Кант отказался от наивного
тождества бытия и мышления, он увидел пропасть, лежащую между человеком и миром, осознал трагизм попыток её преодоления.
В условиях
тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности.
Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о
тождестве бытия и мышления.
Но мысль не должна быть противоречивой, поэтому если признать
тождество бытия и мышления (т.е. познаваемость мира), то в объективном мире также не должно быть места и для противоречивых явлений.
На наш взгляд, единственным надёжным основанием классификации антропологических концепций может быть только единство
тождества бытия человека и различий в формах его существования, позволяющем обозначить не только различные подходы, но и их систематическое единство.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: издерживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако отказ этот нередко предполагал отрицание не только очевидного ранее
тождества бытия и понятия, взаимной трансформируемости слов и вещей, но и игнорирование всякой теории, выходящей за пределы опыта отдельного субъекта.
Гегелевский принцип
тождества бытия и мышления раскрывается как свободное отчуждение абсолютной идеи в природу и обратное восстановление её содержания в качестве духа мировой истории.
Во всём этом есть элемент старой онтологии, старого
тождества бытия и мышления, но – как уже указывалось выше – с той разницей, что бытие и мышление тождественны не в бытии, не фактически, а в логосе, в разумном содержании того и другого, в бытии же они различны и грань между ними есть.
Несмотря на эти идеи, в целом для рационалистической традиции характерно придание бессознательной активности статуса «несовершенного бытия», связанное с коренным постулатом cogito – положением о
тождестве бытия и мышления.
Он создал философию «трансцендентального идеализма», основанного на понятии абсолютного
тождества бытия (природы) и мышления, считал, что противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа снимаются в некоем абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального.
Только в этом случае сам процесс познания идеальной и абсолютной сущности власти наполняется подлинным гносеологическим принципом (principium cognoscendi), внутри которого возникает относительное
тождество бытия и познания.
Если рассматривать эту идею в
тождестве бытия и сознания, мы увидим процесс взаимостановления.
Если же, напротив, благодаря этому
тождеству бытия и мышления личность самого проф.
Получается, что совершеннейшее
тождество бытия и представления – в самом знании.
Понятие материи как объекта сомнения следует из cogito с той же очевидностью, как и рационалистическое
тождество бытия и мышления.
Открытие их горделиво ставит себе в заслугу наука, напрасно при этом, по мнению экзистенциалистски настроенных мыслителей, забывая, что за тонкой корой освоенного ею колышется неисчерпаемый, сколько ни старайся, хаос, время от времени прорывающийся наружу и напоминающий о всемогущей случайности как исходной и единственно несомненной «структуре» сущего. «Философия существования», питаясь болезненным смущением умов перед историческими потрясениями нашего века, отвергала присутствующую подспудно или явно почти во всех построениях европейского рационализма посылку о глубинном
тождестве бытия и мышления, согласно которой человеческий дух и окружающий мир в конечном счёте обладают одинаковой природой, что и позволяет, с одной стороны, обосновать безграничные возможности разума познавать ход вещей, а с другой – полагать этот ход вещей где-то в своих потаённых недрах разумным даже тогда, когда секреты такой разумности пока что не раскрыты.
Анализ противоположения тела и духа продвигает нас ещё на один «шаг» в раскрытии бесконечного познавательного богатства cogito и подводит к «последнему основанию» рационализма – понятию
тождества бытия и мышления.
Тождество различения и выбора в акте cogito обладает такой же самоочевидной достоверностью, как и
тождество бытия и мышления.
Вопрос заключается только в том, представляет ли это тождество фактическое
тождество бытия или его нужно понимать именно как тождество в разуме, в разумном содержании.
Все колебания, даже видимость колебаний, относительно того, мыслится ли в философской мысли только субъективное отношение или сама вещь, должны были исчезнуть раз и навсегда, поскольку феноменология представила философское сознание как сознание
тождества бытия и мышления.
Объективная истина не относится к идеологии, а является базовой категорией научного познания, в том числе в господствующей в современной российской, да и мировой, науке методологии диалектического материализма, основным постулатом которого является
тождество бытия и сознания.
Архитектурный модернизм впервые в человеческой истории выдвинул требование полной и безоговорочной рационализации не только сложившейся системы понимания действительности, но и самой жизни, самой этой повседневной действительности, – требование, в котором слышится отчётливое эхо гегелевской утопии
тождества бытия и мышления.
Мы приходим, таким образом, к парменидову принципу «
тождества бытия и мышления»: «одно и то же мысль и то, о чём она существует».
Эта констатация идентичности различных форм бытия, выяснения
тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира является ядром учения упанишад.
Лаканизм в языкознании равноценен фрейдизму в психологии: методологические противоречия обоих удалось возместить вовсе не благодаря монополии на бессознательное, а вопреки монополии самого бессознательного на
тождество бытия и мышления; непрозрачность мотивации между свободой мысли и свободой слова является соразмерной с действием принципа «изначального опоздания», который усиливает отчуждение логоса от истины, подменяя её мифом как одной из дискурсивных практик.
Отсюда с неизбежностью следует вывод о
тождестве бытия и мышления – вывод, лежащий в фундаменте всей «философии самосознания».
И для этого ему совсем не нужно знать закон «
тождества бытия и мышления».
Для него тождество мышления и бытия синонимично
тождеству бытия и мышления.
С точки зрения классической рациональности, признание всеобщности и необходимости научного знания требует признания какой-либо версии
тождества бытия и мышления (то есть предустановленной гармонии двух субстанциальных сущностей).
Теория познания, основанная на идее
тождества бытия и мышления – это нечто иное, как «объективный идеализм» или «платонизм».