Отсюда внимание современной методики к дискуссии, проектной деятельности, публичным
речевым жанрам.
Представляется, однако, что академическая лекция как
речевой жанр имеет целый ряд особенностей и разновидностей.
Разработано большое число
речевых жанров науки: научная монография и научная статья, диссертационная работа, учебник, научно-технические инструкции и правила, аннотация, реферат, научный доклад и лекции, а также жанры научно-популярной литературы.
– Что это было? Что за «неприличный» для священника
речевой жанр? Почему батюшка заговорил таким голосом?
К наиболее актуальным в современной теории
речевых жанров относится проблема «жанр и культура».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: офтальмия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первичные
речевые жанры обслуживают сферы бытования разговорной речи, просторечия и диалектов.
Историческая жизнь места (локуса) сопровождается непрерывным процессом символизации, результаты которой закрепляются в фольклоре, топонимике, исторических повествованиях, в широком многообразии
речевых жанров, повествующих об этом месте, и, наконец, в художественной литературе.
Цели:Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными
речевыми жанрами.
Парадигматический аспект коммуникативных стратегий автора проявляется в общей семантике высказываний определённого
речевого жанра, рассеянных по всему корпусу его произведений.
Однако это не мешает учёным сохранять само понятие
речевого жанра и описывать частные жанры.
Заметим, однако, что такая постановка вопроса делает «безразмерную» задачу изучения
речевых жанров ещё более масштабной.
Мы полагаем, что именно в силу своей актуальности гламурный дискурс развивается в сверхтекст, в конгломерат текстов разных
речевых жанров – от аналитической статьи до анекдота.
Предметом исследования в лингвистической теории
речевых жанров является, по преимуществу, современная русская речь.
Изучение литературных жанров в таком случае становится частью более широкой проблемы – изучения текста как контаминации первичных и вторичных, элементарных и комплексных, монологических и диалогических
речевых жанров, построенной по (нестрогим) правилам «грамматики речи» в соответствии с коммуникативной стратегией автора.
Здесь мы дадим только краткое обоснование избранной нами классификации, более подробные справки о содержании и структуре классов
речевых жанров будут даны в преамбуле к каждой главе.
Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем
речевыми жанрами.
На самом деле шесть перечисленных содержательных признаков
речевого жанра представляют собой не некие объективные, как это могло бы на первый взгляд показаться, характеристики высказывания, его места в процессе общения, а также участников этого общения, а зафиксированную в данном высказывании оценку всех упомянутых параметров говорящим.
Ключевые
речевые жанры рассматриваются как формы отклика на первичное информационное сообщение, актуализация которых подчиняется определённой логике и воплощается в соответствующей этой логике последовательности.
Задачи:Формирование представлений о
речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учётом адресата и ситуации общения.
Насколько мы можем судить, в типе текста и
речевом жанре повествование совпадает когнитивный аспект, т.е. воплощаемая когнитивная единица, соотносимая с ситуацией-темой.
Народная загадка – один из самых древних
речевых жанров.
Развёрнутые повествования, представляющие вариативность соответствующего
речевого жанра, характеризуются иерархией целей, хотя основной целью остаётся информирование.
При дискурсивном анализе повествования грани между типом текста и
речевым жанром стираются, поскольку дискурсивные варианты нарратива отличаются не столько текстовыми, сколько коммуникативными параметрами.
Как особый
речевой жанр экфразис является субъектно-объектной и импрессивно-экспрессивной категорией диалогического дискурса и межвидового цитирования.
Странно, что проза в её повествовательном, нарративном изводе вообще существует: пересказывание происходящего должно б, по идее, остаться
речевым жанром, уйти в устную речь.
Можно попробовать считать такие жанры «субжанрами» более широкого жанрового единства («гипержанра», «жанрового кластера»): например, рассматривать короткую военную команду как часть
речевого жанра приказа.
Во-первых, положение о единстве субъекта исключает из числа
речевых жанров диалог и полилог (светская беседа, спор, ссора и т. д.), в которых участвуют двое и более говорящих.
Во-вторых, высказывание, произнесённое или написанное одним человеком и ограниченное с двух сторон сменой субъектов, может содержать внутри себя высказывания, принадлежащие к нескольким
речевым жанрам – как в бытовой речи, так и в книге, состоящей, например, из посвящения – предисловия – основной части – заключения.
Этот критерий, как мы уже сказали, даёт основание для ряда наиболее распространённых в современной лингвистике типологий
речевых жанров.
Единственное безусловное разграничение, которое в настоящее время принимается практически всеми лингвистами, – это деление
речевых жанров на информативные и фатические.
Нам представляется необходимым выделить ещё один вид
речевых жанров, близкий, но не тождественный императивным: аффективные жанры, задачей которых является убеждение собеседника, а не побуждение его к прямому действию.
Чисто информативные
речевые жанры тоже могут существовать только как исследовательская абстракция – по крайней мере, в устной коммуникации.
Повествователь, как любая другая коммуникативная инстанция текста, не исключён из континуума
речевых жанров, он может говорить только ими.
Однако начнём мы с синтагматики, а именно – с попытки описания чеховской «грамматики
речевых жанров» на материале ранних рассказов.
Но прежде нам нужно попробовать осознать роль
речевых жанров в дочеховской литературе.
Именно в этой сфере духовного он размещает свои рассуждения о проблемах
речевых жанров, о постижениях философии слова и языка, о новых задачах познания.
Анекдот – это отдельный
речевой жанр: его важно правильно подать, грамотно подобрать.
Смайл-поколение овладело не только английским сленгом, но и целым
речевым жанром, который не был свойственен русскому языку.
Меня вообще беспокоит та ожесточённая конфронтация, которая нынче возникла между людьми
речевого жанра и представителями других видов труда, не только военными.
Полетели инструменты поповского делания – ноги (ломят, опухают, особенно трудно стоять службы; а пить надо было меньше) и зубы (сломался протез; новый стоит кучу денег, а без него никак, ибо поп – работник
речевого жанра).
Надев на себя маску беспечности, славный представитель
речевого жанра старательно отрабатывал свой гонорар.
Таким образом, речь как медицинских работников, так и рожениц предстаёт в виде различных клише, а используемые ими
речевые жанры переходят в разряд малых фольклорных жанров.
Если бы выступающему приходилось создавать
речевые жанры впервые в процессе речи, политическая коммуникация была бы невозможна.
В соответствии с этим принципом организованы многообразные
речевые жанры, иначе – жанры дискурсов, соотносящихся с социокультурными сферами общения – деловой, юридической, публидиетической, научной, образовательной и др.
Итак, в типологическом пространстве политического дискурса можно выделить ряд разновидностей, каждая из которых представлена определённым набором
речевых жанров.
Ключевым моментом становится систематическое овладение различными
речевыми жанрами, в том числе – жанрами художественной литературы.
Формирование потребности у ребёнка в активном взаимодействии со взрослыми и сверстниками через активизацию словаря и расширение представлений детей об этикетных
речевых жанрах «просьба», «извинения», «благодарность», «отказ».
Неслучайно настолько востребованным оказался
речевой жанр портрета, который представлен как традиционными журналистскими видами текста – портретное интервью, очерк, некролог, так и новыми форматами – инфографика, лонгрид, таймлайнер и др.
Эти образцы называются
речевыми жанрами.
С помощью интенционально-стилистического анализа, лингвопраксиологического анализа, моделирования с целью экспликации
речевых жанров, а также авторской методики анализа феноменологических характеристик процесса оценивания произведения искусства современный российский арт-медиадискурс представлен нами как динамичный процесс, развивающийся по собственным законам и оперирующий специфическим набором композиционно-речевых жанровых моделей.