Наука XIX в., стоявшая на позициях
спекулятивной философии идеализма и его варианта – вульгарного материализма, не справилась с поставленной задачей.
Как бы мы ни называли предмет нашего интереса, он всё равно лежит в сфере практических исследований и, следовательно, свободен от каких бы то ни было форм
спекулятивной философии.
Самым подходящим было бы обозначить
спекулятивную философию как эпизодическое заблуждение и возвратиться к её старому понятию.
Впрочем, золотая середина кантовского культурсимволизма не менее наглядна и в свете тех девиаций, которые (на тех или иных основаниях) были прочерчены послекантовской
спекулятивной философией.
Первая треть принадлежит
спекулятивной философии; она представляет собою попытку своим спекулятивно-метафизическим толкованием мира в духовно-логическом смысле не только пополнить физическое мировоззрение, но и вполне преодолеть его.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вспомянуться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Спекулятивная философия исходит из построения духовно-исторического мира; она пытается потом и природу построить как бы исторически, по крайней мере в логически-генетическом схематизме.
Последнее воззрение было господствующим у нас в первой половине настоящего столетия: это – воззрение
спекулятивной философии.
Однако цвет
спекулятивной философии продолжался недолго.
Естествоиспытание и историческое исследование, которые сами стали очень сильно расти с двадцатых годов, всё более и более отвлекали от
спекулятивной философии свет и воздух, т. е. доверие и участие подрастающего поколения.
И это последнее воздало теперь философии за всё то пренебрежение, которым
спекулятивная философия награждала при случае научное исследование: философия будто бы вовсе не наука и вообще не заслуживающая серьёзного внимания вещь, а софистическая ловкость говорить о вещах вообще, с известным видом смысла и разума, фиглярское искусство производить на свет путём смешения общих понятий всякого рода тёмные и глубокомысленные изречения оракула – на удивление праздным людям.
Правда, они нуждаются в дальнейшем исправлении со стороны
спекулятивной философии, чтобы действительно отвечать тому, что содержится в движении наивного человеческого ума.
Спекулятивная философия истории была обвинена в получении псевдознания о прошлом.
Каждая более или менее обширная философская система, естественно, должна развить и учение о государстве, которое, однако, теперь, с падением господства
спекулятивной философии, обычно не отличается оригинальностью, а по большей части также и глубиной.
В предлагаемом сочинении образы религии рассматриваются только как образы, а не как мысли (во всяком случае, не с точки зрения
спекулятивной философии религии) и не как вещи, то есть теология рассматривается не как мистическая прагматологиявразрез с христианской мифологией и не как онтология вразрез с умозрительной философией религии, а как психопатология.
Доказательство и ближайшее разъяснение этого глубочайшего ядра всякой спекуляции – бесконечности как отрицательности, соотносящейся с самой собою, этого последнего источника всякой деятельности, жизни и сознания, должно быть дано в логике как чисто
спекулятивной философии.
Зима 1803 г. «Система
спекулятивной философии», включая логику и метафизику, или трансцендентальный идеализм, философию природы и философию разума.
Вследствие постоянного различия в устройстве человеческого разума, обусловленного самой природой, от которого зависит восприятие принципов, к которым стремится истинная цель
спекулятивной философии, нельзя поэтому ожидать согласия между теми, кто желает достичь этой цели, И все доказательства, приводимые в пользу истинности философий одного рода, могут иметь лишь частную силу, так что противоположные им философии могут быть поддержаны столь же строгими доказательствами, бесспорно действительными для других умов.
Богданова «Авторитарное мышление» открывает, несомненно, новую эру в истории философии: после появления этой статьи,
спекулятивная философия потеряла право оперировать со своими двумя основными понятиями «духа» и «тела»; было установлено, что последние сложились на фоне авторитарных отношений, и антитеза между ними отразила социальную антитезу – антитезу организующих верхов и исполнительских низов.
Из этого следует, что говорится о неистовстве
спекулятивной философии, которая наводнила собой весь мир.
Так что второй эйнштейновский постулат – это просто
спекулятивная философия, а не физика!
Четвёртый период развития – период
спекулятивной философии суфизма, который тесно связан с понятием «единства бытия» (вахдат аль-вуджуд).
Рассеянные в различных трудах, большею частью только случайные, полемические и афористические мысли автора по поводу религии и христианства, теологии и
спекулятивной философии сконцентрированы в предлагаемой книге, причём они обстоятельно обработаны, обоснованы, исправлены, частью сокращены, частью дополнены, но ни в коем случае вполне не исчерпаны уже по одному тому, что автор, не любящий общих мест, старался, как и во всех своих трудах, не уклоняться от совершенно определённой темы.
При этом он широко пользуется инструментарием греческой
спекулятивной философии.
Все знают и чтут его достижения в пересмотре
спекулятивной философии.
Полное пренебрежение к
спекулятивной философии считалось в течение всего последующего пятидесятилетия признаком хорошего тона.
Все наиболее важные судьбы, которые наша
спекулятивная философия переживала до сих пор, должны были предшествовать, прежде чем можно было думать о них, этих проблемах в их особом смысле, и, таким образом, определяемых намерением их разрешения.
После того как я пять раз со всем возможным вниманием прочёл это произведение во время безделья, совершенно свободного от всех дел и забот, и довёл до первого брожения все предрассудки, враждебные метаниям, которые можно предположить у человека, который после десятилетнего занятия
спекулятивной философией считает, наконец, что все догматические системы, постепенно принятые им, были заменены не менее догматическим скептицизмом.
Если
спекулятивная философия отвергла эту доктрину, она могла сделать это только по недоразумению.
Метафизика познания догматична, поскольку сохраняет полуправду в её изолированности: тогда как идеализм
спекулятивной философии проводит закон или принцип тотальности и показывает, что он может выйти за пределы неадекватности формул абстрактного мышления.
Зима 1806 года, снова
спекулятивная философия.
Если анализировать сознательный опыт в целом, то синтез факторов этого сознательного опыта сам по себе будет целым, каждая часть которого заслуживает доверия, как и другая, хотя одна из них называется
спекулятивной философией, а другая – практическим богословием.
– Невозможно представить себе разум и спекуляцию более грубым образом;
спекулятивная философия постоянно представляется так, как будто общий опыт, в неподвижной форме его общей реальности, расстилается перед ней непреодолимо, как её железный горизонт, а за ним она предполагает и ищет вещи-аспект своего горизонта, как горный хребет столь же общей реальности, который несёт эту другую реальность на своих плечах;
Один вид заимствует основания
спекулятивной философии против свидетельств опыта.
Возражения второго рода заключаются в определённых предпосылках
спекулятивной философии о природе науки.
Третий вид возражений считает себя оправданным осуждать все виды философии из-за ошибок
спекулятивной философии.
Таким образом,
спекулятивная философия даёт скептицизму различные виды оружия, которые он использует в том или ином виде.
Спекулятивная философия установила принцип, согласно которому существует только одна наука о необходимых и абсолютных вещах.
По его мнению,
спекулятивная философия распадается на ряд отдельных и независимых, хотя и не согласованных между собой ветвей, каждая из которых имеет свой характерный особый предмет исследования и свои особые аксиоматические принципы.
Именно по характерному сочетанию всепроникающего атмана и нормализующегося стула можно безошибочно отличить чумакование от космологических построений чистой
спекулятивной философии.
Так или иначе, нет сомнений в том, что немецкая
спекулятивная философия, разрушив рационализм греков и картезианцев, вместе с ним разрушила и представление о духе как об энергии интеллекта.
Но умозрительные, далёкие от реалий жизни и истории модели, вообще
спекулятивная философия – это как раз то, что для автора этих строк в принципе неприемлемо и без чего он стремился обойтись, сознательно убегая от всякой схоластической отвлечённости и псевдонаучного блудословия, свойственного «науке мнений» в отличие от «науки фактов и знаний».
Писатели, обладающие некоторым специальным естественно-научным образованием и достаточно самостоятельным мышлением, не только впитывают известные им или свойственные духу времени научные теории, но и пытаются зачастую критически осмыслить их, вживляя их в ткань создаваемой ими
спекулятивной философии истории и времени.
Спекулятивная философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии.
Достижение истинной цели
спекулятивной философии не требует трудоёмкого сбора, сравнения и препарирования множества фактов опыта, которые могут быть завершены только после нескольких предыдущих несовершенных попыток.