Сфера
уголовной политики регулируется уголовным законодательством, сфера личных неимущественных отношений – гражданским правом и т. п.
Последние двести лет новейшей истории можно условно подразделить на три периода: поначалу доминировали проблемы
уголовной политики, затем пальма первенства перешла к гражданскому праву, сегодня на передний план выступили задачи социальной защиты лиц с психическими недостатками.
Что касается уголовно-процессуальной политики, то в значительной мере она остаётся частью общей
уголовной политики, поскольку в политической сфере (при выработке стратегии реакции на преступление) границы между уголовным правом и уголовным процессом не столь очевидны, как в сфере юридико-технической.
Содержанием
уголовной политики является разработка целей и задач, выработка эффективных средств и методов борьбы с преступностью.
Интерес лежит в основе
уголовной политики государства и определяет основные направления её развития, что не препятствует, однако, выделению публичных и частных интересов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: интина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Иные авторы в содержании понятия
уголовной политики основное место отводят управленческому аспекту как деятельности по направлению организации всего государственного противодействия преступности.
Не возражая против подобного подхода, полагаем, что рассматривать научную обоснованность только в качестве принципа
уголовной политики крайне неверно.
Определение
уголовной политики было дано выше.
По его мысли, а равно и по мысли других авторов, придерживающихся аналогичной позиции, советская
уголовная политика призвана направлять всю деятельность государства и общественности, которая хотя бы в какой-то мере способствует решению задачи предупреждения и ликвидации преступности.
Принципы уголовного права – те отправные, обусловленные объективными закономерностями общественного развития положения российской
уголовной политики, которые, будучи закреплёнными нормами уголовного права, определяют все его содержимое.
Развитие
уголовной политики базируется на системе ценностей нашего общества и государства, складывающейся правовой системе, которая также относится к числу приоритетных общественных ценностей.
Таким образом, в основе
уголовной политики лежат общеполитические принципы и принципы, характерные для этого направления.
Основными направлениями государства по реализации
уголовной политики являются правотворчество и правоприменение.
Следовательно, задача
уголовной политики сводится к обязательному учёту всего многообразия общественно опасных и уголовно-противоправных проявлений, а равно причин и условий их возникновения, с выработкой на этой основе такого механизма противодействия преступности, который будет сопровождаться дифференцированным подходом к определению формы и содержания мер государственного реагирования.
Одним из важнейших инструментов государства по реализации
уголовной политики выступает уголовное законодательство.
Изучение процесса становления и развития научной теории
уголовной политики имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку позволяет криминологически обобщить эмпирический опыт, проследить тенденции научных исследований реалий в разные эпохи развития российского общества, проследить элементы преемственности в познании социального феномена преступности и практики воздействия на него.
Представляется, что это положение в обобщённом виде охватывает все основные направления
уголовной политики, к которым относятся выработка линии в борьбе с преступностью, определение направлений деятельности законодательных и иных органов и организаций по практической реализации этой линии, определение направлений работы по совершенствованию организации борьбы с преступностью.
Термины «уголовно-правовая», «уголовно-процессуальная», «исправительно-трудовая» политика имеют право на существование для обозначения составных частей единой
уголовной политики.
Таким образом, реализация общих целей
уголовной политики должна быть нацелена на обеспечение безопасности личности, её прав и свобод, а также общества и государства от угроз, связанных с преступностью; на достижение минимизации уровня социальной напряжённости в обществе на основе оптимального и справедливого урегулирования конфликтов, вызванных совершением преступлений; на содействие достижению социального благополучия на основе реализации идей социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, вовлечённых в конфликт, вызванный преступлением.
Уголовная политика имеет значительно более широкий предмет, чем уголовное право, и включает всю деятельность, использующую законодательные запреты в отношении деяний криминального характера, определяет задачи, содержание и формы борьбы с преступлениями, их предупреждения, пресечения и справедливого наказания за совершённые преступления.
Предметом
уголовной политики является преступность.
По его мнению,
уголовная политика представляет собой «основанное на объективных законах развития общества направление деятельности государственных и общественных органов по охране интересов граждан от преступных посягательств, путём применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, их совершившим, а также путём предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания».
Раскрытие содержания рассматриваемого признака обязывает автора вступить в дискуссию, которая ведётся в науке в связи с определением объекта
уголовной политики.
Структурный и содержательный анализ
уголовной политики позволял представителям различных научных школ рассматривать её также и как систему воздействия на преступность, составляющие части которой находятся в жёсткой функциональной зависимости и взаимосвязи.
Уголовная политика должна развиваться в направлении гуманизации, в первую очередь, по отношению к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, а также к социально уязвимым группам населения.
В рамках
уголовной политики выделяются: –уголовно-правовая политика; – уголовно-процессуальная политика; – уголовно-исполнительная политика; – политика в сфере предупреждения преступлений.
Несмотря на обширность использованных научных источников, следует отметить, что в современной юридической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты составляющих элементов
уголовной политики, и то либо на уровне принципов уголовного права, либо совокупности вопросов уголовного права, криминологии и социологии.
Уголовно-правовой аспект концепции
уголовной политики представляется как система официально принятых в государстве нормативных положений, определяющих сущность, цель, основные направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и в первую очередь средствами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
Вместе с тем до сих пор нет единства в понимании сущности
уголовной политики, её содержания, путей и средств реализации, соотношения с уголовно-процессуальной деятельностью и с иными направлениями социальной политики.
Вопросы
уголовной политики с давних пор занимают умы представителей наук криминального цикла.
Задачи уголовного процесса, как правильно отмечают многие ученые-процессуалисты, не могут не учитывать, игнорировать задачи уголовного права, при ином подходе невозможна реализация государственной
уголовной политики.
Известно также, что законодательная деятельность, приводящая к изменениям в уголовном кодексе, является составной частью
уголовной политики государства, направленной на противодействие преступности.
Если уголовное право может рассматриваться как система правовых норм, определяющих преступность и наказуемость поведенческих актов человека и обеспечивающих осуществление правосудия по уголовным делам, то
уголовная политика призвана путём определения крупномасштабных задач и направлений организации деятельности государства максимально снизить масштабы преступности и издержки от неё.
Такую классификацию подвидов
уголовной политики нельзя признать удачной.
Достаточно традиционным для теоретических исследований
уголовной политики является выделение таких форм её реализации, как правотворчество и правоприменение.
На законодательном уровне
уголовной политики, помимо уголовного права, задействованы и другие отрасли законодательства: уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное.
Неординарность целей и сложность задач, преследуемых законодателем в процессе преобразования уголовно-правовых норм, частично объясняется динамичностью социально-правовых условий жизни общества и существенными переменами основных тенденций
уголовной политики, происходящими изменениями в оценке общественной опасности отдельных категорий преступлений, появлением и распространённостью общественно опасных деяний, вызываемых новыми технологическими и научными достижениями.
Поэтому в качестве общего понятия
уголовную политику можно рассматривать как выработанную государством генеральную линию, определяющую основные направления, цели, принципы и средства воздействия на преступность путём формирования уголовного законодательства, направления практики его применения, а также воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения.
Таков в самых общих чертах тот социально-экономический фон, на котором приходится рассматривать
уголовную политику и практику применения наказания в абсолютном большинстве стран региона.
При этом «общественные экономические отношения, основанные на принципах законности, свободы экономической деятельности, добросовестной конкуренции, добропорядочности субъектов экономической деятельности охраняются методами
уголовной политики и уголовного закона от наиболее опасных видов посягательств на них».
Смертная казнь – это не только инструмент
уголовной политики, но и социокультурный феномен.
Социальная обусловленность образования института
уголовной политики в сфере уголовной юстиции, предопределённая очевидной опасностью преступного посягательства на сложившиеся в государстве общественные отношения или реальной угрозы их осуществления, представляет объективную социально-экономическую основу для формирования и развития института криминализации.
Альтернативный характер словосочетаний «борьба с преступностью» и «противодействие преступности» указывает на то, что определение функциональных горизонтов
уголовной политики может быть произведено при помощи и одного, и другого выражения: каждое из них обозначает оказание наступательного воздействия на преступность.
Возможность и обоснованность закрепления норм об освобождении от уголовной ответственности в отечественном уголовном законодательстве связаны не только с формированием понятия уголовной ответственности, но и с определённой направленностью
уголовной политики государства.
Современная
уголовная политика направлена на урегулирование уголовно-правового конфликта мирным путём с максимальным возмещением вреда, причинённого общественным отношениям и потерпевшим от преступления.
Поэтому задачи формирования
уголовной политики определяются теорией уголовного права соответственно с созданием необходимых условий для реализации выдвигаемых ею целей.
Иными словами,
уголовная политика определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью, имея в качестве конечной цели максимальное сокращение преступности на основе устранения причин и условий, её порождающих, и используя в качестве средств уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право и меры профилактики.
Правильная и полная квалификация, во-первых, указывает на уровень профессиональной готовности юриста к применению им уголовного закона, реализации принципов уголовного права: законности, виновной ответственности, обеспечения справедливого наказания виновных, т. е. реализации целей уголовного закона, во-вторых, предоставляет возможность точного суждения о регистрируемой преступности и выработки адекватных мер
уголовной политики.