Речевая форма реализации гностической функции – диалог, информационный контакт
субъектов общения, каждый из которых обращается именно к этому партнёру, слушателю.
Интент-анализ предусматривает изучение психологического содержания речевого материала с целью выявления актуальных интенций
субъектов общения.
Однако многолетние исследования, проведённые на самых разных категориях испытуемых («афганцах», агрессивных подростках и др.), показали, что успешность взаимопонимания также в значительной степени зависит от личностных качеств
субъектов общения.
Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия
субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – её вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учётом использования медиатехнологий и их технической оснащённости.
Совершенно не случайно, что автор в двух местах своей статьи определяет общение как своего рода “социальную экологию”: действительно, для него общение есть в первую очередь процесс взаимного приспособления
субъекта общения и деятельности и социальной среды, в которой он действует и общается.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: априористический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При выраженности фемининных признаков люди ориентированы на диалогическое общение, которое «включает убеждение человека в том, что, если собеседник что-то говорит, то он обращается к нему как равноправному партнёру, подлинному
субъекту общения», т. е. преобладает субъект-субъектный тип коммуникации.
Если исследования медиадискурса раскрывают возможности интент-анализа в реконструкции интенций, сопряжённых, в первую очередь, с ситуационным и социокультурным контекстом, то анализ повседневного диалога позволяет обнаруживать интенции, соотнесённые в большей степени с личностной сферой
субъектов общения, их отношениями (Зачесова, 2002, 2007).
Принципиально важным является вывод о сложном опосредствованном влиянии общения на психические процессы, определяемом совокупностью детерминант: характером совместной деятельности (её содержание и степень сложности); спецификой ситуации взаимодействия (экстремальная, нормальная, экспериментальная, естественная и т. д.); индивидуально-психологическими характеристиками
субъектов общения (коммуникативные навыки, подготовленность к деятельности и общению, мотивация и т. д.); социально-психологическими факторами (особенности отношений участников общения, их модальность, уровень сработанности и совместимости и т. д.).
В качестве
субъектов общения могут выступать как отдельные люди, так и целые группы.
Современный психоанализ доказывает, что чем раньше ребёнок вступает в пространство социального взаимодействия как равный
субъект общения и речи, тем раньше диада «мать– ребёнок» перевоплощается в триаду «мать – отец – ребёнок», «родители– ребёнок – общество», тем устойчивее структурируется психическое развитие ребёнка, тем гармоничнее психосоматическое единство и равновесие.
Из этого определения логически следует, что всякое общение есть воздействиена
субъекты общения, причём воздействие обоюдное.
Теперь рассмотрим особенности процесса взаимовосприятия и понимания
субъектов общения – перцепции.
Иногда
субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения.
Кроме того, субъективные пространства, построенные двумя субъектами в коммуникативном процессе и при наблюдении одних и тех же реалий объективного пространства, благодаря физиологической общности
субъектов общения «настраиваются» друг на друга, формируя объединённое по общим реалиям и понятиям общее пространство субъективной реальности, в котором и разворачивается совместная психическая активность общающихся людей – при участии совместно формируемого намерения.
Личность становится персонифицированным
субъектом общения.
Именно в общении и обмене мнениями (и даже претензиями, намерениями и обещаниями) возникает учёт ресурсов оппонентов и их способности быть полезными или опасными для существования
субъекта общения.
При профессиональном общении
субъектами общения являются представители однородных профессиональных групп, которые решают единые задачи, используют принятую в данной сфере терминологию.
Но, к сожалению, чаще всего оно носит линейный характер, т. е. ограничивается либо субъект-субъектным чередованием мысли (диалог в контексте формулы «Я» —«Ты»), либо монологическими, разнотемными суждениями
субъектов общения, в результате чего его участники не успевают войти в дискуссию, а иногда, к сожалению, это и не предполагается регламентом.
Другая классификация осуществляется с учётом
субъектов общения.
Одна из таких разработок делит
субъектов общения на два тина: манипуляторови актуализаторов.
Лицо, или ипостась, человека есть таинственная реальность, самостоятельный
субъект общения, действующий всей совокупностью своих внутренних «сил» и их связей, но не отождествляемый ни с одной из них.
Таким образом, диалог нужен для выяснения принципиальных отличий между мнениями
субъектов общения.
Но наряду с личностными особенностями
субъектов общения большую роль в порождении лжи играют ситуативные факторы.
Эмпатия возникает лишь тогда, когда в процессе общения, особенно при сложившемся непонимании, субъекты стремятся к взаимопониманию, рассматривая друг друга в качестве не столько объектов познания, а сколько
субъектов общения, имеющих свой, в чём-то уникальный, внутренний мир.
Особое значение в детско-родительских отношениях приобретают эмоциональная и духовная близость, а воспитание преобразуется в диалогический процесс, в котором оба
субъекта общения равноправны и не только родители «учат детей», но и родители «учатся» вместе с детьми и у детей.
Эффективность воздействия определяется не только тем, каким способом воздействуют на человека, но и тем, как оно осуществляется (вежливо или грубо обращаются друг к другу
субъекты общения), а также какими качествами личности обладают тот, кто воздействует, и тот, на кого воздействуют.
Два
субъекта общения говорят о чём угодно и когда угодно, не испытывая трудностей и дискомфорта.
Например, в исследовании взаимосвязи экопсихологических типов взаимодействия с личностными качествами
субъектов общения и совместной учебной и профессиональной деятельности показано, что в ситуациях общения в качестве предикторов экопсихологических типов взаимодействия в общении выступает общность личностных ценностей, а в ситуациях учебной деятельности общность личностных черт (Капцов, Панов, 2019).
Умения межличностного общения представлены в современной психолого-педагогической литературе как важная характеристика
субъекта общения.
В складывающейся социокультурной ситуации немаловажным фактором является выраженность степени профессионализмаработников школьно- дошкольных образовательных учреждений в создании пространства нравственно-культурного взаимодействия
субъектов общения с учётом возраста и дифференциации способов выстраивания отношений.
Непосредственно-эмоциональное общение малыша с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве
субъекта общения.