Обществознание без паники

Никита Глазунов

Поздравляю тебя с тем, что этот учебник попал к тебе! Теперь ты можешь быть значительно спокойнее – у тебя есть вся необходимая теоретическая база для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.Этот учебник изначально был курсом лекций для моих учеников, который я в течение нескольких лет дополнял и редактировал. Вся его структура и содержание – это отражение заданий самого экзамена. Поэтому сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что нет таких заданий, ответа на которые нет в этом учебнике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Социальная сфера

2.1 Социальный институт

Популярность темы по статистике: 37%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.9

Социальный институт — это исторически сложившийся способ решения стоящих перед обществом проблем.

Потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака.

Потребность в безопасности и порядке — институт государства.

Потребность в производстве материальных благ — институт сельского хозяйства и промышленности.

Потребность в передаче знаний — институт образования.

Потребность в решении духовных проблем — институт религии.

Цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества.

Структура социального института:

1. социальные группы и организации;

2. нормы, ценности и образцы поведения;

3. система символов (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

4. идеологические обоснования деятельности социального института.

Наличие всех структурных элементов означает существование сложившегося социального института.

Виды социальных институтов:

1. Формальные — в значительной степени регулируются государством и законами (государство, суд, армия, семья)

2. Неформальные — в своей деятельности практически не регулируются государством и законами (религиозные общины, объединения по интересам, политические течения, мода)

2.2 Индивид, индивидуальность, личность

Популярность темы по статистике: 26%

Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть

Индивид — это единичный представитель человеческого вида.

Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее его исключительность и многосторонность.

Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.

Личность — совокупность социально значимых черт, социальных ролей человека.

Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.

2.3 Социализация

Популярность темы по статистике: 20%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.13

Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Этапы социализации:

1. Первичная социализация — семья, детские дошкольные учреждения, друзья — закладываются базовые понятия о добре/зле, правильном/неправильном;

2. Вторичная социализация — школа, ВУЗ, работа — усвоение социального опыта через взаимодействие людьми при общении и совместной деятельности.

Агенты социализации — люди, помогающие усвоить нормы общественной жизни освоить социальные роли.

Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья.

Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, предприятия и т. д.

Институты социализации — это социальные институты, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Институты первичной социализации — семья, школа,

Институты вторичной социализации — СМИ, армия, церковь.

Конфликт «отцов и детей»:

— в ходе первичной социализации родители «рисуют» нам картину мира людей

— эта картина мира, в котором выросли и социализировались они

— мир постоянно меняется

— картина, созданная родителями, не отражает реальность

— постепенное накопление противоречий между родительской картиной мира и реальностью приводит к конфликту «отцов и детей» и необходимости создавать свою независимую картину мира людей — этот момент является границей между первичной и вторичной социализацией (формальная граница — начало трудовой деятельности).

2.4 Социальная мобильность

Популярность темы по статистике: 29%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.1

Социальная мобильность — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Виды социальной мобильности

1. Вертикальная — движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, изменение места в социальной иерархии.

2. Горизонтальная — географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне без изменения статуса.

3. Индивидуальная — перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других.

4. Групповая — перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

5. Межпоколенная — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

6. Внутрипоколенная — ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе..

7. Организованная — перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством.

8. Структурная — вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Каналы социальной мобильности или социальные лифты — пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие:

1) социальный статус семьи;

2) физические и умственные способности;

3) получение образования;

4) военная служба;

5) вступление в брак;

6) смена места жительства;

7) гражданская война;

8) иностранная интервенция;

9) военный переворот.

2.5 Семья и ее функции

Популярность темы по статистике: 17%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.10

Семья — это:

1) социальный институт;

2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении).

Основные функции семьи:

1) репродуктивная функция — биологическое воспроизводство членов общества;

2) функция социализации — формирование индивида как личности;

3) воспитательная функция — передача знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей;

4) хозяйственно-бытовая функция — ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;

5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

6) защитная функция — физическая, психологическая и экономическая защита членов семьи;

7) эмоционально-психологическая функция — помощь в обретении спокойствия и уверенности;

8) рекреационная (досуговая) функция — проведение досуга;

9) социально-статусная функция — предоставление своим членам социального статуса;

10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.

2.6 Классификация семей

Популярность темы по статистике: 14%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.10

По распределению власти:

— традиционная — решения принимает муж

— эгалитарная — решения принимаются совместно

По распределению домашних обязанностей:

— традиционная (патриархальная) — домашние обязанности выполняет женщина

— матриархальная — основная часть обязанностей лежит на мужчине

— партнерская (коллективистская) — супруги выполняют обязанности совместно или по очереди

По родственной структуре:

— нуклеарная — супруги и их дети

— расширенная (многопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними

— неполная семья — отсутствует один из родителей

По числу детей:

— бездетная

— малодетная — 1—2 ребенка

— многодетная — 3 и более детей

По характеру воспитания

— авторитарная — основывается на авторитете родителей.

— либеральная — строится на свободе ребенка в самоопределении

— демократическая — сотрудничество детей и родителей в процессе воспитания

Тенденции развития современной семьи:

1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.

2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе.

3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.

4) Развитие семьи партнерского (коллективистского) типа.

5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.

6) Преобладание нуклеарной семьи.

7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

2.7 Социальные нормы и их виды

Популярность темы по статистике: 51%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.15, 3.8

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм:

1) Являются общими правилами для членов общества.

2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

3) Направлены на регулирование общественных отношений.

4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

5) Возникают в процессе исторического развития.

6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

1) Дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но необязательны.

2) Предписание — указание на требуемое действие.

3) Запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм

1. Обычаи и традиции — одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения

Частный их вид — ритуалы — правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения.

2. Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом общества, их нарушение встречает осуждение в обществе.

Частный их вид — этикет — детально разработанные правилах поведения и хороших манер.

3. Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные государством и поддерживаемые его принудительной силой; обязательно выражены в официальной форме — законах или других нормативных правовых актах.

4. Религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Иногда совпадают с нормами морали и права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи.

5. Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Содержатся в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

6. Эстетические нормы — закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер.

7. Корпоративные нормы — правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации.

По степени обязательности социальные нормы делятся на:

1) побуждающие;

2) запрещающие;

3) рекомендательные;

4) императивные (повелительные).

Функции социальных норм:

1) Регулируют общий ход социализации.

2) Интегрируют личность в социальное окружение.

3) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения.

4) Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

5) Контролируют отклоняющееся поведение.

2.8 Отклоняющееся поведение

Популярность темы по статистике: 6%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.11

Отклоняющееся (девиантное) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Возможна и позитивная, и негативная формы.

Основные формы негативного девиантного поведения: пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство.

Позитивное девиантное поведение — героизм, самопожертвование, гениальность.

Делинквентное поведение — нарушения норм права. Всегда негативное.

2.9 Социальный контроль и санкции

Популярность темы по статистике: 23%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.9

Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль бывает внутренний (индивид самостоятельно контролирует свое поведение) и внешний (социальные институты и механизмы заставляющие индивидов соблюдать общепринятые нормы).

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкция — любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

Функции социального контроля:

1. Охранительная

2. Регулятивная

3. Стабилизирующая

4. Функция социализации

Виды санкций

1. Формальные позитивные — награждения, грамоты, премии

2. Формальные негативные — штрафы, тюремное заключение, исправительные работы

3. Неформальные позитивные — похвала, одобрительная улыбка

4. Неформальные негативные — оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека

2.10 Социальные группы

Популярность темы по статистике: 26%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.2

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Членство в группе оказывает непосредственное влияние на поведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Признаки социальной группы:

1. Сходство условий жизнедеятельности;

2. Общность потребностей;

3. Наличие совместной деятельности;

4. Формирование собственной культуры

4. Социальная идентификация членов общности, их причисление себя к ней.

Виды социальных групп

1. По численности

а) Малая — небольшое число людей (от 2—3 до 20—30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким — либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности (семья, школьный класс, компания друзей)

б) Большая — многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы (нация, экономический класс, страта).

2. По характеру взаимодействия

а) Первичная — группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку (группа друзей, сверстников, соседей)

б) Вторичная — группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер (производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии)

3. По факту существования

а) Номинальная — искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения (проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Дося»)

б) Реальная — группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства — мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане)

4. По способу организации и регулирования взаимодействия

а) Формальная (официальная) — группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций (школьный класс, спортивная команда «Спартак»).

б) Неформальная (неофициальная) — группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций (поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни).

Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Разновидности квазигрупп: аудитория, фан-группа, толпа.

Основные свойства квазигрупп:

1) анонимность;

2) внушаемость (суггестия);

3) социальная заражаемость

2.11 Социальная стратификация

Популярность темы по статистике: 34%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.1

Социальная структура общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и других различных социальных групп.

Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.

Социальная стратификация — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Страта — это реально фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.

Критерии социальной стратификации в современном обществе

1. Доход

2. Образование

3. Власть

4. Престиж

Исторические типы стратификации:

1. Кастовая

Каста — социальная группа, обладающая пожизненно закрепленным от рождения религиозным правилом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы), шудры (слуги).

2. Сословная

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

3. Классовая

Класс — социальная группа, различающаяся по её роли в экономике (рабы и рабовладельцы; феодалы и зависимые крестьяне; буржуазия и наёмные рабочие).

2.12 Средний класс

Популярность темы по статистике: 3%

Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть

Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей, для обеспечения достойного качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью

Признаки среднего класса

1) здоровье — возможность оплачивать медицинские услуги

2) хорошее, обустроенное жилье

3) питание по своим вкусам — не экономят на продуктах

4) наличие сбережений, которые поддержали благосостояние хотя бы в течение года в случае тяжелой болезни

5) возможность «дать детям полноценное образование» как одну из важнейших ценностей;

6) полноценное проведение досуга — денежные затраты на досуг и хобби

7) полноценное проведение отпуска — ежегодно 1—2 раза

Средний класс — основа стабильности высокоразвитых стран. Потребительские запросы среднеобеспеченных слоев населения во многом определяют развитие экономики.

В развитом обществе западного типа социальная структура напоминает овал с развитой центральной частью и относительно невысокими полюсами высшего и беднейшего класса; в слабо развитом обществе — это треугольник с вогнутыми сторонами, имеющий широкое основание; в тоталитарных обществах — сплющенная пирамида, с многочисленным слоем трудящихся и незначительным — политических деятелей.

2.13 Маргиналы

Популярность темы по статистике: 3%

Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью — «пограничным», промежуточным, неопределенным состоянием социального субъекта.

Маргиналы — индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.

Виды маргиналов

1. Этномаргиналы — возникают в чужой этнической среде благодаря миграции.

2. Социомаргиналы — возникают в процессе незаконченного социального перемещения.

3. Религиозные маргиналы — возникают вне традиционных конфессий.

4. Экономические маргиналы — возникают в связи с потерей работы и материального благополучия.

5. Политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.

2.14 Этнические общности

Популярность темы по статистике: 26%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.4, 3.5

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Виды этнических общностей:

1. Род — группа кровных родственников.

2. Племя — объединение нескольких родов., ведущих общее происхождение от одного предка.

3. Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

4. Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Признаки нации:

1) единство территории

2) единство языка

3) общность истории

4) общая культура

5) общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства

6) устойчивая государственность;

7) единство экономических связей

8) развитая социальная структура.

Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.

Национальное самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу.

Основные тенденции развития наций в современном мире:

1. Межнациональная дифференциация — процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах: самоизоляция в целом, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

2. Межнациональная интеграция — процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни: экономические и политические союзы (Европейский союз), транснациональные корпорации и фритредерство в экономике, международные культурные центры, глобализация в культуре.

Способы взаимодействия:

1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции.

Межнациональный конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооруженных столкновений и войн.

Причины межнациональных конфликтов:

1) несовпадение этнических и территориальных границ;

2) ухудшение экономического положения;

3) социальные противоречия;

4) национализм и шовинизм, возведенные в ранг официальной политики;

5) национальные и религиозные различия;

6) прошлые национальные обиды.

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы собственной нации превыше других интересов.

Виды национализма:

1) этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности;

2) державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов;

3) бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации.

Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

2.15 Молодежь как социальная группа

Популярность темы по статистике: 17%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.3

Молодёжь — это социально-демографическая группа в возрасте от 16 до 25 лет.

Особенности социального положения молодёжи:

1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей)

2) переходность положения (маргинальность)

3) высокий уровень социальной мобильности

4) активный поиск своего места в жизни

5) наличие перспектив профессионального роста.

Социально-психологические качества:

1) внутренняя противоречивость

2) неустойчивость психики

3) низкий уровень толерантности

4) стремление выделиться, отличаться от остальных

5) специфическая молодёжная субкультура.

Типы самодеятельности молодежи:

1) Агрессивная самодеятельность — стремление к самоутверждению

2) Эпатажная самодеятельность — вызов общественному мнению

3) Альтернативная самодеятельность — выработка альтернативных образцов поведения

4) Социальная самодеятельность — решение социальных проблем (защита окружающей среды)

5) Политическая самодеятельность — желание изменить государственный строй

Признаки неформальных молодежных групп:

1) возникновение на базе стихийного общения

2) отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения

3) самоорганизация и независимость от официальных структур

4) относительная устойчивость, иерархия среди членов группы.

2.16 Социальный статус и социальная роль

Популярность темы по статистике: 26%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.12

Социальный статус личности — это положение человека в обществе, позиция в социальной структуре группы или общества.

Типы социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе.

а) Личный статус — положение человека, которое он занимает малой или первичной группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

б) Социальный статус — положение человека в обществе в зависимости от социальных функций, которые он выполняет.

2) Статусы, определяемые временными рамками.

а) Основной статус — определяет главное в жизни человека (место работы и семейное положение)

б) Эпизодические социальные статусы — влияют на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент)

3) Статусы по возможности их изменения

а) Предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (национальность, место рождения, пол)

б) Смешанный статус — однажды достигнутый статус сохраняется за человеком (инвалид, профессор, олимпийский чемпион)

в) Достигаемый (приобретенный) — приобретается в результате свободного выбора, личных усилий (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус, образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Роли определяются ожиданиями людей: родители должны заботиться о своих детях, работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.

Ролевой набор (ролевая система) — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

2.17 Социальный конфликт

Популярность темы по статистике: 31%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.7

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов.

Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознается обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

Виды конфликтов:

1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений

2) деструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям

Фазы конфликта:

1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.

2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

а) Уход от ситуации (избегание конфликта) и распад связей между людьми.

б) Переговоры, торга, компромисс — каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить.

в) Борьба, соперничество — каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких — либо уступок.

3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).

4. Развитие открытого конфликта — участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

5. Разрешение конфликта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я