Эти факторы способствовали становлению, начиная с 20-х годов прошлого века,
философии спорта, социологии спорта и других социально-гуманитарных дисциплин, делающих предметом своего анализа социальные проблемы спорта.
Совершенно очевидно, что при таком подходе предметообразующим проблемным полем социальной
философии спорта выступает сущность и существование данной сферы социальной реальности.
Отчасти это происходит потому, что за сто лет своего существования
философия спорта в общем и целом так и не сумела выработать имманентный самому спорту и спортивной науке подход, проясняющий действительное происхождение, социокультурную сущность и роль спорта.
Общество издаёт международный журнал по
философии спорта (Journal of the Philosophy of Sport), проводит иную регулярную работу.
На факультете защищались работы по таким областям, как философия образования и даже
философия спорта.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: счалиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако в этой систематизации философских дисциплин отсутствует чёткий критерий их типологи-зации, фундаментальные дисциплины указаны наряду с более «частными», из числа последних почему-то исключена, например, не только
философия спорта, но и философия науки, а вместе с тем в структуру философии включена психология.
Вопрос о том, какой должна быть эта парадигма, общеметодологические основания
философии спорта и телесности человека, является дискуссионным.
Основной акцент в данной книге делается на анализ проблем
философии спорта и телесности человека.
Ниже будут рассмотрены и другие подходы к пониманию предмета
философии спорта и телесности человека.
Липьец полагает, что социальная
философия спорта призвана не только описывать, но также «делать диагнозы, прогнозы, предостережения или программы развития».
Особенно важную задачу
философии спорта и олимпийского движения он усматривает в том, чтобы содействовать разработке указанной философской концепции.
Подробная характеристика всех этих аспектов
философии спорта и телесности человека содержится в разделах данной работы, посвящённых отдельным проблемам этой философской дисциплины.
При её решении применительно к
философии спорта и телесности человека возникают и дополнительные трудности.
Но именно с такими объектами имеет дело
философия спорта и телесности человека (равно как и другие науки, изучающие эти социокультурные феномены).
Например, С. Кретчмар в книге «Практическая
философия спорта» пишет: «Под спортом будут пониматься и соревнования по отдельным видам спорта наподобие баскетбола или волейбола, однако понятие „спорт“ чаще будет использоваться в широком смысле, включая многие виды двигательных действий» [773, p. XVIII].
Философия спорта показывает, что есть и должно больше всего быть в спорте; она показывает фундаментальные основы наших самых высоких и самых глубоких мыслей, наших наиболее желанных значений и наших наиболее лелеемых обязательств в спорте; она вдохновляет, лелеет, поучает, и регенерирует наше непосредственное самоощущение как людей, принадлежащих спорту.
Вторая книга будет посвящена прикладным аспектам
философии спорта и телесности человека.
Итак, как показано выше, проблематика
философии спорта и телесности человека охватывает комплекс относящихся к ним взаимосвязанных проблем: философско-мировоззренческих, социально-философских, аксиологических (культурологических, семиотических, эстетических, этических, экологических), гносеологических, онтологических и логико-методологических.
По их мнению, концепция олимпийского движения в его традиционной и современной формах – один из наиболее существенных элементов
философии спорта.
Кроме того,
философия спорта знакомит нас с пределами человеческих возможностей в спорте, со всеми ступенями в развитии этих возможностей.
Несмотря на отсутствие в данном разделе какого-то прямого ответа на вопрос «Что есть спорт?», читатель имеет возможность ознакомиться со сложностями проблем и понятийного анализа
философии спорта.
Выбор той или иной позиции задаёт определённую парадигму, постановки и решения проблем
философии спорта и телесности человека.
Международное философское общество по исследованию спорта (Philosophic Society for the Study of Sport), которое в настоящее время носит название «Международная ассоциация
философии спорта» (The International Association for the Philosophy of Sport).
Основная цель обзора, как было отмечено выше, – дать возможность читателям сравнить авторскую концепцию проблематики
философии спорта и телесности человека с позицией других авторов по этому вопросу.
Философия спорта интегрирует эти взгляды во всестороннее и интегративное представление о спорте, и тем самым раскрывает нам его подлинный смысл, уникально гуманистический характер спорта.
Как отмечено выше, обсуждаемую в данной книге философскую дисциплину автор называет «
философией спорта и телесности человека».
Такого же рода разногласия имеют место в отношении
философии спорта и телесности человека.
Анализ работ, представленных в антологии, показывает, что своё обещание дать широкий обзор исследований в области
философии спорта составителям удалось выполнить не в полной мере – например, с точки зрения объектной области и проблематики этой философской дисциплины.
Третья задача, которую ставит перед собой автор книги, – представить на суд читателей своё собственное представление о
философии спорта и телесности человека, о тех проблемах, которые она ставит и пытается решить.
Понимаемые таким образом диалектика и диалектический метод имеют важное значение для правильной постановки и решения проблем
философии спорта.
Гносеологические проблемы занимают важное место в проблематике
философии спорта и телесности человека.
Повышение значимости
философии спорта и телесности человека определяется прежде всего сложным и противоречивым характером развития спорта, его неразрывной связью со всеми сторонами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой и др.), интенсивным развитием научных исследований в области спорта и необходимостью существенного повышения их эффективности.
Но, естественно, во всех указанных случаях речь не идёт о возникновении развитой теории, имеющей статус
философии спорта или философии физической (телесной) культуры.
Отмеченные выше факторы содействовали становлению, начиная с 20-х годов прошлого века,
философии спорта и других аналогичных относительно самостоятельных философских дисциплин.
Эту отрасль
философии спорта он считает наименее разработанной, упоминая лишь две работы [Kretchmar, 1982; Steel, 1977], в которых анализируются две разновидности знаний о спорте – «молчаливого» знания и абстрактной мысли.
Специфика предмета (проблематики, исследовательских проблем и задач)
философии спорта и телесности человека, как видно из самого её названия, связана с тем, что она при анализе спорта и телесности человека ориентируется на цели и задачи философского исследования, использует соответствующий понятийный аппарат и методы.
Философия спорта направляет свои усилия на самодетерминацию, определение собственных методов и форм исследования.
Выше был дан обзор проблематики, обсуждаемой в публикациях по
философии спорта, физического воспитания и телесной (физической) культуры исследователей различных стран.
Философия спорта изменилась в сторону денег.
Он считал бы свою задачу выполненной, если бы после знакомства с данной книгой её читатели стали лучше представлять, что такое философия, в том числе
философия спорта и телесной культуры.
Несмотря на отсутствие в данном разделе какого-то прямого ответа на вопрос «Что есть спорт?», читатель имеет возможность ознакомиться со сложностями решения проблем и понятийного анализа
философии спорта.
Однако среди философов существует различное понимание не только того, что такое
философия спорта и телесности человека, но и тех проблем, которыми она должна заниматься.
Не упоминаются (или упоминаются недостаточно) работы многих философов, внёсших значительный вклад в формирование и развитие
философии спорта.
Так как
философия спорта открывает нам "все" главные альтернативы, связанные с фундаментальными основами спорта, она сообщает нам всю внутреннюю силу и слабость этих альтернатив…
Общество издаёт международный журнал по
философии спорта (Journal of the Philosophy of Sport), регулярно проводит международные семинары, конференции по социологии спорта.
Значит, речь идёт о выборе общей установки, исходной концептуальной схеме, модели постановки и решения проблем
философии спорта и телесности человека, общеметодологических основ этой философской дисциплины.
Задачи
философии спорта: между гласностью и антропологией // Гуманистическая теория и практика спорта.
Итак, выше изложена авторская концепция «природы» и предмета
философии спорта и телесности человека.
Предметом изучения метафилософии спорта и телесности человека является
философия спорта и телесности человека.
Как пишут составители, в антологии представлен «баланс аналитических, экзистенциалистско-феноменологических и критических научных очерков, отражающих
философию спорта во всём её разнообразии, англо-американских и европейских научных школ», и она «является соединением работ, выполненных научными авторитетами в данной области философии, а также современных исследований молодых учёных, проникнутых категоричностью и остротой суждений» [Philosophic… 1988, р. IX].