Эти факторы способствовали становлению, начиная с 20-х годов прошлого века,
философии спорта, социологии спорта и других социально-гуманитарных дисциплин, делающих предметом своего анализа социальные проблемы спорта.
Совершенно очевидно, что при таком подходе предметообразующим проблемным полем социальной
философии спорта выступает сущность и существование данной сферы социальной реальности.
Однако в этой систематизации философских дисциплин отсутствует чёткий критерий их типологи-зации, фундаментальные дисциплины указаны наряду с более «частными», из числа последних почему-то исключена, например, не только
философия спорта, но и философия науки, а вместе с тем в структуру философии включена психология.
Значит, речь идёт о выборе общей установки, исходной концептуальной схеме, модели постановки и решения проблем
философии спорта и телесности человека, общеметодологических основ этой философской дисциплины.
Итак,
философия спорта и телесности человека – это научно обоснованная рефлексия (осознание и осмысление) предельных оснований, фундаментальных предпосылок тех форм социального бытия и жизнедеятельности людей, их сознания, культуры, поведения и т. д., которые связаны со спортом и телесностью человека.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обезводиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как пишут составители, в антологии представлен «баланс аналитических, экзистенциалистско-феноменологических и критических научных очерков, отражающих
философию спорта во всём её разнообразии, англо-американских и европейских научных школ», и она «является соединением работ, выполненных научными авторитетами в данной области философии, а также современных исследований молодых учёных, проникнутых категоричностью и остротой суждений» [Philosophic… 1988, р. IX].
Итак, как показано выше, проблематика
философии спорта и телесности человека охватывает комплекс относящихся к ним взаимосвязанных проблем: философско-мировоззренческих, социально-философских, аксиологических (культурологических, семиотических, эстетических, этических, экологических), гносеологических, онтологических и логико-методологических.
Общество издаёт международный журнал по
философии спорта (Journal of the Philosophy of Sport), проводит иную регулярную работу.
Он считал бы свою задачу выполненной, если бы после знакомства с данной книгой её читатели стали лучше представлять, что такое философия, в том числе
философия спорта и телесной культуры.
Повышение значимости
философии спорта и телесности человека определяется прежде всего сложным и противоречивым характером развития спорта, его неразрывной связью со всеми сторонами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой и др.), интенсивным развитием научных исследований в области спорта и необходимостью существенного повышения их эффективности.
Такого же рода разногласия имеют место в отношении
философии спорта и телесности человека.
Подробная характеристика всех этих аспектов
философии спорта и телесности человека содержится в разделах данной работы, посвящённых отдельным проблемам этой философской дисциплины.
Отчасти это происходит потому, что за сто лет своего существования
философия спорта в общем и целом так и не сумела выработать имманентный самому спорту и спортивной науке подход, проясняющий действительное происхождение, социокультурную сущность и роль спорта.
Философия спорта интегрирует эти взгляды во всестороннее и интегративное представление о спорте, и тем самым раскрывает нам его подлинный смысл, уникально гуманистический характер спорта.
Особенно важную задачу
философии спорта и олимпийского движения он усматривает в том, чтобы содействовать разработке указанной философской концепции.
Тот факт, что в центре внимания
философии спорта и телесности человека находятся именно эти проблемы, вовсе не означает, что они совсем не затрагиваются в других науках, которые изучают те же самые социальные явления.
По мнению авторов обсуждаемой статьи,
философия спорта синтезирует исследования комплекса фундаментальных дисциплин, таких, как биология, физиология, антропология, теория культуры, социология, различных отраслей философии, истории и т. д., а также прикладных наук (например, спортивной медицины, педагогики, теории тренировки и спортивного соревнования) и специальных наук (например, теории спорта, теории двигательной активности).
Поэтому для обсуждаемой философской дисциплины вместо длинного названия «философия физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека» используется более короткое название «
философия спорта и телесности человека».
Эту отрасль
философии спорта он считает наименее разработанной, упоминая лишь две работы [Kretchmar, 1982; Steel, 1977], в которых анализируются две разновидности знаний о спорте – «молчаливого» знания и абстрактной мысли.
Третья задача, которую ставит перед собой автор книги, – представить на суд читателей своё собственное представление о
философии спорта и телесности человека, о тех проблемах, которые она ставит и пытается решить.
Специфика предмета (проблематики, исследовательских проблем и задач)
философии спорта и телесности человека, как видно из самого её названия, связана с тем, что она при анализе спорта и телесности человека ориентируется на цели и задачи философского исследования, использует соответствующий понятийный аппарат и методы.
Но в основе своей это «метафилософские» проблемы, так как они относятся к
философии спорта, а не к спорту.
Выбор той или иной позиции задаёт определённую парадигму, постановки и решения проблем
философии спорта и телесности человека.
Вопрос о том, какой должна быть эта парадигма, общеметодологические основания
философии спорта и телесности человека, является дискуссионным.
Анализ работ, представленных в антологии, показывает, что своё обещание дать широкий обзор исследований в области
философии спорта составителям удалось выполнить не в полной мере – например, с точки зрения объектной области и проблематики этой философской дисциплины.
Вторая книга будет посвящена прикладным аспектам
философии спорта и телесности человека.
Предметом изучения метафилософии спорта и телесности человека является
философия спорта и телесности человека.
Итак, выше изложена авторская концепция «природы» и предмета
философии спорта и телесности человека.
Кроме того,
философия спорта знакомит нас с пределами человеческих возможностей в спорте, со всеми ступенями в развитии этих возможностей.
Основной акцент в данной книге делается на анализ проблем
философии спорта и телесности человека.
Библиография, представленная в данной книге, поможет читателям войти в мир
философии спорта и телесности человека, познакомиться с проблемами этой философской дисциплины и решениями данных проблем.
Несмотря на отсутствие в данном разделе какого-то прямого ответа на вопрос «Что есть спорт?», читатель имеет возможность ознакомиться со сложностями решения проблем и понятийного анализа
философии спорта.
Но именно с такими объектами имеет дело
философия спорта и телесности человека (равно как и другие науки, изучающие эти социокультурные феномены).
Липьец полагает, что социальная
философия спорта призвана не только описывать, но также «делать диагнозы, прогнозы, предостережения или программы развития».
Основная цель обзора, как было отмечено выше, – дать возможность читателям сравнить авторскую концепцию проблематики
философии спорта и телесности человека с позицией других авторов по этому вопросу.
При её решении применительно к
философии спорта и телесности человека возникают и дополнительные трудности.
Философия спорта показывает, что есть и должно больше всего быть в спорте; она показывает фундаментальные основы наших самых высоких и самых глубоких мыслей, наших наиболее желанных значений и наших наиболее лелеемых обязательств в спорте; она вдохновляет, лелеет, поучает, и регенерирует наше непосредственное самоощущение как людей, принадлежащих спорту.
Гносеологические проблемы занимают важное место в проблематике
философии спорта и телесности человека.
Выше был дан обзор проблематики, обсуждаемой в публикациях по
философии спорта, физического воспитания и телесной (физической) культуры исследователей различных стран.
Ниже будут рассмотрены и другие подходы к пониманию предмета
философии спорта и телесности человека.
Философия спорта направляет свои усилия на самодетерминацию, определение собственных методов и форм исследования.
Однако среди философов существует различное понимание не только того, что такое
философия спорта и телесности человека, но и тех проблем, которыми она должна заниматься.
Поэтому для конкретизации представления о
философии спорта и телесности человека в первую очередь важно уточнить, что такое философия и философские проблемы вообще.
По их мнению, концепция олимпийского движения в его традиционной и современной формах – один из наиболее существенных элементов
философии спорта.
Понимаемые таким образом диалектика и диалектический метод имеют важное значение для правильной постановки и решения проблем
философии спорта.
Как отмечено выше, обсуждаемую в данной книге философскую дисциплину автор называет «
философией спорта и телесности человека».
На факультете защищались работы по таким областям, как философия образования и даже
философия спорта.
Например, С. Кретчмар в книге «Практическая
философия спорта» пишет: «Под спортом будут пониматься и соревнования по отдельным видам спорта наподобие баскетбола или волейбола, однако понятие „спорт“ чаще будет использоваться в широком смысле, включая многие виды двигательных действий» [773, p. XVIII].
Несмотря на отсутствие в данном разделе какого-то прямого ответа на вопрос «Что есть спорт?», читатель имеет возможность ознакомиться со сложностями проблем и понятийного анализа
философии спорта.
Но, естественно, во всех указанных случаях речь не идёт о возникновении развитой теории, имеющей статус
философии спорта или философии физической (телесной) культуры.