История
средневековой философии делится на европейскую и арабо-персидскую версии.
Средневековая философия является частью того мира, который уже безусловно миновал.
В старой
средневековой философии понятие о языке было только как о физиологической способности, так же отличающейся у разных народов, как особенности телесной пластики или кулинарные привычки.
Поэтому при изучении
средневековой философии надо принимать во внимание элементы, составляющие как её преемственность, так и обособленность.
Если же принимать во внимание возникновение первых попыток философского осмысления христианского вероучения, то начало
средневековой философии следует отнести ко II веку.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пушбольный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Более того,
средневековая философия принадлежала докритической эпохе.
Современные студенты, изучающие
средневековую философию, похоже, сталкиваются со значительными трудностями, связанными с пониманием её основных терминов.
Многие особенности
средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма.
Примерные временные рамки
средневековой философии составляют с II–VI века по XIV век.
Но для
средневековой философии сущность предшествует делению вещей на роды и виды, а это деление на роды и виды устанавливает смысл, а не сущность.
Вместе с тем упомянутый образ действия является вполне естественным, если принять
средневековую философию за составляющую часть в развитии европейской мысли.
Господствовавшие в
средневековой философии схоластика и догматизм исключали возможность исследования современной боевой практики.
Развитая в
средневековой философии позиция находит своё продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т. е. в рамках основных вероисповеданий христианства.
В то же время важно проиллюстрировать примерами особенности не только
средневековой философии вообще, но также отличительные черты её ведущих представителей и направлений.
Мы имеем полное основание возразить, что, хотя всё сказанное, в сущности, правда, всё это отнюдь не доказывает, что
средневековая философия должна изучаться не только историками.
В любом случае необходимо будет остановиться на еврейской и исламской
средневековой философии, даже если сказанное не будет адекватно точке зрения, принятой у специалистов.
Отсюда всесторонняя зависимость
средневековой философии от теологии.
В этом отличие
средневековой философии и религии абсолютного духа.
Что же касается мнения, в соответствии с которым средневековые философы были настроены некритично, то последнее закрепилось в основном по причине отождествления
средневековой философии с мыслями нескольких непререкаемых авторитетов, чьи аргументы не подвергались проверке, так как считались покоившимися на неопровержимых основаниях.
Поэтому не трудно понять важность продолжительных средневековых дискуссий о значении и связи этих универсальных терминов, а также то, что предметом
средневековой философии была подлинная, периодически возрождающаяся философская проблема.
Но коль скоро, начиная с прошлого века, в
средневековую философию старались вдохнуть новую жизнь, стремясь представить её как философию вечную (philosophia perennis), любое рассуждение о ней в обязательном порядке должно сопровождаться основательным разъяснением своих собственных философских предпосылок.
В
средневековой философии обычно выделяют два главных периода – патристику(II – VII вв. н.э.) и схоластику (VIII – XIV вв. н.э.).
Но для
средневековой философии умопостигаемое бытие заведомо содержит в себе «модусы» (способы осуществления) и добра, и красоты.
Вторым этапом развития
средневековой философии является схоластика.
Известен необычной для
средневековой философии приверженностью к опытному знанию.
Таким образом,
средневековая философия имела религиозный характер, развила традиции предыдущего периода, но всё же внесла свой вклад в развитие онтологии и социальной философии.
Средневековая философия всегда повторяла, что философия есть только прислужница теологии, и всегда в своих рассуждениях ссылалась на библейские тексты.
В последнее время изучение
средневековой философии подверглось значительным изменениям, и продвижения в этой области исследований были важны.
Обобщая вывод по каждой из рассмотренных философских традиций: ранний период
средневековой философии (патристика), восточный аристотелизм, еврейская философия, западноевропейская зрелая (высокая) схоластика, справедливо будет отметить, что они не смогли создать методологических предпосылок для отторжения категорией духа феномена толерантности к отсутствию души.
Я даже склонен думать, как ни парадоксально это на первый взгляд, что философия нового времени, и особенно немецкая философия, по своим темам и характеру мышления более христианская, чем схоластическая
средневековая философия.
Средневековая философия опиралась на веру.
Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.
Специфика
средневековой философии определяется следующими основными принципами: теоцентризм, креационизм, провиденциализм и откровение.
В
средневековой философии метафизика принимала форму теологии.
Важным аспектом
средневековой философии стала её тесная связь с теологией.
Именно благодаря ей
средневековая философия выступила скорее как сопроводительница религиозной доктрины христианства, а не как самостоятельное духовное образование.
Конечно, для достижения подлинно исторического понимания
средневековой философии ещё многое предстояло сделать.
С другой стороны, Эрдманн, представитель двух поколений немецких философов, вышедших из теологии, имел не только основательное теологическое образование, но и глубокое понимание учений
средневековой философии.
Условно,
средневековая философия делится на патристику и схоластику, что способствует философских трудах формированию и систематизации о путях познания через веру и создаёт проблему в средневековой философской мысли в отношение взаимодействия веры и разума.
Средневековая философия совсем не была такой безнадёжной схоластикой, как принято думать, к ней вновь и вновь будут возвращаться.
Средневековая философия сознательно хотела быть христианской.
Вся
средневековая философия шла в том же направлении.
Он начнётся с истоков – античной философии и продолжится
средневековой философией.
Эта ограниченность проявилась уже в разделе, посвящённом
средневековой философии – она оказалась представленной весьма фрагментарно.
Это противопоставление оправдывается лишь в том случае, если бытие, образно «представляя» («réalisant»), мыслят тождественным субстанции, как её понимают эпигоны
средневековой философии или их системные противники.
Где влияние церкви, где
средневековой философии, а где и арабоязычных захватчиков – мир широк, даже очень широк, вновь открытая греческая философия дарит миру жизнерадостность и жизнелюбие, свободомыслие и даёт блестящие образцы всех литературных жанров.
Возможно, обращение к
средневековой философии даст другую перспективу рассмотрения этой проблемы.