Идеология и есть такой социально-духовный феномен, сущность которого состоит в выражении интересов определённого
социального субъекта – группы, класса, слоя, общности – и в обосновании путей и способов их реализации.
Таким образом, взаимодействие
социальных субъектов принципиально отлично от воздействий элементов физических и биологических систем, которые являются цепью простых ответных реакций.
Идеология также может проявляться в виде действий
социальных субъектов, направленных на достижение тех или иных общественных целей.
Если индивиды и группы людей свободны от каких бы то ни было представлений о существующей действительности и своём месте в ней, то они и не являются
социальными субъектами в собственном смысле этого понятия.
Власть переходит от рода к новым
социальным субъектам – государству.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прелина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По своему содержанию мировоззрение любого
социального субъекта может быть материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, оптимистическим или пессимистическим и т. д.
Многие российские исследователи, изучающие стратификацию, нередко придают решающее значение активности
социального субъекта – индивида, который преследует свои цели, используя все имеющиеся в наличии ресурсы.
Но и в этих случаях для обоснования принятых политических решений они апеллируют к базовым ценностям
социальных субъектов, придают отдельным положениям их воззрений смысл, диктуемый сложившимися обстоятельствами.
Формирование
социального субъекта как реальной группы, по-видимому, связано с осознанием членами группы своих интересов, их самоидентификацией и механизмами самоорганизации.
Те социальные явления, которые
социальный субъект оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.
Она ориентирована на анализ взаимоотношений
социальных субъектов различных уровней организации жизнедеятельности как основу существования и развития человеческого общества.
Дифференцирующие процессы позволяют
социальному субъекту стать видимым самому себе в своих свойствах.
Первыми
социальными субъектами таких систем стали социальные группы, а отношения между ними – первыми социально-психологическими отношениями людей.
Косвенное влияние
социального субъекта на обучение неслышащих детей проявляется в том, что он устанавливает ценности, нормы, традиции и идеалы, которые транслируются в процессе специального образования.
Мировоззрение же по отношению к
социальным субъектам имеет нейтральный, индифферентный характер.
Под интересами принято понимать проявление потребностей в виде стремления
социального субъекта к обладанию средствами их удовлетворения.
Взаимодействие – это и проявление свойств
социального субъекта в связи с другими субъектами, и одновременно изменение субъектов в конкретной общественной ситуации.
Коммуникация
социальных субъектов несёт на себе функцию передачи партнёру и согласование с ним средств структурирования реальности для построения совместной деятельности.
При этом большинство исследователей связывают идеологию в основном или полностью с выражением интересов групп людей, которые, как правило, в качестве
социальных субъектов противостоят друг другу [12].
Динамизм их содержания также является объективным свойством и обусловлен, во-первых, особенностями механизмов аккумуляции и трансляции знания о прошлом общества от поколения к поколению, а также происходящими в самом обществе трансформациями, в результате которых изменяются статусные позиции единичных и коллективных
социальных субъектов, задающих те или иные перспективы видения прошлого.
Во втором случае, вне зависимости от её «истинности» или «ложности», идеология признаётся феноменом, выполняющим незаменимую роль в жизнедеятельности
социальных субъектов и в функционировании общества в целом.
Властные отношения означают, что между
социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее, превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия.
Интересы
социального субъекта направлены прежде всего на те социальные институты, учреждения и нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей [13].
Отмеченная особенность идеологии приводит к тому, что каждый
социальный субъект стремится представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов и потребностей всего общества: точное или искажённое, объективное или субъективное, но – общества в целом.
Понятие «сборка субъектов» новое и введено для объединения разнородных представлений и технологий соорганизации субъектов в целостного
социального субъекта [11].
Таким образом, масс-медиа должны осуществлять функцию формирования, конституирования различных
социальных субъектов в обществе и способствовать нормальному их взаимодействию.
Непрерывная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный
социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
Конкретные формы и виды трансформационной активности нередко реализуются разными
социальными субъектами.
Анализ показывает, что конфликты основных
социальных субъектов в настоящее время разрешаются путём установления баланса и противодействия разных сил.
Такой пейзаж создал пространственные условия для
социального субъекта современного города, фланёра, который мог обитать в нём и перемещаться, чувствуя себя как дома.
Мышление человека – не природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция
социального субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма.
О приоритете конституционно-правовой политики говорит и тот факт, что именно в её рамках устанавливается нормативная модель идеального образа действительности и ориентируется деятельность
социальных субъектов на её достижение.
Потребности, интересы, мотивы деятельности определяют отношение
социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к различным социальным явлениям.
Особенно важное место в системе компонентов сознания
социального субъекта, определяющих его субъективное отношение к тому или иному явлению, занимают такие тесно связанные друг с другом состояния готовности личности к определённому способу действий, которые называют «жизненная позиция», «направленность интересов», «ценностная ориентация», «социальная установка», «доминирующая мотивация»и т. п.
Но в данном случае радикализм представляется лишь как способ действия конкретных
социальных субъектов безотносительно к определённому виду общественной деятельности.
Таким образом, глобализация – не постепенное эволюционное приближение к единственной возможной точке устойчивого равновесия, а глобальный кризис, в ходе развития которого происходят катастрофические и, как следствие, принципиально непредсказуемые качественные изменения глобального социума, связанные со становлением, развитием и гибелью широкого круга
социальных субъектов в результате нарастающего глобального противоборства, не ограниченного пространственными барьерами.
В традиционных культурах
социальным субъектом выступает само общество (род, племя, община).
Суверенитет выражается в способности
социального субъекта устанавливать правила и заставлять окружающих если не следовать этим правилам, то, по крайней мере, учитывать их существование при взаимодействии с данным субъектом…
Как и другие социальные науки, социология призвана удовлетворять информационную потребность
социальных субъектов – государства и его органов, гражданского общества, отдельных граждан.
Конституционные нормы определяют меру поведения
социальных субъектов, меру их прав и обязанностей и меру государственного регулирования общественных отношений.
Что касается теории глобализации как таковой, то в теоретической области идёт процесс, объективно отражающий нарастающее противоборство
социальных субъектов глобального развития, в первую очередь, глобальных и локальных элит.
Вводимое в данной работе понятие культуры мы связываем прежде всего с ценностным отношением, которое выступает прежде всего как оценка
социальным субъектом определённых объектов с точки зрения их значимости, важности.
При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определёнными чертами (этнос, сословие и т. д.) способны осознать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; наоборот, слаженно действующий
социальный субъект может раствориться в большем социуме.
Жизненно важно понять, что, не обеспечивая контроль общества над сбором, накапливанием и использованием личной информации, характеризующей отдельного индивидуума, мы фактически оставляем отрытой (широко распахиваем) дверь для несанкционированного использования её в интересах отдельных
социальных субъектов, т. е. в антисоциальных целях (для оказания влияния, вымогательства, коррупции и тому подобных манипуляций).
Социологи и психологи утверждают, что сегодня укрепляет свои позиции качественно новое социальное явление (новый тип
социального субъекта) – самостоятельно действующие личности, активность и инициативность которых определяют ситуацию в различных сферах жизни современного общества.
Власть в самом общем смысле есть способность и возможность
социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, принуждение и др.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью – «пограничным», промежуточным, неопределённым состоянием
социального субъекта.
Четвёртую группу составляют целевые ценности, характеристики природной среды, поддающиеся контролю со стороны
социальных субъектов.
Очевидно, что процесс возвращения общества к «самому себе» предполагает наличие
социального субъекта, способного сознательно воздействовать на инерционные исторические процессы.
При обилии понятий, описывающих социальную ситуацию с точки зрения разных переменных, модернизацию определяют некоторые социологические параметры, а именно: совокупность изменений в разных пластах человеческого сообщества, определённый темп изменений, совпадающий с жизнью отдельного социального индивида; активное участие
социальных субъектов в происходящих процессах; осознание обществом нововведений как общественной ценности; активная общественная адаптация альтернатив социально-политического развития, которые рождаются в политическом дискурсе общества.