Кант отказался от наивного
тождества бытия и мышления, он увидел пропасть, лежащую между человеком и миром, осознал трагизм попыток её преодоления.
В условиях
тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности.
Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о
тождестве бытия и мышления.
Вопрос заключается только в том, представляет ли это тождество фактическое
тождество бытия или его нужно понимать именно как тождество в разуме, в разумном содержании.
Во всём этом есть элемент старой онтологии, старого
тождества бытия и мышления, но – как уже указывалось выше – с той разницей, что бытие и мышление тождественны не в бытии, не фактически, а в логосе, в разумном содержании того и другого, в бытии же они различны и грань между ними есть.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перезябнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Теория познания, основанная на идее
тождества бытия и мышления – это нечто иное, как «объективный идеализм» или «платонизм».
Открытие их горделиво ставит себе в заслугу наука, напрасно при этом, по мнению экзистенциалистски настроенных мыслителей, забывая, что за тонкой корой освоенного ею колышется неисчерпаемый, сколько ни старайся, хаос, время от времени прорывающийся наружу и напоминающий о всемогущей случайности как исходной и единственно несомненной «структуре» сущего. «Философия существования», питаясь болезненным смущением умов перед историческими потрясениями нашего века, отвергала присутствующую подспудно или явно почти во всех построениях европейского рационализма посылку о глубинном
тождестве бытия и мышления, согласно которой человеческий дух и окружающий мир в конечном счёте обладают одинаковой природой, что и позволяет, с одной стороны, обосновать безграничные возможности разума познавать ход вещей, а с другой – полагать этот ход вещей где-то в своих потаённых недрах разумным даже тогда, когда секреты такой разумности пока что не раскрыты.
Только в этом случае сам процесс познания идеальной и абсолютной сущности власти наполняется подлинным гносеологическим принципом (principium cognoscendi), внутри которого возникает относительное
тождество бытия и познания.
С точки зрения классической рациональности, признание всеобщности и необходимости научного знания требует признания какой-либо версии
тождества бытия и мышления (то есть предустановленной гармонии двух субстанциальных сущностей).
Однако отказ этот нередко предполагал отрицание не только очевидного ранее
тождества бытия и понятия, взаимной трансформируемости слов и вещей, но и игнорирование всякой теории, выходящей за пределы опыта отдельного субъекта.
Если же, напротив, благодаря этому
тождеству бытия и мышления личность самого проф.
Он создал философию «трансцендентального идеализма», основанного на понятии абсолютного
тождества бытия (природы) и мышления, считал, что противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа снимаются в некоем абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального.
Мы приходим, таким образом, к парменидову принципу «
тождества бытия и мышления»: «одно и то же мысль и то, о чём она существует».
Эта констатация идентичности различных форм бытия, выяснения
тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира является ядром учения упанишад.
Гегелевский принцип
тождества бытия и мышления раскрывается как свободное отчуждение абсолютной идеи в природу и обратное восстановление её содержания в качестве духа мировой истории.
Архитектурный модернизм впервые в человеческой истории выдвинул требование полной и безоговорочной рационализации не только сложившейся системы понимания действительности, но и самой жизни, самой этой повседневной действительности, – требование, в котором слышится отчётливое эхо гегелевской утопии
тождества бытия и мышления.