двух
кресел и десятка складных стульев, под стать вышитому балдахину. Кровать служила украшением интерьера в той же степени, что и стулья, на которых сидели гости.
• минимализм – стиль для радикалов. Место отводится лишь самому необходимому, пропорции идеальные, «вольностью» могут быть только смелые и нестандартные цветовые гаммы. Мебель – лишь самая необходимая, встроенная и трансформирующаяся, свет и простор ценятся больше, чем ненужные вещи. Никаких внутренних перегородок, окна должны быть большими, чтобы проникало много света. Разделение пространства происходит с помощью цвета пола и полупрозрачных тканей. Светильники просты по форме и вмонтированы в стены, потолок или пол. Отсутствуют плавные линии – приветствуются острые углы: стулья и
кресла прямоугольной формы, диваны с такими же подушками и с жесткими подлокотниками. Светлый тон обивки подчеркивается с помощью подушек другого цвета, на окнах простые жалюзи из металла или прозрачной ткани, незаметные в интерьере, на стенах картины в тонких рамках. Современность стиля подчеркивается использованием металла и стекла;
Окна огромного кабинета, обставленного с холодной офисной роскошью, выходили на одну из самых узнаваемых московских улиц. Вкус и, что немаловажно, материальные возможности хозяина здесь чувствовались во всем. Светлая, удачно подобранная мебель – кожаные диван,
кресла , огромный серебристый телевизор на изящной стеклянной тумбе, картины в стильных рамах с видами старой Москвы – все это безупречно гармонировало с обоями, выполненными в виде каменной облицовки. Одним из главных атрибутов в кабинете было огромное кресло, напоминавшее трон во дворце какого-то средневекового монарха.
Обстановка дома начиналась с печей. В конце XVIII века старые «голландские» печи с расписными изразцами и латунными узорными заслонками уходили в прошлое и заменялись кирпичными, раскрашенными[45]. Печи топили по утрам, до того как встанут господа, и сохраняли жар до двух и даже до трех часов ночи[46]. Мебель подбиралась в зависимости от назначения помещений. Парадные покои старались обставлять в едином стиле, но просто (если не брать загородные дворцы магнатов). У князя Голицына мебель была березовая, покрытая тиком, у графа Бутурлина мебельная обивка была белой с синими полосками[47]. В жилых помещениях мебель была «сборная», составленная из предметов разных времен и стилей. Стояли диваны,
кресла , большой обеденный стол и несколько малых, комоды с посудой и обязательные сундуки с одеждой и прочим добром.[48]
В ресторанах подбор столов и
кресел к ним зависит от художественного решения интерьера. Лучше всего, когда каркасы столов и стульев (кресел) из одного материала, одинаково обработанного и окрашенного. На практике в ресторанах чаще всего применяют деревянные столы (при обслуживании со скатертями) в сочетании с креслами на металлическом основании. К большим ресторанным столам, накрываемым скатертями, не следует ставить малогабаритные стулья, они кажутся чересчур миниатюрными, а столы – огромными.
Чтобы получить верное представление об интерьере египетского дома, к тем предметам мебели, о которых уже говорилось, мы должны добавить еще последнюю строку списка – ковры и занавесы. В одной гробнице времен V династии мы можем увидеть, как стены были покрыты цветными циновками; в других гробницах того же времени мы видим ширмы высотой примерно в рост человека, составленные из примерно шестидесяти кусков, украшенных разными узорами; такая ширма стояла рядом с тем местом, где сидел хозяин. Пол во все времена накрывали толстыми ковриками. На один из них ставили
кресло хозяина, а если дамы во время пира сидели на полу, для них стелили красивые коврики.
Во многих странах мира люди издревле занимались изготовлением плетеных изделий. Археологи находят их в Европе, на Ближнем Востоке и Египте, где особая технология обработки материала в древние времена позволила сохранить плетеные изделия до наших дней. Так, в 1922 году при раскопке гробницы Тутанхамона были найдены красивые, хорошо сохранившиеся
кресла из ивового прута.
При оформлении приусадебного участка в колониальном стиле основными строительными материалами являются кирпич и дерево. Для этого стиля характерно наличие искусственных водоемов, солнечных веранд с гамаками, складными плетеными
креслами и креслами-качалками. Здания украшают лианами и красиво цветущими растениями. Для цветов используют кадки из дерева или контейнеры из терракоты, выкрашенные в светлые тона. Растения должны быть яркими, буйно цветущими. Деревья и кустарники можно постричь в виде сложных фигур. Однако в отличие от строгого регулярного стиля для колониального характерны небрежность и неосновательность композиций. Участок можно украшать различными анималистическими скульптурами, выполненными из камня или дерева.
Ткани с незапамятных времен занимают одно из ведущих мест в оформлении интерьеров. Трудно представить дом без штор, занавесок, накидок на диванах и
креслах , покрывал на кроватях, скатертей, салфеток и других мелочей. С помощью различных деталей из ткани можно придать неповторимый вид квартире или дому, сделать уютными большие помещения и зрительно расширить маленькие, создать определенное настроение в каждой комнате.
И при всех обстоятельствах не спешите тратить деньги на журналы «Табурет», «Мезонин» и им подобные (хотя они весьма профессиональны). Потому что никакого стилистически приемлемого «целого», с «Табуретом» или без, вам не удастся создать с ходу. Вот когда немного обставитесь, тогда и будете читать их, забравшись с ногами в ваше любимое
кресло . При том, что прямой пользы от этого чтения немного, я бы не сказала, что рассматривать журналы по интерьеру – значит просто терять время. Правда, интересных решений там все меньше, а прямой и скрытой рекламы – все больше. Но зато есть забавные моменты, связанные с тем, что естественная для благополучных стран традиция в сфере организации современного жилья у нас утеряна.
Вообще все предметы мебели нужно выбирать спокойных тонов, однако при создании интерьера важно помнить, что в помещении должно быть одно яркое пятно, например диван или
кресло синего либо красного цвета.
В деревенском доме все чаще встречается отделка, свойственная городским жилым помещениям: большие комнаты, в интерьере присутствуют люстры,
кресла , цветы и столики. По оформлению комната деревенского дома сегодня приближена к среднему городскому жилью.
У дивана-кровати плинтус может быть заменен на ножки, в то же время ножки у
кресла могут быть заменены на плинтус от дивана-кровати. Таким образом оба эти изделия приобретут новый внешний вид.
Самым большим подарком Европе из Китая в XVIII веке стал стиль шинуазри. Асимметричные композиции орнамента, решетки в рисунке и изгибы ножек у
кресел и столиков – все пришло из Китая. В эпоху галантного века пудрились китайской рисовой пудрой, ели китайский фрукт «мандарин», носили маленькие китайские туфельки, обмахивались складными китайскими шелковыми веерами, рисовали на китайский рисовой бумаге. Это увлечение всем китайским длилось в ХVIII веке около 35 лет, что и объясняет безумный успех вееров в то время. Этот китайский бум был вытеснен турецким влиянием, а потом модой на античность.
Такая обстановка создаст успокаивающую, мирную атмосферу. Основные детали такого стиля – плетеное
кресло или табуреточки, светло-коричневые стены, натуральная грубая ткань занавесок. Поставленные друг на друга тумбочки любого типа и стиля, покрашенные светло-коричневой краской, с успехом сыграют роль стенки.
Довольно часто, обставив квартиру новой мебелью, хозяева располагают на диванах и
креслах с выпуклым узором шелковые подушки, что, конечно же, неправильно. К такой ткани больше подходят велюровые изделия.
В финале пьесы Дизайнер вместе с коллегами – инженером-конструктором и маркетологом, сидит за круглым столом и отмечает успешное окончание проекта. Среди приглашенных находятся эксперты-товароведы и знакомый нам Экскурсовод. Это и понятно, ведь лучшие конструкторские разработки наверняка со временем попадут в один из залов Музея. Явилась и Наталья Анатольевна с двумя расфуфыренными подружками из соседнего отдела. Они представляют «широкие слои покупателей». Во главе стола – Ведущий Конструктор, он же тамада по совместительству. Его роль в спектакле трудно переоценить. Именно он удачно распределил работу между исполнителями, предварительно сформулировал «предпроблемы» процесса конструирования, наметил кратчайшие пути их решения. За прежние заслуги подчиненные уважительно называют его «Динозавром». Рядом с ним – два пустующих
кресла , на которых раньше восседали парторг и профорг (тоже мне, дизайнеры!). На всякий случай, эти кресла приказано не занимать. Главное украшение стола – толстенный том под названием «Пояснительная записка». Ее содержание настолько примечательно, что заслуживает отдельного описания.
Золотые отделки дополняют сильные цвета, такие как алый, ярко-синий и ярко-зелёный, создавая эффект, который напоминает блестящие средневековые рукописи. Богатство всех этих оттенков усиливается теплом позолоты: визуализируйте эффекты, которые могут быть созданы, если расписать по трафарету золотыми звёздами ярко-синюю стену, пришить тёмно-золотую бахрому к парчовой скатерти сливового цвета или добавить золотую краску к тёмно-зеленой стене. Однако золотой цвет может добавить жизненную энергию к самым деликатным цветовым схемам: представьте, как бледно-зелёная стена стала бы ярче с добавлением позолоченной ручки
кресла , или нарисуйте в своём воображении картину синей комнаты, согретой зеркалом в позолоченной раме.
Рельефные изображения Мадонны с младенцем стали «массовой продукцией» мастерской делла Роббиа, как и многих других скульптурных мастерских. Начало было положено в 1449 году архитектурно-декоративным элементом – рельефом на портале урбинской церкви Сан Доменико. Именно плоскости стены, ограниченности заданной пространственной ячейки фасада эти рельефы обязаны своей скованностью, застылостью. Конечно, на фасадах – рельефы много более монументальны, настроение их более «официозно», чем в станковых произведениях. Последние, при всей своей обобщённости (как образной, так и пластической), у Луки всегда отличаются особым лиризмом настроения, нежностью взаимоотношений матери и младенца, миловидностью их образов, мягкостью лепной проработки. Таков, собственно, «архетип» Мадонн Роббиа – «Мадонна с яблоком», происходящая из коллекций Медичи (1440–45, Флоренция, Национальный музей, илл. 10), и её многочисленные вариации: «Мадонна Блисс» (1440–45, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна Фридрихштайн» (1440–45, Буффало, Художественная галерея Альбрехт-Кнокс), «Мадонна» из флорентийского Музея Оспедале дельи Инноченти (1446–49). Существует и полнофигурный вариант композиции, представляющий Мадонну сидящей в
кресле на фоне цветущих растений, к которым тянется младенец («Мадонна роз», 1460–70, Флоренция, Национальный музей, также происходит из коллекции Медичи, илл. 21).
Мавзолейный комплекс занимает территорию в 6 гектаров и весь утопает в зелени кипарисов, ив, боярышника и других растений. Перед фронтоном усыпальницы посажено 13 сосен, символизирующих число лет, которые Мао провел на революционной базе в Яньани. Всего в мавзолее 10 залов, но для посетителей открыты не все. Сначала они поднимаются в большой северный зал, который освещается 100 лампами, сделанными в форме соцветий подсолнечника. Здесь посетителей встречает мраморный Мао, сидящий в
кресле . Стену этого зала украшает ковер небывалых размеров, общая площадь которого равняется 157 квадратным метрам. На нем изображены горы и реки, символизирующие просторы «Поднебесной империи».
Подходить вплотную к таким стенам неудобно из-за начинающейся части наклонного потолка, и поэтому площадь пола вдоль этих стен используют в основном для
кресел и кроватей.
А «Президент-отель», наоборот, покорил меня своей откровенной праздничностью. Я ощутила здесь торжество нескрываемой радости жизни. Не помню, приходилось ли мне еще где-нибудь видеть такую красивую, такую нарядную гостиницу. Здесь царит красный цвет – различных оттенков, от пурпурного до алого и вишневого. Ковры по всей ширине лестницы, красные вкрапления в стены,
кресла , диваны… Обычно этот цвет несет в себе агрессию, бьет по нервам. Но тут ничего подобного. Более того, в дополнение к красному использованы белые и золотистые тона. Опасные сочетания, близкие к безвкусице и вульгарности. Но авторам каким-то образом удалось всего этого избежать. Напротив, все в целом вызывает ощущение точной выверенности, гармонии. Словом, безупречно.
В обязанности супруги богатого эллина, помимо денежных дел, входила проверка кладовых, поддержание чистоты во дворе и комнатах, контроль за приготовлением еды, уход за детьми, стариками и больными. Однако большую часть времени занимали прядение и ткачество. Сидя в личном
кресле , хозяйка готовила к прядению шерсть, одновременно наблюдая за работой рабынь. Добропорядочная гречанка управлялась с хозяйством легко, умело, нередко подчиняя себе не только прислугу, но и мужа. Афинский стратег Перикл однажды признался: «Главный человек в Греции – мой маленький сын, потому что всем командуют Афины, Афинами – я, мною – жена, а ею – сын».
Наконец загородный дом построен, и практически каждый его владелец, уже «заболев» строительством, начинает мечтать о том, чтобы в конце рабочей недели туда приехать, развести очаг и, устроившись не на каком-нибудь пеньке или камне, а в удобном
кресле , предаться блаженству на лоне природы. И при этом иметь возможность попробовать что-нибудь вкусное, приготовленное на углях (мы предложим рецепты отменных шашлыков).
Все здесь напоминает о плавном, размеренном течении жизни. Повсюду расположены солнечные веранды, украшенные лианами. Искусственный водоем на участке можно окружить гамаками, складными плетеными
креслами , разместить около него кресло-качалку.