Глобализация – данность нашего времени, современная среда социальной и профессиональной активности
субъекта труда.
Она может восприниматься лишь как одна из профессиональных характеристик
субъекта труда и как характеристика социального положения или продвижения человека.
Живой труд – это не просто физические способности
субъекта труда, но и культурный уровень работника, технические навыки, моральное сознание и т. д.
Решение задачи обеспечения высокой работоспособности
субъекта труда возможно на основе изучения и учёта особенностей механизмов психической регуляции его рабочего поведения.
Психологическое изучение
субъекта труда // Психологический журнал. 2008.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сантал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Экспериментальные данные позволяют считать, что звенья (или этапы) регуляции формируются в процессе освоения человеком профессиональной деятельности, а уровень их развития (адекватность, устойчивость и др.) определяется как спецификой трудового процесса, так и индивидуальными особенностями
субъекта труда.
Но на развитие индивидуальных ресурсов в процессах профессионализации и самореализации влияют имеющие большое значение для эффективной деятельности
субъекта труда внешние по отношению к нему ресурсы (социальная поддержка, финансовая свобода и др.).
Этот подход, во-первых, основан на изучении закономерностей социального и психического развития
субъекта труда на этапах профессионального пути; во-вторых, в нём предусматриваются возможности активного управления процессом формирования профессиональной пригодности и профессионального развития личности; в-третьих, он ориентирован не только на изучение особенностей становления профессионала, но и на психологический анализ существующих и перспективных видов деятельности, механизмов психической регуляции процессов адаптации к ней и согласования ресурсных возможностей человека и требований профессии.
Тем более некорректно обобщать личностные предикторы формирования дезадаптационных состояний
субъекта труда по профессиональной сфере в целом (в нашем примере таковой является «Медицина»).
Оправданный поиск возможных причин ненадёжных действий
субъекта труда осуществляется в соответствии с раскрытием динамики работоспособности, характеристикой её основных фаз (врабатываемости, устойчивой работоспособности и её падения), выявлением тех факторов, от которых зависит их продолжительность.
Выделены сложившиеся в русской культуре представления об индивидуально‐психологических различиях
субъектов труда, о «взаимосоответствии требований профессии и человека» («Всяк годится, да не на всякое дело»; «Волк – не пастух, свинья – не огородник»; «Молодой – на битву, старый – на думу», «Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч» и др.), о праве «человека на индивидуальный стиль деятельности, на творческую самостоятельность и своеобразие» («Мас тёр мастеру – не указ»; «Всякий мастер про себя смастерит» и др.).
Исходя из широты понятия «профессиональные способности», автор предлагает рассматривать их как «синтез разных потенциалов
субъекта труда» (Завалишина, 1991, с. 119).
Распределяемость и эффекты истощения осознанной саморегуляции и её способность к восстановлению как ресурса были выявлены и описаны в психологических исследованиях, посвящённых проблеме
субъекта труда в ситуациях достижения общей профессиональной цели различными членами коллектива, утомляемости в условиях монотонии и т. п.
Результаты психолого-педагогических исследований, изложенные в учебном пособии, имеют научную новизну, поскольку представлено описание зрелости профессионального мышления как свойства
субъекта труда.
Проблема профессионального самоопределения личности в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов в формировании
субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений.
Если в обсуждении темы профессиональной карьеры не абстрагироваться от множества реалий, важными временными и пространственными факторами становления и эволюции
субъекта труда следует признать актуальные условия его работы в конкретной организации.
Осуществлению технологических функций по обработке сырого материала должно предшествовать формирование у
субъекта труда общей картины предстоящей работы – её условий и средств, конечного результата (какое орудие предполагается изготовить, и каковы его качества), а также требований к исходному материалу («заготовке»), используемому для обработки.
Обоснованы представления о стрессоустойчивости
субъекта труда как интегральном свойстве человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней и внутренней среды и деятельности; во-вторых, определяется уровнем его функциональной надёжности; в-третьих, проявляется в активации психологических, физиологических, поведенческих ресурсов организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности деятельности.
Можно предположить, что данный феномен будет по-разному проявляться в деятельности работников технономических, биономических, сигнономических, артономических и социономических специальностей из-за множества факторов, среди которых специфика характера работы и весь спектр особенностей самой профессии с одной стороны, и набор индивидуальных личностных черт
субъекта труда с другой.
Теоретический анализ работ отечественных учёных, посвящённый изучению данной проблемы, показал, что одним из ведущих критериев профессионального развития студентов выступает формирование профессиональной идентичности, которая определяет степень сформированности личности
субъекта труда, на определённой стадии его профессионального становления.
Актуальность исследований в области профессиональной активности
субъекта труда продиктована на современном этапе характеристиками постмодернистского периода: быстротечностью, неопределённостью, быстро меняющимися социально-экономическими условиями, всеобщей информатизацией, двойственностью и непредсказуемостью жизненных контекстов современности, технологичностью, высокими требованиями к личности профессионала.
Изучение проблемы профессионализации
субъекта труда основывается прежде всего на результатах исследований динамики психической жизни личности.
Сама же профессиональная деятельность оценивается
субъектом труда как важнейшая жизненная ценность.
Проблему утомления необходимо изучать в связи с теми процессами в организме и психике
субъекта труда, которые предопределяют это состояние, характеризуют его причинно-следственные связи не только с влиянием факторов среды на возникновение утомления и его динамику.
Термин «профессиональная культура» представляет собой социологическую категорию, характеризующую социально-профессиональное качество
субъекта труда.
Для развития стресса важным условием является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы
субъекта труда, которые обусловливают субъективную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности её преодоления, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т. д.
Разумеется, обилие несчастных случаев, катастроф сильно подрывало надежду на возможности человека, противостоящего технике, и породило ряд частью необходимых, частью избыточным мер, предполагающих чисто внешние по отношению к
субъекту труда средства регуляции его поведения и деятельности (начиная от запретов, ограждений опасных мест и кончая детализацией инструкций, предписаний работающим).
Профессиональное становление педагога – профессионализация человека (раскрытие его сущностных сил в профессии) в ходе формирующих и собственно субъектных воздействий, характеризующаяся системностью и динамичностью личностных и деятельностных преобразований
субъекта труда.
Исследователи в качестве специфической деформации личности и деятельности педагога выделяют процесс «вживания» в образы других людей, что является небезопасным для психического здоровья
субъекта труда.
Стабилизирующий компонент повышает гарантии выживаемости человека за счёт социальных институтов, сплачивающих людей в единое целое с разделением ролей и функций, с воспроизведением
субъектов труда и трудовых отношений через институты обучения и закрепления знаний.
Таким образом, обеспечивается преемственность как внутри династии, так и в самом производстве, что является важным условием для функционирования предприятия как коллективного
субъекта труда.
С позиций системного подхода к профессиональному становлению оценка профессиональной успешности
субъекта труда зависит от того, насколько созданный им результат деятельности совпадает с идеальным образом.
Коммуникативная природа деятельности педагога предполагает развитость таких качеств, как эмпатия и рефлексия; их взаимодействие обеспечивают творческую направленность профессии и саморазвития
субъекта труда.
Можно говорить о расширении и развитии содержания феномена и о продвижении от описания учёными внешних должностных и статусных характеристик
субъекта труда к раскрытию характеристик содержательных – профессиональных, личностных (ценностных, смысловых), от формальных – к динамическим параметрам, от общих жёстких схем – к признанию гибких траекторий и возможности повторения отдельных циклов, от учёта условий труда и результатов деятельности субъекта – к познанию отношений в системе «человек – мир».
Первое из них – эксплуатационное – имеет целью предупреждение снижения работоспособности специалистов в системах управления техникой за счёт активного приспособления человека к условиям трудовой деятельности, исходя из специфики содержания, условий и организации трудового процесса, а также психологических особенностей
субъекта труда на различных стадиях профессионализации.
Ещё одним фактором, усугубляющим эти процессы, является глобализация – процесс объективный, развивающийся по естественным законам; глобализация – данность нашего времени, современная среда социальной и профессиональной активности
субъекта труда.
Психологический анализ социальной адекватности профессиональных действий
субъекта труда в рамках глобального мира позволяет выделить следующие изменения в функциях профессии: прагматическая функция начинает соотноситься с наднациональными критериями эффективности в рамках международного разделения труда; организационная структура профессии вынуждена подстраиваться под мировой уровень информационных и обеспечивающих технологий; социальная функция профессии перестраивается в сторону соответствия общецивилизационным критериям и мировым стандартам безопасности и социальной эффективности труда.
Специфика педагогического труда обусловлена его объективной структурой (цель, задачи, средства и предмет труда, результат), а также особенностями взаимодействия её компонентов и развитием
субъекта труда под влиянием указанных факторов.
Профессионализм – это, прежде всего, качественная личностная характеристика
субъекта труда, которая характеризует наличие у человека высокого уровня развития профессионально важных качеств, личностно-деловых качеств и притязаний, мотивационной сферы и ценностных ориентаций личности.
Достижение удовлетворённости трудом, в свою очередь, зависит от комплекса индивидуальных особенностей
субъекта труда.
Контролирующая функцияобеспечивает контроль над реализацией мер и программ, а также отслеживает эффективность результатов деятельности
субъекта труда.
Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность
субъекта труда и определяющих её, представляет собой процесс мотивации его поведения.
Профессиональную компетентность сегодня понимают как определённое психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определённые трудовые функции [3]; как профессиональную подготовленность и способность
субъекта труда к выполнению задач и обязанностей в повседневной деятельности [5].
Это в большей степени продукт наших возможностей реализации функциональных ресурсов (физиологических, психологических, профессиональных и др.) и резервов организма и психики, мотивационно-волевого, эмоционального, когнитивного и прочего потенциала
субъекта труда.
Это зависит, во-первых, от экстремальности содержания, условий и организации труда, возрастания уровня профессиональных требований к состоянию ряда психических и физиологических функций человека, а, во-вторых, от особенностей, возможностей, функциональных ресурсов организма и психики
субъекта труда.
Предполагалось, что врач знает, как оценить здоровье, а организатор производства – опыт, «хорошее поведение», надёжность, рассеянность, несерьёзность в работе и прочие качества
субъекта труда.