Интент-анализ, обращаясь к изучению интенциональных оснований речи и дискурса, опирается на наработки
теории речевых актов, контент- и дискурс-анализа.
Метод опирается на практику других подходов к изучению речи и дискурса, в числе которых контент-анализ,
теория речевых актов, дискурс-анализ и др.
На этой принципиальной основе началась разработка основных положений теории, которая в дальнейшем получила известность как
теория речевых актов.
Несмотря на различные и даже радикально противоположные интерпретации процесса массовой коммуникации, эта модель до сих пор остаётся базовой для всей современной коммуникативистики – от функционального анализа эффектов массовой коммуникации до структурной лингвистики и
теории речевых актов.
В дальнейшем она получила своё развитие в рамках
теорий речевых актов, коммуникативного действия, символического интеракционизма и когнитивной лингвистики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неодарвинизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Центральным в
теории речевых актов является то, что значение утверждений определяется в рамках интерсубъективно разделяемых социальных норм, правил и социальных конвенций.
Понимание конструктивизма в международных отношениях не представляется возможным без рассмотрения немецкого идеализма,
теории речевых актов и когнитивной лингвистики.
Теория речевых актов во многом впитала в себя логику немецкого идеализма в том плане, что она тоже не приемлет утилитаризм.
Методологию конструктивистов невозможно понять без рассмотрения
теории речевых актов.
В целом немецкий идеализм как методология,
теория речевых актов и когнитивная лингвистика являются концептуальной базой для понимания теории конструктивизма в международных отношениях.
Теория речевых актов также оказала огромное влияние на развитие конструктивизма в международных отношениях.
В
теории речевых актов язык становится не только инструментом описания социальной действительности, но и играет огромную роль в совершении определённых социальных актов, т.е. в конструировании социальной реальности.
В рамках коммуникативного подхода к изучению языка выделилось несколько направлений: функциональная грамматика, прагматика, лингвистика текста,
теория речевых актов и др.
Begriffsgeschichte основное внимание уделяет структурам и процессам,
теория речевых актов делает акцент на «человеческом факторе» как двигателе интеллектуальной истории.
Вместо построения истории идей, которая служит фоном для других типов историй,
теория речевых актов и Begriffsgeschichte пытаются восстановить мышление во всей его контекстуальной сложности и, отталкиваясь от этого, подвергнуть критической рефлексии идеологические нарративы.
Теория речевых актов изменила основной исследовательский фокус традиционной англоязычной истории политической мысли, рассматривавшей идеологии как более или менее систематизированные идейные конструкции с высокой степенью преемственности.
Подчёркнутое внимание к контексту, во многом продиктованное развитием
теории речевых актов и Begriffsgeschichte, привело к формированию исследовательской перспективы, в рамках которой идеология представляется сочленённой с происходящими историческими событиями.
Второй тип философского текста он, используя понятие из
теории речевых актов, называет «перформативным».
Можно выделить два наиболее авторитетных исследовательских направления:
теория речевых актов и история понятий(последняя больше известна под своим немецким наименованием Begriffsgeschichte).
Возможно, это закономерная реакция на длительный период всемирного лингвистического увлечения формализацией языка, логико-семантическими построениями,
теорией речевых актов, прагматикой и прочими «строгими» областями языкознания.
Можно сказать, что в
теории речевых актов политическая мысль стала политическим действием, тогда как традиционные подходы изучали способы, посредством которых общефилософские идеи приспосабливались к политике, приобретая характер идеологий.
Аналогией к такому положению вещей может служить изучение языка, согласно которому минимальной единицей человеческой коммуникации полагается высказывание, а не то (как это акцентируется в
теории речевых актов), чем – какой интенцией – оно порождается.
При этом школу Begriffsgeschichte и
теорию речевых актов нельзя рассматривать как идентичные в своих исследовательских подходах.
Школы
теории речевых актов и Begriffsgeschiche оказали большое влияние на исследовательское сообщество.
И, наконец, в-пятых, позиция адресата письменного дискурса всегда отдалена от адресанта пространственным и временным зиянием, что имеет, если продумать эту мысль до конца, весьма существенные последствия для всей бахтинской теории – как и для
теории речевых актов.
Основной тезис
теории речевых актов заключается в том, что речевые акты не только регулируют общество, но и конституируют его; они конструируют социальные институты, в рамках которых люди мыслят, анализируя ситуации и проблемы с учётом коллективных целей.