Моральный капитал

Ван Сяоси, 2023

Книга «Моральный капитал» известного китайского ученого, специалиста в области этики, профессора Ван Сяоси впервые публикуется на русском языке. В издании всесторонне рассмотрены вопросы морали, связь морали с экономикой и механизмы их взаимодействия. Представлена концепция морального капитала, проанализированы его особенности и формы. Большое внимание уделено практическим вопросам формирования морального капитала предприятий и критериям его оценивания, показаны роль и основные задачи морального капитала в функционировании и развитии предприятий. Книга представляет несомненный интерес для представителей академического сообщества и широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моральный капитал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Что такое моральный капитал?

Наиболее ярким и глубоким объяснением экономической роли (функции) морали или ее экономической ценности является концепция морального капитала[77]. Моральный капитал — это «душа» ценностей материального капитала и «ядро» ценностей духовного капитала в хозяйственной деятельности. Без моральной составляющей капитал не является рациональным и тем более качественным. Материальный и денежный капиталы в отрыве от духовного представляют собой лишь производственные ресурсы.

Кроме того, капитал без морали может легко превратиться в псевдокапитал и злокачественный капитал[78]. Такой капитал находится в противоречии с истинным капиталом, который одновременно приносит прибыль и духовно возвышает человека. Иными словами, капитал — это единство материальных и духовных элементов, которые вложены в процесс производства в качестве производственных ресурсов и обеспечивают прирост стоимости.

Успех или неудача деловых операций серьезно зависят от количества и качества накопленного предприятием морального капитала.

1. Содержание понятия «моральный капитал»

Для исследования значения морального капитала необходимо прояснить логическую взаимосвязь между капиталом, моральным капиталом, а также моралью и капиталом.

1. Капитал, моральный капитал

Капитал — основная категория экономики. Общая характеристика сущности капитала заключается в том, что он приносит прибыль, воплощенную в физических и концептуальных ценностях. С другой точки зрения, «капитал — это сила, способность инвестировать в производство и увеличивать общественное богатство»[79]. По этой причине капитал не является только материализованным или монетизированным, материальным и денежным, как полагают традиционные теории. Это также духовный капитал нематериализованных идей, или нематериальный капитал. Без духовного капитала физический и денежный капиталы не могут быть созданы и в принципе не имеют смысла. Для того чтобы капитал стал действительно капиталом, он должен быть активирован людьми с их субъективным сознанием. Он должен проявиться или материализоваться, иначе материальные и денежные средства будут, как отмечалось выше, только производственными ресурсами.

Духовный капитал включает в себя идеи, знания, культуру, ценности, мораль и т. д. Мораль является основным стержневым элементом духовного капитала. Без нее другие его элементы не могут проявиться должным образом и выполнить свою роль в увеличении стоимости предприятия, что неизбежно повлияет на эффективность материального и денежного капитала в производственном процессе. В истории китайской и зарубежной мысли на этот счет возникло множество различных идей и точек зрения[80].

Мораль, как один из элементов духовного капитала, включает в себя нравственные понятия, нормы и т. д., которые играют уникальную и незаменимую роль в создании и приумножении ценностей. Научная этика и мораль, если говорить об их функции, требуют не только постоянного самосовершенствования людей, но и гармонии межличностных отношений, рационального создания и улучшения условий и среды для существования человека. Применение этой функции в производственной сфере неизбежно сформирует сочетание духа предпринимательства и гармоничного взаимодействия благодаря совершенствованию человеческих качеств, особенно моральных, и поспособствует росту материальных активов, повышению эффективности производства и производительности труда. Благодаря моральной составляющей предприятия получают большую эффективность и прибыль[81]. Моральный капитал относится к нравственным понятиям и нормам, ценностям, благотворительности, высоконравственному поведению как к производственным ресурсам, которые инвестируются в производство и способствуют росту стоимости[82].

На самом деле моральный капитал — не просто средство продвижения ценностей. Он может способствовать совершенствованию человека и рациональному использованию денежного капитала в деловых операциях, повышению социальной рациональности и в итоге достижению беспроигрышной ситуации между экономическими и социальными выгодами.

В качестве примера рассмотрим частное предприятие по выпуску хлопкового нижнего белья одной известной марки, где занято 200 человек. Предприятие ежегодно увеличивает свою долю на рынке, расширяет ассортимент и продажи. Продукция пользуется большой популярностью, так как дизайн, производство и сервис соответствуют потребностям клиентов. Важное значение имеет также политика компании по безусловному возврату и при необходимости обмену изделий. В свое время группа управленческого персонала прошла обучение по вопросам менеджмента и этики, и, когда компания расширилась до четырех филиалов, управленческий персонал смог быстро адаптироваться к потребностям расширяющегося бизнеса. Дальнейшее поддержание в обществе хорошей репутации компании обеспечило увеличение налоговых поступлений и создание новых рабочих мест.

Конечно, мораль, которая становится капиталом в процессе производства, обязательно должна сопровождаться «предисловием», где оговаривается, что это «мораль, отвечающая требованиям эпохи, то есть мораль в научном смысле».

2. Логическая связь морали и капитала в контексте морального капитала[83]

Нравственность и капитал не противоречат друг другу, а дополняют и поддерживают. Научное движение капитала нуждается в морали, смысл существования и роль которой в экономическом строительстве должны быть подтверждены эффективностью и прибылью. Цели морали и капитала сонаправлены в экономической деятельности, движутся в одну сторону — к достижению большей эффективности и прибыли при одновременном совершенствовании людей; нравственные ценности едины с рациональной целью капитала и связаны неразрывными логическими отношениями. Следовательно, мораль — это важный нематериальный капитал в экономической деятельности, то есть мораль также является капиталом.

1. Природа капитала и сила морали поддерживают друг друга

Природа капитала заключается в получении большей прибыли, но это не противоречит научному пониманию морали. В общем смысле капитал — материальные и нематериальные активы, которые посредством инвестирования в производственный процесс могут приумножить прибыль и способствовать росту стоимости. Получение максимальной прибыли при инвестировании в производственный процесс во многом зависит от роли рабочих, то есть от создания живым трудом новой ценности. Живой труд — это не просто физические способности субъекта труда, но и культурный уровень работника, технические навыки, моральное сознание и т. д. Моральное сознание человека, как нематериальный элемент капитала, определяет степень рациональности, особенности функционирования и результат движения капитала. Мораль и капитал сосуществуют: капиталу нужна мораль, а нравственные ценности выходят на первый план благодаря беспрепятственному движению капитала.

В процессе вовлечения капитала в производство и его функционирования мораль играет роль направляющего, координирующего и контролирующего фактора. Без влияния морали капитал в обычном понимании не может развернуться в полной мере. Иными словами, для того чтобы капитал был капиталом или стал им, необходимы человеческие ценности, и в частности мораль, которая прояснит рациональную цель и направление капиталовложений. Если последние не имеют четкой рациональной цели и направления инвестирования или даже противоречат здравому смыслу, являясь нерациональными, то такой капитал является своеобразным, особым капиталом. Вероятнее всего, это будет «псевдокапитал», «злокачественный капитал», полностью противоречащий морали, за которую мы выступаем, и рано или поздно он утратит обычные для капитала ценность и значение.

Почему в капиталистическом обществе капитал с головы до пят пропитан кровью и грязью? Не по причине того, что его сущность заключается в получении большей прибыли, а из-за природы капитала, которая порочно расширяется. Так, в процессе получения прибыли не только прибегают к жестокой эксплуатации, но и сама прибавочная стоимость безвозмездно присваивается капиталистом для дальнейшего инвестирования в производство и еще большей эксплуатации рабочих. Без направляющей, координирующей и контролирующей роли морали сущность капитала, скорее всего, будет использоваться нерационально, и в этой ситуации капитал становится безнравственным.

Капитал инвестируется в производство с целью получения большей прибыли, для достижения которой он должен непрерывно следовать за производственным процессом. Иначе говоря, должны существовать процессы производства, сбыта, распределения прибыли, согласования и т. д. Однако успешность этих процессов тесно связана с вопросами этики. Например, мораль — «душа» проектирования и производства продукции — играет решающую роль в дизайне и качестве. Последнее имеет важнейшее значение, ведь никто не станет покупать продукт, у которого нет полезных качеств. Признание продукта часто связано не с его технологическим содержанием, а с тем, насколько он пронизан ответственностью перед потребителями, то есть с практичностью, долговечностью и т. д. Или другой пример — уровень доверия пользователей и его повышение часто зависят от степени выполнения обещаний компании по послепродажному обслуживанию изделий. Можно сказать, что качество продукта в некотором смысле является оценкой качества «процесса». Даже если качество продукта высокое, но послепродажное обслуживание не соответствует требованиям, то менеджеры, включая уполномоченных продавцов компании, теряют репутацию. В свою очередь это влияет на доверие к компании в обществе, на долю рынка и эффективную работу предприятия в целом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моральный капитал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

77

В 2000 г. в статье «О моральном капитале» я дал относительно полное и систематическое объяснение понятия «моральный капитал». Эта тема привлекла внимание академических кругов и вызвала бурные дискуссии. В этот период я обосновал причину существования и функции морального капитала в серии статей «Девять дискуссий о моральном капитале» и одновременно ответил на вопросы коллег («Чжунго цзинцзи луньлисюэ няньцзянь», 2000–2013 гг.).

78

Псевдокапитал, или «плохой капитал», относится к нерациональному приобретению или вложению капитала и нерациональному распределению прибыли. Истинный, или рациональный, капитал означает рациональное приобретение или инвестирование капитала и разумное распределение прибыли. Процесс приумножения капитала приведет к улучшению общего качества жизни людей и повышению их благосостояния.

79

Ван Сяоси. Миссия этики в условиях экономической глобализации в XXI веке // Даодэ юй вэньмин. — 1999. — № 3.

80

Ван Сяоси, Хуа Гуйхун, Го Цзяньсинь и др. О моральном капитале. — Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2005. — Гл. 2–4.

81

Некоторые люди задаются вопросом, можно ли материализовать мораль, поскольку утверждается, что она может способствовать получению прибыли. На самом деле материализация морали, то есть превращение морали в материальное, — ложная концепция. Термин «материя» не имеет четкого определения в рамках основных понятий современных естественных наук и может по-разному обозначаться и выражаться различными дисциплинами, особенно естественными и социальными науками. Но в целом он относится к чему-то, что имеет определенное пространство и ненулевую массу. // С точки зрения естествознания материя состоит из самых элементарных частиц, таких как молекулы, атомы, электроны и ионы; в историческом материализме материя — это философская категория, обозначающая объективную реальность, которая не зависит от человека, но может быть отражена сознанием. Таким образом, материализация морали означала бы, что мораль как духовное явление может быть преобразована в материальное, что невозможно с научной точки зрения. Фактически так называемая материализованная мораль как материальный объект представляет собой смесь химических веществ, поэтому мораль как духовное явление никогда не может иметь химическую функцию. Кроме того, материя всегда существует в некотором фазовом состоянии. В объективном мире есть много различных форм материи: от звезд и Вселенной до молекул, атомов и электронов. Материализация морали невозможна, так как мораль не существует в виде материи. // Говоря о трансформации духовного в материю, включая мораль и нравственность, мы имеем в виду только то, что дух «реализуется вовне», экстериоризируется (влияя на форму, характеристики и т. д.) в материи или что процесс экстериоризации наделяет материальную вещь определенными моральными свойствами. Например, возьмем пиалу (чайник) из пурпурной исинской глины. В ходе процесса превращения в пиалу глина как сырье не подвергается моральному преобразованию, однако соответствие формы, характеристик и качества пиалы человеческим потребностям и социальным требованиям, а также практичность и долговечность изделия во многом зависят от внимания производителя к пожеланиям клиентов, то есть от его моральной ответственности. Доля рынка, которую займут пиалы из пурпурной исинской глины, также в значительной степени будет определяться уровнем моральной ответственности их производителей. Таким образом, роль морали в получении прибыли означает, что посредством морального руководства или сдерживания она может помочь предприятиям получить большую выгоду и прибыль, и это никоим образом не относится к материализации морали. // Есть люди, которые считают, что утверждать о способности морали приумножать прибыль — значит подвергать мораль опасности превращения в инструмент. В реальности «инструментализация морали» — ложное и несостоятельное утверждение. Ведь если мораль используется только как инструмент для зарабатывания денег, то это не мораль в научном смысле стремления к добру, а мораль, направленная на зло, то есть лжемораль, или аморальность. Если деньги зарабатываются без достаточной нравственности, то это лишь временное ненормальное экономическое явление в особой социальной среде. В то же время если мораль используется как условие или средство торговли на рынке, это означает, что ее можно обменивать, покупать или продавать. Является ли так называемая мораль все еще тем, что мы понимаем под моралью? Любой человек, имеющий хоть немного здравого смысла, не должен думать таким образом. На самом деле между изучением и интерпретацией экономической ценности морали и опасностью превращения ее в инструмент нет никакой логической связи.

82

Вместе с коллегами мы сделали следующие обобщения концепции морального капитала с учетом различных точек зрения. На наш взгляд, моральный капитал это: // • способность морали инвестироваться в производство и приумножать общественное благосостояние; // • способность морали инвестироваться в экономический процесс, используя традиционные практики, внутренние убеждения и общественное мнение в качестве основных средств, чтобы содействовать созданию прибавочной стоимости или новой ценности; // • способность морали оказывать продуктивную услугу, которая несет экономическую ценность, то есть прибыль; // • инструментальная функция морали для получения прибыли и экономического развития. // Различные формулировки понятия «моральный капитал» в основном представляют собой дискурсы в разных контекстах. Их общая идея в том, чтобы подчеркнуть значение морали, которая может способствовать совершенствованию человека и воплощать гармонию межличностных отношений, а также помочь предприятиям достичь рационального производства и получить большую прибыль и эффективность (Ван Сяоси. Моральный капитал и экономическая этика: избранные труды Ван Сяоси. — Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009).

83

Данный раздел был опубликован в журнале «Даодэ юй вэньмин» (№ 3/2019) под заголовком «О логической связи морали и капитала». Здесь приводится в сокращении.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я