Безопасность жизнедеятельности

Коллектив авторов, 2012

Учебник составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования с учетом при изложении материала предусмотренных стандартом общекультурных и профессиональных компетенций специалистов по социальной работе. Книга посвящена изучению вопросов безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Основное внимание уделено обеспечению безопасности жизнедеятельности в социальной сфере. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки “Социальная работа”, “Сервис”, “Туризм”, “Государственное и муниципальное управление”, руководителей и специалистов социальной сферы, а также всех, кто интересуется проблемами безопасности жизнедеятельности.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для бакалавров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность жизнедеятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Теоретико-методологические основы безопасности жизнедеятельности в социальной сфере

1.1. Безопасность социальной сферы в контексте основ национальной безопасности

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации.

Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда, активной трудовой деятельности.

Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан способствуют снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.

Мероприятия, направленные на противодействие угрозам безопасности в области повышения качества жизни граждан

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества проводят следующие мероприятия:

• совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;

• содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;

• создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;

• улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;

• обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;

• совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности в социальной сфере Российской Федерации на среднесрочную перспективу являются: усиление профилактической направленности систем социального обслуживания и здравоохранения; ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи; охрана материнства, отцовства и детства, а также забота государства о гражданах пожилого возраста, инвалидах и детях-инвалидах.

В целом опасные ситуации и негативные факторы, снижающие уровень безопасности, можно характеризовать следующими усредненными данными о ежегодных людских потерях в России.

Так, статистика показывает, что ежегодно на дорогах погибают около тыс. человек, 200 тыс. человек получают телесные повреждения, из которых 10–15 % умирают. На пожарах погибли в 2011 году более 12 тысяч человек, в России произошло 168 528 пожаров. Прямой материальный ущерб от пожаров составил более 17 млрд руб.[1], а от бытового и производственного травматизма потери составляют более 100 тыс. человек.

Практика показывает, что основные потери (до 250 тыс. человек) происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС России и не получают адекватного освещения и отношения. Отчасти поэтому многие руководители различных уровней органов управления и организаций не в полной мере готовы к работе в данных ситуациях. Актуальность проблемы безопасности, в том числе и в организациях социального обслуживания, обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций и высоким травматизмом, а в ряде случаев смертностью в этих ситуациях. Кроме того, несчастье с инвалидом, ребенком-инвалидом или престарелыми людьми, которые требуют постороннего ухода, всегда приобретает особый общественный резонанс.

Исходя из этого, вопросы безопасности в последние годы находятся в центре внимания федеральных, региональных органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей организаций и учреждений. Деятельность этих субъектов обеспечения безопасности осуществляется на основе единых взглядов, подходов и общих принципов, с взаимным учетом интересов и в тесном взаимодействии.

Комплексный подход в реализации задач по обеспечению безопасности в социальной сфере

Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности приводят к выводу о необходимости внедрения комплексного подхода в этой работе.

Сегодня комплексная безопасность представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области обеспечения безопасности устойчивого развития региона или отдельного населенного пункта, здоровья их населения, его прав и свобод в условиях существующих и возможных внешних и внутренних опасностей и угроз.

В современных условиях комплексная безопасность рассматривается как состояние защищенности населения, материальных и духовных ценностей от возможного нанесения ущерба, позволяющее сохранять способность нормального функционирования систем жизнеобеспечения, поддерживать достойный жизненный уровень граждан, стабильность экономической, социально-политической ситуации, благоприятную экологическую, демографическую, техногенную, духовно-нравственную, социально-психологическую обстановку и иные условия для реализации интересов личности и общества.

На практике комплексная безопасность позволяет повысить уровень безопасности населения, объектов и инфраструктуры муниципальных городов и районов, создать условия, обеспечивающие возможность достойной жизни граждан, динамичного развития экономической, социальной и духовной сфер жизни населения. Создание эффективной системы безопасности позволяет ликвидировать существующие и прогнозируемые угрозы, а также минимизировать ущерб от воздействия негативных факторов.

Правовую и методологическую базу комплексной безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, постановления Правительства Российской Федерации в сфере безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, незаконному обороту и потреблению наркотиков, обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и другие нормативные и правовые акты.

Обеспечение комплексной безопасности граждан является приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основу этой деятельности составляют меры, направленные на снижение степени воздействия негативных факторов на качество жизни населения, обеспечение их демократических прав и свобод, существование и развитие экономической, социальной и духовной сфер жизни, эффективное функционирование систем жизнеобеспечения и управления.

К числу важнейших направлений решения этих задач относится предупреждение социальных конфликтов, вызываемых неудовлетворенностью отдельных слоев населения своим экономическим положением, низким уровнем решения социальных проблем. С этой целью органами исполнительной власти на своем уровне принимаются меры по ограничению безработицы, оказанию социальной помощи малообеспеченным, частичной компенсации из бюджета затрат на жилищно-коммунальные услуги, по осуществлению доплат неработающим пенсионерам, обеспечению населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества. Это позволяет стабилизировалась демографическую обстановку, снизить спад рождаемости и рост смертности. Повышается качество социального и медицинского обслуживания населения, больше внимания проявляется к здоровью различных категорий населения, в первую очередь детей, пенсионеров, инвалидов.

Наряду с этим достигается определенная стабилизация экологической обстановки за счет снижения выбросов с ТЭЦ, внедрения нейтрализаторов вредных выбросов на автотранспорте, ликвидации свалок, использования современных технологий утилизации отходов, очистки территорий населенных пунктов от различного рода загрязнений.

Кроме этого в отдельных регионах принимаются активные меры по повышению устойчивости систем жизнеобеспечения за счет создания страховых запасов продовольствия, дотаций из различных бюджетов предприятиям, имеющим приоритетное значение для их жизнедеятельности, ремонта и профилактики коммунальных сетей.

В каждом регионе создана и функционирует территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы законодательной и нормативной правовой базы ее функционирования, совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Активизируется деятельность по совершенствованию работы надзорных органов и реализации превентивных мер на действующих потенциально опасных объектах.

Это позволяет оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, пожары и происшествия, а также сократить количество пожаров, уменьшить число погибших и пострадавших на них.

Внедрение системы комплексной безопасности позволяет сократить количество преступлений, особенно совершаемых несовершеннолетними, существенно уменьшить количество разбойных нападений, краж, случаев мошенничества.

Вместе с тем сохраняется, принимая новые формы, угроза совершения террористических актов в больших городах, отдельные города остаются привлекательной мишенью для террористов.

В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации промышленных объектов особую опасность в отдельных промышленных городах представляет угроза возникновения техногенных катастроф.

Кроме этого усиление криминализации, происходящее в стране, негативно сказывается на общественно-социальной и экономической обстановке в целом и на обеспечении личной безопасности каждого гражданина.

За последние годы значительно возросли масштабы угрозы наркотизации общества, резко увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотиков.

С бурным развитием телекоммуникационных и информационных систем наблюдается рост угроз информационного характера. В силу возрастания негативного воздействия средств массовой информации, в том числе глобальной компьютерной сети Интернет, требует усиления защита духовных и нравственных ценностей.

Усиление миграционных потоков в отдельных регионах приводит к существованию различных культурных и ценностных систем, которые при определенных условиях способны вызывать острые конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве.

Становление новых условий жизни сопровождается размежеванием людей по уровню доходов и качеству жизни.

Таким образом, дальнейший рост качества жизни будет сопровождаться повышением внимания населения к обеспечению безопасности, а интенсивное развитие экономики, инфраструктуры и коммуникаций в будущем неизбежно приведет к появлению новых источников опасностей и угроз террористического, криминального, природного и техногенного характера.

В современных условиях невозможно устранить все источники опасности для человека. Поэтому целью создания системы комплексной безопасности должно быть снижение угроз до минимально приемлемого уровня, создание средств противодействия этим угрозам, минимизации и преодоления их последствий.

Основные направления по обеспечению безопасности в социальной сфере

Жизненно важные интересы гражданина состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и высокого качества жизни.

Жизненно важные интересы социальных групп и общественных объединений состоят в обеспечении определенных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по достижению их целей.

Интересы города или региона в целом включают в себя установление политической, экономической и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для их жителей и его структур.

В целом система комплексной безопасности заключается в сферах общественной, техногенной, оборонной, экологической, экономической безопасности, а также в сферах духовной жизни, культуры, науки и в информационной сфере (приложение 1).

Одним из основных направлений комплексной безопасности является безопасность в социальной сфере, которая включает в себя:

• обеспечение конституционных прав каждого человека, в том числе и личной безопасности;

• повышение уровня и качества жизни граждан, искоренение бедности, обеспечение достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, преодоление кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения;

• развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;

• доступность для всех граждан социального и медицинского обслуживания, образования, дошкольного воспитания, транспорта, связи;

• создание условий для свободного функционирования и развития организованных социальных групп и общественных объединений граждан;

• поддержка семьи как первоначальной ячейки общества;

• совершенствование и развитие системы социальной защиты населения и др.

В последние годы руководством страны и органами управления системой социальной защиты населения уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей, в том числе и в сфере социальной защиты населения.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач органов социальной защиты населения становится формирование безопасной, здоровой социальной среды и культуры безопасности.

Работник системы социального обслуживания, как и в любой другой сфере, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности. Профессионально-психологическая подготовка работников социального обслуживания и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий.

Трагические события в Москве, Беслане и других городах наглядно показали важнейшую роль знания основ безопасности жизнедеятельности в подготовке населения, в том числе органов управления и работников учреждений социального обслуживания. Кроме этого должна вестись целенаправленная работа и с проживающими (обеспечиваемыми) в этих учреждениях с целью обучения их вопросам готовности к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.

Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если работники и обеспечиваемые (проживающие) в учреждениях социального обслуживания не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках комплексного изучения основ обеспечения безопасности в соответствии с решениями Правительства РФ, Минздрава России, МЧС России, а также требованиями образовательного стандарта.

Таким образом, актуальность проблемы обеспечения безопасности в социальной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций, а также высокой взрослой и детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью. Следовательно, в современных условиях безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности различных организаций, в том числе органов управления и учреждений социального обслуживания. Обеспечение безопасности требует от руководителей и персонала новых знаний из различных областей: права, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

1.2. Основные понятия и характеристики опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций

Готовность любого государства мира к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера во многом основывается не только на подготовке соответствующих служб и структур, но и на общей готовности населения. Основа такой готовности — широкое информирование населения о чрезвычайных ситуациях и обучение его навыкам оказания первой помощи и психологическим основам выживания. Статистика показывает, что человек, обладающий даже самыми минимальными знаниями о первой помощи, в критической ситуации тратит меньше времени на оценку происходящего, реже впадает в панику и способен более объективно оценивать исходящие угрозы. Немаловажен факт, что такой человек намного эффективнее взаимодействует с госструктурами, занимающимися ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. Даже один подготовленный человек из десятков работников одного офиса или предприятия способен существенно снизить количество пострадавших и погибших, грамотно организовав эвакуацию, оперативно вызвав экстренные службы и предоставив им наиболее полную информацию о происходящем.

Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. Опасность — способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда[2]. В природе или техносфере — ситуация, при которой возможно возникновение явлений и процессов, способных поражать людей, разрушительно действовать на животный и растительный мир, наносить материальный ущерб. В общественной жизни существуют также опасности социального характера (прежде всего проявления преступности), возникающие по вине людей.

Экстремальная ситуация (отлат. extremus — крайний) — совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации. Экстремальные ситуации — это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска. Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.

В литературе часто используется понятие “экстремальная ситуация”, которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.

Население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в экстремальную ситуацию. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[3]. Чрезвычайные ситуации (ЧС) — это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями.

В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово “чрезвычайный” трактуется как “исключительный, очень большой, превосходящий все”. Словосочетание “чрезвычайная ситуация” определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Чрезвычайные ситуации — события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Подразделение опасных ситуаций на экстремальные и чрезвычайные носит условный характер, разграничений по масштабу не производится.

Понятие чрезвычайной ситуации основано на том, что источником ее является опасное происшествие, в результате которого создаются поражающие факторы прямого или косвенного воздействия на человека. По характеру источника различают техногенные, природные, биолого-социальные (биосоциальные) и военные чрезвычайные ситуации.

Источником техногенной чрезвычайной ситуации является опасное техногенное происшествие. К опасным техногенным происшествиям относятся аварийные взрывы в промышленной зоне индустриально-селитебного комплекса; аварии на инженерных и транспортных коммуникациях; пожары в промышленной зоне индустриально-селитебного комплекса; химические аварии, связанные с поступлением в окружающую среду опасных химических веществ; радиационные аварии и т. п.

Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление, в результате которого на определенной территории или акватории может возникнуть чрезвычайная ситуация. Опасное природное явление есть событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К опасным природным явлениям относятся опасные геологические, гидрологические и метеорологические явления, а также природные пожары.

Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации может быть особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Источником военной чрезвычайной ситуации является применение современных средств поражения. К современным средствам поражения относятся боевые средства, находящиеся на вооружении войск, применение которых в военных действиях вызывает гибель людей, животных и растений, разрушения и повреждения объектов народного хозяйства, элементов окружающей природной среды.

Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике МЧС России увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5–10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который доходит, по оценке экспертов, на некоторых производствах до 70 %, а также человеческим фактором (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т. д.).

Значительную часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6–7 млн пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибают 65–75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести.

Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно в настоящее время также от действий террористов, из-за разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных воин.

Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших 43 %, по числу пострадавших — 9 % и материальному ущербу — свыше 10 %.

Это количество могло быть меньше, если бы все население было качественно подготовлено по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Понимая важность образования населения в этом направлении Правительство Российской Федерации постановлением от 4 сентября 2003 г. № 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определило, что обучение населения Российской Федерации должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства, и утвердило ее порядок.

Правительство Российской Федерации своим постановлением утвердило Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с которым чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей; количества людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности; размера материального ущерба; размеров зон распространения поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В соответствии с этим постановлением чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В целом чрезвычайные ситуации можно рассматривать как совокупность чрезвычайных и экстремальных ситуаций, которую называют опасной ситуацией. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека. Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события называют по-разному — аварией или катастрофой. На первый взгляд может показаться, что различий между ними нет, но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Авария — это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. На промышленных предприятиях аварии, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Эти происшествия незначительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Комитет по проблемам современного общества ВОЗ считает, что катастрофа — это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно. Различают следующие виды катастроф:

• экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), приводящие к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы;

• производственная или транспортная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб;

• техногенная катастрофа — внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Стихийные бедствия — это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Стихийные бедствия, как правило, приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

Принципы и способы защиты населения и сотрудников в чрезвычайной ситуации

Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:

• на федеральном уровне — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;

• на региональном уровне — региональные центры ГО, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС);

• на территориальном и местном уровнях — органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

• на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Так, Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоит из территориальных и объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на четырех уровнях: городском, административном, районном и объектовом. МГСЧС решает задачи по защите населения и территориям не только в мирное время, но и в случае военных действий или вследствие военных действий. Эта функция возложена на гражданскую оборону Москвы, которая является составной частью гражданской обороны Российской Федерации.

Подготовка населенияв области защиты от чрезвычайных ситуаций. Для решения проблемы безопасности взрослых и детей в современных условиях необходимо обучать население основам безопасного поведения. Курс должен быть направлен на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознавать и оценивать факторы чрезвычайной ситуации, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия чрезвычайной ситуации.

Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547. В соответствии с этим постановлением подготовке в области защиты от чрезвычайной ситуации подлежат:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население);

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (обучающиеся);

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций (председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Основными задачамипри подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях и обеспечения его жизнедеятельности:

• заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий по всей территории РФ, что предполагает накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности;

• дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона;

• комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях, что обусловливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и т. д.

Для защиты жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях следует применять следующие основные мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:

— укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

— эвакуацию населения из чрезвычайно опасных зон;

— использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

— проведение мероприятий медицинской защиты;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

Укрытие населения в приспособленных помещениях и в специальных защитных сооружениях следует проводить по месту постоянного проживания или временного нахождения людей непосредственно во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения.

Эвакуация населения из зон чрезвычайной ситуации проводится в случае угрозы возникновения или появления реальной опасности формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.

Эвакуацию следует осуществлять путем организованного вывода и (или) вывоза населения в близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по планам экономического и социального развития соответствующих регионов, городов и населенных пунктов и оборудованные в соответствии с требованиями и нормативами временного размещения, обеспечения жизни и быта людей.

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов в системе защитных мероприятий в зонах чрезвычайной ситуации должно предотвращать сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, а также снижать нежелательные эффекты действия на человека светового, теплового и ионизирующего излучений.

Мероприятия медицинской защиты при чрезвычайной ситуации проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей под воздействием опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных. Эти цели должны достигаться применением профилактических медицинских препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности, своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи пораженным и их специализированным стационарным лечением до определившегося исхода, иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного риска инфицирования и проведением других противоэпидемических мероприятий.

Мероприятия медицинской защиты в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях следует планировать и осуществлять с использованием наличных сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации, экологической безопасности и других — с их наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества медицинских формирований и учреждений.

Первую медицинскую помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание этой помощи следует осуществлять с участием заранее формируемых для такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых надлежит включать лиц, специально обученных общим приемам оказания само — и взаимопомощи и способных организовать практическое выполнение населением этих приемов в экстремальных условиях.

В рамках подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты населения в чрезвычайной ситуации следует заблаговременно создавать также специальные медицинские формирования и учреждения; вести подготовку медицинского персонала; накапливать медицинские средства защиты, медицинское и специальное имущество и технику для оснащения медицинских формирований и учреждений; проводить профилактические мероприятия и прививки населению; подготавливать к развертыванию дополнительную коечную сеть; разрабатывать режимы поведения и действия населения в чрезвычайной ситуации.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации следует проводить с целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось непосредственному или косвенному воздействию разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом чрезвычайных ситуаций.

Комплексом аварийно-спасательных работ необходимо обеспечить поиск и удаление людей за пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и здоровья факторов, оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых условий физиологически нормального существования человеческого организма.

Неотложные работы должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распространения и устранение действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы следует планировать и осуществлять с использованием сил и средств министерств и ведомств, межотраслевых государственных консорциумов, корпораций, концернов и ассоциаций РФ, а также территориальных, функциональных и ведомственных подсистем РСЧС по принадлежности подконтрольных им территорий и объектов, располагающих необходимыми специалистами (здравоохранения, охраны правопорядка, материально-технического снабжения, социального обеспечения и др.) и техническими средствами, которые пригодны для использования в очагах поражения в целях перевозки людей, в том числе с травмами и повреждениями, производства демонтажных, монтажных, дорожных, погрузочно-разгрузочных и земляных работ, проведения дегазации, дезактивации, дезинфекции и прочих специальных работ.

В зонах поражения необходимо организовать жизнеобеспечение населения и личного состава формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных работах.

Заблаговременная подготовка и ввод в действие планов защиты населения в чрезвычайной ситуации, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями, катастрофами, а также применением современного оружия, должны предусматривать проведение согласованных по времени, целям и средствам работ по планированию и осуществлению комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий гражданской обороны, а также по формированию необходимых для этого сил и средств.

Планирование, организация исполнения и непосредственное руководство проведением мероприятий по защите населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных звеньев РСЧС, специализированных органов управления, сил и формирований ГО, диспетчерских (дежурных) служб предприятий и других объектов.

При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей и другие объединения. В исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью экстренного проведения спасательных и других неотложных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

1.3. Методология, теория и практика безопасности жизнедеятельности

Реформирование социальной сферы носит системный характер и представляет собой комплекс взаимосвязанных политических, организационных, научно-технических, социально-правовых и экономических мероприятий, направленных на качественное преобразование социальных институтов с учетом перспектив развития общества. В настоящее время в условиях коренных изменений, происходящих в сфере науки, техники и производства, российское общество идет по пути реформ, направленных на глубокие преобразования всех государственных структур.

Постоянное расширение сферы социальных услуг, все ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов социального опыта требуют от современного специалиста по социальной работе высокой мобильности в сфере познания, обучения, развития и воспитания, субъективной готовности к непрерывному самообразованию и возможности приобретения новых специальностей, способности адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, развития творческой активности. В связи с этим закономерным и своевременным является реализация задачи органичного включения системы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования в мировую систему образования, единства теоретической и практической, а также социальной и профессиональной подготовки специалиста.

Согласно стратегии национальной безопасности России в социальной сфере, науке и образовании и долгосрочной стратегии развития России — Плана Путина — формирование личности, способной дать адекватный ответ на вызовы XXI века и обеспечить устойчивое дальнейшее развитие России, возможно, если приоритет в содержании образования будет принадлежать фундаментальным мировоззренческим аспектам, раскрывающим ценностно-смысловые оценки действительности, целостное понимание явлений и процессов, происходящих в нашей стране и в мире, и направленным на повышение качества образования и патриотического воспитания молодого поколения. При этом ядром комплексной системы выполнения социального заказа на формирование культуры безопасности должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности[4].

На современном этапе развитие системы социального образования в области безопасности жизнедеятельности тесно взаимосвязано с определенными факторами, закономерностями и тенденциями развития общества и образования. В связи с этим методологическими основами (закономерностями) практики безопасности жизнедеятельности являются методы теоретического анализа и синтеза научного знания и научных представлений в области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из анализа опыта, накопленного высшей школой России, а также основываясь на результатах исследования работ целого ряда авторов: Ю. К. Бабанского, А. П. Беляевой, В. А. Бордовского, Г. А. Бордовского, В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, И. И. Соколовой, В. П. Соломина, Н. Л. Стефановой, А. П. Тряпицыной, Н. Л. Шубиной, важное методологическое значение в области безопасности жизнедеятельности имеют, помимо основных, следующие закономерности образования в области безопасности жизнедеятельности:

1. Объективная взаимообусловленность развития теории и практики в области безопасности жизнедеятельности и потребностей современного общества. Степень и качество удовлетворения человеческих потребностей зависят от состояния безопасности жизнедеятельности как особой научной области в целом.

2. Взаимосвязь психологической, социальной, культурологической и профессиональной сущности в личности и ее безопасной жизнедеятельности. Развитие личности совершается в определенных социальных условиях ее жизни, в деятельности, в общении с людьми. Человеческий организм развивается не только за счет энергетических ресурсов, которые поступают из внешней среды, но и вследствие взаимодействия в социальной среде. На основе отражательной способности нервной системы у личности развивается познавательное отношение к миру как отношение субъекта к объекту. Следствием указанных психофизиологических особенностей является взаимосвязь и взаимовлияние внешнего и внутреннего развития личности. Эта закономерность была впервые выявлена С. Л. Рубинштейном и получила свое дальнейшее развитие в трудах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович, Т. Е. Конниковой и др. Переход внешнего (во взаимосвязи с окружающей природно-техносоциальной средой) во внутреннее (деятельностные, или профессионально обусловленные, черты личности) касается не только процесса сознания, эта закономерность определяет и развитие отношений, которые представляют собой единство внешнего и внутреннего.

Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина связана с изучением закономерностей возникновения и развития угроз и опасностей и способов эффективной защиты от них социума (человека, его обществ, человечества) и окружающей его среды в любых условиях жизнедеятельности. В этом проявляется ее социальная направленность, поскольку объектом опасностей и угроз выступает социум, хотя субъектами могут быть и природная среда, и техногенная сфера, и информация.

В процессе подготовки специалистов по социальной работе в области безопасности жизнедеятельности происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие личности, ее социализация.

3. Единство интегративной целостности и комплексности высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Интеграция в процессе подготовки специалиста по социальной работе в области безопасности жизнедеятельности обусловлена интегративным характером самого предметного (ноксологического) знания и законами социально-экономического, социально-экологического и социально-педагогического развития.

Любая сфера знаний, претендующая на статус научной, должна позаботиться о своей методологии. При этом методологию безопасности жизнедеятельности следует понимать не в узкопрактическом плане — как методологию научного исследования, относящегося к учению о нормах и правилах, законах и инструментарии, а в широком смысле — как мировоззрение, научную идеологию, своеобразную философию, регулирующую интегральное научное познание, включающее: выбор методов исследований; объяснение, описание, истолкование фактов; разработку моделей на основе комплексного, системного подхода; построение теорий; разработку концепций безопасности.

Специфической особенностью безопасности жизнедеятельности является то, что ее феномен нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие области человеческого знания (экономику, социологию, философию, психологию, экологию и др.) и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления. Ясно, что здесь требуется принципиально новая методология исследований, своеобразный синтез методологий многих наук.

Безопасность как научная категория рассматривается в следующих ракурсах:

— безопасность как отсутствие опасности;

— безопасность как свойство социальной системы;

— безопасность как специфический вид деятельности;

— безопасность как состояние защищенности.

Предметом безопасности жизнедеятельности является безопасность человека, общества, государства, планеты, цивилизации во всем многообразии опасностей и угроз, в различных условиях, ситуациях, в развитии, в пространстве и времени.

Объектами безопасности жизнедеятельности являются человек, общество, цивилизация.

Основными направлениями исследований являются:

• опасности и угрозы человеку, обществу, государству, человечеству;

• объекты жизнеобеспечения человека и общества;

• объекты безопасности и защиты;

• субъекты опасностей и угроз;

• опасности и угрозы, их характеристики, особенности возникновения, наносимый ущерб и др.;

• источники опасностей и угроз, их особенности;

• системы обеспечения безопасности, силы и средства, состав и структура, цели и задачи, режимы функционирования.

В обобщенном виде направления исследований по иерархии и по сферам деятельности приведены в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1

Направления исследований на иерархических уровнях

Таблица 1.2 Направления исследований в сферах безопасности

Как и ряд других актуальных проблем, имеющих отношение непосредственно к выживанию человека (экология, здравоохранение, социальное обеспечение), проблема создания цивилизованных условий труда еще не осознается российским обществом в полной мере. Во многом этому способствует тот факт, что общество не имеет достаточно ясного представления о реальных масштабах крайне неблагоприятного положения дел с условиями труда и последствиях, которые из этого вытекают.

Становление и динамика безопасности жизнедеятельности содержательно раскрываются во взаимодействии феномена безопасности и среды безопасности через социальные механизмы адаптации к происходящим внутренним и внешним изменениям. Новая институционализация сложившейся системы принципов, функций и смыслов безопасности XX века выявила возможность и необходимость учета феномена Сети, сетевого подхода, сети в качестве внешней среды.

Способом, механизмом соединения процессов институционализации и сетиализации становится новый гуманитарный синтез. Катализатором такого синтеза выступает новый класс технологий: высокие гуманитарные технологии. Именно они помогают оформиться новому качеству методологии безопасности: институционально-сетевой методологии. Такое новое свойство и обеспечивает движение от безопасности ХХ века к безопасности XXI века — к культуре безопасности[5].

В качестве осмысления свойств социального пространства и свойств времени, которые являются сферой реализации культуры безопасности, выступает новое структурирование современного общества. Это позволяет более глубоко понять условия генерации угроз, вызовов, рисков и опасностей.

Главная цель безопасности жизнедеятельности — выявление закономерностей безопасного развития ноосферы, изучение, упорядочение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области безопасности жизнедеятельности человека и человечества и выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению. В современных научных знаниях по предметной области безопасности жизнедеятельности доминируют интеграционные тенденции и проявляется междисциплинарный характер знаний по предметной области безопасности жизнедеятельности, которые включают в себя элементы социологических, биологических, экологических, физических, химических, технических, географических, медицинских, психологических, математических, военных и других наук.

В настоящее время значение интегративной функции предметной области безопасности жизнедеятельности возрастает также в связи с тем, что усиливается внимание к новым комплексным проблемам (синергетические природные катастрофы, международный терроризм, ядерная безопасность и др.), выявляется их реальная значимость[6]. Интеграция в образовании в области безопасности жизнедеятельности проявляется:

— в системности содержания образовательного пространства безопасности жизнедеятельности;

— во взаимодействии предметной подготовки с психолого-педагогической и методической подготовкой;

— в интегрированности структурных компонентов методической системы подготовки специалистов по социальной работе в области безопасности жизнедеятельности;

— во взаимосвязи теоретической и практической предметной подготовки студентов, теории и практики методики обучения безопасности жизнедеятельности;

— во взаимосвязи лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, курсовых и дипломных работ и педагогических практик, студенческих научных конференций;

— в способности расширения профессиональной эрудиции специалиста по социальной работе в области безопасности жизнедеятельности и др.

4. Единство обучения, воспитания и развития личности в подготовке специалиста по социальной работе в области безопасности жизнедеятельности. Образование в области безопасности жизнедеятельности имеет специфические показатели:

— образование в области безопасности жизнедеятельности выступает главенствующим элементом защиты объектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторов окружающей его природной, техногенной и социальной среды;

— уникальность социального образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в том, что оно по-новому ставит свои цели, сущностью которых являются формирование культуры безопасности жизнедеятельности, качеств личности безопасного типа поведения;

— социальное образование в области безопасности жизнедеятельности по-новому подходит к содержанию образования, так как оно носит интегративных характер и требует овладения широким спектром комплексных межпредметных общенаучных и прикладных знаний;

— прогностическая направленность социальной работы в области безопасности жизнедеятельности, связанная с необходимостью распознавать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, действующие на человека, природу, социум в условиях их непрерывного взаимодействия с техносферой;

— практико-ориентированная направленность социального образования в области безопасности жизнедеятельности, характеризующаяся внедрением профессионально ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности безопасного типа поведения, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей в выбранной профессиональной области;

— компетентностно-деятельностная направленность социальной работы в области безопасности жизнедеятельности, способствующая подготовке специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма и компетентности, умеющего творчески находить, усваивать и пользоваться информацией при анализе различных проблемных ситуаций в системе “человек — природа — общество — техносфера”.

Представленные показатели демонстрируют высокую и многостороннюю значимость социального образования в области безопасности жизнедеятельности и позволяют обеспечить практическую реализацию основополагающих принципов социальной работы в данной научной области.

Во все времена, начиная с Аристотеля и Ньютона, наука стремилась представить мироздание как принципиально единое целое. Накопив за предыдущие века массу фактов по отдельным отраслям, сегодня наука пытается, и часто весьма успешно, свести их воедино, создав некую общность, где все вытекает одно из другого. Исследования в направлении интеграции научных знаний уже привели к формированию ряда интегрированных наук, таких, в частности, как:

• информациология — наука о едином информационном поле Вселенной;

• ноокосмология — наука о единстве Вселенной;

• акмеология — наука о закономерностях и механизмах развития человека на пути его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии;

• эпиология — наука об энергоинформационном обмене в живой и “неживой” природе;

• соционика — наука о едином информационно-энергетическом организме;

• секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности человечества и человека.

Список новых научных направлений можно продолжить и все они связаны с человеком, его деятельностью и его местом в мире. Настало время для создания науки и о безопасности человека как индивида и его безопасности в окружающем мире, включая и безопасность самой среды обитания человека. Новая наука должна возникнуть на стыке всех ранее появившихся естественных, общественных и технических наук.

Поскольку различные аспекты безопасности (экономический, политический, экологический, информационный, военный и др.) разрабатываются многими науками, то каждая из них сама по себе вносит вклад в формирование общей теории безопасности. Обеспечение безопасности базируется на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по изучению, выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб, закрыть пути для выживания и развития, решением проблем обеспечения безопасности должна заниматься какая-то новая интегрирующая наука, опирающаяся на опыт и результаты остальных наук, как бы научная надстройка над уже имеющимися науками.

Очевидно, в настоящее время делаются лишь первые шаги в этом направлении, но обострение проблемы выживания человечества на рубеже второго тысячелетия требует решительной активизации усилий. Основанием для разработки общей теории безопасности является комплекс объективных предпосылок:

• настоятельная потребность людей, социальных групп, обществ, государств, мирового сообщества в системе безопасности для сохранения и развития самих себя, а также соответствующих жизненно важных объектов и ценностей (природных и социальных);

• нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов без создания единой системы безопасности;

• глобальность различного рода угроз при массовости направлений негативного воздействия и др.

Одна из важнейших задач общей теории безопасности — разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия.

Таким образом, общая теория безопасности, объектом и предметом исследования которой выступает деятельность людей по обеспечению своей безопасности и безопасности природных условий жизни, создается усилиями многих естественных, общественных и технических наук, т. е. является продуктом междисциплинарных исследований.

Следовательно, необходимы создание новой междисциплинарной науки, ее обоснование, разработка и внедрение в практику обеспечения безопасности. Встает вопрос: “Какой должна быть новая наука и как ее именовать?”

Поскольку безопасность есть одна из всеобщих, коренных, первейших и ведущих потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества, главную роль в формировании ее теории должна играть социальная философия — наука, занимающаяся наиболее общими закономерностями развития человека, общества, общностей людей (населения), с учетом того, что человек в ней является и субъектом, и объектом.

1.4. Риски в условиях ситуаций социального характера

Социальный опыт свидетельствует, что опасности, как правило, не возникают неожиданно. В большинстве случаев им предшествуют некоторые явления, события, процессы, которые называют накоплениями факторов риска. Обнаружение таких предвестников, признаков опасности, их анализ и основанное на нем прогнозирование степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, направленности, возможного ущерба и т. п. — важнейшие задачи диагностики опасностей.

Риск как категория безопасности жизнедеятельности

Социальные опасности, как и любые другие, формируются в результате аккумуляции факторов риска. В конце 1980-х годов под эгидой Шведской академии наук стала издаваться серия монографий “Риск и общество”, где исследуется риск при принятии технологических, экономических и политических решений, а главное — взаимозависимости между ними. В современной научной литературе риск рассматривается как опасность того, что случайное событие может негативно повлиять на возможность достижения желаемой цели.

Общественная практика дает основание утверждать, что любая деятельность человека потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Это утверждение является аксиомой и имеет исключительно важное теоретическое и методологическое значение, так как из него можно сделать вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск[7].

В общественной практике существует индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного человека — индивидуума.

Социальный риск (риск для социальной группы) — это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Говоря о риске как явлении общественной жизни, нельзя обойти стороной такую разновидность риска, как политический риск, под которым понимается неустранимый элемент политического решения любого уровня, заключающийся в выборе определенной линии поведения или действия.

Социальная сфера и политика — это цепь взаимопересекающихся и конфликтующих решений, которая сопряжена с большей или меньшей степенью риска. Принятие решения (изменение позиции в оценке ситуации или в курсе намечаемых и осуществляемых действий, в смене приоритетов и т. п.) всегда осуществляется субъектом политики, чаще всего политическим лидером. А поскольку каждый субъект по-своему оценивает мир и свое место в нем, то в процессе принятия решения важную роль играют его нравственные ценности, мировоззренческие установки, видение социального идеала.

Политические решения осложняются социально-экономическими факторами. Так, например, чреватой неоправданным риском и поэтому неприемлемой следует считать политику сверхэксплуатации как одного социального слоя другим внутри отдельной страны, так и одного региона другим на международной арене. Содержат политическую угрозу экономические кризисы, кризисные социальные процессы, чрезмерные националистические, религиозные, сепаратистские и иные притязания. Риск при этом явно не просчитывается. Но даже в самых стабильных странах Запада одна из основных сложностей в принятии политических решений заключается в том, что они отдаются на откуп элите, издержки же риска падают на широкие массы и даже выходят за рамки страны или региона. Чтобы избежать этого, необходимо усилить демократический контроль и рассредоточить ответственность при принятии решений. Лица, принимающие и осуществляющие решения, должны обладать высоким уровнем образованности, компетентности, социальной вовлеченности, цивилизованности, стремиться избегать эйфории и различных фобий, авантюризма и неоправданной осторожности.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуются совокупностью обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия и ущерб. Причины и следствия опасности являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, пожар, а также ЧС социального характера — массовых беспорядков, социально-политических конфликтов, военных конфликтов, войн и т. д.

Триада “причины — опасность — нежелательные следствия” — это логический процесс развития, превращающий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствия). Как правило, этот процесс включает несколько причин, поскольку одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие по различным причинам. В основе прогнозирования локализации нежелательных социальных событий лежит также поиск причин.

Традиционные подходы к безопасности, особенно на бытовом уровне, базируются на абсолютном недопущении какой-либо опасности. Именно этим объясняется категоричность требований к технике безопасности, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности и призывов, содержащихся в рекламе и буклетах о безопасности в той или иной сфере деятельности. Однако, как показывает общественная практика, подобная концепция неадекватна законам жизнедеятельности. Требование абсолютной безопасности, во-первых, весьма туманно, а во-вторых, может обернуться трагедией для людей, так как обеспечить нулевой риск в действующих социальных системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого риска, т. е. стремлению к такой безопасности, которую в данной социально-экономической и научно-технической ситуации приемлет общество.

Процедура определения риска весьма приблизительна. В настоящее время выделяются четыре методологических подхода к определению риска:

инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение “деревьев опасности”;

модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.;

экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов;

социологический, основанный на опросе населения.

Для сравнения риска и выгод некоторые специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Однако такой подход нередко вызывает возражения как неэтичный, поскольку, по мнению его противников, финансовые сделки вокруг жизни человека недопустимы. Но на практике (в медицине, при спасательных работах, оценке жилища с точки зрения его пригодности для проживания и проч.) неизбежно возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, выяснения того, сколько же надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь.

Для измерения рисков в социальной сфере применяется и система показателей (индикаторов), с помощью которых можно определить не только количественные, но и качественные пороговые значения риска. Показателями обычно называют события, процессы, проявления, сведения, эффекты, позволяющие заблаговременно обнаружить опасности, их характер, источники, направленность, масштабы и возможные сроки наступления. Они, по существу, являются признаками, симптомами, сигналами опасности, их качественными характеристиками.

К числу объективных показателей можно отнести результаты измерения степени загрязнения окружающей среды, статистическую оценку состояния и тенденций количественных и качественных изменений параметров преступности, девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, суицид и т. п.), которые собираются научно-исследовательскими центрами и иными государственными и общественными учреждениями и организациями.

К субъективным показателям относятся обобщенные сведения о выступлениях и представлениях индивидов, социальных групп и общества в целом по поводу какой-либо деятельности и ее результатов. Субъективные показатели — это отражение реальных опасностей и угроз в сознании людей и различных общностей. Особое место среди них занимают социологические показатели.

Следует отметить, что объективные и субъективные показатели могут противоречить друг другу из-за ошибок в оценке процессов, дезинформации, дезориентации со стороны соперничающих группировок или государств.

Диагностика опасностей и угроз имеет ряд особенностей:

•наблюдаемые их предвестники часто не вызывают тревоги;

• люди по-разному воспринимают опасности и угрозы;

• каждый вид или тип опасностей имеет свои специфические, зачастую индивидуальные признаки;

• совокупность признаков той или иной опасности проявляется по мере развития ее от одной стадии к другой — от зарождения до перерастания в непосредственную угрозу.

Отслеживание, анализ и сравнение опасностей и угроз позволяют наблюдать динамику их развития, представить их в виде графиков, таблиц, схем и т. д. Такое наглядное отображение называют индикатором. Индикаторами также могут быть приборы, наглядно и звуками фиксирующие появление признаков надвигающейся опасности.

Технические индикаторы опасности получили наибольшее применение в области военного дела, в поддержании правопорядка и борьбе с преступностью, медицине и других областях обеспечения безопасности. Это связано не только с тем, что в этих областях опасности поддаются более легкому техническому выявлению, но и с тем, что здесь ставится под угрозу существование огромных масс людей. Поэтому технические индикаторы тщательнее изучаются и диагностируются.

Специальные таблицы и графики, отражающие уровень доходов и жизни различных слоев населения, могут быть индикаторами опасного обострения социально-экономических и политических отношений, напряженности по поводу несправедливого распределения общественного богатства, что является мощнейшим импульсом к внутреннему противостоянию, опасным для общества формам борьбы. В качестве примера можно привести обобщенные данные предельно критических значений показателей безопасности государства (табл. 1.3).

Использование приведенных показателей имеет исключительное значение для оценки состояния основных видов безопасности в различных сферах общественной жизни и особенно для оценки защищенности жизни, благополучия и прав человека. Эти показатели позволяют установить пороговые значения уровней безопасности, а значит и степень риска при решении той или иной социальной задачи.

Несовершенство теории и методики анализа динамичных процессов развития общества обязывает исследователей принимать во внимание всю совокупность фактов и явлений, охватывать максимально возможное число переменных. Для оценки состояния и регулирования проблем безопасности необходимо обеспечить возможность наблюдения, анализа причинно-следственных связей. Для этого требуется определить исходное положение (уровень количества или уровень качества), которое призвано обеспечить адекватность отражения показателей объективной реальности, состояние и тенденции развития сферы безопасности. Иначе говоря, выделить критерии,

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для бакалавров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность жизнедеятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Статистика по пожарам за 201 1 год / МЧС России. URL: http:// www.mchs.gov.ru

2

Словарь современного русского литературного языка/ АН СССР. М., 1959. Т. 8. С. 882.

3

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4

Абрамова С. В., Бояров Е. Н. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6.

5

См.: Кузнецов В. Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века / Ин-т соц. — полит. исследований РАН. — М.: Книга и бизнес, 2004. — С. 14.

6

См.: Абрамова С. В., Бояров Е. Н. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. — 201 1. — № 6.

7

Губанов В. М., Михайлов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2007.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я