Умственное воспитание детей включает в себя формирование таких психологических процессов, как память, внимание, развитие слухового восприятия окружающей среды, увеличение активного 
словаря детей и развитие речи.        
     
            
        Цели:познакомить детей с пространственным значением предлога «ПОД» и его схемой; упражнять в умении согласовывать существительное с предлогом «ПОД»; развивать понимание дифференциации предлогов «НА» и «ПОД»; учить составлять предложения с данным предлогом; активизировать 
словарь детей по теме «Моя семья»; развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление; воспитывать чувство привязанности к своей семье.        
     
                            
                    
        Продолжать обогащать 
словарь детей вежливыми словами («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.).        
     
            
        Активный 
словарь ребёнка насчитывает 250—300 слов.        
     
            
        Именно этим объясняется тот удивительный скачок в развитии 
словаря ребёнка, который наблюдался всеми авторами, в возрасте 1 г. 6 мес.        
     
                    
        
                    
        
    
    
        
            
            Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
        
        
            
                    
                    
                        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
                     
                    
                        Вопрос: антидарвинист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?                    
 
                    
                    
                                 
         
     
                                
        Словарь ребёнка активно пополняется обобщающими словами, синонимами и антонимами, многозначными словами.        
     
            
        Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение 
словаря детей, их развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояние, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки.        
     
            
        К полутора годам 
словарь ребёнка может составлять около 50 слов.        
     
                            
                    
        По мере накопления активного и пассивного 
словарей ребёнок учится речи родного языка.        
     
            
        В процессе наблюдений за представителями животного мира обогащается эмоциональный опыт, пополняется 
словарь детей и формируются конкретные представления.        
     
            
        При этом заучивание новых понятий не требуется – они должны входить в 
словарь ребёнка органично и непроизвольно, в ходе игровых действий – так, как это происходит в жизни.        
     
            
        Способствовать появлению в 
словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.        
     
            
        Параллельно с развитием 
словаря ребёнка происходит развитие грамматического строя речи.        
     
            
        Вводить в 
словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (доктор лечит, выписывает лекарство, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т. д.).        
     
            
        Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого 
словаря детей.        
     
            
        Итак, по возможности ограничивайте 
словарь ребёнка.        
     
            
        Именно тогда появилось первое исследование [Nelson 1973], в котором было обращено внимание на то, что уже на стадии однословных высказываний 
словарь детей различается очень существенно.        
     
            
        На втором году нарастает 
словарь ребёнка, хотя часто возникает непростая для него ситуация: ребёнок понимает смысл речи, но ему пока трудно объясниться.        
     
            
        Цель:Изучение и внедрение в активный 
словарь детей языковых единиц характерных для начального уровня владения английским языком.        
     
            
        В этом процессе с использованием кукол, элементов костюмов активизируется 
словарь детей по определённой теме, развиваются творческая фантазия, просодическая сторона речи, её интонационная выразительность, раскрепощается личность ребёнка.        
     
            
        Если до этого в 
словаре ребёнка преобладали аморфные слова, которые могли обозначать что угодно (как например, слово «тпру») и поэтому в этот период он мог обойтись небольшим количеством слов, имевших разные значения в зависимости от ситуации, жеста и интонации, то теперь значение слова сужается и словарь увеличивается.        
     
            
        Длительное время занимаясь проблемой развития речи у детей раннего возраста, изучая особенности детского лексикона, мы пришли к выводу, что целенаправленное внимание педагогов и родителей к первому 
словарю детей не должно ограничиваться только требованиями к расширению знаний о человеке и его деятельности, сезонных и погодных явлениях природы, флоре, фауне, о предметах, способах действия с ними и их назначении.        
     
            
        А последующее появление в активном 
словаре ребёнка правильно оформленных флексий свидетельствует о его переходе с доморфологического этапа усвоения родного языка к этапу первичного грамматического оформления.        
     
            
        Данная методика может быть использована и, как способ коррекции мышления, внимание и речи, обогащения и активизации 
словаря детей с ограниченными возможностями развития на уроках русского языка и чтения, как со всем классом, так и на индивидуальных занятиях.        
     
            
        Оно базируется на образцах 
словаря ребёнка, переделанных им «по своему хотению», временами действительно оригинально и творчески, служа подтверждением тонкого чувства языка у дошкольников.        
     
            
        Также к году 
словарь ребёнка может достигать нескольких десятков понимаемых им слов.        
     
            
        Постепенно пополняется звуковой 
словарь ребёнка.        
     
            
        Увеличивается собственный 
словарь ребёнка.        
     
            
        По данным Watts (1944), порядок появления различных частей речи в 
словаре детей приблизительно таков: 1. имена собственные; 2. существительные; 3. простые слова, служащие для связи; 4. глаголы и отглагольные формы, относящиеся к чётко очерченным событиям; 5. предлоги и простые слова, обозначающие отношения; 6. местоимения; 7. прилагательные, обозначающие легко определяемые качества; 8. абстрактные существительные повышающейся степени сложности и 9. наречия.        
     
            
        Пополнять и активизировать 
словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.        
     
            
        Раздел «Родной язык» был дополнен такими важными вопросами, как выработка правильного произношения, обогащение 
словаря детей, развитие связной речи.        
     
            
        Согласно программы, в первой младшей группе педагоги обогащали 
словарь детей: «кошка» и как называются её детёныши «котята».        
     
            
        Ознакомившись с довольно большим количеством – около двух десятков – начальных 
словарей детей, достигших уровня 10–12 слов, мы обнаружили, что, с одной стороны, у некоторых детей эти словари состоят почти исключительно из существительных (плюс, например, какого-то глагола типа дай!), а у других – представляют собой весьма гетерогенный набор, включающий как существительные, так и различные иные слова – не только дай!, но и ещё, моё(или мне), хочуи т. д.        
     
            
        Пассивный 
словарь ребёнка в разы превышает активный.        
     
            
        В процессе наблюдений за объектами растительного мира одновременно формируются чувственная сфера, конкретные представления, обогащается 
словарь детей.        
     
            
        В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный 
словарь ребёнка.