Философия физической культуры и спорта. Книга I. Метафилософский анализ: философия физической культуры и спорта как особая философская дисциплина

Владислав Иванович Столяров, 2015

Данная монография – переработанная и дополненная книга автора «Введение в философию спорта и телесности человека» (М., 2011). Для удобства читателей новая монография разделена на 5 книг. В первой проводится метафилософский анализ: обсуждается комплекс проблем, касающихся философии физической культуры и спорта как особой философской дисциплины (ее история, объектная область, проблематика, парадигмальные основания). Во второй книге анализируются социально-философские проблемы физической культуры, в третьей – социально-философские проблемы спорта, в четвертой – социально-философские проблемы олимпийского движения, в пятой – социально-философские проблемы спартианства как социокультурной альтернативы современному спорту. Автор монографии ставит задачу подвести итоги многолетней (с 1972 г.) разработки философских проблем физической культуры и спорта, на основе обобщения и систематизации полученных результатов изложить и обосновать свое решение этих проблем и концепцию соответствующей философской дисциплины. Вместе с тем сделана попытка дать достаточно полное представление о подходах к разработке философских проблем физической культуры и спорта, а также соответствующей философской дисциплины, исследователей стран Западной и Восточной Европы, Канады и Америки. Впервые представлена и соответствующая библиография публикаций. Поэтому книга может служить своеобразным путеводителем для читателей по философии физической культуры и спорта, соответствующим проблемам, концепциям и публикациям. Признавая возможность различных подходов к разработке проблем этой философской дисциплины, автор обосновывает возможность и целесообразность ориентации при этом в первую очередь на принципы научной диалектической методологии, а также на идеи и ценности гуманизма. Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам, так и широкому кругу читателей – всем, кто пытается понять смысл и значение философских проблем физической культуры и спорта. Она может быть использована как учебник или учебное пособие для тех, кто изучает или преподает философию физической культуры и спорта. Содержащаяся в книге обширная информация, а также библиография по различным проблемам этой философской дисциплины будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия физической культуры и спорта. Книга I. Метафилософский анализ: философия физической культуры и спорта как особая философская дисциплина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Исторический очерк

/11/ В данном разделе книги ставится несколько задач, касающихся формирования и развития философии физической культуры и спорта:

♦ определить основные этапы становления и развития этой философской дисциплины;

♦ определить вклад исследователей разных стран в формирование и развитие философии физической культуры и спорта;

♦ дать обзор основных публикаций по философским проблемам физической культуры и спорта.

1. Эволюция философской рефлексии физической культуры и спорта

Для философского исследования проблем физической культуры и спорта характерен длительный путь эволюции.

Генетические корни этого процесса уходят в глубокую древность. Имеется в виду не использование термина «философские исследования физической культуры и спорта» и не какие-то специальные философские дисциплины, анализирующие данные явления, а характер исследовательской проблематики.

Общеизвестно, что уже Платон обращался к теме смысла гимнастического воспитания, спортивного зрелища и ценностей телесности человека. /12/ Некоторые проблемы спортивного соперничества и физических упражнений затрагивали в своих работах такие известные философы, как Рене Декарт, Фридрих Шиллер, Хозе Ортега-и-Гассет, Йохан Хёйзинга, Жан Поль Сартр, Карл Ясперс, Габриель Оноре Марсель, Джордж Сантаяна, и такие классики социологии, как Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Макс Вебер, Макс Шелер, Флориан Знанецкий и др.

Вопросы о социальной природе и социальном значении физических упражнений и спорта обсуждались также в трудах социалистов-утопистов и философов эпохи Возрождения.

Предметом философской рефлексии становились и определенные виды спорта. Так, в Новое время в Западной Европе, а также в Японии множество трактатов было посвящено «философии фехтования» [Круглов, 2000]. Живой интерес у философов вызывал теннис. В европейской поэзии XVII в. он был постоянным предметом философских аллегорий [Шестаков В. П., 2002].

Но, естественно, во всех указанных случаях речь не идет о возникновении развитой теории, имеющей статус философии спорта или философии физической (телесной) культуры. Это были некоторые философские идеи, вплетенные в общую концепцию мира и человека, рефлексии, далекие от основного предмета интереса данных философов. Философское осмысление спорта и телесности человека находилось на низком уровне, поскольку эти явления рассматривались в философии как поверхностные, тривиальные и несерьезные аспекты социальной жизни в отличие от экономики, политики, профессиональных занятий, которые считались важными, серьезными и существенными. Поэтому они не составляли предмет самостоятельной философской науки, а изучались в рамках других дисциплин — таких, например, как социология культуры, социология свободного времени, социология юношества, теория социального конфликта и др.

Отдельные социально-философские проблемы игры и спорта затрагивали в своих работах и представители других общественных наук, например, культурной и социальной антропологии [Blanchard, 1985]. /13/ В первую очередь речь шла об изучении игры и так называемого примитивного спорта, их религиозных функций в примитивных культурах и обществах, о вкладе игры в культуру и т. п. [Хёйзинга, 1992; Bowen, Mitchell, 1927; Culin, 1907; Damm, 1922; Firth, 1930; Hye-Kerkdal, 1956; Krickeberg, 1948; Mendner, 1956; Sutton-Smith, 1970, 1978, 1981].

У. Морган пишет по этому поводу: «Философия слишком долго пренебрегала спортом. Хотя в философии существовала сложившаяся традиция рассмотрения форм жизни, имеющих большое значение для общества и людей (философия религии, искусства, науки и образования), спорт, несмотря на свое влияние на такие разные культуры, как культура Древней Греции и современной Америки, так и не удостоился сколько-нибудь серьезного философского внимания. Конечно, были и исключения. Например, Платон и Аристотель одобрительно и иногда даже восторженно писали об игре и спорте, а современные философы — такие, как Ницше и Хайдеггер, — использовали игру как метафору для определения своих особых мировоззрений. Сартр и Витгенштейн обращались к понятиям спорта и игры при разработке своих влиятельных концепций человеческого существования и языка. Но в целом большинство философов просто игнорировали спорт, считая его слишком несущественным для того, чтобы тратить на него свое время» [Морган, 2006: 147].

Философские дисциплины, изучающие спорт, физические упражнения, физическое воспитание, физическую (телесную) культуру и т. д., не сразу сформировались и в рамках «спортивной науки».

В течение длительного времени в этой сфере научного познания на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы данных социальных явлений. /14/ В некоторой степени это было оправданно логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним философских проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями по поводу этих проблем.

Ситуация стала меняться по мере все более широкого развития физкультурно-спортивной деятельности и научных исследований этой деятельности.

Превращение спорта в конце XIX — начале XX в. в социальное явление мирового масштаба, рост его авторитета и влияния в мире, различные связанные с ним кризисные ситуации все более настоятельно требовали теоретического самосознания этого сложного социального феномена, его глубокого социально-философского анализа.

Развитие физкультурно-спортивного и олимпийского движений, их универсальность, возрастающая роль в современном мире, тесная связь с многочисленными проблемами нашей эпохи создавали потребность перехода в области социально-философской проблематики спорта от чисто практических знаний и разрозненных иллюстраций к систематическому анализу, основанному на проверенных исследовательских методах и признанных научных теориях. Новые образцы поведения и градации ценностей, возникшие под влиянием спорта высших достижений и олимпийского спорта, стали требовать все более широкой, полной, точной и дифференцированной информации. Возникла также потребность в изучении влияния экономики, политики, культуры, средств массовой информации на спорт, с одной стороны, а с другой — обратного воздействия спортивного и олимпийского движения на различные сферы социальной жизни, на образ жизни людей. Все более важное значение приобретали культурологические и логико-методологические проблемы «спортивной науки».

/15/ Отсутствие научно-обоснованной информации по всем этим вопросам, на которую могла бы опереться деятельность в сфере спорта и физической (телесной) культуры, снижало эффективность этой деятельности, тормозило развитие физкультурно-спортивного движения, телесных практик, не позволяло увидеть их перспективы, снижало их престиж в системе ценностей современной культуры, а также препятствовало более эффективной организации научных исследований в этой области.

Как отмечает Е. Липьец, философия спорта «возникла как относительно независимая и самостоятельная область исследования под напором фактов. Спорт обнаружил себя не только в качестве постоянного и важного культурного фактора, но и носителем новых, не проявляемых вне его особенностей (человека и бытия), показывающего специфические, собственные иерархии ценностей в сфере человеческого мира» [Lipiec, 1999а: 13].

К философским проблемам спорта и физической культуры стали обращаться и представители «спортивной науки» — прежде всего таких дисциплин, как теория спорта и физического воспитания, социология физической культуры и спорта и др. Поэтому выделение философии физической культуры и спорта в самостоятельную теоретическую дисциплину шло по линии ее обособления, с одной стороны, от других философских дисциплин, а с другой стороны — от других наук в структуре «спортивной науки».

По мнению американского ученого Б. Д. Сэкмэри, для признания области научной специализации в качестве самостоятельной научной дисциплины она должна удовлетворять двум условиям: «Во-первых, она должна добиться индивидуальности. То есть должна существовать область исследований со своим особым предметом рассмотрения; должна также существовать группа специалистов, которые поддерживают социальные связи и считают себя членами одного „социального круга“. Во-вторых, она должна быть определена в рамках более широкой области как узаконенная область исследования и должна войти в структуру дисциплины» [см. Loy, Kenyon, McPherson, 1980: 92].

/16/ Поводом для постановки вопроса о формировании философии физической культуры и спорта как самостоятельной теоретической дисциплины в структуре «спортивной науки» прежде всего стал тот факт, что объектом философской рефлексии стало такое важное и относительно самостоятельное социальное явление, как спорт, а также некоторые другие связанные с ним явления, — занятия физическими упражнениями, физическое воспитание и т. д. Причем круг этих тесно связанных между собой явлений, подвергаемых философскому анализу, постоянно расширялся. В частности, в него стали включаться такие явления, как физическая рекреация, телесность человека, физическая культура и т. д.

Наряду с этим все более осознавалось, что анализ философских проблем, касающихся этих социокультурных явлений, научными дисциплинами, имеющими другой предмет исследования, — малоэффективный путь. Формировалось и крепло убеждение в необходимости их специального философского анализа, так как только такой анализ дает возможность при решении философских проблем «спортивной науки» использовать опыт решения аналогичных проблем, накопленный за всю историю человеческого познания в других науках.

Отмеченные выше факторы содействовали становлению, начиная с 20-х годов прошлого века, философии спорта и других аналогичных относительно самостоятельных философских дисциплин. Появляются научные публикации, в которых предпринимаются попытки специального философского анализа спорта, физического воспитания, телесности человека и т. д. И таких работ становится все больше. Об этом свидетельствует хотя бы библиография зарубежных работ по этой проблематике [DeSensi, 1985, 1986, 1987; Osterhoudt, 1998; Osterhoudt, Simon В., Volkwein, 2000; Philosophic inquiry… 1995].

/17/ У. Морган, характеризуя период становления философии спорта в Северной Америке в середине — конце 1960-х гг., отмечает два события, сыгравших решающую роль в «академическом дебюте» этой философской дисциплины.

Первое — стремление дополнить новыми подходами традиционный анализ физического воспитания: «Если традиционное физическое воспитание основывалось исключительно на медицинских и педагогических исследованиях физической активности и спорта, то новая, зарождавшаяся область спортивных исследований преследовала более амбициозные интеллектуальные цели, дополняя традиционные медицинские и педагогические исследования философскими, историческими и социологическими» [Морган, 2006: 147]. Место философии спорта в этой новой области исследований, отмечает он, «застолбили» две публикации: Э. Метени «Движение и значение» [Metheny, 1968] и Г. Слашер «Человек, спорт и существование» [Slusher, 1967].

В качестве второго события У. Морган указывает «запоздалое рассмотрение спорта собственно философией» В связи с этим он особо выделяет книгу «Спорт: философское исследование», которую написал связанный с прагматистским движением известный философ Пол Вайс [Weiss Р., 1969]. Как отмечает У. Морган, эта книга «встретила шумный отклик в философском сообществе» [Морган, 2006: 148].

Завершая характеристику публикаций философов, упомянутых в работе У. Моргана «Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего», следует отметить и его собственные работы [Morgan, 1973, 1976a, b, 1977, 1978, 1980, 1982, 1983a, b, 1985, 1988, 2003 и др.].

Отмеченные выше этапы становления и развития философской рефлексии спорта и других связанных с ним явлений выделяют и другие исследователи.

/18/ Подробную их характеристику дает, например, Р. Остерхаудт [Osterhoudt, 1978].

Основным содержанием первого этапа эволюции философского исследования физического воспитания и спорта он считает те отдельные философские комментарии биологического, военного или воспитательного характера по поводу этих явлений, которые в своих работах давали:

♦ в античном мире — Анаксагор, Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель, Будда, Гераклит, Демокрит, Зенон Элейский, Конфуций, Лао-цзы, Левкипп, Парменид, Пиррон, Пифагор, Платон, Плотин, Протагор, Сенека, Сократ, Фалес, Цицерон, Эмпедокл, Эпикур;

♦ в Средние века — Абеляр, Авиценна, Августин Блаженный, Ансельм, Дунс Скот, Оккам, Тертуллиан, Филон, Фома Аквинский, Экхарт, Эриугена;

♦ в период XVI–VIII вв. — Беркли, Бруно, Бэкон, Гоббс, Декарт, Кампанелла, Кант, Лейбниц, Локк, Руссо, Спиноза, Юм;

♦ в XIX столетии — Бентам, Гегель, Гербарт, Камю, Кьеркегор, Маркс, Милль, Ницше, Спенсер, Фихте, Шеллинг, Шиллер, Шлейермахер, Шопенгауэр;

♦ в XX в. — Бергсон, Бубер, Витгенштейн, Грин, Гуссерль, Джемс, Джентиле, Дьюи, Кроче, Марсель, Мерло-Понти, Мур, Рассел, Ройс, Сантаяна, Сартр, Уайтхед, Хайдеггер, Шелер, Ясперс.

В начале XX столетия начинается более систематическое изучение философских проблем физического воспитания и спорта. В качестве первых работ этого периода Р. Остерхаудт указывает книгу Л. Гуликка «Философия игры» [Gulick, 1920] и книгу К. Хезерингтона «Школьная программа в физическом воспитании» [Hetherington, 1922].

К числу наиболее значительных последующих работ этого периода Р. Остерхаудт относит книги: Ч. Брайтбилл «Человек и досуг: философия рекреации» [Brightbill, 1961], Ч. К. Коуэлл и У. Л. Франс «Философия и принципы физического воспитания и спорта» [Cowell, France, 1963], Э. Маттиас «Глубинное значение физического воспитания» [Matthias, 1929], Ч. Макклой «Философские основы физического воспитания» [McCloy, 1940], Э. Вэймэн «Современная философия физического воспитания» [Wayman, 1938] и др.

/19/ Новый этап развития философии физического воспитания и спорта, отмечает Р. Остерхаудт, начался с публикации книги Э. Дэвиса «Философский процесс в физическом воспитании» [Davis Е., 1961], сборника «Философский подход к физическому воспитанию» [Philosophies Fashion… 1963] и книги Э. Цейглера «Философские основы физического воспитания, здоровья и рекреации» [Zeigler, 1964]. Эти работы «были первыми из немногих, которые синтезировали достижения предыдущих публикаций и создали условия, при которых аутентичное изучение общей философии предполагает понимание и оценку физического воспитания и спорта». Книга Э. Цейглера дает систематическое представление о философии спорта и физического воспитания [Osterhoudt, 1978: 23].

Следующий этап развития этой философии Р. Остерхаудт связывает с работами: Й. Хёйзинга «Homo Ludens: Опыт определения игрового элемента культуры» [Huizinga, 1950], Г. Слашер «Человек, спорт и существование; критический анализ» [Slusher, 1967], Э. Метени «Движение и значение» [Metheny, 1968] и П. Вайс «Спорт: философский анализ» [Weiss P., 1969].

Характеристика данного этапа формирования и развития философии спорта содержится также в антологии «Философские исследования спорта», которую составили В. Морган и К. Майер [Philosophic Inquiry… 1988].

В антологию включено 56 работ по философским проблемам спорта, изданным после 1979 г., т. е. представлен широкий круг концептуальных подходов к философскому исследованию спорта и других связанных с ним явлений. /20/ Как пишут составители, в антологии представлен «баланс аналитических, экзистенциалистско-феноменологических и критических научных очерков, отражающих философию спорта во всем ее разнообразии, англо-американских и европейских научных школ», и она «является соединением работ, выполненных научными авторитетами в данной области философии, а также современных исследований молодых ученых, проникнутых категоричностью и остротой суждений» [Philosophic Inquiry… 1988: IX].

Текст сборника поделен на шесть разделов. Три первых раздела являются введением в задачи концептуального анализа спорта и игры. В разделах 4, 5 и 6 обсуждаются связанные со спортом социально-философские проблемы, проблемы этики, эстетики и политической философии.

Раздел 1 «Природа спорта и игры» посвящен характеристике «самых важных характеристик спорта» [Philosophic Inquiry… 1988: 1]. В связи с этим здесь опубликованы работы: Ф. Д’Агостиньо «Этос игр» [D’Agostino, 1988], Р. Кайуа «Структура и классификация спортивных игр» [Caillois, 1988], Й. Хёйзинга «Природа игры» [Huizinga, 1988], Ф. Мак-Брайд «Критика определения, данного господином Сьютсом процессу спортивных игр» [McBride, 1988], К. Шмитц «Спорт и игра: поддержка обыденного» [Shmitz, 1988], Б. Сьютс «Элементы спорта» и «Относительно определения Мак-Брайда, данного им спортивным играм») [Suits, 1988a, b]. В этих работах предлагаются различные определения спорта и игры, а также характеристики их взаимоотношения. Несмотря на отсутствие в данном разделе какого-то прямого ответа на вопрос «Что есть спорт?», читатель имеет возможность ознакомиться со сложностями проблем и понятийного анализа философии спорта.

Во втором разделе «Спорт и телесность (Sport and Embodiment)» анализируются (в основном с позиций феноменологии и экзистенциализма) философские проблемы телесности человека. Этим проблемам посвящены работы: А. Лингис «Орхидеи и мускулы» [Lingis, 1988] (дается анализ культурной эволюции бодибилдинга), К. Майер «Телесность, спорт и значение» [Meier, 1988b], Ж. П. Сартр «Тело» [Sartre, 1988b], Франс де Вахтер «Символизм здорового тела» [Wachter, 1988], П. Вайс «Вызов тела» [Weiss P., 1988].

/21/ В разделе 3 «Спорт, игра и метафизика» опубликованы работы, посвященные онтологическому анализу (в основном с позиций экзистенциализма) спорта и игры, выяснению их взаимоотношения, экзистенциональной сущности, места и роли в человеческом бытии. Этим проблемам посвящены публикации: К. Алгозин «Человек и спорт» [Algozin, 1988], Р. Бёрк «Воспринимая игру серьезно» [Burke, 1988], Дж. Эспозито «Игра и возможность» [Esposito, 1988], Э. Финк «Онтология игры» [Fink, 1988], Ж. П. Сартр «Игра и спорт» [Sartre, 1988a]. В работе К. Майера «Флейты поют: апология игры» [Meier, 1988a] это общее положение дополняется аргументом в пользу того, что игра есть центр жизни, дающий возможность для прозябания в роскоши при сопутствующем взрыве субъективизма.

Раздел 4 «Спорт и этика» — самый объемный раздел антологии. В нем обсуждается вопрос о том, как люди должны вести себя в сфере спорта. В этом разделе, следует отметить работы: Э. Делатре «Некоторые наблюдения относительно успеха и поражения в спортивных соревнованиях» [Delattre, 1988], Р. Физелл «Спортивное благородство» [Feezell, 1988], У. Фралей «Почему правильный фол является неправильным» [Fraleigh, 1988], Дж. Хоберман «Спорт и технологический облик человека» [Hoberman, 1988], Д. Хиланд «Состязание и дружба» [Hyland, 1988], Дж. Китинг «Спортивное благородство — моральная категория» [Keating, 1988], Р. Кретчмар «От испытания к состязанию» [Kretchmar, 1988], О. Лиман «Обман и честная игра в спорте» [Leaman, 1988] и К. Пирсон «Обман, спортивное благородство и этика» [Pearson, 1988]. В некоторых работах обсуждается философская проблематика наркотиков и других запрещенных медицинских препаратов в спорте [Brown, 1988; Perry, 1988; Simon R., 1988; Thompson, 1988].

/22/ Еще одна группа статей, включенных в четвертый раздел, посвящена проблеме равенства полов в спорте. Она обсуждается, например, в статье Дж. Инглиш «Равенство полов в спорте» [English, 1988]. В ней обосновывается положение о том, что традиционное восприятие полового равенства, предполагающее равные возможности для мужчин и женщин, неприемлемо для спорта, поскольку такие возможности крайне маловероятно обнаружить в обществе, в котором большинство спортивных дисциплин удовлетворяет физическому статусу мужчин. Автор статьи считает, что поскольку женщины могут рассчитывать примерно лишь на половину и без того немногочисленных преимуществ спорта (такие как слава и богатство), то с моральной точки справедливым является создание в обществе альтернативных видов спорта, рассчитанных на физический статус женщин-спортсменов. Р. Беллиотти в статье «Женщины, пол и спорт» [Belliotti, 1988] с позиций самоуважения критикует аргументы Дж. Инглиш и полагает, что ни женщины, ни мужчины не должны искать источники самоуважения в профессиональных спортивных достижениях, разнесенных по соответствующим половым группам. И. Янг в статье «Исключение женщин из спорта: концептуальные и экзистенциальные параметры» [Young, 1988] выступает против исключения женщин из спорта, полагая, что такое исключение ограничивает потенциальные человеческие качества женщин, а также потенциальные гуманные свойства спорта.

Аналогичной является позиция П. Венца в статье «Равенство людей в спорте» [Wenz, 1988]. В заключительной статье четвертого раздела Б. Постоу выступает за равенство полов в спорте, рассматривая эту проблему с моральной точки зрения [Postow, 1988]. Проблема равенства полов в спорте обсуждается также в сборнике статей «Женщины, философия и спорт» [Women… 1983].

Раздел 5 «Спорт и социально-политическая философия» включает в себя статьи, в которых «во главу угла ставится роль спорта в поддержании или оспаривании социальных и политических структур буржуазного общества» [Philosophic Inquiry… 1988: 375].

/23/ Раздел начинается с представления игровой теории происхождения государства. Ортега-и-Гассет в статье «Спортивное происхождение государства» [Ortega у Gasset, 1988] обосновывает положение о том, что первые социальные организации и государства возникли на основе созидательного потенциала игры. Во второй статье М. Хоркхаймер с марксистских позиций анализирует «новые образцы в социальных взаимоотношениях», но вместе с тем подвергает критике ряд положений неомарксизма [Horkheimer, 1988].

Г. Ленк в статье «К социальной философии достижений в атлетике» поддерживает эту позицию, выступая против положения неомарксистов о том, что спорт является точным отражением принципов деятельности капиталистического общества. Согласно Г. Ленку, такой взгляд на спорт умаляет его потенциальные возможности в области индивидуального развития и самоутверждения личности [Lenk, 1988].

К. Лаш в статье «Деградация спорта» занимает позицию, отличную от позиции Г. Ленка. По его мнению, в обществе, в котором имеются предпосылки для деградации труда, рождается потребность к развлечениям, что приводит к деградации современного спорта до уровня массового зрелища [Lasch, 1988]. У. Морган в статье «Игра, утопия и дистопия» делает акцент на раскрепощающих потенциалах игры и подвергает критике преобладающую мотивацию в спорте капиталистического общества на получение прибыли [Morgan, 1988]. Автор заключительной статьи раздела С. Пэрри посвящает ее теме «Гегемония и спорт» [Parry S., 1988].

Последний раздел — «Спорт и эстетика» содержит восемь статей, в которых обсуждается проблема включения спорта в сферу эстетики, в том числе вопросы о том, является ли спорт формой искусства, «отвечает ли он критериям, применимым к таким художественным формам, как, например, изобразительное искусство или танец?» [Philosophic Inquiry… 1988:447].

/24/ Составители сборника дают утвердительный ответ на эти вопросы, опираясь на положение о том, что игра посредством ее потенциальных творческих и познавательных возможностей является как основой искусства, так и важным компонентом художественного процесса. Однако Д. Бест в статье «Эстетика в спорте» придерживается другого мнения по данному вопросу. По его мнению, спорт — не вид искусства, и при проведении большинства спортивных состязаний, например, по футболу, эстетический элемент является не более чем случайным [Best, 1988a]. Эта позиция с разных сторон подвергается критике авторами других статей данного раздела.

Дж. Купфер в статье «Спорт — электрика тела» [Kupfer, 1988] и Т. Робертс в статье «Спорт, искусство и специфика» [Roberts, 1988] считают, что спорту присущи эстетические ценности и потому он является предметом эстетического исследования.

Дж. Боксилл в статье «Красота, спорт и пол» утверждает, что спорт является не только благодатным источником эстетической ценности, но и разновидностью искусства [Boxill, 1988]. Эту оценку спорта поддерживает и С. Верц в статье «Контекст и намерение в спорте и искусстве» [Wertz, 1988].

Д. Бест в заключительной статье данного раздела «Спорт не есть искусство», отвечая на эту критику, высказывает мнение о том, что спорт может быть великолепным с эстетической точки зрения, но все равно не является искусством [Best, 1988b].

Содержание второго издания антологии «Философские исследования спорта» [Philosophic inquiry, 1995] фактически дублирует первое издание.

Таким образом, в эволюции философского исследования физической культуры и спорта можно выделить два основных этапа.

/25/ Первый из них — длительный период философской рефлексии отдельных аспектов этих социальных явлений и в рамках дисциплин, основным предметом которых были другие явления.

Второй этап — целостный, систематический анализ физической культуры и спорта на основе формирования и развития самостоятельной философской дисциплины (комплекса входящих в нее дисциплин).

Упомянутые выше работы, анализирующие историю философии физической культуры и спорта, не дают достаточно полного представления об этом втором этапе ее развития.

В них не указываются философы (и соответствующие публикации), анализирующие философские проблемы олимпийского движения, а также гносеологические и логико-методологические проблемы научного исследования физкультурно-спортивной деятельности и физической культуры.

Не упоминаются (или упоминаются недостаточно) работы многих философов, внесших значительный вклад в формирование и развитие философии спорта.

В их числу относятся, например, философы и социологи:

♦ Англии — П. Макинтош (P. McIntosh);

♦ Германии — О. Вайс (О. Weiss), Г. Витт (G. Witt), О. Групе (O. Grupe), С. Гюльденпфенниг (S. Güldenpfennig), Г. Ленк (H. Lenk), Х. Ю. Шульке (H.-J. Schulke];

♦ США Э. Берри (Е. Berry), Г. Вандерцвааг (H. Vanderzwaag), К. Томас (K. Thomas), К Фольквайн (K. Volkwein-Caplan), Д. А. Хиланд (D. A. Hyland);

♦ Финляндии — К. Хейнила (K. Heinilä);

♦ Францияи Б. Жё (B. Jeu), Х. Посьелло (Ch. Pociello), Э. Франке (E. Franke) и др. (публикации этих авторов см. в. библиографии в конце книги).

В указанных работах, анализирующих историю философии физической культуры и спорта, совсем не упоминаются исследователи стран Восточной Европы.

/26/ В тексте ниже предпринята попыта восполнить этот пробел — дать обзор публикаций и характеристику вклада в развитие философии физической культуры и спорта этих исследователей.

Сначала будет дан анализ процесса формирования и развития философии физической культуры и спорта в СССР и в современной России.

2. Формирование и развитие философии физической культуры и спорта в СССР и современной России

В СССР и современной России проблемам философии физической культуры и спорта посвящены публикации многих исследователей. К их числу относится и автор данной книги.

Авторская концепция философии физической культуры и спорта, как отмечено выше, базируется на результатах разработки проблем диалектики, диалектического метода, логико-методологических и других проблем общей философии (в период работы в Институте философии АН СССР с 1959 по 1972 г.), а также философских, социологических, культурологических, эстетических, педагогических и других проблем спорта, спортивной культуры, спортивного воспитания, физической культуры, физического воспитания, олимпийского движения, олимпийского воспитания и др. (в период работы в ГЦОЛИФК с 1972 г. по настоящее время).

Особенно важное значение для разработки социально-философских проблем физической культуры и спорта имело то обстоятельство, что с 1972 по 1991 гг. мне довелось быть руководителем международной группы ученых Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии по философско-социологическим проблемам физической культуры и спорта.

/27/ Главной темой совместного международного исследования была избрана тема: «Спорт, образ жизни, культура», которая включает в себя широкий круг важных и сложных философско-социологических проблем физической культуры и спорта:

♦ что представляют собой эти социальные феномены;

♦ какое место они занимают и должны занимать в общей системе форм жизнедеятельности, какие социальные функции выполняют в образе жизни людей;

♦ насколько это место и социальные функции соответствуют гуманистическим ценностям;

♦ относится ли спорт к сфере культуры;

♦ какие культурные ценности складываются в спорте, в каком отношении они находятся с другими культурными ценностями;

♦ каково общественное мнение различных групп населения относительно социокультурной ценности спорта и его разновидностей — «спорта для всех» и спорта высших достижений;

♦ каково взаимоотношение спорта и физической культуры с другими элементами культуры и т. д. [Столяров, 1982 г].

Данная проблематика была выбрана потому, что она имеет важное теоретическое и практическое значение, а вместе с тем является дискуссионной.

Результаты исследовательской деятельности международного коллектива философов и социологов отражены в многочисленных публикациях. Изданы совместные коллективные труды [Здоровье студентов, 1990; Пути формирования активного отношения женщин… 1986; Спорт и образ жизни, 1979; Физическата култура… 1982; Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников… 1987; Физическая культура и спорт как элементы образа жизни и культуры детей… 1987; Философско-социологические исследования физической культуры и спорта, 1988; Krawczyk, 1989; Physical Culture and Sports… 1987; Sport a valtozo vilagbau, 1985; Telesna kultura ve zpusobu… 1989 и др.].

/28/ На основе многолетней исследовательской деятельности автора данной книги и его учеников сформировалась авторская школа философского анализа физической культуры и спорта с позиций гуманизма и на основе диалектической методологии.

Ниже предпринята попытка кратко охарактризовать основные направления и итоги деятельности этой школы, а также соответствующие публикации.

Авторская школа философии физической культуры и спорта

Указанная исследовательская деятельность автора и его учеников осуществлялась по двум основным направлениям:

♦ разработка фундаментальных теоретико-методологических проблем философии физической культуры и спорта;

♦ разработка прикладной философии физической культуры и спорта.

Ниже дается краткая характеристика основных направлений и результатов этой исследовательской деятельности.

1) Метафилософский анализ философии физической культуры и спорта:

определена ее объектная область на основе анализа понятий «спорт», «физкультурная двигательная деятельность», «телесная (соматическая, физическая) культура» и др.;

разработана концепция общей философии и на этой основе дана характеристика комплекса взаимосвязанных проблем, составляющих предмет философии физической культуры и спорта;

обоснованы теоретико-методологические, парадигмальные основания анализа этих проблем;

выявлена структура философии физической культуры и спорта, определен комплекс составляющих ее взаимосвязанных, но относительно самостоятельных дисциплин;

обосновано важное значение философии физической культуры и спорта, определены ее место в системе философских дисциплин и наук о спорте, а также основные аспекты взаимоотношения с ними.

/29/

2) Разработка философской гуманистической теории спорта:

а) обоснованы необходимость и значение данной теории, определены основные понятия («спортивное соревнование», «спорт», «спортивное воспитание», «спортивная культура», «спортивно-гуманистическое движение», «спортивно-гуманистическое воспитание» и др.), объектная область предмет, цели, задачи, методология построения;

б) дан анализ комплекса взаимосвязанных проблем гуманистической теории спорта:

определены возможности для реализации в спорте и посредством спорта гуманистических идеалов и ценностей, а также возможности для негативного влияния на личность и социальные отношения; показано, что гуманистический потенциал спорта реализуется лишь при определенных условиях; определены факторы, влияющие на гуманистическую ценность спорта; впервые обосновано положение о том, что важное место среди этих факторов занимает способ (форма, модель) организации игрового соперничества: принципы подхода к формированию программы соревнования, состава участников, системы выявления и поощрения победителей;

на основе изучения конкретных факторов показан диалектически-противоречивый характер современного спорта, его роли и значения; выявлены не только положительные стороны, но и существенные недостатки того способа организации игрового соперничества, который чаще всего используется при организации спортивных соревнований;

охарактеризовано взаимоотношение спорта и культуры и разработана инновационная концепция спортивной культуры, ее моделей;

дан целостный анализ эстетических проблем спорта, взаимоотношения спорта с искусством; /30/

впервые разработана целостная концепция роли спорта в формировании и развитии культуры мира;

показано противоречивое влияние спорта на реализацию целей и задач концепции устойчивого развития;

всесторонне проанализировано взаимоотношение спорта и политики, разработана концепция спортивно-политической культуры;

дан анализ влияния процесса глобализации на спорт, места и роли спорта в этом процессе;

в) дана гуманистическая оценка социального значения:

спорта высших достижений;

спорта для всех;

детского спорта;

студенческого спорта;

международного;

футбола и других игровых видов спорта;

спортивных единоборств и боевых искусств;

спорта лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

3) Разработка гуманистической социально-философской теории современного олимпийского движения:

•уточнены основные положения разработанной Кубертеном философской концепции современного олимпизма, обосновано наличие логики в процессе ее формирования и важное современное значение;

•дан анализ современных интерпретаций концепции олимпизма;

•обоснована необходимость разработки теории олимпийской культуры как разновидности спортивно-гуманистической культуры;

•обоснована возможность интерпретации олимпийского идеала как идеала «совершенного» человека;

с позиций гуманизма дана критическая оценка современного олимпийского движения; /31/

•обосновано положение о непоследовательности и противоречивости в реализации гуманистических ценностей (особенно в связи с процессами коммерциализации и профессионализации);

•дан анализ влияния процесса глобализации на олимпийское движение, места и роли этого движения в данном процессе;

•дана целостная характеристика Европейского движения Фэйр Плэй: содержания, основных направлений деятельности, акций в различных странах, роли в повышении духовно-нравственной ценности спорта.

4) Разработка понятийного аппарата теории физической культуры.

На основе экспликация понятия «физическая культура» разграничены и разработаны два тесно связанных между собой, но относительно самостоятельных, раздела данной теории — философия физкультурной двигательной деятельности и философия телесной (соматической, физической) культуры. Исходные положения такого подхода были изложены автором в работах, опубликованных в 80-е гг., в том числе в журнале «Теория и практика физической культуры», на страницах которого по его инициативе была развернута дискуссия по проблемам теории физической культуры. Эти положения были уточнены и дополнены в последующих работах.

На основе этого понятийного анализа выделены и проанализированы два относительно самостоятельных раздела философии физической культуры — философия физкультурной двигательной деятельности и философия телесной (соматической, физической) культуры.

6) Разработка философской гуманистической теории физкультурной двигательной деятельности:

обосновано понятие «физкультурная двигательная деятельность», определено его место в системе понятий, характеризующих объектную область философии физкультурно-спортивной деятельности и телесной культуры; /32/

на основе этого определен предмет, цели, задачи, методология построения философии физкультурной двигательной деятельности;

обоснована актуальность и дан анализ философских, социологических, культурологических и педагогических проблем физкультурно-двигательной деятельности;

выделены основные формы физкультурно-двигательной деятельности;

дан анализ факторов (причин), определяющих низкую физкультурно-двигательную активность населения и указаны пути ее повышения;

определено место физкультурно-двигательной деятельности в системе ценностей современной культуры и образе жизни современного человека;

на основе этого введено понятие «культура личностно-ориентированной двигательной деятельности»;

охарактеризованы различные формы (модели) этой культуры;

определены особенности гуманистически ориентированной культуры двигательной деятельности и показано ее современное значение.

6) Разработка философской гуманистической теории телесной (соматической, физической) культуры:

уточнено, обосновано понятие «телесная (физическая, соматическая) культура», определено его место в системе понятий, характеризующих объектную область философии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека;

выявлен комплекс философских проблем телесной (физической) культуры, обоснована их актуальность и необходимость анализа;

проделан культурологический анализ телесной (физической) культуры, определено ее место в системе явлений культуры; /33/

обоснована характеристика исторического подхода к анализу телесной культуры;

выделены различные формы (модели) этой культуры;

определены особенности и современное значение гуманистически ориентированной телесной (соматической, физической) культуры, а также методы ее воспитания.

7) Анализ гносеологических и логико-методологических проблем исследования физической культуры и спорта:

• выявлен комплекс логико-методологических и гносеологических проблем научного исследования физической культуры и спорта, обоснована их актуальность и необходимость анализа при разработке философии физической культуры и спорта;

дана характеристика диалектического метода и обосновано важнейшее значение этого метода, особенно таких его важных компонентов, как системный подход, логический и исторический методы, для исследования физической культуры, спорта, олимпийского движения;

•разработана и обоснована новая логико-методологическая технология введения, оценки и унификации понятий в ходе научного исследования физической культуры и спорта, которая предусматривает соблюдение трех основных методологических принципов: а) учет эффективности определений; б) разграничение содержательного и терминологического аспектов определения; в) введение не одного понятия, а системы понятий, которая необходима для отображения всего многообразия явлений изучаемой области;

обоснована необходимость гносеологического и логико-методологического анализа различных форм дифференциации и интеграции научного знания в процессе исследования физической культуры и спорта, дана характеристика этих форм.

/34/ На основе разработки указанных выше фундаментальных теоретико-методологических проблем философии физической культуры и спорта разработан и успешно реализуется комплекс гуманистических проектов, программ, технологий прикладной философии физической культуры и спорта.

1) Впервые разработана целостная теория гуманизации современного спорта. Помимо общей концепции решения данной проблемы она включает в себя программы и технологии гуманизации спорта высших достижений, международного спорта, массового и детско-юношеского спорта, студенческого спорта, спорта инвалидов, игровых видов спорта, включая футбол и т. д.

А. В связи с разработкой теории гуманизации современного спорта в 1988 году разработаны концепция и Манифест спортивно-гуманистического движения, дан анализ состояния и перспектив развития этого движения, разработан Устав спортивно-гуманистического клуба [Столяров, 1988ё, л, 1989б, 1990д, ж, 2008в; Stolyarov, 1988, 1990d].

Эти вопросы были предметом обсуждения на Всесоюзной научно-практической конференции [Спортивно-гуманистическое движение… 1990] и на международных конгрессах — в Сеуле [Stolyarov, 1988] и в Мадриде [Stolyarov, 1990d].

26 апреля 1990 г. был проведен Учредительный съезд, избран Координационный комитет и намечена программа деятельности спортивно-гуманистического движения СССР [Спортивно-гуманистическое движение… 1990].

Известные политические события помешали реализации этой программы.

Б. Результаты проведенных автором и его учениками исследований привели к выводу о том, что для реализации в спортивной деятельности этических принципов, сохранения духа честной игры, борьбы с агрессивностью, насилием и другими антигуманными проявлениями в спорте, для полноценного использования его в качестве эффективного средства оздоровления, формирования и развития нравственной и эстетической культуры и т. д. необходимо развертывание целенаправленной работы по о бразованию и воспит анию детей и молодежи на основе идей гуманизма.

/35/ Такое направление спортивно-педагогической деятельности автор в 1987 году назвал «спортивно-гуманистическим воспитанием».

Проблемы спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи по инициативе автора специально обсуждались на Всесоюзной научно-практической конференции [Спортивно-гуманистическое движение… 1990].

В работах автора и его учеников были разработаны теория, программа и технология спортивно-гуманистического воспитания и их разделы, касающиеся детей дошкольного возраста, школьников, студентов, юных спортсменов, учащихся ДЮСШ, спортсменов высокого класса и т. д.

В. Разработаны также теория, программы и технологии олимпийского воспитания как разновидности спортивно-гуманистического воспитания; дан целостный анализ форм и методов этой педагогической деятельности с учетом отечественного и зарубежного опыта; впервые сформулирована диагностическая процедура определения уровня сформированности олимпийской культуры личности; разработана концепция и программа использования в системе олимпийского образования информационных технологий.

Автор принимал участие в разработке программы «Основы олимпийских знаний» учащихся общеобразовательных школ (включена в Программу физического воспитания учащихся 8 класса общеобразовательных школ).

В 2010 г. по заданию Департамента образования Оргкомитет «Сочи 2014» он участвовал в разработке концепции и методических материалов научно обоснованной системы олимпийского образования «Сочи-2014».

/36/ В 2011–2012 гг. на основе гранта Министерства образования и науки Российской Федерации группой исследователей под его руководством был разработан проект «Разработка и апробация модели социализации детей на основе комплексной системы олимпийского и паралимпийского образования». В ходе реализации проекта разработаны и внедрены в практику для учащихся начальной, средней и основной школ учебно-методические комплексы и программы внеурочной деятельности по олимпийской и паралимпийской тематике, предусматривающие широкое использование спартианских форм и методов в олимпийском и паралимпийском образовании.

Опираясь на понимание олимпийского воспитания как элемента более широкого процесса олимпийской социализации, автор в ряде публикаций обосновал необходимость разработки не только теории олимпийского воспитания, но и теории олимпийской педагогики. Предметом изучения первой является такой важный элемент процесса олимпийской социализации как олимпийское воспитание, а второй — данный процесс в целом.

Г. На основе теоретического анализа проблемы взаимоотношения спорта с искусством разработана целостная, комплексная программа и технология интеграции спорта с искусством: обоснована необходимость этой интеграции, определены ее основные направления, формы, методы и т. д.

Отвечая на письмо автора данной книги, в котором излагалась программа интеграции спорта с искусством, бывший президент МОК Х. А. Самаранч написал: «Воспитание молодежи посредством синтеза спорта и культуры является одной из важнейших задач олимпийского движения. МОК готов оказать моральную поддержку и дать патронаж всем инициативам, содействующим союзу спорта, искусства и культуры» [Столяров, 1998к: 159].

Д. В ходе поиска и внедрения в практику спорта новых форм интеграции в спорта и искусства в 1990 г. были разработаны: новый гуманистический проект под названием «СпАрт» и олимпийский проект «СпАрт».

/37/ На этих проектах основана комплексная спартианская программа оздоровления, воспитания, целостного развития личности и организации активного, творческого досуга и общения различных групп населения.

Важный элемент этой программы — инновационная модель организации игрового соперничества и сотрудничества под названием «Спартианские игры». Она принципиально отличается от других способов организации соперничества своей программой, системой определения победителей, составом участников и т. д. Первые Спартианские игры с активным участием детей и подростков были проведены в 1991 г. в г. Анапа. В них приняли участие 400 школьников из 17 городов нашей страны. В настоящее время Спартианские игры помимо Москвы проводятся в Республике Башкортостан, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Курской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Томской, Тюменской и Ульяновской областях, республиках Саха (Якутия), Хакассия и др. Так, в Саратовской области в них ежегодно принимает участие около 15 тыс. школьников, около 50 летних оздоровительных лагерей работают по спартианской программе. В Нижегородской области в 2001–2007 гг. в Спартианских играх ежегодно участвует более 5 тысяч учащихся 87 учреждений начального и среднего профессионального образования.

Дополнением Спартианских игр являются спартианские клубы, школы, игротеки, игровые спартианские лагеря, спартианское движение, которые в комплексе составляют На основе многолетней реализации спартианской программы целостного развития личности, воспитания, оздоровления и организации досуга показана эффективность ее использования в работе с разными группами населения (школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми, инвалидами) для решения важных социокультурных задач: целостного развития личности; формирования гуманных социальных отношений, /38/ реализации ценностей культуры мира; наполнения сферы досуга видами деятельности, которые обеспечивают увлекательный отдых, развлечение, а также содействуют физическому, психическому и духовному совершенствованию личности; профилактики наркомании и других негативных явлений в поведении детей и молодежи; преодоления социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), детей-сирот и т. д.

Е. Дан анализ состояния разработки современной теории физического воспитания, обосновано положение о наличии кризисной ситуации в этой разработке и определены методологические основания преодоления этой кризисной ситуации. На основе этого разработана авторская теория комплексного физического воспитания и программа модернизации современной системы физического воспитания на основе данной теории.

Помимо указанных выше гуманистически ориентированных проектов, программ, технологий разработаны также:

концепция, программа и социально-педагогическая технология формирования телесной (соматической, физической) культуры, здорового образа жизни, культуры здоровья с учетом результатов социологического анализа;

программа и технология спортивного воспитания, формирования спортивной культуры; впервые разработаны концепция и методика диагностики спортивной культуры личности;

программа и технология повышения физкультурно-спортивной активности населения;

программы гуманистически ориентированной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта и др.

/39/ Выше дана краткая характеристика основных направлений и результатов исследовательской деятельности авторской школы философии физической культуры и спорта, которые более подробно изложены в моих диссертациях (кандидатской и докторской) и в более чем 800 научных публикациях (монографиях, учебниках, учебных пособиях, статьях и т. д.), а также в публикациях и диссертациях (кандидатских и докторских) моих учеников: Аксенова Г. М., Аллакаевой Д. М., Бакашвили В. Г., Баринова С. Ю., Бариновой И. В., Баюрова В. И., Богдановой Л. В., Болдова А. С., Варюшиной М. В., Вишневского В. И., Вучевой В. В., Губаревой Т. И., Гутина А. Т., Дремовой Г. В., Жбиковского Я., Ипатова Д. И., Кадом А., Кинкадзе Ю. В., Козыревой О. В., Королева И. В., Королева Р. И., Королевой С. А., Кудрявцевой Н. В., Курило С. И., Лубышева Е. А., Новиковой С. С., Ольховой Т. Г., Орешкина М. М., Паршикова А. Т., Перевозникова А. А., Передельского А. А., Петлеваного Г. Ф., Петровой Л. Ю., Поликарповой Г. М., Попова Г. В., Прокопчук Ю. А., Сагалакова Д. А., Самусенкова О. И., Самусенковой В. И., Сегал Ю. П., Скоробогатова А. Б., Стопниковой Е. В., Тернавского А. В., Хлопкова А. В., Черевач И. В. и др. (см. библиографию в конце книги).

Как отмечено выше, на основе скоординированных усилий этого исследовательского коллектива внесен важный вклад в формирование и развитие философии физической культуры и спорта, создана инновационная российская школа философского анализа физической культуры и спорта с позиций гуманизма и на основе диалектической методологии.

Эта школа ставит своей целью обоснование значимости гуманистических идей в современном мире, реализацию этих идей в сфере физического воспитания, спорта, рекреации, организации досуга, воспитания. Для достижения этой цели используется комплекс разработанных социально-педагогических проектов, программ и технологий [Столяров, 2007а, 2009б, 2011п; Столяров, Кузин, Чесноков, 1998].

Важную роль в создании и развитии данной школы сыграл созданный по моей инициативе в ГЦОЛИФК в 1994 г. Гуманитарный Центр «СпАрт». /40/ В 1996–2007 гг. Центром изданы сборники тематических серий «Духовность. Спорт. Искусство», «Духовность. Спорт. Культура», «Спорт, духовные ценности, культура», «Гуманистическая теория и практика спорта», «Гуманистика соревнования: теория и практика гуманизации соперничества», «Спартианская библиотека» (см. библиографию в конце книги).

В 2007 г. Гуманистический Центр «СпАрт» преобразован в Спартианский Гуманистический Центр [Столяров, 2007а]. Основная его задача — изучение, предварительная экспертиза и пропаганда отечественных и зарубежных инновационных проектов и программ гуманистической организации соперничества и сотрудничества, спортивно-гуманистического воспитания и олимпийского образования, использования спорта для формирования и развития культуры мира, других инновационных гуманистических проектов и программ, а также их внедрение в подготовку студентов, магистрантов, аспирантов. Центр ставит своей задачей также установление связей и контактов с организациями российского и мирового гуманистического движения — Международным гуманистическим и этическим союзом, Международной академией гуманизма, Российским Гуманистическим обществом, Гуманистическим Центром МГУ.

Существенный вклад в постановку и решении комплекса важнейших проблем философии физической культуры и спорта помимо указанных выше внесли и многие другие исследователи, работы которых были опубликованы в СССР и в современной России.

Публикации и роль других исследователей в разработке философских проблем физической культуры и спорта

Эти публикации посвящены различным проблемам философии физической культуры и спорта.

/41/ На первом плане находятся философско-мировоззренческие, социально-философские, философско-социологические, философско-культурологические проблемы и философско-педагогические проблемы спорта, физкультурно-двигательной активности, физического воспитания. Вклад в постановку и решение этих проблем внесли: Бальсевич В. К., Барабанова В. Б., Гавров С. Н., Григорьянц А. Э., Данилов Р. С., Демин В. А., Кузнецов В. В., Кулаков А. М., Курамшин Ю. Ф., Лебедев А. С., Лебедев Ю. А., Леонтюк М., Мазов Н. Ю., Манько Ю. В., Моченов В. П., Никишин Д. В., Пегов В. А., Передельский А. А., Пешков А. И., Пономарев Н. А., Пономарев Н. И., Починкин В. М., Сараф М. Я., Скопинцев А. Г., Собянин Ф. И., Степовой П. С., Филимонова С. И., Филиппова Л. В., Фомин Ю. А., Ямщиков Ю. Н. и др. (см. библиографию в конце книги).

Предметом философского анализа являются и отдельные виды спорта, например, фехтование — Круглов А. Н., спортивные единоборства — Передельский А. А., бодибилдинг — Шемуратов Ф. А. и Гайков А. В., теннис — Шестаков В. П. Неверкович С. Д. и Киселева Е. В. делают предметом обсуждения философию тренерской деятельности (см. библиографию в конце книги).

Значительное внимание исследователи проявляют к социально-философским проблемам международного спортивного и олимпийского движения. Эти проблемы обсуждают Бугреев А. Н, Егоров А. Г., Захаров М. А., Кыласов А. В., Моченов В. П., Починкин А. В., Родиченко В. С., Чернецкий Ю. М. и др. (см. библиографию в конце книги).

Среди культурологических проблем философии физической культуры и спорта в работах российских исследователей на первом плане всегда были философские проблемы социокультурной модификации тела человека и физической (телесной, соматической) культуры как важного элемента этого процесса. Особенно значительный вклад в постановку и решение этих проблем внесли монографические работы Быховской И. М.

/42/ Следует отметить также публикации Батенина С. С., Билаловой Л. М, Бураковой М. В., Жарова Л. В., Ивановой О. М., Кона И. С., Круткина В. П., Лебедева Ю. А., Маркова Б. В., Моченова В. П., Мухамитянова Ф. Д., Никитина В. Н., Николаева Ю. М., Петровой Т. А., Подороги В., Смирнова Н. Г., Тарасова К. Е., Тимофеева А. И., Уманской Т. А., Хисматова Т. Р., Черненко Е. К., Щелкиной Л. В. и др. (см. библиографию в конце книги).

В формировании и развитии эстетики физкультурно-спортивной деятельности особенно значителен вклад работ Сарафа М. Я. Эстетические проблемы спорта анализируются также в работах Милеева С. В., Назаренко Л. Д., Френкина А. А. и др. В работах Литинской Е. А. и Незвецкого Р. Ф. обсуждаются проблемы этики и аксиологии спорта высших достижений. (см. библиографию в конце книги).

Отечественные исследователи значительно бо́льшее внимание по сравнению с зарубежными уделяют гносеологическим и особенно методологическим проблемам научного исследования физической культуры и спорта.

Публикации, посвященные этим проблемам можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся публикации, в которых данные проблемы анализируются в том виде, в каком они возникают в отдельных науках (например, в спортивной педагогике, в психологии спорта, в ТФВ, в теории физической культуры, в спортивной медицине и др.), а также при изучении отдельных явлений сферы физической культуры и спорта (например, спорта или физической культуры, физического воспитания и т. д.). Такой подход реализуется, например, в публикациях, авторами которых являются: Бутченко Л. А., Демин В. А., Каргин Н. Н., Мартиросов Э. Т., Назаров Ю. Н., Неверкович С. Д., Николаев Ю. М., Петров В. П., Пилоян Р. А., Свищев И. Д., Федотов Е. В., Фомин В. С., Петрухин В. Г., Чепик В. Д., Шалманов А. А. и др. (см. библиографию в конце книги).

/43/ Ко второй группе относятся публикации, в которых характеризуются частные методы изучения физической культуры и спорта (например, кибернетические, математические и др.). В этом плане следует отметить работы, авторами которых являются: Бутченко Л. А., Демин В. А., Зациорский В. М., Каргин Н. Н., Масальгин Н. А., Мартиросов Э. Т., Назаров Ю. Н., Николаев Ю. М., Неверкович С. Д., Петров В. П., Петрухин В. Г., Пилоян Р. А., Свищев И. Д., Федотов Е. В., Фомин В. С., Чепик В. Д., Шалманов А. А. и др. (см. библиографию в конце книги).

Третья группа включает публикации, в которых методологические проблемы исследования физической культуры и спорта анализируются в логически-обобщенном виде.

При этом во многих публикациях речь идет лишь о какой-то одной методологической проблеме или одном методе. Таковы, например, публикации, авторами которых являются: Абасов З. А., Выдрин В. М., Гончаров В. Д., Евстафьев Б. В., Исаев А. П., Кабанов С. А., Кондратьев В. В., Лукьяненко В. П., Моченов В. П., Неверкович С. Д., Николаев Ю. М., Переверзин И. И., Пономарев Н. И., Потапова Т. В., Решетнева Г. А., Селуянов С. Н., Сичивица О. М., Утехина Ю. Г., Хуббиев Х. З., Черепов Е. А., Яхонтов Е. Р. (см. библиографию в конце книги).

Вместе с тем, имеются публикации, авторы которых ориентированы на постановку и обсуждение комплекса методологических проблем и методов наук, делающих предметом своего исследования физическую культуру и спорт. Это публикации, авторами которых являются: Алабин В. Г., Железняк Ю. Д., Космина И. П., Николаев Ю. М., Передельский А. А., Петров П. К., Пилоян Р. А., Пономарев Н. А., Селуянов С. Н., Семенов В. Г., Филин В. П., Шестаков М. П. и др. (см. библиографию в конце книги).

/44/ Философским, философско-социологическим и логико-методологическим проблемам физической культуры и спорта посвящены также коллективные труды и материалы ряда конференций [например, Доклады… 2007; Материалы Всесоюзного симпозиума… 1974; Методологические предпосылки… 1983; Сборник материалов Всероссийской научной конф… 2004; Современные методы… 1994; Теоретико-методологические вопросы… 1991; Физическая культура и спорт в свете истории и философии… 2011; Философия спорта: Хрестоматия, 2005; Философские и социологические проблемы… 2012; Философско-социологические исследования… 1988; Философско-социологические проблемы… 1985 и др.].

3. Формирование и развитие философии физической культуры и спорта в других странах Восточной Европы

К числу стран Восточной Европы, имеющих давнюю традицию разработки проблем философии физической культуры и спорта, относится Польша.

Ниже дается краткая характеристика публикаций и роли исследователей этой страны в формировании и развитии философии физической культуры и спорта.

Польша

Е. Косевич выделяет три этапа в истории анализа в этой стране философских проблем физической культуры и спорта, а также соответствующие группы исследователей.

1. Историческая и современная философская рефлексия физической культуры и спорта на периферии других тем, составляющих главный предмет исследования: например, философия тела в концепциях С. Бржозовского (S. Brzozowski) и Э. Абрамовского (E. Abramowski), идей Иоанна Павла II, проблематика физической культуры в философии E. Снядецкого (J. Śniadecki), С. Гессена (S. Hessen) и Ф. Знанецкого (F. Znaniecki).

2. Философские аспекты работ теоретиков физического воспитания, туризма, альпинизма и т. п.: /45/

а) на рубеже XIX и XX столетий: Г. Джордан (H. Jordan), М. Заруский (M. Zaruski) и Э. Пясецкий (E. Piasecki);

б) периода межвоенного двадцатилетия: В. Осмольский (W. Osmolski);

в) современного периода: З. Гилевич (Z. Gilewicz), М. Демель (М. Demel), А. Павлуцкий (A. Pawłucki) и К. Зухора (K. Zuchora).

3. Наиболее значимыми Е. Косевич считает работы А. Воля, З. Кравчика, Й. Липьеца, Б. Урбанковского, А. Пшилуска-Фишер, Я. Моша, в которых изложены философские концепции физической культуры и спорта sensu stricto (в строгом значении этого слова — В.С).

Среди польских философов особо следует выделить З. Кравчика, в многочисленных работах которого внесен существенный вклад в разработку философии физической культуры и спорта с позиций гуманизма и холистической философии [см. Cynarski, 2005; Kosiewicz, 1989; Kowalczyk, 2005; Zbigniew Krawczyk… 2005]. К числу таких его работ относятся, например: «Природа, культура, спорт» [Krawczyk, 1970]; «Очерк философии и социологии физической культуры» [Krawczyk, 1978с]; «О физической культуре» [Krawczyk, 1983b]; «Человеческое тело как ценность» [Krawczyk, 1984а]; «Онтология тела: анализ с позицуй философской и культурной антропологии» [Krawczyk, 1984с]; «Спорт, культура, общество. Социально-философский анализ» [Krawczyk, 1984d]; «Физическая культура в перспективе ценностей» [Krawczyk, 1988a]; «Два лица олимпизма: идеология и утопия» [Krawczyk, 1988b]; «Спорт как символ» [Krawczyk, 1996]; «Спорт в изменяющееся обществе» [Krawczyk, 2000]; «Спорт и культура» [Krawczyk, 2005а]; «Спорт и святость» [Krawczyk, 2005b].

Иллюстрацией тех философских проблем физической культуры и спорта, которые составляют предмет анализа З. Кравчика, может служить работа «Очерки философии и социологии физической культуры» [Krawczyk, 1978с]. Она подразделена на четыре части. /46/ Первая часть посвящена теме «Человек и физическая культура» (проблемы: очеловечивание природы, антиномия природы и культуры; тенденция цивилизации и гуманизации физической культуры), вторая часть — теме «Спорт в перспективе преобразования общества» (проблемы: диалектика социального преобразования спорта, эволюция игры и труда и социальные изменения спорта, спорт и социальные образцы культуры, спорт как средство аккультурации), третья часть — теме «Процесс институционализации и профессионализации физической культуры» (проблемы: генезис институционализации физической культуры, структура процесса физического воспитания и т. п.); четвертая часть «Физическая культура как предмет социально-философского исследования» (проблемы: Homo physicus в социально-философской перспективе, теория и эмпирия в общественных науках о физической культуре, гуманистические ценности спорта).

Монография З. Кравчика «Спорт в изменяющемся обществе» [Krawczyk, 2000] также включает в себя четыре части:

♦ первая часть «Спорт как феномен символической культуры» (разделы: «Спорт как символ» и «Спорт и sacrum»);

♦ вторая часть «Основные ценности спорта» (разделы: «Спорт и гуманизм»; «Категории этики спорта»; «Проблема справедливости в спорте»);

♦ третья часть «Спорт с позиций массового потребления» (разделы «Антиномия игры и труда»; «Физическая культура и стиль жизни»; «Спорт для всех в постиндустриальном обществе»);

♦ четвертая часть «Модификация спорта в конце XX столетия» (разделы: «Спорт и структурные изменения общества»; «Изменения физической культуры в Европе»; «Структура преобразований спортивных организаций в Польше»).

Комплекс проблем философии физической культуры и спорта обсуждается в работах Е. Косевича. Определенное представление о характере этих проблем дает его монография «Физическая культура и спорт в перспективе философии» [Kosiewicz, 2000b]. Она включает в себя три раздела.

/47/ Первый раздел — «Антропологические и аксиологические основания физической культуры» подразделяется на три части. В первой анализируются понятие и методология физической культуры, во второй — физическая культура как сфера проявления и средство формирования ценностей, в третьей — теория физической культуры в свете философской концепции человека, педагогические перспективы этой теории.

Во втором разделе монографии обсуждается комплекс философских проблем спорта и олимпийского движения: универсальные ценности спорта (с позиций реализма и номинализма), спорт и здоровье, Олимпийские игры в перспективе религиозной и философской концепции тела, проблемы педагогики спорта и олимпийского образования, концепция Фэйр Плэй (честной игры), эстетические проблемы спорта.

Третий раздел монографии посвящен анализу философских проблем туризма и рекреации.

В течение многих лет анализом философских проблем спорта и олимпийского движения занимается польский философ Й. Липьец [Lipiec, 1980, 1984, 1994, 1997, 1999а, b, 2005 и др.]. В одной из ранних своих статей — «Как возможен спорт?» [Lipiec, 1984] и в более поздней статье «Олимпийское движение в поисках идеала многосторонности» [Lipiec, 1994] он обсуждает такие философские проблемы, как «проблему много и однопредметности» личности спортсмена, «спорт как опыт человека», проблему диалектики свободы и необходимости в спортивной деятельности. Но целостный анализ проблем философии спорта содержится в его книге «Философия олимпизма» [Lipiec, 1999а].

Следует отметить также монографию «Философские основы спорта», автором которой является М. Мылик [Mylik, 1997].

Во многих работах польских философов обсуждаются проблемы этики спорта. /48/ Одной из них является, например, монография «Этические аспекты спорта» [Przyluska-Fiszer, Misiuna, 1993]. В книге два раздела.

В первом разделе «Спортивная этика концепции и проблемы» (автор — А. Пшилуска-Фишер) анализируются следующие темы:

«Спорт в категориях этики» (спорт и этика; две модели спортивной этики; задачи этики спорта как отрасли моральной философии; существует ли потребность управления философской этикой спорта);

«Идеал спортивного совершенствования» (история этики спорта; задачи традиционной этики спорта; идеал спортивного совершенствования как наиболее популярный образец моральности; спортивная этика как система морального совершенствования);

«Спортивная этика и утилитаризм» (деонтологические и телеологические теории; утилитаризм правил; концепция Дж. Китинга; критика его взглядов;

«Этические аспекты допинга» (допустим ли допинг с моральной точки зрения; идеал спорта и допинг; допинг и патернализм; предпосылки антидопинга).

Второй раздел «Задачи и ценности традиционной этики спорта» (автор — Б. Мисьюна) включает следующие темы:

♦ «этос спортивной деятельности» (этические и праксиологические аспекты спортивной деятельности;

♦ определение понятия спортивной деятельности;

♦ исторические изменения в этике деятельности; рыцарский этос и принципы Фэйр Плэй в спорте;

♦ этос спортивной деятельности в античной Греции;

♦ общие задачи этики спортивной деятельности;

♦ формы мотивации в спорте;

♦ «основные ценности спорта» (понятие ценности способа жизни; моральный кризис спорта в рамках общего кризиса культуры);

♦ этические ценности спорта; /49/

♦ эстетические ценности спорта;

♦ познавательные ценности, связанные со спортом; спорт и онтологические ценности).

Помимо упомянутых выше важную роль в развитии философии физической культуры и спорта сыграл известный философ и социолог А. Воль (А. Wohl).

Теперь о вкладе исследователей Украины в разработку проблем философии физической культуры и спорта.

Украина

М. М. Ибрагимов, анализируя формирование и развитие философии физической культуры и спорта в этой стране, пишет: «Украинская философская мысль с конца 1980-х годов периодически обращалась к проблемам физкультурно-спортивной науки, поэтому нельзя категорически утверждать, что философия спорта только теперь начинает развиваться как особое направление философской мысли» [Ибрагимов, 2014: 8]. Вместе с тем он отмечает, что «в Украине вокруг физического воспитания и спорта еще только начинает формироваться философско-гуманитарная среда ученых и, к сожалению, их научные труды еще не обрели желаемой широкой огласки» [Ибрагимов, 2014: 119].

Среди публикаций прежних лет М. М. Ибрагимов выделяет диссертационное исследование И. Г. Тышковской «Диалектика социального и биологического в построении общей теории физической культуры», где «разработана концепция общеметодологических и конкретно-научных обоснований общей теории физической культуры, опираясь на которую раскрываются формы взаимосвязи биологического и социального в развитии физического совершенства человека» [Тышковская, 1989].

/50/ В последнее время, отмечает М. М. Ибрагимов, «увеличивается количество научных исследований относительно разноплановых измерений спорта (А. В. Зинюк, В. И. Лукащук, Ю. А. Семенова, О. Н. Кириленко)» и «наблюдается стремление дать концептуальное изложение спорта как социального явления» [Ибрагимов, 2014: 8–9]. В качестве примера он указывает две кандидатских диссертации.

С. Н. Бацунов в кандидатской диссертации «Спорт как социокультурный феномен» рассматривает спорт «в единстве и взаимовлиянии всех его структурных элементов», и обосновывает положение о том, что объединяющую роль в этой структуре играет «человеческая направленность спорта, которая реализуется через социокультурную, символическую, интегративную, генерализующую, познавательную, коммуникативную, гедоническую, компенсаторную, социально-эмоциональную, эстетически-эмоциональную, политическую функции, а также через функции социализации, социальной мобильности, ценностной ориентированности» [Бацунов, 2012: 15–19].

С. В. Могильова в диссертации «Современный спорт в экзистенциальном и социально-коммуникативном измерениях» развивает экзистенциалистско-феноменологический подход к философии спорта. На основе данного подхода отмечается, в частности, что «в обществе „зрителей“, или в „обществе спектакля“ возможности влияния спорта на отношения в социуме являются достаточно мощными, но одновременно не всегда предсказуемыми и восприимчивыми в своих последствиях. „Растет напряжение между экзистенциальным измерением спорта, который по своей сущности невозможен вне атмосферы свободы, и его социально-коммуникативным измерением, которое ее формирует и, следовательно, ограничивает“ [Могiльова, 2008: 3].

М. М. Ибрагимов отмечает также, что в последнее время „усиливается внимание украинских авторов к феноменологии телесности как в ее классическом философском понимании, так и в нынешней экспликации в философско-антропологической трактовке спорта и физического воспитания“ [Ибрагимов, 2014: 11]. /51/ Так, например, В. Й. Григорьев призывает к „пересмотру места и роли физической культуры и спорта в жизнедеятельности человека в XXI веке“ и к анализу их роли „в процессе самореализации, выстраивания личности“ на основе разработки философии трансформационных сдвигов [Григорьев, 2013а, б]. М. М. Ибрагимов отмечает также публикации М. В. Дутчака, В. Й. Григорьева, Л. М. Газнюк, Ю. А. Семеновой, А. В. Зинюк, Ю. А. Компаниц, В. А. Косяк, В. В. Кузнецовой, Г. М. Лаврухина, В. И. Лукащук, В. П. Люкевича, А. И. Тимофеева, Ю. А. Тимошенко в материалах социально-гуманитарной научной конференции в Киеве по проблемам поиска парадигмального подхода к определению духовных и физических компонентов здорового образа жизни [Парадигма… 2010]. Следует указать также работы С. Н. Бубки, О. Гомилко и А. Ц. Деминского [Бубка, 2011, 2012, 2014; Гомiлко, 2001; Деминский, 1996, 1997, 1999].

М. М. Ибрагимов указывает и на другие аспекты анализа украинскими исследователями проблем философии физической культуры и спорта. Так, Ю. А. Компаниец подчеркивает необходимость разработки „философии в физической культуре или физической культуры в философии“ [Компанієць, 2009]. М. В. Дутчак анализирует проблемы гуманизации в Украине спорта для всех [Дутчак, 2009]. Н. Н. Саинчук в кандидатской диссертации, посвященной физическому воспитанию и написанной в философско-аксиологическом аспекте, ставит задачей привлечь к уровкам физкультуры привлекательный для учасщихся культурологический материал, используя игровые формы и методы [Саiнчук, 2012, 2013].

Высокий уровень философской профессиональной культуры, по мнению М. М. Ибрагимова, характерен для докторской диссертации О. В. Андреевой „Теоретико-методологические основы рекреационной деятельности разных групп населения“ [Андреева, 2014]. /52/ Он указывает, что в этой диссертации выделяется несколько уровней методологии. „Первый уровень касается постановки научных проблем, определения методологического направления, где используюстя структурно-функциональные методы. К следующему уровню отнесенакультурно-антропологическая методология, включающая исторические и социологические аспекты развития физической рекреации… К третьему уровню методологии отнесен парадигмальный подход. Он включает широкий спект условий и особенностей при организации и проведения исследования и экспериментов, требования к выбору процедур, которые обеспечивают получение фактического материала, его первичную обработку и соотношение с эмпирическим опытом“ [Ибрагимов, 2014: 159].

Вместе с тем, по мнению М. М. Ибрагимова, в украинской „гуманитарной составляющей физкультурно-спортивной науки еще недостаточно освещены философские вопросы спорта, которые можно было бы представить не только в качестве отдельной проблемы, а как специальное направление в наукознании, объединяющее философию и физкультурно-спортивную область знаний. Основанием для подобного утверждения является то, что спортивная жизнь признана одной из сфер общественной жизнедеятельности как „мир спорта“, активно воздействующий на все стороны человеческого бытия. Поэтому возникает необходимость для философии, дающей целостную картину мира, оформить философию спорта в предмет специального интегративного мышления и при этом выработать свой специфический инструментарий“ [Ибрагимов, 2014: 11–12].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия физической культуры и спорта. Книга I. Метафилософский анализ: философия физической культуры и спорта как особая философская дисциплина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я