Наука XIX в., стоявшая на позициях
спекулятивной философии идеализма и его варианта – вульгарного материализма, не справилась с поставленной задачей.
Как бы мы ни называли предмет нашего интереса, он всё равно лежит в сфере практических исследований и, следовательно, свободен от каких бы то ни было форм
спекулятивной философии.
Самым подходящим было бы обозначить
спекулятивную философию как эпизодическое заблуждение и возвратиться к её старому понятию.
Впрочем, золотая середина кантовского культурсимволизма не менее наглядна и в свете тех девиаций, которые (на тех или иных основаниях) были прочерчены послекантовской
спекулятивной философией.
Первая треть принадлежит
спекулятивной философии; она представляет собою попытку своим спекулятивно-метафизическим толкованием мира в духовно-логическом смысле не только пополнить физическое мировоззрение, но и вполне преодолеть его.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: непредставительность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Спекулятивная философия исходит из построения духовно-исторического мира; она пытается потом и природу построить как бы исторически, по крайней мере в логически-генетическом схематизме.
Последнее воззрение было господствующим у нас в первой половине настоящего столетия: это – воззрение
спекулятивной философии.
Однако цвет
спекулятивной философии продолжался недолго.
Естествоиспытание и историческое исследование, которые сами стали очень сильно расти с двадцатых годов, всё более и более отвлекали от
спекулятивной философии свет и воздух, т. е. доверие и участие подрастающего поколения.
И это последнее воздало теперь философии за всё то пренебрежение, которым
спекулятивная философия награждала при случае научное исследование: философия будто бы вовсе не наука и вообще не заслуживающая серьёзного внимания вещь, а софистическая ловкость говорить о вещах вообще, с известным видом смысла и разума, фиглярское искусство производить на свет путём смешения общих понятий всякого рода тёмные и глубокомысленные изречения оракула – на удивление праздным людям.
Правда, они нуждаются в дальнейшем исправлении со стороны
спекулятивной философии, чтобы действительно отвечать тому, что содержится в движении наивного человеческого ума.
Спекулятивная философия истории была обвинена в получении псевдознания о прошлом.
Каждая более или менее обширная философская система, естественно, должна развить и учение о государстве, которое, однако, теперь, с падением господства
спекулятивной философии, обычно не отличается оригинальностью, а по большей части также и глубиной.
В предлагаемом сочинении образы религии рассматриваются только как образы, а не как мысли (во всяком случае, не с точки зрения
спекулятивной философии религии) и не как вещи, то есть теология рассматривается не как мистическая прагматологиявразрез с христианской мифологией и не как онтология вразрез с умозрительной философией религии, а как психопатология.
Доказательство и ближайшее разъяснение этого глубочайшего ядра всякой спекуляции – бесконечности как отрицательности, соотносящейся с самой собою, этого последнего источника всякой деятельности, жизни и сознания, должно быть дано в логике как чисто
спекулятивной философии.
Зима 1803 г. «Система
спекулятивной философии», включая логику и метафизику, или трансцендентальный идеализм, философию природы и философию разума.
Богданова «Авторитарное мышление» открывает, несомненно, новую эру в истории философии: после появления этой статьи,
спекулятивная философия потеряла право оперировать со своими двумя основными понятиями «духа» и «тела»; было установлено, что последние сложились на фоне авторитарных отношений, и антитеза между ними отразила социальную антитезу – антитезу организующих верхов и исполнительских низов.
Из этого следует, что говорится о неистовстве
спекулятивной философии, которая наводнила собой весь мир.
Так что второй эйнштейновский постулат – это просто
спекулятивная философия, а не физика!
Четвёртый период развития – период
спекулятивной философии суфизма, который тесно связан с понятием «единства бытия» (вахдат аль-вуджуд).
Рассеянные в различных трудах, большею частью только случайные, полемические и афористические мысли автора по поводу религии и христианства, теологии и
спекулятивной философии сконцентрированы в предлагаемой книге, причём они обстоятельно обработаны, обоснованы, исправлены, частью сокращены, частью дополнены, но ни в коем случае вполне не исчерпаны уже по одному тому, что автор, не любящий общих мест, старался, как и во всех своих трудах, не уклоняться от совершенно определённой темы.
При этом он широко пользуется инструментарием греческой
спекулятивной философии.
Полное пренебрежение к
спекулятивной философии считалось в течение всего последующего пятидесятилетия признаком хорошего тона.
Если
спекулятивная философия отвергла эту доктрину, она могла сделать это только по недоразумению.
Метафизика познания догматична, поскольку сохраняет полуправду в её изолированности: тогда как идеализм
спекулятивной философии проводит закон или принцип тотальности и показывает, что он может выйти за пределы неадекватности формул абстрактного мышления.
Зима 1806 года, снова
спекулятивная философия.
Если анализировать сознательный опыт в целом, то синтез факторов этого сознательного опыта сам по себе будет целым, каждая часть которого заслуживает доверия, как и другая, хотя одна из них называется
спекулятивной философией, а другая – практическим богословием.
Именно по характерному сочетанию всепроникающего атмана и нормализующегося стула можно безошибочно отличить чумакование от космологических построений чистой
спекулятивной философии.
Но умозрительные, далёкие от реалий жизни и истории модели, вообще
спекулятивная философия – это как раз то, что для автора этих строк в принципе неприемлемо и без чего он стремился обойтись, сознательно убегая от всякой схоластической отвлечённости и псевдонаучного блудословия, свойственного «науке мнений» в отличие от «науки фактов и знаний».
Писатели, обладающие некоторым специальным естественно-научным образованием и достаточно самостоятельным мышлением, не только впитывают известные им или свойственные духу времени научные теории, но и пытаются зачастую критически осмыслить их, вживляя их в ткань создаваемой ими
спекулятивной философии истории и времени.
Спекулятивная философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии.